Научная статья на тему 'Гуманистическая среда воспитания'

Гуманистическая среда воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая среда воспитания»

Л.САНКИН, профессор, первый проректор Е. ТОНКОНОГАЯ, профессор С. -Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Уже более десяти лет в России осуществляется реформирование высшей школы, направленное на ее органическое включение в систему новых социальных и экономических отношений.

Несмотря на все трудности постперестроечного периода, вузам удалось выстоять, проявить гибкость и способность к развитию. Об этом говорит увеличение ежегодного приема студентов и аспирантов, создание многочисленных негосударственных вузов, традиционно высокий уровень подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Вместе с тем высшая школа как социальный институт перестраивается медленно и все еще имеет много нерешенных проблем. Наиболее существенными, на наш взгляд, являются: недоступность высшего образования для многих граждан России, снижение его качества в связи с усилением тенденции прагматической направленности и узкой профессионализации выпускников, волюнтаризм самих вузов в подготовке по профилям и специальностям, отсутствие государственного регулирования трудоустройства выпускников.

Ученые - представители различных наук и руководители вузов отмечают «уход» из университетов фундаментальной науки и «утечку умов» вследствие отсутствия благоприятных условий для работы молодых специалистов в родной стране. Многие работники вузов считают основной причиной этих негативных явлений резкое сокращение бюджетного финансирования.

На наш взгляд, кризис высшей шко-

Гуманистическая среда воспитания

лы вызван не столько декларативным характером государственной политики и просчетами в определении приоритетов развития высшей школы, сколько несоответствием традиционных моделей высшего образования «вызовам» современной социально-экономической и социокультурной ситуации. Это несоответствие обусловлено несколькими обстоятельствами:

• потерей идеологических ориентиров в обществе, в частности - в сфере воспитания и социализации молодого поколения, и связанной с этим дискредитацией общественного идеала всесторонне развитой личности;

• забвением на первоначальном этапе реформ в сфере образования воспитательной функции социальных институтов;

• стихийным развитием рынка образовательных услуг в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования и слабого контроля со стороны государства, приведшего к созданию многих образовательных учреждений со статусом вузов, в которых учебный процесс полностью подчинен задачам подготовки узкого специалиста.

Эта прагматическая тенденция поддерживается псевдорыночной ориентацией и самой молодежи, ее стремлением получить утилитарные знания, дающие практический результат. При таком подходе воспитание студентов нередко предается забвению.

Сегодня в общественном сознании сформировалась альтернатива: либо интеллигент, но неудачник и нищий, либо жизненный успех, которому сопутствуют бескультурье, отношение к ближнему как инструменту реализации

своих корыстных целей. Такая дилемма является не просто вызовом всему высшему образованию в России, его традициям, истории, но и вызывает опасение за будущее страны.

Важнейшей миссией высшего образования является подготовка поколения интеллектуально развитых, высоконравственных, творчески работающих профессионалов - граждан России, патриотов и отечественных интеллигентов [1].

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является свободное развитие личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье.

Этот принцип, являясь общей фундаментальной основой для воспитательного процесса в высшей школе, дополняется идеалами, ценностями и приоритетами, являющимися неотъемлемой частью духовного пространства университетского сообщества.

Исторически сложившейся прогрессивной тенденцией мирового образовательного процесса, охватившего и образовательную практику в России, является гуманистическое воспитание. Его целью был и остается идущий из глубины веков идеал всесторонне и гармонично развитой личности.

Общая цель гуманистического воспитания в вузе конкретизируется в виде адекватных ей задач:

э формирование в сознании студентов научной картины мира;

э философско-мировоззренчес-кая ориентация студентов в понимании смысла жизни, своей уникальности и ценности;

э приобщение к системе культурных ценностей, выражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование личного отношения к ним;

s усвоение общечеловеческих норм гуманизма (истины, справедливости, добра, красоты, взаимопонимания, сочувствия, милосердия и др.), следование им в жизни и культивирование интеллигентности как значимого личностного качества;

s культивирование отношения к труду как социально и личностно значимой потребности;

s воспитание патриотизма в единстве этических и эстетических ценностей, уважения к законам страны и гражданским правам личности;

s развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Становление личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен принцип культуросообразности - онтологическая предпосылка культуро-центристской концепции университетского образования, разработанной заслуженным деятелем науки РФ, членом-корреспондентом РАО, профессором А.С. Запесоцким. В соответствии с этой концепцией главными опорами системы воспитания студентов являются:

■ ориентация на всестороннее развитие личности: чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в своей жизнедеятельности;

■ непрерывное общее и профессиональное развитие личности: таким воспитание становится при условии, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) обучающихся;

■ природосообразность воспитания: современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно согласовываться с общи-

ми законами развития природы человека (учет возрастной и половой дифференциации, социального опыта, индивидуальных особенностей);

■ развитие студентов нужно выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая им осознать проблемы всего человечества, ощутить свою сопричастность природе и обществу, ответственность за их состояние и развитие;

■ деятельностный подход в воспитании: чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой;

■ процесс гуманитарного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда студент сам выступает как субъект воспитания, когда в нем пробуждается сознательное стремление к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с идеалом;

■ воспитание студентов как социально-организованный процесс инте-риоризации культурных ценностей осуществляется в двух сферах: в процессе обучения и во внеучебной куль-турно-досуговой среде, создаваемой в университете [2, 3].

Основными направлениями воспитания студентов в процессе обучения являются:

1) усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные учебные курсы человековедческого материала, помогающего студентам понять себя и других, сформировать отношение к окружающему, проектировать свою жизнь;

2) изменение форм и методов учебной работы, направленное на формирование активности и самостоятельности студентов: обучение посредством анализа конкретных жизненных ситуаций, имитационных и деловых игр, свободных дискуссий, раскрепощение личности студента в учебном процес-

се, освобождение его от страха перед ошибкой, создание проблемных ситуаций, стимулирующих свободный выбор решений и реализующих творческий потенциал личности и др.

Во внеучебном процессе воспитание студентов осуществляется в работе культурно-досуговых и спортивных организаций, которые развивают не только творческие способности, но и личные физические, духовно-нравственные, гражданские, патриотические качества.

Разрабатывая новую концепцию, ректор нашего университета и его единомышленники исходили из понимания высшего гуманитарного образования не только как социального института подготовки человека к труду, но и как важнейшей социально-культурной системы, обеспечивающей личности возможность всестороннего развития. В связи с этим гуманитарный университет выступает как образовательный, научный и одновременно духовный центр, формирующий специалистов нового типа. Его отличает особая нравственная атмосфера, позволяющая объединить задачи образования и воспитания.

Согласно культу роцентристской концепции в университете реализуется формирование специалиста путем включения его в различные пласты гуманитарной культуры, которая представляет собой «отфильтрованные» на основе исторического опыта «идеальные» образцы человеческой деятельности, максимально отвечающие объективным потребностям общества и в то же время позволяющие раскрыть и реализовать индивидуальные качества каждого человека.

Эта модель реализуется в университете на основе ряда принципов:

■ принципа целостности развития личности посредством интенсивного обращения к отечественной гуманитарной культуре, которая содержит в

себе совокупность способов реализации сущностных сил человека в контексте «национальной картины мира», а также всестороннего и целостного видения человека как гражданина мира;

■ принципа многоуровневой оптимизации «зоны ближайшего развития », предполагающего целенаправленное формирование образовательного пространства вуза как социально-культурной среды обитания человека;

■ принципа референтации, сущность которого состоит в организации встреч с выдающимися людьми, предоставляющих возможность каждому студенту познакомиться с образом конкретного человека - отечественного или зарубежного прогрессивного деятеля науки, культуры, политики, искусства; среди этих деятелей: академик Д.С. Лихачев, композиторы Г.В. Свиридов и А.П. Петров, скульптор М.К. Аникушин, великий музыкант М.Л. Растропович, прославленный дирижер Ю.Х. Темирканов, писатель Д.А. Гранин, поэт А.А. Вознесенский, актер К.Ю. Лавров, кинорежиссер Э.А. Рязанов, прима-балерина Н.М. Дудинская, лауреат Нобелевской премии физик Ж.И. Алферов, академик РАН В.А. Янин и многие другие [4].

Следует подчеркнуть, что роль создаваемой в университете социокультурной среды в оптимизации образовательного пространства, общекультурном развитии и формировании личности, особенно иногородних студентов, трудно переоценить. Вузовская среда становится для них условием отказа от многих ложных ценностей, бытующих в обществе и утверждающих (с помощью СМИ) культ насилия, наживы, индивидуализма.

Последовательная оптимизация «зоны ближайшего развития» позволяет уже в стенах университета заложить основу общей гуманитарной культуры, профессиональной этики буду-

щих юристов, экономистов, культурологов, журналистов, искусствоведов, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и воспитать социально ориентированного и общественно ответственного специалиста.

Разработанная в университете система благоприятных условий непосредственной жизнедеятельности студентов многомерна. Она включает явления и факторы мирового и общероссийского масштабов. На базе университета ежегодно проводятся десятки конференций, в которых принимают участие ведущие ученые России и других стран; систематически читают лекции крупнейшие специалисты различных отраслей знаний мирового уровня.

С первых дней обучения студенты погружаются в историко-культурное пространство и духовную атмосферу Санкт-Петербурга (единственного города России, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) - посредством системы экскурсий по городу и его окрестностям, посещения театров, музеев, встреч с выдающимися людьми узнают его историю, архитектуру, культурные ценности, традиции и новации в социокультурной сфере. Высокий духовный уровень университетской социокультурной среды обеспечивается путем организации «полей жизнедеятельности», формирующих историческую, духовно-нравственную, социально-психологическую и физическую культуру студента. Типичным и характерным «топосом» этого уровня стало для университета Царское село, в котором ежегодно проводится День посвящения в студенты, создающий духовный импульс российского патриотизма и стимулирующий стремление к целостному познанию всех культур, сливающихся в единую общечеловеческую культуру.

Главное в культуроцентристской концепции университета - это призна-

ние духовно-нравственного ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основ личностной зрелости. Соответственно, суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции - не только и не столько развитие интеллекта, сколько «зажигание сердца», поиск высшего смысла жизни и того духовного богатства, что ее «освещает».

Результат образования и воспитания, согласно этой концепции, - это высокий уровень общей культуры и духовность личности как залог ее социальной и нравственной зрелости, целостности, физического и духовного здоровья, а в условиях сегодняшнего «бессердечного» времени и как условие выживания человека без потери человеческого облика и достоинства.

Социальные перемены, связанные с глобальной информатизацией общества, выдвигают на первый план развитие способностей человека к восприятию, переработке и творческому использованию новой информации, к социальной адаптации и самореализации личности в сложных условиях быстро изменяющегося мира. В связи с этим одной из важнейших задач университетского образования является формирование информационной культуры специалистов, которая понимается как система знаний и умений (связанных с использованием компьютера и сети Интернет), обеспечивающая необходимый специалисту уровень получения, переработки, передачи, хранения и предоставления профессионально необходимой информации. Решение этой задачи обеспечивается одним из ведущих подразделений университета - департаментом информационных технологий, в состав которого входят два подразделения: отдел программно-технического обслуживания вычислительной техники и лаборатория разработки программного обеспечения. Главная

задача департамента информационных технологий - комплексная компьютеризация университета. Это и обеспечение учебного процесса, и внедрение современных информационных технологий в образование, процесс управления и административно-хозяйственные структуры.

Для учебных целей и самостоятельной работы студентов в университете существует компьютерный парк, включающий: четыре класса общей информатики; кабинеты информационных технологий на каждом факультете -юридическом, экономическом, культуры, искусств; классы мультимедиа и Интернет; специализированный музыкальный компьютерный класс для занятий по специальности «Звукорежис-сура»; компьютерные лингафонные классы; в читальном зале библиотеки установлены компьютеры для самостоятельной работы студентов с компакт-дисками и в сети Интернет; создан и функционирует интернет-зал научной библиотеки, в нем установлены 30 новейших компьютеров для самостоятельной работы студентов.

Предметом особой заботы является локальная вычислительная сеть, объединяющая все компьютеры вуза и имеющая выход в глобальную сеть Интернет. Все это обеспечивает студентам и преподавателям доступ к мировым информационным ресурсам в их различных видах: тексты рефератов и электронные библиотеки, графика и анимация, музыкальные новинки и клипы, видео, «горячие новости» и многое другое.

Программные средства и среды развиваются очень быстро, поэтому ежегодно и каждый семестр приходится обновлять компьютерный парк и программные средства. Чтобы поддерживать должный уровень подготовки студентов, обеспечивать их информационную компетентность и формировать

информационную культуру, университет вкладывает в создание и функционирование компьютерной сети огромные средства.

Важнейший компонент социокультурной среды университета - его библиотека, которая по всем показателям является самой динамично развивающейся университетской библиотекой России. К услугам ее читателей 500 тысяч книг, брошюр, журналов, нотных и других видов изданий. Библиотека ежегодно выписывает 487 названий периодических и продолжающихся изданий, в их числе 20 на иностранных языках, 83 наименования газет. Университет постоянно выделяет средства на пополнение фонда учебной и научной литературы по дисциплинам, преподаваемым в университете. Ежегодно на комплектование библиотеки затрачивается 150 тысяч долларов США, а фонд библиотеки увеличивается на 25-28 тысяч экземпляров. Ежегодные инвестиции в библиотеку составляют 300 тысяч долларов США.

Библиотека университета ведет прямой книгообмен с Библиотекой конгресса США, национальными и университетскими библиотеками мира, получает в дар уникальные подборки литературы.

Новое направление в работе библиотеки - формирование электронной библиотеки и видеотеки. Один раз в квартал библиотека выпускает «Информационный бюллетень» о новых поступлениях в библиотеку, экземпляр которого через деканаты получает каждый студент. Библиотека делает все, чтобы снабдить каждого из них необходимой литературой и дать возможность в комфортных условиях над нею работать, вести поиск информации в сети Интернет, просмотреть заинтересовавший его видеофильм. К услугам студентов и преподавателей - свыше 1500 CD-

дисков и 3000 видеокассет, доступ в интернет-зал библиотеки, такие виды библиотечного сервиса, как «ночной» абонемент и абонемент выходного дня, экспресс-копирование информации из сети Интернет. Библиотека -лидер среди вузовских библиотек по оснащению современным оборудованием, новейшими средствами механизации и автоматизации.

Психологические трудности иногородних студентов в первый год обучения связаны с переездом в крупный город со сложной инфраструктурой, разрывом прежних эмоциональных связей с семьей и школьными друзьями, необходимостью самостоятельно организовывать свой быт в общежитии или на квартире, которую снимают родители для студента. В связи с необходимостью преодоления этих трудностей в университете создан институт тьюторства. Главная задача тьюторства - помочь первокурсникам, особенно иногородним, в быстрой адаптации к условиям жизни современного большого города, к условиям быта в общежитии, в организации самостоятельной учебы и культурного досуга.

Основными направлениями деятельности тьюторов являются: контроль за состоянием учебы, посещаемостью; изучение личности студента, налаживание индивидуального общения с ним, включение его в жизнь группы и университета; установление контакта с родителями и переписка с ними; консультирование студента и помощь в решении возникающих проблем; участие в организации студенческих мероприятий.

Важно отметить, что большинство преподавателей и студентов позитивно оценивают роль тьюторства как условия гуманизации образования и социальной поддержки личности в условиях первичной адаптации вчерашних

школьников к вузовскому образованию. Педагогическая значимость тьюторства, по оценкам преподавателей и родителей студентов, состоит в установлении гуманных отношений между студентами и педагогами, в личностно-ориентированном подходе к студентам в организации учебно-воспитательного процесса, в регуляции поведения и деятельности студентов в самый трудный период их жизни и учебы.

Ограниченный размер статьи, к сожалению, не позволяет полностью охарактеризовать весь комплекс социокультурных условий, создающих оптимальную «зону ближайшего развития» и нравственного воспитания студентов. Среди них можно было бы назвать возможности для физического совершенствования студентов в замечательно оборудованном спорткомплексе и на загородных базах отдыха, деятельность театрально-концертного зала, студенческих общественных организаций и клубов, блистательные по своему содержанию, культуре оформления и красоте традиционные праздники университета - День его основания и День знаний, Дни факультетов, юморины, ежегодный конкурс абитуриентов под девизом «Ум плюс красота = студент», дискотеки и другие формы досуговой деятельности студентов, планомерно направляемые и регулируемые ректоратом, деканами факультетов, профессорско-преподавательским составом.

СПбГУП - это сложный полифункциональный организм, выполняющий, как и все вузы России, обучающую, развивающую, воспитательную функции. Отвечая гуманитарной направленности содержания образования с позиций своей методологической концепции, университет выполняет задачу инкультурации - вхождения человека в мир культуры.

Литература

1. Формирование российского интеллиген-

та в университете. - СПб, 2000.

2. Запесоцкий А.С. Современная модель формирования личности молодого человека в школе и вузе. Тезисы докла-

да на научно-практической конференции, 25 января 2001 года. - СПбГУП, 2001.

3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2002.

4. Санкин Л.А. Введение в университет. Учеб. пособие. - СПбГУП, 2003.

Н. ДВОРКО, доцент С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Благодаря компьютерной революции к существующим средствам массовых аудиовизуальных коммуникаций - кино, видео, телевидению - добавились перспективные мультимедийные системы в виде синтеза разнообразных «сред», управляемых интерактивными приложениями.

Информационно-рекламные презентации, обучающие модели в системе виртуальной реальности и биокибернетического интерфейса, интерактивные игры и развлекательно-образовательные продукты мультимедиа нашли широкое применение в производстве, медицине, бизнесе, образовании, тренажеростроении, искусстве и индустрии развлечений.

Уникальные возможности мультимедиа позволяют моделировать всю полноту человеческих проявлений, выражая их в комбинации изображения, звука, анимации, компьютерной графики. Раздвинув границы экрана, новая интерактивная виртуальная среда, в которую пользователь погружается как зритель или творец, создает иллюзию полной реальности происходящего.

В силу растущей экспансии инфо-коммуникационных систем в экономику, культуру, искусство, сферу делово-

Специальность -«Режиссер мультимедиа-программ»

го администрирования возникла потребность в квалифицированных кадрах гуманитарного профиля, способных эффективно применять современные технологии для решения конкретных профессиональных задач. Это привело к созданию новых специальностей междисциплинарного характера, таких как «прикладная информатика в экономике», «лингвистика и межкультурная коммуникация» и другие.

Симптоматичным проявлением синтеза современной аудиовизуальной техники, информационных технологий и художественного творчества стал феномен рождения профессии режиссер мультимедиа-программ. Противоречие между востребованностью специалистов данного вида художественного творчества и отсутствием целостной системы профессиональной подготовки режиссеров мультимедиа-программ стимулировало формирование в нашем вузе новой специальности.

В 1998 году факультет искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, имеющий опыт подготовки творческих кадров на базе передовых компьютерных технологий, выступил инициатором построения теоретической парадигмы профессиональной подготовки режиссера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.