Научная статья на тему 'Гражданское общество в системе мер противодействия терроризму'

Гражданское общество в системе мер противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аветисян Ани Гарниковна

В статье рассматривается возможность реализации консенсуса в диалоге власти и общества по вопросам противодействия террористическим угрозам при усилении контроля за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в системе мер противодействия терроризму»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343

Аветисян Ани Гарниковна

Магистрантка гр. МЮ-25-10 ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»,

г.Таганрог, РФ Е-mail: a.karyagina@tmei.ru

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация

В статье рассматривается возможность реализации консенсуса в диалоге власти и общества по вопросам противодействия террористическим угрозам при усилении контроля за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова

Терроризм, гражданское общество, противодействие терроризму, антитеррористическая политика.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. За последние несколько лет проблема терроризма приобрела глобальные масштабы, о чем свидетельствует научные труды различных авторов, исследующих вопросы деятельности силовых структур в том числе внутренних войск (ныне войск национальной гвардии).

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму в России образован Национальный антитеррористический комитет. Для координации деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации образованы антитеррористические комиссии, созданы также федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

5 апреля 2016 года был принят Указ президента № 157 «Вопросы национальной гвардии Российской Федерации», который возложил на военнослужащих задачи по участию в борьбе с экстремизмом, а также с терроризмом [1]. Данный Указ Президента вполне соотносится с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

С целью создания эффективных механизмов предупреждения и урегулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов правоохранительными органами продолжен диалог с представителями национальных диаспор, этнокультурных, общественных, молодежных и религиозных организаций, принимаются меры по усилению оперативных позиций в этой среде, организуются мероприятия контрпропагандистского характера, принимается участие в общественно-политических мероприятиях, формах и конференциях, проводимых в том числе под эгидой Общественной палаты Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Совместно с ФСБ России, Минтрансом России и Генеральной Прокуратурой Российской Федерации осуществлен комплекс мер по предупреждению террористических проявлений в местах массового пребывания людей, на предприятиях по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в местах их хранения, на объектах транспортной инфраструктуры, энергетики и связи. На постоянной основе осуществляется мониторинг состояния защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

жизнеобеспечения, включенных в перечни, утвержденного антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

Анализ российского и международного опыта противодействия терроризму показывает, что гражданское общество может и должно быть не только объектом защиты от посягательств, но и институтом поддержания политической, социальной и экономической стабильности в обществе, субъектом, обеспечивающим повышение эффективности превентивных контртеррористических мер [2]. Важная роль принадлежит гражданскому обществу также в осуществлении контроля за реализацией государством принципов законности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В последние годы во многих странах наметилась тенденция ужесточения правовых и других норм противодействия терроризму: ужесточено законодательство по противодействию терроризму во Франции и Великобритании, в различных странах изменяются в сторону радикальности формы и приемы силового реагирования на террористические угрозы. В целях противостояния организованным террористическим группировкам западные государства вынуждены идти на «крайние» меры, так или иначе ущемляющие права граждан. В США в октябре 2001 г., после сентябрьских терактов, был принят Патриотический акт -федеральный закон, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами.

Документ, в частности, предусматривает расширение полномочий спецслужб по прослушиванию и записи телефонных переговоров, контролю электронной почты, по доступу к банковским счетам, увеличению срока задержания подозреваемых в террористической деятельности иностранных граждан без предъявления обвинения, возможности проведения негласных осмотров и обысков помещений. Пролонгация этого закона происходит в условиях острой дискуссии, связанной с опасением общества, что наделение чересчур широкими полномочиями правоохранительных и разведывательных органов государства может привести к их использованию против граждан, не связанных с терроризмом, для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Ситуация с разоблачениями Э. Сноудена вновь привлекла внимание общественности к данной проблеме.

Поиск баланса между гражданскими свободами и рамками дозволенного в борьбе с проявлениями радикализма и экстремизма является актуальным для всего мирового сообщества. Российским законодательством о терроризме также предусматриваются определенные ограничения прав граждан, связанные с введением правового режима контртеррористической операции, в рамках которого допускается, в частности, удаление граждан с отдельных участков местности, введение режима контроля телефонных переговоров, приостановление оказания услуг связи физическим и юридическим лицам, временное отселение лиц, введение карантина и т.д.

Нахождение необходимого консенсуса в диалоге власти и общества возможно при усилении контроля за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов. Поддержка антитеррористических усилий государства должна дополняться конструктивной критикой деятельности его представителей. В демократическом обществе это осуществляется независимыми средствами массовой информации, действующими институтами гражданского общества. Есть основания надеяться, что с принятием закона «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации», регулирующего такие формы контроля, как мониторинг, экспертиза, проверки и расследования, появятся правовые основы и реальные условия для создания устойчивого взаимодействия гражданского общества и государства при обеспечении общественной безопасности, предупреждении террористической угрозы.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. № 73. 07.04.2016.

© Аветисян А. Г., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

УКД 34

Атаманюк Татьяна Александровна

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»

г.Красноярск, РФ.

E-mail: tan6346@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация

Дееспособность - способность лица совершать юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав. Каждая эпоха ставит свои задачи. Так, например, возрасту наступления дееспособности в законодательстве Екатерины уделяется серьезное внимание.

Ключевые слова

Дееспособность, недееспособность, физическое лицо, совершеннолетние, малолетство, расточительность.

По энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дееспособность, в отличие от правоспособности, означает на юридическом языке способность лица совершать юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав. Говоря иначе, под дееспособностью понимают способность человека сознательно выражать свою волю при совершении юридических сделок и руководить своими поступками с сознанием их последствий [8]. На сегодняшний день можно сказать, что если правоспособность в принципе равна для всех граждан, то дееспособность не является таковой, так как при установлении объема дееспособности законодательство учитывает интеллектуальные и психические способности человека. В данной статье, рассмотрим, из чего в XVIII веке исходил законодатель при установлении объема дееспособности физического лица.

Если говорить о правоспособности в XVIII веке, можно сказать, что государство при ее наделении исходило из сословного статуса, и порой руководствовалось своими политическими интересами, то институт дееспособности регулировался по совершенно другим соображениям.

Прежде всего, дееспособность интересовала законодателя с точки зрения экономических (корпоративных) интересов. Перед законодателем, в первую очередь, стояла задача в том, чтобы сохранить собственность в руках тех семей, которые ей обладали и не дать возможности перетечь имуществу в другие сословия. Интересы отельного субъекта учитывались во вторую очередь.

Так вопросы, связанные наделением дееспособностью, ее ограничением и лишением тесно связаны с правом отчуждения имущества. Законом не определяется возраст, с которого можно договор личного найма. Голиков Н.Б. приводит пример, когда договор личного найма заключался малолетними [6, с.68].

Каждая эпоха ставит свои задачи. Так, например, возрасту наступления дееспособности в законодательстве Екатерины уделяется серьезное внимание. Обычно указы, определявшие время наступления дееспособности, принимались в связи с каким-либо конкретным спором, рассматривавшимся в Сенате, на основе нормы Соборного Уложения 1649г., в частности в статье 54 главы 16 [7, с.191]. В свою очередь закон учитывал и сложившуюся практику признания достижения гражданского совершеннолетия в 15 лет, когда молодой человек верстался на службу и получал в связи с этим поместье. Поместье давало ему средства самостоятельной жизни отдельно от родительского дома. Именно с началом самостоятельной жизни связывалось наступление дееспособности. Для служилых людей по отечеству этот момент наступал с выделом из родительского дома, что часто обуславливалось не только поступлением на службу, но и вступлением в брак. Если ребенок до 15 лет терял отца, то по достижении этого возраста он мог отыскивать отцовские поместья у «сродников» и «сторонних людей», если те ими незаконно завладели. Статья 54 гл. Соборного Уложения, опираясь на указ 1645г., [5, с.355] проводит грань между «ребячеством» - возрастом до 15 лет, и «совершенными» летами - по достижении 15 лет. Однако, устанавливая полную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.