Научная статья на тему 'Гражданское формирование школьной молодежи в полиэтничных регионах и роль педагогов в этом процессе'

Гражданское формирование школьной молодежи в полиэтничных регионах и роль педагогов в этом процессе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVICISM / ГРАЖДАНСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / MULTI-ETHNIC REGION / ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ETHNIC CONFLICT MONITORING / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / YOUTH CIVIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубан Лариса Семеновна

В статье на основе материалов социологических исследований гражданского формирования молодежи и выявления конфликтного потенциала для предотвращения конфликтов в Астрахани и Астраханской области, Барнауле, Грозном, Иванове, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Нальчике, Назрани, Пскове и Ставрополе показано, как формируется этническая идентификация и самоидентификация молодых людей, становление отношения к Родине и национальной культуре, своему народу и представителям других этносов. Автор статьи организатор и руководитель программы этноконфликтологического мониторинга «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации», почти три десятилетия действующего в 12 российских регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic development of school students in multiethnic regions and the role of educators

The paper demonstrates how the ethnic identification and self-identification are being formed in young people; how attitude to their homeland and national culture, their people and representatives of other ethnic groups is being shaped. The paper is based on materials of sociological studies of youth civic development, identification of conflict potential for conflict prevention in Astrakhan and Astrakhan region, Barnaul, Grozny, Ivanovo, Krasnodar, Maikop, Makhachkala, Moscow, Nalchik, Nazran, Pskov and Stavropol. The author is an organizer and a head of the ethnic conflict monitoring Program "Youth in Multiethnic Regions: Views, Positions and Orientations". This program has been operating for almost three decades in 12 Russian regions.

Текст научной работы на тему «Гражданское формирование школьной молодежи в полиэтничных регионах и роль педагогов в этом процессе»

Лариса Рубан

Гражданское формирование школьной молодежи в полиэтничных регионах и роль педагогов в этом процессе

В статье на основе материалов социологических исследований гражданского формирования молодежи и выявления конфликтного потенциала для предотвращения конфликтов в Астрахани и Астраханской области, Барнауле, Грозном, Иванове, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Нальчике, Назрани, Пскове и Ставрополе показано, как формируется этническая идентификация и самоидентификация молодых людей, становление отношения к Родине и национальной культуре, своему народу и представителям других этносов. Автор статьи - организатор и руководитель программы этноконфликтологического мониторинга «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации», почти три десятилетия действующего в 12 российских регионах.

Ключевые слова: гражданственность, гражданское формирование молодежи, национализм, полиэтничный регион, этноконфликтологический мониторинг, этническая идентичность, молодежь, толерантность

Для исследования гражданского формирования молодежи и выявления конфликтного потенциала для предотвращения конфликтов в рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» уже 29 лет действует этно-конфликтологический мониторинг в 12 российских регионах. Он позволяет не только понять, как идет гражданское становление и этническое формирование школьников на различных возрастных этапах, но и оказывать соответствующее своевременное влияние через социализацию с целью снижения конфликтного потенциала и развития потенциала толерантности. Это может быть воспитательное

Рубан Лариса Семеновна,

доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, Lruban@yandex.ru

а) а)

о о ^ ср

5 о Э о

| | и образовательное воздействие через систему этнокультурного образования, когда представители различных этносов больше узнают информации друг о друге; проведение специальных курсов по конфликтологии, психологии и этносоциологии, когда слушателей учат, как себя вести в условиях конфликта, как выявлять и учитывать интересы другой стороны и приходить к компромиссу и консенсусу. И во всем этом процессе главную роль играют педагоги и воспитатели.

Цель программы - помочь в воспитании личности молодого человека, устойчивого к воздействию неблагоприятных жизненных факторов и умеющего преодолевать жизненные трудности, сдерживать конфликтные реакции, умеющего отстоять свои собственные интересы и уважать интересы других, тем самым развивать в молодежной среде умение приходить к культуре согласия и толерантности.

С помощью опросов мы изучали, как формируется этническая идентификация и самоидентификация молодых людей, их отношение к Родине и национальной культуре, своему народу и представителям других национальностей. Также выяснялось, исходят учащиеся в своем поведении из установок на толерантность или конфликтность. Это очень важно, так как анализ межэтнических конфликтов показал, что активным и массовым участником в них выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них.

Система школьного образования была выбрана в качестве ареала исследования, потому что в течение 11 лет можно проследить, как идет формирование взглядов и позиций молодого поколения и активно влиять на данный процесс для искоренения ростков ксенофобии и экстремизма, для развития потенциала толерант-

ности и умения разрешать конфликты цивилизованными способами.

Так как одной из основных составляющих частей процесса образования и воспитания в условиях многонационального (полиэтничного) региона является формирование национального самосознания, в ходе опросов учащимся предлагалось указать свою национальную принадлежность. Это задание не вызвало особых затруднений у большинства опрошенных. Школьники четко соотносили (идентифицировали) себя с той или иной национальностью.

Согласно теоретическим наработкам российских и зарубежных ученых, национальную идентичность формируют язык, нормы, ценности и идеалы, национальный характер и темперамент, коллективные эмоции, чувства, настроения, стиль мышления и социального восприятия, установки, отношения и социальные представления, коллективную память, поведенческие образцы, ментальные репрезентации культуры [8]. Важная особенность идентичности - то, что она является отношением, которое закрепляется или переопределяется в ходе социального взаимодействия. Позиционирование индивидов в социальном пространстве происходит с использованием идентификационных механизмов, которые имеют множественный характер. Причем решающим в проявлении этнической идентичности является то, как фенотипические характеристики, язык, культура, религия нагружаются в процессе социальной коммуникации [5, с.79].

Миссией современной российской культуры является формирование и совершенствование человека как главного субъекта общественных отношений и культурной среды его жизнедеятельности. Как отмечает Р.Г. Абдулатипов, «Человеческое измерение культуры и культурное измерение человека - это базовые фак-

а) а)

о о ^ ср

5 о Э о

| торы социально-культурного развития общества. По-

этому главная задача культурной политики Российской Федерации - полноценное объединение всех ресурсов культуры и образования, накопленных народами нашей страны, в целях совершенствования деятельности россиян по реформированию и модернизации России» [1, с.6-7, 14-15].

Во втором задании учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Что для них означает быть представителем своей национальности?» Ответы на этот вопрос позволяют проследить, по каким критериям проходит процесс национальной (этнической) идентификации учащихся. Полученные ответы можно разделить на группы, представленные в таблицах 1-3.

Таблица 1. Часть 1

Что значит быть представителем своей национальности?

Города / годы 1-я группа: любить, уважать 2-я группа:

опросов и гордиться своей национальностью уважение

и страной, лучшим, что есть к своей

на Родине и в родной культуре, и другим

ее историей, своим народом, своим националь-

происхождением, знать и уважать ностям

своих предков, сохранять свои

национальные признаки

Астрахань, 1998 55 9

2001 56 2

2005 23 1

2008 27 3

2011 32

2016 49 6

Барнаул, 2009 47 9

2017 31 5

Окончание таблицы

Города / годы опросов 1-я группа: любить, уважать и гордиться своей национальностью и страной, лучшим, что есть на Родине и в родной культуре, ее историей, своим народом, своим происхождением, знать и уважать своих предков, сохранять свои национальные признаки 2-я группа: уважение к своей и другим национальностям

Иваново, 2005 23

Краснодар, 2001 45 1

Майкоп, 1999 47 2

Махачкала, 2002 39 2

Москва, 1998 2001 2007 2011 2016 63 56 49 53 48 13 2 5 3 1

Нальчик, 2002 53 2

Псков, 1998 65 3

Ставрополь, 2002 40 6

Первая группа респондентов указала, что для них быть представителем своей национальности означает: «любить, уважать и гордиться своей национальностью, всем лучшим, что есть в родной культуре и истории, своим народом, знать и уважать своих предков; сохранять свои национальные признаки».

Ответы учащихся, отнесенные ко второй группе, тесно связаны с ответами первой. В ответах школьников четко проявляется межэтническая толерантность.

а) а)

| | Учащиеся указывают, что, кроме любви, гордости и уважения к своему народу, необходимо сочетать эти чувства с уважением к другим народам: «нужно быть толерантным, по-человечески относиться к другим народам, не считать их ниже»; «уважение к представителям своей национальности, доброта не означают иного отношения к другим нациям». Как логический вывод звучат слова: «Важно, чтобы человек любой национальности был счастлив и не был унижен».

В третьей группе в ответах учащихся указывалось, что они гордятся своей особостью по расовым и национальным признакам, отличительностью от других народов, своей исключительностью. Такие ответы дали школьники:

- в Москве - преимущественно еврейской национальности: от 1 до 9% в зависимости от года опроса, а в 2016 г. в московской базовой школе так ответили 6% опрошенных русских учащихся, причем 1% из них указал на превосходство русской нации над другими;

- в Пскове в 1998 г. 65% русских учащихся ответили, что гордятся своей национальной отличительностью;

- в Грозном в 2002 г. 13% чеченских учащихся указали, что «быть чеченцем» - значит «быть мужчиной, но не русским».

Кроме того, 23% учащиеся в Москве в 2016 г. и 10% в Барнауле в 2017 г. указывали, что для них быть представителем своей национальности означает «достойно представлять свою нацию и страну, так как по поведению и имиджу каждого человека судят о целом народе».

Рассмотрим, из каких признаков в сознании учащихся складывается понятие «нация». В четвертой и пятой группах школьниками были названы конкретные нациеконсолидирующие признаки.

Четвертая группа: «жить на Родине (в России), по обычаям своего народа», «быть патриотом задумываться о будущем своей Родины».

Таблица 1. Часть 2

Города / годы 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа:

опросов гордятся своей жить на Роди- быть носите-

особостью по не, по обычаям лем родного

нац.признакам, своего народа, языка и

отличительностью быть патриотом культуры

от других народов

Астрахань, 1998 4 11

2001 4 14 13

2005 3 18 4

2008 4 7 5

2011 16 9

2016 6 9 11

Барнаул, 2009 9 14 19

2017 15 8

Иваново, 2005 3 1

Краснодар, 2001 4 6 4

Майкоп, 1999 2 14 5

Махачкала, 2002 1 15 10

Москва, 1998 6 15 9

2001 7 20 5

2007 9 28 10

2011 1 25 23

2016 8 19 2

Нальчик, 2002 13 25 11

Псков, 1998 65 16 8

Ставрополь, 2002 1 25 4

а) а)

В пятой группе в ответах школьников нашло отражение отношение к родному языку как к нациеобразую-щему фактору, основе национальной культуры и нации, а именно: «быть представителем своей нации - значит разговаривать (думать) на родном языке и гордиться этим». Учащиеся отмечали, что «быть носителем родного языка и культуры, не означает быть затворником и интересоваться только своим».

Шестая группа указывала, что нужно быть дружелюбным, гостеприимным, но если нужно, уметь постоять за свою нацию, отстаивать интересы своей страны, помогать людям своей национальности в трудные минуты, делать все возможное для своего народа.

В седьмой группе ответили, что национальность для них не имеет особого значения, не играет большой роли, им все равно, и они даже не задумывались об этом.

Таблица 1. Часть 3

Города / годы 6-я группа: отстаивать 7-я группа: все 8-я группа:

опросов интересы Родины, равно, нацио- затрудняются

помогать людям своей нальность для ответить

национальности, делать них не имеет

все для своего народа значения

Астрахань,1998 3 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 9 5

2005 4 6 23

2008 3 2 1

2011 5 11 18

2016 3 7 8

Барнаул, 2009 9 5 13

2017 2 4 43

Иваново, 2005 15 3 13

Краснодар

2001 5 11 7

Окончание таблицы

Города / годы 6-я группа: отстаивать 7-я группа: все 8-я группа:

опросов интересы Родины, равно, нацио- затрудняются

помогать людям своей нальность для ответить

национальности, делать них не имеет

все для своего народа значения

Майкоп, 1999 1 2 1

Махачкала, 2002 2 7 12

Москва,1998 11 16 9

2001 12 17 4

2007 4 16

2011 12 17 10

2016 6 9 2

Нальчик, 2002 5 4 1

Псков, 1998 7 7 5

Ставрополь,2002 7 11 1

Итак, как учащиеся осознают понятие «Родина», «Отечество»?

Заметим, что до начала 1990-х годов традиционным в советской педагогике считалось, что формирование понятия «Родина» у учащихся от младших возрастных категорий к старшим идет по нарастающей: от понятия «малой Родины» (место, где родился и живешь, родной дом, село, город, где живут родные и жили предки) к определению «край, область» и высшему этапу - «республика, страна, государство».

Но уже первые опросы, проведенные нами в 19901991 гг., а затем в 1995-1998 гг. в г. Астрахани и Астраханской области, показали, что 75-80% учащихся школ с многонациональным составом русской, татарской, казахской национальности и представители народов Кавказа как в городе, так и в селе дали ответы, определяю-

а) а)

| ё щие «Родину» как «малую Родину», то есть «место рождения и проживания, где живут родные и жили предки».

Однако с 2000-х годов XXI века стала складываться новая тенденция, показывающая, что у населения формируется осознание Родины как сильной страны, державы, Отечества, защищающего своих граждан. Сравнивая ответы, вошедшие в группы «малая родина» и «страна - государство», следует отметить, что в 2001 г. у московских учащихся фиксировалось в отличие от ответов школьников из других регионов, большее количество ответов, определяющих Родину как «страну» -44%, по сравнению с определением Родины как «малой Родины, места, где родился и живешь, где дом, родные и близкие» - 34%. Но в 2016 г. ответ «малая Родина» набрал 55%, а «страна» - только 20%.

Тенденция по возрастанию трактовки Родины как «страны» была также выявлена: в Грозном - 8% в 2002 г. и 25% в 2005 г.; в Назрани - по 40% в 2001, 2002 и в 2005 гг.; в Астрахани - 23% в 2001 г. и 29% в 2005 г.; но затем произошло снижение до 19% в 2016 г., в г. Барнауле - 23% в 2009 г., но затем произошло снижение до 13% в 2017 г.

Итак, учащимися ответили, что для них «Родина » -это «место, где родился, живешь» (в том числе «родной край», «любимый город», «улица»); «Отечество», «Отчизна», а также «государство, республика»; «Родина -это родные, семья, мать, вторая мать, родной дом»; «язык, история, обычаи, культура».

Таблица 2

Что такое «Родина»?

Города / 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-ягруппа:

годы опросов место, где страна, родной дом, самое дорогое,

родился и Россия, мать, семья, за что можно

живешь Отечество родные отдать жизнь

Астрахань, 1995 54 17 9 10

1996 62 19 13 9

1998 77 23 7 7

2001 62 29 16 5

2005 34 18 12 4

2008 52 19 12 7

2011 54 9 4

2016 74 19 16 6

Барнаул, 2009 65 23 9 1

2017 65 13 13

Грозный, 2002 38 12 18 8

2005 56 25 6 9

Иваново, 2005 34 22 20 15

Краснодар, 2001 37 21 24 14

Майкоп, 1999 62 7 11 16

Махачкала, 2002 69 9 23 6

Москва, 1998 53 25 7 1

2001 34 44 18 4

2007 44 47 7 1

2011 49 33 27

2016 55 23 32 2

Назрань, 2001 40 51 22 18

2002 60 40 1 2

2005 42 48 17 8

Нальчик, 2002 71 9 20 7

Псков, 1998 37 33 14 8

Ставрополь, 2002 64 26 3 5

а) а)

о о ^ ср

5 о Э о

| Прежде чем перейти к анализу ответов школьников

на вопросы «Что такое патриотизм?» и «Что значит быть патриотом?», отметим, что в школе происходит дальнейшее развитие патриотического сознания, меры воспитательного воздействия приобретают системный характер. Прохождение учащегося через систему патриотического воспитания призвано обеспечить усвоение определенных экономических, социально-политических, нравственных, эстетических и других ценностей, превратить их в убеждения и тем самым сформировать положительное и активное отношение к Родине. При этом отечественные ученые отмечали, что патриотическое сознание формируется как результат ценностного отражения в сознании школьников атрибутов Отечества и избирательного восприятия традиций прошлого учащимися через призму их потребностей и интересов.

Как указывают российские педагоги, патриотическое сознание определяет характер поступков людей, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации, отношение личности к Родине, к патриотическому долгу, потребности быть полезным Отечеству. Сущностью патриотического сознания является исторически сложившаяся система взглядов, норм и ценностей основной массы населения, разделяющей их и доказывающих делом свою любовь к Родине и преданность ей [6, с. 199]. Таким образом, патриотизм - это такое состояние сознания и поведения личности, в котором происходит идентификация индивида с социально-этнической общностью. В результате этой идентификации личность испытывает патриотические чувства любви к родному языку, культуре, родным местам, природе, к своему народу, чувство национальной гордости.

Ответы школьников на протяжении всего периода опросов на вопрос «Что значит быть патриотом?» можно сгруппировать следующим образом:

1-я группа: «любить и уважать Родину, ее историю и культуру, людей всех национальностей, в ней живущих», «гордиться Родиной и переживать за нее»;

2-я группа: «быть преданным Родине»;

3-я группа: вносить практический вклад в развитие страны: «делать все для Родины, отстаивать ее интересы, помогать ей, улучшать ее положение»;

4-я группа: «защищать Родину»;

5-я группа: «самопожертвование во имя Родины»;

6-я группа: «знать историю, культуру, родной язык, соблюдать традиции своего народа»;

7-я группа: «быть настоящим человеком, достойным сыном (дочерью) Родины».

8-я группа: «не знают» (10% в Краснодаре и 2% в Москве в 2001 г.; по 2% в Ставрополе и Нальчике в 2002 г.; 12% в Иваново в 2005 г., 5% в Астрахани в 2008 г.)

Большинство опрошенных школьников определили патриотизм как «любовь к Родине и гордость за нее», отметив, что это «высокое чувство, которое испытывает каждый человек к своей стране», это «нравственный и политический принцип».

Таблица 3

Что значит «быть патриотом?»

Города / 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа:

годы любить быть служить защищать самопо-

Родину верным Родине Родину жертво-

Родине вание

Астрахань,

1995 33 42 18 13 19

1996 47 21 28 28 8

1998 53 9 17 26 7

2001 39 9 16 28 16

2005 36 29 15 16 5

Продолжение таблицы

Города / 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа:

годы любить быть служить защищать самопо-

Родину верным Родине Родину жертво-

Родине вание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 40 13 9 13 4

2011 40 13 10 18

2016 71 13 12 12 2

Барнаул,

2009 70 6 4 11 2

2017 79 13 19 16 1

Грозный,

2002 50 33 25 4

2005 42 3 23 25

Иваново,

2005 50 7 6 12 1

Краснодар,

2001 37 12 5 15 6

Майкоп,

1999 54 20 9 28 5

Махачкала,

2002 46 23 15 11 1

Москва,

1998 55 11 9 7 5

2001 62 9 15 12 6

2007 60 7 15 10 3

2011 79 7 9 7

2016 86 3 9 7 1

Назрань,

2001 37 18 42 30 4

2002 9 77 14 5 2

2005 63 4 17 13

Нальчик,

2002 65 19 7 22 1

Окончание таблицы

Города / 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа:

годы любить быть служить защищать самопо-

Родину верным Родине Родину жертво-

Родине вание

Псков, 1998 63 10 15 16 7

Ставрополь,

2002 56 13 9 23 5

Следует отметить, что до конца 1990-х годов при опросах школьников в рамках нашего проекта не было зафиксировано отрицательных ответов при характеристике понятий «патриотизм» и «быть патриотом». С 2000-х гг. по настоящий момент часть учащихся отрицательно или безразлично трактует эти понятия: в Барнауле - по 1% в 2009 г.: «сумасшествие», «мне без разницы»; в Махачкале - 7% в 2002 г.: «я против патриотизма» - 3%; «быть патриотом - значит жить скучно» -2%; «патриотизма сейчас нет» - 1%; «я не патриот» -1%; в Астрахани - по 1% в 1995 г.: «сейчас нет патриотов» и в 2005 г.: «я не патриот»; в Ставрополе - 1% в 2002 г.: «быть патриотом» означает «быть человеком, который помешан на слове «Родина».

У 4% понятие «быть патриотом» трансформировалось в «готовность идти на войну», «мочить плохих», «разбираться с теми, кто против русских», «быть фанатом своей страны».

В Москве в 1998 г. 3% ответили: «демонстрировать показную любовь к Родине», «отрицательное качество», «сильное заблуждение», «патриотизм - синоним идиотизма, разновидность благородного сумасшествия», «бить все другие нации»; в 2001 г. - 3%: «ничего не значит», «пустой лозунг», «быть националистом»; в 2007 г. - 3%: «бред» - 1 %, «эгоистические интересы» - 1%, «пить

at at

S

о о

^ ср

5 о Э о

| s много водки» - 1% (можно сравнить с ответом в 1998/1999 учебном году: «русский человек с широкой душой, любит пить водку»), «последнее прибежище негодяев» - 1%; в 2011 г. - 11%: «испытывать к Родине чувство гордости, боли и сожаления»; в 2016 г. - 4%: «слепая вера в свою страну», «чувство, на котором играют чиновники», «средство давления на людей»; в Краснодаре - 2% в 2001 г.: «это всего лишь термин», «патриотизм - это помешательство на чем-либо»; в Назрани - 2% в 2002 г.: «патриотизм - это последнее прибежище негодяев».

Само высказывание «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» принадлежит С. Джонсону. В своей статье «Патриот» он указал, что патриотом является тот, чья общественная деятельность определяется единственным мотивом - любовью к своей стране, тот, кто руководствуется не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами» [3]. Эта трактовка вполне согласовывается с переводом фразы «Patriotism is the last refuge of a scoundrel», данным Л.Н. Толстым в «Круге чтения»: «Последнее прибежище негодяя - патриотизм» [7, с. 236]. Фраза «Патриотизм - последнее прибежище негодяев» в начале 2002 г. была вынесена в название дискуссии в передаче М.Е. Швыдкого «Культурная революция». Однако школьники не будут вникать в глубину дискуссий относительно трактовок английской фразы, произнесенной в 1774 г., зато короткая и хлесткая строка «Патриотизм -последнее прибежище негодяев» легко им запомнилась. Поэтому сотрудникам СМИ нужно быть осторожными в своих высказываниях, чтобы не спровоцировать конфликт.

Роль СМИ очень важна, так как «культура» представляет собой горизонт, формируемый оценками, с помощью которых идет разграничение на «хорошее» и «пло-

хое», «священное» и «нечистивое» [2, с.3]. Как точно было отмечено Р.Г. Абдулатиповым, «культура, располагая огромными ресурсами и средствами воздействия на людей, прежде всего средствами массовой информации, кино, театра, эстрадного, песенного творчества, явно недостаточно отражает самые важные смысловые стороны созидательной, трудовой, повседневной жизни россиян. Культура все чаще понимается как досуг, развлечение... Но культура призвана приносить не только наслаждение, но и помогать человеку совершенствовать свой мир, формировать способности, волю, утверждать в жизни истину, добро, красоту и любовь, свободу и достоинство - для себя и для других [1, с.25].

При изучении влияния телевидения на школьную молодежь мы выясняли, какие телевизионные передачи вызывают наибольший интерес у школьников.

Таблица 4

Телевизионные передачи, вызывающие интерес у учащихся (в %)

Москва 1998 2001 2007 2011 2016

1) информационно-аналитические, новостные, научно-познавательные 20 21 33 52 29

2) развлекательные, комедии, юмористические передачи 19 15 28 18 17

3) спортивные 13 4 6 2 1

4) художественные и документальные фильмы, спектакли 12 9 9 9 9

5) молодежные программы 12 5

6) ток-шоу и реалити-шоу 10

7) общественно-политические 12 6 2 12 8

Окончание таблицы

Москва 1998 2001 2007 2011 2016

8) музыкальные 11 15 4 5 5

9) культура 2

10) не смотрю телевизор 22

11)никакие 10

12) не ответили 8

Таблица 4, показывает, что московских учащихся из базовой школы, в которой ведется лонгитюд с 1998 г., не удовлетворяют телевизионные передачи, поэтому 22% из опрошенных не смотрят телевизор, еще 10% не интересны передачи, показываемые на ТВ. Наиболее популярны у школьников информационно-аналитические, новостные и научно-познавательные передачи, которые вызывают интерес у 37% учащихся. Интерес к спортивным передачам снизился с 15% в 1998 г. до 1% -в 2016 г., а к молодежным передачам по сравнению с 1998 г. (12%) интерес утрачен полностью, зато к ток-шоу и реалити-шоу интерес вырос с нуля до 10%.

Таблица 5

Телевизионные передачи, вызывающие интерес у учащихся (в %)

Астрахань Барнаул Иваново

2005 2008 2011 2016 2009 2005

1.Развлекательные 40 9 30 18 12 9

2. Познавательные 25 17 30 19 19 17

3. Художественные и док. фильмы 5 10 6 14 33 10

Окончание таблицы

Астрахань Барнаул Иваново

2005 2008 2011 2016 2009 2005

4. О жизни 15 10 12 10

5. Новостные 10 7 6 21 21 7

6. Музыкальные 18 3 7 3 6 3

7. Спортивные 8 1 3 3 6 1

8. Эротика 7 1 1 1 4 1

9. Разные 3 2 3 2 5 4

10. Молодежные 1 11

11. Мультфильмы 5 2 4 3 2

13.Разоблачения 1 3 13 3

14. Не знаю 4 6 1 17

15. Не смотрю ТВ 3 1 15 3 7

16.Смотрю ТВ редко 1 4

17. Никакие 8 3

18. Интересные 2 1 2

23.О моде 2 2

24. Магия 2 1 1

25. Национальные передачи 1 1 2 1

26. Культура 2 1

28. Все 1 1 1

В Астрахани учащийся, идентифицировавший себя как скинхед, в 2008 г. ответил: «Смотрю только религиозные передачи и о национализме» - 1%.

а) а)

| ё Думается, что было бы полезно устроить встречу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьников с телевизионщиками, представляющими разные каналы и передачи, в том числе и специфические молодежные, чтобы учащиеся смогли объяснить представителям СМИ, какие передачи и почему вызывают у них интерес и почему более одной трети школьников не смотрят телевизионные передачи вообще.

Во время опросов учащимся было также предложено прокомментировать высказывание о том, что «Россию в настоящий момент захлестнул поток низкопробной кинопродукции, иногда откровенно порнографической, проповедующей культ жестокости и насилия» (в таблице 6 даны ответы московских школьников в 1998-2016 гг.).

Результат следующий: если в 2001 г. 5% опрошенных учащихся и 8% в 1998 г. в Москве были уверены, что кинопродукция, поступающая на экраны «хорошая и расширяет кругозор», то в 2011 г. лишь 3% дали однозначно положительную оценку влиянию СМИ на молодежь, указав, что печатная продукция, радио- и телевизионные передачи держат молодых людей в курсе событий. В 2016 г. 14% опрошенных московских школьников указали (без негативной трактовки), что СМИ формируют взгляды, мнения, ценности, мировоззрение молодежи, передают и распространяют информацию, и еще 4% отметили, что СМИ для того и созданы, чтобы оказывать влияние на людей.

В Москве в 2011 г. 57% опрошенных оценили негативно влияние СМИ:

- 50% учащихся указали, что «телепередачи, формируя взгляды зрителей, во многом искажают реальность и насаждают потребности»;

- 7% - указали, что СМИ влияют пагубно на молодых людей.

Таблица 6

Согласны ли вы с суждением, что

«Россию в настоящий момент захлестнул поток низкопробной кинопродукции, иногда откровенно порнографической, проповедующей культ жестокости и насилия»

Годы да нет не совсем не знают затрудняются ответить не ответили иное мнение

1998 49 16 15 18 18

2001 53 25 7 3 12

2007 33 21 15 4 1 13 14

2011 41 26 22 1

2016 44 47 9

В 2016 г. половина старшеклассников (51%) негативно оценила влияние СМИ на молодежь, отметив, что идет подмена понятий и навязывание негативных взглядов и идей, что влияет на поведение молодежи, давит на психику, зомбирует, ведет к деградации, что большинство молодежи верит информации, передаваемой через СМИ, а 3% опрошенных отметили, что через СМИ насаждается межнациональная рознь и даже ненависть.

Смешанную позицию при оценке влияния СМИ на молодых людей заняли четверть опрошенных в 2011 г., 7% опрошенных в 2007 г., 12 % - в 2001 г. и 18% - в 1998 г. Они считали, что «смотреть или не смотреть?» - «это личное дело каждого», «каждый решает сам», «кого это не интересует, не обращает внимания», а 3% - 2001 г. (в 1998 г. - 18%) ответили, что вообще не интересуются телепередачами. В 2007 г. 18% московских старшеклассников с юношеским максимализмом заявили, что СМИ

а) а)

* а не влияют на молодежь, так как молодые люди умеют думать.

Однако при всем расхождении мнений по данному вопросу большинство опрошенных московских учащихся указали на колоссальное воздействие СМИ на молодежь: 77% - в 2016 г.; 71% - в 2011 г.; 62% - в 2007 г.; 85% - в 2001 г.; 87% - в 1998 г.

Позиция астраханских учащихся по этому вопросу противоречива. Так, в 2016 г. 36% астраханских школьников указали, что СМИ не влияют на молодежь, а 46% наоборот ответили, что СМИ оказывают сильное воздействие.

26% астраханских школьников и в 2011 и 2016 г. указали на отрицательное воздействие СМИ на мировоззрение и поведение молодых людей: «СМИ навязывают мнения и стиль жизни, часто пропагандируют насилие и жестокость» (12%); из-за некоторых программ молодежь просто деградирует (12%); в передачах часто передается ложная информация (7% в 2011 и 9% в 2016 г.); многие передачи негативно влияют на поведение молодых людей, давят на психику (6%) и духовно разлагают ее (12% в 2011 г. и 5% в 2016 г.); вызывают межнациональную неприязнь (1% в 2011 г. и 3% в 2016 г.)

От 37 до 85% всех опрошенных школьников считают, что СМИ активно участвуют в формировании гражданской и этнической идентичности молодежи.

Одной из главных задач в деле предупреждения конфликтов, формирования межнационального согласия и консолидации российского общества на основе патриотизма, гуманизма и толерантности в полиэтничных регионах является развитие у населения культуры межнационального общения. От того, насколько оптимально протекает данный процесс, зависит уровень конфликт-

ного и толерантного потенциала молодежи. И здесь следует отметить противоречивость патриотической позиции учащихся, проявившуюся в том, что хотя большинство школьников и считают необходимостью знание национальной истории и культуры, однако уровень их знаний в этой сфере невысок: от трети до половины опрошенных имеют весьма поверхностные знания, а некоторые вообще не имеют о ней представления (см. таблицы 8 и 9).

Таблица 7

Нужно ли знать свою национальную историю и культуру? (в %)

Города / годы опросов «Да, необходимо знать»

Астрахань, 1995 84

1996 88

1998 82

2001 88

2005 78

2008 73

2011 74

2016 80

Барнаул, 2009 85

2017

Грозный, 2002 96

2005 94

Иваново, 2005 76

Краснодар, 2001 74

Майкоп, 1999 90

Махачкала, 2002 85

Окончание таблицы

Города / годы опросов «Да, необходимо знать»

Москва, 1998 78

2001 75

2007 73

2011 61

2016 72

Назрань, 2001 93

2002 91

2005 79

Нальчик, 2002 97

Псков, 1998 87

Ставрополь, 2002 75

Таблица 8

Самооценка учащимися уровня знаний по истории родного народа

Города / годы высокий весьма не имеют о ней

опросов поверхностны представления

Астрахань, 1995 40 48 4

1996 40 57 2

1998 47 48 4

2001 50 49 1

2005, 42 48 10

2008 39 50 3

2011 39 48 10

2016 49 49 2

Барнаул, 2009 41 54 2

2017

Окончание таблицы

Города / годы высокий весьма не имеют о ней

опросов поверхностны представления

Грозный, 2002 46 42 8

2005 38

Иваново, 2005 42 13 45

Краснодар, 2001 36 53 7

Майкоп, 1999 59 38 1

Махачкала, 2002 40 53 6

Москва, 1998 47 43 10

2001 64 35 1

2007 54 45 1

2011 22 46 31

2016 61 38 (на уровне ЕГЭ) 1

Назрань, 2001 43 54

2002 81 14 2

2005 46 54

Нальчик, 2002 44 56 1

Псков, 1998 65 34 1

Ставрополь

2002 52 42 3

В ходе опросов изучался процесс формирования культуры межнационального общения школьников, их отношение к представителям других национальностей. Результаты наших исследований представлены в таблицах 10-11. Так на вопрос «Имеет ли для них значение национальность при выборе друзей?» большинство учащихся ответили отрицательно.

Таблица 9

Ответы на вопрос: «Имеет ли значение национальность при выборе друзей?» (в %)

Города / годы опросов Да нет

Астрахань, 1995 1 84

1996 7 88

1998 4 92

2001 92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 19 71

2008 16 76

2011 10 79

2016 12 75

Барнаул, 2009 8 75

2017 17 75

Грозный, 2002 13 83

2005 19 75

Иваново, 2005 19 74

Краснодар, 2001 17 66

Майкоп, 1999 67

Махачкала, 2002 1

Москва, 1998 4 89

2001 8 73

2007 6 72

2011 3 83

2016 4 92

Назрань, 2001 8 86

2002 2 49

2005 8 67

Нальчик, 2002 4 81

Псков, 1998 4 78

Ставрополь, 2002 12 75

В возникновении и разрастании межнациональных конфликтов велика роль социально-психологического фактора, господствующих в массовом сознании стереотипов, настроений, предрассудков. Одним из показателей, характеризующих собственно психологическую составляющую конфликта, является наличие неприязни к тому или иному народу. В ходе опросов учащихся национальных школ и классов многонационального состава мы выявляли уровень конфликтного потенциала школьников с помощью ряда вопросов. Показателен в этой связи ответ на вопрос: «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?»

Таблица 10

Испытывают неприязнь к представителям других национальностей (%)

Города / годы опросов да нет

Астрахань, 1995 39 40

1996 48 33

1998 26 70

2001 47 35

2005 53 34

2008 42 48

2011 33 54

2016 36 46

Барнаул, 2009 46 46

2017

Грозный, 2002 38 63

2005 34 53

Иваново, 2005 37 39

Краснодар, 2001 39 41

Майкоп, 1999 21 49

Махачкала, 2002 15 76

Окончание таблицы

Города / годы опросов да нет

Москва, 1998 20 61

2001 32 43

2007 28 53

2011 13 62

2016 17 68

Назрань, 2001 32 50

2002 26 74

2005 25 63

Нальчик, 2002 8 80

Псков, 1998 36 45

Ставрополь, 2002 40 43

В процессе опросов во всех исследуемых регионах нами также изучалась потенциальная возможность участия молодежи в национальных конфликтах, и выяснялось, каковы условия этого участия (см. таблицу 12).

Таблица 11

Возможное участие в конфликте на стороне своей национальности

Город / да, зависит от ни в коем затрудняются

год безусловно обстоятельств случае ответить

Астрахань, 1995 26 58 5 1

1996 16 66 9 9

1998 9 64 8 19

2001 18 59 5 20

2005 34 32 13 6

2008 33 45 15 7

2011 19 59 11 7

2016 14 60 13 13

Окончание таблицы

Город / да, зависит от ни в коем затрудняются

год безусловно обстоятельств случае ответить

Барнаул, 2009 10 65 13 12

2017 9 48 23 20

Иваново, 2005 41 27 6 26

Майкоп, 1999 22 38 33

Москва, 1998 8 63 15

2001 11 56 18 15

2007 7 50 28

2011 1 42 36 20

2016 9 48 33 10

Краснодар, 2001 14 69 17

Грозный, 2002 33 46 4

2005 63 28 3 6

Назрань, 2001 38 53

2002 77 12 2

2005 33 42 4 21

Махачкала, 2002 20 56 14

Нальчик, 2002 13 63 5

Псков, 1998 10 73 7

Ставрополь, 2002 18 55 11

Мы видим, что учащиеся обладают достаточно высоким конфликтным потенциалом, который может быть реализован или не реализован в зависимости от определенных обстоятельств и влияния, оказываемого на молодежь.

Конфликтность в полиэтничном обществе во многом обусловлена соответствием статутов представителей различных национальностей и возможности их

а) а)

| ё изменения. С этой целью в многонациональных школах выяснялось мнение учащихся о том, возрастает или падает статус представителей различных национальностей, каково состояние вертикальной мобильности этнических групп в регионе, имеет ли место проявление прямой или косвенной дискриминации по национальному признаку. Старшеклассникам предлагалось ответить, влияет ли национальность человека на поступление в вуз и получение образования; продвижение по работе, службе, участие в политических организациях. То есть исследовалось, как влияет национальность человека на его социальный статус и возможность его изменения. Общий итог подводился вопросом «Считаете ли вы, что представители вашей национальности обладают реально равными правами по сравнению с представителями других национальностей?»

В таблице 13, зафиксировано мнение школьников о высокой степени зависимости социальной мобильности от этнической принадлежности опрашиваемых. В 2016 г. у московских школьников базовой школы произошло изменение оценок вертикальной мобильности и осуществления равенства прав разных национальностей по сравнению с 2011 г. На 16% увеличилось количество ответов русских учащихся, в которых они указывают, что их национальность (этническое большинство в РФ) не обладает равными правами по сравнению с представителями других национальностей, также превалируют высказывания о зависимости продвижения по работе или службе от национальной принадлежности - 65% (увеличение на 28% по сравнению с 2011 г.) и при осуществлении политической активности - 77% (увеличение на 27% по сравнению с 2011 г.).

Ответы большинства (80%) астраханских школьников русской, татарской, и казахской национальности за весь период опросов показывают, что представители

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

их национальности обладают равными правами по сравнению с представителями других национальностей.

Таблица 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние национальности на осуществление вертикальной мобильности

Города / Обладают Влияет ли национальность человека на:

годы опросов ли представители вашей национальности равными правами на поступление в вуз продвижение по работе его политическую деятельность

по сравнению

с другими

националь-

ностями

да нет да нет да нет да нет

Астрахань, 1995 70 14 15 65 14 61 22 41

1996 79 8 29 52 26 48 32 40

1998 80 16 26 55 30 45 32 43

2001 86 6 20 66 25 59 44 48

2005 73 19 30 58 37 58 46 33

2008 80 9 20 70 25 60 32 45

2011 79 12 24 64 30 58 37 42

2016 80 10 25 64 34 54 40 46

Барнаул, 2009 66 22 21 56 27 45 40 31

2017

Грозный, 2002 50 29 75 21 71 21 50 13

2005 25 63 56 19 66 9 63 19

Иваново, 2005 62 15 26 49 28 51 43 35

Краснодар, 2001 58 15 24 49 30 24 48 15

Майкоп, 1999 76 12 42 38 49 31 47 33

Махачкала, 2002 82 10 44 44 47 34

Окончание таблицы

Города / Обладают Влияет ли национальность человека на:

годы опросов ли представители вашей национальности равными правами на поступление в вуз продвижение по работе его политическую деятельность

по сравнению

с другими

националь-

ностями

да нет да нет да нет да нет

Москва, 1998 71 15 37 38 41 35 57 24

2001 63 18 39 35 49 30 58 23

2007 50 29 39 33 46 31 54 27

2011 60 12 50 19 37 35 50 19

2016 57 28 47 53 65 34 77 22

Назрань, 2001 61 29 70 27 60 26 73 12

2002 30 53 88 12 52 12 60 9

2005 42 21 50 33 50 21 50 29

Нальчик, 2002 85 5 34 52 35 50 34 45

Псков, 1998 66 18 35 40 49 30 31 19

Ставрополь, 2002 62 15 27 55 30 48 43 37

Результаты исследований гражданского сознания школьной молодежи показали всю сложность и противоречивость этнического сознания учащихся в настоящий момент, а именно:

- с одной стороны, у школьников в полиэтничных регионах зафиксирован высокий уровень этнической толерантности (за весь изучаемый период ни в одной школе не было случая, чтобы ребенок отказался сесть за парту с ребенком другой национальности, учащиеся выразили положительное отношение к учебе и работе

в многонациональных коллективах, а также большинство учащихся указывали, что национальность при выборе друзей для них не имеет значение);

- с другой стороны, опросы зафиксировали наличие неприязни по национальному признаку: в 1995 г. - 39 %; в 1996 г. - 48 %; в 1998 г. - от 20 до 36 %; в 2002 г. - от 8 до 47%; в 2005 г. - от 25 до 53%; в 2007 г. - 28%; в 2008 г. -42%; в 2009 г. - 46%; в 2011 г. - от 13 до 33%; в 2016 г. -от 17 до 36%; в 2017 г. - не менее 11%, как и заявленное возможное участие в этнических конфликтах на стороне своей национальной группы (суммировались ответы «безусловно» и «при определенных обстоятельствах»): в 1998 г. - от 60% до 83 %; в 2001 г. - от 73 % до 89%; в 2005 г. - от 66% до 91%; в 2007 г. - 57%; в 2008 г. - от 75 до 78%; в 2011 г. - от 43 до 78%; в 2016 г. -от 57 до 74%; в 2017 г. - 57%.

В то же время молодому поколению присуща четкая этническая идентификация, гордость за свою национальную принадлежность, страну, родной край, любовь к Родине, ее истории, культуре и традициям и обычаям, высокий уровень патриотического сознания, сочетающийся с уважением к представителям других наций, что делает возможным снижать конфликтный потенциал молодежи и формировать позиции молодых людей на основе общечеловеческих ценностей, этнической толерантности и взаимного уважения.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Ресурсы культуры и проектирование будущего. М.: МГУКИ, 2011. 212 с.

2. БенхабибС. Притязания культуры. М.: Логос. 2004. 350 с.

3. Джонсон С. Патриот // Собрание сочинений. Лондон. 1792. Т. 8.

4. Мамедов А.К., Якушина О.И. Поиск идентичности в современных реалиях: дискретность, посттрадиционализм, индивидуализм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2015. Октябрь. Т. 15. №4. С.20-30.

5. Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 2. 2345 с.

6. Сорокин С.А. Патриотическое сознание: содержание и особенности // Наука, культура, общество. 2013. №2-3. С. 195-205.

7. ТолстойЛ.Н. Круг чтения. М.: Политиздат, Наше наследие, 1991. Т. 2. 399 с.

8. ЮревичА.В. Базовые компоненты национального менталитета // Вестник Российской академии наук. 2013. Декабрь. Т. 83. №12. С.1083-1092.

Larisa Ruban,

Doctor of Social Sciences, Professor, Senior Researcher, Department of Sociology of youth of the Institute for Socio-Political Stuches of the Russian Academy of Sciences, Lruban@yandex.ru

Civic development of school students in multiethnic regions and the role of educators

The paper demonstrates how the ethnic identification and self-identification are being formed in young people; how attitude to their homeland and national culture, their people and representatives of other ethnic groups is being shaped. The paper is based on materials of sociological studies of youth civic development, identification of conflict potential for conflict prevention in Astrakhan and Astrakhan region, Barnaul, Grozny, Ivanovo, Krasnodar, Maikop, Makhachkala, Moscow, Nalchik, Nazran, Pskov and Stavropol. The author is an organizer and a head of the ethnic conflict monitoring Program "Youth in Multiethnic Regions: Views, Positions and Orientations". This program has been operating for almost three decades in 12 Russian regions.

Keywords: civicism, youth civic development, nationalism, multi-ethnic region, ethnic conflict monitoring, ethnic identity, youth, tolerance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.