УДК 159.9
ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ НЕФТЯНИКОВ ПРИ ВАХТОВОМ ТРУДЕ НА СЕВЕРЕ
© 2009 Н.Н.Симонова
Поморский государственный университет им.М.В.Ломоносова. Архангельск
Статья поступила в редакцию 20.06.2009
Статья посвящена изучению влияния групповой изоляции на индивидуального и коллективного субъекта вахтового труда в нефтегазодобывающем комплексе Заполярья. Результаты исследования на о. Колгуев показали, что мотиваци-онно-потребностная сфера личности, межличностные отношения и социально-психологический климат существенно изменяются в условиях групповой изоляции в динамике вахтования и зависят от степени групповой изоляции.
Ключевые слова: вахтовый метод труда, групповая изоляция, социально-психологический климат, мотивационно-потребностная сфера.
Актуальность проблемы. Профессиональная деятельность вахтовым методом в условиях Крайнего Севера осложнена комплексом неблагоприятных факторов, определяющих необходимость дополнительной мобилизации внутренних ресурсов человека. На здоровье и психику вахтового персонала оказывают влияние не только сложные климатогеографические и производственные условия, но и социальная групповая изоляция. Она является одной из ведущих детерминант в силу неразделенности бытовой и производственной сфер жизнедеятельности во время вахтового заезда.
Под групповой изоляцией понимается длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях, общение нарушается ввиду астенизации нервной системы, ограниченности сенсорных воздействий. Утрачивается адекватность партнеров по общению1.
Анализ ряда работ2 показал, что феномен групповой изоляции рассматривается с точки зрения эффективности деятельности группы, психологического климата и эмоциональных отношений в группе, а также, с точки зрения её жизнеспособности при необходимости длительное время жить в экологически замкнутых системах. Необычная экстремальная обстановка нередко способствует гораздо более яркому, чем в повседневной жизни, проявлению тех или иных групповых феноменов (эффективность деятельности, сплочённость группы, позитивные эмоциональные отношения в группе и т.д.). В связи с этим, каждый из них нуждается в отдельном рассмотрении в специфическом контексте вахтового труда.
Особенность данных изолированных групп заключается в том, что они состоят из людей различных специальностей, различного возраста, социального стату-
0
Симонова Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, и.о. зав. кафедрой психологии. E-mail: [email protected]
1 Психологический энциклопедический словарь. - М.: 2006.
2 Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология
одиночества. - М.: 1972; Майленова Ф.Г. Два лика одиноче-
ства // Человек. - 2002. - №2; Мюллер-Хегеман.Д. К вопросу о
психопатологии социально-изолированных небольших групп населения // Актуальные вопросы психиатрии и невропатологии. - М.: 1963.
са, с разными привычками в бытовом укладе, поэтому очень сложно добиться сплоченности группы. Большое значение имеет изучение специфики структуры вахтовой бригады, ее групповой динамики, взаимоотношений и совместимости членов бригады.
Вахтовая бригада как любая малая группа подчиняется социально-психологическим закономерностям, которые в изолированных условиях имеют свои особенности.
Групповая динамика: организованная структура и развитые взаимоотношения появляются на последнем этапе вахтования, в группах нередко развиваются деструктивные процессы, даже в сплоченных группах с централизованной структурой в конце смены появляется раздражительность и конфликтность (В.И.Лебедев, Н.Ю.Хрящева, М.А.Новиков)3.
Сбалансированность формальной деловой сферы и неформальной сферы в изолированных условиях имеет особое значение т.к. определяет сплоченность группы, ее психологические особенности и эффективность деятельности (В.И.Ле-бедев)4. Децентрализация этих структур может привести к появлению группировок, которые в условиях замкнутой системы с эмоциональной напряженностью может оказывать негативное влияние на социально-психологический климат и создавать проблемы в управлении группой.
Статусная структура формируется ближе к середине вахтового заезда. В социально-пси-хологических исследованиях обнаружено, что характерологические отклонения отвергаемых включают подавленность, малую активность, снижение настроения, переходящее в немотивированные вспышки гнева и агрессии, настороженность, тревожность, подозрительность, замкнутость, эгоцентризм, демонстративность, капризность. Кроме того, с увеличением времени пребывания количество изолированных и отвергаемых увеличивается
3 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М: 2001; Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат коллектива. - М.: 1976; Лебедев
B.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: 1989; Новиков М.А. Психодиагностические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблемы общения в психологии. - М.: 1981.
4 Лебедев В.И. Личность в экстремальных ...; Кривощеков
C.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психодиагностические аспекты незавершенных адаптации. - Новоссибирск: 1998.
(В.И.Лебедев, О.Н.Кузнецов, И.К.Келейников, Н.Ю.Хрящева, В.М.Парохин)5.
Практически неизбежное возникновение межличностных конфликтов. Внутренняя основа личных отношений между людьми в неформальной структуре -это потребность в общении, в «эмоциональном» контакте, когда человек чувствует заинтересованность в себе со стороны других людей. При этом в выборе партнера по общению важнейшую роль играют такие качества как физическая сила, интеллект, энергичность, целеустремленность, настойчивость, доброжелательность, общительность, умение подстроиться. Согласно данным многих авторов (Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская, 1991) одной из наиболее ярких особенностей функционирования изолированной группы является практически неизбежное возникновение межличностных конфликтов, иногда скрытых от постороннего наблюдателя, иногда вполне отчетливо проявляющихся в поведении. Причинами конфликтов могут быть неэффективность взаимодействия, различия в оценке собственного вклада в общую деятельность и вклада других, ограничение контакта с другими группами, ролевые различия, астенизация. (М.А.Но-виков, А.Харрисон, М.Коннорс). В связи с этим необходимо обратить внимание на подготовку вахтового персонала и его психологическое сопровождение на протяжении всей вахты, которое может включать проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков, разрешения конфликтов, эффективного общения и личной эффективности.
Однако успешные взаимоотношения между людьми зависят не только от личных особенностей членов групп, но от взаимопонимания партнеров, которое достигается способностью принятия роли партнера по общению (Т.Шибутани), восприятия и понимания другого, сензитивностью, умением воспринимать изменения внутреннего мира друг друга (А.А.Бодалев). Условия экологически замкнутых систем создают внешние факторы, влияющие на взаимоотношения в группе:
Астенизация. Многочисленные исследования и клинические наблюдения свидетельствуют о том, что астенизация существенно сказывается на процессах мышления и воображения, приводит к рассогласованию процессов возбуждения и торможения, к нарушениям восприятия, эмоциональной лабильности и способности приспособления к другому человеку, раздражительности, невыдержанности, неадекватной оценке событий, быстрой утомляемости и, в итоге, к непониманию и разобщению людей (В.И.Лебедев). Данные исследований свидетельствуют о нарастании интровер-тированности, замкнутости, аутичности, переключения на внутренний мир (П.П.Волков, А.П.Бизюк). По мнению В.И.Лебедева и О.Н.Кузнецова стабильность системы отношений в группе находится в прямой зависимости от астенизации нервной системы (В.И.Лебедев).
5 Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат ...; Лебедев В.И. Личность в экстремальных ...; Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психодиагностические аспекты Келейников И.К. Конформизм и распределение ролей в условиях длительной изоляции // Клинико-психологические исследования личности. - Л.: 1971.
Изменение социальной ситуации развития и существования человека. Периодичность трудовой деятельности, выполняемой в высоком темпе и напряжении, чередуясь с длительным отдыхом и расслабленностью, изменяет объективное место в жизни, занимаемое человеком, его отношение к обстоятельствам жизни, изменение круга контактов, что приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности6.
Публичность и сокращение личного пространства. Еще одной из причин эмоциональной напряженности в коллективе вахтовых бригад, по мнению специалистов, является то, что люди постоянно находятся на глазах друг у друга, и не имеют возможности уединиться. На рабочем месте это не значимо, а в период отдыха становится причиной нервного раздражения, которое проявляется ростом эмоционального напряжения.
Вопросу личного пространства уделяют внимание многие авторы, при его нарушении со стороны других людей человек испытывает ощущение психологического дискомфорта. Условия жизни на вахте не позволяют иметь каждому работнику отдельную комнату. Как правило, в жилом помещении проживает не менее трёх человек. Личностное пространство сокращается также в связи с особыми климатическими условиями. И если в летние месяцы, в межсменный промежуток возможно уединение на природе, вне помещения, то зимой, в период полярной ночи это не реально, поэтому отдых проходит также в замкнутом помещении в окружении людей. Основным фактором, определяющим эмоциональную напряжённость в условиях изоляции, по мнению В.В.Бо-рискина и С.Б.Слевича, является нахождение людей под постоянным наблюдением. Человек вынужден постоянно контролировать свои эмоции, подавлять свои истинные чувства и желания, старается удержаться в какой - либо ролевой функции. Эта эмоциональная напряжённость рано или поздно выливается в открытый конфликт между членами бригады, проживающими вместе7.
Информационная истощаемость становится причиной ухудшения взаимоотношений в группе и эмоциональной напряженности. При ограничении притока личностно важной информации роль источника информации берет сам человек. Получение и обсуждение информации связано и с интеллектуальной деятельностью и с эмоциональными переживаниями. Динамика обмена информацией в группе идет от поверхностного контакта до расширения общения, а затем снижается интерес к тесному контакту8. Однако потребность в общении сохраняется, но невозможность её удовлетворить приводит к стойким негативным эмоциям. Психо-
6 Майленова Ф.Г. Два лика одиночества Гудков А.Б., Тед-дер Ю.Р., Пацевич Ю.Л. Физиологическая характеристика нетрадиционных режимов организации труда в Заполярье. -Архангельск: 1998; Кольцова Н.И. К вопросу об оценке вах-тово-экспедиционного труда в нефтяной промышленности // Гигиена и санитария. - 1990. - №8; Теддер Ю.Б., Гудков А.Б., Дёгтева Г.Н., Симонова Н.Н. Актуальные вопросы физиологии и психологии вахтового труда в Заполярье. - Архангельск: 1996.
7 Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. - М.: 2002.
8 Новиков М.А. Психодиагностические и экопсихологические аспекты ....
логическим компенсаторным механизмом является активация пассивного воображения. Часто воображаемые картины касаются дома, семьи или ближайшего социального окружения, и носят негативный характер, т.к. развиваются на фоне усталости и эмоциональной напряженности, и усиливают тревожность. Исследователи отмечают, что к концу вахты, люди долгое время находящиеся вместе, становятся несдержанными, раздражительными, резкими по отношению друг к другу. Во время обычных разговоров они начинают срываться, грубить.
Одиночество. Амбивалентность данной проблемы состоит в двух важных аспектах: 1) Эмоциональное одиночество - очевидный признак неудовлетворённости потребности в общении, одной из основных психологических потребностей человека. 2) Любой, даже самый общительный человек время от времени ищет уединения, некоторой независимости и автономии. Оба этих аспекта находятся в неопределённо - неудовлетворённом состоянии при условии групповой изоляции.
В период вахтования при относительной социальной изолированности от привычных (семейных, дружеских и др.) социальных отношений могут возникать различные феномены, являющиеся характеристиками чувства одиночества - апатия, замкнутость и т.д.; либо агрессивные реакции на отсутствие возможности побыть в одиночестве. На длинных сезонных вахтах наблюдается периодическая аутизация в форме дневниковых записей и погружения, таким образом, в свой внутренний мир. Данные исследований показывают, что многие испытывают потребность в ведении дневника, хотя жизнь событиями не насыщена. Своеобразный способ аутизации проявляется также в прикладном творчестве9.
Таким образом, на взаимоотношения в изолированной группе влияют как внутренние факторы - статусы и личностные особенности членов группы, так и внешние факторы астенизация, публичность, информационная истощаемость, одиночество, вызванные специфическими условиями вахтового труда.
В рамках комплексного изучения вахтового метода труда в экстремальных условиях Европейского Севера на предприятиях нефтегазодобычи, мы изучали групповую изоляции в социально-психологическом аспекте проблемы. Исследование проводилось весной в условиях нефтепромысла на Песчаноозерском нефтегазо-конденсатном месторождении на о. Колгуев в юго-восточном шельфовом районе Баренцева моря с режимом труда и отдыха (РТО 12*12; 52 + 52 - 12 часовые рабочие смены при длительности заезда 52 дня с последующим отдыхом 52 дня). Для уточнения динамики социально-психологических процессов на 1 - 3, 25 - 27 и 51 - 52 дни вахты производилась диагностика особенностей микроклимата в коллективе. Изучаемые группы дифференцированы по степени их изоляции: 1) работники, трудящиеся и проживающие в вахтовом посёлке (около 200 человек) - слабая степень изоляции. 2) участок нефтедобычи (30 - 40 человек) - средняя степень изоляции; 3) работники занятые на отда-
9 Майленова Ф.Г. Два лика одиночества...; Швалбе Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. - Киев: 1991.
ленных буровых вышках (около 15 человек) - сильная степень изоляции.
Методический инструментарий. Факторный опросник Р.Кеттелла (форма С), методике Hand-тест в адаптации Т.Н.Курбатовой, методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе А.С.Михалюк, А.Ю.Шалыто.
Результаты исследования. Одной из наших задач было сравнить социально - психологические показатели работников в группах, различающихся по степени социальной изоляции: слабая (200), средняя (40), сильная (15). Диагностика проводилась в начале, в середине и в конце вахтового заезда.
Сравнение социально-психологических показателей работников в группах разной степени изоляции по методике Hand-тест. Рассмотрим динамику основных показателей по методике Hand-тест в зависимости от степени изоляции группы. Сопоставим данные, полученные по результатам диагностики в конце вахты в трёх группах при помощи статистических критериев различий. Сравнивая группы слабой и средней степени изоляции, мы видим, что существуют различия в показателях категорий «Dir», «Agg», «F» на уровне значимости р<0,05, в показателях категорий «Com» и «Aff» на уровне значимости р=0,01, и в показателях категории «Ten» при р<0,001. То есть к середине вахты возрастает вероятность агрессивного и директивного поведения. Вместе с тем наблюдается статистически значимый рост показателей «F», что говорит о возрастании страха испытуемых перед агрессией со стороны других. Между группами средней и сильной степени социальной изоляции уровень значимости этих различий р = 0,001. Статистически значимый рост фактора «I» в совокупном анализе составляющих его категорий позволяет судить о защитном характере роста агрессивных реакций испытуемых в зависимости от степени изоляции, связанных с опасениями по поводу собственной независимости и ожиданием агрессии со стороны окружающих.
Показатели категорий «Com» и «Aff» свидетельствуют о том, что при усилении степени социальной изоляции общение становится всё более формальным, деловым (то есть касается в основном рабочих моментов). Если сопоставить группы слабой и сильной социальной изоляции, то в последней общение будет более формальным (р<0,05). Тем не менее, результаты позволяют судить о том, что в условиях сильной изоляции, деловые отношения подвергаются влиянию эмоционально-оценочного контекста. Другими словами, в условиях сильной социальной изоляции психологическое напряжение, существующее в межличностных отношениях и являющееся результатом «изоляционного синдрома» начинает влиять на эффективность трудового взаимодействия.
Между группами слабой, средней и сильной степеней изоляции на статистически значимом уровне (р<0,001) существуют различия в показателе тревожности. Наиболее высоким этот показатель является в условиях слабой степени изоляции, что подтверждают результаты других методик. Это может быть связано с тем, что в условиях слабой степени изоляции к концу вахты, в связи с нарастанием психологического напря-
жения человек стремится, ограничивая сферу своего общения, избежать фрустрации потребности «быть понятым другими», так как именно в этой группе максимально широкое социальное окружение, а, следовательно, и максимум возможности фрустрации вышеозначенной потребности. Данный факт и может собственно обуславливать повышенную тревожность в этой группе. В контексте нашего исследования мы рассматриваем тревожность как социально - психологический феномен, как своего рода результат накопления психологического напряжения, как симптом влияния изоляции. Тот факт, что в условиях средней степени социальной изоляции уровень тревожности имеет минимальное значение среди групп в конце вахты, вполне объясним рассмотренным нами ранее «оптимумом социального окружения». В условиях сильной степени изоляции уровень тревожности вновь возрастает. Однако, если в первой группе это результат стремления «создать» тот самый оптимум социального окружения, (то есть оградить себя от отрицательных мнений и оценок других людей, путём ограничения сферы своего общения, сведения его к формально - деловому), то в данном случае - это также результат стремления создать оптимум социального окружения, но уже связанный с потребностью расширить сферу своего общения в виду его ярко выраженного дефицита.
Сравнение удельного веса безличных категорий («Pas» и «Act») в группах средней и сильной степени изоляции позволяет судить о существенном возрастании чувствительности в межличностных отношениях и социальной восприимчивости в условиях сильной степени изоляции (различия при р = 0,05), что подтверждает выявленную конформность испытуемых данной группы, их настороженность по отношению к другим людям в конце вахты. Возрастание потребности в помощи и поддержке со стороны других в конце вахты в условиях сильной степени социальной изоляции подтверждают статистически значимые различия в показателях «Dep» (р<0,01).
Сравнение социально-психологических показателей работников в группах разной степени изоляции по методике Р.Кеттела. Следующим этапом исследования был анализ результатов применения статистических критериев различий позволяет констатировать, что по таким социально - психологическим шкалам личностного опросника Р.Кеттела как экстраверсия - интроверсия, коммуникативные свойства, эмоциональные характеристики, существуют различия на статистически значимом уровне (р<0,05) между группами разной степени социальной изоляции.
Группа испытуемых, находящаяся в условия слабой степени социальной изоляции. В целом испытуемые проявляют сдержанность в непосредственных межличностных контактах, тем не менее, они, активны, экспрессивны в социальном общении, готовы к вступлению в новые группы. В данной группе преобладает экстравертивная направленность испытуемых. В поведении в конце вахты отмечаются конформные реакции, зависимость от мнений и требований группы. Данная группа отличается открытостью, и даже чрезмерной прямолинейностью в отношениях с людьми; для испы-
туемых характерна значительная склонность к импульсивности, в сочетании с недостатком настойчивости и упорства. Эти недостатки усугубляются особенностями волевой регуляции, характерными для испытуемых в конце вахтового периода: низким уровнем умения контролировать свои эмоции и поведение в достаточной мере, являющимися результатом нарастания психологических последствий «изоляционного синдрома». Индекс дезадаптации по Н.А.Аминову в группе слабой социальной изоляции имеет самое низкое значение (0,68).
Группа испытуемых, находящаяся в условиях средней степени социальной изоляции. Эта группа отличается сдержанностью как в установлении межличностных, так и социальных контактов. Экспрессивность эмоций снижена по сравнению с группой слабой степени изоляции. Это различие существует на статистически значимом уровне (р<0,1). В характере испытуемых проявляется большая сдержанность и замкнутость, склонность к индивидуальной деятельности, что свидетельствует о повышении сдержанности как эмоциональной отстранённости в прямо пропорциональной зависимости от степени изоляции в конце вахты. Это объяснимо условиями вахты - сменная работа, проживание в условиях буровой - ориентируют работников в первую очередь на трудовую деятельность, а потом на социальные контакты, а также может быть обусловлено, во-первых, наличием «сугубо рабочего окружения», и общением непосредственно «по делу», плюс спецификой организации рабочих смен; во-вторых, наличием достаточного окружения для оптимального социального взаимодействия (общения, информационного обмена, выстраивания дружеских отношений), т.е. фактически наличием возможности удовлетворять потребность в общении при её актуализации.
В данной группе испытуемых в большей степени проявляется настороженность по отношению к людям, (что согласуется с их ориентированностью на работу, а не на общение - что есть защитный механизм), сочетаясь одновременно с гибкостью и дипломатичностью в общении - что есть результат преимущественно делового общения и наличия «оптимума социального окружения». В совокупности со снижением показателя категории неуживчивость именно для этой группы, полученные данные подтверждают предположение относительно «компенсаторной функции трудового фактора», в условиях средней степени изоляции. В эмоциональной сфере испытуемых, находящихся в условиях средней степени изоляции в конце вахты проявляется склонность к импульсивности, снижается чувствительность в межличностных отношениях, проявляется эмоциональная отстранённость (подавление экспрессивных проявлений), рациональность, практичность, уверенность в себе, спокойная адекватность в восприятии действительности, направленность на конкретную практическую деятельность (прагматизм) и на реальную действительность. Индекс дезадаптации в данной группе равен 0,74 и является средним показателем среди всех трёх групп разной степени социальной изоляции.
Группа испытуемых, находящаяся в условиях сильной степени социальной изоляции. Данная группа в конце вахтового периода характеризуется сдержанно-
стью в межличностных контактах, трудностями в непосредственном и социальном общении, склонностью к индивидуальной работе, замкнутостью и направленностью на свой внутренний мир. Категория сдержанности в конце вахты проявляется на 8% случаев больше. Эта сдержанность, замкнутость сочетается с возрастающей общительностью. Этот феномен можно объяснить в некоторой степени стремлением удовлетворить две разнонаправленные тенденции. С одной стороны - это стремление к установлению и поддержанию тесных дружеских социальных контактов, желание их иметь. С другой стороны - это желание и стремление отстраниться от мнений и оценок других, как защитная реакция. По фактору коммуникативных свойств эту группу можно охарактеризовать настороженностью по отношению к людям (что может быть результатом психологического напряжения, возникающего в малочисленной группе в конце вахтового периода). Лидерские качества, настойчивость, целеустремлённость, независимость от мнений других возрастают в конце вахты максимально, т.е. для большинства испытуемых является актуальной потребность в самоутверждении, наряду со стремлением «сохранять мир» в группе. Для данной группы, как и для других характерно подавление её членами своих эмоций и их экспрессии, но поведение индивидов в большей мере зависит от настроения. Показатели факторов N и L (подозрительность и искусственность) свидетельствуют о нарастании невротических реакций. Например, одним из проявлений невротизации является искусственная сдержанность, корректность, стремление держать людей на расстоянии и одновременно аффективное обу-славливание поведения, которое может привести к эмоциональному прорыву. Это говорит в пользу того факта, что в условиях сильной социальной изоляции психологическое напряжение нарастает значительно сильнее, а значит «изоляционный синдром» более ярко выражен.
В конце вахты в условиях сильной степени социальной изоляции процентный показатель преобладания категории дипломатичности самый высокий (91,6%). Другими словами, для данных испытуемых потребность в общении и социальных контактах имеет первостепенное значение, но они стремятся «отгородиться» эмоционально от других. Таким образом, в группах сильной степени изоляции одновременно проявляются и ярче выражены, чем у других групп, два аспекта: дефицит разнообразия общения и депривация потребности в уединении. Сравнение индекса дезадаптации показывает его увеличение в зависимости от усиления степени изоляции. В результате следует отметить, что по проявлению психофизиологической дезадаптации, усложнения межличностных отношений в группе, группой риска является группа сильной степени изоляции.
Социально - психологический климат в вахтовых бригадах в условиях экологически замкнутых систем и его сравнительный анализ в бригадах разной степени групповой изоляции. Вторым этапом исследования было изучение социально - психологического климата у нефтяников. Методика изучения социально -психологического климата в трудовом коллективе А.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто позволяет выяснить
эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе по критериям привлекательности, желания работать и знания особенности членов коллектива.
Индекс среднегрупповой оценки эмоционального компонента социально-психологического климата снижается к концу вахты. Таким образом, привлекательность нахождения в коллективе значительно снижается к окончанию срока вахты, и человеку уже менее приятны люди, с которыми он вместе находится, атмосфера группы и весь рабочий коллектив в целом. Индекс среднегрупповой оценки когнитивного компонента социально-психологического климата группы растет к середине вахты, а от середины к концу вахты он остается практически на том же уровне, поэтому можно сделать вывод о том, что к середине вахтового периода растет интерес к познанию особенностей членов коллектива, желание лучше узнать друг друга, к концу же вахты этот интерес снижается. Индекс среднегрупповой оценки поведенческого компонента социально-психологического климата к середине вахты статистически значимо снижается, а от средины к концу вахты этот показатель повышается. Если анализировать этот компонент от начала к концу вахты, индекс групповой оценки статистически значимо снижается с 1,092 + 0,094 до 0,803 + 0,079, средние отличаются с достоверностью р=0,016. Таким образом, желание работать в данном коллективе, общаться с членами коллектива в сфере досуга к середине растет. А к окончанию рабочей вахты люди устают от общения с одним и тем же кругом лиц, работать и отдыхать вместе им становится не комфортно.
Анализируя динамику индекса среднегрупповой оценки производственной установки от начала к концу вахтовой смены, можно говорить о том, что производственная установка, иными словами отношение к работе, в первой половине вахты положительные, а к концу вахты - отрицательные. Анализ данных полученных при изучении социально - психологического микроклимата групп испытуемых позволяет утверждать, что в начале вахты сотрудники оценивают свой коллектив более позитивно, чем в конце вахты с точки зрения всех трёх компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого. Дисперсионный анализ показывает, что существуют различия в оценках социально -психологического климата между группами испытуемых в зависимости от степени социальной изоляции (вахтовый поселок, участок нефтедобычи и отдаленная буровая установка).
Показатель эмоционального компонента микроклимата достоверно выше в группе вахтового поселка, чем на участке нефтедобычи (р < 0,06) и буровой установке (р < 0,02), т.е. больший состав изолированной группы позволяет сохранять привлекательность нахождения в коллективе даже к окончанию экспедиционного периода. Чем сильнее степень социальной изоляции, тем негативнее эмоциональная оценка коллектива испытуемыми в конце вахты.
Показатель когнитивного компонента микроклимата на участке нефтедобычи выше, чем в вахтовом поселке (р < 0,04), и значимо выше, чем на удаленной буровой установке (р < 0,01). Следовательно, интерес к познанию членов коллектива, желание лучше узнать
друг друга снижается. Группа, состоящая из 50 человек, является наиболее оптимальной для поддержания интереса друг к другу.
Показатель поведенческого компонента микроклимата в вахтовом поселке и на участке нефтедобычи примерно одинаков, а на удаленной буровой установке - ниже. В малых группах (количеством 20 человек) комфортность наименьшая; чем меньше рабочий коллектив, тем меньше желание работать в нем на протяжении длительного времени, общаться с членами коллектива в сфере досуга. Нефтяники устают друг от друга, общаться и отдыхать вместе им становится некомфортно. Показатель производственного компонента микроклимата достоверно выше в вахтовом поселке (р < 0,001), чем на участке нефтедобычи. Отношение к работе, к своим обязанностям становится резко отрицательным. В итоге степень социальной изоляции воздействует на оценку микроклимата.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в среднем по всей выборке привлекательность нахождения в коллективе значительно снижается к окончанию срока вахты, к середине вахтового периода растет интерес к познанию особенностей членов коллектива, желание лучше узнать друг друга, к концу же вахты этот интерес снижается. Также к середине вахты растет желание работать в данном коллективе, общаться с членами коллектива в сфере досуга, однако к окончанию рабочей смены люди устают от общения с одним и тем же кругом лиц. В первой половине вахты отношение к работе в целом положительное, но к концу вахты оно становится отрицательным. Снижение показателей социально-психологичес-кого климата усугубляется степенью групповой изоляции, которая особенно влияет на поведенческий, эмоциональный и производственный компоненты. Чем меньше коллектив работающих в изолированных условиях, тем менее ком-
фортно ощущают себя его члены, вынужденные жить и работать вместе длительное время. Таким образом, выяснилось, что степень групповой изоляции влияет на характер межличностных отношений в группе вахтовиков и на социально - психологический климат.
В связи с этим необходимо обратить внимание на подготовку вахтового персонала и его психологическое сопровождение на протяжении всей вахты, которое может включать проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков, разрешения конфликтов, эффективного общения и личной эффективности. Кроме того, необходимо более тщательно подбирать персонал для работы в условиях групповой изоляции. Для этого следует осуществлять профотбор не только по профессионально важным качествам, но и по совместимости. Поскольку вахтовики не только длительное время работают, но и проживают в условиях изоляции необходимо подбирать бригады по всем уровням совместимости. Особое внимание надо обращать на совместимость работников при расселении, чтобы минимизировать эмоциональное напряжение, тревожность и напряжённость в межличностных отношениях, наступающих к концу вахты. Стабильность взаимоотношений в экстремальных условиях определяется интеллектуальным, эмоциональным и волевым единством членов изолированной группы (В.Н.Мясищев, В.И.Лебедев, О.Н.Кузнецов)10. Учитывая влияние степени групповой изоляции, необходимо особое внимание формированию групп и бригад, работающих на буровой, т.е. в условиях высокой степени групповой изоляции.
10 Лебедев В.И. Личность в экстремальных .; Новиков М.А. Психодиагностические и экопсихологические аспекты.; Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества ..
OILMEN' GROUP ISOLATION AT ROTATION WORK IN THE NORTH
© 2009 N.N.Simonova°
Pomorsky state university named after M.V.Lomonosov, Arkhangelsk
The article deals with the studying of the group isolation influence on the individual and collective subject of rotation work in Zapolyariye oil and gas extraction complex. The research results on the island Kolguev show that the motivation-demand sphere of a personality, interpersonal relations, social and psychological climate significantly change in conditions of the group isolation in rotation dynamics. They also depend a lot on the degree of the group isolation.
Keywords: rotation work method, group isolation, social and psychological climate, motivation-demand sphere.
o
Simonova Natalya Nikolaevna, Cand. Sc. in Psychology, acting Head of the Psychology department. E-mail: [email protected]