Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЗФО)'

ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / СПОСОБЫ УЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Ксения Олеговна

Исследование обращает внимание на проблему формального общественного обсуждения стратегий социально-экономического развития регионов, необходимость расширения видов участников стратегического планирования и увелечения способов гражданского участия в разработке стратегий, исходя из природы этого документа как общественного договора. Представлены результаты анализа процесса разработки стратегий субъектов Северо-западного федерального округа, позволяющие судить об вовлечении негосударственных акторов в данный процесс, а также о способах гражданского участия, применяемых на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулова Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СITIZEN PARTICIPATION IN THE DESIGN OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECTS OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)

The study draws attention to the problem of formal public discussion of Socio-Economic Development Strategy of the regions, the need to expand the types of participants in strategic planning, and to expand the ways of citizen participation in the design of strategies, based on the nature of this document as a social contract. The results of the analysis of the process of developing strategies of the subjects of the North-Western Federal District are presented, which allow us to judge the involvement of non-state actors in this process, as well as the methods of citizen participation used in practice.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЗФО)»

Гражданское участие в разработке стратегии социально-экономического развития

региона (на примере субъектов СЗФО)

Otizen participation in the design of regional Socio-Economic Development Strategy (on the example of the subjects of the Northwestern Federal District)

Меркулова Ксения Олеговна

Студент 2 курса Факультет Политология Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Санкт-Петербург e-mail: merksen98@gmail.com

Merkulova Kseniia

Student 2 term Faculty of Political science St Petersburg University Russia, Saint-Petersburg e-mail: merksen98@gmail.com

Аннотация.

Исследование обращает внимание на проблему формального общественного обсуждения стратегий социально-экономического развития регионов, необходимость расширения видов участников стратегического планирования и увелечения способов гражданского участия в разработке стратегий, исходя из природы этого документа как общественного договора. Представлены результаты анализа процесса разработки стратегий субъектов Северо-западного федерального округа, позволяющие судить об вовлечении негосударственных акторов в данный процесс, а также о способах гражданского участия, применяемых на практике.

Annotation.

The study draws attention to the problem of formal public discussion of Socio-Economic Development Strategy of the regions, the need to expand the types of participants in strategic planning, and to expand the ways of citizen participation in the design of strategies, based on the nature of this document as a social contract. The results of the analysis of the process of developing strategies of the subjects of the North-Western Federal District are presented, which allow us to judge the involvement of non-state actors in this process, as well as the methods of citizen participation used in practice.

Ключевые слова: Гражданское участие, стратегическое планирование, стратегия социально-экономического развития, негосударственные акторы, общественное обсуждение, способы участия.

Key words: Citizen participation, strategic planning, Socio-Economic Development Strategy, non-state actors, public discussion, ways of participation.

На сегодняшний день в России создана и реализуется система долгосрочного стратегического планирования, позволяющая вырабатывать цели и задачи развития, координировать усилия по их достижению как на общефедеральном уровне, так и на региональном, а также осуществлять мониторинг и контроль реализации поставленных задач.

Одним из основных документов стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации является Стратегия социально-экономического развития региона (далее: стратегия СЭР; стратегия). Стратегия представляет собой документ, отображающий приоритеты, цели и задачи, выполнение которых обеспечит решение текущих социально-экономических проблем региона и обеспечит его развитие. Поскольку социально-экономическое развитие региона зависит от большого набора факторов (от качества государственного управления до эргономичности благоустройства городских территорий), а реализация выработанных положений не просто направлена на повышения благополучия граждан, но и требует от жителей региона, как от хозяйствующих субъектов, их реализации - стратегия социально-экономического развития представляется некой формой общественного договора, что обуславливает необходимость участия широкого круга субъектов в его

разработке: органов государственной власти, местного самоуправления, разнообразных общественных некоммерческих объединений, бизнес-структур, гражданина и других.

Рассматривая гражданское участие как средство для согласования интересов государства и объединений гражданского общества, как инструмент включения граждан в политико-управленческий процесс, включающий как реализацию и оценку принимаемых решений, так и их разработку [1], отметим, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в механизме разработки стратегии СЭР субъекта есть место и для гражданского потенциала.

Основные положения механизма разработки стратегии социально-экономического развития субъекта РФ определены в таком нормативно-правовом акте федерального значения как Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2], а также в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132 « Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [3].

Федеральный Закон «О стратегическом планировании» наряду с принцами, задачами, перечнем документов стратегического планирования, также и очерчивает круг участников такого планирования и их полномочия. Концентрируясь на гражданском участие в разработке региональной стратегии социально -экономического развития, стоит отметить следующие положения, зафиксированные в указанном выше Федеральном Законе:

1. Одной из основных задач стратегического планирования является создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования. В данном НПА под понятием «стратегическое планирование» подразумевается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

2. Круг участников стратегического планирования открыт. На региональном уровне в него входят законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона (например, НПА субъекта РФ).

3. В качестве части выработки системы стратегического планирования рассматривается и общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования. В качестве общих для всех субъектов РФ определено, что в целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет (в качестве которого используется государственная автоматизированная информационная система «Управление») [4]. Также замечания и

предложения, полученные в ходе общественного обсуждения, должны быть обязательно рассмотрены ответственными органами.

В указанном выше приказе Минэкономразвития о методологических рекомендациях содержатся положения о возможных разделах стратегии, а также указано, что основой разработки наполнения стратегии должно послужить проведение SWOT-анализа и PEST-анализа, а также определение круга проблем и рисков, затрагивающих регион, с учетом ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде. Для проведение такой масштабной аналитической работы рекомендуется использовать данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных. При этом рекомендуется опираться и на положения документов стратегического планирования Российской Федерации, например, на стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, а также указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития и т.п. Отметим, что в данных методологических указаниях напрямую не разъясняется возможность привлечения граждан к работе по формированию целей, задач и/или возможных путей их достижения.

Федеральное законодательство в сфере стратегического планирования не представляет собой жесткой регламентации всех положений, соблюдение которых необходимо для формирования содержания региональной стратегии, оставляя субъектам РФ возможность самим определять детали механизма разработки стратегии, которые нашли свое отражение в нормативно-правовых актах регионального уровня, следовательно, и практике разработки конкретных пунктов стратегий. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются на региональном уровне и отличаются от региона к региону. Однако, как уже указано выше, соблюдение процедуры общественного обсуждения является обязательной частью механизма подготовки Стратегии, предшествующей её ратификации.

Для цели данного исследования на основе широкого круга источников (нормативно-правовых актов -стратегий СЭР определенных регионов, информации из официальных сайтов органов ответственных за разработку Стратегий, данных СМИ) была составлена Таблица 1, в которой представлены обобщенные результаты исследования механизма разработки стратегии СЭР на уровне субъектов РФ в разрезе привлечения к этой работе негосударственных структур. Эмпирической базой для исследования стали материалы, относящиеся к субъектам Северо-Западного федерального округа, так как в этот федеральный округ входят разнообразные виды субъектов Российской Федерации, что обуславливает вероятные различия в правовых режимах регулирования деятельности по разработке документов стратегического планирования. В данной Таблице указаны как способы гражданского участия, так и отмечено принимали ли определенные негосударственные акторы участие в разработке или нет. Значение «0» вносится в таблицу, если эта категория участников не принимала участие, «1», если принимала.

В качестве «минимума» для общественного обсуждения на сегодняшний день проект Стратегии должен быть размещен на государственной платформе ГАС «Управление», а также на официальном сайте ответственного за его разработку органа власти, что предполагает возможность отправления по почте и/или электронной почте предложений и замечаний к проекту Стратегии от заинтересованных граждан, общественных, коммерческих организаций, экспертных сообществ и других. Согласно анализу законодательства субъектов РФ, в среднем на процедуру общественного обсуждение отводится 30 дней, что представляется разумным сроком. Однако исследование выявило проблему формального прохождения процесса общественного обсуждения проекта стратегии.

Таблица 1. Негосударственные участники стратегического планирования и способы их участия в разработке

Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (значение «0» вносится в таблицу, если эта категория участников не принимала участие в разработке стратегии,

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ Гражда нин НКО Экспертн ые сообществ а Бизнес структ уры Консул ьтатив ные органы Способы гражданского участия в разработке Стратегии, включая период «первичного общественного обсуждения», так и общественного обсуждения

Стратегия СЭР Санкт-Петербурга до 2030 г. от 13.05.2014 г. 1 1 1 1 1 Через интернет-портала Стратегии (spbstrategy2030.ru); через опросы граждан, специалистов, опросы фокус-групп; через встречи и/или дискуссии, организованные госвластью; через обсуждения внутри экспертно-консультативного органа; направление предложений по почте и электронной почте.

Стратегия СЭР Санкт-Петербурга до 2035 г. от 19.12.2018 г. 0 1 1 1 1 Направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление»; через встречи, организованные госвластью; через обсуждения внутри экспертно-консультативного органа.

Стратегии СЭР Ненецкого автономного округа до 2030 года от 7.11. 2019 г. 0 1 1 1 0 Направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление»; через встречи, организованные госвластью.

Стратегия СЭР Республики Карелия до 2022 г. от 19.04.2018г. 0 1 1 1 1 Через обсуждения внутри экспертно-консультативного органа; через работу дискуссионной площадки, организованной госвластью; направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Стратегия СЭР Республики Карелия до 2030 г. от 29.12. 2018 г. 1 0 1 0 0 Через проведение глубинных интервью с гражданами и экспертами, направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Стратегия СЭР Республики Коми до 2035 г. от 11.04. 2019 г. 1 1 1 1 0 Через участие в опросе, проводившемся путем анкетирования в многофункциональных центрах и на интернет-портале «Активный регион»; направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Продолжение Таблицы 1

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ Граж дани н НКО Эксперт ные сообщес тва Бизнес-структуры Экспертно-консультатив ные органы Способы участия

Стратегия СЭР Архангельской области до 2035 г. от 18.02.2019 г. 1 1 1 1 0 Через интернет-платформу Стратегии (strategy29.ru); направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Стратегия СЭР Вологодской области до 2030 г. от 17.10. 2016 г. 0 1 1 1 1 Направление предложений по почте и электронной почте; через обсуждения внутри экспертно-консультативного органа.

Стратегия СЭР Калининградской Области на долгосрочную перспективу от 02.08. 2012 г. 0 1 1 1 1 Через обсуждения внутри экспертно-консультативного органа; через встречи, организованные госвластью;

Стратегия СЭР Ленинградской Области до 2030 г. от 08.08.2016 г. 1 1 1 1 0 Через платформу "Стратегические инициативы населения" ИАС "Мониторинг Ленинградской области" (www.momtoring. lenreg.ru); направление предложений по почте и электронной почте.

Стратегия СЭР Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года от 25.12. 2013 г. 0 0 0 0 0 Направление предложений по почте и электронной почте.

Стратегии СЭР Новгородской области до 2026 года от 04.04.2019 г. 0 0 0 0 0 Направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Стратегия СЭР Псковской области до 2035 г. от 10.12.2020 г. 0 0 0 0 0 Направление предложений по почте и электронной почте; через ГАС «Управление».

Проблема формального общественного обсуждения заключается в том, что опубликованные в открытом доступе тексты первичного варианта стратегий остаются незамеченными негосударственными общественными акторами, что выражается в отсутствии широкой общественной дискуссии, а как следствие предложений и замечаний к тексту документа стратегического планирования, что не препятствует утверждению положений Стратегии. Согласно Таблице 1, из 13 рассмотренных Стратегий три в ходе общественного обсуждения проектов не получили предложений или замечаний (в Мурманской, Новгородской и Псковской областях). Отметим, что по общему правилу, отсутствие предложений или замечаний не является основанием для того, что считать общественное обсуждение не состоявшимся, соответственно, основополагающий документ, направляющий развитие субъекта РФ, принят без учета мнений граждан напрямую. Характерно, что в указанных случаях возможность гражданского участия не получила освещения в СМИ, а регионы ограничились лишь федеральным «минимумом» способов организации гражданского участия. Помимо этого, платформа ГАС «Управление», начавшую свою работу в направлении общественного обсуждения лишь 2017 г., или же сайты органов государственной власти сегодня не получают широкой известности и популярности, что отрицательно влияет на возможность участие заинтересованных субъектов в обсуждении Стратегии. Так среднее количество посетителей платформы ГАС «Управление» в день равно 230, в то время как, например, аналогичный показатель сайта Федерального казначейства равен 15 700 [5].

Удовлетворение «минимума» условий без информационной поддержки со стороны средств массовой информации недостаточно для масштабного общественного обсуждения, что лишает Стратегию СЭР дополнительных источников предложений по повышению эффективности положений Стратегии, а также формирования баланса интересов внутри положений стратегии. Как отмечают исследователи [6], отсутствие выработки баланса интересов на стадии до утверждения Стратегии переносит вес сопутствующих сложностей урегулирования интересов на стадию после утверждения документа, что усложняет и замедляет реализацию положения Стратегии.

Поскольку, согласно общефедеральному законодательству, круг участников разработки стратегии открыт, то гражданское участие законодательно не ограничивается лишь процессом общественного обсуждения подготовленного ответственными органами государственной власти проекта стратегии социально-экономического развития. Согласно Таблице 1, регионы склонны привлекать общественных участников стратегического планирования к выработке положений Стратегии еще до начала процедуры общественного обсуждения, т.е. на первичном этапе определения приоритетов, целей и задач исходя из текущего социально-

экономического положения и его прогноза - к этому прибегают в 10 из 13 случаев. Анализ показал, что негосударственными участниками стратегического планирования являются некоммерческие организации различного характера, бизнес-структуры, экспертные сообщества, различные органы консультативного (совещательного) характера при высшем должностном лице субъекта РФ или органе государственной власти, а также гражданин, как отдельный индивидуальный участник разработки стратегии. Однако первостепенными участниками стратегического планирования, обладающими полномочиями и несущие на себе всю тяжесть по разработке и реализации стратегии, являются государственные акторы. В свою очередь, негосударственным участникам отводится второстепенная роль в разработке конкретных положений документа стратегического планирования. Помимо этого, для включения негосударственных акторов в процесс разработки стратегии используется принцип выделенного пространства, приглашения к участию, т.е. гражданское участие в разработке возможно только способами специально созданных для этого «сверху» и в объеме установленном «сверху», а вопрос о применении, полученной в ходе гражданского участия информации, решается ответственным за разработку стратегии органом государственной власти. Выстроенный сверху вниз процесс создания стратегии соответствует, как отмечают и другие исследователи, «иерархической структуре» современной российской управленческой практике [7].

Доминирование государственных акторов при второстепенном характере участия общественных акторов при разработке стратегии представляется проблемой, так как противоречит природе стратегии социально-экономического развития как общественного договора. Вопрос о становлении стратегии СЭР как документа подлинно инклюзивного характера требует серьезного рассмотрения. Уже сегодня российскими исследователями отмечается необходимость и возможность «сопряжения стратегического планирования и государственно-частного партнерства», т.е. расширения круга полномочных участников стратегического планирования за счет государственных корпораций и научных организаций [8]. Результаты данного исследования, представленные в Таблице 1, показывают, что на региональном уровне бизнес-структуры и экспертные сообщества уже сегодня являются самыми распространенными среди второстепенных участников стратегического планирования - вовлечены в формировании положений стратегий в 9 и 10 из 13 рассмотренных случаев соответственно. Необходимо отметить, что среди акторов гражданского сектора наиболее заметно участие и некоммерческих организаций - НКО были включены в процесс разработки изучаемого документа в 10 из 13 кейсов.

Помимо этого, в пяти из 13 случав разнообразные общественные консультативные структуры (ОКС), функционирующие при органах государственной власти, вовлечены в процесс выработки положений стратегии СЭР региона. Такие органы могут носить разные названия, например, общественные или координационные советы, комиссии, коллегии, рабочие и экспертные группы и т.п., но всех их объединяет коллегиальный совещательный характер деятельности. Созданные как инструмент включения общества в государственное управление, существования ОКС при органах государственной власти субъектов РФ сегодня нормальное распространенное явление, имеющее нормативно-правовую основу и выработанные механизмы взаимодействия с государственными структурами. Такие консультативные органы могут отличаться по направленности деятельности: специализироваться на решении конкретной проблемы (так, например, в Санкт-Петербурге существует Комиссия по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения) или же осуществлять более общую деятельность (как Экономический совет при Губернаторе Санкт-Петербурга). Зачастую членами консультативных органов становятся представители НКО, бизнеса, эксперты и пр., в общем смысле те, кто обладает стремлением и компетенциями для решения определенной проблемы. Принимая во внимание

вышеперечисленные положительные аспекты деятельности общественно консультативных структур, такая малая вовлеченность таких органов в процесс выработки положений стратегии представляется не обоснованной.

Исследование выявило, что гражданское участие не ограничивается участием неких групповых общественных акторов, также участниками стратегического планирования может выступать и гражданин. Однако практика включения гражданина в процесс разработки стратегии социально-экономического развития на региональном уровне среди прочих негосударственных акторов наименее распространена. Для формирования пяти из 13 изученных стратегий были привлечены граждане, которые стали источником информации о насущных проблемах региона, поделились созревшими инициативами для их решения, а также видением пути развития субъекта.

Проведенный анализ практики разработки Стратегий в субъектах СЗФО выявил ряд способов организации общественного обсуждения помимо указанного ранее «минимума», которые и применяются для привлечения широкого круга участников к процессу разработки положений стратегического планирования на первичном этапе. К ним относится:

1. Организация специализированных на разработке стратегии интернет-платформ. Встречается в 2 из 13 случаев, а именно при разработке Стратегии Санкт-Петербурга от 2014 г. работал сайт spbstrategy2030.ru и Архангельской области от 2019 г. сайт strategy29.ru. Например, сайт spbstrategy2030.ru посетило более 150 тысяч пользователей, оставивших около 700 предложений и прошедших опросы, размещенные на интернет-сайте Стратегии.

2. Привлечение для целей разработки стратегии существующих интернет-платформ. Встречается в 2 из 13 случаев - в случае разработки Стратегии Республики Коми изучалось мнение населения и бизнеса об актуальных проблемах и перспективах развития Республики путем проведения анкетирования на интернет-портале «Активный регион». Так были получены анкеты от 1804 физических и 175 юридических лиц из всех городских округов и районов Республики Коми, 17 крупнейших предприятий. При разработке Стратегии Ленинградской с помощью интернет-платформы «Стратегические инициативы населения», функционирующей на базе сайта «Мониторинг Ленинградской области», были собраны инициативы и предложения граждан.

3. Проведение глубинных интервью. Например, в тексте Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия в период до 2030 г. отмечено, что «разработка приоритетов развития региона основана на выводах проведенных статистических исследований и на результатах проведенных глубинных интервью с экспертами и жителями» [9]. Однако более подробно о том, как проводилось интервью не указано.

4. Проведение опросов фокус-групп. Помимо проведения опросов на сайте Стратегии СЭР Санкт-Петербурга от 2014 г. в процессе разработки Стратегии использовалось и фокус-групповое исследование.

5. Проведение опросов через многофункциональные центры. В Республике Коми для проведения опросов граждан использовались не только возможности портала «Активный гражданин», но и многофункциональных центров Республики, придя в которые граждане могли принять участие в разработке Стратегии.

6. Организация ответственным за разработку стратегии органом государственной власти встреч и/или дискуссий с различными представителями общественности. Встречается в 4 из 13 случаев. В Ненецком автономном округе, в ходе разработки проекта Стратегии было проведено более 30 встреч как с представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления, так и с представителями НКО и бизнес-структур субъекта. Также при разработке Стратегии СЭР от 2014 г. гражданское участие было организовано по средствам обсуждения варианта Стратегии с ключевыми профессиональными и другими общественными объединениями города, например, Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Форум «Будущий Петербург», Инженерный клуб Санкт-Петербурга и др.

7. Организованное ответственным за разработку с стратегии органом государственной власти обсуждение внутри консультативного органа. Встречается в 5 из 13 случаев. Так для выработки Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга от 2018 г. положения рассматривались в ходе заседании Экономического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга.

Таким образом, большинство исследуемых регионов склоны к организации гражданского участия при разработке стратегии социально-экономического развития региона еще до наступления фазы общественного обсуждения - на этапе формирования первичного варианта стратегии, привлекая для этого как гражданина, например, через проведение опросов и анкетирования, так и бизнес-структуры, НКО и экспертов. Однако, следует отметить, что результаты общественного обсуждения носят рекомендательный характер, а негосударственные органы занимают роль второстепенных участников. Исследование показала, что для целей разработки текста стратегии в наименьшей степени распространена практика привлечения к участию гражданина и различных коллективных консультативных органов при каком-либо органе государственной власти. Если вовлечение гражданина представляется трудной задачей, требующий дополнительных усилий по созданию условий гражданского участия (освещение в СМИ, использование интерактивных платформ и пр.), то более активное использование потенциала консультативных органов и в последующим переход их в ранг первостепенных участников стратегического планирования, равных органам государственной власти, является наиболее просто реализуемой задачей, решение которое стало бы шагом к становлению процесса разработки стратегии как подлинно инклюзивного и отвечающего природе этого документа как общественного договора. Несмотря на то, что анализ показал наличие проблемы формального прохождения процесса общественного обсуждения проекта стратегии, стоит заметить, что среди субъектов СЗФО эта проблема не является повсеместной, но остается крайне острой, так как в трёх субъектах СЗФО стратегии социально-экономического развития приняты без гражданского участия. Уже закреплённый в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принцип гражданского участия и применимый в регионах на практике следует также отразить и в рекомендациях Минэкономразвития о разработке и корректировке стратегии СЭР с целью уменьшить вероятность повторения случаев организации процесса разработки не инклюзивного характера. Исследование также выявило большой спектр способов организации гражданского участия. Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что для целей гражданского участия на региональном уровне привлекаются современные способы - участие может быть организовано по средствам различных интернет-платформ. Помимо этого, указанные способы зачастую реализуются совместно, способствуя широкому общественному обсуждению и делая очередной шаг на пути к общественно-государственному управлению, пропагандируя значение гражданского участия, как для самих граждан, так и для органов государственной власти, способных формировать условия для подлинного вовлечения граждан в процесс государственного управления.

Список используемых источников:

1. Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие: Коллективная монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. — М.: Аспект Пресс, 2018. — С. 173.

2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультанПлюс. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 01.11.2021 г.)

3. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132 (ред. от 01.11.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультанПлюс. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214725/ (дата обращения: 01.11.2021 г.)

4. Открыт доступ к функционалу проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования [Электронный ресурс] // ГАС Управление. - режим доступа: https://gasu.gov.ru/news_detail?newsId=7961 (дата обращения: 01.11.2021 г.)

5. Анализ сайтов [Электронный ресурс] // PR.CY. - режим доступа: https://a.pr-cy.ru/roskazna.gov.ru-(дата обращения: 01.11.2021 г.)

6. О гармонизации документов государственного стратегического планирования [Текст]: препринт WP8/2015/01 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, И.Ю. Сластихина.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - С.20.

7. Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. - С. 155.

8. Добкин А.Г. О правовом регулировании состава участников стратегического планирования на федеральном уровне // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №6 (58). - С. 178.

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - режим доступа:

http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW904;n=597615#acrhUsSmoja2NnxP (дата обращения: 01.11.2021 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.