Научная статья на тему 'Группа мотивов изменения внешнего облика человека в русской народной волшебной сказке: типы и функции'

Группа мотивов изменения внешнего облика человека в русской народной волшебной сказке: типы и функции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2311
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краюшкина Татьяна Владимировна

Статья посвящена группе мотивов изменения внешнего облика человека в русской народной волшебной сказке. В фольклористике эта группа мотивов выделяется впервые; анализируются указанные мотивы и их место в сказочном фольклоре. В статье сделан вывод о том, что идеальным для сказки является человеческий облик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Краюшкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Группа мотивов изменения внешнего облика человека в русской народной волшебной сказке: типы и функции»

5 Le Robert. Dictionnaire des expressions et locutions / A. Rey et S. Chantreau. - P., 1997.

6 Фразеологический словарь русского языка / под. ред. А. И. Молоткова. - М., 1987; Жост, М.-Л. Учебный русско-французский фразеологический словарь / М.-Л. Жост,

A. И. Молотков. - М., 2001.

7 Новый большой французско-русский фразеологический словарь / под ред.

B. Г. Гака. - М., 2005.

8 См.: Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М., 1989.

- C. 141.

9 Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М., 1989. - C. 416.

10 См.: Ашукин, Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. - М., 1988. - C. 48.

Т. В. Краюшкина

ГРУППА МОТИВОВ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ: ТИПЫ И ФУНКЦИИ

Статья посвящена группе мотивов изменения внешнего облика человека в русской народной волшебной сказке. В фольклористике эта группа мотивов выделяется впервые; анализируются указанные мотивы и их место в сказочном фольклоре. В статье сделан вывод о том, что идеальным для сказки является человеческий облик.

Ключевые слова: мотив, волшебная сказка, русский фольклор.

Мотивы состояний тела героя-человека в русской народной волшебной сказке делятся на пять основных групп: признаки тела; экстерорецептивные ощущения и примыкающие мотивы; органические ощущения, физиологические потребности организма и примыкающие мотивы; особые состояния тела; изменения внешнего облика. Одни из анализируемых мотивов (их большинство) являются отражением существующих у людей состояний тела. Это признаки тела (за исключением мотивов получения красоты и молодости); экстерорецептивные ощущения; органические ощущения, физиологические потребности организма; болезнь, исцеление, обморок, смерть, опьянение; мотивы «быть одетым и обутым», нагота, маскарад. Другие мотивы (их меньше) принадлежат области сказочной фантастики (оборотничество, особенный сон, получение красоты и молодости).

В группу мотивов состояний изменения внешнего облика входят оборотничество, мотивы «быть одетым» и «быть обутым», маскарад, нагота, обнажение и заголение, прятки. Мотивы оборотничества и «быть одетым» и «быть обутым» в сказке используются чаще, а мотивы маскарада, наготы, обнажения, заголения и пряток - реже.

Как правило, трансформацию внешнего облика претерпевают главные герои и героини сказок. Изменение облика антагонистов или второстепенных персонажей в сказке дано или как необходимое условие перемены облика главного персонажа, или же как наказание. Сказка выделяет три основных вида оборотничества - высокое (которое своими корнями восходит к тотемизму), оборотничество героев, принадлежащих нашему миру, и низкое оборотничество (возникает позже двух первых типов, когда животное в системе мировосприятия стоит ниже человека). Высокое оборот-ничество характерно для героев, принадлежащих иному миру. При высоком оборот-ничестве герой (животное, птица, земноводное, насекомое) вступает в брак с человеком, принимает человеческий облик. После нарушения супругом запрета или (реже)

по другим обстоятельствам герою возвращается его животный облик или он сам принимает его. Супруг-человек отправляется на поиски, после ряда приключений человеческий облик супругу-тотему возвращается. Для высокого оборотничества характерна четырехсоставная модель превращения: тотемное животное - человек -тотемное животное - человек. Реже встречается и трехсоставная (усеченная) модель: тотемное животное - человек - тотемное животное.

Второй вид оборотничества - оборотничество героя, не принадлежащего иному миру. Это оборотничество в сказках бывает двух типов. При первом герой добровольно меняет облик (сам или с помощью другого персонажа) или же героя превращает в животное антагонист. При первом типе герой без труда возвращает себе человеческий облик, а при втором ему требуется помощь другого человека (какого-нибудь родственника, чаще всего - супруга (супруги) - будущего или настоящего).

При первом типе оборотничества (и при высоком изменении облика) герой, чтобы поменять свой облик, должен совершить какое-либо физическое действие: удариться о землю (т. е. разбить первоначальный облик), перекувыркнуться (изменение положения тела в пространстве, изменение верха и низа, по логике сказки, приводит к изменению внешнего облика).

Герой-человек при превращении его другим персонажем в животное или в неодушевленные предметы никогда самостоятельно в традиционной сказке прежний облик не возвращает: ему нужна помощь другого персонажа, способного оборачивать, принадлежащего к другому миру. Для сказок, в которых оборотничество происходит против воли героя, характерна следующая модель превращений: человек -животное (птица) - человек. Чтобы вернуть превращенным героям первоначальный облик, их родственники должны совершить некоторое физическое действие. Но для сказок с этим типом оборотничества возможна и усеченная модель: человек - животное (птица). В этом случае превращение в животное является наказанием антагониста.

Для русской народной волшебной сказки характерны следующие способы изменения облика: через удар (о землю, пощечину, кнутом); волшебные капли, кольцо и другие чудесные предметы; съедение части тела животного или выпивание воды из следа животного. Изменение облика и возвращение человеческого обличья в русской народной волшебной сказке может происходить по одной и той же причине: герой съедает ягоды с одного куста, и у него вырастают рога, съедает ягоды с другого куста - рога исчезают. Но облик может изменяться с помощью одного способа и возвращаться с помощью другого. Прежний облик возвращается герою после кувыркания (одного из архаических подтипов оборотничества).

Герой (если его образ исторически не восходит к тотему) всегда в начале сказки дан в облике человека. Трансформация человеческого облика героя является одной из составляющих развития сюжета. Человеческий облик героя может меняться следующим образом: дурак может стать богатырем, красавцем (т. е. происходит изменение низкого облика на высокий).

В сказке на сюжет Сивко-Бурко1 герой меняет свой облик и удивляется: «От-кудова что взелося - стал я могучий, сильный богатырь»2. Меняется не только внешний вид героя, но и его внутренняя сущность: «Ваня залез в лево ухо, вылез в право и сделался богатырем, приобрел все богатырские приемы. Ваня сам удивился

- откуда что взялось»3.

Сказки с мотивом оборотничества могут быть сгруппированы и таким образом: в первую группу вошли сказки о чудесных супругах, во вторую - сказки о богатырях и героях, получивших чудесные предметы, в третью - сказки о чудесных помощниках, в четвертую - об антагонистах и персонажах, не вошедших в первые три груп-

пы. Сказки каждой из выделенных групп объединяет общая цель, достижению которой способствует оборотничество.

Так, в сказках о чудесных супругах жених и невеста вступают в брак и убегают от преследователей. Богатыри используют способность к оборотничеству, чтобы подслушать тайный разговор антагонистов и этим предупредить свою гибель и гибель своих братьев. Герой, получивший чудесный предмет, также спасает своего брата от невольного оборотничества. В третьей группе сказок чудесные помощники благодаря оборотничеству помогают герою добыть невесту и спасают его от смерти. Для четвертой группы сказок характерно соревнование в оборотничестве между героем и антагонистом, которое, как правило, приводит к уничтожению антагониста.

Если мотив оборотничества в русских народных волшебных сказках может служить нескольким целям, то для оборотничества вообще характерны следующие модели:

1) возрастное оборотничество: превращение молодого мужчины в старика, старухи - в молодую женщину;

2) принятие облика другого ролевого плана (герой, будь он крестьянский сын или царевич, может принимать облик монаха, мельника, пастуха и др.);

3) изменение сущности: превращение в животное (птицу) или неодушевленный предмет (в цветы, церковь, речку) или окаменение тела.

Основные характеристики оборотничества связаны со временем. Так, прослеживается связь со временем суток: днем герой находится в зверином или птичьем обличье, а ночью принимает человеческий облик. Оборотничество связано и с определенным временным (годовым или состоящим из нескольких лет, то есть продолжительным) циклом, который не завершается из-за того, что супруг-человек уничтожил шкурку чудесного супруга. Чудесный супруг улетает в иной мир не в тот же самый миг, как его шкурка уничтожена, а лишь тогда, когда узнает об этом.

Оборотничество связано не только со временем, но и с пространством. Так, принятие иного облика происходит тайно, в особом закрытом пространстве. Г ерой, изначально нашему миру не принадлежащий, связан с ним через звериный (птичий) облик. Как только эта связь нарушается, так сразу же герой перемещается в иное пространство.

Для сказок о чудесном супруге и для сказок об антагонистах характерна парность. Так, жених и невеста принимают связанные между собой образы: старика и старухи, монаха и церкви. Морской царь превращается в существо, которое может их уничтожить: если жених и невеста превращаются в уток, то их антагонист становится орлом или ястребом. Колдун принимает образы тех птиц и животных, которые могут уничтожить ученика в образе карася или кольца. В сказке на сюжет Чудесное бегство невеста, спасаясь от преследователей, «ударилась об землю, сделала речку быструю из его <...>, а сама сделалась белой лебедицею и по речке плавала»4.

Согласно логике сказки, человеческое тело легко трансформируется в другое состояние - герой принимает облик животного, птицы, рептилии, насекомого. Сказка отмечает, что изменение облика не влияет на сущность героя. Смена облика не приводит и к изменению сознания: человек остается по своей сущности человеком. Герой лишь внешне становится зверем. Человеческое тело с легкостью становится неодушевленным предметом и возвращается к первоначальному облику. Сказка отражает интересную закономерность: целое и часть целого равны (это видно из того, что герой, оборачиваясь, рассыпается многими зернами, а потом из одного зерна снова становится человеком).

Мотив добывания одежды или обуви невесты и мотив одежды для свадьбы других героев (или так или иначе связанный с заключением брака) занимают в рус-

ской народной волшебной сказке одно из ведущих мест среди мотивов состояний тела героя-человека.

В сказке на сюжет Три подземных царства одежда царевен выполняет функцию знака, благодаря которому они понимают, что солдат в городе, а не на том свете. Генералы заставляют царевен сказать царю, что это они их спасли, царь готовит свадьбу. Дочери говорят отцу: «— Што вот што, папаша, ковда оне нас сумели достать, и пускай нам достанут чулки, которые у нас на том свете были»5.

В волшебной сказке мотив свадебной одежды и одежды для свадьбы выполняет две основные функции: во-первых, действия, с ними связанные, служат для развития сюжета, во-вторых, является показателем богатства или бедности героев. Состояние тела, которое условно обозначено как «быть обутым и одетым (или стремиться к этому состоянию)», состоит из следующих подтипов: украсть невесту с помощью обуви или одежды героини; получить доступ к невесте; добыть, сшить подвенечное платье; метить жениха или невесту; нарядиться; быть одетым и обутым.

Мотив «быть одетым (или стремиться к этому состоянию)» (не связанный с заключением брака) в русских народных волшебных сказках может влиять на развитие сюжета волшебной сказки или быть одним из сопутствующих мотивов, не играющих роли для развития сюжета. В этом случае он является характеристикой героя, показателем его бедности, богатства или улучшения материального благополучия. Этот мотив имеет огромное множество подтипов. Герой получает одежду в результате дарения, продажи, подмены от другого персонажа или если он ее покупает сам. Мотив «быть одетым» в свою очередь распадается на две подгруппы: «быть одетым + признак одежды» и «быть одетым + действие, связанное с одеждой, в которую герой одет». В первом случае мы выделили следующие признаки одежды: «быть одетым», «быть одетым хорошо», «быть одетым лучше, чем прежде», «быть одетым лучше, чем другие, равные прежде», «быть одетым плохо», «быть одетым в подходящую одежду», «быть одетыми одинаково», «быть одетым в теплую или худую одежду», «быть одетым, чтобы скрыть наготу», «быть одетым лишь в эту одежду», «быть одетым по возрасту», «быть одетым в траур», «быть одетым для узнавания». Во втором случае выявлены подтипы: «быть в одежде и выполнить действие, связанное с этой одеждой», «быть одетым и подвергнуться действию» и «подвергнуться действию от другого в одежде».

Мотив маскарада в русской народной волшебной сказке имеет следующие особенности. Положительные герои понижают свой социальный статус переодеванием, отрицательные персонажи - повышают (слуга - переодевается в царевича). Маскарад в сказке является основной составляющей смены социального статуса. Маскарад в сказке выполняет следующие основные функции. Он служит для опознавания истинного героя, помогает спрятаться, сохранить тайну своего происхождения (или другого истинного положения вещей) или жизнь. Одним из отличий маскарада от оборотничества можно считать то, что при помощи маскарада изменяется еще и социальный статус героя.

Переодевание героя или героини, как правило, выстраивается по следующей модели: обычное состояние - принятие облика низкого социального статуса - определение себя в этом статусе в чужом пространстве и выполнение действий, характерных для высокого статуса (битва со змеем - у героя, презентация себя как красавицы - для героини) - принятие облика высокого социального статуса как доказательство выполнения действий именно героем (или героиней), а не кем-то другим.

Одной из особенностей маскарада является его тайность: смена облика героя остается в тайне или о ней знает только один человек, который тайну всегда сохра-

няет - это помогающий добыть одежду другого статуса персонаж или тот персонаж, с которым происходит обмен обликами.

Существует прикрепление облика героя к определенному локусу: герой сохраняет тайну своего облика в том пространстве, в котором находится в данный момент,

- будь то его родная деревня или чужое государство. Нахождение в пространстве всегда продолжительно: герой там живет. Но если герой находится в пространстве временно (например, переодетая в красивую одежду героиня - в церкви, богатырь -на поле боя), то там он являет свою принадлежность высокому статусу, сохраняя свою анонимность.

Героиня сказки на сюжет Свиной чехол убегает из родного дома от отца, решившего жениться на ней. Она меняет облик - надевает свиной чехол: в своем пространстве принимает чужой облик. В чужом облике она приходит в чужое пространство (другой город, другое государство) и нанимается в услужение в богатый дом. Героиня трижды отправляется на бал, изменяя облик с низкого на высокий (надевает чудесные платья, подаренные ей отцом): происходит еще одна смена чужого облика (свиного чехла) для героини на чужой облик (в чудесных платьях) для того пространства, где она сейчас живет. В девушку влюбляется сын хозяина дома, в котором она работает. Герои женятся. Героиня возвращает себе облик, изначально свойственный ей. Налицо взаимосвязь пространства и внешнего облика героини.

Герой или героиня и второстепенные персонажи могут с помощью маскарада принимать облик низшего или высшего социального статуса, в сравнении с тем статусом, который они имеют на самом деле. Как правило, герой или героиня с помощью маскарада принимают облик своего пола.

Для мотива маскарада характерна следующая черта: переодетого героя в традиционной сказке никогда не узнают в новом облике, его воспринимают как персонаж, чей облик он принял. Мужской маскарад, как и женский, может снижать или повышать социальный статус героя или персонажа. Изменение облика героя (переодевание) может происходить с согласия или против воли героя.

Прибегая к маскараду, герои изменяют свой социальный статус или пол. Все окружающие (как правило) не замечают подмены и ведут себя с ними так, как следует вести с представителями принятого при маскараде статуса и пола. Маскарад может быть добровольным или навязанным. При добровольном маскараде герой без труда возвращается к настоящему облику, а при навязанном маскараде он сначала должен выполнить ряд заданий, которые докажут его истинный статус.

В сказке на сюжет Три языка обмен героя со слугой статусами спасает герою жизнь. Слуга защищает своего господина от грозящей ему опасности: невеста может уничтожить жениха в первую брачную ночь. Ивашко покупает три кнута - медный, оловянный и серебряный, говорит царевичу в брачную ночь: «— Ну, - говурит, - давай раздевайся, я твою надену одежду.

Переобулись. Джэ вошел. Стал драть менным кнутом. Кровь посла. Стали выскакивать мишки, черви <... >»6. Невеста принимает переодетого слугу за своего жениха.

Мотивы наготы, обнажения, заголения и потери элемента обуви (туфельки) в большинстве волшебных сказок связаны с брачными мотивами. Обнажение может иметь эротический характер или не иметь его. Героиня обнажается или заголяется по собственной инициативе, по просьбе героя или же по стечению обстоятельств остается без одежды (одежду крадет герой или платье героини ветшает). В сказке с контаминацией сюжетов Животные-зятья, Приметы царевны и Муж ищет исчезнувшую жену царевич обещает отдать героине волшебную скатерть, если она станцует

перед ним нагая. «Они были одне, без слуг. Василиса Премудрая разделась и стала танцевать перед ним»7. Героиня может обнажаться только перед одним героем или перед многими мужчинами. Мужское обнажение или заголение для традиционной волшебной сказки не характерно, как и обнажение героини перед представительницами своего пола.

Если для оборотничества и маскарада характерна шкала «я - уже не я», то для пряток используется иной принцип - «я есть в этом пространстве - меня как будто нет в этом пространстве». Мотив пряток, включенный в группу мотивов изменения внешнего облика, в русских народных волшебных сказках имеет шесть основных типов. Герои могут прятаться сами или искать спрятавшегося антагониста. Прятки как особое состояние выполняют следующую основную функцию: герой как будто отсутствует в пространстве, в котором он на самом деле есть. Герой может прятаться в освоенном (в доме) или неосвоенном пространстве (в лесу, на берегу озера), а также на другом герое (превращенный в предмет или спрятанный в корзине). Мотив пряток может соединяться с мотивами других состояний тела, связанных с изменением облика: оборотничеством и маскарадом.

Если при оборотничестве и маскараде герой изменяет свой настоящий облик (принимая образ животного или птицы или же изменяя свой социальный статус или пол), то в прятках он прячется сам. Мотив пряток в сказках важен для развития сюжета: с их помощью герой получает важную для него информацию, заручается помощью чудесной героини или спасает свою жизнь.

В сказке с контаминацией сюжетов Отдай, чего дома не оставил и Чудесное бегство старичок советует Ивану спрятаться у синего озера: «Туда придешь, не кажись. У этого озера ты спрячься в кустики. <...> Погодя прилетит двенадцата колпица. <...>. Потанцует, покушает. Ты сиди. Она будет купаться, унырнет, ты в это время у нее платье украдь и под кустиком сиди. <... > А как скажет: “Будь милый мой... ” - тогда спрашивай: “Не врете?” Она скажет: “Царско слово не се-кется, не рубится ”»8

Итак, сказка как норму дает человеческий облик: герои его лишаются (или их облик подвергается трансформации по шкале «статус - пол - нагота - отсутствие в данном локусе») и стремятся самостоятельно восстановить или же им помогают это сделать другие персонажи. Но облик героя может и не возвращаться к исходному (Иван-дурак при помощи коня становится красавцем-богатырем, это состояние окончательно закрепляется за ним в финале сказки).

Примечания

1 В статье использована классификация из: Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников,

Н. В. Новиков. - Л. : Наука, 1979. - 437 с.

2 Русские народные сказки Сибири о чудесном коне. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. - С. 3G.

3 Там же. - С. 91.

4 Русские волшебные сказки Тункинской долины. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 2GG1.

5- С. 146.

5 Русские сказки Восточной Сибири. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - С. 2G4.

6 Там же. - С. 4G6.

7 Русские сказки Забайкалья. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. - С. 1G8.

8 Там же. - С. 153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.