ОБЩЕСТВО.
ИСТОРИЯ.
СОВРЕМЕННОСТЬ
удоист) Е К рдхимов
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
ГРИГОРИЙ ПОТАНИН И МУСА ШОРМАНОВ: ДРУЖБА ВО ИМЯ НАУКИ
В статье проанализированы взаимоотношения выдающегося русского ученого-ориенталиста Г. Н. Потанина и видного казахского этнографа, просветителя М. Шорманова, которые явились истинным примером дружбы и сотрудничества двух великих сыновей своего народа во имя науки.
«...Чтобы появилось свое киргизское' светское направление, нужно возбудить в верхних слоях этого народа интерес к изучению своего родного языка, истории, обычаев, устных памятников старины. Пока интерес к киргизской народности пробужден только у ориенталистов, этнографов, фольклористов, но они занимаются изучением данной народности только для пополнения европейского знания, а вовсе не в целях пробуждения самосознания киргизского народа».
Из статьи Г.Н.Потанина «В юрте последнего киргизского царевича», опубликованной в журнале «Русское богатство»,
СПб., 1896, №8
Одним из тех, кто начал заниматься изучением казахского народа «в целях пробуждения самосознания киргизского (казахского. - P.E.) народа», был Муса Шорманов", более известный в истории как старший султан Баян-Аульского внешнего округа Области сибирских киргизов, чем этнограф исследователь.
В числе ярких лидеров казахского народа XIX в. имя Мусы Шорманова занимает особое место. История и этнография, культура и просвещение, обычное право - вот лишь некоторые области его деятельности.
Его наследие очень велико. В первую очередь М.Шорманов прославился своими благими делами на посту старшего султана Баян-Аульского внешнего округа, которые были направлены на защиту прав и интересов коренного населения. В то же время Муса Шорманов был человеком щедрой души и милосердными поступками завоевал уважение тысяч и тысяч своих сородичей. Понимая, что будущее народа — в образо-
* В дореволюционной литературе казахов ошибочно называли киргизами. В данной публикации мы поменяли старое написание на общепринятое.
" В дореволюционной литературе было принято написание «Чорманов». Мы, оставив неправильное сточки зрения казахской грамматики написание в источниках, тем не менее решили в самом тексте статьи использовать правильное написание - Шорманов.
вании и культуре, М.Шорманов пел большую деятельность по привлечению казахской молодежи к обучению в русских школах и пансионатах.
Он был хорошо знаком с известными исследователями истории и культуры казахов из среды русской интеллигенции. Среди них Г.Н.Потанин, Н.М.Яд-ринцев, Н.Ф.Костылец-кий, А.К. Гейне и другие. Именно им он передал ряд своих этнографи-м. Шорманов ческих материалов. На-
учному перу Мусы Шорманова принадлежат работы «Заметки о киргизах Павлодарского уезда», «Скотоводство киргиз Западной Сибири», «О кочевках киргиз» и другие (1-6).
Следуеттакже отметить немаловажное влияние Ч.Ва-лиханова - выдающегося казахского ученого, историка, этнографа, путешественника, друга и соратника Г.Н.Потанина. Чокан приходился племянником М.Шорманову (матьЧокана, Зейнеп, была родной сестрой Мусы Шорманова). В достижениях М. Шорманова на научном поприще именно Ч.Ч. Валиханову и Г. Н. Потанину принадлежит право называться путеводителями в нелегком труде изучения казахского народа.
В данной статье мы поставили перед собой следую-щюю задачу: показать дружбу и сотрудничество Мусы Шорманова и выдающегося русского ученого-ориенталиста, этнографа и фольклориста Григория Потанина.
Анализ опубликованной литературы о жизни и деятельности М. Шорманова позволяет нам сделать выводо недостаточной разработанности данной проблемы и отсутствии специальных исследований, посвященных анализу многосторонней деятельности М.Шорманова. В советское время имя Мусы находилось под запретом в связи с его байским происхождением, а к его трудам не было доступа. И только с обретением независимости Казахстаном началось обращение к работам М.Шорманова. Но, к сожаленью, до сих пор нет крупных научных монографий, посвященных жизнедеятельности и научному наследию крупного лидера казахского общества XIX века.
Важные сведения о Мусе Шорманове можно найти в записях известных исследователей истории и культуры казахского народа из среды русской интеллигенции. Однако требуется более углубленная работа по изучению взаимоблагоприятных отношений М.Шорманова с Г.Н.Потаниным. В этом деле нужен кропотливый иследовательский поиск в архивах и рукописных отделах библиотек Алма-Аты, Омска, Томска, С.-Петербурга, Москвы. Здесь особенное внимание заслуживают личный архив-фонд Г.Н.Потанина, хранящийся в научной библиотеке ТГУ.
Первое упоминание Мусы Шорманова у Г.Н.Потанина мы находим в издававшейся в Лондоне газете «Колокол» в 1860 году. В своей статье «К характеристике Сибири» Потанин писал: «Здесь дан первый набросок портрета Чокана, впервые рассказано также о его отце и его свояке Чорманове как о самых сведущих людях степных обычаев, как о самых авторитетных в своей среде ипередлицом «интеллигентных чиновников» омской администрации... В числе депутатов из разных наций при коронации .Александра II был киргиз из Запад-
ной Сибири - Муса Чор-манов, человек умный и наблюдательный. В Москве он встретил молодого немца, увлекавшего общество своим разговором. Чорманов сказал ему такой комплимент: «В первый раз вижу умного немца». Эта невольная фраза лучше всего доказывает, как трудно встретить в Сибири дельного немца» [7. С. 23, 171-172].
Приведенные выше чуткие слова М.Шорманова можно понять и как итог его суждений о чиновниках царской власти немецкой национальности, с которыми он имел личные контакты по службе.
В последующем Г.Н.Потанин не раз подчеркивал личные качества и авторитетность Мусы Шорманова. Так, в журнале «Русское богатство» в 1896 году он писал, что «...Муса Чорманов, теперь уже умерший, подобно султану Чингису, долго состоял на русской службе, как представитель от киргизского народа при омском областном правлении. Он был известен в Омске как человек врожденного ума и знаток киргизской жизни. В течение не менее полувека омская администрация пользовалась советами и влиянием на степное население этих трех лиц: султана Чингиса, его сына Чокана и его свояка Мусы Чорманова как самых сведущих в степных обычаях людей» [8. С. 78].
Великие сыновья своих народов вели активную переписку. Так, М.Шорманов в своем письме Г.Н.Потанину от 7 декабря 1881 г. пишет: «Просим Вас настолько быть любезным относительно исполнения Вашего намерения о составлении доклада о кочевой гимназии и прислать нам. А то киргизский народ без учения коснеет в грубом невежестве» [9. С. 228]. Приводя эту выдержку надо пояснить, что М.Шорманов имел желание обучать казахскую молодёжь путём организации гимназии, приспособленной к условиям кочевой жизни казахов. Его докладные записки по этому вопросу направлялись через Г.Н.Потанина и преподавателя Омского кадетского корпуса, генерал-майора Западно-Сибирской администрации К.К.Гутковского к генерал-губернатору Западной Сибири генерал-адъютанту Г.В.Мещеринову, в чьем административном ведении был Павлодарский уезд. Эти записки хранятся в архивных фондах Алма-Аты и Омска. Благородные дела Мусы Шорманова высоко ценил Чокан Валиханов, называвший дядю «на редкость чудесным человеком» [10. С. 139].
М. Шорманов лично разыскивал редкостные возможности сотрудничества с учеными, писателями России. Он использовал малейшую возможность поездок в центральные города России, общался с интересными людьми. В этой связи дружеские отношения между М.Шормановым и Г.Н. Потаниным — тема целого исследования.
М.Шорманов в совершенстве владел знаниями о жизни, быте, традициях казахского народа, поэтому ученые и чиновники России, интересующиеся историей, этнографией казахов, обращались за советами именно к нему. Опираясь на его данные, они опубликовали различные сведения о быте и традициях кочевников.
Об уровне образованности М.Шорманова свидетельствует следующая выдержка из его письма Г.Н.
Г.Н. Потанин
Потанину: «Вы, как человек, занимающийся археологией, то и письма Ваши пишутся старинным почерком, напоминающим время Дмитрия Донского...» [9. С. 228].
В 1904 г. в статье «Биографические сведения о Чокане Валиханове» Потанин отмечает, что «Муса Чорманович Чорманов, дядя Чокана, переживший племянника, был очень влиятельный человек в степи, пользовался уважением степных властей, имел чин русского полковника, подолгу живал в Омске, раза два ездил в Петербург, и вообще один из наиболее европеизированных киргиз» [U.C. 5-6]. В последующем Г.Н. Потанин не раз подчеркивал личные качества и авторитетность Мусы Шорманова.
Муса Шорманов в своем письме Г.Н. Потанину от 7 декабря 1881 г. пишет:
«Многоуважаемый Григорий Николаевич!
Письмо Ваше из Казани от 27 августа сего года я получил и сердечно благодарю Вас, что не забываете нас, степняков, и душевно радуемся, что Вы здоровы.
Книгу Вашу и карточку мы получили и за все это приносим искреннюю нашу благодарность...
Относительно просимых Вами сказок, то для этого собирается материал, а когда достаточно наберётся, тогда составим целое и вышлем Вам немедленно...» [9. С. 228].
Муса Шорманов имел дружескую переписку не только с Г.Н.Потаниным, но и с его женой A.B. Потаниной [12. С. 227].
Анализ взаимоотношений М.Шорманова с русской интеллигенцией даёт нам возможность сделать вывод, что это общение было взаимовыгодным. Через М.Шорманова Г.Н. Потанин получал большой фактический материал по истории, культуре казахов, обогащал свои знания по этнографии степного народа.
По-видимому, vtx близкому сотрудничеству способствовало то обстоятельство, что Потанин был одним из лучших друзей племянника М.Шорманова -Чокана Валиханова. В целом можно констатировать, что М.Шорманов представлял для научного мира России и Сибири тот прогрессивный слой народа, который должен был повести огромные массы в мир культуры и цивилизации.
Г.Н.Потанин неоднократно останавливался в ауле М.Шорманова, живя у которого собирал казахские легенды и сказки. Известно, что в 1880 г. он записал следующие материалы: «Байкус», «Предки скота», «Бала-Мерген», «Жиренше шешен мен Алдар Косе». Возращаясь из первого путешествия по Монголии Г.Н.Потанин гостил у М.Шорманова, который передает ему свой труд о родословной казахов, предназначенный изначально для Чокана [13. С. 15-17]. Также М.Шорманов передал Г.Н.Потанину сказания «Алаша хан» и «Шон би». Все эти материалы были опубликованы Г.Н.Потаниным в четвертом выпуске «Очерков Северо-Западной Монголии» в 1888 г. (см. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV, СПб., 1888).
Совершенно верно то, что написано в одном авторитетном издании: «Казахстан под влиянием демократической культуры и науки России выдвинул из своей среды исследователей-краеведов и этнографов, сумевших добиться общероссийского признания: С.Бабаджанова, М.Бекмухамедова, М.Чорманова (подчеркнуто мною. - P.E.), А. Джантюрина, Ш.М. Ибрагимова, Т.А. Сейдалина и др.» [14. С. 138].
В подтверждение этого можно привести слова самого Григория Николаевича: «В архивах омских канцелярий, вероятно, найдется немало трактатов и запи-
сок о казахском хозяйстве или о судебных порядках и т. п., составленных Чоканом по собранным им лично данным или написанных поддиктовку Мусы» [8. С. 78].
Действительно, эти материалы М.Шорманова до сегодняшнего дня не потеряли своей значимости, представляют для исследователей несомненный интерес и большую ценность.
Садвакас Шорманов (старший сын М.Шорманова. - P.E.) был также в дружеских отношениях с Г.Н.Потаниным, что подтверждают его письма, адресованные Г.Н.Потанину. Так, например, от 10 февраля 1887 г. с урочища Аккелин Г.Н.Потанину пишет:
«Многоуважаемый Григорий Николаевич!
В ваше долгое отсутствие [вы выезжали] из России мы лишились любимого нашего отца, Мусы Чор-манова, который считал ваше с ним знакомство и доброе всегдашнее расположение задоброе счастье...
Как я уже сказал, раз записка о жизни папаши находится у Н. М., то не будете ли настолько добры, что ее нозьмете у него, прочитаете и, если найдете в нем [что-либо] достойное напечатания (разумеется, с исправлением слабых мест), отдадите в печать и по напсчатании один экземпляр вышлете мне.
Если же еще что-то нужно Вам знать о наших кай-саках*, то у меня имеются списки [докладных] записок [отца], которые были подаваемы высшему начальству, - напишите мне, я их Вам вышлю...» [ 15. С. 228-229].
Придерживаясь в образе жизни тех традиции й идеалов, которыми жили лучшие представители российской интеллигенции и дворянства, М.Шорманов ни на минуту не забывал свой сыновний долг перед родным народом. Губернский секретарь Д.Путиицев писал: «Вся жизнь и цель М.Чорманова была исполнена забот и стремления ко благу казахского народа, и много времени по тратил он на составление различных проектов, с которыми и обращался к генерал-губернаторам» [16].
Близкое общение с русской культурой дало возможность Мусе определить, что только образование может привести закабаленный казахский народ к цивилизации, а значит, и к возрождению национального духа. И это образование не мусульманское образование, отличавшееся клерикальностью, а европейское светское образование и культура. Как тут не заметить созвучия с идеями просветительства Абая, как известно, призывавшего к сближению с русской культурой и познанию через неё мировой культуры.
Семена, посеянные Мусой Шормановым, дали плоды на благодатной казахской земле Баян-Аула, и мы видим сегодня результаты его трудов в высокой культуре казахского народа, обращенного к европейской науке и культуре.
Можно заключить, что М.Шорманов был исключительно прогрессивным человеком XIX века. Он первым открыл молодым казахам дорогу в русские школы. Такое благородное дело М.Шорманова, безусловно, привело их к неиссякаемым истокам знания и искусства. И не случайно, что из Баянаульского региона в XIX-XX веках вышла целая плеяда знаменитых и известных людей, которые стали гордостью культуры и науки Казахстана. Вот только некоторые имена: педагог А.3-.Сатпаев, ученые К.И. Сатпаев, А.Х.Маргулан, Ш.Шо-кин, поэт С.Торайгыров, писатель Ж.Аймауытов, кинорежиссер Ш.Айманов и многие другие.
Таким образом, даже небольшой анализ взаимоотношений Г.Н. Потанина и М.Шорманова позволяет нам судить, что эти отношения были взаимовыгодными и взаимополезными. Анализ связи Г.Н. Потанин - М.Шорманов показывает, что дружба
' Кайсаки — то же самое, что и киргизы (см. примечание на первой стр.)
между ними была направлена на развитие и накопление научных знаний о казахском народе, и популяризацию этих знаний в среде российской общественности.
Библиографический список
1. Чорманов М. Заметки о киргизах Павлодарского уезда / М.Чорманов //Записки ЗСОРГО. - 1906. - Омск, кн. XXXII. -С.1-30.
2. Чорманов М. О скотоводстве у киргиз Западной Сибири / М.Чорманов //Сельское хозяйство и лесоводство. - 1883. -СПб. - №1. - С.41-50.
3. Чорманов М. Зимовки или зимние кочевки /М.Чорманов //Семипалатинские областные ведомости. - Омск. - 1871. - N0 37. - С.2.
4. Чорманов М. Казахские народные обычаи / М.Чорманов. /Сост. Ж.Артыкбаев и М.Канафина. - Караганда.: Арка, 2000. - 103 с.
5. Чорманов М. О кочевках киргиз /М.Чорманов //Семипалатинские областные ведомости. - Омск. - 1871. - № 33. - С.3.
6. Чорманов М. Поминки по усопшим у киргиз/ М.Чорманов. //Семипалатинские областные ведомости. - Омск. - 1871. - №32.: //Акмолинские областные ведомости. - Омск. - 1873 - N618. С.З.
7. Потанин Г.Н. К характеристике Сибири (опубл. в 1860 г. в газ. «Колокол». Лондон) /Г.Н.Потанин //Литературное наследство Сибири. Т. 7. Г.Н. Потанин. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - С.170-172.
8. Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича. (Из поездки в Кокчетавскийуезд) / Г.Н.Потанин//Русское богатство. - 1896. - СПб. - № 8. - С.60-88.
9. Письмо М.Чорманова Г.Н.Потанину. /Ч.Ч Валиханов // Собр. соч.; В 5 т. - Алма-Ата: Наука. - 1968. - Т.4. - С.119.
10. Письмо Чокана родителям. /Ч.Ч.Валиханов//Собр. соч.: В 5 т. - Алма-Ата: Наука. - 1968. - Т.4. - С.50-51.
11. Потанин Г.Н. Биографические сведения о Ч.Ч. Валиха-нове. /Г.Н.Потанин//Записки ИРГО. Отделение этнографии, -Т.29, СПб., - 1904. - C.V-V1.
12. Письмо М.Чорманова А.В.Потаниной. /Ч.Ч.Валиханов //Собр. соч.: В 5 т. - Алма-Ата: Наука. - 1968. - Т.4. - С.118.
13. Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина (архивные материалы и публикации). /Под ред. Каскабасова С.А., Турсунова Н.Д., СмирновойН.С. - Алма-Ата: Наука. -1972. - С.382.
14. Казахская ССР. Краткая энциклопедия: В 4 т. - Алма-Ата.: Казахская советская энциклопедия, 1989. Т.З. - С.600.
15. Письмо Садвокаса Чорманова Г.Н.Потанину. /Ч.Ч.Валиханов //Собр. соч.: В 5 т. - Алма-Ата: Наука. - 1968. - Т.4. - С. 120.
16. ПутинцевД.П. Воспоминания о покойном Мусе Чорма-новиче Чорманове /Д.П.Путинцев //Акмолинские областные ведомости. - Омск. - 1883. - № 39. - С.8-9.
17. Ч.Ч.Валиханов. Собрание сочинений.: В 5 т. - Алма-Ата.: Казахская советская энциклопедия. - 1985. - Т.5. - С.526.
РАХИМОВ Ернур Кендибаевич, старший преподаватель кафедры этнологии, культурологии и археологии Павлодарского госуниверситета им. С. Торай-гырова.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.06.2006 г. © Рахимов Е.К.
w »47 ю в рЕЙЗВИХ
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
КРЕСТЬЯНСКИЕ ПРИГОВОРЫ И ПРОШЕНИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ОТ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И НАСЕЛЕНИЯ В 1906-1914 гг.
Статья посвящена проблеме взаимодействия власти (в лице депутатов Государственной Думы от Западной Сибири) и общества (в лице крестьянского мира) в условиях думской монархии 1906-1914. Новизна работы состоит в том, что коллективные прошения крестьян рассматриваются в новом ракурсе — как форма взаимодействия депутатов Думы от Западной Сибири и населения региона, хотя юридической основы для данного взаимодействия в России в начале XX в. не существовало. Такой выбор проблемы позволяет, с одной стороны, рассмотреть значение получаемых приговоров, прошений и пр. для народных избранников, а с другой — изучить ожидания крестьян, которые посылали депутатам эти прошения.
В России в начале XX в. не существовало юридической основы для предоставления Государственной Думе как высшему законодательному учреждению приговоров и прошений. Однако западносибирские депутаты в своих выступлениях не раз указывали на необходимость в их работе
сообщений и указаний о проблемах, волнующих население Сибири. Приговоры, прошения, жалобы, телеграммы и т.д. на имя народных избранников (по нашим подсчетам - 58) были своеобразным ответом со стороны крестьянства на эти заявления депутатов.