НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
УДК 001:37
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Ф. РУЧКИНА
Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.
Рассматриваются гуманистические ориентиры современной науки, определены направления формирования творческой личности в системе современного образования.
Ключевые слова: наука, образование, информационное общество, Болонский процесс, гуманизация образования, модернизация образования.
Статус науки в мире традиционно высок. Своё будущее человечество связывает с научным и техническим прогрессом. До недавнего времени этот тезис не вызывал сомнений. Сейчас ситуация изменилась, в философской литературе высказываются суждения о глубоком кризисе, переживаемом научно-техническим развитием [1]. Несмотря на то, что научные достижения современности в различных областях знания впечатляют, потенциальные возможности науки, которые могут быть материализованы в обозримом будущем, вызывают неоднозначные оценки, а некоторые из них (клонирование, вторжение в генетику) порождают тревогу за будущее человечества.
В дискуссиях о перспективах науки в современном мире выражается опасение по поводу «перенасыщенности» общества научными достижениями, реализация которых сейчас не актуальна. Раздаются голоса о «достаточности существующего знания» [2], в особенности это относится к космическим исследованиям, весьма дорогостоящим и вместе с тем мало что дающим простому обывателю в жизни сейчас и в обозримом будущем. Присутствует также разочарование по поводу нереализованных надежд, возлагаемых на науку.
Однако существуют и иные модели настоящего и будущего науки, более адекватно оценивающие её завтрашний день. Их сосуществование обусловлено необходимостью культурногуманитарного регулирования научно-технического прогресса, предпосылкой которого выступает философская рефлексия научного знания. В основе техногенной цивилизации лежит постоянный поиск и применение новых технологий, имеющих отношение не только к области экономики, но и социального управления, социальных коммуникаций. Доминантой в системе человеческого знания в данном случае выступает научная рациональность, оказывающая влияние на все другие виды знания. Научно-технический прогресс обеспечил высокое качество жизни для значительной части населения планеты: повысился уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличилась рождаемость и средняя продолжительность жизни. Но технический прогресс имеет и обратную сторону: техногенная цивилизация может привести человечество к глобальным кризисам и физическому уничтожению. Особенно удручающей является реальность антропологического кризиса, с которым связана опасность изменения генофонда человечества. Это обусловлено достижениями в области биотехнологий, открывающих возможность не только лечить наследственные недуги, но и усиливать те или иные способности людей (физические и умственные). Зона риска, которая при этом возникает, затрагивает саму биологическую основу человека, что в конце концов приводит к изменениям социальной составляющей человеческой жизнедеятельности. В результате негативные последствия неизбежны. Именно об этом писал философ Ф. Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее». По его мнению, беспрепятственный научно-технический прогресс в перспективе неизбежно сделает людей рабами, если он не будет служить человеческим целям. В этом странном мире, предполагает мыслитель, будет утрачено понятие «общечеловеческого», поскольку в ре-
зультате использования биотехнологий не совсем понятным будет звучать вопрос: что же такое есть человек.
Перспективы развития науки, очевидно, предполагают изменения в структуре научного знания: движение от её технологической составляющей в сторону философско-гуманитарной. Осуждённый ещё в прошлом веке односторонний сайентизм сейчас бесперспективен, но это не означает, что человечество когда-нибудь откажется от науки как способе рационального истолкования окружающего мира. При всех критических оценках научных достижений всё более очевидным становится основополагающая роль науки в определении стратегии, в обосновании того или иного конкретного пути движения общества. Роль науки возрастает в том смысле, что она, утратив приоритеты в некоторых областях, остаётся тем не менее в перспективном плане востребованной с учётом более отдалённых горизонтов развития.
В философской литературе этап развития общества, называемый информационным, в качестве основного условия, способствующего самореализации человека, предполагает опережающее развитие технологии. Но что за этим стоит? Очевидно, что количественные характеристики явления далеко не исчерпывают проблемы. (Хотя, быть может, в российских условиях этого нельзя сбрасывать со счетов). Для общества, претендующего на статус информационного, очень значимой характеристикой является концентрация знаний, их генерация, обеспечивающая в конечном счёте научно-технический прогресс. На эту идею работает вся система образования, причём та система, которая уходит от сугубо технологического подхода, ставящего во главу угла решение конкретных технологических задач, осуществление лишь определённых профессиональных целей. Но научные знания, лежащие в основе информационной модели общества не могут автоматически обеспечить возникновение более высокой ступени общества, которое, как считают некоторые исследователи, отличается максимально развитым интеллектом человечества, а также реализацией идеалов гуманизма, всесторонним развитием личности, достижением гармонии с биосферой, Вселенной в целом [3].
Образование - одна из наиболее консервативных областей культуры, поэтому любые реформы в этой области идут трудно. Современная российская модернизация образования не составила исключения. Образование в России переживает не лучшие в своей истории времена. Экономические проблемы, от которых российское образование попало в зависимость, весьма отрицательно влияют на состояние образования, поскольку могущество страны может быть обеспечено лишь в том случае, если образовательная система развивается опережающими темпами и является при этом наиболее приоритетной составляющей государственной политики. Подписание Болонских соглашений, завершивших картину образования в глобализующемся мире, возможно, ставит последнюю точку в вопросе выживания национальной системы образования, бывшей когда-то в мире одной из лучших.
Ряд положительных моментов, связанных с вступлением в Болонский процесс (создание единых европейских стандартов высшего образования, введение общих критериев оценки качества преподавания и др.), вместе с тем создают ряд опасностей для национальной системы образования. Это, прежде всего, ослабление государственной образовательной политики. Позитивные результаты этого объединительного процесса нейтрализуются издержками, прогнозируемыми достаточно определённо: понижение статуса фундаментальных наук. Это означает снижение в целом качества российского образования, являющегося системообразующей частью национальной культуры. Сегодня уже ясно, что Болонские соглашения не могут означать слияния двух различных систем образования, речь может идти об интеграции европейской и национальной образовательных систем. В этой связи безоговорочное принятие Болонских соглашений, а не критическое их восприятие и внедрение, реализует не вполне приемлемую для России интеграцию в образовательную систему европейского сообщества, лишая страну возможности поддержания национальных (и вовсе не самых плохих) образовательных традиций. Особую тревогу вызывает перспектива модернизаций в технических университетах, в которых достаточно сильны технократические настроения и недопонимание истинного назначения гумани-
тарного и социального знания. Причём эти настроения разделяет и какая-то часть студенческой и аспирантской аудиторий.
Новая педагогическая парадигма, шагающая в ногу со временем и отвечающая на вызовы современности, с необходимостью включает в себя гуманизацию технического и естественнонаучного образования. Гуманизация образования предполагает ориентацию не только на получение истины, но также должна включать вопросы гуманитарные: о сущности человека и его предназначении, о гуманистическом смысле человеческой цивилизации. Гуманизация образования ставит вопрос о реальной ценности каждой человеческой жизни. Экономия на культуре слишком дорого обходится человечеству. Об этом свидетельствуют многие драматические эпизоды мировой истории человечества. Представляется важным утверждение: высшая школа могла бы вносить более весомый вклад в нравственное воспитание молодых, используя для этой цели всё богатство философской мысли, включая бесценное наследство русской этической школы. Для русской философской классики этика была не только философской теорией, но и мировоззренческой позицией общества, что по себе являлось заслоном на пути глубокого нравственного кризиса.
Производство научного знания всё более становится неотделимым от его применения, а следовательно от нравственной позиции учёного и инженера. Но смысл этической рефлексии состоит не в отказе от техники вообще, без которой, конечно, невозможно существование цивилизации, но в поиске иных, более гуманных, форм отношений человека, науки и техники. А это невозможно реализовать, минуя воздействие на инженерное мышление, т.е. через инженерное образование. Современное техническое образование, отличающееся рационализмом и прагматизмом, должно стремиться к реализации гуманистических ценностей, среди которых одним из важнейших является человеческая жизнь, ответственность за сохранение которой падает на человека. В данном случае речь идёт об ответственности за себе подобных, за всё живое на земле. Именно опора на общечеловеческие ценности лежит в основе постижения законов природы и совершенствования человеческой жизни как главной задачи науки, сформулированной выдающимися мыслителями прошлого. Информационная эпоха, воплотившая в своих достижениях всю мощь человеческого разума, не может не исходить из приоритета идеи фундаментальности ненасилия, преодоления агрессии не только во вне, но и внутри каждой личности, ориентацию на диалоговую форму общения. Это имеет смысл и во взаимоотношениях с природой.
Управление образовательным процессом - одно из важнейших условий его эффективности. Но главная задача, конечно, заключена в самом его содержании. Проблема образования в России начинается со средней школы. Среднее образование ныне утратило ряд своих преимуществ и уже не отвечает потребностям высшей школы и народного хозяйства. Отток специалистов высокой квалификации на Запад, отсутствие серьёзных стимулов к хорошей успеваемости у большинства школьников, нестыковка школьных программ с вузовскими - вот далеко не полный перечень проявлений неблагополучия в образовательной системе страны. В соответствии с основной идеей современной модернизации образования должен состояться окончательный переход к либеральной его модели, означающей отказ от регламентации читаемых курсов, т. е. предоставление вузам некоторой свободы в их выборе, изменение (что очень важно) модели финансирования государственных вузов, означающее привязку финансирования к законам рынка, мало интересующегося фундаментальной наукой. Ущерб, наносимый в этом случае российскому образованию, очевиден, и об этом с тревогой пишут известные философы России [4,5]. Либеральная модель образования в условиях вынужденной интеграции в европейское образовательное сообщество с неизбежностью вызовет снижение качества российского образования, а возможно, даже разрушение национальной системы образования.
Век информационных преобразований общества отмечен повышенным вниманием не только к инновационной активности человека, его способности к самореализации, но и к гуманизации человеческих отношений, развитию тех направлений науки, техники и технологий, которые были бы социально оправданы. Вопрос принципиально важен, а поэтому не может рассматри-
ваться на уровне эмоциональных реакций, исходя из интересов какой-либо стороны. В связи с этим значительно возрастает ответственность технического образования, готовящего кадры для осуществления научно-технического прогресса. Необходимость повышения профессионализма инженерно-технических кадров в эпоху высоких технологий не вызывает сомнений. Сомнения возникают в другом: насколько эта подготовка соответствует новым ценностям и потребностям общества. Тема эта не нова и была достаточно популярна на заре формирования технического образования в Европе и России. Один из выдающихся представителей инженерно-технической мысли России П.К.Энгельмейер именно в это время сформулировал проблему, ставшую актуальной на многие годы и не утратившую своего значения сейчас. Речь идёт о социальногуманитарном компоненте технического знания, о гуманизации науки и техники через образование.
В одной из своих работ П. К. Энгельмейер ещё в прошлом веке обращал внимание на главную задачу технического прогресса - «проблему человека», понимая под этим в том числе повышение ответственности инженера перед обществом. Именно несостоятельность социальногуманитарной подготовки молодого специалиста, его стремление не выходить за рамки своей профессии, отсутствие интереса к социальным и культурным последствиям своего труда являются первопричиной многих негативных проявлений прогресса науки и техники, которые в обществе нередко квалифицируются как пресловутый «человеческий фактор». По мнению П.К.Энгельмейера, одного из основоположников философии техники в России, инженер должен быть социально ориентированным специалистом, иметь активную гражданскую позицию, а вовсе не являться узкопрофильным носителем определённого набора знаний в области инженерии, поскольку ошибки инженера дорого обходятся людям [6].
Новые информационные реалии требуют пристального внимания к проблеме творчества, формирования творческой личности. Творчество - созидание чего-то принципиально нового, причём именно созидание, поскольку конструктивность является важной характеристикой творческого процесса. Современная педагогическая практика остро нуждается в опоре на такие её виды, которые с наибольшей эффективностью будут способствовать развитию творческого потенциала обучающегося, а также его эмоционально-ценностного отношения к действительности. Творческий подход к образовательному процессу, гибкое сочетание знаний и творчества - необходимое условие динамики педагогического процесса. Важная роль в творческом процессе усвоения знаний играет диалоговая форма. Использование в учебном процессе диалога как результативной эвристической формы общения способствует не только эффективному, осознанному усвоению материала, но также помогает решению воспитательных моментов образования - формированию толерантности, уважительному отношению человека к иному мнению, другой точке зрения. Формирование творческой личности специалиста - труднейшая задача высшего образования и её практически невозможно решить без главного, непременного условия - наличия творческой личности преподавателя. В условиях серьёзных перемен в современном обществе вопросы усиления творческого потенциала личности преподавателя приобретают особое звучание. Знания, мастерство, духовный потенциал, ясная жизненная позиция педагога - важнейшее условие его превращения в Учителя. Преподавание в виде трансляции готовых истин убивает креативность, рождая равнодушие, цинизм, безыдейность и иные формы духовного отчуждения личности.
В результате воздействия современных рыночных идеалов потребления, поддерживаемых всей мощью масс-медиа, существенным образом изменился духовный облик человека, концентрирующий сегодня такие черты, как неверие в возможность что-либо изменить к лучшему, недоверие к власти, скептическое отношении к традициям, девальвацию ценностей. Нравственное милосердие, человеколюбие, сострадание, совесть нередко не вызывают отклика в душах людей. Такая духовная деградация общества наступает, когда государство экономит на вложениях в человека. Серьёзной проблемой для педагогов является реальная возможность влиять на систему ценностей наших студентов. Одно из условий достижения этого - утверждение критиче-
ского стиля мышления преподавателя. Именно в том случае, если педагог способен реализовать свои педагогические предпочтения, его деятельность станет продуктивной, способной выдержать трудности соотнесения системы нравственных ценностей и жизненных реалий. Результат образовательной деятельности педагога, её конечный продукт - знания студентов, их компетентность и, в конечном счёте, образованность. Педагог обязан учить студентов учиться философии, настойчиво овладевая тем, что ему следует знать. Тезис «нет плохих учеников, но есть плохие учителя», конечно, не бесспорен. Но никакие учебные пособия не помогут человеку, не желающему думать, не умеющему учиться. Как известно, хуже глухого тот, кто не хочет слушать. Изменить эту ситуацию в лучшую сторону - и задача, и профессиональный долг преподавателя перед обществом.
Новая информационная реальность предъявила обществу новую образовательную парадигму, одной из главных характеристик которой является всестороннее развитие личности как основной цели образовательно-воспитательного процесса. Эти две ветви культуры - образование и воспитание - невозможно разорвать. В образовательном процессе воспитание личности - не менее значимая общественная потребность. Голый прагматизм, ориентирующий молодёжь лишь на получение профессиональных знаний в вузе, лишает студента возможности иметь широкие, всесторонние знания, позволяющие ему задумываться над смыслом жизни и ценностями своего существования. Гуманитарные дисциплины, и, прежде всего философия, закладывают культурные основания образования, включающие историю, литературу, искусство, этику. Гуманитарные дисциплины позволяют приобщиться к культуре, без которой очень сложно стать мыслящим творцом собственной жизни, гражданином своей страны, принимающим ответственные решения, человеком, сознанием которого невозможно манипулировать.
Философия является мощным стимулом научного творчества, поэтому все явные и скрытые ниспровергатели философии в среде технических специалистов недооценивают её потенциальные возможности. Вузовская молодёжь, искренне желающая приобщиться к философии, убеждается, как правило, в том, что эта дисциплина не только формирует представление об окружающем мире и познавательных возможностях человека, но и раскрывает социальные ценности науки, прививает навыки критического отношения к привычному, устоявшемуся суждению. Задача философии - способствовать социальной активности молодёжи, ее гражданской зрелости, уважению к закону и праву.
Интерес к философии растет, меняется мировоззрение самого человека в изменившихся условиях. Рынок труда предоставляет больше шансов наиболее образованным, предприимчивым, ориентированным на успех, целеустремленным, талантливым. Но сейчас невозможно, и это очевидно, овладеть этими качествами без обращения к философии, которая призвана способствовать изменению нравственного статуса человека, ориентированию его на понимание места личности в этом сложном мире. Функция философии в данном контексте состоит в ее возможности формировать мировоззрение и тем самым влиять на выбор людьми жизненных целей и смыслов.
В структуре философского курса, читаемого в техническом вузе, важное место должно принадлежать гуманизму, как определенной системе воззрений и ценностей, ставящей человека в центр внимания, отводящей ему приоритетное место. Гуманизм сегодня продолжает европейские и русские традиции, превращаясь в одно из центральных понятий философии и науки. Современная наука в определенной мере подтолкнула к необходимости гуманистической оценки проблем, к которым устремлено человечество: выживание общества в условиях угрозы его уничтожения, попытки изменить человеческую природу и многих других. Очевидно, что основной принцип гуманизма - всестороннее и гармоничное развитие личности - невозможно реализовать, не решив ряда глобальных проблем, вставших на пути движения человечества к вершинам цивилизации. Это движение возможно лишь с опорой на науку. Но прогресс науки и техники уже не может рассматриваться вне гуманистического подхода, без нравственной культуры ученых, инженеров, исследователей. Философский курс, освещая вопросы, касающиеся
перспектив научно-технического прогресса, его противоречий и трудностей, должен искать опору в непреходящих гуманистических ценностях, культурных традициях человечества: справедливости, альтруизме, милосердии, сострадании.
Человек в информационном поле - неисчерпаемая и весьма острая проблема. Противники тотальной информатизации общества не повержены, но их аргументы стали, быть может, менее эмоциональны. Мир меняется. Молодежь воспринимает всякое критическое суждение о перспективах информатизации, как консерватизм и архаику. А между тем, жизнь в киберпространстве - это не только свобода на право владения информацией, индивидуальный выбор линии поведения, возможность оперативного решения многих проблем, но и негативные явления, значительно осложняющие нашу жизнь - «утечка мозгов», размывание национального менталитета и черт характера в глобальном информационном потоке ценностей, распространение детской порнографии, рецептов наркотиков, психологическая зависимость от Интернета.
Для современной науки глобализирующийся мир должен быть миром целостного человека.
Однако процессы глобализации сегодня протекают нередко в антигуманных формах, жестко поляризующих человеческий род. В этой связи весьма актуальными и современными сегодня являются мысли И.Т.Фролова о единстве разумности и гуманности. Согласно позиции И. Т. Фролова, на исходе XX столетия в условиях кризисной ситуации общепланетарного масштаба человечество вынуждено обратить внимание на себя, осмыслить свое внутреннее состояние и понять, возможно ли избавиться от иллюзий и стереотипов, преодолеть их во имя будущего земной цивилизации [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Г орохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. 2006. №4.
2. Российская наука и молодёжь (Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2004. №8.
3. Ващёкин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. - М.: 2000.
4. Миронов В.В. Модернизационные процессы в управлении образованием // Вестник РФО. 2008. №2.
5. Порус В.Н. Высшее образование должно возвышать человека // Вестник РФО. 2008. №2.
6. Энгельмейер П.К. Современное значение инженерства // Вестник высшей школы. 1989. №2.
7. Юревич А.В. Ассиметричное будущее // Вопросы философии. 2008. №7.
8. Фролов И.Т. Новый гуманизм // Свободная мысль. 1997. №4.
HUMANISTIC POTENTIAL OF SCIENCE AND EDUCATION
Ruchkina G.F.
Some problems of relation between science, education and upbringing of person are considered.
Сведения об авторе
Ручкина Галина Филипповна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1959), кандидат философских наук, доцент, член Российского философского общества, заведующая кафедрой философии, социологии и политологии МИРЭА (ТУ), автор более 50 научных работ, область научных интересов - социальная философия.