Научная статья на тему 'Групповая работа студентов аграрного вуза в рамках компетентностного подхода'

Групповая работа студентов аграрного вуза в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ВУЗ / ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

Принятие компетентностного подхода предполагает применение интерактивных методов с формой организации учебного процесса групповой работой, в связи с чем, существует необходимость анализа применения этой формы в вузах, призванных освоить со студентами ряд общекультурных и общепрофессиональных компетенций и ориентированных на усвоение социально-гуманитарного знания. Авторы, используя собственные результаты мониторинга удовлетворенности знаниями студентов аграрного вуза, пришли к осознанию того, что студенты, поступившие на сельскохозяйственные направления, низко оценивают уровень собственной подготовки по гуманитарным дисциплинам и не мотивированы на их изучение. Проанализировав опыт применения групповой работы на дисциплине «Социология», авторы пришли к заключению, что данная форма это эффективный способ освоения компетенций, связанных с работой в коллективе, а также возможность заинтересовать будущих бакалавров и специалистов науками об обществе и человеке. В статье описан алгоритм групповой работы, который может быть использован в педагогической деятельности преподавателями вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповая работа студентов аграрного вуза в рамках компетентностного подхода»

Групповая работа студентов аграрного вуза в рамках компетентностного подхода

Гончаренко Ольга Николаевна,

кандидат исторических наук доцент, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Goncharenko-65@mail.ru

Принятие компетентностного подхода предполагает применение интерактивных методов с формой организации учебного процесса - групповой работой, в связи с чем, существует необходимость анализа применения этой формы в вузах, призванных освоить со студентами ряд общекультурных и общепрофессиональных компетенций и ориентированных на усвоение социально-гуманитарного знания. Авторы, используя собственные результаты мониторинга удовлетворенности знаниями студентов аграрного вуза, пришли к осознанию того, что студенты, поступившие на сельскохозяйственные направления, низко оценивают уровень собственной подготовки по гуманитарным дисциплинам и не мотивированы на их изучение. Проанализировав опыт применения групповой работы на дисциплине «Социология», авторы пришли к заключению, что данная форма - это эффективный способ освоения компетенций, связанных с работой в коллективе, а также возможность заинтересовать будущих бакалавров и специалистов науками об обществе и человеке. В статье описан алгоритм групповой работы, который может быть использован в педагогической деятельности преподавателями вузов.

Ключевые слова: аграрный вуз, групповая учебная работа, гуманитарные дисциплины, компетентностный подход, мониторинг, общекультурные и профессиональные компетенции, студенты.

о

п ^

СО ^

0

сч

ю

01 2

Введение

Основным способом организации учебной и внеаудиторной работы со студентами вуза в начале XXI века является компетентностный подход. В среде преподавателей есть понимание того, что следование обозначенному направлению в обучении и его реализация на всех этапах образовательного процесса делают возможным достижение модели выпускника уровня высшего профессионального образования, который обладает багажом необходимых знаний, практико-ориентированными умениями и достаточными для профессиональной деятельности навыками. Именно этот подход помогает разрешить противоречие, существовавшее в высшей школе долгие годы: студент в учебном процессе позиционируется как отдельная самостоятельная от других личность, при этом современное производство требует коллективных умений и навыков в принятии решений. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения также учитывают необходимость развития способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия [12, 13]. При этом коллективизм, особенно в советский период, традиционно формировался во время внеучебной деятельности студентов [6, С.152], а, между тем, данный вид социального взаимодействия полезно использовать во время учебных занятий с помощью активных и интерактивных форм обучения, одной из которых является групповая работа. Вследствие этого возникает необходимость изучения опыта применения в аудиторной и внеаудиторной практике вуза групповой формы обучения студентов разных направлений подготовки.

Значительное число современных педагогических исследований (М. Д. Виноградова, Л. К. Гейх-ман, В. К. Дьяченко, Д. Н. Кавтарадзе, И. Б. Пер-вин, Н. Е. Щуркова и др. [4]) посвящено изучению потенциала групповой учебной работы для развития личности, технологиям группового (коллективного) обучения. Авторы отмечают, что к приоритетным в настоящее время задачам относится

разработка и внедрение в образовательную практику тех педагогических технологий, которые способствуют продуктивному взаимодействию учителя и учащихся, являются условием развития инициативы, способности отстаивать свою точку зрения, находить решение в определенных ситуациях. Несмотря на то, что труды российских ученых-педагогов посвящены школьному обучению [4, 10] содержащийся в них методический потенциал и выводы в полной мере можно применять в высшей школе с последующим анализом и трансляцией на профессиональные дисциплины, о чем говорят появившиеся научные статьи, посвященные групповой работе в вузах и демонстрирующие возможности этой формы обучения в студенческой среде [1, 2, 11].

Цель статьи - проанализировать опыт применения групповой работы на занятиях по гуманитарным дисциплинам в аграрном вузе.

Основная часть

Учет и применение общих закономерностей обучения и учения, в частности переход от простого к сложному, постепенное увеличение доли самостоятельной работы студента, доступность учебного материала, системность методов преподавания, соответствие средств учебной деятельности содержанию материла и другое, является той основой, которая позволяет определиться с педагогической технологией, то есть систематичным воплощением на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса [3, С. 5], ведущего к становлению личности [3, С. 95]. Вместе с тем, каждому преподавателю необходимо определить приоритеты методов и средств как элементов профессиональной деятельности, в том числе исходя из смысловой нагрузки учебной дисциплины, исходного уровня подготовленности студентов, собственного педагогического опыта и возможностей привлечения методической и организационной помощи со стороны коллег и студентов. Данное обстоятельство - важный шаг в достижении результатов освоения компетенций.

Выбирая метод обучения каждый раз необходимо учитывать многие обстоятельства, в том числе определить главную цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии, и обуславливать группу методов и оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. Выбор методов обучения, на наш взгляд, всегда должен коррелировать с традиционными подходами к обучению, выработанными исторически всей российской культурой и отраженными в поговорках: "Повторение - мать учения», «Тише едешь - дальше будешь», «Без труда не выловишь рубку из пруда» и т.п., а также с основами философского знания, мировоззренческого по своей природе, то есть руководством к деятельности, как и прежде, должны служить однозначно воспринимаемые и четко понимаемые ориентиры - знания, умения и навыки.

В преподавании гуманитарных наук для чтения лекций, в основном, используются объяснительно-иллюстративный метод и метод проблемного из-

ложения согласно классификации по типу познавательной деятельности И. С. Лернера и М. Н. Скаткина [10, С. 205]. При организации и проведении ряда семинаров целесообразно применение эвристического или исследовательского методов.

Немаловажным является определение структуры учебных взаимодействий педагога и обучающегося, которые тесно связаны с формой организации учебной деятельности: индивидуальной, фронтальной или групповой. Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. Нами была выбрана форма групповой работы, которая относится к интерактивным методам обучения.

Групповая работа органична с человеком, так как человек - это биосоциальное существо и без социума его жизнь невозможна. Ведь вся история человечества наглядно иллюстрирует: во-первых, что один человек мало на что способен, во-вторых, разнообразие людей-фактов-идей - неиссякаемый источник достижения прогресса. А потому основным средством учебной деятельности на занятиях по гуманитарным дисциплинам и во внеучебной деятельности со студентами логичнее всего использование коллективной групповой работы.

Необходимость включения в образовательный процесс аграрного вуза по гуманитарным дисциплинам активных и интерактивных методов обучения, среди которых групповая работа, была подтверждена результатами регулярного мониторинга удовлетворенности образовательным процессом в школе и полученными гуманитарными знаниями в вузе. Мониторинг проходили студенты разных направлений подготовки Государственного аграрного университета Северного Зауралья с 2013 по 2017 год, так как именно удовлетворенность учебой студента является одним из критериев, характеризующих образовательный процесс в высшей школе с точки зрения его социальной эффективности. Для мониторинга использовались вопросы двух анкет:

- первая анкета « Удовлетворенность знаниями, полученными в школе»;

- вторая анкета « Удовлетворенность знаниями, полученными в ходе изучения социологии».

Первая анкета раздавалась студентам в начале каждого учебного года, когда осуществлялся мониторинг первокурсников. Вторая анкета заполнялась в конце каждого учебного года второкурсниками после изучения дисциплины «Социология».

В мониторинге приняло участие 241 первокурсник и 192 второкурсника (п-333). Выборочная совокупность составила 13,3% , что позволяет говорить о репрезентативности исследования. Анкета была анонимной, без указания пола, возраста и других личных данных, что позволило, по нашему мнению, получить достоверные результаты. Вместе с тем, для анализа ситуации о полном среднем образовании необходимо было отметить место жительства - город /село; в первой анкете - про-фильность последнего 11 класса: естественнонаучный/ гуманитарный/ общий.

Изучив весь массив анкет за пять лет, нами были получены следующие результаты: 54,5% ре-

спондентов проживают в сельской местности и 45,5% в городах. Основная часть опрошенных (82%) - жители Тюменской области. Представители Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Курганской, Свердловской областей и республики Казахстан составили 18 %.

Первая часть мониторинга (Таблица 1) нам дает представление о том, насколько удовлетворены студенты, полученными в школе знаниями по основным дисциплинам школьного курса обучения (по десятибалльной шкале, где от 1 до 4 баллов -низкий уровень удовлетворенности; 5-7 баллов -средний уровень, 8-10 баллов - высокий уровень).

Таблица 1

Удовлетворенность знаниями, полученными в школе (принцип

Таблица 2

Удовлетворенность знаниями, полученными в школе (терри-

Дисциплина Профильного класса обучения

Естественнонаучный Гуманитарный Общий

Биология 7,3 5,5 5,7

Химия 7,0 4 3,4

География 4,7 7,5 5,0

Математика 7,0 6,0 5,9

Физика 8,0 3,9 3,6

Информатика 4,3 1,5 2,9

Русский язык 7,9 9,2 6,7

Литература 7,7 9,7 5,4

История 5,2 9,0 3,9

Обществознание 6,0 9,3 5,0

Иностранный язык 5,6 8,0 3,8

С0 ^

0

сч

ю

01

В разрезе профильности классов (Таблица 1) видно, что определяющим фактом удовлетворенности респондентов выступает подготовка или неподготовка по тому или иному предмету к ЕГЭ. Независимо от профиля обучения высокие баллы респонденты поставили по русскому языку и математике, так как это два основных экзамена, которые должны сдавать все школьники. Последующие результаты зависят от профильности: в естественнонаучных классах выше 7 баллов имеют биология, химия, физика и, как не странно, литература. В гуманитарных классах: география, литература, история, обществознание, иностранный язык. В общих классах демонстрируется средний или низкий уровень удовлетворенности по всем предметам. И независимо от профильности респондентов информатика имеет низкие показатели.

Итак, очевидно, что учителя нацелены на подготовку только тех дисциплин, которые необходимы для сдачи экзаменов в профильных классах. Школьников удовлетворяет ситуация при которой можно готовиться только к выбранным экзаменам и, получив по ним хорошие баллы, быть удовлетворенным полученным результатом.

Анализ удовлетворенности по территориальному распределению (Таблица 2) указывает на то, что подготовка традиционно в городах лучше, чем в сельской местности. Наиболее высокие баллы получили математика и русский язык, а также необходимая для поступления в аграрный вуз биология. Радует, что выше семи баллов получила химия (горожане поставили 7,5 баллов) и литература (горожане - 8,7, селяне - 6,75).

Дисциплина Место жительства

Город Село

Биология 7,6 5,3

Химия 7,5 3,5

География 5,1 4,4

Математика 7,9 5,6

Физика 4,0 4,0

Информатика 4,0 2,5

Русский язык 9,2 6,2

Литература 8,7 6,75

История 4,3 4,9

Обществознание 5,4 4,1

Иностранный язык 4,9 5,6

Низкие баллы поставили не зависимо от профильности и места жительства за информатику, физику, географию, историю (кроме гуманитарного направления), иностранный язык (кроме гуманитарного направления), обществознание (кроме гуманитарного направления). Наше исследование приводит к выводу, что в школе продолжается «натаскивание учеников» на сдачу ЕГЭ по определенным предметам не дающее должных знаний будущим студентам, но обеспечивающее степень удовлетворенности от проделанной работы. Подтверждается это обстоятельство и тем, что первые опросы студентов на практическом занятии по дисциплине «История» показывают отсутствие базовых знаний по дисциплине. Респонденты, отвечая на заключительный открытый вопрос первой анкеты «Почему у вас очень слабые знания по истории?», писали: «Все забылось и даже то, что готовил к ЕГЭ. Выучил - сдал - забыл»; «Было мало истории, готовился только к ЕГЭ»; «Учителя часто отпускали с истории на предметы, по которым были ЕГЭ»; «Поменялся учитель на некомпетентного, непрофильного» и т.п. Ответы наших респондентов коррелируют с результатами опроса ВЦИОМ (2018 г.): 77 % россиян (для сравнения: 64% в 2014 году) считают, что натаскивание учеников на прохождение тестов при подготовке к ЕГЭ, снижает реальный уровень знаний [5]. ВУЗы должны самостоятельно исправлять эти ошибки средней школы и мотивировать студентов к изучению всех дисциплин.

Доказано, что главным ресурсом учебного процесса являются преподаватели и, безусловно, необходимо, чтобы они обладали полноценными знаниями, необходимыми умениями, а также опытом, для того чтобы передача информации студентам в рамках учебного процесса была эффективной. Так же считают 47 % студентов по данным опроса проведенного А. А. Курашовой и А. А. Пет-роченко в 2015 г. [8, С. 101]. Следовательно, включение в преподавательский арсенал различных активных и интерактивных форм обучения во время занятий по гуманитарным предметам на первом и втором курсе, по нашему мнению, должно было привести к положительным результатам в освоении этих дисциплин, в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Дисциплина «Социология» преподается в аграрном вузе один семестр в объеме 18 часов лекций и 18 часов практических (семинарских) занятий.

Изучив ответы студентов на вопросы второй анкеты «Удовлетворенность знаниями, полученными в ходе изучения социологии», мы подтвердили очевидное: на естественнонаучное направление пришли не гуманитарии. Респонденты, отвечая на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале Вашу удовлетворенность различными сторонами учебного процесса (лекции, семинары, САРС) по социально-гуманитарному циклу», средний балл за лекции оказался в 2013 г. - 4,6 балла, а за семинары - 3,9 балла. За период 2015-2017 гг. результаты улучшились: средний балл за лекции оказался в 2013 г. - 7,2 балла, а за семинары - 8,6 балла. Некоторые респонденты оставили комментарии на полях анкеты следующего содержания: «Поступая в аграрный вуз, я думал, что никогда не буду больше изучать историю, обществознание», « В вузе эти предметы мне понравились, а в школе я их не любила» и т.п. Продемонстрировали участники мониторинга высокую удовлетворенность лекциями и семинарами конкретно по социологии: средний балл составил 8,3 у большинства опрошенных (87,4) и только у 11,6% респондентов сформировалась средняя удовлетворенность от пройденной дисциплины - 6,4 балла. На вопрос «Какая лекционная тема по социологии Вам запомнилась больше всего?» 96,7% ответили - тема «Личность». Затруднения в освоении вызвали темы «Прикладная социология» и «Социальные институты». Самым интересным семинаром был признан семинар в форме ролевой игры по теме «Личность». Навыки практической деятельности, по мнению студентов, они приобрели во время практического занятия по теме «Семья».

Анализируя результаты мониторинга, видно, что трудности у студентов связаны с темами семинаров, на которых использовались традиционные формы обучения с индивидуальной или фронтальной работой в студенческих группах. Для активизации учебного процесса и повышения привлекательности науки социологии были разработаны семинары с применением групповой работы. Технология групповой работы, разработанная в отечественной педагогике, была дополнена специфическими элементами дисциплины. В частности было замечено, что тема «Прикладная социология» усваивается с помощью задания в виде конкретного социологического исследования - социометрии. При этом групповая работа на семинаре должна обязательно дополняться коллективной самостоятельной работой с целью получения новых знаний, умений и навыков в рамках освоения таких компетенций как общекультурной компетенции ОК-6: «Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [12] и общепрофессиональной компетенции ОПК-4: «Способностью руководить коллективом, толе-рантно воспринимая социальные, этнические,

конфессиональные и культурные различия» [13]. На выполнение этого задания необходимо выделить как минимум 4 часа аудиторной работы, в связи с чем, пришлось объединить две темы: «Прикладная социология» и «Социальные группы», тем более что применение социометрического метода требует теоретических знаний малой группы. Количественно исследовательские рабочие группы были сформированы из 4-6 человек, что согласуется с выводами В. П. Беспалько о размерах малой учебной группы для поддержания эффективного общения [3, с. 129].

Основные этапы работы учебных групп:

1 этап - определение темы, постановка учебных целей и задач, формирование исследовательских групп с распределением ролей таких как: консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми студентами; социологи-теоретики; социологи-практики; докладчики и рецензенты. При этом ставится общая задача - проведение анкетирования с последующим анализом анкет и обязательным использованием теоретических работ по теме исследования.

2 этап - самостоятельная работа исследовательских групп, консультирование с преподавателем. Работая над заданием, студенты читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, затем находят малую группу (чаще всего это студенческие группы других направлений аграрного вуза), где проводят анкетирование. Очень важным является правильной поиск теоретической информации, его анализ и синтез, так как эта часть работы создает фундамент для понимания студентами специфики социальных групп вообще и малых групп в частности. Кроме того, изучение теоретического материала по социологии дает правильные нравственные ориентиры.

3 этап - аудиторная аналитическая работа исследовательских групп. Каждая группа представляет теоретический материал по теме «Социальные группы». Коллективно уточняются проблемные вопросы, связанные с теорией малой группы. Группы при помощи преподавателя и методических рекомендаций начинают составлять социо-матрицу и проводить ее анализ.

4 этап - самостоятельная работа исследовательских групп, консультирование с преподавателем. На данном этапе студенты коллективно в группах составляют отчет о проделанной работе, оформляют его в виде реферата и готовятся к его защите.

5 этап - защита коллективных рефератов. Активности студентов в проведении семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием «рецензия рецензии».

Обобщение накопленного опыта применения групповой работы во время аудиторных и внеаудиторных занятий, связанного с преподаванием дисциплины «Социология» позволяется сделать некоторые выводы:

во-первых, в результате групповой работы сплотились сами студенческие группы; на практике

00 ^

0

сч

ю

01

студентами были освоены и проверены правила поведения в коллективе; был прочувствован социально-психологический климат малой группы, как изучаемой, так и своей собственной, созданный во время подготовки к занятиям; появился опыт ролевого участия в общем деле, позволяющий осуществлять планирование и контроль, а также разделение функций с сочетанием коллективной ответственности с индивидуальными особенностями; сформировался опыт интеракций взаимного сотрудничества (объединение усилий, общение, взаимопомощь, взаимообучение) и устойчивый интерес к социологии;

во-вторых, преподаватель, выступая в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, был квалифицирован студентами как компетентный консультант и помощник, в связи с чем, повысился его авторитет.

Вместе с тем выявлены негативные факторы:

во-первых, студенты не обладают навыками групповой работы, впоследствии чего, преподаватель, давая задание, подробно объясняет цель и задачи, расписывает роли в группе, которые по кругу меняются;

во-вторых, существует необходимость объяснения и регулирования временного регламента для перехода от одного вида работы к другому.

Общая цель, связанная с освоением тех или иных общекультурных компетенций в процессе групповой работы достигается тем, что основные средства взаимодействия - общение и деятельность - свободно развиваются в течение семестра, а при существовании балльно-рейтинговой системы оценивания к моменту семестровой аттестации имеется для студента и преподавателя достаточно необходимой информации поступательного движения к результату. В процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и обучающимися, но и в самом коллективе [7]. То есть, как пишет Е. А. Сорокатая [11, С.687], происходит взаимообогащение участников групповой деятельности.

Заключение

Для успешного взаимодействия субъектов и объектов интерактивной образовательной среды преподавателям необходимо постоянно следить за ее эффективным функционированием. Сигналом к дополнениям и модернизации интерактивной образовательной среды могут служить изменения к требованиям подготовки будущих бакалавров и специалистов, совершенствование технических средств и другие факторы [15, Р.655]. Использование интерактивных методов, форм и средств обучения в аграрном вузе в первую очередь нацелено на приобретение студентами опыта коллективной деятельности и как следствие освоение общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально и/или коллективно. Именно групповая форма усвоения материала по гуманитарным предметам, не заслуженно отодвинутым на

периферию получаемых знаний, на наш взгляд, позволяет сочетать индивидуальное с коллективным, развивать гражданственность, а также, согласно мнения британского исследователя М. Байрама, формировать и развивать умения эффективного межкультурного учебного и профессионального взаимодействия [14].

Таким образом, форма групповой работы, с точки зрения интерактивности оказывается эффективной и позволяет решать следующие задачи: повышает мотивацию в учении, дает мощный импульс подтягиваться за продвинутыми однокурсниками, подчеркивает собственную индивидуальность в социально значимой среде, развивает чувство коллективизма и чуть ли не самое важное, - это еще один шаг на пути создания творческой, активной и профессионально подготовленной личности, дающий возможность студентам, а затем и выпускникам вузов, ориентироваться в современном обществе, его экономике, культуре, политике.

Литература

1. Азитова Г. Ш. Современные технологии обучения студентов в вузе // Молодой ученый. 2015. № 12.1. С. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алимсаидова С. А. Место педагогических технологий в обучении в вузе // Молодой ученый. 2017. №1. С. 432-434.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: из опыта работы / М. Д. Виноградова, И. Б. Пер-вин. Москва: Просвещение, 1977. 159 с. ; Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. Монография. Пермь, Изд-во госуниверситета, 2002. 260с.; Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.; Кавтарадзе Д. Н. Обучение игре. введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. 192 с.; Учурова С. А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся. Афтореф дисс. на соиск. ...к. педагог. н. Екатеринбург, 2007. 24 с.; Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

5. ВЦИОМ: ЕГЭ снизил уровень коррупции при поступлении в вузы // Россия сегодня. 5 июля 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20180705/1523968163.htm (дата обращения: 31.08.2018)

6. Гончаренко О. Н. Становление советской интеллигенции в Зауралья (1917-1941 гг.) Тюмень: Изд-во ТГСХА, 2012. 198 с.

7. Иванова Л. Н. Групповая форма организации учебной деятельности// Педагогика и образование. 20 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/02/20/gmppovaya-forma-organizatsii-uchebnoy (дата обращения: 31.08.2018)

8. Курашова А. А., Петроченко А.А. Способы нивелирования воздействия дестимулируемых факторов удовлетворенности студентов образовательным процессом и формы оценки результатов их устранения // Международный научный журнал. Иновационная наука. 2015. № 7 С. 100-103.

9. Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1985. 144 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

11. Сорокатая Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 686-689.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г., приказ № 1516). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/360301 .pdf (дата обращения: 25.09.2018)

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования специалитет. Специальность 36.05.01 "Ветеринария" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. N 962). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6/128 (дата обращения: 25.09.2018)

14. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997.

15. Goncharenko O. N., Krasnolobova E. P., Cheremenina N. A., Sidorova K. A., Veremeeva S. A. Case-method in the structure of training the veterinary physician // Astra Salvensis VI (2018) Supplement No. 1. p. 647-655.

16. Мумладзе Р.Г., Васильева И.В. Фермерство: проблемы и пути развития // Инновации и инвестиции. 2010. № 2. С. 60-64

17. Мумладзе Р.Г., Быковская Н.В., Иванова Н.М. Экономика труда / Министерство образования и науки РФ; Российский государственный аграрный заочный университет. Москва, 2016.

Group work of students of the agrarian university in the

framework of the competence approach Goncharenko O.N.

Agrarian University of the Northern Transural The adoption of the competence approach involves the use of interactive methods with the form of organization of the educational process - group work, in this connection, there is a need to analyze the use of this form in universities, designed to master with students a number of General cultural and General professional competencies and focused on the assimilation of social and humanitarian knowledge. The authors, using their own results of monitoring satisfaction with the knowledge of students of agricultural University, came to the realization that students enrolled in agricultural areas, low estimate the level of their own training in the Humanities and are not motivated to study them. After analyzing the experience of group work in the discipline "Sociology", the authors came to the conclusion that this form is an effective way to develop competencies related to teamwork, as well as the opportunity to interest future bachelors and specialists in the Sciences of society and man. The article describes the algorithm of group work, which can be used in teaching by University teachers.

Key words: agricultural University, group academic work, Humanities, competency-based approach, monitoring, common cultural and professional competences, students Rerences

1. Azitova G. Sh. Modern technologies of teaching students in high

school // Young scientist. 2015. № 12.1. Pp. 5-7.

2. Alimsaidova S. A. Place of pedagogical technologies in teaching

in high school // Young scientist. 2017. №1. Pp. 432-434.

3. Bespalko V.P. The components of educational technology. M .:

Pedagogy, 1989. 192 p.

4. Vinogradov, MD Collective cognitive activity and education of

schoolchildren: from work experience / M. D. Vinogradova, I. B. Pervin. Moscow: The Enlightenment, 1977. 159 p. ; Geykhman L.K. Interactive learning to communicate. Approach and model. Monograph. Perm, State University Publishing House, 2002. 260s .; Dyachenko V. K. Collaboration in education: On the collective method of academic work: A book for a teacher. M .: The Enlightenment, 1991. 192 pp .; Kavtaradze D.N. Training game. introduction to active learning methods. M .: Moscow Psychological and Social Institute, publishing house "Flint", 1998. 192 p .; Uchurova S. A. Group study as a way to develop students' social competence. Aftoref Diss. on the competition ...to. the teacher. n Ekaterinburg, 2007. 24 p .; Shchurkova N.E. Pedagogical technology. M .: Pedagogical Society of Russia, 2002. 224 p.

5. VTslOM: The USE reduced the level of corruption when entering

universities // Russia today. July 5, 2018 [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/society/20180705/1523968163.htm (appeal date: 08/31/2018)

6. Goncharenko O. N. Formation of the Soviet intelligentsia in Trans-Urals (1917-1941). Tyumen: Publishing House of the State Agricultural Academy, 2012. 198 p.

7. Ivanova L.N. Group form of organization of educational activities

// Pedagogy and education. February 20, 2014 [Electronic resource] URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/02/20/gruppovaya-forma-organizatsii-uchebnoy (appeal date: 31.08. 2018)

8. Kurashova A. A., Petrochenko A. A. Ways of leveling the impact

of discouraged factors of student satisfaction with the educational process and forms for evaluating the results of eliminating them // International Journal of Science. Innovative science. 2015. No. 7 pp. 100-103.

9. Pervin I.B. Collective teaching and educational activities of schoolchildren. M .: Pedagogy, 1985. 144 p.

10. Podlasyy I.P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers: studies. manual for universities / I. P. Podlasy. M .: VLADOS-press, 2004. 365 p.

11. Sorokataya E. A. Content and types of student group learning activities // Young Scholar. - 2015. - №6. - p. 686-689.

12. Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 36.03.01 Veterinary-sanitary examination (undergraduate level) (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 1, 2016, order No. 1516). [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/360301.pdf (request date: 09/25/2018)

13. Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education specialty. Specialty 36.05.01 "Veterinary" (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 3, 2015 N 962). [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6Z128 (access date: 09/25/2018)

14. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997.

15. Goncharenko O.N., Krasnolobova E.P., Cheremenina N.A., Sidorova K.A., Veremeeva S.A. The case of the veterinary physician // Astra Salvensis VI (2018) Supplement No. 1. p. 647-655.

16. Mumladze R.G., Vasilieva I.V. Farming: problems and ways of development // Innovations and investments. 2010. No 2. S. 60-64

17. Mumladze R.G., Bykovskaya N.V., Ivanova N.M. Labor Economics / Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Russian State Agrarian Correspondence University. Moscow, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.