Научная статья на тему 'Пути повышения политической культуры российского общества'

Пути повышения политической культуры российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6264
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / АПОЛИТИЧНОСТЬ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / POLITICS / POLITICAL CULTURE / IDEOLOGY / AUTHORITY / PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / INTERNET / YOUTH / APOLITICAL / ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колпаков Владимир Владимирович

Анализируется состояние политической культуры российского общества, определяются причины, которые препятствуют эффективному развитию политической системы на современном этапе: правовой нигилизм населения; низкий уровень доверия граждан к существующим институтам публичной власти; отсутствие инициатив со стороны региональных и местных властей в вопросе информационного сопровождения избирательного права. Автор обосновывает необходимость политического просвещения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для решения проблемы, связанной с аполитичностью поведения российского общества. Отмечена необходимость разработки и принятия Целевой программы политического просвещения общества. Обосновываются причины, побуждающие к данной инициативе. Во-первых, низкая явка, неуверенность в легитимности избранных политических сил и социальная напряженность в обществе способны привести к акциям протеста, митингам и шествиям, представляющим угрозу мирному процессу передачи власти. Во-вторых, рассматривая молодежь как стратегический ресурс государства, следует ориентироваться на серьезную работу с ней. Результаты научных исследований показывают, что молодые люди, в частности студенты, не всегда могут определить политические предпочтения и сделать осознанный выбор, примкнув к одной из политических идеологий. Сформулирована цель, которая состоит в повышении уровня политической культуры граждан, включая степень осведомленности и юридической грамотности общества. Задачами являются: создание условий, обеспечивающих формирование политической культуры населения Российской Федерации и ее субъектов; повышение информированности населения о действующем законодательстве в сфере избирательного права и интереса общества к исследованию вопросов, напрямую связанных с реализацией прав и свобод в указанной области; обеспечение свободного доступа гражданского общества к информации о деятельности органов власти и ее должностных лиц. Сделан вывод о необходимости создания эффективной системы комплексного, всеобъемлющего и систематического политического просвещения населения в рамках целевых программ, финансируемых из бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO IMPROVE THE POLITICAL CULTURE OF THE RUSSIAN SOCIETY

The article analyzes the state of the political culture of the Russian society. The factors that impede the efficient development of the political system at the present stage are determined: legal nihilism of the population; low level of public trust in the existing institutions of public authority; lack of a systematic approach of regional and local authorities in the information support of the electoral law. The author proves the necessity of political education from the direction of public authorities and local governments to address the problem of political apolitical behavior of Russian society. The necessity of the development and adoption of the target program of political education of society is stressed. The causes of this initiative are determined. Firstly, the low turnout, questioned legitimacy of the elected political forces and social tensions could lead to protests, rallies and marches, a threat to peace process of the transfer of authorities. Secondly, considering the youth as a strategic resource of the state, there is a need to work with it. Sociological data shows that young people, in particular, students cannot always determine political preferences and make an informed choice, joining one of the political ideologies. The author has formulated the goal, which is to raise the level of political culture of citizens, including the level of awareness and legal literacy of society. The tasks are: creating conditions for the formation of population's political culture in the Russian Federation and its subjects; increase public awareness of the current legislation in the area of electoral law and level of public interest in the investigation of issues directly related to the implementation of rights and freedoms in this area; provision of a free civil society access to information about the activities of authorities and its officials. The conclusion about the need to establish an effective system of integrated, comprehensive and systematic political education of the population through targeted programs financed from the federal budget, regional and municipal levels is made

Текст научной работы на тему «Пути повышения политической культуры российского общества»

УДК 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-3-46-52

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

THE WAYS TO IMPROVE THE POLITICAL CULTURE OF THE RUSSIAN SOCIETY

В. В. Колпаков, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,г. Саратов vladimirkolpakov15@gmail.com

V. Kolpakov, Povolzhsky Institute of Administration named after P. A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov

Анализируется состояние политической культуры российского общества, определяются причины, которые препятствуют эффективному развитию политической системы на современном этапе:

— правовой нигилизм населения;

— низкий уровень доверия граждан к существующим институтам публичной власти;

— отсутствие инициатив со стороны региональных и местных властей в вопросе информационного сопровождения избирательного права.

Автор обосновывает необходимость политического просвещения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для решения проблемы, связанной с аполитичностью поведения российского общества.

Отмечена необходимость разработки и принятия Целевой программы политического просвещения общества. Обосновываются причины, побуждающие к данной инициативе.

Во-первых, низкая явка, неуверенность в легитимности избранных политических сил и социальная напряженность в обществе способны привести к акциям протеста, митингам и шествиям, представляющим угрозу мирному процессу передачи власти.

Во-вторых, рассматривая молодежь как стратегический ресурс государства, следует ориентироваться на серьезную работу с ней. Результаты научных исследований показывают, что молодые люди, в частности студенты, не всегда могут определить политические предпочтения и сделать осознанный выбор, примкнув к одной из политических идеологий.

Сформулирована цель, которая состоит в повышении уровня политической культуры граждан, включая степень осведомленности и юридической грамотности общества. Задачами являются:

— создание условий, обеспечивающих формирование политической культуры населения Российской Федерации и ее субъектов;

— повышение информированности населения о действующем законодательстве в сфере избирательного права и интереса общества к исследованию вопросов, напрямую связанных с реализацией прав и свобод в указанной области;

— обеспечение свободного доступа гражданского общества к информации о деятельности органов власти и ее должностных лиц.

Сделан вывод о необходимости создания эффективной системы комплексного, всеобъемлющего и систематического политического просвещения населения в рамках целевых программ, финансируемых из бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней

Ключевые слова: политика; политическая культура; идеология; власть; органы государственной власти и местного самоуправления; гражданское общество; интернет; молодежь; аполитичность; предвыборная кампания

© В. В. Колпаков, 2017

46

The article analyzes the state of the political culture of the Russian society. The factors that impede the efficient development of the political system at the present stage are determined:

— legal nihilism of the population;

— low level of public trust in the existing institutions of public authority;

— lack of a systematic approach of regional and local authorities in the information support of the electoral law. The author proves the necessity of political education from the direction of public authorities and local governments to address the problem of political apolitical behavior of Russian society.

The necessity of the development and adoption of the target program of political education of society is stressed. The causes of this initiative are determined. Firstly, the low turnout, questioned legitimacy of the elected political forces and social tensions could lead to protests, rallies and marches, a threat to peace process of the transfer of authorities. Secondly, considering the youth as a strategic resource of the state, there is a need to work with it. Sociological data shows that young people, in particular, students cannot always determine political preferences and make an informed choice, joining one of the political ideologies.

The author has formulated the goal, which is to raise the level of political culture of citizens, including the level of awareness and legal literacy of society. The tasks are:

— creating conditions for the formation of population's political culture in the Russian Federation and its subjects;

— increase public awareness of the current legislation in the area of electoral law and level of public interest in the investigation of issues directly related to the implementation of rights and freedoms in this area;

— provision of a free civil society access to information about the activities of authorities and its officials. The conclusion about the need to establish an effective system of integrated, comprehensive and systematic

political education of the population through targeted programs financed from the federal budget, regional and municipal levels is made

Key words: politics; political culture; ideology; authority; public authorities and local self-government; civil society; internet; youth; apolitical; election campaign

Процесс формирования политически активного населения во многом зависит от создания эффективной системы информационного и правового просвещения граждан в различных сферах жизнедеятельности. Эффективное развитие политически деятельного сегмента общества возможно тогда, когда его членам свойственно понимание роли и значения собственного участия в политических процессах. По мнению П. Длугоша, это может быть связано с формированием зрелости, в частности, как это происходит у молодежи. Аполитичная часть общества начинает интересоваться выборами и политикой в тот момент, когда возникают проблемы с трудоустройством, созданием семьи и т.п., т.к. эти вопросы решают именно политические субъекты [1. С. 19].

На данном этапе реформирования политической системы российского общества важным направлением деятельности властных структур должен стать поиск механизмов повышения политической культуры населения. При отсутствии соответствующих знаний граждане не могут в полной мере осознать свою значимость в политическом

процессе и соответственно реализовать свое право (активное, пассивное) на осуществление управления делами государства, местного сообщества, объединения и т.д.

Инициативный всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ 24-25 декабря 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях и республиках и 8 ФО России, показал, что существует значительный пробел в сфере просвещения и политического воспитания общества, что трансформируется в нежелание населения участвовать в выборах. Так, во время проведения опроса граждан на вопрос «Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?» — не стали бы участвовать в выборах 13 % опрошенных. Из числа опрошенных 5,3 % затруднились с ответом; 0,7 % выразили желание прийти на выборы и испортить бюллетень. Суммировав данные показатели, получаем, что практически 1/5 часть россиян аполитична. Данные результаты научных исследований указывают на проблему доверия, ко-

торая является одной из определяющих на сегодняшний день [9. С. 167].

Таким образом, исследование состояния политической культуры граждан в отдельных российских населенных пунктах свидетельствует о ее крайне низком уровне. Часть жителей российских городов и субъектов традиционно не желает влиять на органы власти и участвовать в подготовке и принятии решений — через выборы и иными способами. Данная позиция в конечном итоге препятствует реформированию политический системы на современном этапе. По мнению политолога Д. Орешкина, пришло поколение, воспитанное на других шаблонах. «Люди понимают, что от них ничего не зависит. Все понимают, что все останется как есть, а чем ниже явка на выборах, тем больше управляемого электората среди голосующих» — подчеркивает политолог [11].

Целью выборов, являющихся неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах, выступает предоставление гражданину права управления делами государства (местного сообщества) лично или через своего представителя во благо общества [12]. Во время выборов граждане должны чувствовать свою значимость и возможность оказывать влияние, что позволит им участвовать в активной политической жизни.

Фактическая реализация права граждан на осуществление избирательного права находится под сомнением, несмотря на базовые конституционные принципы, определяющие «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» [3. С. 56].

Основными причинами сложившейся ситуации, по нашему мнению, являются следующие:

— правовой нигилизм населения;

— низкий уровень доверия граждан к существующим институтам публичной власти [8. С. 126];

— отсутствие инициатив со стороны региональных и местных властей в вопросе

информационного сопровождения избирательного права.

Названные факторы создают преграды дальнейшему совершенствованию политической культуры населения и гражданского общества. Необходимо также учитывать, что появление современного российского государства является результатом кардинального реформирования большинства сфер общественной жизни. Первоначальный этап формирования демократических институтов в Российской Федерации, во многом отражающий советскую ментальность, и в настоящее время не позволяет российскому обществу осознать себя в полной мере единственным источником власти в Российской Федерации [5. С. 116]. Также отрицательное влияние на политическую культуру оказывает отсутствие должного знания законодательства в сфере избирательного права.

В контексте рассматриваемой проблематики следует согласиться с оценкой политической культуры России, данной А. Жу-равским: «Политическая культура — это не просто традиция политической активности партии, традиция реализации гражданами своих политических прав, но это еще и вкус к участию в политике, вкус к политическим свободам. Очевидно, что и традиции у нас достаточно слабые, и политический аппетит, т.е. вкус к политическим свободам, отсутствует» [2].

Решению данной проблемы будет способствовать в первую очередь информирование населения о способах участия в рамках различных политических действий — от права принять участие в демонстрации, митинге до права избирать и быть избранным. Необходима всеобъемлющая подготовка и реализация комплекса мер по просвещению граждан для политического участия в рамках программно-целевого планирования. Система политического просвещения общества должна стать основой формирования новой политической культуры, отвергающей аполитичность. И здесь нет никакого противоречия с принципами демократии [13].

В целях создания и оптимизации системы политического просвещения граждан одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации должна стать разработка и принятие соответствующей Целевой программы (далее — Программа). Следует учитывать, что целью общегосударственной политики, в том числе и в указанной сфере, является повышение уровня политической культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности общества.

Необходимость принятия Программы Российской Федерации продиктована следующими обстоятельствами.

Во-первых, низкая явка, сомнение в легитимности избранных политических сил и социальная напряженность способны привести к акциям протеста, митингам и шествиям, представляющим угрозу мирному процессу передачи власти [4. С. 48].

Во-вторых, рассматривая молодежь как стратегический ресурс государства, следует занимать активную позицию для работы с ней. Научные данные показывают, что молодые люди, в частности студенты, не всегда могут определить политические предпочтения и сделать осознанный выбор, примкнув к одной из политических идеологий [6. С. 60]. Рассматривая уровни программы, отметим, что реализация комплекса мер возможна как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Для регионального уровня программные мероприятия аналогичны федеральным. На муниципальном уровне программно-целевое управление в указанной области может быть реализовано путем включения в отдельные целевые муниципальные программы компонента по политическому просвещению (например, «Молодые избиратели муниципального образования» и т.п.).

В Программе должны быть сформулированы следующие приоритетные задачи:

— создание условий, обеспечивающих формирование политической культуры населения Российской Федерации и ее субъектов;

— повышение уровня информированности населения о действующем законода-

тельстве в сфере избирательного права и уровня интереса общества к исследованию вопросов, напрямую связанных с реализацией прав и свобод в указанной области;

— обеспечение свободного доступа гражданского общества к информации о деятельности органов власти и ее должностных лиц.

Отметим, что в каждом субъекте Российской Федерации целесообразно проведение мониторинга по названной проблематике с целью определения в дальнейшем программных мероприятий в сфере политического просвещения населения.

Остановимся на отдельных положениях, на которые, по нашему мнению, необходимо обратить пристальное внимание при разработке и реализации Программы.

Во-первых, система политического просвещения населения должна включать совокупность соответствующих программ (подпрограмм) регионального и муниципального уровней, а также структуры, обеспечивающие их реализацию. К их числу относятся органы государственной власти и местного самоуправления, научно-исследовательские центры, общественные организации, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д. Таким образом, возникает необходимость четко определить круг субъектов просветительской деятельности.

Во-вторых, деятельность по политическому просвещению уместно разделить на информационную, разъяснительно-консультативную и идеологическую. Обеспечение реализации права граждан на свободный доступ к получению необходимой информации о деятельности органов власти и должностных лиц, об изменениях, происходящих в сфере правового регулирования политической деятельности рассматривается как информационная составляющая. При этом следует учитывать необходимость создания условий для подключения к открытым информационным системам и обеспечения эффективного взаимодействия органов управления с гражданами и общественными объединениями посредством использования эффективных инфор-

мационно-коммуникационных технологий. Данное обстоятельство позволяет рассматривать информационную грамотность населения в качестве одного из следствий проводимых мероприятий [7. С. 46].

Разъяснительно-консультативная составляющая включает консультирование граждан и истолкование сведений о процессах, происходящих в рамках политического процесса (сроки предвыборной кампании, местонахождение избирательных участков и т.д.), а также оказание поддержки граждан в частных вопросах (разъяснение особенностей активного и пассивного права, процедуры и прав субъектов голосования и т.п.).

Под идеологической составляющей следует рассматривать мероприятия, способствующие популяризации идеи активного политического участия (активистскую политическую культуру) и формирующие неприязнь к политическому безразличию. Примечательно, что приоритетной задачей должна выступать пропаганда ценностей политической культуры среди молодого поколения, которая должна развивать чувство значимости личного участия, понимания своих обязанностей и социальной ответственности в данной среде [10. С. 200].

При разработке перечисленных направлений следует учитывать положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который определяет «организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения».

В процессе определения способов политического просвещения населения следует использовать адресный подход, т.к. определение специфики интересов и потребностей определенных сегментов общества (возраст, род деятельности и т.п.) позволяет эффективнее осуществлять деятельность. В частности, в общеобразовательных учреждениях в рамках предмета «Обществознание» следует проводить

информационные часы, а также деловые игры, моделирующие избирательную систему. В учреждениях требуется организовать цикл лекционных занятий. Для лиц, проживающих в отдаленных труднодоступных местах, необходим выезд специалистов территориальной избирательной комиссии. Для молодежи рекомендуется организовать дискуссионные площадки, в том числе в сети Интернет. В рамках рассматриваемой Программы никто не должен остаться без внимания.

Кроме того, в процессе разработки Программы в обязательном порядке должна быть зафиксирована роль средств массовой информации в системе политического просвещения населения. Практически во всех муниципальных образованиях имеются официальные печатные органы и (или) официальные сайты органов власти. Одним из направлений деятельности указанных изданий должно стать ознакомление местного сообщества с вопросами политической культуры посредством организации постоянной рубрики «Вопросы и ответы» при содействии квалифицированных политологов, социологов, юристов.

Популярность сети Интернет позволяет рассмотреть вопрос об организации дистанционных онлайн-консультаций населения посредством социальных сетей по вопросам политической системы совместно с представителями территориальных избирательных комиссий.

Следует также подчеркнуть необходимость возложения организации и исполнения Программы на региональные органы исполнительной власти, которые осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления на территории региона Российской Федерации. Таким образом, благодаря делегированию полномочий, региональная и муниципальная власти будут осуществлять контроль за реализацией программных мероприятий и оценивать результативность исполнения Программы и т.д. Кроме того, система управления Программой должна включать оперативную работу по обеспечению координации деятельности исполнителей программных мероприятий,

направленную на внесение изменений в случае соответствующей необходимости. В процессе реализации Программы требуется организация анкетирования жителей муниципальных образований региона с целью оценки показателей эффективности реализации программных мероприятий. В качестве приложений к Программе следует использовать специальные формы и анкеты, которые должны быть разработаны для осуществления мониторинга за реализацией мероприятий.

Идея политического просвещения общества имеет своей целью не только формирование сознания, что без политической культуры невозможно существование самостоятельного гражданского общества, но и подчеркивает личную ответственность каждого гражданина за политическое действие (бездействие). На современном этапе

политическая культура является неоспоримым элементом политико-правовой парадигмы, которая определяет цель, средства и результаты общественного развития. Совершенствование политической культуры следует рассматривать в качестве базиса для формирования и развития демократических основ и как следствие гражданского общества.

На основании изложенного приходим к выводу, что для повышения качества политической культуры и формирования самостоятельного гражданского общества приоритетом является создание эффективной системы комплексного, всеобъемлющего и систематического политического просвещения населения в рамках целевых программ, финансируемых из бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.

Список литературы_

1. Длугош П. Негражданское поколение? Анализ политической активности молодежи Польши, России и Украины // POLITBOOK. 2012. № 2. C. 6-20.

2. Журавский А. Синтез политического прагматизма с традиционализмом // Новая политика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novopol.ru/sintez-politicheskogo-pragmatizma-s-tradicionalizmom.html (дата обращения: 17.01.2017).

3. Загородский В. В. Правовая культура в контексте права избирать и быиъ избранным // Общество и право. 2010. № 1 (28). С. 56-61.

4. Касович А. А. К вопросу об основных причинах политического протеста в современной России / / Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1 (29). С. 42-50.

5. Коновальчиков Я. А. Функции народного представительства как методологическая основа отношений политических партий и государства // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2015. № 1. С. 112-121.

6. Липская Л. А. Молодежь и политика: проблема повышения политической активности / / Социум и власть. 2012. № 1. C. 58-62.

7. Омелай А. Ю. Развитие информационно-коммуникационных технологий в России и ее регионах (на примере Мурманской области) / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 47. С. 42-47.

8. Половнев А. В. Доверие институтам государства: Россия в контексте общеевропейских тенденций // Вестник МГЛУ. 2015. № 2 (713) С. 116-132.

9. Рыбчак П. Н. Доверие как категория политологического анализа // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81) С. 164-174.

10. Федорченко С. Н. Политико-менеджерское обеспечение российской избирательной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. 2013. № 5. С. 199-208.

11. Чуракова О. Социологи ФОМа: гражданская и политическая активность россиян упала практически до нуля // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2014/09/11/grazhdanskaya-passivnost (дата обращения: 17.01.2017).

12. Hajer M. Policy without a Polity? Policy Analysis and the Institutional Avoid // Policy Science, 2003, vol. 36, pp. 175-195.

13. Kahne J., Middaugh E. Is Patriotism Good for Democracy? A Study of High School Seniors' Patriotic Commitments // Phi Delta Kappan, 2006, vol. 87, no. 8, pp. 600-607.

References_

1. Dlugosh P. POLITBOOK (POLITBOOK), 2012, no. 2, pp. 6-20.

2. Zhuravsky A. Novaya politika (New politics) Available at: https://www.novopol.ru/sintez-politicheskogo-pragmatizma-s-tradicionalizmom.html (Date of access: 17.01.2017).

3. Zagorodsky V. V. Obshchestvo i pravo (Society and law), 2010, no. 1 (28), pp. 56-61.

4. Kasovich A. A. Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki (News of the universities. Volga region. Social sciences), 2014, no. 1 (29), pp. 42-50.

5. Konovalchikov Ya. A. Aktualnye teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitiya yuridicheskoy nauki: obshchegosudarstvennyy i regionalnyy aspekty (Actual theoretical and practical issues of jurisprudence: federal and regional aspects), 2015, no. 1, pp. 112-121.

6. Lipskaya L. A. Sotsium i vlast (Society and authorities), 2012, no. 1, pp. 58-62.

7. Omelay A. Yu. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost (National interests: priorities and safety), 2012, no. 47, pp. 42-47.

8. Polovnev A. V. Vestnik MGLU (Bulletin of the Moscow State Linguistic University), 2015, no. 2 (713), pp. 116-132.

9. Rybchak P. N. Upravlencheskoe konsultirovanie (Management consulting), 2015, no. 9 (81), pp. 164-174.

10. Fedorchenko S. N. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser. Istoriya i politicheskie nauki (Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser. History and Political Science), 2013, no. 5. pp. 199-208.

11. Churakova O. Vedomosti (Sheets) Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2014/09/11/grazhdanskaya-passivnost (Date of access: 17.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Hajer M. Policy Science (Policy Science), 2003, vol. 36, pp. 175-195.

13. Kahne J., Middaugh E. Phi Delta Kappan (Phi Delta Kappan), 2006, vol. 87, no. 8, pp. 600-607.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Колпаков Владимир Владимирович, аспирант, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, специалист научного отдела, Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Балаково, Россия. Область научных интересов: политическая культура, интернет, политические процессы, политические коммуникации, средства массовой информации, предвыборная кампания vladimirkolpakov15@gmail.com

Vladimir Kolpakov, postgraduate student, Povolzhsky Institute of Administration named after P. A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, specialist of the Science department, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Balakovo, Russia. Sphere of scientific interests: political culture, Internet, political processes, political communication, media, election campaign

Образец цитирования_

Колпаков В. В. Пути повышения политической культуры российского общества // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 3. С. 46-52. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-3-46-52.

Kolpakov V. The ways to improve the political culture of the Russian society // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 3. pp. 46-52. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-3-46-52.

Дата поступления статьи: 31.01.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.03.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.