Научная статья на тему 'Гражданское общество и государство: современные проблемы взаимодействия'

Гражданское общество и государство: современные проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5601
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / THE STATE / CIVIL SOCIETY / FORMS OF INTERACTION / PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горощук С. О., Зеленский П. А.

Рассматриваются вопросы развития научных представлений о гражданском обществе, его структуре, признаках, проблемах соотношения с государством. Анализируются особенности формирования современного гражданского общества. Обосновываются условия и перспективы дальнейшего развития гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Society and the State: Modern Issues of Interaction

The article deals with the development of scientific ideas about civil society, its structure, features and problems of correlation with the state. The features of the formation of civil society in the modern period of historical development are analyzed. The conditions and prospects of further development of civil society in Russia are substantiated.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество и государство: современные проблемы взаимодействия»

УДК 1:316 ББК 60.027

DOI 10.22394/1682-2358-2018-4-72-77

С.О. Горощук, аспирант кафедры теории права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

П.А.. Зеленский, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Рассматриваются вопросы развития научных представлений о гражданском обществе, его структуре, признаках, проблемах соотношения с государством. Анализируются особенности формирования современного гражданского общества. Обосновываются условия и перспективы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Ключевые слова и словосочетания: государство, гражданское общество, формы взаимодействия, общественные объединения.

1 J-роблемы соотношения и взаимодействия государства и гражданского общества всегда были и остаются одними из наиболее актуальных в государственно-правовой науке. От вариантов их разрешения во многом зависит качественный уровень жизни и удовлетворение потребностей,

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 4

S.O. Goroshchuk, postgraduate student of the Theory of Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stoly-pin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

P.A. Zelensky, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Theory of Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

CIVIL SOCIETY AND THE STATE: MODERN ISSUES OF INTERACTION

The article deals with the development of scientific ideas about civil society, its structure, features and problems of correlation with the state. The features of the formation of civil society in the modern period of historical development are analyzed. The conditions and prospects of further development of civil society in Russia are substantiated.

Key words and word-combinations: the state, civil society, forms of interaction, public associations.

обеспечение прав и законных интересов людей, развитие общества в целом. Ключевую роль в этом процессе приобретают методы управленческого воздействия государства на общественные отношения, с одной стороны, и возможность общества влиять на юридическое содержание принимаемых властью государственных решений, составляющих смысл политического участия в государственном управлении. Актуальны эти вопросы и для России.

Происхождение термина «гражданское общество» тесно связано с особенностями его практического применения. Данное понятие зародилось в европейском обществе еще в период Античности. Словосочетание «Civil Society», используемое в Европе, восходит к латинскому термину «Societas civilis». В греческом полисе частная собственность не была неприкосновенна, так как в нем социальное сообщество граждан соединялось с государством. По мнению Аристотеля, всегда и во всем предпочтение следовало отдавать общему интересу. Античный полис являлся основополагающим началом, которому политически и экономически принадлежал каждый индивид. Вне зависимости от своего положения он полностью зависел от полиса, поскольку частное и общественное отождествлялось [1, с. 260].

Теоретическая концепция гражданского общества сформировалась только в Новое время и была взаимосвязана с теорией общественного договора. Одним из ее основателей является Т. Гоббс. По его мнению, государство является субъектом, способным обуздать людей, а общество само по себе подвержено опасности самоуничтожения. Политические отношения представляли собой проблему общественного развития, управляемого государством, которое устанавливает основы гражданского общества и регулирует порядок в нем. Английский философ Дж. Локк, напротив, отдает предпочтение обществу, а не государству.

По мнению американского просветителя Т. Пейна, автора трактата «Здравый смысл», государство представляет собой необходимое зло, и его власть необходимо ограничивать в пользу гражданского общества, которое строится на принципе самоуправления. Для его эффективного функционирования необходимы лишь минимальные политические механизмы. Данный подход стал основой известного тезиса «государство — ночной сторож».

Согласно концепции французского социолога А. де Токвиля, гражданское общество представляет собой отличную от государства сферу, свободную от его влияния. В труде «О демократии в Америке» он подчеркивал, что основную ячейку гражданского общества составляет община. Ее развитие означает развитие гражданского общества, а поскольку ее образование предшествует го-сударствообразованию, гражданское общество не зависит от него [1, с. 261]. Общины позволяют государству вмешиваться в свою деятельность, только когда это затрагивает всеобщий (социальный) интерес. Община в данном случае составляет дополнительный гарант гражданской этической равноценности граждан, осуществляя их нравственное воспитание.

По мнению американского ученого О. Энкарнасьона, все организации, образованные частными гражданами, защищающие их интересы и ценности, входят в гражданское общество. Опираясь на данную концепцию, гражданское обще-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 4 73

ство можно разделить на два уровня: нижний, включающий в себя все организации, созданные гражданами например, товарищество собственников жилья и верхний, охватывающий иерархически организованные группы, важнейшими из которых являются общенациональные союзы и этнические организации [2].

Г.В.Ф. Гегель считал, что гражданское общество — это особая стадия движения от семьи к государству и составляет комплекс субъектов гражданского права: частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов. Их взаимодействие регулируется частным правом, и они напрямую не зависят от государства [3, с. 225].

В XVIII в. в странах Западной Европы сформировались основные ценности и элементы гражданского общества, действующие и в настоящее время: личная безопасность; принцип правового равенства; право на частную собственность; право на частную жизнь; признание естественности индивидуальных различий, способствующих формированию уважения к другому человеку. Основные элементы гражданского общества Нового времени — свобода личности и право частной собственности. По мнению Б.Н. Чичерина, гражданское общество формируется всеми частными отношениями, регулируемыми нормами права [4, с. 674].

На протяжении веков менялись научные представления о гражданском обществе, его структуре и содержании. Развивалась и практика реализации идей гражданского общества. Различные государства в те или иные исторические периоды приближались к их практическому воплощению либо, наоборот, отдалялись от них. Существует мнение, что настоящее, истинное гражданское общество — это нереализуемая на практике конструкция, идеал, к которому лишь можно стремиться.

В соответствии с Конституцией страны Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой государственного правления, важнейшим признаком которого является наличие гражданского общества. Развитие гражданского общества в Российской Федерации кардинальным образом отличается от уже существующих в других государствах. Его долгое формирование связано прежде всего с историей и менталитетом российских граждан.

Необходимость развития гражданского общества, заинтересованность государства в его укреплении подтверждают слова В.В. Путина: «Все больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу. Добровольчество и меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. В этом мощнейший ресурс развития России» [5]. В известном смысле гражданское общество — это социальная сфера государства, в которой граждане имеют возможность соблюдать и исполнять имеющиеся у них субъективные права и обязанности, проявлять правовую и политическую активность. Следовательно, возникновение гражданского общества тесно связано с появлением правового государства. При этом гражданское общество не только развивается совместно с государством, но и влияет на его развитие.

74 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 4

У российских ученых-правоведов, исследующих проблемы гражданского общества, не сложилось единого определения понятия, представлений о структуре гражданского общества и системе признаков, характеризующих данный феномен. Тем не менее большинство ученых сходятся во мнении, что гражданскому обществу свойственны следующие признаки: экономическая свобода, разделение властей, плюрализм в политической и идеологической сферах, взаимная ответственность государства и граждан [6].

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов одну из главных задач, стоявших перед Российским государством, составляла необходимость разделения функций государства и общества. В известной мере она существует и сегодня. Это означает четкое определение круга общественных отношений, не подпадающих под прямой государственный контроль. Существующее многообразие форм правовой и политической организации граждан — это огромный общенациональный ресурс, использование которого необходимо для развития страны. Исторический опыт свидетельствует, что формирование гражданского общества невозможно, если у граждан не развито чувство ответственности в отношении проблем, затрагивающих государственные и общественные интересы. Очевидна и обязанность государства оказывать общественным объединениям всестороннюю поддержку и позволять им самостоятельно решать важные вопросы, влияющие на государство.

На развитие российского гражданского общества огромное воздействие оказали реформы, проводившиеся в последнее десятилетие ХХ столетия. Слом действовавшей тоталитарной коммунистической системы осуществлялся под лозунгом строительства правового государства с рыночной экономикой и гражданским обществом. Однако на деле государство отказалось от принципа социальной справедливости, результатом чего стало падение жизненного уровня граждан. Государство фактически отказалось от выполнения своего долга перед населением, поэтому радикальным образом возросла криминализация общества.

В выступлении 2004 г. Президент РФ В.В. Путин обращал внимание на ошибки, совершенные в период становления новой российской государственности: «Деструктивные процессы развала государства при распаде СССР перешли на нашу страну. Стремление людей к демократическому государству привело к возникновению политических спекуляций вместе с огромными просчетами при осуществлении экономических и социальных преобразований. Все это привело на тот момент к очень тяжелым последствиям. Треть населения оказалась за чертой бедности. Обычным делом стали постоянные задержки по выплате пенсий и заработной платы. Дефолт и потеря всех своих накоплений привели к тому, что граждане перестали верить в способность государства дать даже минимальные социальные гарантии» [7].

Сегодня уровень развития гражданского общества в России позволяет гражданам с помощью социальных сообществ решать возникающие проблемы, а государству, в свою очередь, ослабить контроль над деятельностью общественных объединений, что приводит к возрастанию их активности и инициативности. В стране широкое развитие получило гражданское движение, растет

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 4 75

число культурных, экономических и гражданских объединений. Вместе с тем большинство из них не отличаются профессионализмом, отстаивают интересы конкретных узких групп людей, а не всех граждан.

Отдельные структуры гражданского общества выходят из границ неполитичности, в результате чего возникает вопрос о причастности этих объединений к гражданскому обществу. В отдаленной перспективе гражданское общество можно рассматривать как государство в государстве.

Усложнение структуры гражданского общества и рост самостоятельности его элементов приводит, по мнению А. Хлопина, к тому, что каждый из них приобретает долю своей самодостаточности, а это не позволяет в полной мере отражать общественные интересы и препятствует социальному взаимодействию между действующими добровольными объединениями в российском третьем секторе [8, с. 137]. Существующие объединения, во-первых, не обладают полной информацией о действующих родственных организациях; во-вторых, они не стремятся объединиться с ними, так как не осознают наличия общих интересов. Именно это составляет проблему их качественного развития.

Отметим, что взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления может носить скрытый и негативный характер и осуществляться с помощью незаконных способов. Идеальное гражданское общество должно предоставлять всем равные возможности на основе принципа социальной справедливости и социальной солидарности [9], поэтому в обязанности государства входит не только повышение инициативности населения, но и улучшение экономической составляющей, то есть системы социальной поддержки. Экономическая и политическая стабильность составляет основу существования гражданского общества, поэтому социальное государство обязано уделять самое пристальное внимание установлению экономического порядка.

Во взаимодействии государства и общества в России наблюдается серьезное противоречие, присутствующее в законотворческом менталитете. Достаточно часто принимаются расплывчатые, двусмысленные и неопределенные законодательные нормы, результатом чего становится возникновение юридических коллизий и сложных ситуаций в регулировании общественных отношений. Принятие таких актов можно объяснить простым методом их реализации, и они не оказывают существенного влияния на деятельность органов государственной власти. Прерогатива официального толкования таких правовых норм принадлежит государству.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны друг с другом, гарантии государства в общественной жизни даются совместно с гражданским обществом. Становление правового государства влечет за собой развитие и гражданского общества, так как происходит увеличение его возможностей. Однако этот процесс требует соблюдения следующих условий: всеобщего равенства перед законом; качественного развития общественных объединений; отсутствия у граждан корыстных побуждений при участии в общественной деятельности; повышения степени взаимодействия между родственными ор-

76 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 4

ганизациями и улучшения результатов их деятельности; исключения коррупционной составляющей во взаимоотношениях гражданского общества с органами государственной власти; экономической основы [10, с. 3—4].

По нашему мнению, гражданское общество в России находится в стадии активного формирования. Для ускорения его становления и развития необходимо, во-первых, обеспечить возможность наиболее полной реализации гражданских, политических и социальных прав граждан. Во-вторых, следует развивать механизмы «обратной связи» между обществом и государством, формы общественного контроля, направленные на повышение качественного уровня работы общественных объединений для максимального удовлетворения законных интересов граждан. В-третьих, целесообразно усилить контроль над правомерностью деятельности общественных объединений, минимизировать использование общественных структур для «прикрытия» противоправных действий (мошенничества, коррупционных схем и др.).

Гражданское общество в России на современном этапе динамично развивается, усложняется, с каждым годом все активнее участвуя в политической жизни. Однако все еще остаются проблемы, не позволяющие утверждать, что гражданское общество окончательно сформировано и эффективно функционирует. Решение актуальных социальных, экономических, политических и иных проблем требует развития механизмов взаимодействия личности, общества и государства, каналов «обратной связи» между данными субъектами. Для достижения этих важнейших целей необходимо пройти еще достаточно большой путь развития, прикладывать взаимные усилия как со стороны общества, так и со стороны государства.

Библиографический список

1. Ланцов С.А. Политология: учебник. СПб., 2011.

2. Энкарнасьон О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии. URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20010220_toc.html

3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

4. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М., 2013.

5. Выступление В.В. Путина на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15 января 2015 г. URL:http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47480

6. Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / кол. авт.; под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2013.

7. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. URL: https://ria.ru/economy/20040212/526080.html

8. Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. № 1.

9. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости. URL: https://rg.ru/2007/06/08/zorkin.html

10. Абражеева Д.В., Музыкин А.А. Гражданское общество современной России // Актуальные проблемы права: материалы VI междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2017 г.). М., 2017.

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 4 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.