Научная статья на тему 'Гребно-парусное многоборье как эффективное средство обеспечения профессиональной работоспособности специалистов морских инженерно-технических вузов РФ'

Гребно-парусное многоборье как эффективное средство обеспечения профессиональной работоспособности специалистов морских инженерно-технических вузов РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1789
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич

In the article the structural analysis of sailing multiathlon, as an applied sport in interrelation with professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation is given. It is experimentally established, that the considered kind of sports mainly develops and improves such professionally significant qualities of sea experts, as dexterity, general and power endurance, flexibility, ability to foresee a situation, switching of attention, the logical thinking, special skills of management of ship devices and stock, unity and mutual assistance of collective, stability to rolling, accuracy of an eye estimation, strong will.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sailing multiathlon as an effective means of maintenance of professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation

In the article the structural analysis of sailing multiathlon, as an applied sport in interrelation with professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation is given. It is experimentally established, that the considered kind of sports mainly develops and improves such professionally significant qualities of sea experts, as dexterity, general and power endurance, flexibility, ability to foresee a situation, switching of attention, the logical thinking, special skills of management of ship devices and stock, unity and mutual assistance of collective, stability to rolling, accuracy of an eye estimation, strong will.

Текст научной работы на тему «Гребно-парусное многоборье как эффективное средство обеспечения профессиональной работоспособности специалистов морских инженерно-технических вузов РФ»

товности военнослужащих к боевым действиям в НФП-2001 отражено в ст. 372 гл. 7 в трактовке направленности физической подготовки в Воздушно-десантных войсках; также в руководящих документах, отражающих концепции образовательного процесса в инженерно-технических вузах, не раскрывается сущность и структура физической готовности выпускников, значение и соотношение составляющих ее компонентов и элементов.

Вышеуказанные факты отражают актуальные проблемы вышеуказанных исследований по конкретизации направленности, содержания и педагогического контроля в инженерно-технических вузах Министерства обороны РФ.

1. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической подготовки специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: моногр. СПб., 2006.

2. Дмитриев ГГ., Пугачев И.Ю., Щепинин В.Э., Столяров A.A. // Материалы итог. науч. конф. ин-таза 2003 г. СПб., 2004. С. 196-198.

3. Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.

4. Юрченко A.A. Специальная психофизическая подготовка курсантов инженерных вузов ВВС. Тамбов, 2001.

Поступила в редакцию 18.09.2006 г.

ГРЕБНО-ПАРУСНОЕ МНОГОБОРЬЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РФ

И.Ю. Пугачев

Pugachev I.Y. Sailing multiathlon as an effective means of maintenance of professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation. In the article the structural analysis of sailing multiathlon, as an applied sport in interrelation with professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation is given. It is experimentally established, that the considered kind of sports mainly develops and improves such professionally significant qualities of sea experts, as dexterity, general and power endurance, flexibility, ability to foresee a situation, switching of attention, the logical thinking, special skills of management of ship devices and stock, unity and mutual assistance of collective, stability to rolling, accuracy of an eye estimation, strong will.

Введение. Особенности содержания и направленности физической культуры (подготовки) инженерно-технических и военных инженерно-технических вузов Министерства Обороны (МО) РФ, помимо основной интегративной их направленности - на преимущественное развитие общей выносливости и ловкости, дифференцируют специфику профессиональных и учебно-боевых действий выпускников применительно к задачам предназначения морской инженерно-технической деятельности.

Для студентов морских инженерно-технических образовательных учреждений РФ и курсантов военно-морских инженерно-технических вузов МО РФ как для будущих специалистов и офицеров Военно-Морского Флота (ВМФ) большое значение имеет не

только развитие и совершенствование физических, психофизиологических и специальных качеств (выносливости; ловкости; быстроты реакции; свойств внимания и точности глазомера; устойчивости к воздействию укачивания, шумов, вибраций, недостатка кислорода, ультрафиолетовой и социальной деприваций; слаженности, сработанности и сплоченности членов экипажа и др.), но и степень сформированное™ специальных прикладных навыков, характерных для морской и военно-морской деятельности. К таковым, помимо навыков ныряния, плавания и водолазной подготовки, следует отнести и навыки гребно-парусных действий. Данные специальные навыки включает в себя гребнопарусное многоборье как прикладной вид спорта.

Гребно-парусное многоборье как конкретный вид, объединяющий морскую и военно-морскую прикладность, отдельные спортивные элементы, является относительно молодым (начало 1990-х гг.) направлением физкультурного движения России. Основы формирования прикладного характера этого вида спорта были заложены еще Петром I в 1718 г.

В научно-методической литературе концептуальные положения о сущности гребнопарусного спорта (многоборья) изложены лишь в двух источниках: «Шлюпочная сигнальная книга» и «Правила гребно-парусного многоборья» [1]. В указанных публикациях отражены лишь аспекты содержания и правил соревнований.

Таким образом, проблема исследования заключается, во-первых, в необходимости выделения особенностей содержания физической подготовки морских инженернотехнических учреждений РФ, поскольку в отличие от вузов, например авиационных инженерных, имеет место незначительное количество научных исследований относительно обоснования целенаправленного применения релевантных средств физической подготовки; во-вторых, в научной незавершенности положений дифференциации структуры гребно-парусного многоборья в отношении преимущественного развития и совершенствования физических, психофизиологических и специальных качеств.

Методы исследования. Методику исследования составляли следующие научные методы: теоретический анализ; проверка и оценка уровня физической и профессиональной подготовленности специалистов; оценка степени дееспособности функционального состояния специалистов; математическая обработка результатов эксперимента.

Результаты исследования. Методом математического сопоставления дискриминантных групп студентов и курсантов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, электромеханического факультета Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова, Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского, Военно-морского инженерного института и Военноморского института радиоэлектроники им. A.C. Попова (занимающихся и не занимающихся гребно-парусным спортом) по

/-критерию были обнаружены достоверные различия (р < 0,05 ; Р < 0 ,01) по существенным параметрам профессионально-значимых качеств, прежде всего необходимых выпускнику инженерно-технического вуза при выполнении функциональных обязанностей на первичных должностях. При этом более результативные показатели были отмечены у специалистов, систематически занимающихся гребно-парусным многоборьем.

В целях конкретизации положений взаимосвязи средств гребно-парусного многоборья и показателей профессиональной подготовленности выпускников морских инженерно-технических вузов РФ нами был произведен структурный анализ физических, психофизиологических и специальных качеств, развиваемых прикладным видом спорта.

Основой дифференциации структуры гребно-парусного спорта по преимущественному развитию и совершенствованию тех или иных физических, психофизиологических и специальных качеств явились положения и концепции теорий: спортивной тренировки, физической подготовки войск, биохимии, биомеханики, динамической анатомии.

Так, теоретический анализ структуры гребно-парусного многоборья позволяет заключить, что оно в своей основе состоит из двух видов спорта: гребли и парусных гонок на морских ялах. В программу многоборья входят различные варианты комбинаций этих видов, которые включают в себя следующие пять гонок:

1. Гребная гонка на 2000 метров. В этом виде программы проявляются такие качества, как: силовая выносливость, воля к победе, чувство коллективизма.

2. Парусная гонка с рулем. Позволяет в основном развивать чувство сплоченности экипажа, устойчивость к укачиванию, умение управляться с корабельными приборами и инвентарем, развивает уверенность в действиях на море, глазомер и смекалку, а также гибкость и ловкость при работе с парусами.

3. Парусная гонка без рулей. Главное ее отличие и ценность заключается в том, что значение и роль каждого члена экипажа в управлении шлюпкой возрастает очень существенно для достижения максимальной скорости и занятия более выгодного положения, а роль рулевого уменьшается и сводится в основном к определению тактики гонки.

Каждый член экипажа принимает участие в управлении шлюпкой, следовательно, и исход гонки зависит от всего экипажа.

4. Комплексная гонка. Она позволяет развивать как общие физические, так и психофизиологические качества, так как состоит из пяти гетерогенных этапов и предполагает в течение гонки четыре раза производить смену рода движения: гребля, парус, гребля и финиш на гребном этапе. В этой гонке решающая роль принадлежит, с одной стороны, общим физическим качествам: силе, выносливости, ловкости и гибкости, а с другой стороны - способности переключать внимание после высокой физической нагрузки на управление парусами, на планирование тактики гонки, на логическое мышление в определении действий для достижения наивысшей скорости яла работой парусов, а также важна взаимовыручка, взаимопомощь и смекалка в неординарных ситуациях при постановке и уборке парусов.

5. Крейсерская гонка (дистанция 10-15 миль) предполагает работу на выносливость, на формирование воли при действиях в сложных условиях длительной гонки. Гонка во многом зависит от погодных условий и может быть либо гребной, либо совмещенной с парусными этапами по усмотрению экипажа. Определяющая роль принадлежит физическим качествам, а также морской практике и выучке экипажа.

Кроме того, гребля на ялах и хождение под парусом имеют свое место в системе боевой подготовки личного состава ВМФ по двум разделам: физический и морской.

В систему физической подготовки гребля и парус входят как часть спортивномассовой работы, направленной на повышение уровня общей физической подготовленности и спортивного мастерства, организацию досуга личного состава. Опыт показывает, что занятия этим исконно морским спортом специалисты особенно любят и ценят.

В систему морской подготовки гребля и парус входят частью отработки одной из задач и служат достижению следующих основных целей: воспитание у личного состава корабля смелости, выносливости, способности преодолевать трудности походной службы, любви к морской службе, к своему кораблю; обучение личного состава выполнению работ по поддержанию корпуса корабля, помещений, корабельных устройств, плав-

средств в надлежащем порядке и постоянной готовности к использованию; обучение личного состава корабля хождению на шлюпке на веслах и под парусом; в ВМФ все офицеры и мичманы должны уметь управлять шлюпкой на веслах и под парусом, а старшины и матросы - грести.

Экспериментальная проверка уровня профессиональной подготовленности выпускников морских инженерно-технических вузов РФ дискриминантных групп (занимающихся и не занимающихся гребнопарусным спортом) показала, что успешно освоившие этот спорт молодые специалисты намного быстрее сдают зачеты на допуск к самостоятельному управлению подразделением и заведованию техникой. Они хорошо вживаются в коллектив экипажа, имеют постоянно возрастающий авторитет как у подчиненных, так и у командования (старших начальников), благодаря не только развитым общим физическим и психофизиологическим качествам, но и из-за своих умений и навыков в управлении шлюпкой на веслах и под парусами, умений научить матроса ходить под парусом и уверенно грести.

Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного исследования следует заключить, что, во-первых, использование гребно-парусного многоборья позволяет эффективно повысить уровень профессиональной работоспособности специалистов морских инженерно-технических вузов РФ; во-вторых, занятия гребно-парусным многоборьем преимущественно развивают и совершенствуют ловкость, общую и силовую выносливость, гибкость, способность предвидеть ситуацию, переключение внимания, логическое мышление, специальные навыки управления корабельными приборами и инвентарем, сплоченность и взаимовыручку коллектива, устойчивость к укачиванию, точность глазомера, волевые качества; в-третьих, специалистам кафедр физической культуры (подготовки) и спорта морских инженерно-технических вузов целесообразно усилить работу в развитии гребнопарусного многоборья как перспективного средства, гетерогенно формирующего профессионально значимые качества выпускников.

1. Логинов А.Ю., Иконников В.В., Пугачев ИЮ. // Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф., посвящ. 200-летию образования училища корабельной архитектуры. СПб., 1998. С. 180-184.

Поступила в редакцию 11.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.