Научная статья на тему 'Групповые мифы как результат внутриличностного конфликта в социализации современного человека'

Групповые мифы как результат внутриличностного конфликта в социализации современного человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
МИФ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ МИФЫ / ГРУППОВЫЕ МИФЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МИФЫ / MYTH / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / GENERAL CULTURAL MYTHS / GROUP MYTHS / PERSONAL MYTHS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкина Анастасия Андреевна, Вавилкина Наталья Геннадиевна

В статье рассматривается феномен мифотворчества в современном мире. Указывается, что миф является одним из таинственных явлений культуры, создающих историю человечества, и инструментом управления обществом и персональным сознанием. Особое значение тема мифа приобретает в связи с процессом социализации человека в обществе. В работе рассматриваются виды мифов, механизмы их формирования, причины возникновения напряжённой реальности, возникающей в результате несовместимости общекультурных и персональных мифов, а также механизмы реализации и актуализации мифа в индивидуальной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP MYTHS AS A RESULT OF INTRAPERSONAL CONFLICT IN SOCIALIZATION OF A MODERN HUMAN

The article examines the phenomenon of myth-creation in the modern world. It is shown that the myth is a mysterious cultural phenomenon creating history of the mankind and serving as an instrument to control the society and personal consciousness. The theme of the myth acquires special importance in the context of human socialization. The paper considers types of myths, mechanisms of their formation, identifies causes of tension arising as a result of inconsistency of general cultural and personal myths, and reveals mechanisms of realization and actualization of the myth in individual practice.

Текст научной работы на тему «Групповые мифы как результат внутриличностного конфликта в социализации современного человека»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.41

Шишкина Анастасия Андреевна, Вавилкина Наталья Геннадиевна ГРУППОВЫЕ МИФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается феномен мифотворчества в современном мире. Указывается, что миф является одним из таинственных явлений культуры, создающих историю человечества, и инструментом управления обществом и персональным сознанием. Особое значение тема мифа приобретает в связи с процессом социализации человека в обществе. В работе рассматриваются виды мифов, механизмы их формирования, причины возникновения напряженной реальности, возникающей в результате несовместимости общекультурных и персональных мифов, а также механизмы реализации и актуализации мифа в индивидуальной практике. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/12/41 .html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 211-215. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

DEVELOPMENT OF NEW AGE BELIEFS BY THE EXAMPLE OF THE RELIGIOUS MOVEMENT "ALTAI DYAN AK DYAN"

IN THE ALTAI REPUBLIC

Khvastunova Yuliya Viktorovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Gorno-Altaysk State University hvastunovoy@mail. ru

The article examines the basic characteristics of New Age religiosity by the example of the regional religious movement "Altai Dyan Ak Dyan" in the Altai Republic. This community, founded by V. B. Chekurashev, began to establish itself at the beginning of the XXI century as a religious organization reviving the original Altai belief "Ak Dyan". The author analyzes "Altai Dyan Ak Dyan" followers' religious conceptions, cult practices and social relations taking into account their self-identification and identification with the New Age movement.

Key words and phrases: religious movements; New Age religiosity; paganism; Ak Dyan; Altai belief.

УДК 130.2:140.8(045) Дата поступления рукописи: 01.11.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.41

В статье рассматривается феномен мифотворчества в современном мире. Указывается, что миф является одним из таинственных явлений культуры, создающих историю человечества, и инструментом управления обществом и персональным сознанием. Особое значение тема мифа приобретает в связи с процессом социализации человека в обществе. В работе рассматриваются виды мифов, механизмы их формирования, причины возникновения напряжённой реальности, возникающей в результате несовместимости общекультурных и персональных мифов, а также механизмы реализации и актуализации мифа в индивидуальной практике.

Ключевые слова и фразы: миф; мифологическое сознание; общекультурные мифы; групповые мифы; персональные мифы.

Шишкина Анастасия Андреевна, к. филос. н., доцент Вавилкина Наталья Геннадиевна

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова shishkinaal8@mail.ru; akubensn@mail.ru

ГРУППОВЫЕ МИФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Актуальность исследования определяется практической значимостью рассматриваемой проблемы. Миф, являясь исторически первой формой мировоззрения, предшествовавшей религии, науке и философии, остается неотъемлемой частью мировоззрения современного человека. Меняются технологии создания мифа, меняются исследуемые им объекты (вернее, добавляются все новые), однако с развитием науки, производства, культуры в целом не снижается его значимость в жизни общества и личности. Мир, в котором живёт человек, является «объектом познания и понимания, источником его психического и личностного развития» [2, с. 12]; «человек вступает в разнообразные, многомерные и усложняющиеся со временем отношения с окружающей его действительностью. При этом он сталкивается с необходимостью достижения адекватного понимания окружающего его мира» [10, с. 76]. Миф, изначально создаваясь как форма взаимодействия человека с миром, на сегодняшний день стал не только одним из способов объяснения и понимания окружающего мира, но и действенным инструментом управления обществом, персональным сознанием, создающим историю человечества. К какой бы сфере деятельности мы ни обратились, какой природный или социальный процессы бы ни обсуждали, какие бы ни использовали максимально точные и объективные приборы измерения мира, миф оказывается одним из ключевых источников формирования знания и одним из действенных и общепринятых инструментов взаимодействия с миром.

Целью работы является определение роли мифа в мировоззрении современного человека и жизни общества через изучение основных элементов мифотворчества и их взаимодействия. Научная новизна исследования заключается в выявлении структуры мифа, механизма реализации мифа в социальной действительности с учетом уровней социальной организации. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для анализа культурно-исторических явлений современности, их планирования и регулирования.

Миф - совокупность специфических знаний и представлений человека о мире и о самом себе, основывающихся на принципах неделимости мира (человек - природа или живое - неживое), тотемизма, антро-посоциоморфизма, всеобщего оживотворения и одухотворения мира [1; 4; 5]. Формируясь в устной традиции, имея изначально идеалистические основания, миф за счет свойства всеохватности и всепроникае-мости стал неотъемлемой частью материальной культуры. Миф неразрывен с самыми объективными формами бытия и познания, связанными с практикой и материей. «Миф не есть метафизическое построение, но есть реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархичности, разную степень отрешенности» [6, с. 44].

Определим основные функции мифа в жизни человека. Гносеологическая функция реализуется на уровне индивидуального сознания человека в виде возможности объяснения непонятных ситуаций, явлений и событий окружающей действительности. Прогностическая функция исполняет роль формирования ожиданий и их возможной реализации. Психотерапевтическая функция мифа организует удобное, комфортное пространство для того, чтобы скрыться от жизненных проблем и от нереализованных желаний и ожиданий. Интерактивная функция мифа отвечает за общекультурные мифы, объединяя людей вокруг определённых идей, образов, символов, создавая культурные и социальные сообщества.

Говоря о роли мифа в жизни общества, можно выявить некий механизм реализации мифа в социальной действительности, учитывая уровни социальной организации. В качестве основных элементов в таком подходе могут выступить общекультурные, групповые и персональные мифы (см. Рис. 1). Причем групповые мифы рассматриваются нами как результат взаимодействия общекультурных и персональных мифов.

Рисунок 1. Виды мифов

Общекультурные мифы находятся в основе мировых религий и тех норм морали, которые они предлагают. Также сюда следует отнести и ключевые международные законодательные акты, которые существуют де-юре, но далеко не всегда реализуются на практике, т.е. и в первом, и во втором случае миф существует как желаемая линия поведения, как пока еще не достигнутая в обществе норма.

Общекультурные мифы, основанные на памяти всего человечества, имеющие в своей основе не только рациональные и системные выводы и цели, но и иррационалистические установки, существуют более длительное время по сравнению с групповыми и персональными мифами (изначально не существовало деления общества на группы, и отдельный индивид не рассматривался как единица измерения человечества). Указанная первичность обуславливает свойство всеохватности общекультурных мифов, т.е. в них находит отражение (или может находить) любой объект материальной и идеальной действительности, который когда-либо существовал или будет существовать, проявляя свое бытие во взаимодействии с человеческой культурой.

Персональные мифы мы связываем, прежде всего, с индивидуальными представлениями человека об основных процессах, протекающих в обществе, и теми субъективными ощущениями, эмоциями, чувствами, которые являются реакцией на эти процессы. С точки зрения психологии миф можно определить как особое явление сознания человека, представляющее специфическую форму отражения окружающей действительности в виде персональных образов. Основной задачей мифа является объяснение мира через понятные и удобные для человека персональные образы, которые формируются в результате преломления информации через призму субъективного опыта и воспринимаются человеком как реальность.

Персональные мифы - это результат личного опыта, индивидуальной судьбы, который переносится на общество в целом, становится своеобразной искажающей призмой в тех случаях, когда человек абсолютизирует свой негативный или позитивный опыт. К примеру, добившись положения в обществе лестью и обманом, человек искренне уверен, что и все остальные его коллеги получили свои должности подобным образом, и миновать этого невозможно [8]. Также персональные мифы можно связать с теми ожиданиями от реализации в профессии, в браке, в материнстве и т.д., которые формируются под влиянием небольших, но максимально устойчивых социальных групп - семей. Именно в семьях - самых первых оплотах социализации - происходит формирование ключевых элементов самосознания: самооценки, осознания своих способностей и предрасположенностей.

Групповые мифы - это напряженная реальность, это столкновение личностных ожиданий, требований общества и действительности. Данная группа мифов максимально близка к практике, использует ее наблюдения за социальными процессами, развитием ценностной иерархии в обществе и формулирует максимально точные, действенные механизмы влияния и управления. Весьма показательным примером здесь окажутся реклама и политические мифы. Миф и есть тот источник противоречия в культуре, который является корнем всякой жизненности и развития.

Рисунок 2. Механизм формирования мифов

Ситуация столкновения общекультурных и персональных мифов, ситуация напряженной реальности может принять форму настоящего экзистенциального кризиса в случае с абсолютной несовместимостью персональных и общекультурных мифов по ряду причин:

1) отсутствие представлений об общекультурных мифах по причине замкнутости социальной группы: запрет в религиозной секте на изучение мифа и культа других религий, низкий уровень грамотности и жизни населения, по причине которого люди не умеют читать, не имеют доступа к мировой литературе и средствам массовой информации в виде печатных изданий, телевидения и Интернета;

2) большая специфичность персональных или групповых мифов по причине ограниченных возможностей здоровья, затрудняющих формирование знаний, умений и навыков в повседневной жизни и профессиональной деятельности. В частности, обучение слабослышащих и глухих студентов сопровождается следующими особенностями: низкая социальная мобильность (трудности взаимодействия даже в учебной группе), неумение выражать свою точку зрения, работа в основном кратковременной памяти, низкий уровень логического и образного мышления, трудности построения сложных предложений и логически связанных текстов, малый лексический запас, который обусловлен ограниченностью языка жестов [3, с. 255; 7, с. 109; 9, с. 170]. Данный пример можно отнести не только к групповым мифам, но и персональным, т.к. большую роль играют обстоятельства индивидуальной жизни: разные степени ОВЗ (ограниченных возможностей здоровья), их разные причины и возраст наступления. Также в малых социальных группах - семьях - может отсутствовать знание об общепринятых элементах жестового языка, по этой причине изобретаются новые специфические жесты, которые не будут соответствовать не только общекультурным, но и групповым (общество глухих города или региона);

3) слишком критичное восприятие общекультурных мифов (девиантное поведение личности, алкоголизм, наркомания);

4) некритичное восприятие, абсолютизация мифа: поскольку с некоторыми общекультурными мифами человек впервые знакомится в семье и слово родителей для ребёнка, как правило, является авторитетным, то возможна ситуация некритического восприятия общекультурных мифов, связанная с особенностями семейного воспитания: какой должна быть женщина, как должен вести себя мужчина, какой должна быть семья и т.д. Поэтому, сталкиваясь с реальностью в своей взрослой, самостоятельной жизни, человек начинает осознавать, что некоторые общекультурные мифы, усвоенные в семье, принимавшиеся как абсолютные и ставшие личностно значимыми, не совпадают с реальностью;

5) непонимание (или отрицание) принадлежности к какой-либо социальной группе, например, по причине неблагоприятной обстановки в семье, как следствие отсутствия или недостаточности первичной социализации, невключенности в социальные группы и несформированности персональных мифов;

6) нежелание воспринимать общекультурные мифы по причине интровертности характера (свой внутренний мир значит куда больше, чем мир всего человечества);

7) невозможность реализации общекультурного мифа может также привести к ситуации напряжённой реальности. Через общекультурные мифы определяется принадлежность человека к какой-либо социальной группе (социальному слою), например по наличию материальных благ: машин, одежды, гаджетов, - производимых известными брендами. Желание, порожденное общекультурными мифами, но отсутствие возможности его реализации порождают внутренний конфликт, лишают человека «социальной опоры» в виде сопричастности к отдельным культурно-историческим общностям.

Столкновение общекультурных и персональных мифов можно представить через их основания и цели. Так, в основе общекультурных мифов мы будем наблюдать некий идеал взаимоотношений человека с природой, обществом и самим собой, приемлемый для большинства стран мира. Данный идеал сориентирован

на достижение максимально долгосрочных целей: сохранение природных ресурсов для будущих поколений человечества, исключение войн из жизни общества, развитие экологического сознания и т.д. Персональные мифы ориентированы на менее продолжительные сроки - своя собственная жизнь и жизнь 1-2 последующих поколений. В основании данной группы мифов - индивидуальная мораль, направленная на выживание здесь и сейчас, поэтому в ее основе - вопросы об извлечении экономической выгоды, обеспечении комфорта, просвещении себя, которые в процессе социального взаимодействия могут найти свою реализацию (см. Рис. 3).

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ МИФЫ

ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ

МАКСИМАЛЬНО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ

ГРУППОВЫЕ МИФЫ

НРАВСТВЕННОСТЬ ВЫБОР ПОВЕДЕНИЯ

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МИФЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

КРАТКОСРОЧНЫЕ

ЦЕЛИ (1-2 ПОКОЛЕНИЯ)

Рисунок 3. Реализация мифа в жизни человека

Схема взаимодействия общекультурных и персональных мифов, появление на их основе групповых могут быть прослежены в любой период жизни человека. Рождение: давая ребенку имя, мы обращаемся к общекультурному значению, восходящему к древнегреческому языку, и вкладываем в этот выбор свои личные ожидания от ребенка, от тех многочисленных жизненных выборов, которые он совершит. Взросление, социализация: приобщаясь к социальным нормам, человек пытается соединить, к примеру, свои индивидуальные эстетические предпочтения и те идеалы, которые предлагает общество; это «примирение» происходит в условиях определенной социальной среды. Смерть: общество в соответствии с традициями, законами и волей умершего прощается с ним, подводит некие итоги жизни. Таким образом, общекультурные и персональные мифы выступают как некая теория, сформированная на базе практических наблюдений, а групповые мифы - практика, где актуализируются или, напротив, развенчиваются общекультурные и персональные мифы (см. Рис. 4).

Рисунок 4. Механизм актуализации мифа

Весьма плодотворной почвой для современных мифов стала сеть Интернет (см. Рис. 5). И если раньше общество еще могло регулировать мифотворчество и существовала некая элита, профессионально этим занимающаяся, то теперь персональные мифы, с легкостью проходя цензуру коллективных мифов, могут напрямую становиться источником общекультурных. Любой человек сегодня, желая быть в центре сенсации и получить от этого экономическую выгоду, готов предложить какие угодно факты своей биографии или спровоцировать новые. Персональные мифы выходят на первый план: как мы смогли убедить всех в своей правоте, как мы заставили всех собой любоваться.

Рисунок 5. Развитие мифа в сети Интернет

Кроме этого, с появлением свободного доступа к сети Интернет у человека появилась возможность доступа к более обширному объёму информации, а значит, появилась возможность открытого обсуждения с другими людьми спорных вопросов, касающихся общекультурных ценностей, а также корректировки своих представлений и взглядов относительно собственной жизни и жизни общества. Проблема заключается в том, насколько критично, логично будет восприниматься и всесторонне анализироваться информация. В результате проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

1. Миф является неотъемлемой частью мировоззрения современного человека.

2. Миф является формой взаимодействия человека с окружающим миром, частью бытия и познания.

3. Миф является инструментом управления обществом и персональным сознанием.

4. Миф в жизни человека выполняет четыре функции: гносеологическую, прагматическую, психотерапевтическую и интерактивную.

5. Можно выделить три вида мифов: общекультурные, групповые и персональные, которые непосредственным образом влияют на процесс социализации человека в обществе.

6. Общекультурные и персональные мифы являются теорией, сформировавшейся в процессе практических наблюдений, а групповые мифы - это собственно практика, где происходит актуализация или развенчивание общекультурных и персональных мифов.

7. Для наиболее детального изучения влияния мифотворчества на жизнь современного человека необходимо провести исследования в отдельных социальных группах, существенно различающихся друг от друга по возрасту, сферам деятельности, инструментальным особенностям познания и взаимодействия с миром (например, различные формы ОВЗ).

Список источников

1. Альбедиль М. Ф. В магическом круге мифов. М.: Паритет, 2002. 336 с.

2. Вавилкина Н. Г. Психологическая интерпретация проблемы индивидуального понимания в обучении // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2013. № 2 (24). С. 12-14.

3. Вавилкина Н. Г., Шишкина А. А. Исследование психологического состояния в группе студентов с ОВЗ по слуху // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21. № 4. С. 254-258.

4. Кэмпбелл Д. Мифический образ. М.: АСТ, 2002. 688 с.

5. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. К.: София; Гелиос, 2002. 256 с.

6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

7. Серебрякова Ю. В., Шишкина А. А. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 107-111.

8. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.

9. Шишкина А. А. Психологическое состояние слабослышащих и глухих студентов-первокурсников в техническом вузе. Результаты цветового теста М. Люшера // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20. № 2. С. 170-172.

10. Vavilkina N. G. Psychological significance of the folklore works (on the example of proverbs) in individual understanding by a human of the environment // Modern Science. 2017. Vol. 2. № 6. Р. 75-78.

GROUP MYTHS AS A RESULT OF INTRAPERSONAL CONFLICT IN SOCIALIZATION OF A MODERN HUMAN

Shishkina Anastasiya Andreevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Vavilkina Natal'ya Gennadievna

Kalashnikov Izhevsk State Technical University shishkinaa18@mail. ru; akubensn@mail. ru

The article examines the phenomenon of myth-creation in the modern world. It is shown that the myth is a mysterious cultural phenomenon creating history of the mankind and serving as an instrument to control the society and personal consciousness. The theme of the myth acquires special importance in the context of human socialization. The paper considers types of myths, mechanisms of their formation, identifies causes of tension arising as a result of inconsistency of general cultural and personal myths, and reveals mechanisms of realization and actualization of the myth in individual practice.

Key words and phrases: myth; mythological consciousness; general cultural myths; group myths; personal myths.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.