Научная статья на тему 'Гуманистическая педагогическая мысль средневекового просветителя золотой Орды Хисама Кятиба'

Гуманистическая педагогическая мысль средневекового просветителя золотой Орды Хисама Кятиба Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ УТОПИЗМ / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ХИСАМ КЯТИБ / PEDAGOGICAL THOUGHT / HUMANIST UTOPIANISM / MEDIEVAL ENLIGHTENMENT / THE GOLDEN HORDE / KHISAM KYATIB

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Гарипова Алия Накиповна

В статье раскрывается проблема справедливогоуправления государством, отраженная в утопической мысли золотоордынского просветителя Хисама Кятиба. Просветитель, будучи гуманистом, выступает сторонником честности, справедливости, осуждает человеческие пороки, выступает за оздоровление нравов всех слоев населения. Идейно-художественный замысел произведения состоит в том, что автор выступает певцом счастливой и благополучной жизни людей, моделирует идеальное общество, которое построено по законам разума и справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic educational thought of Khisam Kyatib medieval educator of Golden Horde

The article deals with the problem of fair governing the state, reflected in the utopian thought of Golden Horde educator Khisam Kyatib. The educator, as a humanist, supports honesty and justice, condemns human vices, stands for the improvement of morals of the population. Ideological and artistic design of work is that the author appears as a singer of happy and prosperous life, simulates an ideal society that is built according to the laws of reason and justice.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая педагогическая мысль средневекового просветителя золотой Орды Хисама Кятиба»

УДК 37.017.92 ББК 74.03 М 19

Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», т.: 89053133785, е-mail: [email protected];

Гарипова Алия Накиповна, аспирантка кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ХИСАМА КЯТИБА

(рецензирована)

В статье раскрывается проблема справедливогоуправления государством, отраженная в утопической мысли золотоордынского просветителя Хисама Кятиба. Просветитель, будучи гуманистом, выступает сторонником честности, справедливости, осуждает человеческие пороки, выступает за оздоровление нравов всех слоев населения.

Идейно-художественный замысел произведения состоит в том, что автор выступает певцом счастливой и благополучной жизни людей, моделирует идеальное общество, которое построено по законам разума и справедливости.

Ключевые слова: педагогическая мысль, гуманистический утопизм, средневековое

просветительство, Золотая Орда, Хисам Кятиб.

Malikov Rustam Shaydullovich, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Pedagogy of FSBEIHPE "Kazan (Volga) Federal University," tel.: 89053133785, e-mail: [email protected];

Garipova Alia Nakipovna, post graduate of the Department of Pedagogy of FSBEI HPE "Kazan (Volga) Federal University".

HUMANISTIC EDUCATIONAL THOUGHT OF KHISAM KYATIB - MEDIEVAL EDUCATOR

OF GOLDEN HORDE

(reviewed)

The article deals with the problem of fair governing the state, reflected in the utopian thought of Golden Horde educator Khisam Kyatib. The educator, as a humanist, supports honesty and justice, condemns human vices, stands for the improvement of morals of the population. Ideological and artistic design of work is that the author appears as a singer of happy and prosperous life, simulates an ideal society that is built according to the laws of reason and justice.

Keywords: pedagogical thought, humanist utopianism, medieval enlightenment, the Golden horde, Khisam Kyatib.

«Раз пришел в этот мир - ты его и

Оставить должен,

По мере сил своих ты только

Добро делать должен»

(Хисам Кятиб)

Хисам Кятиб - просветитель периода Золотой Орды в своей поэме «Джумджума-султан» (1369) ставит проблему справедливого правления государством. В произведении осуждаются такие социальные и нравственные пороки феодального общества, как двуличие, самодовольство, ложное философствование, клевета.

Просветитель ищет идеал человека через образ правителя. Воспитательное значение поэмы заключается в том, что правитель должен заботиться о своих подданных. Устанавливать справедливость, соблюдать законы - важные его обязанности передгосударством и его народом. Граждане, создающие все блага жизни, не должны подвергаться насилию и гнету. Поэт-гуманист старается воплотить в жизнь идею гуманизма.

Сюжет поучительного произведения составляет исповедь головы умершего царя. В XII веке на такой сюжет писал персидский поэт Фарид-ад-дин Аттар. Поэма Кятиба, по мнению Е. Э. Бертельса, отражает дворцовую жизнь золотоордынских ханов, описывает роскошь их дворцов

исуровое отношение правителя к нуждам народа. В наказание за обиду, нанесенную бедняку, султан заболевает и после скоропостижной смерти попадает в ад. Любопытно, что отдельные детали картины ада напоминают сцены из «Божественной комедии» Данте. По желанию Исы (Иисуса) бог дарит вторую жизнь Джумджуме [2, с. 420].

По определяющим чертам личности и этики его герой также был справедливым царем. Он кормил народ, никого не притеснял, никого не гнал от своего порога, не удовлетворив его желаний. Каждый дервиш и нищий проситель получал одежду и коня:

«Была у меня одна добрая привычка,

И ею было прославлено мое имя -Когда приходил ко мне пленный,

Или бедняк, или калека, или нищий,

Когда приходили даже тысячи дервишей и сирот,

Не уходили без одежды и коня...

Днем и ночью моим делом была справедливость,

Весь мир питался моим хлебом».

Роскошная жизнь султана сама по себе не осуждается поэтом. И как-то раз царь, предавшись любовному развлечению, вовремя не уделил внимания нищему, и за это был наказан богом страшной болезнью и смертью. Об этой ситуацииувлеченный наложницей Джумджума рассказывает так:

«Взял ее, чтобы, обняв, развлечься.

Неожиданно один из слуг входит и говорит:

«Пришел один бедняк и просит помощи».

Я сам был занят настолько,

Что весь мир был ничто в моих глазах;

Сказал я: «Ах, дурак, разве это - время для помощи,

Разве это - время внимать тебе или другому?!»

Так Джумджума сделал для себя вывод, что человек постоянно должен придерживаться доброты.

Дидактический вывод поэмы заключается в том, что основой процветающей жизни человечества должно стать свободное государство равноправных людей. Нельзя построить новое общество, создать на земле счастливую жизнь, не преодолев сопротивления всех темных сил. Труд облагораживает человека, в то время как богатство и праздность убивают в людях высокие моральные качества. Это дидактическое сочинение отражает настроение, тревогу, думы народа, устремленного своими помыслами в светлое будущее. Вопросы человеческой совести и моральной ответственности становятся чертами писательского облика. Человек должен быть сильным, смелым, справедливым, непримиримым в вопросах чести, непримиримым ко злу и насилию. Готовым защитить слабого, готовым отстоять свои права - таковы требования Хисама Кятиба к человеку и к своему герою.

Наряду с аллегорическим повествованием о духовных исканияхгуманистав поэме находит отражение осуждениепороков в действиях многих социальных групп, недовольство несправедливостью жизни. Особенно жестоко наказываются разбойники:

«Еще одна толпа стояла на ногах.

Не переставая, их били огненным мечом,

Отсекая головы от тела.

По воле бога снова вырастали головы.

Они, оказалось, те, которые, разбойничая на дороге,

Отсекали головы и проливали кровь».

Самому страшному наказанию в аду подвергаются цари, которые оставлены голыми, а из их тел, покрытых ранами и опухолью, сочится кровь. Взоры всех обитателей ада обращены к ним:

«Каждый из них был царем одной части света,

Имел много платьев и яств.

Однако никого не одевал хотя бы в простую одежду,

Не освобождал ни одного узника,

Не утешал души ни одному беззащитному,

Не давал одежды ни одному голому,

Не давал савана ни одному покойнику

Из богатых сокровищ своих.

Поэтому они жарятся на огне.

На том свете, без сомнения, они наказываются,

И это наказание уместно и заслуженно».

Через определенное время Джумджуму освобождают из ада, учитывая его заслуги при правлении:

«Пусть избавится от пыток его душа;

Не смотрите на неверность и чуждость его религии,

Ибо он был добр к своему народу,

Заботился о бедных и нищих,

Равно относился к богатым и бедным».

ХисамКятиб очень эффектно и талантливо напоминает правителям об их долге. За единственный проступок Джумджуму на том свете оглушают ударом по голове огненным бревном. Так поэт «бьет» по головам живых царей - своих современников и их будущих наследников. Народная пословица, приведенная в конце поэмы «Что посеешь, то и пожнешь», предупреждает и призывает всех людей совершать добрые дела при жизни. Риторический вопрос дидактического характера, поставленный в начале поэмы, является идейным стержнемвсего произведения:

«О, где те, которые считали этот мир вечным...

Где Хосров, Ширин, Зулькарнейн, Ад?..

Или же тот государь Науширван.

Где тот Махмуд - владыка веры Газневи?..

Где Чингиз? - Все без исключения сошли на нет...

Ушли укутанные в кусок ткани,

Окрасив тела в свою кровь...

Раз пришел в мир - нужно и уходить,

Насколько сил хватило, совершив добро».

Таким образом, Кятиб как великий гуманист, ставя проблему социальной справедливости и нравственности через образ своего героя, стремится ответить на вопрос «Что ценнее в человеческой жизни?» Из поэмы вытекает единственный ответ «в том, чтобы оставить после себя доброе имя»:

«Не достигнет человек цели в жизни,

Если не оставит доброго имени».

Этот жизнеутверждающая мысльобеспечивает вечную преемственность добрых нравственных начал в поколениях.

Царь для поэта не сверхчеловек, а такая же личность, поэтому речь идет о справедливости, доброте, щедрости, как о его элементарном человеческом долге. Неспроста вторую жизнь герой поэмы проводит скромным, благочестивым отшельником. Скромная жизнь с чистой совестью ставится выше царствования с неограниченными благами:

«В этой черной земле сколько Лежат, проводят дни и ночи,

Кто султан, кто раб, кто эмир,

Хозяин, кто богат, беден кто,

Чей прах ветер развевает,

Чьи останки высыхают?.. »

Пользуясь своим положением, прикрываясь властью, правители, одев маску честности, благородства и гуманности, совершают самые бесчестные поступки, издеваются над честью и достоинством человека, безжалостно губят невинных людей. Просветитель должен приходить на помощь человеку, когда решается его судьба, когда на карту поставлена жизнь человека, целого народа. Но представим себе, стоящего на берегу реки вполне зрелого и здорового человека, произносящего самые жалостливые слова, глядя на утопающего, но не делающего ничего, чтобы спасти несчастного. Какая польза утопающему от такой жалости, сострадания и печали?

Служить народу, не притеснять слабых - вот суть дидактической поэмы ХисамаКятиба. С этих позиций он осуждает тиранию, произвол власть имущих, порицает социальные пороки, призывает довольствоваться малым, ценить труженика, нравственную красоту человека.

Мыслитель в произведении мечтает о справедливом и идеальном государстве, призывает ханов и султанов заботиться о благе народа, чтобы все жили в равноправии, благополучии и в

достатке. Произведение отражает историческое развитие страны, освещает социальнопедагогические проблемы. При справедливом правлении народ избавляется от всех бедствий. Автор мечтает воссоединить невозможное ради создания справедливого и равноправного мира. Поэма пронизана глубоким гуманизмом, любовью к людям и звучит как гимн справедливости во имя благополучия страны. Социальный утопист должен обладать такими качествами, как терпимость, справедливость, честность, великодушие, доброта, всепрощение. Мыслителем осуждаются такие качества как жадность, зависть, лицемерие, жестокость, корысть.

Данному произведению свойственны такие направления, как дидактическая, наставленческая. Поэтому ХисамКятиб открывает страницы «учебника жизни золотоордынского периода», призывает к справедливости, критикует явления социального зла.

Просветитель как честный и прямой человек выступает против лицемерия, феодальной морали. Принцип «человек для государства» пересматривается и заменяется новым - «государство для человека». Государство представляется как единство свободных и равноправных граждан. Такое общество развивается и расцветает быстро.

Трагедия человечества заключается в том, что граждане не научились управлять своими земными страстями и не создали такое сотрудничество, при котором результаты совместного труд распределялись бы равномерно между всеми, удовлетворяя их запросы в разумных пределах. Просветитель утверждает, что источник всех бед состоит в том, что у одних отнято все, а другие удовлетворяют свои страсти за счет бедных при попустительстве правителя, нарушающего законы и справедливость в обществе.

В суровый и жестокий век феодальной раздробленности Хисам Кятиб выступает гуманистом, воспевающим социальную справедливость, критиком современного ему общества и жестоких правителей.

Вышесказанные идеи о создании справедливого общества, этико-эстетические проблемы Хисама Кятиба гордо звучат и сегодня, являются гимном человечеству, смыслом назиданий, переплетены с проблемами современного общества.

Литература:

1.Абилов Ш.Ш. Дастан «Султан Джумджума» Хисама Кятиба // История татарской литературы. Казань: Татарское книжное издательство, 1985.

2. Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. 524 с.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Abilov Sh. Sh. Dastan "Sultan Dzhumdzhuma" of Khisam Kyatib / / History of Tatar literature. Kazan: Tatar. book pub., 1985.

2. Bertels E.E. Selected Works: Sufism and Sufi literature. M. : Nauka, 1965. 524p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.