Х11. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
ГРЕЙ* Р.П.
КОЛЛЕКЦИИ ГОЛИЦИНЫХ И КУШЕЛЕВЫХ-БЕЗБОРОДКО И ИХ РОЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ В РОССИИ
До XVIII в. в России не было выдающихся коллекционеров. Правда, существовали коллекции золотых и серебряных изделий, и некоторые знатные фамилии заказывали портреты своих предков, дабы подтвердить «чистоту генеалогического древа» (с.51). Словом, до начала XVIII в. в России не было традиции создания картинных галерей.
Положение в корне изменилось, когда Петр I и в 1697 г. впервые выехал за границу в Амстердам, где проявил большой интерес к европейской живописи. Петр I посетил несколько аукционов и частных коллекций. Купив ряд морских пейзажей, что отражало его увлечение искусством среди своих придворных, в результате чего в России появились самые величайшие коллекции живописи в мире. Так был основан Эрмитаж и заложены многочисленные царские коллекции произведений искусства. Аристократы стремились подражать царской семье и тратили время и деньги на приобретение ценных коллекций. В свою очередь им стали подражать купцы и промышленники. Коллекции отражали предпочтения и вкус коллекционеров, а также тенденции в
* Gray R.P. The Golitsyn and Kushelev-Bezborodko collections and theis role in the evolution of public art galleries in Russia// Oxford Slavonic papers. - Oxford, 1998. - P. 5167.
179
изобразительном искусстве на Западе. Только во второй половине XIX в. возникло желание коллекционировать творения русской школы живописи, и появились коллекции П.М.Третьякова, С.И.Щукина и И.А.Морозова.
Первыми коллекционерами в России были семьи Голицыных и Кушелевых-Безбородко. Князь Александр Андреевич Безбородко (17461799), основавший коллекцию Кушелевых-Безбородко, признавал, что кровавые и опустошительные войны, раздиравшие на части Европу, были благоприятны для художественных приобретений русских меценатов. В частности, сам А.А.Безбородко приобретал фламандскую живопись. Вслед за ним начали собирать произведения искусства семьи Юсуповых, Шуваловых и Строгановых. Однако, как писал русский ученый С.Эрнст в 1924 г., их коллекции имели «личный, замкнутый, эгоистический характер» (цит. по: с.54).
Только после того, как династия князей Голицыных пристрастилась к собиранию произведений искусства, стало возможным открытие публичных картинных галерей. Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793), служивший дипломатом в Париже и Вене, стал первым из семьи Голицыных крупным коллекционером, заложившим традицию, которая поддерживалась в этой династии на протяжении целого столетия.
Д.М.Голицын умер бездетным и завещал своему брату Александру Михайловичу (1723-1807) 400 живописных полотен с тем, чтобы тот построил в Москве больницу и примыкавшую к ней художественную картинную галерею. Строительство больницы было закончено в 1802 г., а картинная галерея ко времени кончины Александра Михайловича Голицына насчитывала уже 477 полотен. Эта галерея открылась после смерти князя А.М.Голицына в мае 1810 г. и включала картины итальянских художников. Впрочем, галерея просуществовала всего шесть лет, ибо в 1816 г. большую часть картин пришлось распродать, чтобы оказать финансовую поддержку больнице.
Князь Михаил Александр Голицын (1804-1860) после своего отца и дяди унаследовал значительное собрание произведений искусства. Поскольку он был страстным библиофилом, то в коллекции появилось много старинных книг, а его частые поездки в Париж, Рим, Флоренцию и Мадрид позволили добавить в коллекцию произведения античного искусства и эпохи Возрождения.
180
Михаил Александрович помнил о мечте предков создать публичную картинную галерею, но смерть помешала ему осуществить эту мечту. Лишь его сын Сергей Михайлович смог в 1865 г. открыть для публики «Музей западно-европейского искусства князя С.М.Голицына». Музей находился в Москве в доме на Волхонке, и в него пускали посетителей бесплатно по понедельникам, вторникам и средам. Самой представительной в нём была итальянская секция, содержавшая картины Пальма Старшего (Palma Vecchio), Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и др. Знаменитый триптих Пьетро Перуджино, известный под названием Голицынский Триптих, сейчас находится в США, в Национальной галерее Вашингтона (с.56). Когда С.М.Голицын решил продать коллекцию, она была куплена Эрмитажам за 800 тысяч рублей, что воспрепятствовало ее продаже французским коллекционерам.
Как уже было сказано выше, основу коллекции Кушелевых-Безбородко заложил светлейший князь А.А.Безбородко при Екатерине II. Сохранилось его письмо, в котором он рассказывал о создании коллекции: «Словом, с моим жарким старанием, с помощью моих приятелей и с пособием до ста тысяч, издержанных мною менее трех лет, составил я хорошую коллекцию, которая числом и качеством превзошла строгановскую» (цит. по: с.58). Здесь имеется в виду коллекция графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811), которая теперь находится в Эрмитаже и в Пушкинском музее в Москве. Князь А.А.Безбородко собрал около 300 полотен, включая знаменитую картину Рубенса «Ecce Homo».
Князь Александр Андреевич Безбородко умер бездетным и завещал коллекцию своему брату Илье Андреевичу Безбородко (1756-1815), последний завещал коллекцию своим дочерям, одна из которых Любовь вышла замуж за адмирала Григория Григорьевича Кушелева (1754-1833). Старший сын Кушелева Александр Григорьевич (1800-1855) унаследовал страсть предков к коллекционированию картин. Он купил и реставрировал дом на улице Гагарина в Петербурге и в 1846 г. открыл галерею для публики. Коллекция Кушелевых-Безбородко в то время была единственной общедоступной художественной картинной галереей.
Дети А.Г.Кушелева разделили коллекцию между собой. Старший сын Григорий свою часть распродал в Лондоне и Париже в 1869 г., а
181
младший сын Николай (1834-1862) продолжил дело своих предков. Он умер в 1862 г. от туберкулеза в возрасте 27 лет, завещав свою коллекцию Академии художеств. Его родственники оспорили завещание, но безуспешно - вся коллекция оказалась во владении Императорской Академии художеств. Она состояла из 400 картин и 29 скульптур. Николай Александрович Кушелев-Безбородко был не первым из российских коллекционеров, которые покупали произведения современных художников, но его коллекция превзошла другие как по качеству, так и по количеству. Картины Делакруа, Курбе, Теодора Руссо и многих других французских художников были куплены Н.А.Кушелевым-Безбородко еще и потому, что он был со многими лично знаком и хотел поддержать их материально.
Галерея Кушелевых-Безбородко была открыта для публики в залах академии художеств в 1862 г., а в 1863 г. был опубликован «Каталог картинной галереи графа Кушелева-Безбородко, ныне принадлежащий Императорской академии художеств» (с.61).
В.В.Стасов писал в 1869 г., что Н.А.Кушелев-Безбородко «сделал для нашего искусства и для наших художников дело огромное. Он завещал Академии целую картинную галерею, но такую галерею, которая состоит почти вся из произведений новых европейских мастеров. Никто из наших бар никогда еще столько не заботился о пользе будущих художников, никто еще не употребил огромных капиталов и несколько лет тщательного труда, в разных концах Европы, на то, чтобы приготовить нашим художникам возможность, не выходя отсюда, еще во время академических классов, знать, каким искусством живет теперь Западная Европа, и куда обратились все главные ее симпатии» (цит. по: с.62).
В 1922 г. 317 картин из коллекции Кушелевых-Безбородко были переданы в Эрмитаж и стали основой тамошнего собрания картин художников XIX в.
Следует сказать, что пример коллекций Голицыных и Кушелевых-Безбородко вдохновил и других собирателей живописи, которые открыли свои коллекции для публики во второй половине XIX в.
Судьба коллекций Голицыных и Кушелевых-Безбородко была далеко не безоблачной. Эти коллекции возникали и исчезали, расширялись и сокращались, процветали и пребывали в запустении, но никогда эти
182
коллекции не были только достоянием привилегированных друзей семейств. Открывая двери своих картинных галерей широкой публике, Голицыны и Кушелевы-Безбородко внесли неоценимый вклад в культурную жизнь России.
Т.А. Фетисова
183