Научная статья на тему 'Гуманистические цели модернизация образования'

Гуманистические цели модернизация образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / ОБЩЕСТВО / PEDAGOGICS / EDUCATION / MODERNIZATION / HUMANIZATION / REFORMS / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов К. В.

Статья посвящена исследованию социальных проблем модернизации российского образования, выявлению гуманистических ориентиров реформ в сфере образования. В статье рассматривается широкий круг вопросов социальной защищенности субъектов образовательной системы, прав граждан на качественное образование и социальную стабильность в связи с полученным образованием. Намечаются гуманные идеалы развития образования в контексте современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANISTIC GOALS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

The article is devoted to the study of social problems of modernization of Russian education, the identification of humanistic orientations of the reforms in the sphere of education. The article considers a wide range of issues of social protection of the subjects of the educational system, the rights of citizens to quality education and social stability in connection with their education. The outlines of the humanitarian ideals of the development of education in the context of modern society.

Текст научной работы на тему «Гуманистические цели модернизация образования»

критерии достижения, так же проводится анализ полученных знаний, оптимизируется процесс самообучения путем введения четкой структуры обучения. Самостоятельное или индивидуальное самообразование носит почти всегда более хаотичный порядок, поскольку контролировать обучение в одной области или смежных областях очень трудно, всегда можно углубиться в другую сторону, что повлечет за собой нарушение процесса образования, и намеченная изначально цель может стать размытой или исчезнуть вовсе.

Критериями эффективного самообразования является эффективность профессиональной или учебной деятельности, творческое развитие обучающегося, получение и адаптация новых знаний в повседневной работе. Самообразование предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование не возможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных и значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти. Совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной и профессиональной среде, а так же является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учащегося [3].

Таким образом, самообразование - это одна из эффективных форм повышения квалификаций, которое дает возможность проявить человеку свои творческие способности, нестандартность мышления и профессиональное мастерство.

Одной из актуальных проблем является необходимость мотивации обучающихся к самообразованию, что определяется:

Библиографический список

- ориентацией образовательной политики РФ на качество образования и повышение уровня подготовки выпускников ВУЗов;

- необходимостью перехода к стандартам третьего поколения, предполагающим гораздо большим удельный вес самостоятельной работы обучающихся;

- снижение качества образования и уровня подготовки обучающихся и их нежелание работать по специальности [4] .

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей. По мнению Г.М. Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной по-знавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности) [5].

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Это значит, что самообразование необходимо каждому человеку.

1. Подласыи, И.П. Педагогика: новый курс учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 2000.

2. Аниськова, Л.П. Самообразование как процесс самосовершенствования [Э/р]. - Р/д: mpek.mogilev.by>uploads/005.doc

3. Бороздина, А.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - № 4. - Т. 13.

4. Фролова, С.Л. Мотивация профессионального самообразования студентов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2002.

Bibliography

1. Podlasihyj, I.P. Pedagogika: novihyj kurs ucheb. dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. - M., 2000.

2. Anisjkova, L.P. Samoobrazovanie kak process samosovershenstvovaniya [Eh/r]. - R/d: mpek.mogilev.by>uploads/005.doc

3. Borozdina, A.V. Chto takoe samoocenka? // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1992. - № 4. - T. 13.

4. Frolova, S.L. Motivaciya professionaljnogo samoobrazovaniya studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 1.

5. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2002.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 378

Skvortsov K.V. THE HUMANISTIC GOALS OF MODERNIZATION OF EDUCATION. The article is devoted to the study of social problems of modernization of Russian education, the identification of humanistic orientations of the reforms in the sphere of education. The article considers a wide range of issues of social protection of the subjects of the educational system, the rights of citizens to quality education and social stability in connection with their education. The outlines of the humanitarian ideals of the development of education in the context of modern society.

Key words: pedagogics, education, modernization, humanization, reforms, society.

К.В. Скворцов, канд. пед. наук, доц. каф. «Политология, история и социальные технологии»

ФГБОУ ВПО Московский гос. университет путей сообщения (МИИТ), E-mail: skv-kv@mail.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию социальных проблем модернизации российского образования, выявлению гуманистических ориентиров реформ в сфере образования. В статье рассматривается широкий круг вопросов социальной защищенности субъектов образовательной системы, прав граждан на качественное образование и социальную стабильность в связи с полученным образованием. Намечаются гуманные идеалы развития образования в контексте современного общества.

Ключевые слова: педагогика, образование, модернизация, гуманизация, реформы, общество.

Российское образование, испытывающее в настоящее время ряд проблем, связанных с социально-политическими и социально-экономическими трансформациями страны, переживает период реформирования и модернизации, пути которых в настоящее время не могут быть названы

полностью определенными и выверенными. Поэтому обращение к аксиологическим ориентирам реформ образовательной системы - важное условие и основание конкретизации направлений и задач модернизации образовательной системы России.

В новой России произошел ряд изменений, глубоко коснувшихся и области образования: ни одна реформа не обходится без личного участия самого учителя, педагога принятия им определенной идеологии и стратегии преобразований по воплощению их в жизнь общества.

Следует отметить, что происходящие перемены в образовании определяются пониманием данного явления как социокультурного феномена и изменением условий образования. Сама школа становится открытой системой, использующей возможности открытого образовательного пространства для решения собственных задач, создание условий для достижения нового качества образования в России.

В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Принятая Правительством Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, демонстрирует взаимосвязи образования с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет стратегическую линию модернизации образования.

Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки [1].

В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира. Модернизация как комплексная научно-практическая концепция, обусловлена диалектикой социально-экономических отношений и эффективных средств для межличностных связей. Данный объемный преобразующий процесс обусловлен сочетанием важнейших тенденций:

1. Интеграцией и взаимовыгодным сотрудничеством во всемирном масштабе.

2. Сохранение самобытности и творческого переосмысления пройденного исторического пути.

Избранная система действий, сосредоточенная в модернизации, открывает многогранность подходов, которые бы дали ожидаемый результат, как в международных отношениях, так и в достижении благополучия отдельного взятого индивида. Используемая мера преобразований обращает внимание на повышение образовательных процессов, в которых закладывались бы основы опережающего образования с учетом изменений потребности людей и правовых гарантий, создающие человекосберегающие технологии.

Назревшие потребности усовершенствования в образовании неизбежно должны повлиять на характер труда, культуру мышления и практическую направленность в укреплении гражданского общества.

Модернизация образования, наряду с управленческими действиями по реформированию экономической и политической системы страны, тесно связана и переплетается с характером современных информационных потоков, ставших не только основой постижения действительности, но и основанием выработки далеко не всегда гуманистических ценностей у подрастающего поколения. Реальная действительность должна быть в понимании учащихся, студентов не отступлением от гуманизма, а его защитой. Для этого в процессах модернизации, устраняя неожиданные ситуации, необходимо сформировать кодекс профилактических мер:

- увеличение средств на экспериментальную базу;

- преодоление кадрового голода, обусловленного насыщением обновленных программ и материальными средствами, созданием престижности образования как главного условия в развитии жизнедеятельности социальных групп;

- совершенствование культуры управления образования, заменяя диктат чиновника, на побуждающую компетентность;

- создание и развитие концепции модернизации образования с преобладанием в ней социального оптимизма.

В связи со спецификой модернизации образования, в которой традиционно должно преобладать устойчивое желание -достичь связи образования с жизнью; устремленности в укреплении гражданственности среди молодежи, заинтересованности в поиске эффективного пути для обеспечения собственной жизни, судьбы и счастья.

Содержание гражданственности заключается в том, чтобы право людей на образование подкреплялось гарантией самореализации, сердечности и востребованностью.

Таким образом, с развитием модернизации активизировались бы те формы самореализации личности, которые могли соответствовать инновационным процессам в экономике, политике, культуре, в обеспечении устойчивой жизнедеятельности, в праве на востребованность образования. В изъянах российского образования продолжает сохраняться горькое разочарование «что надо забыть, то, что и чему тебя учили в школе, в университете».

Модернизация обучения, исходя из концептуальных основ, должна обеспечить роль России в едином образовательном пространстве европейских стран, провозгласивших интеграцию обучения в рамках Болонской декларации.

Модернизация современного обучения - это, прежде всего, охват методов и средств формирования чувства гражданского, гражданственности с использованием достижений, как гуманитарных наук, так и технического прогресса. С позиции данного принципа образование должно стать определяющей силой в обеспечении как устойчивых отношений внутри государства, так и на международном уровне.

Надежда на отмеченный результат состоит в том, что модернизация в современном мире включает интеграцию, систему знаний, умений, навыков с творческой активностью молодых людей с глубоким пониманием того, что образование - это фактор обеспечения жизнестойкости в сложном противоречивом мире. Плоды образования как фактор, дающий людям гарантию прав и свобод, тесно переплетаются не только с конкурентноспособностью, но и с устойчивым гуманистическим мировоззрением. Наряду с интеграцией в мировое образовательное пространство, необходимо уметь отстоять национальную самобытность, быть неповторимой культурой, избежать потери гордости за свою страну.

Думается, что провозглашение определенных стандартов в обучении несет и другую направленность, которая лежит в обучении. Она может ослабить ценность патриотизма и сделать молодежь умным, наемным работником с четкой исполнительской функцией. Отмечая такие явления, следует современной модернизации придать гражданскую направленность, в которой бы национальные интересы образованного человека обретали приоритетные направления [2].

Для достижения такого характера, провозглашаемая модернизация должна опираться на формирование реального гуманизма, в котором решались бы задачи нравственного характера. Введение компьютеризации следует обеспечить активностью мыслительного процесса, способного давать как личностные оценки происходящему и видеть возможности и последствия от обновленных процессов социально-экономических отношений.

Модернизация с ее характерными чертами, рожденными спецификой потребностей неизбежно должны формировать и отстаивать интеллектуальный уровень мышления, т.е. думать о последствиях, предпринимаемых мер как для общества, так для отдельного человека.

Для обеспечения процветания страны на этом пути допущено много просчетов, внедрено уточненное сознание, как школьника, так и студента. Стартовые условия модернизации, безусловно, связаны с надеждами в преобразовании действительности, в которой не сложился пока баланс интересов между народом и властью.

В связи с этим, формирование гибких технологий как показателя внедрения модернизированных показателях процессов в полной мере восстанавливает приоритет образования в системе моделирования обновленного порядка. Образовательное усовершенствование неизбежно впитывает в себя гамму действий, где бы активность по самореализации людей сопровождалась обновлением всей социальной системы [3].

В компонентах преобразования образования, как и окружающей среды, раскрываются многочисленные противоречия, требующие научного, последовательного их познания и преодоления. Современность следует рассматривать как устремленность к концентрации усилий в преодолении глобальных проблем, важно при этом и не выпускать из виду специфику локальной жизни, региональные и местные особенности и традиции. Обновление структуры социальных процессов вызывает необходимость сохранения самобытности многочисленных этносов, генофондов, идентичности нации при расширении культурного влияния извне.

Наряду с социально-экономическими преобразованиями, следует постоянно формировать модели будущего, в которых укреплялись бы действия, создающие творческое самосозна-

ние социальных групп, обогащая преемственность явлений социально-культурного процесса.

Необходимо расширить право творческой деятельности, законы которой всецело отражают ее преобразующий характер. Их содержание показывает меру сдержанности для предотвращения поспешности реформ. Происходящая интеграция России в мирохозяйственные связи позволяет более углубленно всматриваться в организационный опыт других стран. Перемены в жизнедеятельности страны имели, продолжают иметь и противоречивый характер. Направленность к лучшему нередко оборачивалась потерей достигнутого, деформацией веками созданного уклада жизни. Закономерность в преобразовании тесно переплетается с опытом многочисленных стран, познание которого в большей мере зависит от глубины образовательных технологий. Раскрытие закономерностей в укреплении современной цивилизации неизбежно учитывает:

• гибкое объемное оценочное отношение к действительности порождает более сдержанные нормы поведения:

• закон разумного действия «не навреди» приобретает в современном мире особую актуальность (проявление наших желаний);

• наличие человекосберегающих технологий;

• достижения европейского уровня жизни требует научнопроверенной системы действий, о возможной реальности;

• путь в отрыве от народа - уже не путь (Конфуций);

• осознание плюрализма в развитии социально- экономических комплексов с учетом образовательного и профессионального уровня [4].

Библиографический список

Знание того, как люди живут, как они работают, позволяет превращать инфраструктуру малой родины для учащихся в фактор развития образа жизни отдельно взятого индивида, защищая его право на жизнь и уникальную самореализацию. Важно формирование высокого качества жизни, не допускающего нищеты и бедности. Отмеченные тенденции исключают в образовании далекие несостоятельные положения об обществе, культуре, о гражданственности.

В связи со спецификой модернизации образования, в которой традиционно должно преобладать желание достичь связи образования с жизнью, необходимо поддерживать единство заинтересованности качества обучения с многообразными гарантиями гражданственности. Заинтересованность в защите обучающих, раскрывая пути для обеспечения их собственной жизни судьбы и счастья [5].

Гражданственность в масштабах общества состоит в том, чтобы право людей на образование обеспечивало гарантию социальной защищенности, востребованности, самореализации каждого.

Как подтверждает практика, система образования остаётся в большей степени полем проб и ошибок из-за некомпетентного вмешательства, из-за устранения преемственности, что зачастую порождает разочарование от нововведений и хаос в системе «человек-природа-общество». Поэтому развитие и расширение гуманистических ориентиров в модернизирующейся сфере образования должно обеспечить цельность и социальную направленность образовательных реформ.

1. Болонский процесс в контексте проблем российского образования: материалы рос. семинара. - СПб., 2008.

2. Давыдов, Ю.С. Вхождение России в Болонский процесс: основные аспекты / Ю.С. Давыдов, А.Ю. Давыдов // Актуальные проблемы

развития образования в современном мире. - Пятигорск, 2006.

3. Лавров, Н.Н. Современный учитель - специалист или бакалавр? // Педагогика. - 2007. - № 6.

4. Личность в современном образовательном процессе: материалы междунар. открытой заоч. н/п конф. - Уфа, 2005.

5. Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы Междунар. науч.-метод. конф. - Ка-

зань, 2007.

Bibliography

1. Bolonskiyj process v kontekste problem rossiyjskogo obrazovaniya: materialih ros. seminara. - SPb., 2008.

2. Davihdov, Yu.S. Vkhozhdenie Rossii v Bolonskiyj process: osnovnihe aspektih / Yu.S. Davihdov, A.Yu. Davihdov // Aktualjnihe problemih

razvitiya obrazovaniya v sovremennom mire. - Pyatigorsk, 2006.

3. Lavrov, N.N. Sovremennihyj uchitelj - specialist ili bakalavr? // Pedagogika. - 2007. - № 6.

4. Lichnostj v sovremennom obrazovateljnom processe: materialih mezhdunar. otkrihtoyj zaoch. n/p konf. - Ufa, 2005.

5. Sociokuljturnoe obrazovanie i Bolonskiyj process: problemih, tendencii, opiht: materialih Mezhdunar. nauch.-metod. konf. - Kazanj, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

УДК 159.9.072

Sokalskiy E.A. THE NOTION OF «CREATION - CREATIVITY» IN THE MIRROR OF SCIENTIFIC CONCEPTS AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF RESEARCH. The article deals with the theoretical and methodological rationale for the study of creation - creativity basing on the educational institutions of the Republic of Kalmykia.

The topicability of the problem in modern terms, the basic concepts of foreign and scientists from different schools are analyzed. The preference is given to innovative integrative theory.

Key words: psychology of creativity, creativeness, creativity, creation, creative personality, creative activity, mono-, multidisciplinary, integrative concept of creation.

Э.А. Сокальский, ассистент каф. психологии Калмыцкого государственного университета, г. Элиста, E-mail: sokalskieduard@mail.ru

ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСТВО-КРЕАТИВНОСТЬ» В ЗЕРКАЛЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье изложено теоретико-методологическое обоснование исследования творчества - креативности на базе образовательных учреждений Республики Калмыкия.

Анализируются актуальность проблемы в современных условиях, основные концепции зарубежных и отечественных ученых разных школ. Предпочтение отдано инновационной интегративной теории.

Ключевые слова: психология творчества, творческие способности, креативность, творчество, личность креатива, творческая деятельность, моно-, полидисциплинарные, интегративные концепции творчества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарубежные ученые-психологи дифференцируют страны общества, в которых создан благоприятный социальный и мо-мира по отношению к творческим личностям и продуктам их рально-психологический климат для становления и развития деятельности на три группы. К первой относятся государства и творческих способностей личности; стимулируется и поддержи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.