УДК 070:323.2
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
Аннотация. В статье определяется взаимовоздействующая динамика таких важнейших категориальных понятий современного гражданского универсума, как «общество», «публичность» и «политическая культура общества». Констатируется, что органичная публичная сфера общества, правильно проецирующая коммуникативные нормы поведения членам социума, способствует становлению и диалектике как сознания масс, так и глобального социального пространства.
Ключевые слова: гражданское общество, информация, политическая культура, публичная сфера, универсум.
CIVIL SOCIETY, THE PUBLIC SPHERE AND POLITICAL CULTURE: THE BALANCE OF INTERESTS
Annotation. In the article the mutual influence of the dynamics of the most important concepts of the modern civil categorical universe as «society», «public» and «political culture of the society is determined. The organic public sphere of society, properly projecting communicative norms of conduct for members of society, contributes to the formation and dialectics as consciousness of the masses, and the global social space.
Keywords: civil society, information, political culture, public sphere, universe.
Ученые Гж. Экиерт, О. Энкарнасьон полагают, что в процессах современной демократизации могущество любой государственной системы, равно как и любого гражданского общества укрепляется одновременно [2]. Современный гражданский социум не должен быть ограничен локальными, узкоэгоистическими требованиями, он должен быть заинтересован прежде всего в сохранении равновесия, балансов как между ориентирами функционирующего социума, так и между сущностными интересами конкретных сегментов (субъектов) гражданского общества.
Одной из наиболее сущностных в содержательном смысле характеристик любого общества (в данном случае гражданского) является публичность. Публичная сфера социума всегда была и будет отражателем социального пространства универсума. Особенно очевиден, нагляден данный коммуникативный процесс в современной ситуации, когда активно развиваются самые разнообразные информационные технологии, благодаря чему публичность как сущностная единица существования общества трансформируется в виртуальное социальное пространство благодаря новационным масс-медиа.
Ю. Хабермас [1] определяет публичную сферу как неформальную систему, которая участвует в процессах обмена между различного рода информациями и разными социальными позициями. Информационные среды в западных странах приобретают очень динамичное развитие, именно потому люди активно участвуют в процессах коммуникации, получают разнообразную информацию не непосредственно, а опосредованно - виртуально.
Можно отметить, что в результате данной парадигмы общественное мнение формируется в виртуальном социальном пространстве, и на данном уровне приобретаются новые духовно-нравственные ценности, приоритеты современных общественных формаций. Публичностью как важной категориальной характеристикой гражданского общества впитываются результаты социальных
В.В. Антонова О.В. Федотова
Viktoria Antonova Olga Fedotova
© Антонова В .В., Федотова О.В., 2014
дискуссий, характеризующиеся открытостью и равенством респондентов коммуникационных процессов, а также совместной разработанностью общепринятых критериев и стандартов, благодаря чему происходит усиление плюрализма мнений, мировоззрений в обществе.
Проект о просвещенной публичной сфере, разработанный Ю. Хабермасом, в современной ситуации представляется актуальным для процессов формирования и развития гражданского социума при условии, что обществу необходимо пользоваться такими механизмами массовых коммуникативных актов для принятия решений, которые бы способствовали обогащению смыслового содержания публичной сферы. В других случаях политическими партиями и некоторыми масштабными организациями будут вытесняться «рациональные критические дискурсы» при помощи различных манипу-лятивных технологий для того, чтобы получить формальное согласие масс с теми решениями, которые были приняты на уровне крупных корпораций и государства [1]. Уровни формирования публичной сферы определяются характером общественных взаимоотношений, их демократичностью либо, наоборот, иерархичностью, закрытостью, как в предыдущие эпохи.
Динамика публичной сферы немыслима без формирования активного гражданского общества и социально-политической культуры, обеспечивающей потребности в формировании позитива, аккумуляции опыта исторически более ранних поколений, традиций, знаний, ценностей, благодаря чему в поведении масс, которые объединены общественными связями, возникают новые социальные образцы жизнедеятельности, обладающие ценностной значимостью. Более того, формируются социальные связи между структурами разнообразных общностей, а также между институциональными образованиями. Кроме того, рациональное функционирование публичности немыслимо без динамического развития активного гражданского общества, а также его социокультурного потенциала.
Культура в жизни общества играет огромную роль, именно с ее помощью обеспечивается потребность в динамике, именно в ней накапливается исторический опыт предыдущих времен, именно в культурном потенциале масс формируются нравственно-эстетические критерии сознания. Культура представляет собой предтечу новаторских ориентаций, которые задают определенные векторы в эволюции. Культура является одним из способов социализации человека в обществе, она определяет социальный статус его гражданской позиции.
Социально-политическая культура служит вектором творческой жизнедеятельности, источником общественных начинаний, который задает для социальных новаций общий тон и характер институционального развития. Культурный процесс предполагает гражданскую инициативность человека во всех сферах. Политическая культура, являющаяся одним из приоритетных способов социализации субъектов, всегда определяет гражданственный статус личности. Французский ученый Ги Эрмэ считает, что гражданскому обществу свойственна своя специфическая культура, которая научит человека глубоко мыслить и анализировать различные ситуации, воспринимать окружающий мир с позиции терпимости, любви и уважения, открытости для всего общества [3]. По мнению ученого, в любом существующем обществе процесс формирования гражданственности предполагает такую политическую культуру, которая характеризуется конкретными чертами. Данные черты означают, что в первую очередь гражданами должны приобретаться, преумножаться, усваиваться способности многогранно и объективно воспринимать факты реальной действительности. Субъекты любого гражданского общества должны быть открытыми, общаться между собой, адекватно понимать происходящее и воспринимать окружающих. Наиважнейшей чертой членов любого гражданского общества Ги Эрмэ считает толерантность, позволяющую сопоставлять и сравнивать собственные, интроспективные позиции с точками зрения других людей, толерантность, заставляющую внимать оппонентам, прислушиваться к ним, признавать и слышать их мнение, уважать их мировоззрение, жизненные позиции.
Категория «гражданственность», согласно Ги Эрмэ, включает в себя три взаимовоздействую-щих принципа:
1) единство востребованных в обществе прав и обязанностей;
2) присутствие определенных социальных действий личности: активность, потребность в информировании, участие в политических кампаниях;
3) наличие у каждого целостной системы ценностей, духовно-нравственных убеждений [3].
Гражданская позиция, как считают ученые, состоит из следующих неразделимых элементов:
осознания личностью своих обязанностей и прав, гражданской активности, нравственности, информированности.
К числу предпосылок становления, формирования гражданского общества относятся следующие:
а) материальные - индустриально-капиталистический способ производства;
б) экономические - формирование рыночных отношений и автономного частного сектора;
в) социальные - усложнение системы социальной стратификации и преодоление ее замкнутого (сословного) характера;
г) политические - становление демократических институтов (парламентаризма) и разграничение частной и публичной сфер;
д) идеологические - светские начала государственной и общественной жизни, формирование идеологического плюрализма, терпимости;
е) юридические - признание естественных прав и свобод личности, утверждение принципов юридической свободы и равноправия граждан;
ж) культурные - формирование гражданской культуры, интегрирующей такие социальные ценности, как гражданственность, гражданское согласие, гражданское соучастие, толерантность и др.
Можно констатировать, что развитие гражданского общества предопределяется закономерностями развития материального производства и социальности, что обусловливает отражение их в политической и духовно-идеологической сферах, находит оформление в разграничении частной и публичной сфер, предопределяется закономерностями формирования гражданской личности и гражданской культуры как синтезирующей основы гражданского общества. К тому же природа гражданского общества более четко раскрывается в контексте решения вопроса о его политичности, либо деполитизированности.
Таким образом, гражданское общество - сложная социально-политическая структура, включающая в себя негосударственные социальные институты, которые посредством различных форм и средств принимают активное участие в политической жизни общества как самостоятельные, равноправные с государством, политические субъекты. Политичность гражданского общества любой страны, активное воздействие на государственную власть являются конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского социума. Характеризуя сущность гражданского общества, современные исследователи подчеркивают, что в ситуации гражданственности человек принимает решения самостоятельно, а в политическом обществе люди вынуждены подчиняться правовым государственным актам, что, естественно, представляет принуждение, и люди сопротивляются в подобной ситуации.
Существование гражданского общества предполагает прежде всего самостоятельность человека, его социальную ответственность, грамотность, умение справляться со своими проблемами самостоятельно без государственной машины. Прогрессивное развитие в любой стране мира немыслимо без гражданского общества, умеющего контролировать власть. Государство не должно манипулировать, управлять народными массами, оно должно их поддерживать в новаторских начинаниях, давать им возможность участвовать в работе государственных органов. В цивилизованном
социуме фундаментом развития, благополучия является уважение к человеку, его труду, стремление сделать членов общества счастливыми.
Основной функциональный принцип любого гражданского общества - сделать достойной жизнь его членов, уважать и ценить человеческие достижения, помогать отражать стремления и профессиональные качества, т.е. быть помощником и наставником, но в таком обществе никогда не должно быть места диктаторству.
Библиографический список
1. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnikfree.com/page/sotciolog/ist/ist-5--idz-ax253--nf-11.html (дата обращения: 19.10.2014).
2. Энкарнасьон О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/meta/20010220_toc.html (дата обращения: 19.10.2014).
3. Эрмэ Г. Культура и демократия / Г. Эрмэ. - М., 1994. - С. 150-157.