Научная статья на тему 'Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области)'

Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / POLITICAL CULTURE / GAME PRACTICES IN THE POLITICAL SPHERE / YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богданов Артем Владимирович

В статье рассматриваются основные функциональные характеристики игровых технологий формирования политической культуры российской молодежи. Анализируется использование игровых моделей в деятельности молодежных организаций на примере работы Молодежного отделения Российского общества политологов Саратовской области (МолРОП Саратовской области). Автор обосновывает необходимость анализа применения игровых технологий для формирования политической культуры современной российской молодежи, а также внедрение соответствующих видов и форм игровых моделей в рамках создания эффективной системы государственной поддержки подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game Technologies of Formation of Political Culture: Structural and Functional Analysis of Youth Organizations’ Activities (Examplified by Youth Brahch of the Russian Society of Political Scientists of the Saratov Region)

He article deals with the main functional characteristics of game technologies for the formation of political culture of Russian youth. The paper analyzes the use of game models in the activities of youth organizations on the example of the Youth branch of The Russian society of political scientists of the Saratov region. The author substantiates the need to analyze the use of game technologies for the formation of political culture of modern Russian youth, as well as the introduction of appropriate types and forms of game models in the framework of creating an effective system of state support for the younger generation.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области)»



УДК 32+329.78+303.7

Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области)

А. В. Богданов

Богданов Артем Владимирович, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, selectedman@yandex.ru

В статье рассматриваются основные функциональные характеристики игровых технологий формирования политической культуры российской молодежи. Анализируется использование игровых моделей в деятельности молодежных организаций на примере работы Молодежного отделения Российского общества политологов Саратовской области (МолРОП Саратовской области). Автор обосновывает необходимость анализа применения игровых технологий для формирования политической культуры современной российской молодежи, а также внедрение соответствующих видов и форм игровых моделей в рамках создания эффективной системы государственной поддержки подрастающего поколения.

Ключевые слова: политическая культура, игровые практики в политической сфере, молодежные организации.

Game Technologies of Formation of Political Culture: Structural and Functional Analysis of Youth Organizations' Activities (Examplified by Youth Brahch of the Russian Society of Political Scientists of the Saratov Region)

A. V. Bogdanov

Artem V. Bogdanov, https://orcid.org/0000-0002-0761-1168, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, selectedman@yandex.ru

The article deals with the main functional characteristics of game technologies for the formation of political culture of Russian youth. The paper analyzes the use of game models in the activities of youth organizations on the example of the Youth branch of The Russian society of political scientists of the Saratov region. The author substantiates the need to analyze the use of game technologies for the formation of political culture of modern Russian youth, as well as the introduction of appropriate types and forms of game models in the framework of creating an effective system of state support for the younger generation.

Keywords: political culture, game practices in the political sphere, youth organizations.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-80-84

Анализ деятельности молодежных организаций в современной России представляется необходимым условием выработки стратегии развития государственной молодежной политики, так как вовлечение молодых людей в за-

нятие социальной, культурной, политической и иной работой способствует формированию гражданского общества, осуществлению более эффективного процесса социализации, сокращению девиантного поведения, созданию рациональных моделей поведения. В этом случае, на наш взгляд, весьма полезным является обращение к игровым технологиям, позволяющим за счет своего универсального характера формировать политическую культуру российской молодежи.

При этом в деятельности молодежных организаций зачастую используются игровые практики: для взаимодействия между участниками, для профессиональной социализации, для достижения поставленных целей и реализации конкретных задач. Формы данных игровых практик весьма разнообразны: от статусных (руководитель - подчиненный), межличностных (тренинги) до межгрупповых (конференции). При помощи указанных форм реализации игровых технологий осуществляется в том числе упорядочение взаимоотношений между членами сообщества, выстраивание эффективной коммуникативной взаимосвязи, а также (при необходимости) управляющее воздействие на участников организации.

В свою очередь, использованию игровых технологий в рамках формирования политической культуры способствуют их соответствующие функциональные характеристики:

- универсальность, т. е. возможность повсеместного применения, распространенность среди основных способов познания окружающего мира, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, решение возникающих конфликтных ситуаций в социально-политической сфере;

- адекватность, т. е. способность сопоставления целесообразности действий ситуации, в которой оказался субъект политического процесса, выработка соответствующих навыков социально-политического поведения в типичных ситуациях;

- адаптация, т. е. формирование навыков приспособляемости к изменениям политической среды, сохранение целостности своей внутренней структуры;

- результативность, т. е. достижение цели формирования политической культуры или влияния на создание соответствующих моделей политического поведения;

© Богданов А. В., 2020

Л. В. Богданов. Игровые технологии формирования политической культуры молодежи

- оценивание, т. е. постоянно осуществляемый сбор, накопление и анализ данных субъекта с целью улучшения качества вырабатываемых механизмов формирования политической культуры.

Таким образом, указанные выше функциональные характеристики игровых технологий в рамках социально-политического процесса позволяют применять их наиболее эффективно и плодотворно, а также анализировать качество их использования. Так, молодежные организации современной России обращаются к игровым практикам при осуществлении своей непосредственной деятельности. В качестве примера мы проанализируем деятельность Молодежного отделения Российского общества политологов Саратовской области (МолРОП Саратовской области).

В своей работе МолРОП Саратовской области использует несколько разновидностей игровых технологий, среди которых особенно выделяется так называемая Школа молодого политолога, поскольку она ориентирована в большей степени, чем остальные формы игровых практик, на широкий круг участников (от обладающих соответствующими знаниям о политической сфере до интересующихся политикой).

Школа молодого политолога - это научно-просветительский и практико ориентированный проект, направленный на формирование знаний, умений и навыков у подрастающего поколения в политической сфере. Это совместный проект кафедры политических наук юридического факультета СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Российского общества политологов и его молодежного отделения с привлечением к участию представителей соответствующих органов власти, молодежных организаций и общественных движений как федерального, так и регионального уровней.

Так, в 2017 г. на юридическом факультете в рамках проекта «Молодежь 2030: Будущее России глазами молодежи» прошла Школа молодого политолога для школьников 10-11-х классов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, организованная кафедрой политических наук юридического факультета СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Региональным отделением Российского общества политологов Саратовской области, Молодежным отделением Российского общества политологов Саратовской области при поддержке Правительства Саратовской области, областных министерств образования, молодежной политики, спорта и туризма, Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Саратов», Молодежного правительства Саратовской области, Российского движения школьников.

В рамках Школы молодого политолога прошли четыре секции в формате круглых сто-

лов, парламентских дебатов на темы: «Молодежь в политических процессах современной России» и «Особенности культуры и духовно-нравственного воспитания современной российской молодежи». Следует отметить, что охват участников, присутствующих на мероприятии, был весьма широким: общее количество 90 человек - это представители районов Саратовской области (г. Вольск, г. Красный Кут, г. Балашов, п.г.т. Новые Бурасы, п.г.т. Степное, пос. Коминтерн, с. Шевыревка, с. Шняево, с. Ягодная Поляна и т. д.), г. Саратова, вузов и колледжей города (Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратовская государственная юридическая академия, Саратовский архитектурно-строительный колледж, Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., Энгельсский медицинский колледж Св. Луки (Войно-Ясенецкого) и т. д.)1.

Также следует обратить внимание на тот факт, что в рамках вышеуказанного проекта применялись и активно использовались такие игровые практики, как, например, парламентские дебаты, суть которых заключается в следующем: формируются две команды (правительство и оппозиция), которым необходимо в рамках выступлений обосновать свою позицию по тому или иному вопросу.

При этом в рамках проведенных дискуссий и дебатов совместными усилиями представителей молодого поколения была выработана итоговая резолюция, направленная в адрес органов государственной власти с целью выработки эффективной государственной молодежной политики:

«Признавая роль и место современной молодежи во всех сферах общества, основываясь на важности воспитания современной российской молодежи:

1. Рекомендуем органам законодательной власти выработать систему смягчения наказания для молодежи за участие в пикетах, митингах и демонстрациях путем гуманизации административного и уголовного права по отношению к демонстрантам.

2. Предлагаем органам законодательной власти уделить больше внимания проблемам охраны окружающей среды Российского государства, что повысит уровень экологической культуры молодежи.

3. Настаиваем на необходимости омоложения кадрового резерва государственных органов.

4. Поддерживаем роль Российского движения школьников в воспитании молодежи, а также иных организаций.

5. Выступаем за повышение качества телевизионного контента путем приглашения на телевидение молодых, успешных людей, чтобы они делились опытом и стали примером для подражания.

6. Разделяем позицию государства по совершенствованию политического и правового просвещения среди молодежи»2.

Таким образом, в рамках первой Школы молодых политологов были использованы такие формы игровых практик, как участие в дискуссии в качестве субъекта политического процесса (представителя молодежного сообщества), в парламентских дебатах, в формулировании итоговой резолюции для ее отправки в органы государственной власти.

Следующая Школа молодых политологов прошла весной 2018 г. и была посвящена теме политического лидерства. В рамках данной школы были использованы такие игровые технологии, как мастер-классы. Всего прошло три мастер-класса, каждый из которых содержал как лекционную часть, направленную на ознакомление участников школы с различными аспектами политического лидерства, так и практическую часть, в рамках которой молодые люди могли самостоятельно проанализировать политическое лидерство в современной России, освоить соответствующие навыки формирования имиджа политического деятеля. При этом общее количество участников составило 81 человек - это ученики 10-11-х классов, учителя и представители университета3.

Еще одна Школа молодых политологов, прошедшая зимой 2018 г., была посвящена теме партий в современной России. В ее рамках также были проведены мастер-классы, состоящие из двух частей, лекционной и практической, суть которых состояла в ознакомлении участников школы с основами партийной системы современной России и спецификой формирования и функционирования политических партий в рамках российской политической системы.

Помимо указанных выше мастер-классов, участники школы заранее подготовили проекты своих собственных политических партий: название, устав, структура, цели и задачи, лозунг, программа партии, ее позиционирование в партийном спектре, вид эмблемы, а также механизмы функционирования в рамках российской политической системы.

При этом в мероприятии приняли участие школьники 10-11-х классов г. Саратова и Саратовской области, учителя, студенты вузов. Общее количество участников составило 77 че-ловек4.

Таким образом, проведенные Школы молодых политологов указывают на неподдельный

интерес молодых людей к политической сфере, а также позволяют сделать вывод об эффективности использования игровых технологий в рамках формирования навыков политического характера, например, таких как:

- привитие соответствующего уровня компетентности при анализе политических процессов;

- выработка деятельностной модели политического поведения подрастающего поколения;

- формирование политической культуры молодежи.

Помимо указанной выше Школы молодых политологов, в деятельности МолРОП Саратовской области используются и следующие формы игровых практик:

- заседания, которые, в свою очередь, можно условно разделить на несколько типов:

- заседания, посвященные практическому решению существующих проблем в современном мире. В рамках таких форм работы применяются игровые технологии и как способ вовлечения участников обсуждения в урегулировании реально существующего конфликта, и как способ моделирования конкретной проблемной ситуации. Так, например, традиционными стали дискуссии, посвященные проблемам столкновения интересов на Ближнем Востоке, противоречиям в существующей международной политике между странами Европы, США и Россией, анализу эффективности существующих наднациональных форм организации взаимоотношений между государствами (Евросоюз, ООН, НАТО, Таможенный союз, БРИКС и т. д.)5;

- заседания, целью которых является анализ современной социально-политической ситуации в России. В формате данных обсуждений также конструируются игровые модели решения поставленных задач, диалог строится вокруг теоретико-методологических и практических подходов к нивелированию проблемной ситуации. Предметом дискуссии выступает, например, специфика российского избирательного процесса, особенности формирования политической культуры российского общества, анализ последствий применения санкций в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации и т. д.6;

- заседания, основные задачи которых заключаются в политико-правовом просвещении молодых людей, в привитии навыков анализа современной социально-политической ситуации и знаний относительно специфики принятия политических решений, в знакомстве с основами государственной политики и управления в современном мире и ее российской спецификой. Цель данных обсуждений состоит в том числе как в формировании соответствующих компетенций у специалистов (политологов, юристов, историков, социологов, философов и т. д.), так и в привлечении внимания молоде-

А. В. Богданов. Игровые технологии формирования политической культуры молодежи

жи к существующим проблемам функционирования современной социально-политической системы в России7;

- заседания в формате моделей, таких как: «Государственный совет Российской Федерации», «Государственная Дума Российской Федерации», «Саратовская областная Дума», «Правительство Саратовской области», «Общественная палата Саратовской области» и т. д. В рамках данных обсуждений конструируется максимально приближенная к действительности модель работы соответствующих социально-политических субъектов, нередко с привлечением к дискуссии практических работников государственных и общественных структур в качестве экспертов. На рассмотрение выносятся такие темы, как: «Экологическая безопасность современной России», «Стратегия социально-политического развития Саратовской области», «Механизмы взаимодействия между обществом и государством», «Гражданское общество: проблемы функционирования в современной России» и т. д.8;

- круглые столы, затрагивающие проблемы культурно-мировоззренческого поля, специфику морально-нравственных убеждений подрастающего поколения, поиск социокультурного основания государственной политики в сфере культуры, образования, просвещения и науки. Основными темами для обсуждения выступают: «Патриотизм в современном мире», «Идеология и национальная идея в современной России», «Социокультурный аспект формирования компетенций специалиста в современном мире» и т. д.9;

- дебаты, сутью которых являются активная дискуссия участников, отстаивание своей позиции с приведением соответствующей аргументации, обучение навыкам ораторского искусства и приемам политической риторики, привитие умений публичного выступления. В рамках дебатов экспертное жюри оценивает команды по заранее выделенным критериям (четкость аргументации, логика повествования, умение ответить на вопросы и т. д.). Темы дебатов зачастую касаются острых социально-политических и культурно-мировоззренческих проблем: «Толерантность в современном мире», «"Демонизация" как прием мистификации истории», «Историко-культурная память народа» и т. д.10

Следует отметить, что указанные выше формы игровых технологий не исчерпывают себя и могут быть дополнены. Однако, на наш взгляд, данные разновидности игровых практик позволяют оказывать влияние на формирование политической культуры современной российской молодежи, более того, со стороны представителей молодого поколения обнаруживает себя четкий запрос на необходимость активного и компетентного участия в политическом процес-

се. Также присутствует потребность в выработке государственной молодежной политики с условием соответствующего взаимодействия органов государственной власти и молодых людей, где посредником могут выступать общественные молодежные организации.

Таким образом, анализ деятельности МолРОП Саратовской области на предмет использования игровых технологий формирования политической культуры молодежи позволяет утверждать, что игровые практики применяются довольно активно, помогают осуществлять более эффективное взаимодействие между участниками молодежных организаций, оказывают влияние на выработку активных моделей политического поведения, а также способствуют разработке молодежной политики посредством направления соответствующего запроса в органы государственной власти через общественные ассоциации.

Примечания

1 См.: Школа молодого политолога // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2017-11-21/shkola-molodogo-politologa (дата обращения: 05.11.2019).

2 Молодежное отделение Российского общества политологов Саратовской области (МолРОП Саратовской области). URL: https://vk.com/saratov_molrop (дата обращения: 05.11.2019)

3 См.: Школа молодого политолога // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2018-04-23/shkola-molodogo-politologa (дата обращения: 06.11.2019).

4 Там же. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2018-12-17/kafedra-politicheskih-nauk-uspeshno-provela-rabotu (дата обращения: 07.11.2019).

5 См.: Совместное заседание МО РАПН и МолРОП // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/ structure/jurist/news/2015-11-19/sovmestnoe-zasedanie-mo-rapn-i-molrop (дата обращения: 08.11.2019).

6 Там же. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2016-05-14/sovmestnoe-zasedanie-soveta-molodyh-politologov-i (дата обращения: 09.11.2019).

7 Там же. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2016-10-17/sovmestnoe-zasedanie-soveta-molodyh-politologov-i (дата обращения: 10.11.2019).

8 Там же. URL: https://www.sgu.ru/structure/jurist/ news/2017-04-26/sovmestnoe-zasedanie-soveta-molodyh-politologov-i (дата обращения: 11.11.2019).

9 См.: Заседание МолРОП Саратовской области // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/structure/ jurist/news/2015-06-06/zasedanie-molrop-saratovskoy-oblasti (дата обращения: 12.11.2019).

10 См.: Дебаты // Саратовский государственный универ- www.sgu.ru/structure/jurist/news/2016-12-05/debaty (дата

ситет имени Н. Г. Чернышевского : [сайт]. URL: https:// обращения: 13.11.2019).

Образец для цитирования:

Богданов А. В. Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 80-84. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-80-84

Cite this article as:

Bogdanov A. V. Game Technologies of Formation of Political Culture: Structural and Functional Analysis of Youth Organizations' Activities (Examplified by Youth Brahch of the Russian Society of Political Scientists of the Saratov Region). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 80-84 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-80-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.