Научная статья на тему 'Григорий Исаакович Баренблатт (1957–2018 — годы общения)'

Григорий Исаакович Баренблатт (1957–2018 — годы общения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Физическая мезомеханика
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Григорий Исаакович Баренблатт (1957–2018 — годы общения)»

Памяти Григория Исааковича Баренблатта

Григорий Исаакович Баренблатт (1957-2018 — годы общения)

Выдающийся ученый, механик, естествоиспытатель в широком смысле этого слова, более 60 лет знакомства, перешедшего в последнее десятилетие в творческую и настоящую человеческую дружбу. И это его слова, поскольку я себя всегда чувствовал младшим коллегой и учеником в самом широком смысле этого слова.

Знакомство началось в 1957 году. Я еще студент, делаю диплом по магнитной гидродинамике на кафедре теоретической физики у Кирилла Петровича Станюковича. Предмет был только в становлении, и мой руководитель договорился с Леонидом Ивановичем Седовым, чтобы я выступил на семинаре с общим обзором предмета и изложил бы и свои результаты по структуре ударных волн в средах с конечной проводимостью. Новым фактом у меня тогда было объяснение природы изомаг-нитного скачка. После доклада ко мне подошел молодой участник семинара и представился: Григорий Исаакович Баренблатт, выразил интерес и желание продолжить контакты. Той же осенью меня повел к нему домой Кирилл Ситников, считавшийся тогда молодым гением в математике и теории турбулентности, живший у Павла Сергеевича Александрова в МГУ и на общей его даче с Андреем Николаевичем Колмогоровым в Комарове. У Григория Исааковича тогда только что родилась дочь Надя, так что я познакомился и с его семьей, жившей тогда на Полянке.

С начала 1958 г. я работаю в Институте физики атмосферы АН СССР под руководством его директора А.М. Обухова. Следующее яркое для меня впечатление было, когда Григорий Исаакович на семинаре Седова рассказывал свою теорию трещин. Как Л.И. Седов ее тогда расхваливал, называл молодцом. Но когда лет через 20 Е.М. Лифшиц представил в Физматгиз отдельное издание их с Л.Д. Ландау «Теории упругости», то Леонид Иванович употребил все, тогда огромное, влияние, чтобы исключить из нее параграф о трещинах. Но он не знал, что одновременно готовится к печати английс-

кое издание, и там этот параграф есть! Несколько лет назад мы в своем Институте обнаружили, что известная своим обслуживанием военных заказов «Rand Corporation» перевела три статьи Г.И. Баренблатта из «Прикладной математики и механики» 1959 года и издала их отдельным тиражом, разослав их по ограниченному, но впечатляющему, списку. Через 50 лет гриф был снят, и я отдал это издание Григорию Исааковичу, который ничего этого не знал.

Мы продолжали видеться на семинарах, изредка перезваниваться. В 1971 году американский спутник Ма-ринер 9 в течение года облетал планету Марс. Тогда на этой планете была сильнейшая пыльная буря, и только вершины трех самых высоких вулканов были различимы. Знаменитый и теперь Карл Саган прислал мне телеграмму с просьбой высказаться о природе таких бурь, регулярно регистрируемых на Марсе, но редко достигающих глобальных масштабов. Я высказал соображение, что механизмы должны быть похожи на механизмы, приводящие у нас к ураганам. Спектроскопические наблюдения показали, что поверхность Марса остывает из-за недостатка солнечного излучения, пылевой слой перехватывает его и нагревает атмосферу, устойчивая стратификация которой не дает образовываться циклонам. Впоследствии в 1983 г. это послужило для меня основой для первой в мире публикации «ядерной зимы» (сентябрь). Термин был предложен группой Сагана, но их статья вышла на полтора месяца позже моей, 31 октября.

Зная о работах Г.И. Баренблатта по динамике потоков, несущих взвесь, я попросил Григория Исааковича участвовать в работе по динамике таких потоков с пылью. Около года 2-3 раза в месяц я приезжал к нему с обсуждением работы. В итоге это свелось к включению в его работы начала 1950-х гг. и вертикальной стратификации потока, что в 1974 г. описано в статье в Journal of Atmospheric Sciences. Удалось даже найти измерения в

DOI 10.24411/1683-805X-2018-16002

© Голицын Г. С., 2018

Казахстане, ярко иллюстрирующие ускорение потока вблизи поверхности вследствие уменьшения константы Кармана в логарифмическом подслое! На русском языже этот текст быт издан препринтом Института механики МГУ, но когда об этом узнал Л.И. Седов, он пришел в ярость, и начальник отдела печати Института быт уволен, т.к. Григорий Исаакович уже не быт сотрудником этого Института.

Г.И. Баренблатт в течение 20 лет не быт выездным благодаря усилиям Седова. Эту ситуацию и ее разрешение благодаря Гурию Ивановичу Марчуку Григорий Исаакович сам описал в сборнике «Наш Марчук», вышедшем в 2016 году в связи со столетием Г.И. Марчука.

В 1992 году Баренблатт Г.И. быт избран Тэйлоровс-ким профессором Кэмбриджского университета. Вскоре эту кафедру по возрасту ему пришлось оставить, и он переехал в США. Самое долгое время, свыше 15 лет, он быт профессором в Беркли. Я дважды его посещал, первый раз просто его гостем, второй раз в 2000 г. этот университет пригласил меня прочитать лекцию об изменениях климата. Оба раза это быти замечательные визиты, полные глубокого творческого обсуждения разнообразных научных проблем и методик их разработок.

Осенью 2012 г. Григорий Исаакович окончательно вернулся в Россию. Снова встречи и обсуждения разнообразных проблем. Он, в частности, сообщил мне о своей работе с П. Монтейро, сделанной еще в Беркли, о том, как введение постоянной Планка и использование материальных констант дает масштаб порядка 1 ангстрема. Мы решили проиллюстрировать эту идею с минералогами, академиками В.С. Урусовым и его заместителем, ныне заведующим кафедрой минералогии геоло-

гического факулытета МГУ H.H. Ереминым на 30 металлах и минералах, в том числе двух- и трехатомных кристаллах, показав, что первоначалыная формула Барен-блатта определяет для этой выборки межатомные расстояния с точностыю 15% или лучше. Быти определены параметры подобия («Доклады Академии наук», 2014), а затем было показано, что формула Баренблатта является следствием соотношения неопределенностей Гей-зенберга, и показана ее нетривиалыная связы с теорией теплоемкости твердого тела («Физическая мезомеханика», 2017).

Григорий Исаакович быт замечателыным учителем и лектором. Чего стоят его удивителыные по глубине книги, пропагандирующие теорию подобия и размерности. Непереведенной остается его последняя книга «Flow, Deformation and Fracture», изданная в 2014 г. в Кэмбридже. Кто-то должен взяты на себя инициативу по переводу этого алмаза современной механики.

В наше время вера в то, что все можно решаты ком-пыютерными моделями, остается, и всегда будет оста-ватыся необходимосты понимания и осмысления получаемых резулытатов. Наследство, оставленное нам Григорием Исааковичем в его книгах, является путеводной звездой в том, как нужно действоваты в океане данных и моделыных резулытатов. Год назад я обсуждал с ним ситуацию, как надо действоваты, когда в системе два и более параметров подобия (галактики) и оба порядка единицы («Доклады Академии наук», 2017). Ни ему, ни мне такое никогда не встречалосы, и мы пришли к согласию о порядке действий. Так что его дело живет и будет развиватыся.

Г.С. Голицын

Поступила в редакцию 15.11.2018 г., после доработки 15.11.2018 г., принята к публикации 22.11.2018 г.

Сведения об авторе

Голицын Георгий Сергеевич, акад. РАН, советник РАН, Институт физики атмосферы им. A.M. Обухова РАН, Москва, 119017, Россия, gsg@ifaran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.