Научная статья на тему 'Групповая деятельность студентов как форма организации формирующего оценивания'

Групповая деятельность студентов как форма организации формирующего оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GROUP ACTIVITY / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / FORMATIVE ASSESSMENT / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL COOPERATION / КРИТЕРИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ / CRITERIA OF THE FORMATIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суфиах Раед

В статье рассматриваются результаты исследования влияния различных форм групповой работы на развитие рефлексивно-оценочных умений студентов: знание и понимание явлений, понимание и использование методов научного познания, умение устанавливать связи между понятиями и явлениями, применение полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, презентация и структурирование информации, интенсивность и осмысленность проблем. Акцентируется внимание на специфике организации формирующего оценивания в групповой учебно-профессиональной деятельности студентов в контексте взаимодействия субъектов различных культур. Рассматривается система форм формирующего оценивания, предполагающая организацию занятий, предусматривающих коллективные способы взаимодействия обучаемых и обучающих, построенных по принципу ориентации на осмысление, планирование, выполнение и оценку заданий студентов по конструированию позитивного диалога культур. Выделены факторы успешности реализации экспериментальной программы: общность групповых целей и ценностей, на основе которых у различных членов группы формируется сходная оценка ситуации культурного разнообразия России и Сирии; возможность сравнения разных позиций, что позволяет студентам оценить свои возможности; изменение критериев оценки и отношения испытуемого к идеям и личности его партнёра; изменение способов достижения совместных целей; включение развивающей системы групповых организационных форм, методов, средств и учебно-методических материалов, используемых в совместной деятельности преподавателя и студентов. В статье освещается содержание этапов эксперимента по развитию рефлексивных умений студентов в процессе учебного взаимодействия. Дается характеристика образовательных проектов, подготовленных студентами: традиции семейного воспитания в Сирии и России, система образования двух стран перспективы сотрудничества, современная музыкальная и художественная культура школьников. Описаны различные групповые методы формирующего оценивания: критериальное взаимооценивание; групповая оценка выполнения проекта; аукцион открытых вопросов и ответов, взаимоконтроль, контрольный опрос студентов с включением игровых элементов, диспут, мнемотурнир. Акцентируется внимание на интеграцию различных форм групповой работы и процесса формирующего оценивания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суфиах Раед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT GROUP ACTIVITY AS A FORM OF ORGANIZATION OF FORMATIVE ASSESSMENT

The article analyzes the results of research of influence of various forms of group work on the development of reflexive and estimated abilities of students considered as knowledge and comprehension of the phenomena, understanding and use of methods of scientific knowledge, ability to establish connection between concepts and the phenomena, application of the gained knowledge and abilities into professional activity, presentation and structuring of information, intensity and comprehension of problems. The attention is focused on specifics of the organization of the formative assessment in group educational and professional activity of students in the context of interaction between various cultures. The system of forms of the formative assessment that assumes the organization of the classes providing collective ways of interaction between trainees and trainers, built on the principle of orientation to comprehension, planning, performance and assessment of students’ tasks on designing of positive dialogue of cultures is considered. Factors of success of implementation of the experimental program are allocated which include common group goals and values. On their basis various group members form similar assessment of cultural diversity of Russia and Syria. The possibility to compare different positions which allow students to estimate their abilities. The change of criteria of an assessment and examinee’s attitude towards the ideas and identity of his partner. The change of ways of achievement of the joint purposes. Implementation of the developing system of the group organizational forms, methods, means and educational and methodical materials used in joint activity of the teacher and students. The article highlights the content of stages of the experiment on development of reflexive abilities of students in the course of educational interaction. The characteristic of the educational projects prepared by students is presented: traditions of family education in Syria and Russia, an education system of two countries cooperation prospects, modern musical and art culture of school students. Various group methods of the formative assessment are described: criterial mutual assessment; group assessment of implementation of the project; auction of open questions and answers, mutual control, control poll of students including game elements, debates, mnemonic contests. The focus is made on the integration of various forms of group work and the process of the formative assessment of students.

Текст научной работы на тему «Групповая деятельность студентов как форма организации формирующего оценивания»

УДК 159.9 ББК 88.5

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Р. Суфиах

90

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования влияния различных форм групповой работы на развитие рефлексивно-оценочных умений студентов: знание и понимание явлений, понимание и использование методов научного познания, умение устанавливать связи между понятиями и явлениями, применение полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, презентация и структурирование информации, интенсивность и осмысленность проблем. Акцентируется внимание на специфике организации формирующего оценивания в групповой учебно-профессиональной деятельности студентов в контексте взаимодействия субъектов различных культур. Рассматривается система форм формирующего оценивания, предполагающая организацию занятий, предусматривающих коллективные способы взаимодействия обучаемых и обучающих, построенных по принципу ориентации на осмысление, планирование, выполнение и оценку заданий студентов по конструированию позитивного диалога культур. Выделены факторы успешности реализации экспериментальной программы: общность групповых целей и ценностей, на основе которых у различных членов группы формируется сходная оценка ситуации культурного разнообразия России и Сирии; возможность сравнения разных позиций, что позволяет студентам оценить свои возможности; изменение критериев оценки и отношения испытуемого к идеям и личности его партнёра; изменение способов достижения совместных целей; включение развивающей системы групповых организационных форм, методов, средств и учебно-методических материалов, используемых в совместной деятельности преподавателя и студентов. В статье освещается содержание этапов эксперимента по развитию рефлексивных умений студентов в процессе учебного взаимодействия. Дается характеристика образовательных проектов, подготовленных студентами: традиции семейного воспитания в Сирии и России, система образования двух стран - перспективы сотрудничества, современная музыкальная и художественная культура школьников. Описаны различные групповые методы формирующего оценивания: критериальное взаимооценивание; групповая оценка выполнения проекта; аукцион открытых вопросов и ответов, взаимо-

контроль, контрольный опрос студентов с включением игровых элементов, диспут, мнемотурнир. Акцентируется внимание на интеграцию различных форм групповой работы и процесса формирующего оценивания студентов.

Ключевые слова: групповая деятельность, формирующее оценивание, рефлексия, учебное сотрудничество, критерии формирующего оценивания.

STUDENT GROUP ACTIVITY AS A FORM OF ORGANIZATION OF FORMATIVE ASSESSMENT

I R. Soufiah

Abstract. The article analyzes the results of research of influence of various forms of group work on the development of reflexive and estimated abilities of students considered as knowledge and comprehension of the phenomena, understanding and use of methods of scientific knowledge, ability to establish connection between concepts and the phenomena, application of the gained knowledge and abilities into professional activity, presentation and structuring of information, intensity and comprehension of problems. The attention is focused on specifics of the organization of the formative assessment in group educational and professional activity of students in the context of interaction between various cultures. The system of forms of the formative assessment that assumes the organization of the classes providing collective ways of interaction between trainees and trainers, built on the principle of orientation to comprehension, planning, performance and assessment of students' tasks on designing of positive dialogue of cultures is considered. Factors of success of implementation of the experimental program are allocated which include common group goals and values. On their basis various group members form similar assessment of cultural diversity of Russia and Syria. The possibility to compare different positions which allow students to estimate their abilities. The change of criteria of an assessment and examinee's attitude towards the ideas and identity of his partner. The change of ways of achievement of the joint purposes. Implementation of the developing system of the group organizational forms, methods, means and educational and methodical materials used in joint activity of the teacher and students. The article highlights the content of stages of the experiment on development of reflexive abilities of students in the course of educational interaction. The characteristic of the educational projects prepared by students is presented: traditions of family education in Syria and Russia, an education system of two countries - cooperation prospects, modern musical and art culture of school students. Various group methods of the formative assessment are described: criterial mutual assessment; group assessment of

91

implementation of the project; auction of open questions and answers, mutual control, control poll of students including game elements, debates, mnemonic contests. The focus is made on the integration of various forms of group work and the process of the formative assessment of students.

Keywords: group activity, formative assessment, reflection, educational cooperation, criteria of the formative assessment.

92

Проект «Формирующее оценивание в вузе» разрабатывается на кафедре педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета и направлен на апробацию разных форм развития рефлексивных способностей студентов.

Творческая группа магистрантов и аспирантов разрабатывает отдельные технологии формирующего оценивания: групповые, интерактивные, рефлексивно-оценочные. В настоящее время происходит внедрение групповых форм формирующего оценивания.

Групповой уровень исследования проблемы организации формирующего оценивания предполагает изучение социально-психологических процессов в условиях работы студен -тов в группах разного состава и направленности.

Специфика организации формирующего оценивания в групповой учебно-профессиональной деятельности студентов является на сегодняшний день актуальной проблемой в контексте взаимодействия субъектов различных культур, поиска совместного решения проблемной ситуации, проявления активности и осуществления необходимых изменений при решении задачи и рефлексии учебных достижений.

Для реализации цели развития рефлексивно-оценочных умений студентов осуществлялась разработка критериального аппарата исследования, моделировалась групповая деятельность участников эксперимента. При разработке экспериментальной программы мы предположили, что процесс формирующего оценивания студентов в условиях реализации спецкурса «Диалог культур Сирии и России» требует иной, по сравнению с традиционным обучением, организации занятий в группе. Приоритет отдавался целям творческой реализации студента, затем — формам и методам оценивания, позволяющим не только организовать плодотворную совместную деятельность, но и обучить методам и средствам сотрудничества. Мы предположили также, что на развитие сотрудничества влияет как уровень внутригрупповой интеграции студентов и взаимопонимания между ними, так и уровень внешних требований, задаваемых преподавателем и направленностью групповой оценочной деятельности.

По мнению М.А. Пинской, формирующее оценивание (formative assessment) встроено в процесс преподавания и учения и является их существенной частью; предполагает обсуждение и общее признание учебных целей обучающим и обучающи-

мися; вовлекает их в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь; укрепляет уверенность в том, что каждый может добиться улучшений; способствует развитию рефлексии данных оценивания [1].

Для развития навыков сотрудничества была разработана система форм формирующего оценивания, которая предполагала организацию занятий, взаимосвязанных во времени и пространстве, предусматривающих коллективные способы взаимодействия обучаемых и обучающих, построенных по принципу ориентации на осмысление, планирование, выполнение и оценку заданий студентов по конструированию позитивного диалога культур. Такими формами взаимодействия являлись оценочные листы, диагностические карты, презентации.

Успешность реализации экспериментальной программы была обусловлена следующими факторами:

• общностью групповых целей и ценностей, на основе которых у различных членов группы формируется сходная оценка ситуации культурного разнообразия России и Сирии;

• возможностью сравнения разных позиций, что позволяет студентам оценить свои возможности;

• изменение критериев оценки и отношения испытуемого к идеям и личности его партнёра по творчеству;

• изменение способов достижения совместных целей;

• включение развивающей системы групповых организационных форм, методов, средств и учебно-методических материалов, используемых в совместной деятельности преподавателя и студентов.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа. Целью первого этапа являлась стимуляция мотива-ционной установки студентов экспериментальной группы на процесс развития сотрудничества, включение студентов в организацию этого процесса. Мы использовали профессионально-значимый материал и специально организованные формы групповой деятельности, позволяющие активизировать мотивы понимания диалога культур Сирии и России.

На данном этапе студентами осуществлялось выстраивание совместно с преподавателем приоритетов и сфер своего внимания, примерное определение форм и методов осуществления данной деятельности; тактических и стратегических целей. Студенты знакомились с сутью и содержанием поисковой творческой деятельности, с особенностями ее реализации, специфическими формами и методами групповой работы и т.п. Важным показателем групповой работы студентов явилось проявление рефлексивности — интенсивности, с которой члены группы коллективно задумывались об основных групповых целях, стратегиях взаимодействия, возможностях развития и понимания культуры разных народов.

Для развития сотрудничества в данном исследовании мы также предложили студентам после каждого занятия проводить самооценку собственных учебных действий, а также оценку друг друга по трем уровням: низкий, средний и высокий (по заранее выделенным критериям). Знание студентами данных критериев при проведении самооценки выполненного совместного задания позволило формироваться важному

93

ВЕК

94

компоненту — осознанию собствена ных возможностей через рефлексию.

Такого рода деятельность после каждого занятия сформировала не только обратную связь (оценку одно-группников), которая проясняла для каждого студента его возможности и ограничения, но и констатировала уровень развития взаимопонимания, надежно закрепляла в сознании ведущие ориентиры групповой работы.

Целью второго этапа было включение студентов в разнообразные формы групповой деятельности. На этой стадии акцент делался на использовании преподавателем различных групповых способов, методов формирующего оценивания: критериальное взаимооценивание; групповая оценка выполнения проекта; аукцион открытых вопросов и ответов, взаимоконтроль, контрольный опрос студентов с включением игровых элементов, диспут, мнемотурнир и другие.

Многообразие форм творческих и развивающих упражнений, вопро-сно-развивающих бесед, бесед-дискуссий, деловых и ролевых игр не только усиливало мотивацию студентов к раскрытию творческих возможностей, но и имело реальный результат в виде приращения таких личностных образований, как наблюдательность, активность, инициативность, аргументированность в изложении собственного мнения, рефлексивность по отношению к собственному знанию (незнанию) и компетентности группы в целом. Эффективность данного этапа обеспечивалась за счет обеспечения приоритета рефлексивных и творческих форм работы в группе, повышения инициативности студентов.

Третий этап был направлен на реализацию активной поисковой деятельности по изучению истории русской и сирийской культур, опирающейся на многообразие собственно культурных фактов и сведений, включающих характеристику специфики, закономерностей и особенных черт ее развития, сложных взаимоотношений с социально-политической историей и конкретными видами культуры.

В ходе проведения формирующего эксперимента важная роль отводилась оценке образовательных проектов, подготовленных студентами: традиции семейного воспитания в Сирии и России, система образования двух стран — перспективы сотрудничества, современная музыкальная и художественная культура школьников и др. Апробирование моделей групповых занятий по спецкурсу «Диалог культур Сирии и России» способствовало развитию навыков оценки содержания и презентации проектов в процессе группового обсуждения.

Содержание экспериментального курса включало характеристику истоков и факторов развития русской и сирийской культуры (язычество, географическая среда, христианство, социально-политические связи, традиции семейного воспитания, противоречия в методах обучения и воспитания школьников) и осмысление их влияния на формирование специфических черт национальной духовности, противоречивого и двойственного характера менталитета национальной культуры. Методическую основу курса составили разработки занятий, с указанием конкретных методик и технологий групповой работы.

ВЕК

Результаты экспериментальной работы позволяют утверждать, созданные условия групповой работы способствовали развитию навыков рефлексии и сотрудничества студентов. Рефлексия содержательного и эмоционального характера являлась обязательным элементом групповой работы. Она осуществлялась двумя способами: письменный опрос и устный обмен мнениями.

В первом случае вопросы были направлены на оценку индивидуальных достижений студента: что удалось реализовать в проекте, самые удачные варианты и способы решения, пожелания себе и группе и др.

Во втором случае все участники групповой работы по очереди рассказывали о своих впечатлениях по выполнению заданий по схеме критериального оценивания: знание и понимание событий, исторических фактов народов Сирии и России; понимание и использование методов научного познания при воссоздании той или иной ситуации; умение устанавливать связи, выделять общее и особенное в культуре двух стран; применение полученных знаний и умений в профессиональной деятельности

(анализ и интерпретация текстов, умение подбирать материал, выделять ключевые проблемы, интерпретировать информацию); презентация и структурирование информации.

Главным критерием успешности групповой работы является рефлексивность — интенсивность, с которой студенты вместе определяют групповые цели, стратегии выполнения задания; осмысленность проблем, возникающих в процессе работы; уровень представленности планирования групповой деятельности.

Таким образом, интегрирование различных форм групповой работы в процесс формирующего оценивания является важным фактором развития самооценки учебных достижений студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие [Текст] / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264 с.

REFERENCES

1. Pinskaia M.A., Formiruiushchee otseniva- 95 nie: otsenivanie v klasse, Moskow, 2010, 264 p.

Суфиах Раед, аспирант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования,

Московский педагогический государственный университет,s.raed@yandex.ru Soufiah Raed, Post-graduate Student, Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Moscow State Pedagogical University, s.raed@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.