Психолого-педагогические науки •••
47
УДК 37
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
HUMANISTIC FOUNDATIONS OF THE MODERN
GYMNASIA EDUCATION
©2015 Мусаева Р. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Musaeva R.A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье освещаются особенности современного гимназического образования в России, являющегося альтернативой обычной средней школе, которую можно рассматривать как вариант получения общего среднего образования. Анализируются цели и задачи инновационного развития гимназического образования в некоторых гимназиях города Махачкалы.
Abstract. The author of the article highlights the features of modern gymnasia education in Russia, which is an alternative to the regular general school, which can be considered as an option of obtaining the general secondary education. She analyzes the goals and objectives of the innovative development of the gymnasia education at some gymnasias of the city of Makhachkala.
Rezjume. V stat'e osveshhajutsja osobennosti sovremennogo gimnazicheskogo obrazovanija v Rossii, javljajush-hegosja al'ternativoj obychnoj srednej shkole, kotoruju mozhno rassmatrivat' kak variant poluchenija obshhego srednego obrazovanija. Analizirujutsja celi i zadachi innovacionnogo razvitija gimnazicheskogo obrazovanija v nekotoryh gimnazijah goroda Mahachkaly.
Ключевые слова: гимназия, государство, образование, проблема, гимназическое обучение, среднее общее образование, учащиеся, гимназист, управление, школа, учебные заведения.
Keywords: gymnasia, government, education, problem, gymnasia education, secondary education, pupils, gymnasia pupil, management, school, educational institutions.
Kljuchevye slova: gimnazija, gosudarstvo, obrazovanie, problema, gimnazicheskoe obuchenie, srednee obshhee obrazovanie, uchashhiesja, gimnazist, upravlenie, shkola, uchebnye zavedenija.
Переход образования на новое содержание, которое отвечало бы современным потребностям социально-экономического развития государства, а также его перспективам, является одной из важных проблем модернизации системы российского образования
Разработка настоящей проблемы происходит непросто. Новые теории, концепции, идеи, легче осознаются при их теоретическом осмыслении в единстве с опытом, апробированным в практике российского образования прошлого. Подобное возможно, используя сочетание прогностического поиска и ретроспективного анализа процесса и результата деятельности учебных заведений, переживающих процесс возрождения.
Анализ многих исследований по данной проблеме показывает, что теория и практика гимназического образования в Российской Федерации в настоящее время становится предметом внимания ученых и педагогов практиков [5]. Имеющийся опыт создания современных гимназий создает необходимость методологического осмысления разных сторон деятельности. Представляя гимназическое обучение альтернативой обычной средней
школе, Б. А. Пивоваров рассматривает его как вариант получения общего среднего образования [6].
Несмотря на целый ряд научно-методической литературы по данной проблеме остается актуальным определение направлений дальнейшего развития исследуемого нами типа школы на конкретных примерах.
Как положительное явление инновационного характера следует считать появление и развитие гимназий в системе образования сегодняшней России. Современная гимназия самостоятельно определяет цель, содержание, форму получения образования, свое место в рядах других учебных заведений городов и регионов страны.
При этом образовательное учреждение было названо гимназией, факт, говорящий о том, что ее новаторский опыт, в той или иной мере, связан с опытом дореволюционной гимназии России. Иначе подобное учебное заведение могло бы получить другое название.
Поскольку страна ощущает недостаток в гражданах, способных жить ее интересами по велению сердца и внутренней потребности, а не по функции и должности, государством
48
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
востребован человек творчески активный как в преобразовании собственной жизни, так и в жизни общества и государства. Необходимы кардинальные перемены в основной социальной базе современного государства и его учреждениях, которые призваны готовить поколение, активно разрабатывающее, развивающееся и реализовывающее программу демократических обновлений государства. Вновь востребована гимназия как необходимая база для воспитания россиян, которые станут ответственны за развитие страны. Поэтому, «вся история развития цивилизации доказывает, что гимназия возникала в государстве во времена демократических перемен в обществе. Основной характеристикой российских гимназий всегда считалась принадлежность их государству, четкое подчинение и следование его законам» [1. C. 32].
С 1980-х годов в развитии образования начинается поиск свежей образовательной философии, заключающийся в процессе самореорганизации школы в новое образовательное учреждение. Различные типы средних учебных заведений повышенного уровня (гимназии, лицеи и др.), появившиеся в России, столкнулись с проблемой соотношения взаимосвязей организационных форм, целей, содержания образования.
С выходом в 1992 году Закона Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, предоставляющие углубленное образование и общеобразовательные школы [4], учащимся был предоставлен выбор профиля образования, образовательного учреждения, учебников, программ, итоговых экзаменов и форм получения образования.
Инновационное развитие гимназического образования. Каковы его цель и задачи?
Цель среднего общего образования заключается в проекции результата развития гражданина средствами образования. Она выражена в Концепции развития образования Российской Федерации: «формирование личности, способной на основе полученных профессиональных навыков и знаний, свободно самораз-виваться, самореализовываться и самостоятельно принимать нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира».
Цель гимназического образования, взаимосвязанная с целью первого порядка - отечественного образования, конкретизируется в виде ключевой компетенции личности. Последняя, с точки зрения общеобразовательной подготовки ученика к труду, и, в целом, к жизни, является образовательной компетентностью, представляющей собой интегральную характеристику качества подготовки учеников, связанную с их способностью осмысленного целевого применения багажа знаний, умений и способов деятельности в отношении конкретного междисциплинарного круга вопросов.
Под образовательной компетенцией мы понимаем совокупность знаний, смысловых
ориентаций, навыков, умений, опыта деятельности ученика в отношении определенного круга объектов действительности, необходимых для проведения личностной и социальнозначимой продуктивной деятельности.
Задачи гимназического образования заключаются в создании условий получения учащимися компетентностого образования, оперативных и мобильных знаний, развития креативности; формировании базовых компетенций, позволяющих субъектам образования адаптироваться в меняющейся внешней среде; совершенствовании работы гимназии по развитию межкультурной, социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций; повышении качества работы с одарёнными детьми.
Среди задач управленческой системы можно отметить следующие: 1) создание системы управления достижением оптимальных конечных результатов; 2) активизация научной и методической работы школы по разработке и внедрении авторских программ профильного обучения; 3) содействие адаптации педагогического коллектива к требованиям профильной модели организации гимназического образования и новым учебным планам; 4) инициирование инновационного развития гимназического образования; 5) создание управленческих, нормативно-организационных, научно-методических условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и выполнения требований к работе учреждения среднего образования, реализации стратегической цели гимназического образования переходного периода; 6) совершенствование взаимодействия управленческих структур, усиление роли психологического и педагогического, методического сопровождения образовательного процесса гимназии.
Цель дидактической системы гимназии отражает обращение в учебном процессе образования к познавательной и рациональной сферам личности, значимость формирования образовательных компетенций, развития у гимназиста познавательных и творческих способностей.
Цель воспитательной системы гимназии отражает обращение гимназического образования в воспитании к ценностной, духовной сфере личности, необходимость формирования общей культуры личности и связанных с ней компетенций, обеспечения в воспитательном процессе гимназиста гармонии его самости (жизнь в себе) и социумности (жизнь в обществе).
Сегодня в Дагестане функционирует, и довольно успешно, целый ряд гимназий, как в городах (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт, Каспийск, Дербент), так и в сельских районах (поселок Белиджи Дербентского района, селение Стальское Кизилюртовского района, селение Кища Дахадаевского района, селение Камыш-кутан Хасавюртовского района, селение Гуниб Гунибского района, селение Новолакское Новолакского района и др.)
Психолого-педагогические науки •••
Существуют гимназии физико-математического, гуманитарного, культурологического, естественно-научного направлений. Каждая из них как одна из форм углубленного образования, работает по программам повышенной сложности, и дает учащимся всестороннее образование. В гимназиях накоплен значительный опыт в создании экспериментальных площадок, авторских программ, личностноориентированном образовании и воспитании гимназистов. Они оснащены компьютерными классами, с проведенным в них Интернетом. Но, так же как и другие средние учебные заведения, гимназии нуждаются в решении ряда проблем: введение новых форм обучения и творчества учеников, компьютеризации предметов учебного плана, широком привлечении профессорско-преподавательского состава вузов, тесном сотрудничестве с институтами и университетами.
В процессе нашего исследования мы попытались проследить эволюцию гимназии № 38 г. Махачкалы, созданной на базе школы, которая была основана в 1966 году. Учебное заведение располагалось в небольшом 3-х этажном здании, рассчитанном на 964 учащихся. В 2001 году, получив статус, школа стала именоваться гимназией № 38. В настоящее время, в этом современном муниципальном учреждении, с двумя компьютерными классами и кабинетной системой обучения, преподают 156 преподавателей, среди них учителя высшей и 1 -ой категорий, отличники народного образования. В гимназии учатся 2300 учеников по направлениям: гуманитарное, естественно-математическое, информационнно-техническое.
Сегодня в любой школе решать задачи обеспечения качественного уровня работы со знаниями не просто, ведь в условиях тотальной информатизации общества знание подверглось заметной девальвацией. Нередко знание ошибочно отождествляется с информацией, в результате чего помимо ценности знания, быстро исчезает и сама культура работы со знанием в обществе.
В царской России гимназия всегда отвечала за сохранность культуры работы со знанием, которое в те времена являлось средством, позволяющим формировать мышление. Гимназии конца XIX столетия хоть и осуществляли свою миссию в совершенно других социокультурных условиях, справлялись с этой задачей хорошо.
Сегодня же между гимназистом и педагогом располагается экран телевизора, компьютер, мобильный телефон. В связи с этим возникает вопрос: надо ли современной гимназии делать акцент на работу со знаниями, если она стремится стать лидирующим типом образования в России? Ответ, скорее всего, должен быть положительным, поскольку отказ от работы со знаниями означает отказ от модели гимназии как таковой, ведь по своей природе гимназия насквозь состоит из организованности знаний.
В целях углубления и расширения знаний учащихся, для развития личностного развития
49
и интеллекта, в многопрофильной гимназии № 38 г. Махачкалы функционируют: школа молодого исследователя, научное общество «Юный зоолог», заочная физикоматематическая школа, школа молодого педагога; читаются спецкурсы «Системная экология» и «Орнитология». Идея проведения эксперимента, заключающегося во введении профильного обучения учащихся в данной гимназии, получила свое развитие в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
В гимназии проводится предметнопоточное обучение по целому ряду направлений для оказания подростку психологической, педагогической и информационной поддержки нужного уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании школы.
Возрождение гимназической модели образования приходится на 1990-е годы. Это было связано с восстановлением и закреплением набора учебных дисциплин, традиционно считавшимся гимназическим. Закрепленный в уставе 1871 года, этот набор с различными вариациями, имел силу вплоть до 1917 года. Предполагалось, что при воспроизведении этого набора предметных знаний удастся восстановить классическую гимназию в сегодняшних условиях, и мышление гимназиста сможет обрести тот желанный универсализм, необходимый для дальнейшего получения университетского образования. Однако практика показала иную картину.
Классическая форма гимназии, существовавшая до 1917 года, сегодня не популярна. В наши дни гимназия представляет собой более сложную модель - симбиоз особенностей гимназического уклада и профильной школы. При этом если у профильности естественнонаучный уклон, то школа тяготеет к модели реальной гимназии, если же профильность носит гуманитарный уклон - к классическому типу.
В 10-х классах гимназии № 38 введены дополнительные часы: 2 часа - углубление, 1 час - элективный курс, в 11-х классах - по 2 часа элективных курсов, в 8-9 классах - 1 час предпрофильной подготовки.
Руководит гимназией директор, в управлении ею принимают участие три завуча по учебной части, завуч по учебной части (начальная школа), завуч по научной работе, завуч по воспитательной работе, завуч по информационным технологиям, заместитель директора по хозяйственной части.
Возникает вполне резонный вопрос: чем гимназия отличается от обычной профильной школы? Не получится ли так, что профильная школа вытеснит гимназию в рамках проводимых реформ? Вытеснит, если не будет пересмотрена суть гимназического типа образования в соответствии с современными реалиями. Чтобы этого избежать, нужно серьезно проанализировать и осмыслить, какие знания будут лидерами в XXI веке. Необходимо понять, что из себя представляют открытия, которые в первую очередь определят дальнейшее разви-
50
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
тие науки и практики. Считаем, что гимназия имеет возможность стать тем пространством, где в опережающем режиме смогут формироваться различные знаниевые политики. Классическая же гуманитарная основа явится прочной основой для рефлексивной интеграции нового типа знаний.
При решении задачи концептуализации гимназического типа образования, широко востребованного типа современного образования, надо понять, какие типы универсализма складываются сегодня. «Дореволюционная классическая гимназия обеспечивала универсализм через работу с достаточно определенной формой мышления, отмеченной еще Аристотелем и воспроизводимой в Европе в течение ряда столетий через преподавание формальной логики, латыни, риторики, древнегреческого языка и через обращение к классическим текстам. Но, при этом, возможны и разное понимание форм и способов работы с ней, разные типы логики» [2. C. 23]. Очевидно, что наступивший XXI в. диктует новые правила, ведь в ситуации череды реформ и кризисов любой человек должен быстро перестраиваясь, овладевать новыми умениями, иметь несколько профессий.
Заслуживает внимания деятельность гуманитарной гимназии имени М. Г. Гамзатова. Это частная гимназия. Ее становление было нелегким. Но это было время плодотворной работы и учителей, и учеников, создания комфорта и уюта для познавательной жизни и учебы гимназистов. В создании гимназии, становлении и укреплении ее материальной базы, а также всесторонней поддержке большую роль сыграл Гамзат Магомедович Гамзатов, возглавлявший Попечительский совет общественного Фонда имени шейха Абдурахмана.
Гимназия стала для учеников как родной дом. «Виной» этому стали учителя, старающиеся не уступать родителям в своей любви к
детям и заботе о них. Подобные доверительные, открытые, уважительные отношения и формируют полезного и активного члена общества. Подобные аспекты функционирования гимназии являются главными в процессе реформирования школы и в целом образования. Особо отметим дисциплину компьютерной графики во втором классе, который пользуется особым расположением у учеников. Результаты налицо. С помощью компьютера второклассники создают узоры и орнаменты, человеческие и геометрические фигуры, растения, сказочных и реальных животных, разрисовывают их по своему вкусу. Результаты удивительны!
В заключение отметим следующее. В отличие от школы создание гимназии есть проявление заботы государства не столько о человеке, как таковом, а о самом государстве. Если задачи школы заключаются в воспитании грамотных, бережливых, культурных гостей общества, то гимназия готовит его хозяев, людей, способных реально грамотно преобразовывать и развивать общество. Без способности планировать, прогнозировать и реализовывать, без глобальной ответственности за каждый поступок учить гражданина той или иной управленческой или научной деятельности -значит реально вредить будущему. Не секрет, что сегодня налицо определенная нервозность и усталость от политиков, которые не получили в свое время гимназическое образование, закосневших в узком профессионализме в стенах вуза. При всем уважении к школе, хотим отметить, что именно гимназия делает человека способного руководить развитием практики, науки и государства. Учет фактора государственно-политического устройства в развитии гимназического образования позволяет сделать вывод о том, что гимназиям необходимы воспитательные программы развития лидерских качеств у подростка.
Литература
1. Винс О. А. Гимназия - ресурс развития правового государства // Сибирский учитель. 2003. № 2. С. 30-35.
2. Гаджиев А-Г. С. Прогресс духовной жизни и культуры Дагестана в конце Х!Х - начале ХХ века. Махачкала, 1996. С. 22-29. 3. Джабатырова Б. К. Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе, и ее влияние на этнокультурную среду // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №. 1. С. 34.
4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» http://base.garant.ru 5. Маллаев Д. М. Новая
политика и подходы к мировому образованию в ХХ! веке // Актуальные проблемы специального образования. 2003. Вып. 2. С. 41-45. 6. Пивоваров Б. А. Гимназия в Российской системе образования. Новосибирск, 2002.
С. 112-124.
References
1. Vince O. A. Gymnasia is a resource for the development of a legal state // Siberian teacher. 2003. # 2. P. 30-35.
2. Gadzhiev A-G. S. Progress of the spiritual life and culture of Dagestan at the end of the 19th -the beginning of the
20th cc. Makhachkala, 1996. P. 22-29. 3. Dzhabatyrova B. K. Formation and development of the gymnasia education in the Caucasus and its influence on the ethno-cultural environment // Bulletin of Adyghe State University. 2006. # 1. P. 34. 4. The law of the Russian Federation of July 10, 1992 # 3266-1 "On education" http://base.garant.ru
5. Mallaev M. D. New policies and approaches to global education in the twenty-first century // Actual problems of
special education. 2003. Vol. 2. P. 41-45. 6. Pivovarov B. A. Gymnasium in the Russian system of education.
Novosibirsk, 2002. P. 112-124.
Literatura
1. Vins O. A. Gimnazija - resurs razvitija pravovogo gosudarstva // Sibirskij uchitel'. 2003. № 2. S. 30-35. 2. Gadzhiev A-G. S. Progress duhovnoj zhizni i kul'tury Dagestana v konce XIX - nachale XX veka. Mahachkala, 1996. S. 22-29.
3. Dzhabatyrova B. K. Stanovlenie i razvitie sistemy gimnazicheskogo obrazovanija na Kavkaze, i ee vlijanie na
jetnokul'turnuju sredu // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. №. 1. S. 34. 4. Zakon RF ot 10
ijulja 1992 g. № 3266-1 «Ob obrazovanii» http://base.garant.ru 5. Mallaev D. M. Novaja politika i podhody k
Психолого-педагогические науки •••
51
mirovomu obrazovaniju v XXI veke // Aktual'nye problemy special'nogo obrazovanija. 2003. Vyp. 2. S. 41-45.
6. Pivovarov B. A. Gimnazija v Rossijskoj sisteme obrazovanija. Novosibirsk, 2002. S. 112-124.
Статья поступила в редакцию 12.04.2015 г.
УДК 37
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ субъектов образовательного ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
THE INTERACTION OF EDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS AS A CONDITION OF FORMING THE SAFETY CULTURE
©2015 Омаров М. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Omarov M.M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на безопасную коммуникацию субъектов образовательной среды. Для исследования факторов, влияющих на культуру взаимодействия субъектов образовательного учреждения, автором проведено анкетирование студентов двух вузов. Исследование показало, что психологический комфорт как фактор безопа.сной коммуникации в изученных учреждениях не может в полной мере рассматриваться как позитивный.
Abstract. The author of the article researches the theoretical justification and the analysis of factors affecting the safe communication of the subjects of the educational environment. To study the factors influencing the culture of communication in educational institutions, the author conducted a questionnaire survey among the students of the two universities. The study showed that the psychological comfort as a factor of secure communication in the studied institutions cannot fully be considered as positive.
Rezjume. Vstat'e issleduetsja teoreticheskoe obosnovanie i analiz faktorov, vlijajushhih na bezopasnuju kom-munikaciju sub#ektov obrazovatel'noj sredy. Dlja issledovanija faktorov, vlijajushhih na kul'turu vzaimodejstvija sub#ektov obrazovatel'nogo uchrezhdenija, avtorami provedeno anketirovanie studentov dvuh VUZov. Issledovanie pokazalo, chto psihologicheskij komfort kak faktor bezopasnoj kommunikacii v izuchennyh uchrezhdenijah ne mozhet v polnoj mere rassmatrivat'sja kak pozitivnyj.
Ключевые слова: безопасность, образование, воспитание, толерантность, жизнедеятельность, коммуникативный, анкетирование, студент, учреждение, фактор, навыки, умение, задачи, взаимодействие, исследование, условия, обоснование, культура.
Keywords: security, education, upbringing, tolerance, activity, communicative, questionnaire, student, institution, factor, skills, ability, tasks, interaction, study, terms, substantiation, culture.
Kljuchevye slova: bezopasnost', obrazovanie, vospitanie, tolerantnost', zhiznedejatel'nost', kommunikativnyj, anketirovanie, student, uchrezhdenie, faktor, navyki, umenie, za.da.chi, vzaimodejstvie, issledovanie, uslovija, obosnovanie, kul'tura.
В современных условиях общественного развития, глобализация общественной жизни, проблема коммуникации и, в частности, безопасного взаимодействия различных субъектов на различных уровнях является актуальной.
Сегодня мир, за счет создания новой техники и технологий, появления опасностей стал довольно хрупким. Соответственно, люди должны научиться взаимодействовать между собой. Это обуславливает быстрое развитие научных знаний в области безопасности жизнедеятельности. Толковые словари «безопасность» определяют как ощущение доверия,
невредимости, отсутствие страха или тревоги по поводу ограничения личности в праве на жизнь, образование, профессиональную и творческую деятельность, в праве на субъективное мнение (суждение) и т. д. [3].
Безопасность может рассматриваться на различных уровнях: локальном, объектовом, местном, региональном, национальном, глобальном и т. д. [4].
Данное исследование посвящается изучению проблем безопасного взаимодействия в условиях образовательного учреждения.