УДК 330.101
А.Н. Лизогуб
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ИНСТИТУТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ
Рассматривается воздействие института гражданского общества на теневую экономику. Анализируются основные формы воздействия гражданского общества на теневую экономическую деятельность.
Теневая экономика, гражданское общество, формы воздействия на теневую экономику.
A.N. Lizogub
CIVIL SOCIETY - THE INSTITUTION OF INFLUENCE ON SHADOW ECONOMY
The influence of the institute of civil society on shadow economy is studied in the article. The author focuses on the main forms of influence of civil society on the shadow economic activities.
Shadow economy, civil society, forms of influence on shadow economy.
Небывалый рост теневой экономической активности в условиях трансформационных изменений в странах постсоветского пространства, ее развитие вширь и вглубь, охватившее по существу все сферы и отрасли экономики, не только оказывает деструктивное влияние на формирующийся новый экономический базис, но и деформирует моральные нормы и культурные ценности в обществе.
Настоящая статья посвящена одному из важных аспектов рассматриваемой проблемы - определению места и роли гражданского общества как института воздействия на теневую экономику.
Институциональная среда, в которой функционируют хозяйствующие субъекты, является ключевым фактором поступательного и эффективного развития экономики, социальных и общественно-политических процессов1. Ее формирование в государствах постсоветского пространства осуществляется медленно и противоречиво. Так, реальная действительность показывает, что государство в условиях трансформационных преобразований общества не в состоянии эффективно выполнять свои регулирующие функции (административная реформа госструктур идет медленно, управленческий аппарат растет, все ветви власти коррумпированы и этот процесс остановить пока не удалось).
1 Институциональная среда - это прежде всего уровень развития институтов власти, их соответствие осуществляемым преобразованиям. - Прим. автора.
Для оказания помощи государству в деле дальнейшего продвижения по пути начатых реформ, в том числе и в сфере экономики, необходимы усилия других институтов. Одним из таких институтов, активно развивающихся в последние годы, является гражданское общество (ГО). Под гражданским обществом будем понимать общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан, создающих совместно с государством развитые правовые отношения1.
В развитых демократических государствах гражданское общество, его институты выполняют многочисленные функции. Наиболее важными из них являются следующие: 1) оказание услуг, в этой роли оно может обеспечить повышение качества услуг, большее равенство потребителей, снижение издержек предоставляемых услуг, улучшение специализации обслуживания; 2) инновации, реализуемые за счет большей гибкости некоммерческих организаций, их способности осуществлять технологические и продуктовые инновации, действовать по новым «социальным» технологиям; 3) инициирование и распространение социальных изменений, которые организации гражданского общества способны осуществлять, связывая отдельных индивидов с политическим процессом, представляя их интересы, отстаивая права и т.д.; 4) содействие раскрытию качеств личности и развитию лидерства; 5) формирование социального капитала и содействие демократизации общества; добровольное участие в некоммерческих организациях укрепляет отношения доверия, выполняя интегрирующую роль в обществе.
Даже простое перечисление ролей, выполняемых институтами гражданского общества, расширяет представление о потенциальных возможностях, формах и масштабах его влияния на социально-экономические процессы. «... Выполнение разнообразных функций гражданского общества сопровождается влиянием на поведение экономических агентов, в том числе на условия и процесс создания стоимости» [1, с.45].
Деятельность институтов гражданского общества в целом направлена на развитие общественной инициативы в различных формах, а также на формирование непримиримой общественной психологии в отношении негативных явлений, имеющих место в социально-экономической и политической жизни страны. Анализ деятельности ГО свидетельствует о прямом и косвенном воздействии его институтов на теневую экономику. Под прямым воздействием будем понимать действия институтов гражданского общества, направленные непосредственно на теневые экономические процессы. В качестве примера такого воздействия может служить внимание Общественной палаты к проблеме развития малого бизнеса, значительная часть которого функционирует в «тени». Несмотря на усилия государства, направленные на активизацию и развитие малого бизнеса, он по-прежнему сохраняет позиции аутсайдера экономики. В этом сегменте экономики в настоящее время занято не многим более 1 млн. человек и еще 2,9 млн. -индивидуальных предпринимателей. При этом сегодняшний российский малый бизнес не только беден, но и постоянно находится на грани выживания. По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», только 40% представителей малого бизнеса пользуются банковскими кредитами. На местах конкурентное пространство искажено административным ресурсом: 70% бизнесменов отмечают, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам. Еще одним препятствием они называют взятки, на которые уходит львиная доля всех непроизводственных издержек. Эти факторы во многом способствуют тому, что этот сегмент экономики пребывает в «серой» нише хозяй-
1 Структурно гражданское общество состоит из таких институтов, как политические партии, лоббистские группы, общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные и др.), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные организации, ассоциации избирателей, политические, спортивные и иные клубы, независимые средства массовой информации, церковь, семья и др. - Прим. автора.
ственных процессов. Существующие программы по поддержке малого бизнеса малоэффективны, они предоставляют этим предприятиям определенные льготы и ресурсы, но не повышают их конкурентоспособность и технологический уровень.
Общественная палата РФ разработала программу легализации деятельности самозанятого населения и развития малого бизнеса. Суть программы сводится к созданию принципиально иных условий для развития этого сегмента экономики, а именно: вокруг крупных «якорных» предприятий должны быть сформированы полноценные отраслевые кластеры, группирующие малые и средние предприятия, которые станут базой для развития региональной экономики. На совете при Общественной палате был представлен пилотный проект программы, которая начала реализовываться в Архангельской области. Здесь планируется создать технопарк деревообрабатывающей промышленности. В России тема кластеров в принципе не нова. Пришло время обобщить имеющийся опыт их функционирования, и члены Общественной палаты решили создать рабочую группу, которая подготовит доклад президенту о состоянии малого бизнеса и изложит свою программу развития кластеров в России.
Подобные действия негосударственных институтов, обосновывая необходимость качественных изменений в реформируемой экономике, во-первых, вносят свой вклад в формирование цивилизованных отношений в систему новых форм хозяйствования и, во - вторых, стимулируют поиск новых средств решения негативных процессов, характерных для экономики переходного периода и активного её выхода из тени.
Важным сдерживающим фактором воспроизводства теневой экономической активности, коррупционных проявлений может стать деятельность народных судов. Народные суды - это новый институт гражданского общества. Первый такой суд образован по решению граждан Екатеринбурга и называется «Народный суд Свердловской области» [2]. Его основными задачами являются проведение расследований и публичных обсуждений фактов чиновничьего, властного и судебного произвола. Несмотря на то, что принятые решения не будут иметь обязательной силы в отношении кого-либо или чего-либо, но они будут отражать народное мнение о качестве власти. «Народные судьи» - это бывшие юристы, люди с большим опытом работы, которые собрались пересматривать решения чиновников и судей, кажущиеся вроде верными, но не имеющие отношения к понятию «совесть». Свои решения они будут оглашать через средства массовой информации и Всемирную сеть. Появление «народных судов» обусловлено реальной необходимостью и является средством организованного противодействия граждан чиновничьему произволу. Между тем следует заметить, что в Государственной Думе уже несколько лет находится проект создания Административного суда, который, по замыслу его разработчиков, и разрешал бы бесчисленные споры между гражданами и чиновниками.
Далее, размышляя о направлениях воздействия ГО на теневой сегмент экономики, надо обратить внимание и на такую важную составляющую его деятельности, которая, на первый взгляд, не имеет непосредственного отношения к рассматриваемому явлению. Это так называемое косвенное воздействие институтов ГО на теневую экономику.
Речь идет о многогранной и активной деятельности различных его институтов по оценке работы государственных учреждений (законодательные, исполнительные, в том числе правоохранительные, контрольные, судебные органы и др.), качество функционирования которых имеет самое непосредственное отношение к воспроизводству теневых экономических отношений. Эта работа имеет мультипликационный эффект, не только положительно влияет на качество деятельности всех ветвей власти, но и служит мощным фактором развития гражданской активности населения, стимулирует становление и развитие новых институтов гражданского общества.
В качестве иллюстрации приведем результаты общественной оценки деятельности Федеральной налоговой службы. В 2007 году впервые в истории новейшей России был проведен рейтинг отечественных налоговых инспекций. Он был осуществлен в ходе работы
Всероссийской конференции бухгалтеров, которую организовал журнал «Главбух». В общей сложности было собрано 11102 бюллетеня с оценками работы 298 ИФНС из 53 субъектов РФ. Инспекции оценивались по пяти критериям, а именно: 1) комфортные условия для посетителей; 2) информационное обеспечение налогоплательщиков; 3) оперативность работы; 4) обходительность; 5) уровень квалификации инспекторов. По каждому критерию бухгалтеры ставили оценку: «отлично», «хорошо», «приемлемо», «плохо» или «отвратительно». Каждая инспекция оценивалась по всем пяти критериям. Итоги в принципе спрогнозировать было несложно: большинство бухгалтеров страны считают работу налоговых инспекций неудовлетворительной. Лучший регион - Архангельская область. Но даже там работой налоговой службы довольны лишь 38% бухгалтеров. Результаты рейтинга были разосланы руководителям налоговых служб. Реакция была вполне предсказуемой. В Новгородской области (согласно рейтингу - худший регион) просто попросили прессу особо не распространяться о плохих оценках. Налоговики Смоленской области (предпоследнее место) решили действовать: официальным письмом запросили фамилии тех бухгалтеров, которые участвовали в конференции.
Результаты рейтинга показали, во-первых, что собираемость налогов во многом зависит от отношения налогоплательщиков к своей инспекции. Снижение доверия к государственной службе, надуманные административные барьеры - все это немедленно отражается на пополнении бюджета. Этот аспект практически не учитывается при оценке работы налоговых инспекций вышестоящими налоговыми инстанциями; во-вторых, рассматривая направления повышения эффективности налоговой политики государства, следует учитывать не только ставки налогов, налогооблагаемую базу, налоговое бремя в целом, но и психологию налогоплательщика, которая во многом детерминируется качеством работы налоговых инспекций.
Эффективность воздействия ГО на негативные социально-экономические процессы будет возрастать по мере развития его институтов, разнообразия их деятельности. Наряду с контрольной функцией за деятельностью власти важным направлением работы ГО является участие его институтов в законотворческом процессе (разработка, экспертиза проектов нормативно-правовых документов). Для разработки нормативно-правовых актов с целью их принятия соответствующими законодательными собраниями, необходимо, как известно, обладать правом законодательной инициативы. Там, где институты гражданского общества работают активно (их деятельность имеет общественный резонанс и приносит положительные результаты в плане повышения качества власти), они, как правило, наделяются таким правом соответствующими Законодательными собраниями
В качестве примера можно привести Общественную палату Саратовской области. Одно из основных направлений ее деятельности в настоящее время - экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Так, за девять месяцев 2008 года ею были подвергнуты экспертизе 26 федеральных и областных законопроектов. В областную целевую программу «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы» был внесен ряд существенных изменений. Следствием активной деятельности Палаты явилось наделение ее областным Законодательным собранием летом 2008 года правом законодательной инициативы. За полгода Общественная палата инициировала следующие законопроекты: «О создании областного зернового фонда», «Об ужесточении ответственности за деятельность нелегальных игровых автоматов», «О создании социально-реабилитационных центров с приютами для алкоголиков», «О природных символах Саратовской области» и ряд других [4].
Итак, гражданское общество, его институты являются важнейшим инструментом, способствующим повышению эффективности власти. Они осуществляют контроль со стороны общества за работой государственных институтов, активно участвуют в законотворческом процессе, развивают конструктивное взаимодействие с властными структурами. Эта деятельность способствует улучшению их работы, что, в конечном итоге, положительно скажется на повышении эффективности всей системы государственного регулирования эко-
номики, в том числе и её теневой составляющей. Обнародование результатов деятельности институтов ГО имеет важное значение для совершенствования системы управления, контроля, сокращения казнокрадства и противоправной экономической деятельности.
Гражданское общество в нашей стране продолжает формироваться, и его дальнейшее развитие во многом будет зависеть от внутриполитического курса, а также от состояния гражданской активности населения. В России создан и функционирует Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В январе 2008 года в Москве состоялся Второй Общероссийский Гражданский форум. В одном из докладов было отмечено: «Наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни» [3].
Завершая изложение проблемы, сделаем основные выводы. Во-первых, реальная действительность демонстрирует, что государство, его институты не могут обеспечить эффективного воздействия на многие проблемы социально-экономического развития общества. Наглядно это проявляется в условиях трансформационных преобразований в обществе.
Во-вторых, одним из важных субъектов воздействия на теневую экономику является гражданское общество, такие его институты, как Общественная палата, СМИ, не ангажированные властными структурами, общественные организации, деятельность которых способствует повышению качества власти и формированию непримиримой общественной психологии в отношении негативных явлений.
В-третьих, несмотря на историческую «молодость» ГО в России, уже заметны положительные результаты его работы в осуществлении контроля за деятельностью отдельных органов власти и чиновников, активизируется его работа и в борьбе с коррупционными отношениями, налаживается конструктивное взаимодействие его институтов с государственными структурами для осуществления «широкого общественного контроля» за развитием хозяйства и общественными процессами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аузан А. Экономическое значение гражданского общества / А. Аузан, В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 28-49.
2. Российская газета. 2008. 17 января.
3. Российская газета. 2008. 24 января.
4. Саратовская областная газета. 2009. 30 декабря - 12 января.
Лизогуб Алексей Нестерович - Lizogub Aleksey Nesterovich -
кандидат экономических наук, Candidate of Science in Economics,
профессор кафедры Professor of the Department
«Внешнеэкономическая деятельность» of «Foreign-economic Activity»
Саратовского института (филиала) of Saratov Institute (branch)
Российского государственного of Russian State University
торгово-экономического университета of Trade and Economics
Статья поступила в редакцию 13.03.09, принята к опубликованию 09.09.09