гражданское общество:
ВЕСЕННИЕ ШОКИ НЕ ПЕРЕЛОМИЛИ
прежних тенденций
Юрий чаусов
Резюме
В 2017 году в сфере правового регулирования и выстраивания механизмов сотрудничества между государством и некоммерческими организациями (НКО) продолжился тренд отказа от конфронтации. Но возросшая в начале 2017 года протестная активность в связи с социально-экономической политикой властей обусловила возврат властей к ограничительным и репрессивным практикам. Противоречивость этих двух тенденций нашла проявление в их взаимном сдерживании. С одной стороны, на фоне репрессий снизились ожидания доброжелательных отношений между государством и гражданским обществом, хотя запущенные ранее диалоговые площадки продолжили свою работу. С другой стороны, выстраивание диалога между государством и гражданским обществом - с учетом потепления отношений между официальным Минском и западными столицами - повлияло ограничительным образом на масштаб и распространенность репрессий, а также на долгосрочность их применения.
Тенденции:
• возвращение наиболее жестких репрессивных практик властей в отношении протестных групп;
• продолжение и расширение взаимодействия гражданского общества и государства;
• рост регистрации общественных объединений;
• развитие краудфандинга и волонтерства.
Репрессивная реакция властей на протесты зимы-весны 2017 года
С февраля по март 2017 года по Беларуси прокатилась волна протестов против декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества». В ходе подавления протест-ной активности власти вернулись к жестким практикам репрессий: задержания и аресты активистов (в том числе превентивные), обыски и конфискации в офисах НКО, предупреждения организациям за участие в протестах,
уголовные обвинения в рамках дела о подготовке массовых беспорядков.
В пиковой фазе протестов власти вернулись к практике массовых арестов участников несанкционированных акций и участников разрешенных митингов. В течение 2017 г. по данным правозащитного центра «Вясна» было зафиксировано 1280 случаев политически мотивированного административного преследования (против 61 случая в 2016 году), в 311 случае имел место административный арест (увеличение в сто раз по сравнению с 2016 годом). Пик репрессий пришелся на 25 марта, когда в Минске прошла организованная традиционная демонстрация «День Воли», которая была жестоко разогнана, около 700 человек были задержаны, 149 из них были привлечены к административной ответственности, а трем организациям (БНФ, ОГП, движение «За свободу») были вынесены предупреждения Министерства юстиции за проведение несанкционированных акций. В ходе этой и иных весенних акций по данным БАЖ было зафиксировано 96 задержаний журналистов, 10 из которых завершились административными арестами.
Власти вернулись к практике обысков и конфискаций в офисах НКО. В офисе центра «Вясна» было задержано более 50 журналистов и правозащитников. Обыски прошли также в помещениях организации «Институт математики и кибернетики», независимого телеканала «Белсат», НКО в Орше, Барановичах, Слуцке и др., а также в домах активистов.
Была возобновлена практика политически мотивированных уголовных дел на основании участия граждан в неправительственных объединениях. 21—24 марта были задержаны 32 гражданина по подозрению в совершении преступления по ч. 3 ст. 293 Уголовного кодекса (обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, а также финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности). В дальнейшем в отношении 16 задержанных было предъявлено дополнительное обвинение по ст. 287 Уголовного кодекса (создание незаконного вооруженного формирования), а обвинения в подготовке массовых беспорядков были сняты. Часть задержанных были ранее активистами объединения «Белый
легион», которое заявило о прекращении деятельности в 2005 году, также среди арестованных были члены оппозиционных объединений «Малады фронт», БНФ и спортивного клуба «Патриот», ассоциированного с властями. Аресты сопровождались нагнетанием пропагандистской истерии в госСМИ, которые распространили предоставленные спецслужбами «изобличающие виновных материалы» до окончания следствия, представляя протесты как часть заговора с целью насильственного свержения власти. В ноябре в отношении всех фигурантов дела обвинения были сняты, а дело прекращено.
По окончании активной фазы весенних протестов репрессивная деятельность властей продолжалась в течение лета и осени, постепенно затухая. К концу года аресты снова стали редким видом санкции за участие митингах.
В августе Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля возбудил уголовное дело в отношении председателя независимого профсоюза РЭП Геннадия Федынича и его заместителя Игоря Комлика по статье 243 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Их обвинили в открытии от имени профсоюза счетов в зарубежных банках, на которые поступали денежные средств. Именно этот профсоюз был активным участником и организатором протестов против декрета №3. В рамках уголовного дела были проведены обыски и изъятия носителей информации в офисах РЭП и Белорусского независимого профсоюза (горняков, химиков и других работников), а также в квартирах членов профсоюза. Правозащитные организации объявили, что расценивают данное уголовное дело как политически мотивированное.
Указанные случаи политических репрессий и ограничений деятельности НКО свидетельствуют об ухудшении правового климата для структур гражданского общества в 2017 году по сравнению с периодом 2014—2016 годов.
Регистрация НКО
На 1 января 2018 года в Беларуси насчитывается 2856 общественных объединений, в том числе 223 междуна-
родных, 762 республиканских и 1871 местное. В стране зарегистрированы 195 фондов (16 международных, 7 республиканских и 172 местных).В 2017 году органами юстиции было зарегистрировано 150 новых общественных объединений (6 международных, 27 республиканских и 117 местных), что является наивысшим показателем с 2004 года, а также 22 новых фонда (1 республиканский и 21 местный)1.
По направлениям деятельности сохраняется устойчивое доминирование физкультурно-спортивных организаций, которые составляют треть всех новых организаций.
В 2017 году органы юстиции отказали в регистрации общественных объединений «Моладзь Адраджэньня», «Хайсы», «Дзея», «Жаночая сетка "Мара"», «Экоград», «Гендерное партнерство», «Социально-христианское движение», фондов«Зеленая сеть»,«Мэйкаут» и др.
В мае 2017 года с шестой попытки власти зарегистрировали объединение «Говори правду». Эта организация была основана в 2010 году в качестве политической кампании, активно участвующей в выборах и политических процессах. В течение последних лет она последовательно выступала за диалог с властями для продвижения реформ и интересов общественных групп, позиционируя себя как конструктивную оппозицию. В дальнейшем организация подала заявления о регистрации своих местных отделений во всех областях Беларуси и в городе Минске, некоторые были зарегистрированы до конца 2017 года.
С учетом затруднений в регистрации общественных объединений и фондов основной формой для получения некоммерческими инициативами статуса официально зарегистрированного юридического лица остается учреждение.
«О результатах работы органов юстиции по государственной регистрации общественных объединений, фондов и других некоммерческих организаций в 2017 году.» Министерство юстиции Республики Беларусь. 21 Feb. web. 14 Mar. 2018. <https://minjust.gov.by/press/news/ about_results_of_work_of_bodies_of_justice_for_state_registration_of_ public_associations_foundations/?sphrase_id=1366>.
Изменения законодательства
Последнее изменение в закон «Об общественных объединениях» вносилось в ноябре 2013 года. Тем не менее ряд объявленных правительством законопроектов может привести к изменениям правового регулирования НКО в ближайшем будущем.
28 февраля 2017 года декретом президента №2 была утверждена новая редакция Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного декретом президента от 16 января 2009 года №1. Она вступила в силу в сентябре 2017 года и стала поводом к разрешению проблемы необоснованной ликвидации НКО, зарегистрированных в форме учреждений, из-за неосуществления ими предпринимательской деятельности. Министерство по налогам и сборам поручило районным налоговым инспекциям прекратить необоснованную ликвидацию НКО.
3 февраля 2017 года вступил в силу Кодекс о культуре, наделивший творческие союзы дополнительным правом осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности, закрепивший понятия «спонсор культуры» и «меценат культуры».
Подготовлен проект Указа, предусматривающего изменения в отношении спонсорской помощи2. В Министерстве экономики состоялось совещание с участием государственных органов и НКО по доработке проекта Указа для развития благотворительной деятельности в Беларуси.
Министерством экономики и Национальным банком были проведены консультации о возможностях правового регулирования краудфандинга, которые прошли с участием наиболее авторитетных краудфандинговых он-
2 Сайт Центра правовой трансформации. 17 May 2017. Web 14. Mar. 2018. <http://www.lawtrend.org/freedom-of-association/ obshhestvennoe-obsuzhdenie-proekta-ukaza-predusmatrivayushhego-korrektirovku-ukaza-prezidenta-respubHki-belarus-ot-1-iyulya-2005-g-300-o-predostavlenii-i-ispolzovanii-bezvozmezdnoj-sponsorskoj-pomos>.
лайн-платформ Беларуси, а также НКО и академической сферы. В конце 2017 года государством были проведены обсуждения с заинтересованными НКО проекта декрета, регулирующего порядок получения и использования иностранной помощи.
Продолжается совершенствование законодательства об участии НКО в деятельности по социальному обслуживанию населения.
Правительство передало в парламент проект изменений в Закон «О массовых мероприятиях». Наряду с введением элементов заявительного проведения массовых мероприятий, проект предусматривает введение административной ответственности по статье 23.34 Кодекса об административных правонарушениях для юридических лиц (в том числе НКО) в виде крупного штрафа за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.
Элементы общественного диалога
В 2017 году государство продолжило политику большей открытости для диалога с НКО по вопросам изменения законодательства и государственной политики. Однако в процессах диалога сохранились недостатки: привлечение к консультациям ограниченного круга организаций, формальный характер диалога без реального учета позиций общественности, малое количество действенных площадок для диалога, отсутствие доступа НКО к информации и к проектам разрабатываемых нормативно-правовых актов, крайне малый срок для подготовки замечаний и предложений к законопроектам, отсутствие системы обобщения государством высказанных в ходе общественного обсуждения мнений и обратной связи по ним.
В общественных обсуждениях проектов застройки и размещения новых производств государственные органы предпочитают проводить разъяснительную работу по обоснованию целесообразности своих решений, а не считаться с мнением общественности.
В 2017 году план по реализации рекомендаций Совета ООН3 по правам человека по-прежнему не был доработан и не обзавелся механизмами реализации.12 декабря 2017 МИД и Представительство ООН в Беларуси организовали консультации экспертного уровня по реализации плана, носившие скорее ознакомительный характер.
Принятие государством перспективных планов и программ становится для НКО одним из основных механизмов для налаживания диалога: установленная в планах программа действий госорганов становится как минимум повесткой дня для диалога, а в некоторых случаях — средством обеспечения согласованных либо совместных действий. Среди таких планов, помимо правозащитного, следует назвать: Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017—2020 годы, Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017—2025 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017—2021 годы.
Указанные планы предусматривают участие НКО в пассивном качестве. Общественность может реагировать на предложения властей, принимать участие в мероприятиях по приглашению государственных органов, однако чаще всего это участие эпизодично и фрагментарно. Тревожит практика непубличности мер по реализации планов, закрытости от общественности отчетов о их выполнении, что вызывает сомнения в эффективности таких планов.
НКО по-прежнему принимали ограниченное участие в работе двусторонних коммуникационных площадок в рамках диалога по правам человека Беларусь-Европа и Беларусь-США. В тоже время необходимо отметить постепенный рост открытости белорусских властей и ЕС в контактах с гражданским обществом. Заседания Координационной группы ЕС-Беларусь и Диалога по правам
«Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2016 №860.» Совет министров Республики Беларусь. 24 Oct. 2016. Web 14. Mar. 2018. <http://www.government.by/ru/solutions/2661>.
человека проходят с частичным участием представителей белорусского гражданского общества4.
В октябре 2017 года представители Министерства иностранных дел Беларуси впервые приняли участие в ежегодной Ассамблее Форума гражданского общества Восточного партнерства. Некоторые НКО активно включились в деятельность белорусских властей по достижению предусмотренных ООН целей устойчивого развития.
В апреле 2017 года, впервые за последние 20 лет, Беларусь направила в Комитет ООН по правам человека доклад о выполнении Республикой Беларусь Международного пакта о гражданских и политических правах человека. Таким образом страной была ликвидирована многолетняя задолженность по предоставлению периодических отчетов в данный комитет.
Постановлением №574 правительство одобрило Национальную программу международной технической помощи к 2020 году, которая представляет собой перечень приоритетов, для решения которых Беларусь рассчитывает привлечь средства от международных организаций: гармоничное развитие человека, совершенствование институциональной среды и формирование благоприятной бизнес-среды, экологическая устойчивость и безопасность, экологизация производства и потребления, смягчение последствий и адаптация к изменениям климата, региональное развитие и пр. Проект Национальной программы был предварительно опубликован и у НКО была возможность высказать свои замечания по его содержанию, некоторые предложения НКО были учтены.
В настоящее время проходит подготовку к принятию парламентом проект изменений в закон «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь». Им предусмотрено, что проекты законодательных актов и постановлений правительства, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат публичному обсуждению.
См. Мельянцов, Денис. «Координационная группа "Беларусь-ЕС": как это было.» Наше мнение. 22 Dec. 2017. Web 14. Mar. 2018. <http:// nmnby.eu/news/analytics/6509.html>.
заключение
Вероятно, две противоречивые тенденции (жесткие репрессии против проявлений протестной активности в сочетании с выстраиванием институциональных механизмов взаимодействия гражданского общества и государства) и эффект их взаимного сдерживания являются устойчивыми в среднесрочной перспективе и они будут и в дальнейшем определять общественный ландшафт и атмосферу диалога в белорусском обществе. Учитывая определенную стабилизацию экономического положения и отсутствие в ближайшие два года избирательных кампаний, которые могли бы стать поводом для массовых протестов, тенденция диалога в это время будет превалировать. В том числе следует ожидать принятия нормативных актов, предусматривающих незначительные улучшения в правовом положении НКО, при этом государство будет открыто к обсуждению позиции гражданского общества как в процессе разработки этих актов, так и в иных сферах, представляющих интерес для общества.