Научная статья на тему 'Групповое собрание как интерактивный ритуал: производство культурного капитала и эмоциональной энергии в "анонимных" сообществах взаимопомощи'

Групповое собрание как интерактивный ритуал: производство культурного капитала и эмоциональной энергии в "анонимных" сообществах взаимопомощи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
510
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ / MICROSOCIOLOGY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РИТУАЛ / INTERACTION RITUAL / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ / EMOTIONAL ENERGY / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / CULTURAL CAPITAL / НАРРАТИВ / NARRATIVE / СООБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ / MUTUAL HELP COMMUNITIES / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прозорова Юлия Александровна

Деятельность сообществ взаимопомощи, работающих по программе «12 шагов», является предметом междисциплинарного изучения с позиций разных теоретико-методологических перспектив. Нарративный анализ представляет собой один из наиболее авторитетных подходов к объяснению личностных изменений и формирования идентичности членов сообществ, исследуя их через взаимосвязь нарратива сообщества и индивидуальных историй, а сами организации взаимопомощи как «нормативные нарративные сообщества». Вместе с тем большинство исследовательских подходов в этой области игнорируют отношения разных аспектов и факторов в работе сообществ. В статье представлен альтернативный подход социологическая теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза, применение которой в исследовании сообществ «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Семьи» позволило изучить эффекты регулярных групповых взаимодействий, сопряженность интерактивного процесса с дискурсивно-нарративными практиками и эмоциональными реакциями. Основное внимание в статье уделено анализу группового собрания, организация которого способствует формированию «культурного капитала» членов сообщества как комплекса коллективных символов и представлений программы и «эмоциональной энергии», чувства солидарности и энтузиазма. В статье групповое собрание рассматривается как важный компонент терапевтического механизма сообществ, а «культурный капитал» и «эмоциональная энергия» как основания трансформации идентичности участников и интернализации программной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Group Meeting as an Interaction Ritual: Producing Cultural Capital and Emotional Energy in “Anonymous” Mutual Help Communities

The work of 12-Steps mutual-help communities has long been a subject of the interdisciplinary analysis from diverse theoretical and methodological perspectives. One of the leading approaches, the constructivist narrative perspective, studies members’ personal changes and identity transformation through the adoption of the community’s shared narrative as a part of members’ personal stories, whereas communities themselves are seen as “normative narrative communities”. However, the majority of approaches in the field ignore the relationships between different aspects and factors in the functioning of communities. The paper considers Randall Collins’s interaction ritual theory as an alternative approach and applies it in the study of Narcotics Anonymous and Family Anonymous fellowships. This approach uncovers the effects and outcomes of the regular group interactions, in which interaction ‘mechanics’ associates with both narrative-discursive practices and emotional reactions. The organization of group meetings, which are within the scope of the paper, stimulates such outcomes as ‘cultural capital’ constituted by program representations as community symbols and ‘emotional energy’ as the feeling of solidarity, enthusiasm and commitment. Group interactions meetings in particular are seen as the core component in the therapeutic mechanism of the communities, while ‘cultural capital’ and ‘emotional energy’ as the foundation for identity transformation and internalization of the program ideology.

Текст научной работы на тему «Групповое собрание как интерактивный ритуал: производство культурного капитала и эмоциональной энергии в "анонимных" сообществах взаимопомощи»

Ю.А. Прозорова

ГРУППОВОЕ СОБРАНИЕ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ РИТУАЛ: ПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ В «АНОНИМНЫХ» СООБЩЕСТВАХ ВЗАИМОПОМОЩИ

Деятельность сообществ взаимопомощи, работающих по программе «12 шагов», является предметом междисциплинарного изучения с позиций разных теоретико-методологических перспектив. Нарративный анализ представляет собой один из наиболее авторитетных подходов к объяснению личностных изменений и формирования идентичности членов сообществ, исследуя их через взаимосвязь нарратива сообщества и индивидуальных историй, а сами организации взаимопомощи — как «нормативные нарративные сообщества». Вместе с тем большинство исследовательских подходов в этой области игнорируют отношения разных аспектов и факторов в работе сообществ. В статье представлен альтернативный подход — социологическая теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза, применение которой в исследовании сообществ «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Семьи» позволило изучить эффекты регулярных групповых взаимодействий, сопряженность интерактивного процесса с дискурсив-но-нарративными практиками и эмоциональными реакциями. Основное внимание в статье уделено анализу группового собрания, организация которого способствует формированию «культурного капитала» членов сообщества как комплекса коллективных символов и представлений программы и «эмоциональной энергии», чувства солидарности и энтузиазма. В статье групповое собрание рассматривается как важный компонент терапевтического механизма сообществ, а «культурный капитал» и «эмоциональная энергия» — как основания трансформации идентичности участников и интернализации программной идеологии.

Ключевые слова: микросоциология, взаимодействие, интерактивный ритуал, эмоциональная энергия, культурный капитал, нарратив, сообщества взаимопомощи, реабилитация.

«Анонимные» сообщества взаимопомощи: основные характеристики

Прототипом всех «анонимных» сообществ взаимопомощи, в основе которых лежит программа «12 шагов», стало сообщество «Анонимные Алкоголики» (АА).

Прозорова Юлия Александровна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора истории российской социологии Социологического института РАН (Санкт-Петербург) ([email protected])

Prozorova Yulia — Candidate of Science (Sociology), Senior Researcher, Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia (yulia.prozorova@gmail. com)

История возникновения сообщества, первые группы которого возникли в США в середине 1930-х гг., гласит, что его отцами-основателями стали два американца, Билл Уилсон и Роберт Смит, страдающие от алкогольной зависимости и безуспешно борющиеся с ней. Однажды они помогли друг другу оставаться трезвыми, заменив выпивку беседой. В этом нарративе содержатся два базовых принципа работы сообщества — взаимопомощь людей, страдающих общей проблемой (принцип «равный — равному»), посредством регулярного общения.

Все сообщества, возникшие после АА, в том числе и «параллельные» сообщества для созависимых — родственников, друзей и т. д., обладают общими характеристиками: анонимность / конфиденциальность, регулярные собрания, групповая структура, общая идеология и принципы деятельности, отраженные в программе «12 шагов», «12 Традиций» и т. д. (Анонимные Алкоголики 1991а-д).

С момента появления первых групп «12 шагов» в 1930-х гг. феномен «анонимных сообществ» и групп взаимопомощи не переставал привлекать внимание исследователей. Особое внимание исследователи уделяют анализу различных аспектов деятельности «анонимных» сообществ, играющих роль в реализации ключевых терапевтических задач. Так, Л. Кёртц (Kurtz 1990) выделяет несколько факторов, которые в группах взаимопомощи способствуют достижению терапевтического эффекта: процессы поддержки (эмпатия, единство); информация и образование («когнитивные инструкции» и «рефрейминг восприятия ситуации»); формирование идентичности («реконструирование позитивной идентичности индивидов с ярлыком девиантности»); членство и сообщество (группа предоставляет «целую социальную сеть», в которой ценность общности выше анонимного индивидуализма).

М. Левайн (Levine 1988) выделяет несколько аспектов поддержки: чувство общности; «идеология как философский антидот»; возможность признания, открытость, катарсис; демонстрация ролевых моделей; обучение стратегиям совладания с проблемами в повседневных ситуациях; сеть социальных отношений.

Л. Келли (Kelly 2003: 653—654), резюмируя результаты различных исследований о механике воздействия 12-шаговых групп, выделяет два типа переменных — интраиндивидуальные (частота посещения собраний, мотивация, техника совладания) и интериндивидуальные (включенность в дружескую сеть взаимопомощи, работа над шагами, наличие спонсора).

П. Анц (Antze 1976) исследовал идеологию АА* как комплекс программных позиций, которые являются оппозиционными установкам человека с проблемой зависимости. Н. Ронел (Ronel 1998) рассматривает само сообщество «Анонимные Наркоманы» как субкультуру, играющую посредническую роль

* Большинство исследований посвящено изучению сообщества АА, однако, учитывая тот факт, что его организационно-идеологические компоненты были заимствованы другими сообществами, некоторые результаты исследований, касающиеся идеологии, программы и принципов работы АА, можно экстраполировать и на другие сообщества.

между девиантной субкультурой наркоманов и доминирующей социокультурной средой.

Г. Бейтсон, анализируя программу АА, отметил, что ключевой для нее концепт Высшей Силы связан с трансформацией эпистемологии, определяющей комплементарный паттерн отношения индивида с внешним миром и «другим», в котором индивид — часть чего-то большего, чем его собственное «Я» (Бейтсон 2000).

В качестве фактора выздоровления* исследовалась духовная составляющая — «спиритуальность» программы 12-шаговых групп, придающая смысл и цель человеческой жизни (Prezioso 1987; Galanter 2007). «Анонимные» сообщества не являются религиозными организациями, подчеркивая свой секуляр-ный внеконфессиональный характер. Однако ввиду того, что они являются «ценностно-ориентированными» «организациями, изменяющими идентичность», которые предлагают своим членам готовые смыслы и интерпретации, а также учитывая идейную связь основателей АА с Оксфордским движением и ключевое для программы понятие «Высшая сила», некоторые исследователи отмечают их сходство с религиозными структурами. Так, АА признается «квазирелигиозным» сообществом, поскольку «напряжение между сакральным и се-кулярным является ключевым для его функционирования» (Rudy, Greil 1989), а его структура и деятельность находит некоторые аналогии в сектантских организациях (Jones 1970).

Одним из наиболее оригинальных и продуктивных подходов в этой исследовательской области является нарративный анализ, в котором особое внимание уделяется изучению риторики программы и взаимосвязи нарратива сообщества и личных историй, отражающих изменения в идентичности участников. Согласно Д. Раппапорт (Rappaport 1993), процесс конструирования идентичности в сообществах взаимопомощи не следует рассматривать как результат особого «лечения», напротив, он аналогичен тому, что имеет место в семье, школе, профессиональных группах и различных свободных ассоциациях. А. Рафалович выделил три фазы трансформации идентичности в группах АН через «нарративную среду» — идентификация (осознание своей связи с остальными членами сообщества, объединенными общей проблемой — болезнью), рефлексия (формирование собственной идентичности выздоравливающего наркомана) и работа (по шагам, реализация принципов выздоровления) (Rafalovich 1999).

В рамках нарративного подхода рассматриваются рассказы, свидетельства, выступления, личные истории и т. д. (Cain 1991; Rappaport 1993; Rafalovich 1999; Humphreys 2000; Swora 2004). Нарратив сообщества — это история, многократно рассказанная среди членов сообщества и описанная в программной литературе. Например, в группах «Анонимные Наркоманы» нарратив сообщества отражен в «Базовом тексте», в котором представлена информация о сообществе,

* В 12-шаговых группах болезнь (зависимость) признается неизлечимой, поэтому понятие «выздоровления» описывает не конечную фазу «лечения», а непрерывный процесс личностных изменений. «12 шагов» — это программа «духовного роста», «духовного пробуждения», «духовного выздоровления» (Galanter 2007).

его членах, кто такой зависимый, каково его поведение и основные принципы духовного преобразования. Кроме этого, Базовый текст содержит личные свидетельства — истории болезни и выздоровления членов сообщества, достигнутого благодаря работе по программе. Личная история индивида, то, как он оценивает себя, интерпретирует события и поступки, постепенно изменяется, все более соответствуя нарративу сообщества. Именно с этим исследователи связывают трансформацию идентичности членов сообщества.

Риторика «12 шагов» как программы духовного преобразования структурирована как «риторика трансформации в религиозном исцелении» и включает в себя три части: риторику предиспозиции, риторику перепоручения и риторику трансформации (Swora 2004). Риторика предиспозиции (шаги 1—3): признание бессилия, необходимости излечения и принятие идеи Высшей Силы, могущественной и исцеляющей. Шаги 4—9 содержат риторику перепоручения, когда индивид испытывает на себе действие исцеляющей силы — перепоручение себя Высшей Силе, происходит изменение оценки и интерпретации своих прошлых поступков через самоанализ, формирование «новой идентичности» и т. д. Последние три шага — риторика трансформации — утверждают дальнейшую последовательную работу — через самоанализ, обращение к Высшей Силе, молитвы и т. д.

Особое место в программе «12 шагов» занимает «интерактивность» — акцентируемая в программной литературе важность участия в групповых собраниях. Собрания играют ключевую роль в достижении личностных изменений участников и в воспроизводстве самих сообществ. По мнению Н. Дензина, группы существуют посредством собраний, а изучая собрание, вы исследуете группу АА (Denzin 1993: 259).

Проведенные исследования демонстрируют важную роль посещения групповых собраний в процессе выздоровления (Kissin, McLeod, McKay 2003) и связь интерактивной групповой системы с генезисом феномена поддержки (Roberts et al. 1991).

Большинство подходов к изучению сообществ взаимопомощи и «анонимных», в частности, носят редукционистский характер и не объясняют взаимосвязи различных факторов (интерактивного, эмоционального, дискурсивного и т. д.), организационных и идеологических аспектов в деятельности сообществ. Учитывая значимость регулярных групповых взаимодействий, которая подчеркивается в самих сообществах, одним из важнейших исследовательских вопросов остается роль интерактивных практик в «механике» выздоровления.

Теоретико-методологические основания исследования

Использование теории интерактивных ритуалов Р. Коллинза как аналитического подхода позволяет по-новому интерпретировать интерактивный процесс и роль групповых взаимодействий в процессе выздоровления и в структуре «анонимных» сообществ (см. Прозорова 2012). Отметим основные положения теории.

Интерактивный ритуал обладает следующими характеристиками: физическое соприсутствие двух или более индивидов; представление участников о гра-

ницах взаимодействия; общий фокус внимания и взаимная ориентация на фокус внимания другого / других; общий, разделяемый всеми участниками, эмоциональный фон, настроение, опыт (Collins 1993: 206—209; 2004: 48). Здесь можно добавить еще две переменные — ситуацию и событие (Collins, Hanneman 1998: 220). Данные переменные, вступая во взаимодействие между собой, определяют ход интерактивного ритуала и его производные, результаты.

Основные производные интерактивного ритуала: культурный капитал; групповая солидарность, чувство групповой принадлежности; эмоциональная энергия индивидов; репрезентирующий группу символ, который становится для индивидов сакральным объектом; чувство моральности (Collins 1988: 193, 357; 2004: 49).

Находящийся в центре взаимодействия в фокусе внимания участников объект, тема, идея, понятие, индивид и т. д. репрезентирует общность людей, это символ группы, с которой может идентифицировать себя индивид. В ходе сфокусированного взаимодействия формируется общий культурный капитал — разговорно-символический репертуар, комплекс групповых символов, которые производятся и актуализируются во взаимодействии, идентифицируя индивида как члена группы. Культурный капитал представлен двумя переменными — сходство культурного капитала и количество культурного капитала (Collins, Hanneman 1998).

Чем чаще индивид принимает участие в высокоэмоциональных интеракциях, организованных вокруг этих коллективных символов, тем более сильные связи формируются у него с группой и тем актуальнее для него идентичность члена этой группы. Эмоционально заряженные коллективные символы и общий культурный капитал способствуют быстрому установлению общего фокуса внимания, что, в свою очередь, определяет формирование высокой эмоциональной энергии — чувства солидарности, энтузиазма, общности.

C помощью симуляционной модели были сформулированы аксиоматические принципы взаимодействия компонентов-переменных и определены различные сценарии интеракции, обусловленные исходными переменными (Collins, Hanneman 1998; подробнее о модели взаимодействий в «анонимных» сообществах см. Прозорова 2012: 64).

Наш анализ был ограничен изучением кейсов — двух групп сообщества «Анонимные Наркоманы» (АН) и группы сообщества «Анонимные Семьи» (АС) в Санкт-Петербурге. Эмпирическую базу исследования составили наблюдения еженедельных открытых собраний и юбилеев в двух группах АН, а также включенные наблюдения еженедельных групповых собраний (в том числе спикер-ских), юбилея и неформальных интеракций «заднего плана» (чаепитий) в группе АС. Дополнительным источником эмпирических данных стали глубинные интервью с членами указанных групп и анализ программной литературы.

Групповое собрание как интерактивный ритуал

В деятельности сообществ можно выделить два компонента — идеологический (совокупность положений программы «12 шагов», принципов и основ выздоровления, представлений о болезни и поведении зависимого и т. д.) и интерактивный — регулярные групповые взаимодействия, которые поддержива-

ют сообщество и способствуют тому, что его члены приобщаются к новым программным представлениям, понятиям, формам интерпретации и т. д. «Изменения в чувствах, установках, поведении происходит тогда, когда индивид интернализирует и использует идеологию, которая предлагает полезную интерпретацию личной ситуации индивида» (Ьеуте 1988: 178). Аналитический фрейм теории интерактивных ритуалов позволяет исследовать роль практикуемых в сообществах взаимодействий в усвоении идеологического комплекса программы. Принятие идеологии опосредуется участием в групповых интерактивных ритуалах.

Регулярное общение с носителями аналогичной проблемы — программный принцип, а не факультативное действие. Групповое собрание является основной и исходной формой взаимодействия в «анонимных» сообществах, восходящей к истокам движения. Регулярные собрания — родовая характеристика групп «12 шагов», через них реализуется принцип взаимопомощи через общение (Алкоголики о себе 1997; Собрания сообщества АН... 2014). Следует отметить, что ключевые компоненты сценария группового собрания — совместная «молитва о душевном покое», поочередное прочтение вслух Шагов и Традиций и т. д. — являются составной частью большинства взаимодействий, практикующихся в сообществах, в том числе юбилеев отдельных групп*, собраний Местного и Регионального комитетов обслуживания и т. д.

Основные принципы организации групповых собраний отражены в регламенте и традициях собраний (в АН и АС регламент собраний почти идентичен). Организация групповых собраний основана на принципах, необходимых для реализации «успешного» интерактивного ритуала, в котором оптимизируются производные, актуальные для индивидуальной трансформации и воспроизводства сообщества. В общих чертах эта технология может быть представлена следующим образом: объединить в определенном месте и в определенное время индивидов, обладающих сходными характеристикам и опытом, организовать их интеракцию вокруг актуальной темы таким образом, чтобы каждый был включен в нее, создавая тем самым единый интерактивный ритм. Остановимся подробнее на элементах и условиях группового собрания как интерактивного ритуала.

Групповое собрание представляет собой взаимодействия индивидов в формате соприсутствия, время, место и частота собраний заранее определены. Физическая среда, физическая экология собрания — изолированное помещение, пространственная организация которого позволяет наблюдать обоюдные реакции, что способствует установлению синхронизации реакций и интерактивного ритма. Собрание — определенный интерактивный фрейм с повторяющимся сценарием, регламентом и ведущим.

* Программа 10-летнего юбилея одной из групп АН состояла из трех частей: открытое собрание, спектакль и розыгрыши, неформальное общение. Открытое собрание, темой которого была «Благодарность группе Х», по структуре и организации соответствовало типичному групповому собранию. Празднование 5-летнего юбилея группы АН представляло собой собрание с последующим чаепитием и неформальным общением.

Каждый выступающий начинает с представления, что вместе с изолированностью пространства и часто радиальным расположением частников определяет границы взаимодействия. В собраниях предопределен общий фокус внимания и взаимная ориентация на фокус внимания других. Внимание всех участников собрания сосредоточено на темах, определенных на день собрания, и выступлениях других участников, которые затрагивают опыт и проблемы, актуальные для каждого члена группы, и вызывают эмоциональную реакцию.

«Анонимные» сообщества «12 шагов» объединяют людей с идентичной проблемой, которая определяет специфику их культурного капитала и «символического репертуара». Гомогенность состава групп упрощает интеракцию и взаимную идентификацию участников. Чем больше общих тем для взаимодействия, чем более релевантны для участников обсуждаемые вопросы и выступления других, тем проще им поддерживать сфокусированность и общее эмоциональное состояние. Как отмечает Коллинз (Collins 2004), индивидов привлекают те ситуации, в которых они могут наилучшим образом использовать ранее приобретенный культурный капитал и символические ресурсы для того, чтобы сфокусировать речевую деятельность и породить дальнейшую солидарность.

В ходе собрания формируется общий эмоциональный фон, настроение, опыт как реакция на слова выступающих и темы, которые они затрагивают. Сфокусированное внимание и общее эмоциональное состояние способствуют установлению ритмической координации и синхронизации, которые определяют формирование эмоциональной энергии. В случае групповых собраний это означает эмоциональную трансформацию участников, чувство единства, солидарности, положительную эмоциональную связь с программой («перезарядка групповых символов») — чувство энтузиазма, мотивированность, готовность меняться.

С ритмической координацией и синхронизацией связаны такие организационные элементы собрания, как совместное прочтение молитвы вслух в начале собрания, поочередное чтение всеми участниками 12 Шагов и 12 Традиций сообщества, общее приветствие и аплодисменты выступающему, поочеред-ность высказываний, смех, а также ритуальные компоненты собрания — члены группы в конце собрания встают в круг, берутся за руки и произносят слова молитвы, что является завершающим аккордом синхронизации. Правила проведения собраний запрещают перебивать, комментировать и т. д., что поддерживает и охраняет интерактивный ритм.

Сходство и объем доступного культурного капитала, эмоциональные реакции на выступление и собственная эмоциональная трансформация способны поддерживать на протяжении собрания сфокусированность внимания, синхронизацию и координацию.

Культурный капитал и эмоциональная энергия

Культурный капитал и эмоциональная энергия являются ключевыми производными группового собрания, которые связаны с формированием новой идентичности и принятием программных представлений. Групповое собрание — это интерактивный ритуал, в котором индивиды имеют возможность демонстрировать сходство культурных капиталов, усиливающих их идентифика-

цию с группой и чувство общности. Темы собраний и содержание выступлений участников соотносятся с общим культурным капиталом, что стимулирует большую вовлеченность участников в интеракцию.

В культурном капитале членов изучаемых сообществ можно выделить две составляющие — до-групповой культурный капитал (определяется идентичным опытом зависимости (АН) или созависимости (АС) до прихода в сообщество) и групповой, программный культурный капитал (определяется общностью тем, проблем, связанных с опытом выздоровления, ознакомлением с программной идеологией, и т. д.). Например, до-групповой культурный капитал членов АН основан на сходстве опыта химической зависимости и включает в себя сленг, шутки, истории о проблемных отношениях с членами семьи, опыте стигматизации и т. д*. До-групповой культурный капитал участников собраний АС представляет собой репертуар тем и нарративов, связанных с опытом жизни с химически зависимым членом семьи, другом и т. д.

Сходство до-группового культурного капитала облегчает «вхождение» новичка в сообщество, идентификацию себя с другими участниками, обуславливает сфокусированность внимания во время собраний, эмоциональную реакцию на выступление других и постепенное приобретение группового культурного капитала, который можно рассматривать как результат успешных интерактивных ритуалов. До-групповой разговорный капитал определяет актуальность нарратива сообщества, который содержит описания типичных проблем, историй до и после прихода в сообщество и т. д.

Процесс трансформации идентичности и восприятие себя как «анонимного» / члена сообщества и «выздоравливающего» тесно связан с интернализаци-ей идеологии и формированием группового культурного капитала, при этом собрание является интерактивной средой, в которой символы сообщества постоянно акцентируются. Собрания стимулируют утверждение новой идентичности, в частности, через характерный для сообществ формат представлений «Привет, меня зовут..., я — наркоман / зависимый / созависимый**», чтобы «помнить, откуда я пришел» [И***.1, АН], через чувство сопричастности с другими — «схожесть увидеть в том, что я не одинок в своей болезни, в проявлениях своей болезни, т. е. я не изгой и я не уникальность» [И. II, АН].

Темами, обсуждаемыми на групповых собраниях, могут быть положения и представления программы (Ежедневник, Шаг, Традиция, Девиз и т. д.), а также проблемы болезни и аспекты выздоровления. Особое значение имеют слога-

* Свидетельством сходства до-группового культурного капитала можно считать содержание и образы спектакля, приуроченного к 10-летию одной из групп АН, — сленг, шутки, образы, представление о «типичном наркомане». Смех и аплодисменты являются индикаторами установившейся ритмической синхронизации и общего эмоционального состояния.

** Согласно идеологии групп, признание проблемы — первый шаг на пути к выздоровлению. Признавая себя наркоманом или созависимым, индивид имплицитно признает свою проблему.

*** Здесь и далее И. — информант, в скобках указан номер и сообщество.

ны и афоризмы сообщества, отражающие его идеологию. Участвуя в групповых взаимодействиях, члены сообщества овладевают «программным» языком» — категориями, терминами, сленгом, которые становятся частью их дискурса.

Групповой культурный капитал составляют девизы, понятия, формулировки Шагов и Традиций сообщества и т. д., составляющие набор групповых символов, которые используются членами сообщества в объяснении своих прошлых и настоящих поступков, состояний, биографических событий и ситуаций. Программные положения и элементы идеологии сообщества могут включаться в рассказы отдельных эпизодов из жизни. Например, в словах, обращенных к новичкам, часто рассказывается личная история прихода в группу, на первое собрание, повествующая об опыте, впечатлениях, состоянии, о своих текущих достижениях, контрастирующих с тем, что было до прихода в сообщество. Эти истории демонстрируют рефлексию, новое видение и интерпретацию участником своего прошлого поведения через инкорпорирование группового наррати-ва в личные истории (Cain 1991; Humphreys 2000; Rappaport 1993; Ronel 1998).

Использование в выступлениях отдельных понятий как символов сообщества и коммуникативных кодов свидетельствует о трансформации идентичности участников. Среди таких символов, например, «Высшая Сила», «отрицание», «дно», «выстроить границы», «спасательство», «отделиться с любовью», «жесткая любовь», объяснение происходящего проявлением Высшей Силы, использование девизов и т. д. В группах АН выступающие используют обороты «это моя болезнь», «это наркотское», «я больной человек», «моя наркомания» и т. д., объясняющие события их жизни и поступки. Между членами АН циркулируют специфические понятия, шутки, присказки — «накосячить», «быть в гумозе», «писать полотенце», «кто молчит — тот торчит», «давай деньги, жди здесь», «ВСрулит [Высшая Сила — Ю. П. ]» и т. д.:

«Например, есть такое выражение, ты говоришь: "Слушай, мне это не нравится", а тебе говорят: "Побудь с этим". Вот это принадлежность к культуре, я считаю. Это терапийно-программная тема — побудь со своими чувствами, побудь наедине со своими чувствами, там подумай, проанализируй, потом прими решение. Вот есть такая тема — побудь с этим. "Тыменя бесишь" — "да побудь с этим". Это фишка такая, то есть это не сленг, понятно только людям, т. е. это нам понятно.... Типа "давай денег, жди здесь". Ну это такая чисто наркот-ская тема. Есть такой прикол — все понятно» [И. II, АН].

Кроме того, программный культурный капитал формирует общее понятийное пространство повседневного дискурса членов семьи, которые принадлежат к «параллельным» сообществам (АН и АС), что упрощает их коммуникацию.

На примере понятия Высшей Силы можно продемонстрировать, как программные концепты «встраиваются» в нарративы членов сообществ. Идея Высшей Силы — один из ключевых символов программы. Эта идея не связана напрямую с конвенциональной религиозной трактовкой, поскольку «анонимные» сообщества не являются религиозными. Дополнение к Третьему шагу* «как мы

* 3-й Шаг: «Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали» (Как это работает? 2001).

его понимаем» говорит о том, что каждый волен приписывать этой сущности индивидуальные характеристики. Такая свобода интерпретации часто привлекательна для «новичков», кто знакомится с программой и начинает по ней работать. «Для меня программа, чего я там выискал — то, что меня там никто не обязывает верить в бога, в дьявола. А просто "как мы его понимаем", хоть это будет лампочка, хоть это будет веник» [И. I, АН].

Высшая Сила воспринимается участниками по-разному. Например, традиционно — как идея христианского Бога: участники отмечали свои слова-обращения к Высшей Силе, Богу, посещение православных храмов, иногда общение с православными священниками. Некоторые участники, будучи до программы атеистами и агностиками, придя в сообщество, принимают идею Бога, но это может быть «личный Бог» — «это что-то такое — мое любящее и заботливое. Всё. Это Она, это наверху, скорее всего, потому что мысленно туда обращаюсь, и это что-то, что обо мне заботится» [И. I, АН].

Идея Высшей Силы сопряжена с представлением о более могущественной силе, чем индивидуальная, личностная. Типичным завершением выступления на групповых собраниях АН являются слова «спасибо, благодаря Богу и вам, я чистый/трезвый». Восприятие химически зависимого как неспособного противостоять и контролировать употребление, принимающего свое бессилие, но при этом полагающегося на помощь Высшей Силы, — установка программы, противопоставленная представлению зависимого человека. «Когда я посмотрел на свою жизнь, я понял, что совершал одни и те же действия... они приводят меня к одному и тому же результату. Произошло принятие того, что я бессилен... Это осознание на уровне принятия. Я не могу пойти и употребить один раз и хорошо себя чувствовать, выздоравливать. Нет. Вот не могу. Опыт мой говорит о том, что у меня это не получится» [И. III, АН].

В выступлениях членов группы АС прослеживаются следующие сюжеты:

— оправдания и объяснения происходящего проявлением Высшей Силы, божественной предестинации: «испытания, которые мне посылает Бог — через них надо пройти и вынести уроки» [С*. IX, АС]; «Отделяться довольно трудно, но Бог сам создает такие ситуации ... благодаря Богу у меня сын такой, а сын заставляет меня творчески перерабатываться» [С. VIII, АС];

— благодарности Высшей Силе: « Так что спасибо, в общем-то, Господу, что сын у меня химически зависимый. В общем-то не за что, а почему, поэтому я очень благодарна ему. Благодарю Бога, что он привел меня на собрания» [С. VIII, АС];

— обращение к ней в повседневной жизни: «в трудных ситуациях, в которые я попадаю, для меня стало нормой обращаться к Высшей Силе, и первое, что приходит — это ответ Высшей Силы ... никогда не подводит» [С. IX, АС]. Прямым обращением к Высшей Силе являются молитвы (например, «О душевном покое»), которые всегда произносятся в начале и в конце групповых собраний. Кроме этого, молитвы практикуются в повседневной жизни, представляя собой специфическую практику, характерную для членов «анонимных» сообществ.

* Собрание. В скобках указан номер в полевом дневнике и сообщество.

Таким образом, участники собраний обладают не только высоким уровнем сходства культурного капитала, но и большим объемом доступного культурного капитала, что позволяет им использовать символы и затрагивать темы, которые за пределами сообщества, в другом социальном контексте, могут стигматизировать их носителя. В ситуациях интеракции с индивидами, обладающими другим культурным капиталом, наркоман / созависимый должен контролировать свою презентацию, «надевать маску». Собрание — это ситуация, в которой отрабатываются формы взаимодействия. «Группа — некий тренажер для того, чтобы строить взаимоотношения» (И. IV, АН). В социально-драматургической перспективе групповые собрания представляют собой взаимодействия «заднего плана», где индивиды могут вести себя более открыто, не боясь нанести урон своему «лицу» и репутации, что является фактором доверия и солидарности (Goffman 1967; Denzin 1993: 267): «... Мы похожи, но это все идентификация — понимание того, что я такой же, как все, он такой же, как я, что мои страхи — такие же страхи, как страхи других людей. Это все идентификация и самоопределение на здесь и сейчас. То есть я не могу говорить на работе там о каких-то вещах, о которых я могу говорить на группе или в кругу анонимных, которые меня поймут... Я многого не могу при других людях, я не могу там, я вот даже сейчас с друзьями общался, я могу там как угодно там шутить, мы друг друга понимаем, использовать идиоматические выражения, которые мы понимаем. Я не могу их использовать в разговоре на работе, они у меня вылетают, я чувствую опасность, безопасность моя нарушается при этом, задаются вопросы какие-то, еще что-то. Понимаешь, я там все-таки в панцире таком небольшом, а тут я свободен» [И. III, АН].

Одним из ключевых эффектов интерактивного ритуала является эмоциональная вовлеченность, которая непосредственно сопряжена с общностью группового культурного капитала и комплексом символов, ассоциированных с программой и сообществом. Эмоциональный эффект собраний выражается в индивидуальной эмоциональной разрядке, сходных эмоциональных реакциях на темы и выступления участников и «эмоциональной энергии» — чувстве солидарности, социальной связи и общности, энтузиазма, уверенности в себе, интенции возобновить интеракцию (Collins 1990; 2004; Summers-Effler 2002). Эмоциональная энергия возникает вследствие «эмоциональной координации», которая устанавливается между участниками взаимодействия, имеющими общий фокус внимания и охваченными общим эмоциональным состоянием и ритмической синхронизацией.

Идентификация себя с членами сообщества, чувство принадлежности группе, благодаря общему культурному капиталу, использованию понятных, объединяющих участников вербальных символов, позволяет преодолевать состояние социальной изолированности и исключенности, повышает уровень открытости и эмоциональной вовлеченности. В ходе интервью некоторые информанты отмечали, что до своего прихода в сообщество, находясь в критическом состоянии («было плохо», «свет померк», «отчаяние»), испытывали острую потребность «высказаться», «выговориться», «выпустить пар», и, встретив на собрании людей, которые имели схожий проблемный опыт и говорили о нем, испытывали эмоциональное облегчение: «Мне кажется, человек может понять

другого человека, если он имеет такой же опыт. Понимание моих проблем — одно из важнейших, потому что до программы не было людей, которые меня понимают. То есть, фактически, я был один» [И. I, АН]; «Здесь [на собрании] всегда услышишь то, что необходимо. Только здесь вы можете сказать то, что вы не скажите нигде, только здесь вы можете услышать то, что вы нигде больше не услышите» (обращение к новичкам) [Н. IX, АС]; «Никто нас не может понять, кроме таких же, как мы» [И.УП, АС].

Участие в собрании изменяет эмоциональное состояние и настрой члена группы, нивелирует негативные опасные состояния: «Бывает, приду на группу — мне плохо, сижу пятнадцать минут и чувствую прилив энергии, сил и хорошего настроения» [И. I, АН]; «Могу прийти, не желая туда идти, и уйти оттуда просто воодушевленным» [И. III, АН].

Один из выступающих на групповом собрании отметил, что он «давно не был на группе», но придя на собрание, почувствовал, что происходит какая-то «магия, настроение резко повышается» [Н. XIX, АН].

Высказывания, как и просто присутствие на групповом собрании, способствуют эмоциональной трансформации участников — они «выравнивают», способны менять негативное эмоциональное состояние на позитивные эмоции. Существует установка, что важно выступить, «проговорить» свое состояние (особенно для новичков): «Как бы чувства вынимаются из меня, что называется, "выравниваюсь". Если я говорю о жалости к себе, о злости, о ревности, о негативных чувствах разрушительных — это как бы выравнивается, то есть, я делюсь с группой» [И. II]; «Я сижу на группе, высказываются в это время, я понял, что мне стало полегче, но я знаю, что если я выскажусь, мне станет еще круче» [И. I, АН].

В сообществах есть понятие «эмоционально подключиться», сопереживать, испытывать эмоции (негативные и положительные), которые вызваны словами и выступлением другого: «...многие проблемы, они близки в независимости от возраста, социального положения, образования, семейного положения, т. е. многие вещи, они близки, это дает возможность сопереживать, это важно» [И.ГУ, АН].

Индивидуальный опыт выздоровления является важной темой собрания или выступления — девиз «Держись победителей» призывает следовать опыту выздоравливающих, «впереди идущих». Выздоровление является ключевым символом сообщества, фоновой темой большинства собраний и выступлений. Позитивный опыт выздоровления напрямую связан с членством в сообществе и «работой по программе» и становится фактором положительной эмоциональной ассоциации с программными символами. Информанты отмечали, что когда другие высказываются о том, как применение программных принципов изменило их жизнь, это «открывает новые горизонты», порождает веру в программу, ее эффективность, а главное — энтузиазм, уверенность, воодушевление, готовность усваивать эти принципы и применять их в своей жизни: «Позитивный опыт других, поддержка стимулируют изменения. В основном у меня настрой — приду на группу, получу положительный заряд, увижу людей, которые хотят меняться. Хожу два года и вижу меняющихся людей и понимаю, что меняюсь сама — это заряд» [И.УП, АС].

Спикерские собрания, на которых один или несколько членов сообщества рассказывают о своем опыте выздоровления, играют особую роль в эмоциональной перезарядке групповых символов.

Интегральным эффектом группового собрания является чувство солидарности (Denzin 1993: 214—215), сплоченности, общности как аспекта эмоциональной энергии. Солидарность проявляется в представлении, что «здесь все, как я»; групповой идентичности — «мы — зависимые / созависимые/ «анонимные»; сходстве опыта; взаимной поддержке и сопереживании другим; оценке себя через чужой опыт и высказывание о нем. Индикатором солидарности является осознание членами групп, что они объединены не только общей проблемой, но имеют общие цели и интересы: «верю в силу коллективного собрания», «один в поле не воин», «направленность сообщества на незримом уровне», «у нас у всех общие проблемы и цели» [И. VI, АС]; «У нас одна болезнь, одна цель» [И. III, АН]. Здесь солидарность возникает вследствие совместной деятельности и коллективной ориентации индивидов на выздоровление, при этом каждый одновременно является и заинтересованным лицом и тем, кто способствует достижению общей цели.

Эмоциональная энергия переносится из одного интерактивного ритуала в другой посредством эмоционально «заряженных» символов, и может быть актуализирована через обращения к ним. В сообществах подчеркивается важность регулярного посещения собраний. Существует правило-рекомендация «90 на 90» для новичков — посетить 90 собраний за 90 дней. Регулярное обращение на собраниях к темам, связанным с идеологией программы, обусловлена установкой, согласно которой ослабление усилий по противостоянию болезни увеличивает вероятность «сползания» к прошлому и «срыва»: «Необходимо ходить, иначе энтузиазм пропадает... Не ходишь — теряется что-то... появляется ощущение, что программа — фигня, а когда придешь, понимаешь, что программа работает» [И. VIII, АС]; «Хожу, чтобы не забывать знания» [И. VII, АС].

Таким образом, регулярные собрания и другие виды интерактивных ритуалов сообществ образуют «цепочки» интерактивных ритуалов и интерактивную «плотность», обеспечивая непрерывность взаимодействия с идеологией и символами сообщества.

Заключение

Используемый в статье подход позволяет исследовать взаимосвязь и отношения интерактивного, дискурсивно-нарративного, коммуникативного и эмоционального аспектов группового собрания и его роль в принятии идеологии и трансформации идентичности членов «анонимных» сообществ.

С точки зрения нарративного подхода, сообщества взаимопомощи являются «нормативными нарративными организациями» (Rappaport 1993), а свидетельством формирования новой идентичности и личностных изменений участников становится включение группового нарратива в личную историю члена сообщества. Однако нарративный анализ не затрагивает вопросы социальных ситуаций, контекста, условий и факторов, которые обуславливают конструирование новой индивидуальной истории, в которой отражен нарра-тив сообщества. С позиции теории интерактивных ритуалов, этому предше-

ствует интернализация группового культурного капитала и коллективных символов, которые ассоциируются с сообществом, становятся частью дискурса и используются для реинтерпретации индивидуального опыта, состояний и биографических ситуаций. Регулярные групповые взаимодействия способствуют трансляции и формированию культурного капитала — комплекса понятий и представлений программы и эмоциональной энергии — чувства солидарности, энтузиазма. Культурный капитал и эмоциональная энергия, которые возникают и усиливаются в ходе интерактивного процесса через общий фокус внимания, эмоциональный настрой и ритмическую синхронизацию, стимулируют трансформацию идентичности участников и принятие программной идеологии. Групповые собрания, в которых центром внимания участников являются программные представления, понятия и установки, служат их когнитивной реактуализации и эмоциональной «перезарядке». Члены сообществ отмечают, что в повседневной жизни обращаются к этим коллективным символам — «молитве о душевном покое», положениям, цитатам, девизам программы и т. д. Это свидетельствует о том, что они используют их как когнитивные схемы интерпретации и оценки ситуации, новое знание и основания действия.

Литература и источники

Алкоголики о себе: Сборник биографических рассказов выздоравливающих алкоголиков и статей специалистов / Серия «Путь к новой жизни». М.: Информационно-издательский центр Информ—12, 1997.

Анонимные Алкоголики (а) // Социологические исследования, 1991, 1, с. 135 —141.

Анонимные Алкоголики (б) // Социологические исследования, 1991, 3, с. 114—122.

Анонимные Алкоголики (в) // Социологические исследования, 1991, 4, с. 151—155.

Анонимные Алкоголики (г) // Социологические исследования, 1991, 5, с. 123—132.

Анонимные Алкоголики (д) // Социологические исследования, 1991, 6, с. 134—139.

Бейтсон. Г. Кибернетика «Я»: теория алкоголизма // Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: «Смысл», 2000. с. 331-358.

Как это работает? Narcotics Anonymous World Services, Inc., 2001. [https://www. na.org/admin/include/spaw2/uploads/pdf/ips/ru/RU-how.pdf]. Дата обращения 15.11.2014.

Прозорова Ю.А. Macro-effect of microinteractions: the role of interaction rituals in network building (case studies of Narcotics Anonymous and Family Anonymous self-help groups) // Журнал социологии и социальной антропологии, 2012, XV(5), с. 55-72.

Собрания сообщества АН: Что это такое? Narcotics Anonymous World Services, Inc., 2014 [http://www.na.org/admin/include/spaw2/uploads/pdf/ips/ru/RU3129.pdf]. Дата обращения 15.11.2014.

Antze P. The Role of Ideologies in Peer Psychotherapy Organizations: Some Theoretical Considerations and Three Case Studies, Journal of Applied Behavioral Science, 1976, 12(3), pp. 323-346.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cain C. Personal Stories: Identity Acquisition and Self-Understanding in Alcoholic Anonymous, Ethos, 1991, 19(2), pp. 210-253.

Collins R. Theoretical Sociology. San Diego: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1988.

Collins R. Stratification, Emotional Energy and the Transient Emotions, in: Research Agendas in the Sociology of Emotions. T. Kemper (ed.). State University of New York Press, 1990, pp. 27-58.

Collins R. Emotional Energy as Common Denominator of Rational Choice, Rationality and Society, 1993, 5(2), pp. 203-230.

Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press, 2004.

Collins R., Hanneman R. Modeling the Interaction Ritual Theory of Solidarity, in: The Problem of Solidarity: Theories and Models, P. Domian and T. Fararo (eds). Amsterdam: Gordon and Breach Publishers, 1998, pp. 213-237.

Denzin K.N. The Alcoholic Society: Addiction and Recovery of the Self. Transaction Publisher, 2009 [1993].

Galanter M. Spirituality and Recovery in 12-step Programs: An Empirical Model, Journal of Substance Abuse Treatment, 2007, 33, pp. 265-272.

Goffman E. Interaction Ritual. Essays on Face-to-face Behavior. New York: Doubleday, 1967.

Humphreys K. Community Narratives and Personal Stories in Alcoholics Anonymous, Journal of Community Psychology, 2000, 28(5), pp. 495-506.

Jones R.K. Sectarian Characteristics of Alcoholics Anonymous, Sociology, 1970, 4(2), pp. 181-195.

Kelly J. Self-Help for Substance-Use Disorders: History, Effectiveness, Knowledge Gaps, and Research Opportunities, Clinical Psychology Review, 2003, 23(5), pp. 639663.

Kissin W., McLeod C., McKay J. The Longitudinal Relationship between Self-Help Group Attendance and Course of Recovery, Evaluation and Program Planning, 2003, 26, pp. 311-323.

Kurtz L.F. The Self-Help Movement: Review of the Past Decade of Research, Social Work with Groups, 1990, 13(3), pp. 101-115.

Levine M. An Analysis of Mutual Assistance, American Journal of Community Psychology, 1988, 16(2), pp. 167-188.

Prezioso F.A. Spirituality in the Recovery Process, Journal of Substance Abuse Treatment, 1987, 4(3-4), pp. 233-238.

Rafalovich A. Keep Coming Back — Narcotics Anonymous Narrative and Recovering-Addict Identity, Contemporary Drug Problem, 1999, 26(1), pp. 131-157.

Rappaport J. Narrative Studies, Personal Stories, and Identity Transformation in the Mutual Help Context, Journal of Applied Behavioral Science, 1993, 29(2), pp. 239-256.

Roberts L.J., Luke D.A., Rappaport J., Seidman E., Toro P.A., Reischl T.M. Charting Uncharted Terrain: A Behavioral Observation System for Mutual Help Groups, American Journal of Community Psychology, 1991, 19(5), pp. 715-737.

Ronel N. Narcotics Anonymous: Understanding the Bridge of Recovery, Journal of Offender Rehabilitation, 1998, 27(1/2), pp. 179-197.

Rudy D.R., Greil A.L. Is Alcoholics Anonymous a Religious Organization?: Meditations on Marginality, Sociology of Religion, 1989, 50(1), pp. 41-51.

Summers-Effler E. The Micro Potential for Social Change: Emotion, Consciousness, and Social Movement Formation, Sociological Theory, 2002, 20(1), pp. 41-60.

Swora M.G. The Rhetoric of Transformation in the Healing ofAlcoholism: the Twelve Steps of Alcoholics Anonymous, Mental Health, Religion and Culture, 2004, 7(3), pp. 187209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.