Научная статья на тему 'Грузинский католикос Антоний II в России'

Грузинский католикос Антоний II в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грузинский католикос Антоний II в России»

Санкг-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.И. Жмакин

Грузинский католикос Ангоний II в России

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 1. С. 101-117.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Грузинскій католикосъ Антоній II въ Росеіи.

6Ъ. ИМЕНЕМЪ католикоса Антонія II связано прекращеніе независимости грузинской церкви и подчиненіе ея <§>>1 вѣдѣнію россійскаго Св. Синода.

? Католикосами въ Грузіи назывались первосвятители церкви, стоявшіе во главѣ ея управленія. Учрежденіе въ Грузіи престола католикоса относится къ половинѣ Y вѣка, но тогда грузинскій католикосъ находился еще въ зависимости-отъ антіохійскаго патріарха. Эта зависимость, продолжавшаяся около столѣтія, затѣмъ прекратилась и грузинскіе первосвятители, получивъ названіе «католикоса всей Иверіи», мало-по-малу утвердили за собою права независимаго управленія своею церковію. Въ Грузіи установился такой обычай, по которому престолъ католикоса составлялъ какъ бы наслѣдственное достояніе царствующей династіи. Обыкновенно старшій братъ наслѣдовалъ царскій тронъ, а одинъ изъ младшихъ его братьевъ, или же кто-либо изъ близкихъ родственниковъ, занималъ престолъ католикоса. Это обстоятельство сильно возвысило въ Грузіи значеніе послѣдняго, а вмѣстѣ съ тѣмъ давало въ глазахъ народа особенную силу церкви и ея духовенству.

Католикосъ но древне-грузинскому обычаю имѣлъ слѣдующія преимущества: онъ подчинялся только всеобіщьму суду православной церкви, во главѣ котораго долженъ быть константинопольскій патріархъ; царь же не долженъ былъ вмѣшиваться въ дѣла церкви, если послѣдняя сама не обращалась къ его содѣйствію. Внѣшними отличіями грузинскаго ка-

толикоса предъ другими іерархами были слѣдующія: черный клобукъ съ крестомъ напереди и съ двумя пришитыми къ воскриліямъ его низанными изъ жемчуга и другихъ драгоцѣнныхъ камней серафимами: патріаршій вѣнецъ съ крестомъ и глобусомъ наверху въ видѣ зубчатой короны, п потому часто называвшійся патріаршею короною; бархатная мантія съ серебряными источниками; на персяхъ двѣ панагіи и крестъ; саккосъ съ нашивнымъ прпперепикомъ, какой былъ и у нашихъ патріарховъ.

Прекращеніе грузинскаго католикосства находилось въ тѣсной зависимости съ политическою исторіею Грузіи конца XYIII и начала XIX столѣтія. Въ 1783 году Грузія сблизилась съ единовѣрной Россіей. Грузинскій царь Ираклій II, тѣснимый окружавшими его страну врагами—турками, персами п горцами, обратился къ защитѣ Россіи. По договору, заключенному въ городѣ Георгіевскѣ въ 1783 году, Ираклій II призналъ надъ собою верховную власть Россіи, при чемъ послѣдняя дала обѣщаніе защищать Грузію отъ ея внѣшнихъ враговъ. Тогдашній грузинскій католикосъ царевичъ Антоній I сохранилъ за собою званіе католикоса Грузіи и всѣ права и преимущества, связанныя съ этимъ званіемъ. Антоній I скончался 29 февраля 1788 года,—тогда престолъ католикоса занялъ царевичъ Антоній И. Опъ былъ третьимъ сыномъ царя Ираклія и царицы Даріи Георгіевны, урожденной княжны Дадьянъ. Онъ родился въ Тифлисѣ 8 января 1762 года, въ тотъ самый день, въ который скончался въ Петербургѣ родной его дѣдъ, царь Теймуразъ.

Вскорѣ послѣ договора, заключеннаго въ Георгіевскѣ, въ томъ же 1783 году царь Ираклій II отправилъ въ Петербургъ особое посольство, въ числѣ котораго находились и двое его сыновей: Маріанъ и Антоній. Маріанъ тогда же вступилъ въ русскую службу, навсегда остался въ Россіи и скоро дослужился до званія сенатора. Царевичу Антонію было въ это время 20 лѣтъ съ небольшимъ отъ роду и онъ былъ монахомъ и іеродіакономъ. Въ слѣдующемъ 1784 году, по просьбѣ и желанію своего отца царя Ираклія, въ царскосельской придворной церкви, въ присутствіи самой императрицы Екате-рыни II и всего ея Двора, царевичъ Антоній былъ хиротонисанъ въ санъ, епископа. Послѣ хиротоніи императрица пожаловала новорукоположенному енископѵ-царевичу драгоцѣнную панагію, осыпанную крупными и мелкими брилліан-

тамн и цѣнимую тогда въ большую сумму *). Въ томъ же 1781 году Антоній, еще въ бытность свою въ Петербургѣ, возведенъ былъ въ санъ митрополита Алавердели, а въ 1789 году, по смерти грузинскаго католикоса Антонія I, занялъ древній престолъ Грузіи, подъ именемъ Антонія II. Такимъ образомъ въ самомъ цвѣтущемъ періодѣ своей жизни двадца-типятплѣтній царевичъ Антоній сдѣлался католикосомъ всей Грузіи и по примѣру своихъ предшественниковъ получилъ титулъ «патріарха, святѣйшества и блаженнѣйшаго». На бумагахъ, исходившихъ отъ его лица, онъ обыкновенно подписывалъ: «католикосъ-патріархъ». Такимъ образомъ въ то время, какъ отецъ занималъ престолъ царскій, одинъ изъ его сыновей возсѣдалъ на престолѣ католикоса 2). *

Въ 1798 году грузинскій царь Ираклій II умеръ, оставивъ престолъ пятому сыну своему Георгію, который въ 1800 году призналъ надъ собою и своимъ царствомъ владычество Россіи. Въ 1801 году вся Грузія добровольно присягнула на подданство Россіи и присоединена была къ ея владѣніямъ. Императоръ Александръ I въ знакъ своего особеннаго благоволенія къ грузинскому первосвятителю пожаловалъ Антонію II бѣлый клобукъ съ серафимами и брилліантовымъ крестомъ напереди и сопричислилъ его къ ордену Святаго Александра Невскаго при рескриптѣ отъ 31 декабря'1801 года.

Волѣе 20-ти лѣтъ католикосъ Антоній самостоятельно управлялъ грузинскою церковію. Народъ грузинскій съ любовію смотрѣлъ на католикоса, какъ на послѣднюю отрасль своего стариннаго царскаго рода. Грузинскій нервосвятнтель до извѣстной степени заслуживалъ такую народную любовь. Онъ отличался сановитостію, представительностію п замѣчательною красотой. Высокій, стройный, съ большою окладистою бородой, съ глубокими черными глазами, съ полнымъ, свѣжимъ, восточ-

Пожалованная Екатериной И наиагія, съ финифтянымъ образомъ Спасителя, была вся осыпана брилліантами. Вокругъ образа въ первомъ ряду было помѣщено 25-ть брилліантовъ средней величины, во второмъ ряду 16-ть брилліантовъ средней же величины, вокругъ панагіи 95-ть мелкихъ брилліаптовъ, въ коронѣ три крупныхъ брилліанта, одинъ средней величины и 31 малыхъ, въ подвѣскѣ четыре крупныхъ, два средней величины и пять мелкихъ брилліантовъ. Во всей панагіи находилось 183 брилліанта. По смерти католикоса эта панагія, оцѣненная въ 6940 р., поступила въ Императорскій Кабинетъ.

-.) „Нижегородскія Еп. Вѣдом.“ 1865 г. АЪ 13. Ср. „Странникъ“, 1865 г., августъ. „Христіанское Чтеніе“, 1886, сентябрь—октябрь.

наго типа и замѣчательной красоты лицемъ, въ полномъ раз-цвѣтѣ физическихъ силъ, Антоній положительно очаровывалъ своимъ внѣшнимъ видомъ всѣхъ видѣвшихъ и окружавшихъ его. Но какъ правитель церкви, Антоній не обладалъ особенными административными способностями. Прежде всего онъ не отличался твердостію характера. Добродушіе и довѣрчивость католикоса нерѣдко дѣлали то, что онъ становился орудіемъ окружавшихъ его духовныхъ и свѣтскихъ лицъ. Особенною любовію и безграничною довѣренностью Антонія пользовался племянникъ его князь Циціановъ. Это былъ человѣкъ привыкшій къ роскоши и изнѣженности и не хотѣвшій отказывать себѣ ни въ чемъ. Оиъ дѣлалъ долги, которые терпѣ-Диво покрывалъ его дядя. Благодаря этому обстоятельству, въ связи съ предшествовавшими печальными политическими событіями страны, положеніе духовныхъ дѣлъ въ Грузіи при католикосѣ Антоніи II находилось въ очень неудовлетворительномъ состояніи. Не имѣлось даже ни одного вспомогательнаго административнаго учрежденія. Правда, за ходомъ дѣлъ церковныхъ слѣдило духовное правленіе, но уже въ 1804 году оно существовало только лишь по имени, а не въ дѣйствительности. Умственное и нравственное состояніе грузинскаго духовенства было не высокое; въ монахи и священники поставлялись люди почти безъ всякаго образованія. Не существовало никакихъ опредѣленныхъ правилъ на постриженіе въ монахи п на посвященіе въ бѣлое духовенство: къ церквамъ безъ всякой нужды и надобности рукополагалось неограниченное число священниковъ, при бѣднѣйшихъ церквахъ числилось иногда по 14-ти священнослужителей. Очень много было и такихъ, которые рукополагались безъ всякаго назначенія къ какой-либо опредѣленной церкви: въ монашество же постригались помѣщичьи и казенные крестьяне безъ всякаго желанія и безъ вѣдома ихъ владѣльцевъ. Вслѣдствіе этого въ Грузіи развилось такъ много духовенства и монашества, что гражданскія власти высказывали опасеніе, какъ бы одна часть страны не обратилась въ монашество, а другая въ бѣлое духовенство. Съ многочисленностью духовенства неразрывно связана была и крайняя бѣдность какъ его самого, такъ и церквей, такъ какъ часть церковныхъ доходовъ шла не на украшеніе церквей, а на содержаніе причта. За то самъ католикосъ на свое содержаніе получалъ доходы весьма значительные-—съ принадлежавшихъ ему церковныхъ крестьянъ, вино-

градниковъ, лавокъ и другихъ доходныхъ статей 3); кромѣ того, въ его пользу шли доходы съ таможенныхъ и другихъ пошлинныхъ статей. Гражданское правительство сочло за лучшее замѣнить всѣ эти получаемыя католикосомъ средства годовымъ жалованьемъ въ количествѣ шести тысячъ рублей серебромъ 4).

О неудовлетворительномъ состояніи церковныхъ дѣлъ въ Грузіи неоднократно и пастойчиво заявлялъ тогдашній главноуправляющій грузинскимъ краемъ генералъ Александръ Петровичъ Тормазовъ. Въ іюнѣ 1809 года онъ обратился къ оберъ-прокурору Св. Синода, князю Голицыну, съ письмомъ, въ которомъ убѣдительно просилъ его объ учрежденіи въ Грузіи,< подъ предсѣдательствомъ католикоса, духовной дикастеріи, по примѣру русскаго духовнаго управленія, и объ открытіи духовной семинаріи. Въ этомъ случаѣ Тормазовъ дѣйствовалъ не самостоятельно, но по почину самого католикоса Антонія, который самъ ему оффиціально писалъ о томъ. Въ августѣ бумаги главноуправляющаго, согласно волѣ государя, переданы были на разсмотрѣніе Синода. 2-го ноября 1809 года князь Голицынъ увѣдомлялъ генерала Тормазова,- что государю угодно, чтобы самъ католикосъ Антоній прибылъ въ Петербургъ для личнаго присутствованія въ Св. Синодѣ при обсужденіи дѣлъ грузинской церкви и для того, чтобы при содѣйствіи его самого положить прочное основаніе въ дѣлѣ учрежденія въ Грузіи дикастеріи. Не хотѣлось католикосу покидать своей родины, подъ благословенными небесами которой ему безмятежно и спокойно жилось до сихъ поръ. Онъ какъ будто предчувствовалъ, что болѣе не видать ему своей милой Грузіи, — поэтому онъ рѣшился отказаться отъ поѣздки въ Пе-тербѵргъ.

„Восхитительная мысль удостоиться узрѣть священное лицо государя императора, возводящаго отечество свое на

:і) Но нѣкоторымъ оффиціальнымъ даннымъ съ имѣній, принадлежавшихъ грузинскимъ церквамъ и монастырямъ, католикосъ получалъ до сорока тысячъ рублей въ годъ. Кромѣ того въ его пользу шли доходы съ таможенныхъ и другихъ пошлинныхъ статей, которые въ 1808 году русское правительство отобрало въ свою пользу, а католикосу за нихъ стало выдавать но 2,300 р. сер. въ годъ, а съ 1810 года по 2,67л рублей.

4) См. „Христіанское Чтеніе“, 1886, сентябрь—октябрь: Положеніе духовныхъ дѣлъ въ Грузіи при католикосѣ Антоши II.

верхъ счастія“, гакъ витіевато писалъ 7 января 1810 года католикосъ генералу Тормазову, на увѣдомленіе его о вызовѣ въ Петербургъ, „приводитъ меня въ восторгъ вожделенной радости, но сколь я несчастливъ, что не имѣю силъ послѣдовать движеніямъ сердца моего, ибо въ прошломъ году будучи одержимъ болѣзнію не малое время, приведенъ былъ въ крайнюю слабость, отъ которой и доселѣ здоровье мое весьма разстроено и какъ сіе, такъ и самое сложеніе корпуса моего весьма часто различнымъ припадкамъ склоннаго, лишаютъ меня надежды перенести толико дальній и немало затруднительный путь безъ подверженія даже самой опасной болѣзни или по крайней мѣрѣ безъ чувствительнаго здоровью моему вреда

Вмѣсто себя Антоній предлагалъ отправить въ Петербургъ архіепископа Варлаама и архимандрита Досиоея, какъ людей опытныхъ и свѣдущихъ въ затронутомъ вопросѣ. 25-го февраля 1810 года состоялось высочайшее повелѣніе, далеко не согласное съ желаніями грузинскаго первосвятителя. Государь дозволялъ ему остаться въ Тифлисѣ, только впредь до выздоровленія, послѣ чего онъ самъ долженъ былъ явиться въ Петербургъ, не посылая туда никого изъ указанныхъ имъ лицъ. До пріѣзда же католикоса въ Петербургъ государь пог велѣлъ Синоду отложить разсмотрѣніе дѣла о грузинской церкви. Въ іюнѣ 1810 года Антоній сообщилъ генералу Тормазову, что «хотя здоровье его и не понравилось, но онъ рѣшился исполнить священную волю Его Императорскаго Величества» и просилъ оказать ему денежное пособіе отъ казны на путевыя издержки. «Зная положеніе католикоса», писалъ генералъ Тормазовъ князю Голицыну, «что онъ по безпечности своей не только не имѣетъ у себя столько денегъ, дабы могъ совершить свой вояжъ безъ нужды, но еще имѣетъ на себѣ довольное число долговъ, и что безъ пособія со стороны казны онъ никогда не выѣхалъ бы изъ Грузіи въ Россію, а притомъ видя примѣръ Высочайшей Государя Императора милости ко всѣмъ другимъ членамъ царскаго грузинскаго дома, я рѣшился отпустить ему пять тысячъ ассигнаціями».

Предъ своимъ отъѣздомъ въ Россію католикосъ Антоній созвалъ всѣхъ архіереевъ, простился съ ними и составилъ изъ трехъ архіереевъ духовное управленіе въ Грузіи, подъ предсѣдательствомъ архіепископа Варлаама.

Какъ только выяснилось, что католикосу нѣтъ никакой возможности уклониться отъ поѣздки въ Петербурга, отношенія къ нему мѣстнаго гражданскаго начальства перемѣнились.

Главноуправляющій Грузіи, предлагавшій сначала сдѣлать католикоса предсѣдателемъ грузинской дикастеріи, теперь оставилъ свой прежній планъ. Вскорѣ послѣ отъѣзда Антонія изъ Тифлиса, генералъ Тормазовъ 18 февраля 1811 года писалъ къ оберъ-прокурору Синода князю Голицыну:

„долгомъ себѣ поставляю представить, что, по мнѣнію моему, не можно ожидать, чтобы католикосъ Антоній привелъ съ должною дѣятельностью въ порядокъ дѣла здѣшняго края, относящіяся до духовенства, какъ по причинѣ слабости своего здоровья, такъ еще болѣе по привычкѣ распоряжаться всѣмгь самопроизвольно и не давать никому отчета, къ чему, но здѣшнимъ обычаямъ, даетъ ему право происхожденіе сго изъ царской фамиліи, такъ какъ онъ сынъ царя Ираклія и братъ послѣдняго царя Георгія“.

Тормазовъ просилъ замѣнить его другимъ болѣе удобнымъ для правительства администраторомъ грузинской церкви. Въ томъ-же тонѣ дѣлалъ свои сообщенія въ Петербургъ оставленный католикосомъ въ качествѣ главноуправляющаго грузинской церковію архіепископъ Варлаамъ. Не далѣе какъ недѣлю спустя (12 ноября) но выѣздѣ Антонія изъ Тифлиса архіепископъ Варлаамъ писалъ князю Голицыну:

„не безъ крайняго прискорбія моего сверхъ безпорядковъ, о коихъ здѣсь умалчиваю, всѣ церкви, католикосу принадлежащія, найдены мною, не только всякаго украшенія, но даже и самонужнѣйшихъ утварей лишенными, такъ что вмѣсто великолѣпія храмовъ Божіихъ приличнаго, видна токмо крайняя бѣдность и пустота“.

I.

Ныѣздъ Антонія изъ Тифлиса.—Уничтоженіе званія католикоса въ Грузіи и увольненіе Антонія на покой.—Пожалованіе ордена Св. Андрея Первозваннаго, бархатной ленты, придворной кареты, лошадей и награжденіе членовъ свиты католикоса.—Наемъ дома въ Москвѣ.—Просьба католикоса о награжденіи его племянника орденомъ, о назначеніи ему чиновника, о жалованьи состоящимъ при немъ ризничимъ.

3-го ноября 1810 года католикосъ Антоній выѣхалъ изъ Тифлиса, взявъ съ собою и часть своей ризницы, отличавшейся какъ богатствомъ, такъ и древностью. Католикоса со-цровождала изъ Тифлиса до самаго Петербурга свита, состоявшая изъ слѣдующихъ лицъ: статскаго совѣтника князя Евстафія Циціаиова, двухъ архимандритовъ Досиѳея и Неофита, сердаря князя Іосифа Гедеонова, двухъ іеродіаконовъ Христофора и Епифана, дворянъ—Николая Еліозова, Мар-

каза Мицоблидзе, лекаря Соломона Акимова, казака Фролова и девяти человѣкъ простыхъ служителей. На дорогѣ въ Моздокѣ присоединились къ свитѣ католикоса его чиновники: князь Іосифъ Маголовъ, дворянинъ Григорій Натановъ, приставъ князь Николай Михадзе-ТІаловандовъ. Такимъ образомъ въ свитѣ грузинскаго владыки находилось всего двадцать два лица. Кромѣ того отъ Тифлиса до русской границы католикосъ ѣхалъ подъ охраной сильнаго конвоя солдатъ 5).

Въ декабрѣ 1810 года по Высочайшему повелѣнію бъ Петербургѣ нанятъ былъ домъ, для пребыванія въ немъ грузинскаго первосвятителя, дѣйствительнаго статскаго совѣтника Какурина, за четыре тысячи рублей въ годъ.

Путешествіе католикоса изъ Тифлиса до Петербурга продолжалось болѣе четырехъ мѣсяцевъ. Когда Антоній подъѣзжалъ къ Петербургу и находился за двѣ станціи отъ столицы, состоявшій при немъ приставъ далъ знать министру внутреннихъ дѣлъ Козодавлеву, который въ свою очередь увѣдомилъ о томъ оберъ-прокурора Св. Синода князя А, Н. Голицына. 19 марта 1811 года католикосъ Антоній прибылъ въ Петербургъ и остановился въ нанятомъ для него домѣ.

Такъ какъ здѣсь не оказалось никакой посуды, то католи-самъ составилъ реестръ необходимыхъ для него вещей и обратился къ просьбою непосредственно къ государю о выдачѣ себѣ этихъ предметовъ. По повелѣнію государя и согласно представленному списку католикосу выдано было изъ придворной конторы столовое серебро (двѣ дюжины) и небольшое число кухонной посуды,—все въ полную собственность Антонія. Въ первый день по пріѣздѣ католикоса въ Петербургъ на пріемъ и угощеніе его, какъ сына покойнаго царя Ираклія, по повелѣнію государя, назначена была единовременно тысяча рублей.

Пока Антоній медленно подвигался къ Петербургу, шла переписка между Петербургомъ и Тифлисомъ по дѣламъ грузинской церкви. Но повелѣнію государя главноуправляющій Грузіей, сообща съ архіепископомъ Варлаамомъ, долженъ былъ выработать проектъ основаній, на которыхъ управленіе грузинской церкви должно находиться въ зависимости отъ Св. Синода. 18 февраля 1811 года Тормазонъ представилъ положеніе обѣ управленіи грузинской церковію. Онъ проектп-

•'') Христіанское Чтеніе“, 1886, сентябрь—октябрь, стр. 411.

ровалъ, уничтоживъ совершенно званіе и сапъ католикоса, во главѣ грузинской церкви постановить митрополита, назвавъ его изъ уваженія къ древности каѳедры католикоса, митрополитомъ мцхетскимъ и карталинскимъ и экзархомъ синодскимъ надъ -Грузіей, и въ помощь ему учредить дикастерію. Самымъ подходящимъ кандидатомъ на каѳедру экзарха Тор-мазовъ называлъ архіепископа Варлаама, «какъ члена Св. Синода, и какъ человѣка свѣдущаго о порядкѣ духовнаго правленія, наблюдаемаго въ Россіи». Князь Голицынъ доложилъ бумаги Тормазова государю и въ своемъ докладѣ по этому поводу писалъ: «Тормазовъ полагаетъ, что по неспособности католикоса къ епаршескимъ дѣламъ, какъ привыкшаго управлять независимо и самовластно, не безполезно было бы оставить внутри Россіи на пенсіонѣ». Этотъ докладъ синодальнаго оберъ-прокурора государю безповоротно рѣшилъ судьбу католикоса Антонія. Государь проектъ генерала Тормазова объ управленіи грузинской церковію повелѣлъ передать на разсмотрѣніе Св. Синода, который съ своей стороны не сдѣлалъ никакихъ возраженій противъ него и въ своемъ докладѣ государю повторилъ только то, что проектировалъ генералъ Тормазовъ. Докладъ Синода о новомъ положеніи управленія грузинской церковью 21-го іюня 1811 года представленъ былъ государю, который и утвердилъ его 30 іюня. 8-го іюля состоялся высочайшій указъ Св. Синоду о возведеніи грузинскаго архіепископа Варлаама въ митрополита мцхетскаго и карталинскаго экзарха Св. Синода въ Грузіи. 14-го іюля государь при особомъ рескриптѣ пожаловалъ Варлааму бѣлый клобукъ съ брилліантовымъ крестомъ. Такъ закончилось независимое существованіе грузинской церкви. Съ половины 1811 года она сдѣлалась однимъ изъ подчиненныхъ округовъ Св. Синода.

Какія происходили словесные переговоры мелсду княземъ Голицынымъ и католикосомъ по пріѣздѣ послѣдняго въ столицу, неизвѣстно. Результатъ ихъ оказался очень печальнымъ для католикоса, что видно изъ слѣдующаго всеподданѣйшаго прошенія его государю. 22 мая 1811 года Антоній писалъ императору Александру I:

„Всемилостивѣйшій Государь.

Какъ по священной волѣ призванъ я къ Высочайшему Двору и удостоился представиться Вашему Императорскому Величеству, то осмѣлился я донести о слѣдующемъ. Когда Царство Грузинское приняло православную вѣру въ 312 году

отъ Рождества Христова, послѣ чрезъ нѣсколько лѣтъ просвѣтилось оно знаніемъ и законовъ. Царь Вахтангъ первый отправилъ пословъ къ греческимъ Императору и Патріарху, просилъ ихъ прислать въ Грузію Католикоса и они прислали его и Царь Вахтангъ вмѣстѣ съ Католикосомъ раздѣлили всю Грузію на нѣсколько Епархій и опредѣлили въ оныя Архіереевъ, нѣкоторыхъ Митрополитами и Архіепископами, другихъ Епископами, и всѣ сіи состояли подъ вѣдомствомъ Му-хетскаго и всея Грузіи Католикоса, котораго впослѣдствіи подтвердилъ шестой Виленскій Соборъ, признавъ независимымъ. По вступленіи же Вашего Императорскаго Величества на свой наслѣдственный престолъ, найдя Грузію непосредственно съ Россіею соединенною, Ваше Императорское Величество воззрѣвъ на меня всемилостивѣйше соблагоизволили утвердить меня въ прежнемъ же положеніи при мѣстѣ моемъ, какъ видно изъ Всевысочайшаго Имяннаго рескрипта на мое имя 1801 года въ 31 день декабря состоявшагося, при пожалованіи мнѣ знаковъ отличія. Я-же по обязанности моей сопряженной съ непримѣннымъ моимъ долгомъ не оставилъ ободрять весь народъ Грузинскій и подавая имъ примѣръ, я первый исполнилъ присягу на вѣрность Высочайшаго Престола, что запечатлѣло въ моемъ сердцѣ и не изгладится до конца жизни моей.

Всеавгустѣйшій Монархъ!

Дерзнувъ я донести о вышеписанныхт>, нынѣ предаю участь свою на единое—благосозволеніе Вашего Величества, прося притомъ всеподданнѣйше, дабы отнынѣ жилъ я съ безпечнымъ и пристойнымъ содержаніемъ въ званіи своемъ съ сохраненіемъ титла Католикоса и преимуществами съ онымъ сопряженными, и препоручивъ себя паки Высочайшему Вашего Императорскаго Величества покровительству пребыть мнѣ какъ доселѣ, такъ и отнынѣ непрестанно молящимся о благоденствіи и многолѣтіи Вашего Императорскаго Величества и Августѣйшей фамиліи.

Всемилостивѣйшій Государь!

Вашего Императорскаго Величества Вѣрноподданный и всѳусерднѣйшій Богомолецъ

Грузинскій Католикосъ Антоній“.

Исполненіе просьбы католикоса послѣдовало очень скоро.

10-го іюня онъ получилъ слѣдующій рескриптъ государя императора:

„Свѣтлѣйшій Царевичъ, Католикосъ Антоній.

По присоединеніи Грузіи къ Державѣ Всероссійской естественно долженствовала и церковь Грузинская поступить въ вѣдомство Святѣйшаго Правительствующаго Синода. Ие совмѣстно было бы съ новымъ управленіемъ оставаться

Католикосу въ Грузіи. Безъ сомнѣнія Вы. предусмотрѣвъ сіе, принесли Мнѣ просьбу объ устроеніи Вашего жребія и объ оставленіи Титла, столь долгое время Вами носимаго. Уважая вышеписанныя причины, Всемилостивѣйше увольняю Васъ отъ управленія дѣлами Грузинскія Церкви, съ сохраненіемъ званія Члена Святѣйшаго Синода и Католикоса; въ священнослѵженіи оставляются Вамъ всѣ духовныя преимущества, какія доселѣ Вы имѣли, а гдѣ слѣдуетъ по чиноположенію церковному, воспоминать Васъ будутъ Блаженнѣйшимъ. Въ іерархіи грекороссійской Вы будете считаться между первоклассными Пастырями, коихъ донынѣ было четыре; слѣдовательно займете пятое мѣсто; о чемъ Святѣйшему Синоду не оставлю дать повелѣніе. Взамѣнъ получаемаго нынѣ пенсіона, я дамъ Министру Финансовъ повелѣніе о производствѣ Вамъ ежегодно изъ суммъ Государственнаго Казначейства по десяти тысячъ рублей серебромъ. Такимъ образомъ положивъ прочное основаніе къ спокойному пребыванію Вашему внутри Россіи, Мнѣ пріятно возобновить увѣреніе вь моемгь непремѣнномъ къ Вамъ благоволеніи.

На подлинном'ь подписано собственною Его Императорскаго Величества рукою тако:

Александръ“.

В'ь С.-Петербургѣ. 10-го іюня 1811 года.

Того же 10-го числа, іюня данъ былъ Си. Синоду высочайшій указъ, касавшійся судьбы грузинскаго католикоса, въ которомъ повторялось все то, что изложено было въ высочайшемъ рескриптѣ. Чтобы смягчить великое огорченіе, нанесенное католикосу его отставкою, ему пожалованъ былъ орденъ Св. Апостола Андрея Первозваннаго при рескриптѣ отъ 10-го іюня. Вмѣстѣ съ Высочайшимъ рескриптомъ католикосъ получилъ письмо Голицына отъ 11 іюня, въ которомъ опредѣлялась дальнѣйшая судьба грузинскаго первосвятителя:

Блаженнѣйшій Католикосъ, Высокопреосвященнѣйшій Владыко п Архипастырь.

Государь Императора» согласно желанію Вашего Святительства, признавъ справедливымъ для сохраненія титла Католикоса и всѣхгь духовныхч» отличій онаго, уволить Васч» отча управленія Грузинскія церкви, которая долженствуетч» поступить въ зависимость Святѣйшаго Правительствующаго Синода—какч»-то изволите усмотрѣть изъ препровождаемаго при семъ Высочайшаго рескрипта,—повелѣть мнѣ изволилъ сообщить Вамь, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, слѣдующее: Его Величество, зная, что Вамъ угодно имѣть пребываніе въ Москвѣ, находить, что оное, какъ по лучшему климату, такъ и по большему числу Грузинъ, находящихся

въ семъ первопрестольномъ Градѣ, можетъ быть пріятнѣе Вамъ другого. Въ слѣдствіи чего, новелѣно будетъ Господину Дѣйствительному Тайному Совѣтнику Петру Степановичу Валуеву, яко попечителю о дѣлахъ Царскаго Грузинскаго Дома въ Москвѣ, нанять для Васъ приличный домъ на счетъ казны, въ случаѣ-же каковыхъ нуждъ Вашихъ, Государь Императоръ даетъ Вамъ право относиться прямо къ Его Величеству, присылая Ваши письма ко мнѣ для поднесенія.

Объявляя Монаршую волю сію, честь имѣю быть съ истиннымъ высокопочитаніемъ и таковою же преданностію,

Вашего Святительства всепокорнѣйшій слуга Князь Александръ Голицынъ.

Общественное и церковное положеніе Антонія въ Москвѣ обставлено было особыми положеніями, Высочайше указанными Св. Синоду. 14-го іюня 1811 года оберъ-нрокуроръ вошелъ въ Синодъ съ предложеніемъ слѣдующаго содержанія:

Его Императорское Величество, Всемилостивѣйше уволивъ Грузинскаго Католикоса Антонія, согласно просьбѣ его, отъ управленія духовными дѣлами въ Грузіи, Высочайше повелѣть мнѣ изволилъ объявить Св. Синоду для зависящаго, въ чемъ слѣдуетъ, распоряженія: 1) Пребываніе Католикоса Антонія назначается, по собственному его желанію, въ столичномъ городѣ Москвѣ; 2) дозволяется ему имѣть домовую церковь; 3) не возбраняется служить, когда заблагоразсудитъ, и въ прочихъ Церквахъ и Монастыряхъ, но всегда съ согласія Епархіальнаго начальства, и въ такое время, когда обстоятельства не востребуютъ служенія лично самаго Епархіальнаго Архіерея, или викарія его; 4) въ случаѣ, когда Католикосу можно служить въ приходской церкви или какомъ монастырѣ, заимствоваться ему Протодіакономъ изъ Успенскаго Собора, а иподіаконами и пѣвчими синодальными. Когда-же симъ послѣднимъ надобно быть *при служеніи Епархіальнаго Архіерея, или викарія его, то Католикосу брать пѣвчихъ архіерейскихъ; 5) Ризница, которую вывезъ онъ изъ Грузіи, оставляется для его употребленія; 6) число служителей, каковые положены при Архіерейскихъ домахъ, назначить ему соотвѣтственно степени первокласснаго Митрополита.

Такимъ образомъ кромѣ пенсіи по десяти тысячъ рублей въ годъ, католикосъ получилъ право имѣть отъ казны еще 62 казенныхъ служителя. Онъ взялъ для себя только 15-ть человѣкъ, а за остальныхъ ему назначено было вознагражденіе отъ казны по 2086 р. рублей каждогодно.

Въ томъ-же іюнѣ мѣсяцѣ послѣдовало новое изъявленіе

монаршей милости къ бывшему грузинскому католикосу. Ему пожалована была, по особому высочайшему повелѣнію, бархатная, зеленаго цвѣта мантія съ серебрянными глазетовыми скрижалями и вышитыми на нихъ золотыми крестами и украшеніями; на нижнихъ скрижаляхъ по серебряному глазету были вышиты начальныя буквы имени и сапа лица, которому мантія предназначалась.—Кромѣ того государь повелѣлъ выдать изъ своей придворной конторы въ подарокъ католикосу четырехмѣстнѵю золотую карету съ семью лошадьми. Эта карета когда-то принадлежала императрицѣ Елизаветѣ Петровнѣ. Она была шестистекольная, французской работы, кузовъ ея, па посахъ, былъ росписанъ геніями и гирляндами, запрягалась она обыкновенно цугомъ въ шесть лошадей съ шорами и страусовыми перьями па головахъ.

По удаленіи католикоса на покой, между министромъ внутреннихъ дѣлъ и синодальнымъ оберъ-прокуроромъ возникла переписка о титулѣ уволеннаго отъ дѣлъ грузинскаго первосвятителя. Министръ внутреннихъ дѣлъ Козодавлевъ спрашивалъ оберъ-прокурора князя Голицына о томъ, какъ теперь титуловать католикоса. Оберъ-прокуроръ сообщилъ ему, что онъ титулуетъ католикоса «святительствомъ». Князь Голицынъ, называвшій до сихъ поръ Антонія въ перепискѣ съ нимъ «святѣйшествомъ» и объявившій ему высочайшее повелѣніе о сохраненіи за нимъ, по удаленіи его отъ дѣлъ, его титула и всѣхъ, соединенныхъ съ нимъ отличій, самовластно рѣшилъ вопросъ и придумалъ для него титулъ малоизвѣстный и малоупотребительный. Названіе «святѣйшество», которымъ до сихъ норъ пользовался католикосъ, принадлежитъ только самымъ высшимъ іерархамъ—патріархамъ, святительство же одинаково примѣнимо ко всѣмъ и къ высшимъ и къ низшимъ степенямъ епископства, и католикосъ имѣлъ полное право быть недовольнымъ созданнымъ для него титуломъ.

Въ началѣ августа 1811 года Антоній ходатайствовалъ предъ государемъ объ отправленіи обратно въ Грузію но вознагражденіи чинами и пенсіонами свѣтскихъ лицъ, входившихъ въ составъ его свиты. Мцхетскому сердарю князю Гедеонову. дворянину Николаю Еліозову, исполнявшему при католикосѣ должность управляющаго домашнимъ хозяйствомъ, дворянину Григорію Натанову, носившему званіе адъютанта католикоса и секретарю его князю Іосифу Наголову — сдѣланы были, согласно высочайшей волѣ, денежныя вознагражденія,

даны были чины п назначены пенсіоны. Находившійся при Антоніи тифлисскій лекарь Акимовъ, по ходатайству католикоса, предъ отправленіемъ своимъ въ Грузію получилъ прогонныя деньги и чипъ титулярнаго совѣтника. Сопровождавшій грузинскаго іерарха всю дорогу изъ Тифлиса до Петербурга казакъ Войска Донскаго Ѳедоръ Фроловъ сверхъ прогоновъ на обратный путь, по новелѣнію государя, получилъ, согласно засвидѣтельствованію католикоса объ его усердной службѣ, сто рублей награды.

16-го іюня 1811 года князь Голицынъ, согласно высочайшему повелѣиію, поручилъ управляющему Кремлевской экспедиціей дѣйствительному тайному совѣтнику Петру Степановичу Валуеву пріискать въ Москвѣ домъ для католикоса съ мебелью, п еслп молено, съ садомъ, хотя небольшимъ и въ такой части города, въ которой онъ признаетъ болѣе приличнымъ и болѣе соотвѣтствующимъ жить духовному сановнику. Валуевъ, на попеченіе котораго находились всѣ члены грузинскаго царскаго дома, видимо неохотно брался за данное ему порученіе и искалъ случая отдѣлаться отъ него. Онъ предлагалъ князю Голицыну, что лучше было бы отвести для католикоса помѣщеніе на какомъ нпбѵдь монастырскомъ подворьѣ, гдѣ духовному лицу болѣе прилично имѣть мѣстопребываніе, чѣмъ въ частномъ наемномъ домѣ. Однако оберъ-прокуроръ стоялъ на своемъ и очень основательно отвѣчалъ ГІ. С. Валуеву, что пѣтъ никакой надобности стѣснять подворья собственно монастырямъ принадлежащія. Валуеву пришлось заняться пріисканіемъ подходящаго дома. Оиъ пріискалъ и нанялъ домъ для католикоса въ приходѣ Успенія Божіей Матери на Покровкѣ, принадлежавшій князю Долгорукову, съ платою по 3000 рублей ежегодно насчетъ казны. По описанію Валуева домъ князя Долгорукова какъ нельзя болѣе отвѣчалъ избранному назначенію: онъ былъ расположенъ очень удобно въ хозяйственномъ отношеніи, окруженъ двумя садами и внутреннее убранство дома отличалось изяществомъ и чистотою. По ходу дѣла видно, что главная причина всѣхъ затрудненій въ устройствѣ и обстановкѣ жизни католикоса заключалось только въ томъ, что онъ имѣлъ духовный, хотя и высокій санъ. Не будь этого, онъ, какъ родной братъ грузинскаго царя, по положенію комитета министровъ о всѣхъ членахъ царскаго грузинскаго дома, имѣлъ бы жительство въ какомъ нпбѵдь изъ московскихъ дворцовъ, а не вынужденъ бы

былъ проживать на частной наемной квартирѣ. Всѣ родственники католикоса получили помѣщеніе въ кремлевскихъ и другихъ московскихъ дворцахъ. Антоній, хотя и былъ самымъ старшимъ членомъ царскаго грузинскаго дома, но такъ какъ объ немъ, по заявленію министра внутреннихъ дѣлъ, не было «трактовано въ Государственномъ Совѣтѣ», то онъ и не пользовался правами и удобствами, предоставленными всѣмъ другимъ грузинскимъ царевичамъ.

Католикосъ не такъ скоро собрался въ Москву. Онъ обратился къ государю сі. цѣлымъ рядомъ ходатайствъ, иногда довольно странныхъ, объяснить которыя можно только или особенностями восточнаго человѣка, илп-же привычкою католикоса, усвоенною имъ у себя на родинѣ, гдѣ онъ, какъ родной сынъ, а подомъ братъ царя, обращался со всякаго рода просьбами къ своему вѣнценосному родственнику. 23 августа 1811 года католикосъ представилъ слѣдующее письмо князю Голицыну для поднесенія его государю:

„Всемилостивѣйшій Государь!

Довольно чувствую неизреченныя милости Вашего Императорскаго Величества и всегда неизгладимо останется въ сердцѣ моемъ всеггодданническое благодареніе къ священнѣйшей Особѣ Вашей, и нынѣ позволь, Августѣйшій Монархъ, поднести всеподданнѣйшую просьбу. Изъ Грузіи взялъ я съ собою тамошняго князя— племянника моего Евстафія Циціа-пова, который и удостоился быть награжденнымъ.-—Всемилостивѣйше бывъ пожалованъ здѣсь Дѣйствительнымъ Статскимъ Совѣтникомъ за безпорочную службу Вашего Императорскаго Величества, и готовымъ находить себя къ службѣ до послѣдней капли крови своей. Поелику Высочайшая Вашего Императорскаго Величества милость видна на всѣхч», да и я имѣю счастіе ею пользоваться, то и дерзаю всеподданнѣйше просить дабы воззрѣвъ милостиво на просьбу мою и осчастливив'ь показаннаго племянника моего, пожаловать его кавалеромъ ордена Св. Анны 1-го класса, и изъявите мнѣ симъ новый знакъ Высочайшаго Вашего благоволенія.

Всемилостивѣйшій Государь!

Всеподданнѣйше прошу Ваше Императорское Величество принять въ милостивое уваженіе всеподданнѣйшую просьбу мою, оказав'ь въ семъ случаѣ священнѣйшее снисхожденіе Ваше тому, который былъ и пребудетъ, Всемилостивѣйшій Государь, Вашего Императорскаго Величества, Всеподданнѣйшими» и всеусерднѣйшимъ Богомольцемъ

Грузинскій Католикоса» Антоній“.

Государь отказалъ въ ходатайствѣ Антонія. Предъ самымъ отъѣздомъ своимъ въ Москву, католикосъ опять чрезъ князя Голицына просилъ исходатайствовать для находившагося при немъ въ качествѣ домашняго секретаря и отправлявшагося съ нимъ въ Москву титулярнаго совѣтника князя Циціанова «порцію по три рубля въ день». Основаніемъ для своего ходатайства католикосъ указывалъ то, что «по дѣламъ моимъ собственнымъ весьма онъ нуженъ мнѣ, языкъ же русскій ему извѣстенъ». Князь Голицынъ не только отклонилъ это ходатайство, но вмѣстѣ съ тѣмъ сообщилъ министру внутреннихъ дѣлъ, что, такъ какъ католикосъ уволенъ отъ управленія церковію грузинскою, то нѣтъ надобности въ опредѣленіи къ нему чиновника для дѣлъ духовныхъ. Будучи еще въ Петербургѣ, Антоній обратился къ князю Голицыну съ письмомъ, въ которомъ писалъ слѣдующее: «мнѣ весьма нужно имѣть при себѣ бывшихъ въ моемъ причтѣ іеромонаха Евсѣя и іеродіакона Парасія, оставшихся въ Грузіи за болѣзнію при моемъ оттуда отправленіи, я покорнѣйше прошу отправить ихъ въ Москву, снабдивъ прилично ихъ званію путевыми издержками и прогонами изъ казны, на что ѵсерднѣйпіе прошу испросить высочайшее соизволеніе. Изъ дѣла не видно, чтобы эта просьба была исполнена.

Католикосъ Антоній въ сентябрѣ 1811 года ходатайствовалъ о назначеніи жалованья состоящимъ при немъ въ званій ризничихъ іеродіаконамъ Христофору и Епифану. Государь назначилъ каждому изъ нихъ по 260 р..ассигн. въ годъ жалованья. Одновременно съ этимъ Антоній чрезъ князя Голицына просилъ государя о награжденіи находившихся при немъ протоіерея Аарона Алексѣева пенсіею въ 400 рублей сер. и камилавкою, а архимандрита Неофита крестомъ съ драгоцѣнными каменьями и пенсіею въ 600 рублей сер. Государь исполнилъ эту просьбу.

Предъ отъѣздомъ своимъ въ Москву Антоній просилъ государя о пожалованіи ему своего портрета. Государь даль поколѣніе Академіи художествъ написать свой портретъ для грузинскаго нервосвятителя. Неизвѣстно только, получилъ ли онъ портретъ императора, но вѣрнѣе всего не получилъ. Такъ можно судить по тому, что по смерти католикоса между оставшимися послѣ него предметами не упоминается ни объ одномъ царскомъ портретѣ.

Въ концѣ августа 1811 года' Антоній увѣдомлялъ князя

Голицына, что онъ предполагаетъ отправиться въ Москву о сентября и просилъ его доложить о томъ государю. Прощальная аудіенція католикосу назначена была очень скоро. Князь Голицынъ увѣдомлялъ его, что онъ можетъ явиться откланяться Его Величеству на другой день Александрова дня, т. е. 31 августа. 4-гО сентября князь Голицынъ увѣдомлялъ

II. С. Валуева, что католикосъ выѣзжаетъ въ Москву для всегдашняго тамъ пребыванія и просилъ его не оставлять католикоса своимъ покровительствомъ *).

Прот. В. Жмакинъ.

‘) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.