Научная статья на тему 'Гуманистические задачив финансово-экономическом образовании'

Гуманистические задачив финансово-экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / HUMANISM / HUMANIZATION OF EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTEDAPPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FINANCE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Ирина Юрьевна

Рассматривается сущность понятий «гуманизм» и«гуманизация образования». Определяются приоритетные гуманистические задачи в современном финансово-экономическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC TASKS IN FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

The article deals with the essence of the concepts of humanism and humanization of education. Identifies the priority of the humanistic task in the current financial and economic education.

Текст научной работы на тему «Гуманистические задачив финансово-экономическом образовании»

УДК 37.014.54

Тихонова Ирина Юрьевна

аспирант кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Пушкина, 44, e-mail: iy.tihonova@yandex.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Irina Y. Tikhonova

Postgraduate Student of the Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Perm state University of Humanities and education' 614990, Perm, Russia, 44, Pushkin Str., e-mail: iy.tihonova@yandex.ru

HUMANISTIC TASKS IN FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

Аннотация. Рассматривается сущность понятий «гуманизм» и «гуманизация образования». Определяются приоритетные гуманистические задачи в современном финансово-экономическом образовании.

Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, личностно-ориентированный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, финансы, экономика.

Abstract. The article deals with the essence of the concepts of humanism and humanization of education. Identifies the priority of the humanistic task in the current financial and economic education.

Key words: humanism, humanization of education, personality-oriented approach, Federal state educational standard, finance, economy.

Принципы гуманизма, несмотря на процессы технократизации и цифровизации, которые неизбежно формализуют бытие современного человека,

© Тихонова И.Ю., 2019

'S ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

продолжают оставаться ориентиром современного образования. Согласно последним редакциям федеральных государственных образовательных стандартов, как для высшей школы, так и для школьного образования, гуманизм является приоритетным алгоритмом построения образовательной среды.

К настоящему времени накопилось огромное количество определений гуманизма, самые известные из которых были сформулированы И. Кантом, Л.С. Выготским, А.В. Брушлинским. Объединяет их антропоцентрический подход, где человек признается наивысшей ценностью. Рассмотрим значение слова «гуманизм».

Понятие «гуманизм» происходит от значения homo, в котором заложено значение не только «человека», но и «земли» («гумус» как наиболее плодородный слой земли). То есть человек - homo в данном случае интерпретируется от понятия земли, а не только от значения men, т. е. ум. Гуманизм, таким образом, по этимологии слова понимается как земной, экологический [2].

Следует отметить, что большинством исследователей процесс гуманизации, в том числе и в сфере образования, понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, подразумевающих уважение к человеку и веру в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом со средой [1].

В современной системе образования понятие «гуманизм» стало основанием для личностно-ориентированного подхода, а теоретики гуманистического направления называют его ориентиром в построении целей и задач образовательного процесса. Сущность этого подхода состоит в том, что личность обучаемого неповторима и индивидуальна и именно она является высшей ценностью, на которую ориентируется и благодаря чему строится весь образовательный процесс.

Еще в «Манифесте персонализма» Эмманюэля Мунье, который был опубликован в 1932 г. в Париже в журнале «Эспери» (в переводе « Esprit» -«Дух») ставился вопрос об универсальном развитии человека, о личности [3].

В поисках сущности человека Мунье обращается к практической стороне его жизнедеятельности и пытается определить роль труда в его жизни, пользуясь понятием «вовлечение».

Э. Мунье связывал труд с целостным самопроявлением личности, осуществляющей себя в качестве субъекта не только производственной деятельности, но и деятельности нравственной, эстетической и духовной.

Согласно персонализму Э.Мунье, человек выступает объектом воли самого себя. Достижение данного возможно только через деятельность, в том

числе и через экономическую. В условиях рыночной экономики приоритетное значение для конкретного человека и общества в целом имеет экономический рост. Он достижим только при условии субъекной вовлеченности в стратегию роста, которая обусловлена культурой экономического мышления. Культура экономического мышления - часть финансово-экономического образования.

Таким образом, для осуществления любой экономической стратегии недостаточно одних монитористских ресурсов, субъективный фактор и гуманистический контекст финансов и экономики должен быть встроен в финансово-экономическое образование.

Если понятие «финансы» определять как систему экономических отношений, которые возникают между государствами, юридическими лицами и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, то понятие «экономика» трактуется как область знаний, которые необходимы людям при использовании ими редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), с целью производства товаров и услуг, удовлетворяющих материальные и духовные потребности (сон, пища, культурный досуг, одежда, жилье и т. п.), тогда приоритетными гуманистическими задачами в финансово-экономическом образовании должны быть:

1) формирование системы знаний о финансово-экономической сфере в жизни человека и определение роли человека в ней;

2) понимание сущности работы и существования финансово-экономических институтов с позиции функционирования отдельно взятого человека (экономического субъекта - домохозяйства);

3) формирование этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

4) сформированность понятия «собственность», а также формирование уважительного отношения к чужой собственности;

5) создание и формирование экономического мышления у обучаемого, к которому относится в том числе и умение принимать обоснованные рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

6) развитие навыков поиска актуальной для обучаемого финансово -экономической информации из различных источников (книги, газеты, журналы, Интернет);

7) формирование навыков личного финансового планирования как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу;

Й ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

8) умение адаптировать полученные теоретические знания для своей повседневной жизни: как для удовлетворения личных повседневных целей, так и при выполнении профессиональных обязанностей в будущем;

9) способность к личностному профессиональному определению: при выборе профессии, области занятости (в том числе в предпринимательстве);

10) умение формулировать свою точку зрения и аргументировать ее;

11) развитие знаний и понимания финансово-экономических определений и явлений, а также навыков внутренней заинтересованности и уверенности личности, которые необходимы для принятия эффективных и рациональных решений в разнообразных финансово-экономических ситуациях, способствующих улучшению материального и духовного благосостояния как конкретной личности, так и общества в целом; а также возможности участия в экономической жизни.

Достижение данных гуманистических задач в финансово-экономическом образовании возможно, если образовательную среду наполнить такими составляющими, как:

1. Изучение экономических отношений (отношений, возникающих между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении) и экономических процессов (взаимодействие людей, направленное на совершение действий, приводящее к изменениям в обществе благосостояния, экономической стабильности и т. п.).

2. Изучение алгоритма и результатов финансово -экономической и социальной деятельности с целью оценки ее эффективности и успешности.

3. Анализ и аргументированная критика происходящих изменений и процессов в стране и мире.

4. Рациональное планирование использования экономических ресурсов.

5. Изучение алгоритма и результатов финансово-экономической и социальной деятельности с целью оценки ее эффективности и успешности.

6. Контролирование процессов финансово-хозяйственной (экономической) деятельности.

7. Изучение системы отношений, возникающих между экономическими субъектами по поводу движения дефицитных денежных средств.

8. Аккумуляция, мобилизация и анализ информации о финансово-экономических процессах, происходящих на макро- и микроуровнях. Знания на макроуровне позволят понимать явления и процессы, происходящие в стране и мире, на микроуровне - применять их для личного использования (достижения эффективных результатов хозяйствования при организации работы предприятия или на уровне семьи и отдельного человека (домохозяйства)).

9. Изучение алгоритма и результатов финансовой политики с целью оценки ее эффективности и успешности реализации как для отдельного гражданина, так и общества в целом.

10. Анализ инвестиционных решений, принимаемых на финансовом рынке (в том числе и на фондовом) с целью обогащения и минимизации рисков.

11. Изучение услуг и особенностей функционирования страхового сектора, состоящего из страховых компаний и пенсионных фондов.

12. Распределение, перераспределение и контроль за использованием государственных финансов.

Перечисленные виды деятельности являются ключевыми, знаниями о которых необходимо наполнить образовательное финансово-экономическое пространство, чтобы достичь тех гуманистических целей, которые предъявляют и определяют государство и финансово-экономические процессы в обществе.

Практика показывает, что в современной образовательной среде не уделяется внимания гуманизации экономического потенциала личности, хотя еще в начале ХХ в. Э. Мунье говорил, что человек становится объектом воли самого себя, только осуществляя деятельность [3], а в условиях рыночной экономики ключевое значение приобретает финансово-экономическая деятельность. Именно она может обеспечить свободу. Соответственно, решая задачи гуманизации финансово-экономического образования, можно расширить область финансовых знаний. Чем больше этих знаний, тем успешнее практическая финансово-экономическая жизнь человека и тем больше свободы и независимости получает личность.

Список литературы

1. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи, условия. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya (дата обращения: 20.01.2019).

2. Идеи современного гуманизма. - URL: https://studwood.ru/1055662/ politologiya/idei_sovremennogo_gumanizma (дата обращения: 20.01.2019).

3. Мунье Э. Манифест персонализма. - URL: https://lib.rmvoz.ru/sites/ default/files/fail/mune_emmanyuel._manifest_personalizma.pdf (дата обращения: 06.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.