Научная статья на тему 'Гуманитаризация как фактор высшего технического образования'

Гуманитаризация как фактор высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Т. А.

Гуманитаризация высшего технического образования является важнейшей проблемой в плане общекультурного роста будущего специалиста. Гуманитаризация образования представляет собой процесс олицетворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, в их социальном бытии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization of higher technical education is a major problem of the future expert's general cultural development. Humanitarization of education is the process of personification of humanistic ideas and values in people's world views and their social being.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация как фактор высшего технического образования»

Т.А.ЛАРИНА

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманитаризация высшего технического образования является важнейшей проблемой в плане общекультурного роста будущего специалиста. Гуманитаризация образования представляет собой процесс олицетворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, в их социальном бытии.

Humanitarization of higher technical education is a major problem of the future expert's general cultural development. Humanitarization of education is the process of personification of humanistic ideas and values in people's world views and their social being.

Необходимость гуманитаризации образования порождена объективными запросами личности, социальных групп и общества в целом. Система образования формирует ценностные ориентиры у новых поколений в форме обобщенного образа человека, его жизни и деятельности, вырабатывает понимание человеком своей индивидуальности и поэтому гуманитаризация образования включает в себя множество аспектов, в том числе психологический, этический, эстетический и философский.

Гуманизм, будучи мировоззрением, в философии не может рассматриваться абстрактно, ибо он всегда историчен и конкретен, возникает в процессе развития человеческого мышления и культуры, изменяет свое содержание и форму, но всегда провозглашает право человека на свободу, творчество, самореализацию, на счастье в земной жизни. Идеалы гуманизма оказывают уста-новочно-ориентирующее воздействие на сознание и деятельность.

Для выявления методологического потенциала гуманизма важно определить его рациональность, особенно в контексте высшего технического образования. Рациональность и рационализм научно-технического толка зачастую ущербны в своем понимании человека как хозяина мира и его покорителя, а, в конечном счете, и покорителя себе подобных. Целостное же отношение человека к миру и самому себе делает возможным

адекватный подход человека к миру, как миру человека в его бесконечно многообразных проявлениях. Рациональное знание, наука, осмысленные в контексте гуманизма, приводят к пониманию возрастающей роли субъекта познания.

На сегодняшний день гуманизм уместен и в естественно-научном, и в техническом знании. Студенты должны не только получать основы новых знаний, но и уметь в своей дальнейшей работе использовать методы социально-гуманитарных наук. А для этого необходимо идеи гуманизма внести в обучение в качестве метода в теоретическое и практическое освоение природы, в проектирование, конструирование и использование техники. Поэтому преподавание гуманитарных дисциплин должно быть, по-возможности, связано с будущей профессией студента и его интересами.

В техническом вузе философская сторона проблемы гуманизации реализуется через философскую методологию, философскую проблематику, через основные идеи, концепции и принципы философских систем. Огромное значение для формирования и развития общей и профессиональной культуры будущего специалиста играет изучение в общем курсе философии историко-философского раздела, ибо именно он представляет большой материал для понимания гуманизма, тем более что история философии изучает гуманизм в конкретно-исторических формах.

- 265

Санкт-Петербург. 2008

История философии есть история развития человеческого мышления через осмысление важнейших аспектов бытия - природы, человека, познания. Студенты, изучая философское наследие прошлого, обретают возможность познать ментальность того или иного философа, духовную сущность той или иной культуры. История философии является существенной частью истории мировой культуры, но ее специфика состоит в том, что она является синтезом исторической и философской наук и посему ее познавательная ценность несомненна!

Своеобразие историко-философского развития заключается в том, что философские системы существуют в истории не изолированно друг от друга, но связаны между собой, выражая преемственность идей и прогресс мышления в целом. История не бывает безликой, и изучение личности философа (что входит в программу курса) дает студентам представление о ярких, уникальных мыслителях, преданных своим идеям, дает им почувствовать, как через философа выражает себя эпоха.

Философия воссоздает и исследует становление и развитие человеческого ра-

зума в его восхождении от низших ступеней к высшим, изучает эволюцию теоретических представлений, а познание истории научного знания способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего. Современное знание является результатом исторического развития и включает в себя изучение и критику всего неверного и использование всего положительного, что включал в себя опыт прошлого.

Постижение культуры прошлого, в частности через изучение истории развития человеческих знаний само по себе представляет огромную просветительскую ценность, реконструируя историю человеческого духа в его целостности.

Изучение философии в техническом вузе способствует формированию у студентов представлений об историческом единстве самосознания человечества.

Гуманитаризация образования выступает альтернативой технократизму, который в крайних своих формах умаляет или вовсе исключает подготовку будущего специалиста в области познания им своей человеческой сущности.

266 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.