Научная статья на тему 'Гражданское социальное участие в казахстанском обществе'

Гражданское социальное участие в казахстанском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Таукибаева Ш.Ж.

В статье автор рассматривает вопросы гражданского социального участия в контексте правового закрепления его в национальном законодательстве.Данная статья является продолжением общей фундаментальной научной проблемы посвященной изучению механизма и форм участия граждан в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское социальное участие в казахстанском обществе»

Конституционное, административное право и государственное управление

пжз

Ш.Ж. ТАУКИБАЕВА,

ведущий научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области конституционного, административного права и государственного управления

Института законодательства РК, кандидат исторических наук

ГРАЖДАНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Феномен гражданского социального участия не столь распространен в нашем обществе, но следует признать его актуальность на современном этапе. Как социальная и научная проблема управления, «гражданское социальное участие» включает в себя два понятия: «гражданское участие» и «социальное участие». Совокупность двух указанных понятий в широком смысле слова рассматривается, как совместная деятельность граждан с органами власти и управления по вопросам реализации политических экономических и социальных прав. В узком смысле она представляет собой совместную деятельность граждан с территориальными органами власти и управления по поводу формирования среды жизнедеятельности, в рамках которой они проживают как неотъемлемый элемент правоприменительной практики. Таким образом, «гражданское социальное участие», как в широком, так и в узком понимании, является предметом нашего фундаментального исследования.

Мерзляков A.A. в своем диссертационном исследовании отмечает, что гражданское социальное участие представляет собой механизм многосубъектного взаимодействия в ходе выработки и реализации социально значимых управленческих решений [1]. При этом, в отличие от административного воздействия (субъектно-объектного управления), когда органы власти сами разрабатывают и принимают управленческие решения, и местного самоуправления (механизм самоорганизации), в ходе которого местное население без вмешательства государства и разнообразных управленческих институтов самостоятельно решает местные проблемы, гражданское социальное участие представляет собой универсальный механизм субъектно-субъектного управления, содержанием которого становится процесс согласования интересов разноуровневых субъектов управления (органов власти, граждан и других заинтересованных сторон).

Кроме того, по его мнению, субъектно-субъек-тная модель управления в наибольшей степени воспроизводит сущность социального управления, где гражданское социальное участие представлено как универсальный механизм его реализации.

На основании анализа имеющегося теоретического материала можно выделить три основных направления по изучению участия в системе социального управления:

- политическое участие рассматривающиеся в контексте воздействия граждан на управленческие решения, которые связаны с распределением политико-властных полномочий;

- участие в управлении организацией, предприятием. Представители данного направления исследовали участие в микросреде, где взаимодействие происходит в рамках «управленческое звено - персонал», само участие рассматривается как форма включения исполнительного персонала организаций в деятельность по управлению;

- участие в управлении развитием отдельных территорий, среды своей жизнедеятельности - гражданское (общественное) участие. В рамках данного направления исследуется участие граждан в процессе разработки и реализации проектов и программ, формирующих среду их жизнедеятельности, а также активное сотрудничество с другими субъектами (органами власти, специалистами-проектировщиками, экспертами), которые разрабатывают данные проекты.

Участие граждан в разработке и реализации местных проектов и программ - это относительно новая практика для нашей республики. К тому же в отечественном социальном управлении пока не институционализирован механизм взаимодействия граждан с лицами, непосредственно разрабатывающими проекты и программы местного (территориального) развития. Это означает, что отсутствует сам инструмент, позволяющий гражданам реализовать свои права на практике. Этим инструментом являются узаконенные и освоенные технологии социального участия.

~24 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Кроме того, имеющиеся систематизированные знания о технологиях участия граждан в практике разработки и реализации социально значимых проектов и программ не совсем приемлемы для нашей действительности. Поскольку не определен их статус в системе социального управления в теоретико-методологическом и научно-практическом отношениях.

В этой связи социальная проблема исследования рассматривается многими как противоречие между наличием гражданских прав на участие населения в принятии управленческих решений и отсутствием социально-организационных нормативов, правил, технологий их реализации на практике, а научная проблема видится как обоснование роли технологии социального участия в социальном управлении.

Исследование сущности гражданского социального участия в казахстанском обществе показывает, что основной проблемой является отсутствие взаимопонимания между властью и обществом, недостаточность условий для участия граждан в процессе принятия решений, и связанная с этим их отчужденность и отстраненность от управления. И это несмотря на законодательное закрепление механизмов участия в системе социального управления. Так, в части политического участия, статья 33 Конституции РК закрепляет право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективныге обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме того, право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме [2]. Конституционным законом РК «О выборах» предусматривается механизм участия граждан в выборах [3].

Следующее направление - участие в управлении организацией, предприятием. Так, например, в соответствиии с Трудовым кодексом реализация гражданского социального участия возможна через институт социального партнерства.

Третье направление гражданского участия в системе социального управления:

- участие в управлении развитием отдель-ныгх территорий, средыг своей жизнедеятельности - гражданское (общественное) участие. Здесь мы можем сделать ссылку на ЗРК «О жилищных отношениях», где предусматривается уча-

стие граждан через деятельность кооперативов собственников помещений (квартир) [4].

Имеющийся в наличии материал позволяет более подробно остановиться на исследовании второго направления гражданского участия в системе социального управления. А именно - участие в управлении организацией, предприятием. Как было отмечено, вышеуказанное участие возможно через социальное партнерство.

Итак, социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.

Социально-трудовые отношения, в свою очередь, являются комплексом отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Социальное партнерство предполагает:

1. Согласование между партнерами на высшем (республиканском) уровне как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

2. Переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

3. Наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;

4. Участие наемных работников в управлении предприятиями;

5. Снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон.

Наиболее распространенными являются две модели социального партнерства: трипартизм и бипартизм. Трипартизм - это модель социального партнерства, которая предполагает трехсто-роннге сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на республиканском, административно-территориальном уровнях. Бипартизм - двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий.

Особую роль играют профсоюзы, представляющие массовое самоуправляющееся обще-

Конституционное, административное право и государственное управление

ело

ственное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социально-трудовых прав и интересов.

Рассматривая методы взаимодействия социальных партнеров, можно теоретически выделить следующие его основные элементы:

- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (республики, отрасли, региона, организации (предприятия) (см. статьи 260, 263, 264, 265 ТК РК);

- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений (см. статья 261 ТК РК);

- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов (см. статьи 271 -280 ТК РК) [5].

Исходя из вышесказанного, важнейшими элементами механизма социального партнерства должны будут выступать:

- постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т.е. профсоюзов, объединг-ний работодателей, предпринимателей и властных структур;

- постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

- кодификация отношений партнерства в национальном законодательстве, в нормативных документах органов государственного управления;

- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

- работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

В соответствии с национальным законодательством, социальное партнерство осуществля-

ется в формах: коллективных переговоров по

подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.

Следующей формой является взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сюда же относится обеспечение гарантий прав работников в сфере труда и совершенствование законодательства. Третьей формой социального партнерства выступает участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Гражданское социальное участие является перспективной научной задачей построения механизма регулирования взаимодействия общества и власти, в рамках которого за гражданами закрепляются право влияния на принятие решений и контроля их реализации.

В нынешних условиях, когда казахстанское законодательство установило соблюдение общественных интересов при каждом управленческом вмешательстве, и когда местное население начинает осознавать эти права, происходит столкновение интересов и, как результат, появление и разрастание различного рода социальных конфликтов. Общей причиной появления конфликтов является то, что граждане, наделенные определенными правами, пытаются любыми, зачастую, деструктивными способами добиться реализации своих прав, а лица, принимающие решения, еще в недостаточной степени готовы к передаче определенной части полномочий в руки граждан, сохраняя традиции советской эпохи, когда любое решение принималось директивными методами, отталкиваясь от принятых решений сверху.

Между тем, борьба за самые различные права, в том числе и за право граждан участвовать в принятии решений и даже контролировать их выполнение, сплошь и рядом не приводит к изменениям в правоприменительной практике. Необходимо снять противоречия между наделением граждан законодательным правом оказывать влияние на ход разработки и исполнения управленческого решения, правом на защиту и учет своих интересов, правом на получение достоверной информации о разрабатываемом решении, и отсутствием механизмов и инструментов, обеспечивающих реализацию данных прав в практике управления. Именно сюда в наибольшей степени перемещается практическая проблема гражданского социального участия - проблема обеспечения гражданских прав и их реализации.

~26 7 Ne 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Использованная литература

1. Мерзляков А.А. Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления // Автореф. дисс... канд. социол наук. См. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170547.html

2. Конституция Республики Казахстан от 30 авгукста 1995 года.

3. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года N 2464 «О выборах в Республике Казахстан».

4. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года N 94 «О жилищных отношениях в Республике Казахстан».

5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251.

Мацалада автор улттык зацнамада бектглу ауцымындагы азаматтыц элеуметтт цаты-судыц мэселелерт царастырады. Аталган мацала азаматтардыц мемлекеттщ басцаруга цаты-суыныц тет1ктер1 мен нысандарын зерттеуге арналган жалпы 1ргел1 гылыми мэселенщ жал-гасы болып табылады.

В статье автор рассматривает вопросы гражданского социального участия в контексте правового закрепления его в национальном законодательстве.Данная статья является продолжением общей фундаментальной научной проблемы посвященной изучению механизма и форм участия граждан в государственном управлении.

The author considers the question of civil participation in the social context of the legal consolidation of its national legislation. This article is a continuation of the overall fundamental scientific issues devoted to the study of the mechanism and modalities of participation of citizens in government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.