МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
6. Вискулова В.В. Голосования «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 28-34.
7. Маслов О.Ю. Отмена графы «против всех» и контуры системного политического кризиса в России // http://www.polit.nnov.ru/2006/06/16/against/ (дата обращения: 20.04.2014).
8. Последствия половинчатого решения Конституционного суда // http://www.polit.nnov.ru/2006/06/16/against/ (дата обращения: 20.04.2014).
9. Соколова И.А., Корнилов Г.В. Специфика реализации демократических принципов избирательного права в РФ // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 6. - С. 97-98.
© Гмырин А.А., 2016
УДК 340.12
А.В. Демидов
К.ю.н., старший преподаватель, кафедры ТГП, Санкт-Петербургский университет МВД Россия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению сущности гражданского общества как специфического признака правового государства. Автор освещает различные точки зрения на выделение и обоснование указанного принципа в теории права, а также формулирует общие выводы по исследуемому вопросу.
Ключевые слова
Гражданское общество, правовое государство; признаки и принципы государства.
На современном этапе проводимой в России административно-правовой реформе важнейшее значение имеет формирование такого государственного механизма, который сможет в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод человека как высшей ценности в государстве. Функционирование указанного государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящемся на службе у общества. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством [4]. Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционирование гражданского общества в государстве.
В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству - одним из основных принципов его функционирования или все-таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое. Многие правоведы не выделяют и не рассматривают признаки правового государства, ограничиваясь лишь анализом его принципов [7, с. 130-137; 9, с. 107-109]. Однако некоторые ученые все же разделяют такие понятия как «признаки правового государства» и «принципы правового государства» [6, с. 161; 5, с. 87; 8, с. 76]. С нашей точки зрения это вполне справедливо и оправдано, так как принципами правового государства выступают основные идеи, начала, в соответствии с которыми правовое государство формируется, то есть принципы характеризуют динамику формирования и функционирования правового государства. Данную динамику
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
следует раскрыть в виде реализации таких основных принципов как верховенство права, разделение властей и взаимная ответственность государства, общества, личности.
Признаки же правового государства позволяют выделить его основные черты и сформулировать понятие правового государства.
Признаки правового государства можно представить в виде двух групп: общие признаки и специфические. Общие признаки характерны для всех видов государств, они позволяют отличить государство от других видов и форм социальных организаций [3, с. 122].. К ним следует отнести: наличие обособленной территории, наличие института гражданства (подданства), наличие аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки свойственны только правовым государствам, они помогают выделить именно правовые государства из всей остальной массы государств. Специфическими признаками правовых государств являются: демократический политический режим, развитое гражданское общество и признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.
Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть по нашему мнению в следующих основных тезисах:
- оно выражает интересы и потребности, прежде всего самих граждан, позиционируя их, как минимум, не ниже интересов и воли правящих кругов;
- это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
- в нем реализуется принцип - государство для общества, а не общество для государства.
Отдельно следует акцентировать внимание на вопросе становления гражданского общества и
правового государства в Российской Федерации.
Согласно конституционным нормам Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1, ст. 1]. Тем не менее, все же следует указать на то, что процесс создания гражданского общества в России и формирования правового государства на сегодняшний день сталкивается с определенными трудностями. Среди них можно выделить такие как присутствующий в обществе правовой нигилизм, заключающийся в том, что довольно значительная часть граждан неуважительно относится к правовым нормам; нарушение принципа верховенства закона, подтверждающегося например наличием коллизий среди норм федерального законодательства и норм законодательства субъектов Российской Федерации; декларативность некоторых конституционных норм, провозглашающий социальные права граждан, в то время как на данный момент объективно еще не функционирует механизм административно-правового регулирования реализации обозначенных социальных гарантий на практике.
На наш взгляд решению указанных проблем может способствовать реализация следующих мер:
- повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе путем правового воспитания и правовой пропаганды;
- совершенствование юридической техники;
- принципиальное ужесточение контроля за соблюдением и исполнением норм действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов;
- создание реально административно-правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан;
- дальнейшее реформирование правоохранительной системы государства в контексте реализации таких важнейших принципов деятельности сотрудников правоохранительных органов как пресечение правонарушений и тесное взаимодействие с обществом, а также с позиции закрепления степени удовлетворенности населения как основного критерия оценки деятельности правоохранительной системы.
Подводя итог вышеизложенному, можно привести следующие обобщающие выводы:
- развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
- при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества и в нем действует принцип - государство для общества, а не общество для государства;
- на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.
Список использованной литературы:
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.
2.Бялт В.С., Демидов А.В., Талянин В.В. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. - СПб.: «ЛЕМА», 2015.
3.Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Международный научный журнал «Инновационная наука». Уфа. 2016. № 1. С. 122-124.
4.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // Российская газета, 2013, 13 декабря.
5.Карчевская Н.И., Семенова О.В. Теоретико-правовые закономерности гражданского общества: Пособие. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.
6.Нижник Н.С. Законность: плюрализм подходов к рассмотрению социоюридического феномена в современной юридической науке // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14. № 12. С. 30-34.
7.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 4-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
8.Сагайдак А.Ю., Талянин В.В. Основы теории государства и права: Учебное наглядное пособие. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.
9.Теория государства и права (ключевые вопросы, определения, схемы): Учебное пособие / Под ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
© Демидов А.В., 2016.
УДК 342
Р.Г.Иванова
студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В настоящей статье анализируются нормы ранее действующего федерального закона от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и федерального закона от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющие правовой статус Счетной палаты РФ в настоящее время, выявляются некоторые новеллы действующего закона.
Ключевые слова
Внешний государственный аудит, высший контрольный орган, финансовый контроль,
правовой статус Счетной палаты РФ.