Научная статья на тему 'Группы самопомощи: зарубежный опыт распространения'

Группы самопомощи: зарубежный опыт распространения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
658
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / INTEREST GROUP / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПОДДЕРЖКИ / SOCIAL SUPPORT NETWORKS / ИДЕОЛОГИЯ ГРУППЫ / THE IDEOLOGY OF THE GROUP / СЕМЬИ ИНВАЛИДОВ / FAMILIES OF PERSONS WITH DISABILITIES / САМОПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL ASSISTANCE / SELF HELP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Масленцева Наталья Юрьевна

Статья посвящена истории появления групп самопомощи. Опыт США, Японии и европейских стран доказывает эффективность данной социальной технологии. Показаны основные принципы идеологии данной формы социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-help groups: foreign experience

The article is devoted to the history of self-help groups emergence. USA, Japan and European countries experience proves the effectiveness of this social technology. The basic ideology principles are shown.

Текст научной работы на тему «Группы самопомощи: зарубежный опыт распространения»

Н.Ю. МАСЛЕНЦЕВА,

доцент, кандидат социологических наук Российского государствен*

ного профессионально-педагогического университета

Группы самопомощи:

опыт распространения

Опыт социальной работы разных стран свидетельствует о значимой роли групп самопомощи, которые могут иметь различные названия: «группы интересов», «группы взаимопомощи», «социальные сети поддержки», «добровольческая организация», «группы самозащиты». Группой самопомощи является добровольное объединение непрофессионалов, имеющих общие потребности и проблемы, встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией. В группах участники обмениваются историями личной жизни, делятся жизненным опытом, стараются понять друг друга, тем самым помогая себе справиться с трудностями и решить конкретные проблемы.

Первые общественные группы самопомощи начали появляться в США и ряде западноевропейских стран в 1940-50-е гг. В основе идеологии технологии групповой работы лежат принципы участия и социальной активности индивида, мобилизации собственных жизненных ресурсов, а не традиционное ожидание решения от той или иной социальной службы, перекладывая ответственность на государство. В числе первых в Штатах были группы взаимопомощи и поддержки семей больных шизофренией и другими психическими заболеваниями. Члены семьи пациентов, имеющих нарушения психики, оказались наиболее активными в силу разных обстоятельств, но ведущим стало влияние психологии

Масленцева Наталья Юрьевна, e-mail: [email protected]

зарубежный

и психиатрии, использовавших в психотерапии практику групповой работы с клиентами (пациентами). Психологи и психиатры были первыми, кто обосновал данную методику содействия решению проблем клиентов и членов их семей2.

В середине 1940-х годов спонтанно по всей Канаде, Англии, Франции, Скандинавии, Австралии и Новой Зеландии родители детей с ограничением в умственных способностях, психическими заболеваниями и пороками развития изменили своё представление о будущем своих детей и решили обеспечить им иной образ жизни, иное будущее. Но поскольку семьи были изолированы, им было сложно найти друг друга, отсутствовали возможности узнать, кто испытывает аналогичные чувства и потребности. Некоторые семьи размещали объявления в газетах, но СМИ того времени придерживались мнения, что неприлично рекламировать детскую инвалидность и размещать подобную информацию в публичном пространстве. Тем не менее, изолированные, находящиеся на большом расстоянии друг от друга родители постепенно объединились в первые «родительские движения». Объединившись, они стали поддерживать друг друга и создавать программы для увеличения возможностей своих детей. В конечном итоге, они сформировали Ассоциацию семейного движения, включавшую сотни семей. Усилия родителей-активистов не прошли даром и для социального законодательства: разработка и принятие Декларации о правах инвалидов - результат активности сообществ инвалидов и членов их семей.

2 Oka, T., Borkman, Th. The History, Concepts and Theories of Self-Help Groups: From an International Perspective [Электронный ресурс]. URL:

http://pweb.sophia.ac.jp/oka/papers/2000/jjot.html (дата обращения: 06.06.2016).

30 января 1945 в Австралии под руководством Аудрие и Нил Маклеод появляется Содружество семей, имеющих детей с детским церебральным параличом. Это была первая родительская организация для людей с церебральным параличом. Содружество стало проводить постоянные исследования, которые были направлены на поиск причин и профилактику церебрального паралича, а также на выявление новых способов лечения и реабилитации детей с ДЦП. В 1948 году Энн Гринберг (мать четырёхлетнего мальчика с задержками в развитии) поместила объявление в газету Нью-Йорка, в котором она искала других матерей, разделявших ее желание создать школу для детей с ограниченными возможностями. Первоначально лишь немногие родители откликнулись на её объявление, но в течение года, благодаря «сарафанному» радио и нескольким кратким газетным статьям, сотни родителей объединились. Это было началом истории Ассоциации помощи умственно отсталым детям. Следуя их примеру, были созданы организации родителей, имеющих детей с церебральным параличом, с нарушением слуха и зрения, больных аутизмом и многие другие. В это время было выпущено много книг, посвящённых тому, как помочь самому себе, появляются различные группы поддержки, которые занимаются вопросами реабилитации.

В 1970-е гг. европейские и североамериканские научные журналы опубликовали исследования и отчёты, содержащие сведения об эффективных результатах «малых групп поддержки» семей инвалидов, авторы которых на многочисленных материалах убедительно доказывали высокий реабилитационный потенциал подобных сообществ и их гражданскую активность в решении собствен-

ных проблем3. В 1979 году в США в городе Мэдисон, штат Висконсин была основана самая крупная на сегодняшний день общественная ассоциация Национальное объединение психически больных ^АМ1). Женщины, заботившиеся о сыновьях с диагнозом шизофрения, недовольные отсутствием доступных услуг и качеством лечения людей, живущих с психическими заболеваниями, объединились. Первое совещание, на которое пришло значительно больше людей, чем ожидали организаторы, было посвящено вопросам организации помощи семьям, чьи родственники страдают психическими заболеваниями. Такие совещания стали созываться довольно часто, что в конечном итоге привело к формированию NAMI, которая в настоящее время имеет 1400 дочерних организаций и фи-лиалов4.

Постепенно организации групп самопомощи стали развиваться во многих зарубежных странах: в Англии - «Британская ассоциация глухих», «Друзья больных шизофренией Канады» (CFS), «Ирландская ассоциация инвалидного кресла». Каждая из них насчитывает десятки филиалов в разных регионах ЕС. Подобные организации создаются также в Австрии, Франции, Германии, Израиле, Нидерландах, Швеции, Индии, Чили, Южной Африке, Японии и др.

В 1980-е в США, Канаде и Германии по решению правительства создаются информационно-справочные службы, целью которых становится содействие группам самопомощи в поиске инфор-

3 „

Селигман, М., Дарлинг, Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2016.

4 Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. URL:http://www.nami.org/# (дата обращения: 06.06.2016).

мации и координация взаимодействия с различными государственными структурами и общественными фондами5.

Ещё одной тенденцией 1980-х стало международное сотрудничество - создание межнациональных социальных сетей, международных сетей групп самопомощи, которое к началу 2000-х обрело транснациональный масштаб, что было озвучено в сводном докладе на проводимых под эгидой ВОЗ конференциях, посвящённых теории и практике групповой социальной работы. Опыт семей из Восточной Европы, Японии, Израиля, Гонконга, Великобритании, Германии, Новой Зеландии, представленный на научно-практических конференциях, подтвердил роль личного и группового опыта в создании сетей-сообшеств обмена опытом и поддержки6. Колоссальным ресурсом по распространению доступности сетей для людей с особыми нуждами и их близких стал Интернет, позволяющий расширить возможности коммуникаций и организации подобных сообществ. В Японии число агентств самопомощи с 1990-х гг. неуклонно растёт, многие из них называются «центры самостоятельной жизни» для людей с ограниченными возможностями здоровья», с участием специалистов социальной работы (агентов социальных услуг, супервайзеров), помогающих адаптироваться к жизни вне стен интернатных учреждений7.

В России организации само- и взаимопомощи стали появляться значительно позже. До 1990-х гг. подобную инициативность не одобряли, деятельность организаций инвалидов была строго регламентирована, так как одной из функций советских организа-

5 Matzat, J. & Estorff, A. On Support for Self Help Groups at the Local Level. In S. Humble

6 J. Unell (Eds.), Self Help in Health and Social Welfare: England and West Germany (pp. 93-98). London: Routledge, 1989.

6 Madara, E. & White, B.J. On-Line Mutual Support; The Experience of a Self-Help Clearinghouse. Information & Referral, 1997. 19, 91-108.

7 Riessman, F. The "Helper" Therapy Principle. Social Work 10, 1965. 27-32.

ций являлось сохранение существующего положения дел. Так, в 1978 году Фефёлов В.А. вместе с друзьями решили создать в России первую группу взаимопомощи инвалидов, однако, деятель-

о

ность инициативной группы посчитали диссидентской8. Группа стала подвергаться прессингу и угрозам со стороны властей и КГБ, после чего Фефёлову пришлось согласиться на требование КГБ покинуть СССР. Обо всём этом он пишет в книге «В СССР нет инвалидов», которая была издана на русском языке в Лондоне в 1986 году.

В 1990-е гг. усилиями родителей-активистов совместно с педагогами, психологами, социальными работниками появляются первые группы самопомощи, работающие в области социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями развития. Именно стремление родителей добиться равных прав для себя и своих детей, получить возможность поддержки сделало те немногочисленные группы самопомощи - важным ресурсом семьи и социальной политики.

Идеология групповой работы строится на шести принципах: во-первых, «принцип терапии помощью»9. Помогая другим, оказавшимся в аналогичной трудной ситуации, через обмен опытом люди начинают лучше понимать и разбираться в своих проблемах, погружаясь в экзистенциальный и гуманистический смысл помощи ближнему. Вторым принципом является «эмпирический опыт»: ценность непосредственного житейского опыта, который даёт самые важные и полезные знания «новичку», только приходящему в

8 Oka, T., Borkman, Th. The History, Concepts and Theories of Self-Help Groups: From an International Perspective http://pweb.sophia.ac.jp/oka/papers/2000/jjot.html (дата обращения: 03.06.2016).

9 Фефёлов, В.А. В СССР инвалидов нет! [Электронный ресурс]. URL:http://royallib.com/book/fefyolov_valeriy/v_sssr_invalidov_net.html (дата обращения: 07.06.2016).

группу или впервые столкнувшемуся с той или иной проблемой. А если учесть, что группа - это сообщество, то речь идёт о носителях разных опытов, практик, обмениваясь которыми становится легче и удобнее вырабатывать решения общих проблем. Третьей составляющей идеологии групп самопомощи является идея «своего особого мировоззрения», суть которого в обретении свободы и независимости, возможности избежать, избавиться от стигматизации и традиционного восприятия жизни инвалида как больного и слабого существа, нуждающегося в постоянной опеке. Четвёртая идея основана на представлении того, что группы самопомощи -это общественные движения, а не форма терапии и лечения10.

Шестым принципом признана идея добровольности при соблюдении общих правил участия. Добровольность с точки зрения действий участников, их активности в общественной жизни, принятии решений и вопросах лидерства, членства и любых организационных решений.

Высокий реабилитационный потенциал и реабилитационная активность семьи, а также требование прав и шансов на улучшение жизненной ситуации и самоутверждение становятся главным мотивом организации групп самопомощи11.

Если люди остаются в одиночестве, без поддержки общества, то они вынуждены искать средства эффективной защиты от старых и новых форм ущемления их прав, зависимости и контроля. Если же они, имея схожие проблемы, объединены в группы и проявляют солидарность друг с другом, то они смогут легче противо-

10 Borkman, T. (1984). Mutual Self-Help Groups: Strengthening the Selectively Unsupport-ive Personal and Community Networks of Their Members. In A. Gartner & F. Riessman (Eds.), The Self-Help Revolution (pp. 205-215). New York: Human Science Press.

11 Caplan, G., & Killilea, M. (Eds.) Support Systems and Mutual Help: Multidisciplinary explorations. New York: Grune & Stratton, 1976.

стоять тенденциям дискриминации, излишнему давлению ответственности в деле воспитания детей; добиваться конкретных изменений, например, способствовать оборудованию общественных учреждений для лиц с ограничениями и оказывать для этого давление на соответствующие государственные учреждения; научиться преодолевать стереотипы, которые иногда диктует общество; защищать гражданские права родителей, имеющих детей с ограничениями, в особенности право ответственности за ребёнка в отношении специалистов, а также государственных органов.

Масленцева Н.Ю. Группы самопомощи: зарубежный опыт распространения. Статья посвящена истории появления групп самопомощи. Опыт США, Японии и европейских стран доказывает эффективность данной социальной технологии. Показаны основные принципы идеологии данной формы социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: группы интересов, социальные сети поддержки, идеология группы, семьи инвалидов, самопомощь, социальная помощь

Maslentseva N.Y. Self-help groups: foreign experience. The article is devoted to the history of self-help groups emergence. USA, Japan and European countries experience proves the effectiveness of this social technology. The basic ideology principles are shown.

Key words: interest group, social support networks, the ideology of the group, families of persons with disabilities, self help, social assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.