Научная статья на тему 'Гуманистический подход в становлении целостной экологически культурной личности обучающегося'

Гуманистический подход в становлении целостной экологически культурной личности обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКИ КУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / HUMANISM / APPROACH / ECOLOGICALLY CULTURED PERSONALITY / HUMANISTIC APPROACH / VALUE / CONSCIOUSNESS / HOLISTIC PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блягоз Нафисет Шумафовна

Статья посвящена актуальной научной проблеме становлению целостной личности, которая представлена по сути своей экологически культурной, объясняемой автором биосоциальной сущностью человека. Рассматривается понятие «гуманизм», раскрывается сущность гуманистического подхода в становлении целостной экологически культурной личности обучающегося. Автор обосновывает гуманистический подход, основанный на природе самой личности методологически оптимальным и реализуемым в рамках личностно-ориентированного обучения путем создания психолого-педагогических условий для развития потенций обучающегося, его саморазвития, самореализации. Функция педагога в педагогическом процессе представлена как функция организатора встреч обучающегося с ценностями экологической культуры как внутренним детерминантом его саморазвития, самореализации, которые могут быть направлены, но не заданы извне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HUMANISTIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRAL, ECOLOGICALLY CULTURED PERSONALITY OF STUDENT

The article is devoted to a topical scientific problem formation of an integral personality, who is presented by ecologically cultured, biosocial essence of the person. The author examines the concept of “humanism” and discloses the essence of the humanistic approach in the development of an integral, ecologically cultured personality of the student. The publication substantiates the humanistic approach, based on the nature of the person himself. This methodologically optimum approach is implemented within the framework of personality-oriented learning by creating psychological and pedagogical conditions for the development of the learner’s potentialities, his self-development and self-realization. The function of the teacher in the pedagogical process is presented as that of the organizer of meetings of the student with the values of ecological culture as an internal determinant of his self-development, self-realization, which can be directed, but not given from outside.

Текст научной работы на тему «Гуманистический подход в становлении целостной экологически культурной личности обучающегося»

УДК 37.017.91/92

ББК 74.200.528

Б 71

Н.Ш. Блягоз

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Адыгейского государственного университета; E-mail: nafset410@ yandex.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена актуальной научной проблеме - становлению целостной личности, которая представлена по сути своей экологически культурной, объясняемой автором биосоциальной сущностью человека. Рассматривается понятие «гуманизм», раскрывается сущность гуманистического подхода в становлении целостной экологически культурной личности обучающегося. Автор обосновывает гуманистический подход, основанный на природе самой личности методологически оптимальным и реализуемым в рамках личностно-ориентиро-ванного обучения путем создания психолого-педагогических условий для развития потенций обучающегося, его саморазвития, самореализации. Функция педагога в педагогическом процессе представлена как функция организатора встреч обучающегося с ценностями экологической культуры как внутренним детерминантом его саморазвития, самореализации, которые могут быть направлены, но не заданы извне.

Ключевые слова: гуманизм, подход, экологически культурная личность, гуманистический подход, ценность, сознание, целостная педагогический процесс.

N.Sh. Blyagoz

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogy

Department, Adyghe State University; E-mail: nafset410@ yandex.ru

A HUMANISTIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRAL, ECOLOGICALLY CULTURED PERSONALITY OF STUDENT

Abstract. The article is devoted to a topical scientific problem - formation of an integral personality, who is presented by ecologically cultured, biosocial essence of the person. The author examines the concept of "humanism" and discloses the essence of the humanistic approach in the development of an integral, ecologically cultured personality of the student. The publication substantiates the humanistic approach, based on the nature of the person himself. This methodologically optimum approach is implemented within the framework of personality-oriented learning by creating psychological and pedagogical conditions for the development of the learner's potentialities, his self-development and self-realization. The function of the teacher in the pedagogical process is presented as that of the organizer of meetings of the student with the values of ecological culture as an internal determinant of his self-development, self-realization, which can be directed, but not given from outside.

Keywords: humanism, approach, ecologically cultured personality, humanistic approach, value, consciousness, holistic pedagogical process.

«Международная комиссия по образованию для XXI века», созданная ЮНЕСКО в 1993 году, пришла к выводу, что главная цель ориентации модели системы образования XXI столетия - это выживание всего человечества, на основании чего ведущим принципом реформирования образования стал переход от идеологии к культуре, от традиционной педагогики к гуманистической. В этих условиях образованию придается приоритетная функция культуры и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идеи благоговения перед жизнью, ответственности за все живое, единства человека и Вселенной. Реализация последних требует от субъектов педагогического взаимодействия в образовательном учреждении ориентации сознания обучающегося на экологические ценности, как системообразующие содержания образования, рассмотрения проблемы становления личности обучающегося с позиций перехода от воспитания «частичного» человека к воспитанию целостной личности, «внутреннего» человека, способного к самоактуализации, саморазвитию и самореализации.

При моделировании целостного образа выпускника общеобразовательного учреждения он представляется нам как целостная экологически культурная личность, целенаправленный процесс становления которой может быть осуществлен только тогда, когда методы достижения цели образуют единую систему, построенную на определенной методологической основе. Это требует разработки оптимальных методологических подходов, основанных на природе самой личности, ее сознания и самого педагогического процесса, (их целостности и инте-гративности). При этом подход выступает логико-гносеологическим и методологическим образованием, способом познания и преобразования действительности.

Известно, что цели воспитания обучающегося определяются идейными и ценностными установками, провозглашаемыми тем или иным обществом. Говоря о российском обществе, государстве, надо вспомнить, что в нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка, ориентированная на воспитание человека в духе коммунистических идеалов, которые были сформулированы в «Моральном кодексе строителя коммунизма», и тогда все было понятно. Сегодня кардинальные изменения, произошедшие в России, «породили» серьезную проблему в вопросе идейной и ценностной ориентации молодежи и всего населения. Прежние идеалы потеряли свою силу и ушли в историю, новые ориентации не сложились.

В создавшейся ситуации надо четко понимать, что образование и воспитание российской молодежи непременно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Исходя из этого, мы считаем, что в качестве идейной основы системы образования должны быть взяты выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Сегодня гуманизация - одна из важнейших педагогических задач современного образования, которая предполагает признание ценности личности обучающегося в ее индивидуальной неповторимости.

Гуманизм (от лат. !Ьитап^ «человеческий, человечный») - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Человек в системе образования, построенной на принципе гуманизма, рассматривается как

высшая ценность и цель развития, в процессе которого в образовательном учреждении обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации его потенций, достижения гармонии в социально-природной и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета каждой человеческой личности. При этом акцент должен делаться на гармоническое развитие ее потенций как условия становления целостной личности обучающегося. Следовательно, мера гуманизации образовательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для саморазвития, самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству для становления целостности своей личности.

С этой позиции гуманистический подход к педагогическому процессу, образованию обучающегося представляет собой направленность на становление целостности личности и во имя сохранения этой целостности, целостности и непрерывности развития личности (изменения сознания), когда образование встраивается в процесс саморазвития личности обучающегося и, не нарушая его, направляет. Тогда образование и жизнь обучающегося формируют единое культурное пространство, а он становится соавтором собственного развития. Таким образом, основная задача гуманистического подхода - придать образованию личностно-ориентированный характер для реализации цели развития в процессе обучения и воспитания целостной личности обучающегося, способного к сознательному и целенаправленному саморазвитию, самообразованию, самореализации, саморегуляции, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природным миром и миром социума.

Реализация такой цели логически предполагает необходимость привлечения в качестве метода обучения и воспитания партисипативный

метод. Термин «партисипативность» образован от понятия партисипации (от лат. рагаираНо «участие, совместно делаю, включенность, вовлеченность во что-либо, соучастие») и рассматривается как метод организации педагогического (в том числе и ученического) коллектива, способствующий формированию отношений сотрудничества и взаимной ответственности.

Использование данного метода создает условия для эффективной актуализации потенциала саморазвития участников педагогического процесса путем взаимодействия, «соучастия», «включенности» субъектов диалога обучающего и обучающегося в процесс совместного свободного и творческого поиска истины, обеспечивая ответственность каждого участника диалога. Совместный поиск истины - центральный постулат партисипа-тивного метода, когда в педагогическом процессе центром становится не обучающийся, усваивающий знания, а обучающийся, постигающий истину. И надо сказать, что при этом важна не сама истина, а отношение к ней, важно субъектно-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, обменивающихся не только знаниями, но и личностными смыслами. Смысло-поисковая деятельность в педагогическом процессе ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир обучающегося, познание себя и мира путем обмена духовными ценностями, что выражает гуманистическую сущность педагогического процесса.

Процесс становления внутреннего мира (ценностно-смыслового ядра) личности обучающегося детерминируется содержанием ее субъективного опыта. Для того, чтобы обучение способствовало развитию целостной личности, педагог должен учитывать содержание субъектного опыта (содержание обыденного уровня сознания обучающегося), включать его в содержание образования и помогать обучающемуся осмыслить свой субъектный опыт,

прожить и пережить его в контексте общественно-исторического, научного опыта.

Согласно нашей позиции, становление целостной личности обучающегося есть результат, выражаясь словами К. Роджерса, личностно-ориентированного «значимого обучения» (он еще выделяет информационное обучение, обеспечивающее простое знание фактов), дающего обучающемуся действенные знания, необходимые ему для самоизменения и саморазвития. А обучение, помогающее человеку стать личностью, это и есть, по К. Роджерсу, значимое обучение, а по терминологии отечественных ученых - личностно-ориентированное обучение.

Такое понимание гуманистического подхода обеспечивает связь обучающегося с самим собой, со своей экологической (биосоциальной) сущностью, сознанием как продуктом эволюционного развития, с природой как со своим внутренним миром. Это погружение обучающегося во внутренний мир природы, его вовлечение, включение в собственное развитие есть продолжение истории развития природы, а значит и своей биологической сущности, своей половины, части, продуктом, творением, феноменом которой он является. И это происходит через вовлечение в мир природы, бытия.

Очевидно, что стратегические педагогические приоритеты образования непосредственно должны быть направлены на создание педагогических условий для «становления целостной личности» как особого внутреннего качества человека, которое К.Роджерс назвал «спокойной революционностью». На наш взгляд, это и есть основной показатель гуманистической педагогики с личност-но-ориентированным образованием: становление целостности личности обучающегося, ценностное направление этого процесса.

В отличие от цели «создать педагогические условия для становления...», привычное, традиционное

«формирование» - детерминированный извне процесс с самыми, казалось бы, гуманными внешними установками, все же остается показателем педагогики насилия, где личность воспринимается как объект педагогического воздействия. Но еще Я.А. Коменский говорил о том, что способности раскрываются, пробуждаются, прорастают, осуществляются, но никак не «формируются», «формуются»..., ведь личность есть «чудо и миф, формировать ее никому не дано» [1: 150]. Что касается обучающегося, так он живет в процессе «становления» как диалектического единства становящегося и ставшего. «Наша изначальная структура всегда организована как некое «Я», задача которого-становление самого себя», - считает С. Кьеркегор [2: 274]. Становление, возникновение, образование, приобретение определенных признаков, качеств личности происходит в процессе развития человека как имманентно детерминированного процесса, являющегося для человека саморазвитием. Обучающийся как личность, человек, интегрированный в определенную культурную среду, имеющий свою жизненную историю, обладающий свойствами субъективности, находится в состоянии саморазвития, «самостроительства, поиска собственного «лика» [3: 46] на пути к развитию своих сил и качеств - собственной индивидуальности,

У каждого обучающегося существует возможность для роста и развития, реализации своего потенциала, и становление его как целостной личности предполагает ценностно-целевую личностную направленность, достигаемую в процессе становления высшего уровня субъектности. При этом присущий человеку ценностный процесс имеет организменную основу, базируется на доверии человека к мудрости целостного «Я», и в этом случае именно экологические ценности лежат не вне человека, не в какой бы то ни было присвоенной человеком морали или идеологии, а

в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни. Они связаны с совершенствованием человека и общества, с выживанием и дальнейшей эволюцией человека как вида. Поэтому их нельзя дать обучающемуся, а можно лишь создать определенные условия для их развития. Чем больше открытость обучающегося внутреннему опыту, тем больше его осознания собственной экологической целостности и общности ценностей людей.

Тогда функция педагога в педагогическом процессе заключается в организации встречи обучающегося с ценностями культуры как внутренним детерминантом его самоактуализации, самоопределения, саморазвития, самореализации, которые могут быть направлены, но не заданы извне. Направлять, а не управлять, в этом, пожалуй, одно из основных отличий гуманистической педагогики с личностно-ориентиро-ванным образованием от традиционной педагогики, представляющей преподавание как управленческую деятельность, которая по сути своей получается авторитарной. В таком случае обучающийся с гуманистических позиций представляет собой постоянно развивающееся ценностно направленное открытое целое, цель которого стать экологически культурной, целостной, а значит, свободной личностью.

Направляя обучающегося и помогая еиу только в том, в чем он сам себе помочь пока не в силах, гуманистический подход предоставляет условие для свободы личности в образовании, а значит и для ответственности в самоактуализации, самоопределении, саморазвитии, самореализации, и т.д. Совокупность всех самопроцессов - это индивидуализация, а становление личности как субъекта собственной деятельности, становление ее индивидуальности - её результат. В процессе становления целостности личности важно обучающемуся помочь, педагогически поддержать (В.А.

Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова) приемами собственного самотворения, создавая для этого благоприятные условия для дальнейшего диалогичного и безопасного взаимоотношения с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Конечно, еще надо сказать о том, что всякая трактовка личности, не включающая ее сознания, может быть только механистической (ярким примером служит традиционная педагогика), ибо личность не существует без сознания. Мы считаем сознание основной гуманистической категорией, источником и механизмом поведения личности, порождающим все личностное в индивидуальности.

С психологической точки зрения сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, заключающая в себе отражение, целеполагание и конструктивно-творческое преобразование действительности, в которых участвуют все психические процессы человека (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, обобщение и т.д.).

Активность сознания обращена, прежде всего, на познание окружающей действительности, и первая функция сознания - отражательная или познавательная. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании в идеальной форме знаний, эмоций, видов и способов практической деятельности человека, который в процессе его материальной деятельности реализуется в действительность. При этом разнообразный фактический материал, получаемый на этапе чувственного (эмпирического) познания, обобщается с помощью абстрактного мышления и, устанавливая объективные закономерности, входит в суть наиболее сложных явлений, осуществляя опережающее отражение действительности.

С помощью сознания человек оценивает информацию об окружающем его мире с позиции своих

потребностей и интересов, реализуя аксиологическую (оценочную) функцию. Сознание включает проявление субъективного отношения к объективному миру и к себе в этом мире. Если результатом сознания как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины и оперирование ими, то результатом и целью ценностного отношения к миру становится постижение сущего, степени его соответствия собственным потребностям человека, смыслу его жизни. Это требует личных раздумий и переживаний истины, т.е. отношения к содержанию того, что отражается. Таким образом, осознание становится условием рефлексии, а рефлексия - условием для более глубокого и точного осознания, понимания ситуации в целом, что способствует порождению цели как проявления неудовлетворенности человека окружающей действительностью и потребности его изменить. Характерная для человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и осуществляющегося согласно цели, является основным проявлением сознательности человека.

Другая функция сознания -предвосхищающе-прогностиче-ская - раскрывает активный и целенаправленный характер сознания. Механизм ее действия базируется на теории опережающего отражения действительности (П.К. Анохин), реализующейся благодаря тому, что сознание рефлексивно и способно регулировать не только настоящее, но и, забегая в будущее, прогнозировать еще не наступившее завтра, еще не достигнутый результат деятельности.

Воплощению цели способствует творческая (конструктивная) функция сознания. Именно в осуществлении целеполагающей творческой деятельности по преобразованию мира состоит жизненный смысл возникновения и развития сознания, дающего возможность человеку реально отражать действительность,

предвидеть будущее и посредством практической деятельности преобразовывать, творить мир. На основании оценки факторов и согласно поставленной цели сознание приводит в порядок действия человека, т.е. регулирует их в формах побудительной и исполнительной регуляции. По мере того как идеи поведения и деятельности человека приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки целеустремленно, по своему убеждению - сознательно, а исполнительная регуляция приводит в соответствие деятельность человека с его потребностями и обеспечивает соразмерность цели и средств ее регуляции.

Регулятивная (управленческая) функция завершает логический ряд сознания личности. В результате формируется система знаний о мире, которая находит выражение в деятельности и поведении человека, сопровождающиеся многообразными его отношениями (эмоциональными, волевыми и др.), обеспечивая сознанию его субъективность.

Отбор содержания образования должен определяться целостной природой самой личности, ее сознания, соответствовать этапам развития сознания личности в онтогенезе и социализации личности обучающегося, на которую направлена эта система образования, а не внешними требованиями и обстоятельствами. Функция образования - создать условия для обеспечения целостного и гармоничного со-развития компонентов, видов, уровней сознания для становления целостной личности, способного решать проблемы.

Главная проблема в показанной учеными (В.В. Сериков, В.Ю. Троицкий, Б.С. Гершунский) действительности заключается в том, что педагогика и школа, со слов ученых, стремящиеся к целостному постижению и воспроизведению человека, формированию у обучающихся целостного представления о человеке и мире, пытаются это сделать, не включив целостно самого человека,

а значит, и его сознание в этот процесс. Таким образом, рекомендации ученых остаются внешними, декларируемыми.

Как верно утверждает Л.Е. Пле-скач: «Процесс становления личности строится на становлении его сознания (включающая самосознание), и сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней» [4: 21]. Взаимодействие социума и личности, природы и личности в процессе становления целостной личности есть одно из проявлений взаимодействия индивидуального сознания с общим информационным полем. Это взаимодействие проявляется главным образом в деятельности, в том числе педагогической. Образовательное учреждение как институт социализации детерминирует развитие личности, причем настолько, насколько процесс разума обеспечивает целостность такой детерминации. При этом для личности педагога очень важно сохранять возможность двусторонней коммуникации с общим информационным полем, чтобы иметь возможность детерминировать развитие личности в лице обучающихся и сохранять целостность своего и их сознания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, личность человека может быть рассмотрена как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Вследствие этого для системы образования, педагога эволюция сознания обучающегося должна стать основой осуществления педагогической поддержки в становлении целостной экологически культурной личности. Примечательно, что в своем

индивидуальном развитии сознание обучающегося как бы повторяет модель исторического развития сознания и учет этого и особенностей мышления ребенка на разных этапах развития сознания даст возможность педагогу осмысленно направлять процесс его развития как целостной личности.

Решающий этап взаимосвязи сознания и бытия в структуре целостной личности в решении экологической проблемы - это приоритет и опережение сознанием бытия. Сознание должно опережать бытие, направлять его по траектории выживания. В этом основное отличие ноосферы (сферы разума) как грядущей сферы от современного состояния социосферы. Тогда не надо будет образованию готовить обучающегося, способного находить выход из кризисных, катастрофических ситуаций «догоняющего события», (как это имеет место сегодня), а будет готовить - не допускающего, не доводящего до таких ситуаций, предупреждающего возможность подобного «прогнозирующего события». Эта новая парадигма цивилизационного развития предстает основой стратегии опережающего развития науки и образования. Речь идет о ноосфер-ном образовании, где экологическое составляющее образования в контексте ноосферной концепции опережающего образования приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. В этих условиях трансляция ценностей экологической культуры как общечеловеческой становится имманентным образовательным средством, определяет целевые ориентиры культуры, характеризуя целостность личности.

Примечания:

1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

3. Бондаревская Е.В. Педагогика. Ростов н/Д, 1999.

4. Плескач Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2000.

References:

1. Losev A.F. Philosophy. Mythology. Culture M.: Politizdat, 1991.

2. Kierkegaard S. Fear and trembling. M.: Respublika, 1993.

3. Bondarevskaya E.V. Pedagogy. Rostov-on-Don, 1999.

4. Pleskach L.E. Holistic pedagogical consciousness as a category of pedagogy: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.