ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ
Д.В. АЛЕКСЕЕВ, П.С. КОПЫЛОВА*
ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СООБЩЕСТВА МОЛОДЫХ ПОЛИТОЛОГОВ: ОПЫТ ДИСКУРС-АНАЛИЗА1
Аннотация. В статье проводится дискурс-анализ контента пяти молодежных политологических сообществ в сети ВКонтакте. Эмпирическая база составила более 500 записей, закодированных в соответствии с определенной тематикой. Первоначально каждая публикация в сообществе интерпретировалась как относящаяся к политическому или политологическому дискурсу. На втором этапе кодирования все политологические посты были разделены на научные (академические) и образовательные. На третьем этапе записи, связанные с образованием, были разделены на гражданские и государственные в зависимости от источника (инициатора) образовательных практик.
По итогам исследования выяснено, что каждое из пяти рассмотренных сообществ имеет свою уникальную специализацию. Например, если группа Совета молодых политологов РАПН более сконцентрирована на академическом контен-
* Алексеев Дмитрий Владимирович, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Москва, Россия), e-mail: [email protected]; Копылова Полина Сергеевна, магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия), e-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-33052.
Авторы статьи выражают благодарность канд. полит. наук, доценту НИУ ВШЭ Ивану Фомину, студенту СПбГУ Андрею Кошкину, канд. полит. наук, научному сотруднику ИНИОН РАН Илье Помигуеву за ценные рекомендации и советы в ходе работы над статьей.
© Алексеев Д.В., Копылова П.С., 2020 DOI: 10.31249/poln/2020.01.11
те, то Молодежное отделение РОП сосредоточено на записях, информирующих о возможностях реализовать свои знания на практике. Особенно выделяется сообщество «Гражданин Политолог», разнообразие контента которого показывает, что целевой аудиторией публичной страницы являются не только студенты-политологи и аспиранты, но и гражданские активисты, а также люди, просто интересующиеся политикой.
Также обнаружено, что популярны посты, предоставляющие открытый доступ к текстам известных политологов и классиков политической науки, но в то же время востребованы и простые, легкие для понимания сообщения. С точки зрения авторов, это является маркером того, что политическая наука интересна российской молодежи, а политологические сообщества в социальных сетях стимулируют внимание и способствуют формированию нового поколения политологов.
Ключевые слова: дискурс-анализ; сетевой подход; молодежные политологические сообщества; социальные сети; сетевые коммуникации; молодые политологи.
Для цитирования: Алексеев Д.В., Копылова П.С. Группы в социальных сетях как способ формирования сообщества молодых политологов: опыт дискурс-анализа // Политическая наука. - 2020. - № 1. - С. 281-304. - Б01: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.11
Институционализация сообщества молодых политологов
Политология - относительно молодая и новая для России наука. 25 января 1989 г. был издан Приказ ВАК при Совете министров СССР, предписывавший принять новую номенклатуру научных специальностей [История Российской ассоциации политической науки, 2015]. Кафедры политологии начали создаваться лишь в 1990-х годах. Соответственно, процесс институционализации политической науки, в том числе и конституирования сообщества молодых политологов, начался не так давно.
Считается, что молодежные организации в политической науке возникли еще в Советском Союзе, с созданием молодежной секции при САПН (Советской ассоциации политической науки). В то же время она была достаточно закрытой, членами ее могли стать исключительно аспиранты. В постсоветское время вопрос о воссоздании молодежной организации политологов поднимался не раз, но лишь 21 октября 2006 г. была создана Молодежная организация Российской ассоциации политической науки, которая стала более открытой площадкой для коммуникации молодежи по сравнению с советским временем.
В 2015 г. в организации произошли структурные изменения. Было принято новое положение и изменено название - Совет молодых политологов (СМП) РАПН.
Раз в три года СМП проводит Форум (последний прошел в декабре 2018 г. и стал самым массовым в истории организации [Помигуев, 2019 Ь]). На ежегодных конференциях РАПН всегда организуются мероприятия, инициированные молодыми политологами. Развиваются и другие направления деятельности - региональное, исследовательское (в виде исследовательских групп), издательское (рубрика «Первая степень» в журнале «Политическая наука», научные журналы «Политический вектор - М», «Каика.ше», «Научные записки молодых исследователей»).
Особое значение для организации имеет информационное направление: создан сайт, активно развивается и одноименная группа (паблик) в социальной сети ВКонтакте (на данный момент -более 8 тыс. подписчиков).
Еще одна крупная молодежная политологическая организация была создана в 2014 г. - Молодежное отделение Российского общества политологов (МолРОП). Позиционируя себя как «корпорация молодых политологов», они реализуют такие проекты, как «Модель ООН», «Лига дебатов», Форум молодых политологов «Дигория».
Сообщество МолРОП ВКонтакте включает в себя более 2 тыс. участников; здесь можно получить информацию о мероприятиях, которые проводит организация.
Таким образом, наблюдается на достаточно активный процесс институционализации сообщества молодых политологов в России, важнейшим показателем которого является увеличение общих коммуникативных площадок. На данный момент таковыми мы предлагаем считать профильные группы в социальной сети ВКонтакте. Особая роль этой площадки в процессе выстраивания коммуникаций молодых политологов подтверждается результатами опроса студентов и молодых ученых-политологов, проведенного в сентябре-октябре 2019 г. В ходе опроса 73,7% из 538 опрошенных сообщили, что используют ВКонтакте для дистанционного общения с представителями сообщества [см. подробнее: Помигуев, 2020].
Данный факт свидетельствует о важной роли коммуникативных площадок на базе ВКонтакте, возникших в сетевой среде в
виде специализированных групп (объединений индивидов, основанных на общности интересов), которые оказывают существенное влияние на процесс формирования и развития сети молодых политологов.
Сетевая методология для анализа молодежных политологических онлайн-сообществ
Сетевой подход оптимален для анализа взаимодействия молодых исследователей в рамках онлайн-сообществ [Помигуев, 2019 а]. В российской политической науке этот метод распространен достаточно широко. Так, А.П. Кочетков пишет о возможностях формирования нового общества, основанного на принципе сети, и выделяет особый вид политического режима - нетокра-тизм1 [Кочетков, 2013]. А.И. Бордовских и А.И. Соловьев отмечают, что политические сети оказывают влияние на процесс принятия решений во всех режимах, вне зависимости от степени их демократизации [Бордовских, Соловьев, 2015]. Особенности методологии анализа политических сетей подробно описали Л.В. Сморгунов и А.С. Шерстобитов. По мнению авторов, сети часто представляют собой «метафоричное описание структур взаимодействия акторов в процессе выработки и принятия решений» [Сморгунов, Шерстобитов, 2018, с. 134]. Важно, что анализ дискурса, продуцируемого внутри этих сетевых взаимодействий, практически не применялся.
В зарубежной науке сетевой подход также имеет довольно широкую сферу применения. Д. Ноук и Дж. Куклински разработали типологию отношений, которые можно изучать в рамках сетевого подхода [Knoke, Kuklinski, 1982]. Р. Родс акцентировал внимание на том, что институт может быть частью сети [Rhodes, 1990]. Это важно в контексте того, что группа в социальной сети является таким институтом: с одной стороны, участники сетевого сообщества руководствуются определенными правилами поведе-
1 Нетократизм - новый формирующийся вид политического режима, одним из принципов которого является децентрализованное распределение власти. По словам А.П. Кочеткова, нетократия «установит правила взаимоотношений внутри сетевого сообщества и контроль над соблюдением норм его жизнедеятельности» [Кочетков, 2013, с. 119].
ния группы, а с другой - сообщества в социальных сетях могут быть лишь видимой частью институтов, формализованных офлайн в виде молодежных политологических организаций (например, публичные страницы «СМП РАПН. Политическая наука» и «Молодежное отделение РОП - МолРОП»).
Молодежные сообщества в контексте сетевой методологии исследовались мало. На возможность применения сетевого подхода в исследовании молодежных политических сообществ указывает А.В. Кучукян [Кучукян, 2017]. В то же время работы, направленные на исследование молодежных политических / политологических сообществ, существуют. Так, Н.М. Красникова рассматривает молодежь в контексте взаимодействия внутри субкультур [Красникова, 2008], а В.М. Барсегян в своем исследовании сопоставил политическую активность политологов и неполитологов. По итогам работы доказано, что первые политически активнее, чем их коллеги из других сфер [Барсегян, 2018].
Таким образом, молодые политологи образуют сетевые сообщества, в том числе в социальных сетях, уже имея определенный багаж знаний о политической сфере. Вместе с тем они могут применить знания в разных формах политического активизма, еще находясь «на студенческой скамье» [Помигуев, 2019 a]. В связи с этим актуальным оказывается вопрос содержания контента, доминирующего в политологических группах в социальных сетях: собственно политологический или политический?
Получение ответа на этот вопрос поможет увидеть как научные, так и жизненные приоритеты молодых политологов. Выяснить это поможет дискурс-анализ такого контента.
Методика исследования онлайн-сообществ молодых политологов
Различные методики дискурс-анализа направлены на вычленение смыслов и тематик из массива текста. Дискурс-анализ позволяет сосредоточиться не просто на лингвистических аспектах, но и на конструировании повестки в рамках отдельных сообществ в социальных сетях [Flick, 2009]. Применяя дискурс-анализ, в сущности мы анализируем фрагмент социальной реальности и представления о ней [ван Дейк, 2000].
Отметим, что политический дискурс - это в целом сетевой феномен, так как сетевые акторы вносят в него вклад, коммуницируя друг с другом [Leifeld, 2016]. Пост в социальной сети является актом коммуникации, при этом запись в сообществе адресована не конкретному сетевому актору, а неограниченному числу подписчиков.
Посредством кодирования всех постов в рамках дискурс-анализа возможно зафиксировать их тематику. Таким образом мы сможем выяснить, какие темы в профильных сообществах во ВКонтакте доминируют и что прежде всего интересует молодых политологов, а также какие материалы вызывают у них наибольший отклик.
Для анализа были выбраны группы, позиционирующие себя как сообщества для молодых политологов, имеющие относительно много подписчиков (более 2 тыс.): «СМП РАПН. Политическая наука», «Молодежное отделение РОП - МолРОП», «Лис Политолог», «Гражданин политолог» и «'^8еРоПсу». Это отражено в описании групп. Например, молодежное отделение Российского общества политологов позиционирует себя как «Корпорация молодых политологов»1, а в описании сообщества «СМП РАПН. Политическая наука» есть такая фраза: «Совет молодых политологов <.. .> призван объединить студентов и аспирантов, обучающихся по политологии и смежным специальностям»2. Однако подобное позиционирование само по себе не опровергает факт наличия постов о политике. «Гражданин политолог» определяет себя как образовательный проект, направленный на популяризацию политической науки и ее «объяснение простым языком» . Такое позиционирование предполагает сочетание политических и политологических постов.
На первом этапе подготовки к анализу необходимо разделить все посты в группах во ВКонтакте на связанные с политической повесткой на содержащие политологические сюжеты (см. схему). Подсчет количества «политических» и «политологических» постов и реакций на них в разных группах поможет опреде-
1 Сообщество «Молодежное отделение РОП - МолРОП». - Режим доступа: https://vk.com/molrop (Дата посещения: 24.10.2019.)
2 Сообщество «СМП РАПН. Политическая наука». - Режим доступа: https://vk.com/smprapn (Дата посещения: 24.10.2019.)
3 Сообщество «Гражданин политолог». - Режим доступа: https://vk.com/ gr_pol (Дата посещения: 10.11.2019.)
лить, в какой сфере лежат основные интересы молодых политологов: в политической практике или политической науке.
Политологическая сфера для молодых ученых и студентов -комплексная область, которая не исчерпывается одним академическим измерением. Студенты бакалавриата или магистратуры, являющиеся членами молодежных политологических сообществ в социальных сетях, не обязательно будут строить академическую карьеру. Их мотивация может быть связана как с получением нового знания, так и с интересом к образовательным мероприятиям, например лекториям СВОП или подборкам видео с ресурса «Постнаука». Стоит отметить, что для студентов первых курсов бакалаврских программ актуальнее получение нового политологического знания, чем его производство посредством написания статей, участия в научных проектах или выступления на конференциях. В связи с этим тематическое разделение политологических постов на образовательные и научные (академические) оправданно (см. схему).
Образовательные практики также могут быть разными. Существенно различение между участием в форуме «Территория смыслов» и посещением дискуссии, организованной инициативными студентами. В первом случае инициатором создания канала получения нового знания становятся государственные или окологосударственные структуры. Во втором - группа активных молодых политологов.
Под «государственным образованием» в контексте кодировки понимаются образовательные инициативы, исходящие либо от государственных вузов, либо непосредственно от государственных органов (например, «Росмолодежь»). Под «гражданским образованием» понимаются образовательные проекты, семинары, круглые столы, инициированные молодыми учеными и группами студентов самостоятельно (см. схему). Во втором случае речь идет о воспитании гражданина и политической социализации.
В исследовании рассматриваются именно сообщества во ВКонтакте, так как на текущий момент именно эта социальная сеть является наиболее популярной площадкой не только для обмена сообщениями между пользователями сети, но и для обсуждений в группах и на публичных страницах широкого спектра тем. Именно во ВКонтакте наиболее полно представлены все возраст-
ные группы, членов которых можно назвать молодыми учеными1. 23,3% аудитории - пользователи в возрасте от 18 до 24, и еще 20% -младше 18 лет. Наиболее активная возрастная группа - 25-34 года (33,6%)2.
Схема.
Кодировка в рамках дискурс-анализа
1 Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «молодой ученый» - это работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет, либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет.
2 Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018. - Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (Дата посещения: 24.10.2019.)
Далее предлагаем ознакомиться с результатами кодирования всех оригинальных постов вышеназванных политологических сообществ за период с сентября 2018 по август 2019 г.
Записи в политологических группах
в сети ВКонтакте: политика У8 политическая наука
Сначала необходимо определить, какое количество постов относится к теме политики, а какое - к политологии (см. табл. 1).
Полученные данные показывают, что позиционирование политологических групп в целом соответствует структуре контента. В четырех из пяти групп, ставших объектами анализа, политологических постов больше, чем политических. Исключение составляет «'^8еРоПсу», но это сообщество изначально преподносит себя как паблик не только с политологическим контентом, но и с новостями, аналитическими материалами. Напрямую об этом указано в кратком описании группы «О политике. О политологии». Примечательно, что на первой позиции в этом описании стоит именно политика.
Еще одним уникальным кейсом является паблик «Гражданин политолог». Как показывают данные, политологических постов в группе больше, чем политических, однако разрыв не так велик. Это видно на примере процентного соотношения политического и политологического от общего количества постов в каждом из сообществ.
Данные показывают, что группа ориентирована на широкую аудиторию студентов и заинтересованных людей, вероятно, не только политологов. Каждый, кто хоть немного интересуется политикой или академической политологией, может найти для себя в ней как минимум новое знание или зарегистрироваться на интересное образовательное мероприятие.
Также для сообщества «Гражданин политолог» характерно размывание границ между политологическим и политическим. Оба этих компонента могут присутствовать в одном посте. Например, часто сразу после сообщения о каком-либо событии предлагается ознакомиться с аналитическими или даже академическими материалами по теме.
Например, запись от 3 июня 2019 г. о выборах в Европарла-мент начинается с информационного сообщения о недавно прошедшем политическом событии: «С 23 по 26 мая в Евросоюзе проходили выборы в Европарламент»1. Однако далее предлагается подборка экспертно-аналитических материалов по теме, с которыми члены сообщества «Гражданин политолог» знакомятся не только с целью узнать о событии, но и чтобы вникнуть в его интерпретацию и, возможно, научиться анализировать политические события. То есть в данном случае соединяются сообщение о политическом событии и рефлексия над ним со стороны ведущих экспертов. Можно с уверенностью сказать, что здесь присутствует и образовательный момент для молодых политологов, так как, знакомясь с экспертно-аналитическими материалами, они вырабатывают свой взгляд на событие и учатся анализировать.
Таблица 1
Количество политических и политологических записей
Сообщество Политика Политическая наука Всего постов
Кол-во % Кол-во %
СМП РАПН 10 8,4 109 91,6 119
МолРОП 17 25,8 49 74,2 66
Лис Политолог 5 15,6 27 84,4 32
Гражданин политолог 99 45,2 120 54,8 219
WisePo1icy 57 73,1 21 26,9 78
Образование и наука в политологических сообществах во ВКонтакте
Разделение постов в рамках категории «Политическая наука» важно, так как члены политологических сообществ могут быть заинтересованы не только в научной карьере, но и просто в поиске новых знаний и источников их получения. В связи с этим в рамки категории «Политическая наука» включены подборки экспертно-аналитических материалов, подготовленные администраторами группы, а также приглашение на дискуссию с известными полито-
1 Пост в сообществе «Гражданин политолог» от 03.06.2019. - Режим доступа: И11р8://ук.сот^г_роГ?%'=%га11-121510310_1422 (Дата посещения: 12.10.2019.)
логами, которые проводятся проектом «Гражданин политолог», и рекомендации по онлайн-курсам на сайте Coursera и пр.
Наибольшее количество постов, связанных с академической политической наукой, представлено на публичной странице СМП РАПН и площадке «Гражданин политолог» (см. табл. 2). В случае с СМП это выглядит естественным, так как группа и, самое главное, сама организация позиционирует себя как крупнейшее сообщество, куда входят молодые политологи, интересующиеся академическими исследованиями политики. Логично, что администрация группы стремится выполнить запрос аудитории, знакомя ее с научными мероприятиями или информируя о возможностях публикации. Большое количество «академических» постов в «Гражданине политологе» связано, во-первых, с общей направленностью группы, а во-вторых, с большим количеством постов в сообществе в целом (всего их 219 за 2018/2019 учебный год по всем категориям, не считая репостов).
В то же время в сообществах «МолРОП» и «Лис Политолог» образовательный дискурс существенно преобладает над академическим (см. табл. 2). В интернет-сообществе МолРОП уделено много внимания не научным мероприятиям, а общественным, направленным на подготовку не столько политологов, сколько политиков. Примером может служить целый ряд постов, связанных с ежегодным Всероссийским форумом «Территория смыслов» и форумом «Дигория», который позиционируется как политологическое мероприятие, хотя его содержание связано скорее не с производством нового научного знания, а с освоением прикладных аспектов политики.
Интересно, что в сообществе WisePolicy академических постов почти столько же, сколько и образовательных. Однако это не должно вводить в заблуждение, так как сообщество практически не публикует приглашений к участию на конференциях, отчетов о них или подборок научной литературы. В основном в группе публикуются работы известных ученых и философов. Например, за прошедший учебный год в сообществе были выложены труды Р. Хайлбронера («Философы от мира сего. Великие экономические мыслители. Их жизнь, эпоха и идеи»), Р. Ван ден Борта («Основы социальной политики»), П.И. Никитина («Политическая экономия»).
Процент «академических» и «образовательных» постов вы-считывается от общего количества записей, потому что именно так
мы можем получить наглядную картину структуры повестки в каждом из сообществ. Таким образом, мы лучше увидим приоритетные тематические направления во всех группах.
Данные показывают, что больше всего информации, связанной с академической политологией, публикуется в группе СМП РАПН - чуть более 50% от общего числа постов. В остальных группах ее гораздо меньше. В сообществе МолРОП таких постов чуть более 10%, зато образовательных - 63,6% (см. табл. 2). Данные цифры говорят о приоритетах администраторов групп в рамках той повестки, которую они задают для посетителей сообщества.
Таблица 2
Количество образовательных и академических политологических записей
Сообщество Образование Наука Всего записей
Кол-во % Кол-во %
СМП РАПН 48 40,3 60 50,4 108
МолРОП 42 63,6 7 10,6 49
Лис Политолог 20 62,5 7 21,9 27
Гражданин политолог 54 24,7 66 30,1 120
WisePolicy 11 14,1 10 12,8 121
Представленность общественных и государственных образовательных инициатив в политологических сообществах ВКонтакте
В целом отметим, что постов, связанных с общественными инициативами (записи о мероприятиях, организованных студентами, или просто подборки аналитических материалов, сделанные администраторами группы), в образовании больше, чем с условно государственными (сообщения о мероприятиях, проводимых кафедрами в государственных вузах, или о событиях и форумах, организованных при участии окологосударственных структур). Объясняется это тем, что социальная сеть из-за уже существующих на ее площадке возможностей для сетевых взаимодействий (много зарегистрированных пользователей, возможность бесплатного создания сообщества) более пригодна для продвижения именно общественных инициатив в целом. Для государственных инициа-
тив имеются другие возможности, например создание платного сайта мероприятия.
Как видно из данных, наибольший разрыв между государственным и гражданским образованием в сообществе «Гражданин политолог» (см. табл. 3). У администраторов сообщества много образовательных проектов (лекции и дискуссии «Гражданина политолога», образовательно-научный проект «На какой стороне Вы?», знакомство с аналитическими записками и статьями молодых исследователей), которые требуют представленности в сообществе в качестве поста. Кроме того, «Гражданин политолог» позиционирует себя прежде всего именно как проект, который занимается образованием, хотя, как показали данные, наука играет в группе значительную роль (30,1% всех постов были причислены к академическим).
Отметим, что в СМП РАПН в два раза больше постов, связанных с общественными образовательными инициативами, чем с государственными (см. табл. 3). Их больше и в сообществе Мол-РОП, хотя с точки зрения количества сообщений государственные образовательные инициативы представлены в группе наиболее полно (28,8% от общего количества постов в паблике). Содержательно это связано с тем, что в паблике МолРОП есть целая серия материалов, посвященных форуму «Территория смыслов» и политологическому форуму «Дигория», организация которых, как уже было упомянуто ранее, в той или иной степени связана с окологосударственными структурами. Кроме того, здесь особенно видна и общая ориентация сообщества скорее на образовательный контент, чем на академический. Напомним, что образовательные посты занимают более 63% от общего количества постов, в то время как академические - лишь 10,6%.
Возвращаясь к анализу гражданского образовательного контента в сообществе СМП РАПН, важно отметить, что там он представлен не столько в виде приглашений на образовательные мероприятия, сколько в виде подборок курсов по data science или дайджеста «Политическая наука», информирующего о вновь вышедших научных статьях, аналитических материалах и предстоящих мероприятиях.
В сообществе «Лис Политолог» доля постов, сообщающих о государственных образовательных практиках, составляет 43,8% (см. табл. 3). Это наиболее солидная доля «государственного обра-
зования» среди всех политологических групп. Отчасти это связано с тем, что контент этого сообщества в большей степени генерируется не администраторами группы, которые задают повестку паб-лика, а самими пользователями. Они это делают посредством инструмента «Предложить новость». Также обратим внимание на малое количество постов в группе за учебный год 2018/2019. Их было всего 32.
Отметим, что в сообществе <^18еРоНсу» постов по категории «Государственное образование» лишь 1,3%, а «гражданское» -11,5% (см. табл. 3). Однако выборка по данному сообществу не слишком репрезентативна. Образовательных постов за учебный год всего 21. Данное сообщество все же более ориентировано на трансляцию чисто политических сюжетов.
Таблица 3
Количество записей по категориям кодировки «Гражданское» и «Государственное образование»
Сообщество «Гражданское образование» «Государственное образование» Всего
Кол-во % Кол-во %
СМП РАПН 32 26,9 15 12,6 47
МолРОП 23 34,8 19 28,8 42
Лис Политолог 6 18,8 14 43,8 20
Гражданин политолог 53 24,2 1 0,5 54
WisePolicy 9 11,5 1 1,3 10
Обратная связь в сообществах ВКонтакте и посты, набравшие наибольшую популярность
Мы рассмотрели структуру повестки дня пяти политологических сообществ во ВКонтакте. Данный подраздел посвящен обратной связи на эти публикации. Из каждой группы были взяты пять постов, которые у посетителей сообществ вызвали наибольший отклик. В качестве индикатора этого отклика был выбран такой показатель, как количество лайков (отметок «Мне нравится»). Анализ именно топ-5 понравившихся постов позволит выяснить, какие темы и сюжеты обращают на себя наибольшее внимание у посетителей групп.
Таким образом, наиболее популярны у посетителей сообщества именно научные посты. Впрочем, гражданское образование находится примерно на том же уровне.
Примечательно, что на первом месте по популярности у подписчиков паблика СМП РАПН находится пост, связанный со смертью С. Вербы (см. табл. 4). Однако стилизованный под некролог текст (обращают на себя внимание такие формулировки, как «...не стало одного из самых влиятельных политологов современности...», «Дело С. Вербы живет.») едва ли стал причиной такой популярности записи. Прикрепленные к сообщению работы американского политолога могли послужить поводом для получения большого количества лайков, так как найти настолько полную подборку работ С. Вербы непросто.
Также отметим, что довольно живую реакцию аудитории вызвали обзор крупных российских политологических журналов, где принимают статьи к публикации, видео с мини-лекциями известных специалистов в области принятия политических решений Ф.Т. Алескерова и А. Заостровцева (см. табл. 4), а также объявление о возможности получения гранта для молодых исследователей. Именно пост о гранте набрал наибольшее количество просмотров.
Таблица 4
Наиболее популярные записи сообщества СМП РАПН
№ Тематика поста Кодировка Лайки Репосты Просмотры
1. Смерть С. Вербы. К посту прикреплены несколько его работ Политология Наука 105 28 6,3 тыс.
2. Скандал в западной науке. Ученые доказали, что в социальной науке первично соблюдение идеологических догм, а не поиск истины Политология Образование «Гражданское образование» 104 19 4 тыс.
3. Объявление о научном конкурсе для молодых исследователей в сфере общественно-политических наук Политология Наука 96 44 7,6 тыс.
4. Обзор ведущих российских научных политологических журналов Политология Наука 74 35 8 тыс.
5. Серия видео с мини-лекциями по теории принятия политических решений Политология Образование «Гражданское образование» 72 19 4 тыс.
Наиболее популярными постами в сообществе Молодежного отделения РОП стали записи, связанные с образованием (за
исключением одного, посвященного соболезнованиям родным погибших в трагедии в Керченском колледже). Кроме того, все они связаны с приглашением на мероприятия. Весьма показательно, что наибольший отклик вызвали посты, предоставляющие новые возможности для развития прикладных навыков (см. табл. 5). Можно утверждать, что студенты, заходя в группу, ищут, прежде всего, возможность участия в мероприятиях и стажировках, а не новые выпуски научных журналов или подборки научных или аналитических материалов. Таким образом, позиционирование как «корпорация молодых политологов» вполне востребовано у посетителей паблика.
Наибольшее количество лайков набрала запись о стажировке в РОП (см. табл. 5). Одной из причин такой популярности записи могла стать его полнота: в нем прописаны все условия, этапы отбора и достоинства стажировки.
Таблица 5
Наиболее популярные записи сообщества МолРОП
№ Тематика поста Кодировка Лайки Репосты Просмотры
1. Приглашение на программу стажировки РОП Политология Образование «Гражданское образование» 141 50 15 тыс.
2. Приглашение на форум молодых политологов «Дигория» Политология Образование «Государственное образование» 119 81 8,2 тыс.
3. Приглашение к участию в Универсиаде «Ломоносов» Политология Образование «Государственное образование» 75 25 2,1 тыс.
4. Соболезнования родным и близким погибших в результате трагедии в Керченском политехническом колледже Политика 67 8 2,8 тыс.
5. Сообщение о конкурсе РФФИ и ЭИСИ в области общественно-политических наук Политология Наука 57 27 4,7 тыс.
Несмотря на то что сообщество «Гражданин политолог» позиционируется как проект, подающий политическую науку «простым языком», наиболее популярными за рассматриваемый период стали посты, связанные с научной тематикой (см. табл. 6).
В то же время, как уже указывалось выше, посты в сообществе часто можно лишь условно отнести к той или иной категории в рамках кодировки. Так, книга Е. Шульман «Практическая политология», несомненно, имеет образовательную ценность.
«Гражданин политолог», как и сообщество СМП РАПН, часто знакомит читателей с политологическими работами, выкладывая тексты в открытый доступ. Тот факт, что из пяти наиболее популярных постов в группе за относительно долгий срок три как раз знакомят читателей с текстами, давая возможность их скачать, говорит о спросе на такого рода контент.
Также отметим внимание аудитории к теме ареста студента НИУ ВШЭ Егора Жукова (см. табл. 6). Неделю практически все посты в группе сопровождались хэштегами #СвободуЕгоруЖуко-ву, #АЕгорВыйдет и др.
Таблица 6
Наиболее популярные записи сообщества «Гражданин политолог»
№ Тематика поста Кодировка Лайки Репосты Просмотры
1. Пост о книге Л. Штрауса «Введение в политическую философию» (приложен текст книги) Политология Наука 130 21 9,3 тыс.
2. Пост об аресте Егора Жукова (позиция «Гражданина политолога») Политика 116 13 4,5 тыс.
3. Пост о книге Е. Шульман «Практическая политология» Политология Наука 101 10 3,9 тыс.
4. Пост о книге Д. Хелда «Модели демократии» (приложен текст книги) Политология Наука 95 14 3,6 тыс.
5. Пост о книге А. Павлова «Политическая теория в XX веке: сборник статей» Политология Наука 95 13 2,5 тыс.
С большим отрывом (в пять раз) наибольшее количество отметок «Мне нравится» набрал политический мем, где герои известного мультфильма «Смешарики» представлены в роли антисоветчиков и лишь один из героев (Еж) - в роли «внимательного советского гражданина» (см. табл. 7). Мемы, связанные с политикой, приобрели популярность в российском околополитическом дискурсе достаточно давно. Кроме того, являясь информационным фастфудом, они воспринимаются посетителем гораздо более благосклонно в силу своей простоты. Однако она является обманчивой, так как мем, будучи легко воспринимаемой и запоминающей-
ся информацией, может влиять на политические установки человека [Шомова, 2015].
Остальные наиболее популярные записи представляют собой приглашения к участию на конференции, презентации и в школы (см. табл. 7). Это свидетельствует о том, что «Лис Политолог» стал площадкой для продвижения инициатив подписчиков среди других пользователей. Они оказывают не меньшее влияние на формирование повестки сообщества, чем администраторы группы и основатели проекта.
Таблица 7
Наиболее популярные записи сообщества «Лис Политолог»
№ Тематика поста Кодировка Лайки Репосты Просмотры
1. Политический мем со «Смешариками» Политика 190 14 8,4 тыс.
2. Приглашение принять участие в исследовании в качестве интервьюера Политология Наука 38 6 3,3 тыс.
3. Приглашение на презентацию коллективной монографии Политология Образование «Гражданское Образование» 38 5 6,5 тыс.
4. Объявление об открытии приема заявок на конференцию Московского представительства СМП РАПН «Политические тенденции и явления: что определяет политику сегодня?» Политология Наука 31 5 3,3 тыс.
5. Объявление о новом наборе в Московскую открытую школу прав человека Политология Образование «Гражданское Образование» 20 3 2,5 тыс.
Из наиболее популярных постов сообщества <^18еРоНсу» видно, что в нем генерируется в основном политический контент (см. табл. 8). Больше всего лайков собрала запись, информирующая пользователей о хронологии керченской трагедии. Все остальные записи представляют собой, в сущности, те же мемы, связанные с президентом. Даже пост с известными фильмами, переделанными так, чтобы объяснить ключевые категории политической науки, имеет черты мема. Однако здесь он играет положительную роль, так как помогает студенту лучше усвоить политологические знания.
Таблица 8
Наиболее популярные посты сообщества «WisePoHcy»
№ Тематика поста Кодировка Лайки Репосты Просмотры
1. Хронология пожара на двух судах в Керченском проливе Политика 155 1 1,8 тыс.
2. Описание прямой линии с президентом в одной картинке Политика 123 5 14 тыс.
3. Забавная картинка про будущего преемника В. В. Путина Политика 99 3 3,3 тыс.
4. Серия образовательных политологических мультфильмов Политология Образование «Гражданское образование» 97 22 3,7 тыс.
5. Критическая картинка по отношению к В.В. Путину по итогам лета 2019 г. Политика 93 5 4,2 тыс.
Отметим важный момент, связанный с относительно небольшим количеством комментариев в политологических сообществах. Редко под записями можно найти более пяти комментариев. При этом лайков, просмотров и репостов существенно больше. Это наталкивает на идею о том, что студенты-политологи и просто люди, интересующиеся политикой, скорее направлены на потребление готового контента, чем на создание нового.
Выводы
В большинстве случаев все политологические сообщества придерживаются заявленного ими позиционирования. Это обусловлено усилиями администраторов групп, которые диктуют повестку каждого конкретного сообщества. Именно с этим связана специфика каждой из групп, ставшей предметом анализа.
Как группа СМП РАПН, так и МолРОП, - сообщества, целевой аудиторией которых являются студенты-политологи. Однако если в группе МолРОП администраторы уделяют больше внимания образовательному политологическому контенту, то в СМП РАПН фокус направлен именно на академические записи (единственная из рассматриваемых групп, где такого контента более 50%).
В сообществе «Лис Политолог» также больше именно образовательного контента. Однако делать определенные выводы по результатам анализа этого сообщества сложно, так как обновления в
группе нерегулярны. В меньшей степени это касается и «Wise-Policy». В то же время даже на основе рассмотрения 78 постов можно сделать вывод, что содержание группы в основном политическое (более 73%), а не политологическое. И это тоже соответствует позиционированию группы как «политической для политологов».
Особым кейсом является проект «Гражданин политолог». Прежде всего, именно в этой группе было опубликовано больше всего постов за рассматриваемый период. По итогам анализа можно констатировать, что и политические, и научные (академические), и посты с темой «гражданского образования» ощутимо присутствуют в группе. В то же время записи с тематикой по «государственному образованию» практически отсутствуют. Однако это обусловлено спецификой позиционирования группы.
Еще одна тенденция, которая прослеживается практически во всех сообществах (за исключением группы «Лис политолог»), -это превалирование контента, связанного с «гражданским образованием» над «государственным». Из 514 постов (общее количество проанализированных записей в ВКонтакте) с «государственным образованием» оказалось лишь 50. Возможно, социальные сети - не лучшая площадка для их продвижения. За государственными образовательными инициативами, как правило, стоят бюджеты, большие, чем за гражданскими проектами. Следовательно, они могут себе позволить создать отдельный сайт усилиями профессионалов и поддерживать его функционирование. Кроме того, суть окологосударственных проектов в сфере образования удобно доносить и на других площадках, например, в лекционной аудитории. В то же время анализ постов во ВКонтакте показал, что государственные и окологосударственные организации еще не до конца научились работать со студенческой аудиторией в социальных сетях.
Анализ популярности постов во всех пяти сообществах показал, что у аудитории имеется спрос на контент особого рода. Так, посты, набирающие наибольшее количество лайков за учебный год, содержат тексты, которые можно бесплатно скачать на свое электронное устройство. Именно за счет подобных записей популярность набрал паблик «Political science library». Кроме того, популярностью пользуются посты с приглашением принять участие в политологическом или околополитологическом мероприятии.
Также важно отметить, что во всех пяти проанализированных сообществах относительно много постов, связанных с академической политологией (150). Их лишь немногим меньше, чем образовательных (175). Такие цифры говорят о том, что студентов-политологов интересует в том числе и научный контент. В частности, академические мероприятия (конференции, круглые столы) и подборки статей - как классиков политической науки, так и современных исследователей. Таким образом, количество лайков и просмотров под постами говорит о том, что интерес к политической науке у молодежи действительно есть.
В наши дни молодые люди проводят довольно много времени в социальных сетях, в том числе во ВКонтакте. Периодически молодые исследователи и студенты заходят и в политологические сообщества, которые так или иначе формируют картину мира молодых людей, систему их взглядов, сферу научных интересов. Каждое из сообществ делает это по-своему. «Лис Политолог» и «'^8еРоПсу», СМП РАПН и МолРОП, «Гражданин политолог» по-разному расставляют акценты в рамках формирования повестки дня группы. Однако все вместе они становятся триггером появления нового поколения молодых политологов, политиков, общественных деятелей и просто политически грамотных граждан.
Список литературы
Барсегян В.М. Политическая и научная активность молодых политологов: игра с
нулевой суммой? // Политическая наука. - 2018. - № 4. - С. 258-270. Бордовских А.И., Соловьев А.И. Политические сети как новый источник политического риска // Государственное управление: Электронный вестник. - 2015. -№ 51. - С. 185-212.
ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. - Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де
Куртенэ, 2000. - 308 с. История Российской ассоциации политической науки: научное издание / под ред.
С.В. Патрушева, Л.Е. Филипповой. - М.: Аспект-Пресс, 2015. - 360 с. КочетковА.П. Нетократизм // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 4. -С. 111-121.
Красникова Н.М. Молодежная субкультура и молодежное движение как разновидности молодежных политических сообществ // Сообщества как политический феномен / под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 248 с.
Кучукян А.В. Возможности методологии сетевого анализа в исследовании виртуальных молодежных сообществ // Теория и практика общественного развития. -2017. - № 4. - С. 24-26. Помигуев И.А. Особенности сетевого подхода к изучению сообщества молодых политологов // Власть. - 2019 a. - Т. 27, № 4. - С. 94-100. - DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6592 Помигуев И.А. Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики (V Форум молодых политологов, г. Москва, 8 декабря 2018 г.) // Политическая наука. - 2019 b. - № 1. - С. 268-274. Помигуев И.А. Роль молодежных политологических организаций в процессе формирования научных сетей // Политическая наука. - 2020. - № 1. - С. 112-144. -DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.05 Сморгунов Л.В., Шерстобитов А. С. Политические сети: теория и методы анализа. - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 320 с. Шомова С.А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности //
Бизнес. Общество. Власть. - 2015. - № 22. - С. 28-41. Flick U. An introduction to qualitative research. - Fourth edition. - L.: SAGE Publications Ltd, 2009. - 518 p. KnokeD., Kuklinski J. Network analysis. - Beverly Hills, Calif.: Sage Publications, 1982. - 96 p.
Leifeld P. Discourse network analysis: Policy debates as dynamic networks // The Oxford handbook of political networks / J.N. Victor, M.N. Lubell, A.H. Montgomery (eds). - Oxford: Oxford university press, 2017. - P. 301-326. - DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190228217.013.25 Rhodes R. Understanding governance. Policy network, governance, reflexivity and accountability. - Buckingham, Philadelphia: Open university press, 1997. - 252 p.
D.V. Alekseev, P.S. Kopylova* Social networks' groups as a method for forming a community of youth political scientists: discourse analysis experience
Abstract. This article analyzes the content of five youth political science communities. Discourse analysis was chosen as a method. The empirical base amounted to more than 500 posts on the social network «VKontakte». They were coded in accordance with the topic of a particular note. Firstly, each of the publications was interpreted as referring to a political or political science discourse in community. Secondly, all political science posts were divided into scientific and educational. Thirdly, the posts
* Alekseev Dmitry, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]; Kopylova Polina, the Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
of education were divided into those that relate to civic educational practices and government initiatives.
Amount of research we found, that all five communities has own specialization. For example, if the SMP RAPN group more focused on academic content. MOLROP concentrated on posts of informing about the possibilities to put their knowledge into practice. «Grazhdanin politolog» is the special case. The diversity of the group's content shows that the target audience of the public page is not for only political science students or graduate students, but also for civic activists and people who are just interested in politics.
It was also found that posts that provide access to the texts of famous political scientists and classics of political science are popular. This is a marker of the fact that young people have an interest in political science and communities in social networks only stimulate it and contribute to the formation of a new generation of political scientists.
Keywords: discourse analysis; network approach; youth community in political science; social networks; network communications; youth political scientists.
For citation: Alekseev D.V., Kopylova P.S. Social networks' groups as a method for forming a community of youth political scientists: discourse analysis experience. Political science (RU). 2020, N 1, P. 281-304. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.11
References
Barsegyan V.M. Political and scientific activity of young political scientists: A zero-sum game? Political Science (RU). 2018, N 4, P. 258-270. (In Russ.)
Bordovskikh A.N., Solovyov A.I. Political networks as a new source of political risk. E-journal «Public administration». 2015, N 51, P. 185-212. (In Russ.)
Krasnikova N.M. Youth subculture and youth movement as the formes of youth political communities. In: Communities as a political phenomenon. Ed. by P.V. Panov, K.A. Sulimov, L.A. Fadeeva. Moscow: ROSSPEN, 2009, 248 p. (In Russ.)
Flick U. An introduction to qualitative research. Fourth edition. London: SAGE Publications Ltd, 2009, 518 p.
History of the Russian association of political science: scientific edition. Ed. by S.V. Patrusheva, L.E. Filippova. Moscow: «Aspect-Press», 2015, 360 p. (In Russ.)
Leifeld P. Discourse Network Analysis: Policy Debates as Dynamic Networks. In: The Oxford Handbook of Political Networks. Ed by J.N. Victor, M.N. Lubell, A.H. Montgomery. Oxford: Oxford university press, 2017, P. 301-326. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190228217.013.25
Knoke D., Kuklinski J. Network analysis. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications, 1982, 96 p.
Kochetkov A.P. Netocratism. Polis. Political Studies. 2013, N 4, P. 111-121. (In Russ.)
Kuchukyan A.V. The opportunities of network analysis methodology in the study of virtual youth communities. Theory and practice of social development. 2017, N 4, P. 24-26. (In Russ.)
Pomiguev I.A. Young political scientists' community study: network approach. Power (Vast').
2019 a, Vol. 27, N 4, P. 94-100. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6592 (In Russ.) Pomiguev I.A. State and society development: Ideas, subjects, institution and practices (Vth All-Russian Forum of youth political scientists, 8 December 2018, Moscow). Political science. (RU). 2019 b, N 1, P. 268-274. (In Russ.) Pomiguev I.A. The role of youth political science organizations in the process of forming scientific networks. Political science (RU). 2020, N 1, P. XX-XX. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.05 (In Russ.) Rhodes R. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and
Accountability. Buckingham, Philadelphia: Open university press, 1997, 252 p. Shomova S.A. The political internet meme: essence, characteristics, types. Business.
Society. Power. 2015, N 22, P. 28-41. (In Russ.) Smorgunov L.V., Sherstobitov A.S. Political networks: theory and methods of analysis.
Moscow: Aspect-Press, 2018, 320 p. (In Russ.) van Dijk T. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk: I.A. Baudouin de Courtenay BHC, 2000, 308 p. (In Russ.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Сводная таблица общего количества всех записей по всем категориям кодировки
Политическая наука
Сообщество Политика Наука Образование
«Гражданское» «Государственное»
СМП РАПН 10 60 32 15
МолРоп 17 7 23 19
Лис Политолог 5 7 6 14
Гражданин политолог 99 66 53 1
WisePolicy 57 10 9 1
Приложение 2 Доля от общего количества записей по каждой из категорий кодировки, в %
Сообщество Политика Политическая наука
Наука Образование
«Гражданское» «Государственное»
СМП РАПН 8,4 50,4 26,9 12,6
МолРоп 25,8 10,6 34,8 28,8
Лис Политолог 15,6 21,9 18,8 43,8
Гражданин политолог 45,2 30,1 24,2 0,5
WisePolicy 73,1 12,8 11,5 1,3