УДК 37.013.42
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
© Любовь Константиновна ИВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected]
В статье обосновываются критерии, показатели и уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций будущих социальных педагогов как условия их профессионально-личностной адекватности требованиям практической социальной педагогики.
Ключевые слова: профессионально-личностная адекватность; будущий социальный педагог; гуманистические ценностные ориентации; критерии, показатели и уровни сформированности.
В каждом виде профессиональной деятельности возникает необходимость определить оптимальные характеристики личности, которые позволяют ей адекватно функционировать в ней. В практической социальной
педагогике важнейшим условием профессионально-личностной адекватности является нравственно-психологическая готовность к профессиональной деятельности. Ядро такой готовности составляют гуманистические
профессионально-личностные ценностные
ориентации специалиста. Их формирование -одна из важнейших задач системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. Поэтому большое значение имеет определение степени совпадения необходимого уровня их сформированности у студентов с реальным, поскольку, чем больше он соответствует профессиональным требованиям, тем правильнее, целесообразнее организован образовательный процесс в вузе. Чтобы решить эту задачу следует, прежде всего, выяснить, какой уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций будущих социальных педагогов следует считать профессионально-адекватным, каковы критерии и показатели, позволяющие отнести наличные ценностные ориентации студентов к тому или иному уровню.
Гуманистические профессионально-личностные ценностные ориентации социального педагога - это его направленность на гуманистические идеалы, принципы и нормы общества, опосредствующая и регулирующая цели, содержание и особенности профессиональной деятельности и поведения специалиста. Они представляют собой сложное образование, содержащее три основных компонента, доступных внешней оценке: гуманистические ценности-убеждения, ценности-чувства и ценности-качества. В свою очередь, последние, будучи проявлением гуманистических ценностных ориентаций субъекта, также обладают сложной структурой, свойственной любым ценностным ориентациям личности, состоящей из когнитивного (рассудочного), эмоционального (оценочного) и поведенческого (поведенческая готовность) компонентов.
Руководствуясь общепризнанными научными представлениями о структуре убеждений как совокупности знаний, выполняющих роль ориентировочной основы деятельности и поведения человека, его сознания и самосознания, отношений к этим знаниям как истинным и установок, стремлений к реализации поведенческих стратегий, опирающихся на эти знания, мы включаем в состав гуманистических ценностей-убеждений будущих социальных педагогов знания о содержании гуманистических ценностей общества и профессии, служащие ориентирами
для выбора студентами определенной желаемой системы ценностей и соответствующей их содержанию направленности профессиональной деятельности и поведения; оценочное отношение к усвоенным ценностям, выражающееся в уверенности в их истинности, справедливости, а также устойчивое активное стремление, установку на реализацию гуманистических ценностей в профессиональной деятельности и поведении.
Гуманистические ценности-чувства возникают на основе таких нравственных потребностей социального педагога, как потребность в оказании помощи людям, потребность в просоциальном общении. Вначале переживания, связанные с реализацией этих потребностей выполняют оценочную функцию, имеющую лишь служебную ценность. Это ценность средства, а не цели. Однако впоследствии эти чувства могут выступать в качестве притягательных самостоятельных ценностей. Механизм трансформации переживаний в самостоятельные личностные ценности обоснован Б.И. Додоновым, доказавшим, что чувства, будучи по происхождению производными от целей, которые личность перед собой ставит, начинают оказывать обратное влияние на последующий выбор новых целей, т. е. начинают регулировать деятельность субъекта в соответствии с установкой на определенные комплексы эмоций [1, с. 98-99]. В чувствах имеется исторически изменяющийся нормативный компонент, к которому чувствительны люди, что позволяет им регулировать свое поведение во избежание применения к ним социальных санкций.
Мы согласны с А.Н. Малюковым, полагающим, что чувства представляют собой направленные, осознаваемые человеком эмоции, которые надежно зафиксированы в сознании. В отличие от эмоции в чувстве присутствует рациональный элемент, и чувства -привилегия лишь осмыслившего их человека [2, с. 13]. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Только став предметом устойчивых ценных чувств, непосредственные переживания (эмоции) становятся реальной мотивацией поступков, реальным побуждением к деятельности. Исходя из этого, мы
включаем в структуру гуманистических ценностей-чувств социального педагога знания о содержании гуманистических чувств, отношение к этим чувствам как ценным, лично-стно значимым, стремление, установку на регуляцию профессиональной деятельности и поведения в соответствии с гуманистическими переживаниями.
Мы разделяем точку зрения Ю.М. Орлова, согласно которой качество личности - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями [3, с. 16]. Качество личности осознается субъектом, т. к. включает в себя определенный способ мышления и понимания. Знания о том, какое поведение и какие ситуации скрываются за тем или иным качеством, образуют устойчивые понятийные формы, повышают возможности взаимопонимания и взаимодействия людей, регуляции ими своего поведения и деятельности. Так как качества личности включают в себя знания, то они связаны и с определенным отношением к принципам, нормам, составляющим понятийную основу этих качеств, которое может иметь разную модальность. Кроме того, качество личности включает в себя вполне определенный способ поведения, который может быть в разной степени осознан или неосознан субъектом, быть автоматизированным, имеющим характер привычки поступать в определенной ситуации определенным образом, или неустойчивым, изменяющимся в зависимости от ситуации. В связи с этим в структуре гуманистических профессионально-личностных ценностей-
качеств социального педагога мы выделяем знания о сущности гуманистических качеств и соответствующих им формах поведения, а также знания о смысле и содержании гуманистических ценностей, определяющих названные формы поведения. Кроме того, мы включаем в состав ценностей-качеств оценочное отношение к гуманистическим свойствам личности и формы поведения, соответствующие этим качествам.
Поскольку мы рассматриваем гуманистические профессионально-личностные ценностные ориентации будущего социального педагога как целостное системное образование, то следует подчеркнуть, что уровень их сформированности может быть определен лишь при наличии системы критериев, адек-
ватных исследуемому феномену. Однако если все составляющие гуманистических ценностных ориентаций имеют сложную структуру, включающую когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты, то об уровне сформированности ценностей-убеждений,
ценностей-чувств, ценностей-качеств можно было бы судить по степени сформированно-сти их структурных компонентов. В данном случае в качестве критериев могут выступать: высокое качество знаний о смысле и содержании гуманистических ценностей общества и социально-педагогической деятельности; положительное отношение к гуманистическим ценностям; поведенческие стратегии, соответствующие смыслу и содержанию гуманистических ценностей. Вместе с тем, ценности-убеждения, ценности-чувства и ценности-качества как ценностно-ориенти-рующие явления, имея одинаковое внутреннее строение, различаются по его содержательному наполнению. Например, если мы говорим о том, что одним из критериев сформированности гуманистических ценностных ориентаций социального педагога является положительное отношение к гуманистическим ценностям, то для ценностей-убеждений оно будет выражаться в признании гуманистических ценностей истинными, справедливыми, а для ценностей-чувств - в отношении к гуманистическим чувствам как ценным, личностно-значимым и т. д. То есть один и тот же критерий на уровне ценностей-убеждений, ценностей-чувств и ценностей-качеств может иметь разные показатели, отвечающие качественной специфике изучаемых феноменов. Кроме того, следует отметить, что названные критерии необходимы, но не достаточны для того, чтобы сделать вывод об уровне сформированности гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций социального педагога. Сами по себе эти критерии служат лишь средством определения уровня сформиро-ванности гуманистических убеждений, чувств и качеств. Чтобы последние могли быть отнесены к ценностным ориентациям, необходимо определить основной критерий, позволяющий судить об уровне их сформирован-ности именно как ценностно-ориентирующих образований. То есть необходим интегративный критерий (идея Е.В. Бондаревской), делающий возможной оценку степени развития
гуманистических ценностных ориентаций будущих социальных педагогов на уровне целостного системного явления, с одной стороны, а также на уровне сформированности ценностей-убеждений, ценностей-качеств и ценностей-чувств как составляющих гуманистических ценностных ориентаций - с другой.
Ведущая функция ценностей личности заключается в регуляции ее поведения. Но если ценность влияет на поведение, деятельность субъекта, тем самым определяя их направленность и характер, значит она становится ориентиром для личности, т. е. превращается в ценностную ориентацию. Направленность на ценность может быть в разной степени осознана, ценность может быть внутренне принята или оставаться внешним по отношению к личности явлением, т. е. выступать в качестве нормы, императива. Она может в разной мере участвовать в регуляции поведения человека.
Если ценность осознается и принимается субъектом, он соотносит с ее смыслом поведение и деятельность, то речь идет о ценностном способе их регуляции, что свидетельствует о том, что ценность стала для личности ориентиром или ценностной ориентацией. Иначе говоря, способ регуляции личностью своего поведения и деятельности -это критерий, позволяющий судить об уровне сформированности ее ценностных ориентаций. Данный критерий является интегративным, поскольку позволяет исследовать гуманистические ценностные ориентации социальных педагогов как целостную систему, а также выявлять уровни сформи-рованности гуманистических ценностей-убеждений, ценностей-чувств и ценностей-качеств как компонентов ценностных ориентаций, ибо все они вместе взятые и каждый в отдельности оказывают регулирующее воздействие на специалиста. Только тогда, когда социальный педагог направляет и регулирует свою деятельность в соответствии с глубоко осознанными и личностно принятыми гуманистическими ценностями общества и профессии, мы можем говорить о том, что ему свойственен гуманистический ценностный способ регуляции поведения и профессиональной деятельности и, следовательно, о том, что его ценностные ориентации имеют адекватный профессиональным эталонам уровень развития.
В соответствии с интегративным критерием мы выделяем четыре уровня сформи-рованности гуманистических ценностных ориентаций специалиста социально-педагогической сферы:
1) высокий профессионально-адекватный уровень: сознательная, ценностная
(внутренняя) гуманистическая саморегуляция профессиональной деятельности и поведения;
2) средний профессионально-адекватный уровень: сознательная, нормативная
(внешняя) гуманистическая регуляция профессиональной деятельности и поведения;
3) низкий профессионально частичноадекватный уровень: неосознанная (эмпирическая), преимущественно гуманистическая регуляция профессиональной деятельности и поведения;
4) профессионально-неадекватный уровень: сознательная или неосознанная, внутренняя или внешняя антигуманная регуляция профессиональной деятельности и поведения.
Выделенные ранее критерии сформиро-ванности гуманистических убеждений, чувств и качеств в данном случае выступают в качестве показателей, на основе которых в соответствии с ведущим интегративным критерием можно сделать заключение об уровне сформированности у студентов гуманистических ценностных ориентаций.
Формирование гуманистических ценностей-убеждений у студентов начинается с овладения ими знаниями о сущности гуманистических ценностей общества и профессии. Знания позволяют им ориентироваться в ценностях (осуществлять их осознанный выбор) и ориентироваться на ценности. Это значит, что знания помогают будущим социальным педагогам, не вступая в противоречие с общественными и профессиональными требованиями и ожиданиями, соотносить личные цели действий в конкретной ситуации с социально и профессионально приемлемыми и определять способ воздействия на ситуацию для превращения ее в желаемую. Психическая деятельность личности в данном случае не замыкается на выявлении объективных свойств ценностей, предметов, явлений, ситуаций, в которых они воплощаются, но служит построению оценочного к ним отношения. Это отношение к усваиваемым
или выбираемым гуманистическим ценностям, основанным на них формах поведения способно «порождать намерение (цель) использовать их в качестве регуляторов своего сознания и поведения» [4, с. 37]. В данном случае оценочные отношения переходят в отношения-поступки через акт целеполага-ния (Б.И. Додонов).
Если студент имеет хорошие научные знания о содержании гуманистических ценностей, уверен в их истинности, справедливости, стремится реализовать их в своей профессиональной деятельности и поведении, то его знания превращаются в убеждения, за которые он готов бороться, отстаивать в любой ситуации. Убеждения студента будут проявляться в устойчивой потребности, стремлении к воплощению гуманистических ценностей, несмотря на возможные препятствия. Регуляция профессиональной деятельности и поведения в данном случае приобретает ценностный характер. Это высокий профессионально-адекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-убеждений.
Когда будущий социальный педагог имеет достаточные научные знания о сущности гуманистических идеалов, норм и принципов общества и профессии, но у него не сформировалась твердая уверенность в их истинности, справедливости, однако он все же выбирает форму воздействия на профессиональную или социальную ситуацию, основанную на представлениях о гуманистических ценностях, то речь идет о нормативном способе регуляции профессиональной деятельности и поведения.
Студент поступает в соответствии с содержанием гуманистической ценности не потому, что не может иначе, а потому, что так следует, должно или, на его взгляд, целесообразно поступать представителю его профессии. Однако он может отказываться от воплощения ценностей, если возникают какие-либо препятствия. Его ценностное поведение, потребности, установки нуждаются во внешней стимуляции, санкционировании, контроле. Это средний профессиональноадекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-убеждений.
Будущий специалист социальнопедагогической сферы может регулировать профессиональную деятельность и поведе-
ние эмпирически. В этом случае студент опирается не на научные знания о сущности гуманистических ценностей (они, как правило, отсутствуют или недостаточны), а только на личный ограниченный опыт, на житейские ценности и нормы, которые и выступают основаниями для регуляции поведения. Отношение к гуманистическим ценностям в данной ситуации имеет эмоциональный, а не рациональный характер, т. е. ценности принимаются эмоционально, неосознанно.
Выбор поведенческой стратегии здесь опирается на эмпирический опыт, житейские традиции, которые могут как соответствовать смыслу гуманистических идеалов и принципов, так и противоречить ему. Регуляция профессиональной деятельности осуществляется на основе поведенческого стереотипа, усвоенного субъектом в привычной для него социальной среде. Потребность, стремление к реализации гуманистических ценностей в данном случае носит неустойчивый, ситуативно-эмоциональный характер и не отличается активностью, особенно в затруднительных ситуациях. Это низкий профессионально частично-адекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-убеждений.
Наконец, выбор человеком поведенческой стратегии может противоречить смыслу гуманистических ценностей. Например, субъект понимает сущность гуманистической ценности, знает, как надо поступать в соответствии с ценностью, может думать, что ценность справедлива, но не считать ее значимой для себя, поэтому осуществляет действия, идущие вразрез с ее смыслом. В этом случае мы имеем дело с сознательным антигуманным поведением и деятельностью. Если у индивида отсутствуют знания о той или иной гуманистической ценности, отношение к последней индифферентно, а поведение противоречит ее смыслу, то налицо неосознанные антигуманные действия. Это
профессионально-неадекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-убеждений, свидетельствующий о непригодности человека к социальнопедагогической профессии.
Как мы уже отмечали, в чувствах в отличие от эмоций присутствует когнитивный компонент, который может быть понятийно выражен. Поэтому формирование у студен-
тов ценностей-чувств включает знакомство будущих социальных педагогов с их содержанием. Кроме того, в процессе профессиональной подготовки создаются педагогические условия, позволяющие студентам испытывать гуманистические чувства и формировать положительное отношение к ним. Если будущий социальный педагог имеет хорошие знания о содержании гуманистических
чувств, считает эти чувства ценными, то у него развивается потребность в деятельности и поведении, позволяющих их испытывать. Соответственно в своей профессиональной деятельности и поведении будущий специалист станет стремиться к реализации поведенческих стратегий, ведущих к гуманистическим переживаниям. То есть он будет регулировать свою профессиональную дея-
тельность и поведение, опираясь на способность прогнозировать действия, обусловливающие возникновение гуманистических
чувств. Такой характер регуляции - показатель высокого профессионально-адекватного уровня сформированности гуманистических ценностей-чувств.
Возможна ситуация, когда у будущего социального педагога имеются достаточные знания о содержании гуманистических
чувств, но он считает их не личностно, а лишь профессионально значимыми, или относит к таковым лишь часть из них. Однако в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с людьми студент реализует действия, ведущие к гуманистическим переживаниям. Это является свидетельством того, что последний опирается на нормативный компонент гуманистических чувств. Не считая их ценными для себя, будущий социальный педагог понимает, что в идеале он должен испытывать альтруистические и коммуникативные эмоции - таковы требования профессии. Поэтому, используя свои прогностические способности, он осуществляет действия, вызывающие гуманистические переживания. Однако устойчивого стремления к подобным действиям у студента нет. Их своеобразным стимулом является ситуация внешнего контроля, чреватая неприятными санкциями в случае отступления от должного. Это средний профессионально-адекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-чувств.
Если у будущего социального педагога плохие знания о сущности гуманистических чувств, он испытывает трудности в их содержательном определении, но бывает способен на ситуативное проявление коммуникативных и альтруистических эмоций (или хотя бы части из них) и стремится к деятельности, обеспечивающей соответствующие переживания, то аффективная регуляция в данном случае имеет эмоциональный характер, поскольку в ней отсутствует сознательный компонент как непременная принадлежность чувства. Выбор поведенческих стратегий осуществляется интуитивно, с опорой на имеющийся личный опыт, поэтому не всегда приводит к требуемому результату. Это низкий профессионально частично-адекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-чувств.
И, наконец, если субъект не стремится к поведению, ведущему к гуманистическим переживаниям, не учитывает в своей деятельности их нормативного характера, то вне зависимости от того, имеются ли у него знания о сущности гуманистических чувств или нет, способен ли он прогнозировать аффективные результаты своего поведения или нет, речь идет о профессионально-неадекватном уровне развития гуманистических ценностей-чувств или о профессиональной непригодности.
Поскольку качество личности - это, прежде всего, устойчивая форма поведения в типичных для данного вида поведения ситуациях, то формирование гуманистических ценностей-качеств студентов начинается с овладения ими знаниями о том, какое поведение и в каких ситуациях характерно для гуманистических свойств личности. Для того чтобы эти знания стали мотивами регуляции профессиональной деятельности, необходимо, чтобы у будущих социальных педагогов выработалось активное, устойчиво-положительное отношение к гуманистическим качествам, а также соответствующие им формы поведения.
Если студент имеет хорошие знания о сущности гуманистических качеств, активно, устойчиво положительно относится к ним, если у него выработаны формы поведения, соответствующие содержанию ценных качеств, которые также являются устойчивыми и проявляются во всех профессиональных и
социальных ситуациях, то речь идет о высоком профессионально-адекватном уровне сформированности гуманистических ценностей-качеств.
В случае, когда у будущего специалиста есть достаточные знания о гуманистических качествах, развиты соответствующие формы поведения, отношение к качествам активноположительное, но неустойчивое, то гуманистические качества будут проявляться не во всех типичных для них ситуациях. Стимулом для их реализации в профессиональной деятельности и поведении будет опять-таки внешний контроль, что свидетельствует о нормативном характере регуляции. Это
средний профессионально-адекватный
уровень сформированности гуманистических ценностей-качеств.
При отсутствии у студента верных знаний о ценностях, составляющих основу гуманистических качеств и связанных с ними формах поведения (или если знания слабые), при в основном положительном, но пассивном и неустойчивом отношении к гуманистически ценным качествам, у него могут ситуативно возникать формы поведения, соответствующие гуманистическим. В этом случае речь идет о привычной неосознанной регуляции профессиональной деятельности и поведения, результаты которой могут, как отвечать, так и расходиться со смыслом гуманистического качества, что зависит, преж-
де всего, от содержания личного опыта и привычек студента. Это низкий профессионально частично-адекватный уровень сформированности гуманистических ценностей-качеств.
Если субъект, имея или не имея представления о сущности гуманистических качеств, отрицательно относится к ним и ценностям, лежащим в их основе, если при этом имеют место антигуманные формы поведения, то речь идет о профессиональнонеадекватном уровне сформированности гуманистических ценностей-качеств.
Наличие критериев и показателей сфор-мированности гуманистических ценностных ориентаций создает реальные предпосылки для того, чтобы обеспечить максимальную достоверность и возможность доступного фиксирования сведений об уровнях их развития.
1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
2. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982.
3. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999.
4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Поступила в редакцию 19.11.2011 г.
UDC 37.013.42
HUMANISTIC PROFESSIONAL AND PERSONAL VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES: CRITERIA, RATES AND LEVELS OF FORMATION
Lyubov Konstantinovna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Family Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
The article proves the criteria, rates and levels of formation of humanistic valuable orientations of future social pedagogues as conditions of their professional and personal adequacy for demands of practical social pedagogics.
Key words: professional and personal adequacy; future social pedagogue; humanistic valuable orientations; criteria, rates and levels of formation.