Научная статья на тему 'Гражданское воспитание студенческой молодежи: проблемы и перспективы'

Гражданское воспитание студенческой молодежи: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / молодежь / студенческая среда. / civic education / youth / student environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазуренко Л.М.

В статье рассматриваются проблемы и перспективыгражданского воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems and prospects of civil education of students.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание студенческой молодежи: проблемы и перспективы»

Территория науки, 2013.№3

большей эффективности и продуктивности в достижении образовательных задач при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Список литературы

1. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку [Текст] / И.М. Берман - М.: Высшая школа, 1970. - 230 c.

2. Вайсбурд Л.М. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1981.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку/Н.Д.Г альскова.-М.:Аркти-Г лосса,2000.-165 с.

4. Гальскова Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999.

5. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. -№6 - С. 18-20.

6. Мильрут Р.П. 3.Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике(упрощенным предложениям) / Р.П. Мильрут //Иностранные языки в школе.-2002.-№2 С. 15-21.

7. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Методическое пособие для преподавателей -СПб.: КАРО, 2001. - 235 с.

8. Пиевская И.М. О типологии дискурса в рамках современной парадигмы языкознания // Территория науки. 2007. № 1. С. 107-111.

Лазуренко Л.М.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: гражданское воспитание, молодежь, студенческая среда.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы

гражданского воспитания студенческой молодежи.

Keywords: civic education, youth, student environment.

Abstract: This article deals with the problems and prospects of civil education of students.

20

Территория науки, 2013.№3

Разработка проблем воспитания студенческой молодежи на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Особенность этой ситуации заключается в том, что качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия, и в то же время преобразование воспитательной системы высшего образования является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни.

Современная высшая школа является, безусловно, наследницей системы высшего образования советского периода. Успехи советской образовательно-воспитательной системы высшей школы обусловили приоритетные достижения науки и техники, открытия мирового значения; из стен вузов вышли видные ученые, талантливые организаторы производства и науки. Однако в воспитании студентов советской высшей школы сложились и противоречия, которые были тесно связаны с социально-экономическим и политическим развитием страны.

Современное российское общество, как никогда, нуждается в гражданах, которые способны конструктивно влиять на социокультурную ситуацию в стране. Это обусловлено особой остротой экономических и социальных проблем, многоэтническим и поликонфессиональным составом населения, еще неустоявшимися традициями демократии и плюрализма. В этом смысле проблема наличия гражданской позиции личности или отсутствие таковой является одним из основных критериев сформированности гражданского общества. В концепции модернизации российского образования на период до 2013 года обозначено, что развивающемуся гражданскому обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [2]. Однако нестабильная обстановка в обществе в последнее десятилетие породила низкий уровень гражданской и правовой культуры. Недостаточное развитие духовности у части молодежи, слабая эффективность деятельности институтов гражданского общества, правоохранительных органов потребовали переосмысления всего процесса формирования гражданской позиции и студентов в частности. В этом смысле перед обществом стоят задачи по формированию социально-зрелой личности, ориентированной на ценности гражданского общества.

21

Территория науки, 2013.№3

Представляя собой крупнейшую социально-демографическую группу, молодежь соотносится с обществом как часть с целым. Она является самой динамичной частью общества и занимает в нем особое положение благодаря своей основной социально значимой функции -быть воспреемником сложившихся общественных связей и взаимодействий и субъектом их последующего развития. Это развитие выделяет из огромного числа изменений такие, которые связаны с обновлением не только общества как макросистемы, но и самой молодежи как ее относительно самостоятельной подсистемы. В условиях значительно возросшей динамики преобразований российского общества такой аспект изучения молодежи представляется наиболее актуальным

Среди основных причин, актуализирующих разработку проблем воспитания российской молодежи в современном обществе, можно выделить следующие: возникновение в российском обществе

стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации; появление новой системы требований общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания в его развитии, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы»; вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной культуры, истории, традиций.

С тревогой большинство исследователей отмечают, что с каждым годом увеличивается охват студенческой молодежи асоциальными проявлениями, растет число правонарушений. Затруднения с получением образования, профессии, трудоустройства, социального самоопределения, созданием семьи, устройством быта, рождением и воспитанием детей, организации оздоровления, досуга провоцируют рост миграционных настроений в молодежной, студенческой среде, угрожая устойчивому социально-экономическому развитию российского общества. Отмечается усиление социального и территориального неравенства в сфере доступа молодых людей к качественному образованию, слабая взаимосвязанность структуры подготовки специалистов с потребностями рынка труда [3].

С другой стороны, в студенческой среде достаточно четко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление

22

Территория науки, 2013.№3

большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодого поколения.

На современном этапе ведется поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.

И хотя, как это видится, молодежь призвана использовать предоставленные ей возможности для самостоятельного самоопределения и выбора своего пути, на практике, в условиях нашей отнюдь не совершенной действительности, в этой связи возникает во многом неразрешимая проблема. Современный молодой человек далеко не всегда может подняться над условиями, обстоятельствами, в которых он оказался не по своей, а нередко и вопреки своей воле, и преодолеть трудности на пути к желаемой цели.

Анализ основных итогов эволюции нашего общества последнего десятилетия, особенно молодежи, показывает, что кажущийся легким отказ от традиционных ценностей обернулся для значительной ее части мучительной переоценкой. Утратив свое реальное значение, получив иное, преимущественно негативное содержание, тем не менее, прежние ценности не ушли в небытие. Они все еще сохраняются в виде элементов общественного сознания и претерпевают очередную метаморфозу под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов.

Новые ценности, привнесенные в процессе осуществления «курса реформ» («свобода», «демократия», «равные возможности», «рыночная экономика», «частная собственность», «деньги», «личное благополучие», «правовое государство» и т.д.), пока еще не вполне осознаны и не приняты частью молодежи главным образом по той причине, что в своем практическом значении они ассоциируются прежде всего с негативными явлениями, чувствами и ощущениями («свобода» - это вседозволенность, «демократия» - это коррупция, «рынок» - это бедность, нищета, «деньги, личное обогащение» - это духовный вакуум и преступность, «личное благополучие» - это индивидуализм, «правовое государство» - это беспредел и т.п.).

Следует отметить, что значительная часть молодежи еще не отказалась до конца от некоторых прежних ценностей и вместе с тем еще не в полной мере приняла ценности «новые». Этим объясняется противоречивость, конгломеративность, эклектичность ценностного

23

Территория науки, 2013.№3

мира и поведения современной молодежи, как индивидуального, так и группового. Отсюда и пестрота, многообразие мировоззренческих, социокультурных, политических и иных позиций, установок, организаций и течений, несопоставимость во взглядах, неспособность к компромиссу и согласию в молодежной среде.

Недостаточность разработки проблем формирования гражданской позиции студентов вузов, на наш взгляд, можно объяснить субъективными факторами развития государственной власти в Российской Федерации на протяжении ХХ века. В настоящее время, в связи с новыми условиями развития общества и государства в России мы отмечаем неуклонное повышение интереса научной и педагогической общественности к обозначенной проблеме.

Изложенное определило сложившиеся противоречия:

- между общественными потребностями в системе воспитания, которая обеспечивала бы формирование гражданской позиции личности и недостаточной разработанностью содержания и методики такой воспитательной работы;

- между требованием подготовки специалиста и гражданина, способного к самостоятельной ответственной творческой деятельности и недостаточной разработанностью системы воспитательной работы со студенческой молодежью в вузе;

- между потребностью высшей школы в создании воспитательной системы, отвечающей требованиям современного общества и отсутствием научно разработанной и практически реализованной теории, способной обеспечить создание и развитие системы [2].

Необходимость преодоления обозначенных противоречий приводит к активному поиску в области воспитания студентов, что также тесно связано с повышением роли общечеловеческих ценностей. Соответственно, по нашему мнению, возникает необходимость формирования человека, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию.

В настоящее время ведутся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса. Они опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой - открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании и развитии воспитательной системы высшего учебного заведения. Ее отличительной характеристикой, по нашему мнению, является

24

Территория науки, 2013.№3

педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента [1].

В целом сегодня активно восстанавливается и создается воспитательная система вузов, которая, на наш взгляд, станет важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение и применение различных моделей воспитательной работы со студентами вузов с точки зрения возможностей формирования гражданской позиции и развития творческого потенциала студентов в конкретных образовательных учреждениях. В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная, интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество - это центральный период становления человеческой личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Таким образом, интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее организованная группа) и внутренних (центральный период социализации) предпосылок.

Сегодня, по нашему мнению, целью воспитательной работы со студенчеством высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно, мы считаем, что основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Воспитывая личность с четко выраженной гражданской позицией, необходимо помнить, что она будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что от ее поступков, ее позиции зависит каким, по своей сути, будут и это государство, и это общество. Становление современной российской государственности напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского общества нереально без участия в

25

Территория науки, 2013.№3

данном процессе молодых людей - студентов вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны, т.е. самодеятельными, самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции.

Список литературы

1. Вавилина Н.Д., Виноградов С.Б., Вольский А.Н., Добровольский А.В. Социальный мир молодежи. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - 208 с.

2. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания. М.-Якутск, 2001. - 310с.

3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. -96с.

Палагина О.И.

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В КОМПЬЮТЕРНООПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОЦЕНОЧНЫЙ

АСПЕКТ)

Воронежский государственный педагогический университет

Ключевые слова: интернет-коммуникация, языковая личность, лингвистика.

Аннотация: предметом настоящего исследования является

языковая личность в аспекте оценки в жанрах компьютерноопосредованной коммуникации.

Keywords: Internet communication, language personality, linguistics.

Abstract: The subject of this study is to linguistic identity in the aspect of evaluation in the genres of computer-mediated communication.

В последнее время широкое распространение получила Интернеткоммуникация, в которой личность реализуется через речевой акт при помощи программ виртуального общения. Таким образом, создается своеобразный Интернет-образ данной личности, который репрезентирован через письменный вариант речи. Предметом настоящего исследования является языковая личность в аспекте оценки в жанрах компьютерно-опосредованной коммуникации.

Прежде всего, следует обратиться к вопросу о жанровых разновидностях компьютерно-опосредованной коммуникации. Наиболее часто цитируется определение жанра, предложенное М.М. Бахтиным: жанром считается устойчивый тематический,

композиционный и стилистический тип высказывания [Бахтин 1986, с. 255]. Применительно к компьютерно-опосредованной коммуникации

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.