ГОСТИ НОМЕРА
УДК 009
ГУМАНИТАРИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
НОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.Д. Щелкунов
Аннотация. Анализ современных общественных реалий обнаруживает нарастание трендов, создающих угрозы гуманитарной безопасности общества. В этих условиях первоочередной задачей гуманитариев становится защита гуманистических идеалов, духовно-нравственных ценностей, культурных основ существования людей. Обосновывается, что решение этой задачи требует налаживания трансфера результатов гуманитарного познания в сферу общественного проектирования и практического применения. Предлагается совокупность способов деятельности в этом направлении; приводятся примеры их эффективности.
Ключевые слова: гуманитарные науки, безопасность, дегуманизация, общественные отношения, проектная деятельность, ценности.
HUMANITARIANS IN THE MODERN WORLD:
NEW IMPERATIVES OF ACTIVITIES
M. Schelkunov
Abstract. The analysis of modern social realities reveals the increase of the trends that threaten humanitarian security. In these conditions the priority task of the humanities is to protect humanistic ideals, moral values, cultural foundations of human being. To perform this task the transfer of theoretical knowledge into the sphere of social design and practical application is required. The set of activities in this direction is proposed, relevant examples are presented.
Keywords: humanities, security, dehumanization, social relationship, project activity, values.
Предметная область гуманитарных исследований включает в себя человека в качестве субъекта деятельности вкупе с ее продуктами - обществом и культурой. Специфика человеческого бытия в конкретно-исторических типах общества и культуры во многом предопределяют цели, приоритеты, идейный пафос, «тональность» гуманитарных изысканий.
С позиций социального детерминизма характерные черты общественного бытия людей складываются в конечном счете под влиянием окружающей их социальной среды и являются исторически изменчивыми. В настоящее время одной из таких черт выступает усиливающаяся дегуманизация человеческого существования, порождаемая совокупностью доминирующих социальных трендов.
Это, во-первых, экономизм как основа общественных отношений, который приводит к тотальному отчуждению человека от результатов его материальной и духовной деятельности, которые в форме товарно-денежных потоков господствуют над ним в виде безличной силы.
Это, во-вторых, технологизм общественного производства, который оборачивается технологизацией человеческого действия, поведения и мыследеятельности, то есть привычкой делать, поступать и мыслить по
шаблонам, созданным кем-то, где-то и когда-то. В результате страдает способность индивида к самостоятельному действию и мышлению, рефлексии, критическому отношению к миру, а значит, умаляется ценность человеческой свободы.
Это, в третьих, медиатизация общественных коммуникаций - нарастающее опосредование человеческого общения миром искусственно созданных предметов (в первую очередь Интернет-универсумом), которая лишает людей полноты естественно-чувственной
коммуникации, влечет чувственную депривацию. Одновременно медиатизация открывает беспрецедентные возможности распространения манипулятивных практик в самых разных сферах общественной жизни, превращающих людей в заложников чуждых им интересов и замыслов [2, с.139-151].
Дегуманизирующее влияние отмеченных трендов дополняется ценностной ориентацией массового человека, которую можно определить как «неуемность желаний и демонстративный вызов традиции» (З. Бауман).
Неуемность желаний является порождением потребительства - доминирующего типа социальности, складывающегося на основе безудержного потребления индивидами
материальных благ. Культивируемая
консюмеризмом установка на
«безусильственный» образ жизни и мысли отвращает человека от освоения духовных ценностей, поскольку они, будучи по определению самоценными и самоцельными, требуют бескорыстных личностных усилий и не приводят к материально-вещественным приобретениям в потребительском смысле. Результаты такого личностно «незатратного» бытия - торжество этики гедонизма, эскалация бездуховности, нарастание социально-исторического беспамятства и гуманитарного невежества людей [6, с.83-85].
Что касается демонстративного вызова традиции, то в морально-нравственном отношении он оборачивается цинизмом, релятивизмом, нигилизмом или ригоризмом. На этой почве возникают многообразные ценностные конфликты, которые зачастую выходят за рамки исключительно морального спора, приобретают черты социального, политического и даже военного противоборства между сторонниками противостоящих ценностей и идеалов.
В то же время под знаком вызова традиции санкционируется посягательство не только на нравственные основы бытия людей, но и на такие, казалось бы, незыблемые атрибуты человека, как телесность, физиология, половая
принадлежность, психика. Об этом свидетельствуют так называемые
трансгуманистические тренды, преследующие цель переделки человека посредством различного рода телесных, половых, психических, духовных практик [4].
Все вышеуказанное можно квалифицировать как совокупность угроз гуманитарной безопасности человечества, требующих адекватного реагирования, в том числе и в первую очередь со стороны гуманитарного сообщества. Речь идет о защите исторически выстраданных гуманистических идеалов, незыблемых духовно-нравственных ценностей, культурных основ существования людей. Приоритетность этой задачи по сравнению с остальными очевидна.
Это не просто теоретическая констатация или благое пожелание. Актуальность и масштабность обозначенной задачи таковы, что она прописана в целевом формате в документе государственной важности - Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г. [3]. Согласно ст. 76 указанного документа, среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности РФ в области
культуры - сохранение и приумножение традиционных российских духовно -
нравственных ценностей как основы российского общества, а также повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. К традиционным ценностям, согласно ст. 78 Стратегии, отнесены приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. А ст. 79 документа прямо определяет размывание традиционных российских духовно-
нравственных ценностей как угрозу национальной безопасности [3].
Обеспечение гуманитарной
безопасности - дело в первую очередь практическое. Насколько готовы к нему гуманитарии? Могут ли они эффективно участвовать в защите духовно-нравственных ценностей, культурных основ общества, используя сложившиеся способы и формы своей деятельности?
Следуя традиции, берущей начало еще в эпоху Просвещения, большинство гуманитариев до сих пор понимают свое профессиональное кредо следующим образом. Ученый гуманитарий должен заниматься теоретическими изысканиями в предметных областях, которые выбирает по своему усмотрению. Результаты своего научного творчества в виде неких интеллектуальных построений, объективированных в бумажной (книга), устной (выступление), визуальной (презентация) формах, он предъявляет обществу в качестве самоценных продуктов. Они, возможно (но не обязательно), обладают потенциалом практического использования где-то и когда-то. Но бремя ответственности за это использование лежит исключительно на «внешних» по отношению к науке общественных субъектах.
Похоже, однако, что в современных условиях традиционная миссия гуманитариев
«осмысливать, писать и говорить» близка к исчерпанию своей социальной эффективности. Продукты гуманитарных исследований в «чистом», самоценном виде остаются достоянием сравнительно узкого круга коллег-специалистов и редко когда выходят за его границы. Общество перестает ощущать на себе воздействие гуманитарной мысли, не слышит голоса гуманитариев - не оттого, что те вдруг потеряли дар речи, а потому что само общество необратимо и кардинально изменилось, в том числе в отношении к науке.
Сегодня самоценность продуктов научного творчества уступает место их инструментальному предназначению, а выбор направлений и тематики научных изысканий диктуется общественным запросом на конкретный и эффективный практический результат. В то же время обоснование практического значения достигнутых научных результатов, равно как продвижение (promotion) полученной интеллектуальной продукции с целью поиска заинтересованных в ней заказчиков отныне возлагается на самого ученого. От выполнения этих условий в конечном итоге зависит ресурсное обеспечение научных исследований [5, с.171-172].
Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах традиционные способы и формы деятельности гуманитариев явно недостаточны для обеспечения гуманитарной безопасности общества. Чрезвычайно актуальным становится доведение результатов гуманитарных
исследований до конкретных проектов, востребованных властью, бизнесом, другими общественными субъектами и институтами, налаживание системы трансфера теоретических знаний в сферу общественного проектирования и практического применения. Причем инициативу в деле создания и отлаживания такой системы должны проявлять сами гуманитарии. Без развертывания такого рода деятельности они рискуют потерять всякую заинтересованность общества в своих изысканиях, а следовательно, и возможность эффективно противостоять угрозам гуманитарной безопасности.
По мнению автора этих строк, система практического использования гуманитарных знаний предполагает, по меньшей мере, такие составляющие, как-то:
- гуманитарное сопровождение естественнонаучных, информационно -технологических, экономических проектов (яркий пример - создание историко-культурных комплексов Великий Болгар и остров-град Свияжск в Татарстане; празднование тысячелетия Казани);
- гуманитарная экспертиза научно-технических и социально-экономических проектов;
- фабрики мысли (think tanks), позволяющие в режиме свободного мышления осуществлять всестороннюю оценку социально-политических проектов, обеспечивать их гибкость и вариабельность, прописывать сценарное древо событий и вероятных угроз;
- активное позиционирование гуманитариев в качестве субъектов гражданских инициатив.
Помимо этого, весьма актуальным для научно-гуманитарного сообщества становится более широкое и интенсивное использование средств массмедиа (СМИ, Интернет, социальные сети) в целях информационного сопровождения своей деятельности, постоянное наращивание своего присутствия в медиапространстве.
Показательным в плане развития практико-ориентированных форм работы гуманитариев является опыт Казанского федерального университета. Здесь в последние годы научно-образовательная деятельность гуманитарных подразделений рассматривается в качестве фактора решения важных государственных задач. А именно: обеспечения курса на приоритетное гуманитарное развитие в качестве основы экономического процветания, общественной стабильности и самобытности Республики Татарстан. Этот курс зафиксирован в Стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года: «Главной ценностью для стратегии является человек - неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой окружающими, но и будущими поколениями. Человек - самоценность; создание благоприятных условий для его развития и совершенствования -высшая цель стратегии» [1].
Вот почему выбор приоритетов деятельности университетских гуманитариев обусловливается в первую очередь стратегическими задачами социально-культурного и духовного развития республики. К таковым относятся исследования религии, языка, культуры и истории народов Татарстана, поддержание общественной стабильности, этноконфессионального согласия, сохранение гражданской и национальной идентичности, защита традиционных ценностных основ общества, подготовка учителей новой формации, актуализация креативных ресурсов личности, воспитание гражданской
ответственности молодёжи.
В сторону этих приоритетов модернизируются ключевые научно-
образовательные гуманитарные практики. Так, для философских направлений - это обращение к идейному и культурному наследию мировых религий; для исторических - формирование этноисторической идентичности народов Татарстана в качестве органических составных частей общероссийской гражданской идентичности.
В филологических направлениях
приоритетным стало внедрение
лингвокультурологической концепции в образование, развитие полилингвизма; в педагогических - подготовка учителей новой
формации; в психологических - актуализация креативных ресурсов человека.
Осваивать новые направления и способы деятельности - дело для гуманитариев во многом непривычное и необычное. Но именно на этом пути открываются перспективы повышения
эффективности их деятельности по защите человека и человечности. Отгораживаться стеной абстрактного академического теоретизирования от происходящих в мире перемен вряд ли получится - в карете прошлого далеко не уехать.
Литература:
1. Закон Республики Татарстан № 40 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» п. 2.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pravo.tatarstan.ru/rus/gossov /zakon. htm/?npa_id=4431
2. Николаева Е.М., Щелкунов М.Д., Ившина О.Я. Феноменология потребительства: Личностное и институциональное измерения / Е.М. Николаева, М.Д. Щелкунов, О.Я. Ившина. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. - 160 с.
3. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=
doc;base=LAW;n=191669;rnd=214990.942246643548028 6;div=LAW
4. Феномен человека в его эволюции и динамике: труды Открытого научного семинара; отв. ред. С.С. Хоружий, О.И. Генисаретский. - Москва: Институт философии РАН, 2009. - 285 с.
5. Щелкунов М.Д. Метаморфозы науки в обществе потребления / М.Д. Щелкунов // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 1. - С. 171-175.
6. Щелкунов М.Д., Николаева Е.М. Образование в XXI веке: перед лицом новых вызовов / М.Д. Щелкунов, Е.М. Николаева. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 156 с.
Сведения об авторе:
Щелкунов Михаил Дмитриевич (г. Казань, Россия), доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, Директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, e-mail: Mikhail .Schelkunov@kpfu. ru
Data about the author:
M. Schelkunov (Kazan, Russia), doctor of philosophical sciences, full professor, corresponding member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. The Head of the Institute of philosophy and social science and mass communications, Kazan Federal University, e-mail: Mikhail.Schelkunov@kpfu.ru