УДК: 349.6(075.8)
А.Р. Шагидуллина
Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, Казань
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
В работе проведен анализ гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере обращения с отходами, рассмотрены предмет, стороны, содержание таких договоров. Проанализировано законодательство, регламентирующее отношения в сфере обращения с отходами, выявлены проблемы правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов. Сформулированы отдельные предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: обращение с отходами, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки, смешанный договор, деятельность в сфере обращения с отходами.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (Гражданский Кодекс РФ, 1994).
В статьях 420-453 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) раскрываются общие положения о договорах. Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В указанной статье предусматривается возможность заключения договора как предусмотренного законом или иными правовыми актами, так и не предусмотренного, а также содержащего элементы различных договоров (предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
В статье 422 ГК РФ содержится условие о том, что до-
говор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В сфере обращения с отходами производства и потребления заключаются различные договоры. Содержание этих договоров определяется общими положениями ГК РФ о договоре, а к обязательным для сторон правилам можно отнести необходимость соблюдения требования о наличии соответствующей лицензии на осуществление одного из видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 9 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (далее Закон №89-ФЗ) (Федеральный закон «Об отходах...», 1998).
Проведенный анализ договоров, заключаемых в сфере обращения с отходами свидетельствует о том, что как
Окончание статьи И.И. Зиганшина, Д.В. Иванова, Е.В. Осмелкина, М.В. Суина, A.A. Кариеевой «Оценка рекреационной привлекательности и возможности...»
Необходима поэтапная схема реализация подобного совместного проекта туристского бизнеса, ученых, общественности и государственных органов власти. Полученные в работе данные могут быть использованы при планировании рекреационной деятельности и проектировании организованных зон отдыха населения на водоемах.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-29615а/В / 2011).
Литература
Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан. Казань: Изд-во «Идел-Пресс». 2007. 408.
Мошкова Л.В. Озерность Республики Татарстан по анализу картографического материала. Актуальныге экологические про-блемыг Республики Татарстан. Материалыг III респ. научн. конф. Казань. 1997. 38.
Озера Среднего Поволжья. Л.: Наука. 1976. 236.
Прыткова М.Я. Экологические проблемы рекреационного использования малых озер. География и природныге ресурсыг. 1990. №1. 43-52.
Яковлев В.А., Горшкова А.Т., Зиганшин И.И., Иванов Д.В., Кондратьева Т.А., Халиуллина Л.Ю. Экологические проблемы охраняемых водных объектов Республики Татарстан. Заповедное дело России: принципыг, проблемыг, приоритетыг. Материалыг междунар. научн. конф. Бахилова Поляна. 2003. Т.2. 507-510.
I.I. Ziganshin, D.V. Ivanov, E.V. Osmelkin, M.V. Suin, A.A. Karpeeva. Estimation of recreational appeal and possibility of use for tourism and a recreation of lakes of Republic Tatarstan.
The estimation of recreational appeal and possibility of use for tourism and a recreation of lakes of Republic Tatarstan is executed. As criteria of an estimation following indicators are used: a geographical arrangement and transport availability, morphometrics characteristics of lakes, features of ground adjournment, legal status, an ecological condition, tourist and recreational appeal of adjoining territories.
Keywords: the Republic of Tatarstan, lakes, tourism, recreation.
Михаил Вячеславович Суин аспирант лаборатории биогеохимии. Научные интересы: рациональное природопользование.
Алъбина Айратовна Карпеева аспирант лаборатории биогеохимии. Научные интересы: рациональное природопользование.
Институт проблем экологии и недропользования АН РТ 420087, Казань, Даурская, д.28. Тел.: (843) 275-95-73.
|— научно-технический журнал
Георесурсы 5 ир
правило, заключаются договоры возмездного оказания услуг и договоры перевозки.
Полагаем, что договоры, заключаемые в рассматриваемой нами сфере, имеют сложную правовую природу, и, фактически, нельзя однозначно отнести их только лишь к договорам возмездного оказания услуг или договорам перевозки. Так, согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. А в соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Нередко, при определении предмета заключаемого договора, к числу оказываемых услуг участники относят одновременно и сбор, и транспортировку, и размещение отходов. Встречаются также случаи, когда в договоре перевозки предусматривается, наряду с транспортировкой отходов, также осуществление деятельности по сбору и размещению отходов.
Фактически, договоры в сфере обращения с отходами имеют признаки смешанного договора. Это не противоречит положениям гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Сторонами заключаемых на практике договоров, в зависимости от вида договора, являются «Заказчик» и «Исполнитель» - в договоре возмездного оказания услуг, либо «Грузоотправитель» и «Перевозчик» - в договоре перевозки. Одной из сторон таких договоров («Заказчик» или «Грузоотправитель») является собственник отходов - лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались (далее собственник отходов).
Как свидетельствует практика, не всегда право собственности на отходы принадлежит лицу, в результате деятельности которого эти отходы образовались. Так, например, исходя из приведенного выше определения, физические лица (население муниципального образования) являются собственниками отходов, образующихся в результате их жизнедеятельности. На практике получается так, что физические лица не являются участниками отношений в сфере обращения с отходами. Это связано с законодательно установленными правилами по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым физические лица (население муниципального образования) не являются лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, за размещение отходов. По общему правилу бремя содержания имущества лежит на его собственнике. В частности, к собственникам отходов, в первую очередь 1-4 класса опасности, предъявляются эколо-го-информационные обязанности, связанные с паспортизацией, а также общие экологические требования информационного характера в области обращения с отхода-
ми (нормирования, учета и отчетности и др.). В этом случае возникает вопрос определения лица, обязанного вносить плату за размещение отходов населения (уплата которой предусмотрена статьей 23 Закона №89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно статье 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в зависимости от статуса муниципального образования, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Ростехнадзор в своем письме от 28 августа 2006 г. № 04-09/599 (Письмо Федеральной службы..., 2006) указывает на то, что отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По данному вопросу существует две позиции судов.
Согласно первой из них деятельность предприятия, осуществляющего вывоз бытовых отходов и мусора из выгребных ям и мусорных контейнеров на территории муниципального образования, подпадает под понятие «размещение отходов», то есть предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и, следовательно, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 января 2009 г. № А05-5245/2008; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2007 г. № А21-1294/2007).
То обстоятельство, что органы местного самоуправления отвечают за организацию деятельности по обращению с отходами (согласно статье 8 Закона №89-ФЗ), не может служить основанием для вывода, что и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду должны конкретные муниципальные образования. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона №89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, поэтому мнение о том, что под юридическими лицами следует понимать и муниципальные образования, является расширительным толкованием закона (Определение ВАС РФ от 12 мая 2010 г. № ВАС-5415/ 10, Определение ВАС РФ от 12 мая 2010 г. № ВАС-5419/10).
Однако есть и другое мнение суда по аналогичному спору. Так ФАС Северо-Кавказского округа при рассмотрении спора между Обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) и Муниципальным унитарным предприятием (далее предприятие), между которыми заключен договор на прием и утилизацию твердых бытовых отходов (далее ТБО), согласно которому общество обяза-
5 (41) 2011
^научно-техническим журнал
Георесурсы
лось оказывать предприятию услуги по приему, учету, утилизации ТБО на полигоне ТБО, а предприятие приняло на себя обязательство по доставке на полигон отходов и оплате услуг общества по их утилизации сделал следующие выводы.
В соответствии с Уставом предприятия, оно создано с целью осуществления функций по организации выполнения работ по санитарной очистке городской территории, сбору и вывозу отходов производства и потребления от населения, предприятий и организаций всех форм собственности. При этом предприятие осуществляет деятельность по санитарной очистке города, вывозу отходов производства и потребления. Учредителем предприятия является муниципальное образование города в лице Комитета имущественных отношений администрации города.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (Федеральный закон «Об общих принципах...», 2003).
Из этого следует, что отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, и оно должно нести расходы по их утилизации.
Поскольку в уставную правоспособность созданного собственником предприятия не заложена обязанность по утилизации ТБО населения, то в случае взыскания указанных расходов за счет средств доставившего их на переработку предприятия, не обладающего финансовым источником для их погашения, администрация неосновательно обогатится, а созданное ею юридическое лицо может быть поставлено в состояние банкротства (Постановление ФАС СевероКавказского округа от 18 августа 2008 г. № Ф08-4093/2008).
Таким образом, физические лица (население муниципального образования) не являются участниками отношений в сфере обращения с отходами. По вопросу определения лица, обязанного вносить плату за размещение отходов населения, существует два мнения. Согласно первому - такая обязанность лежит на предприятии, осуществляющем сбор и вывоз отходов, в соответствии со вторым - эта обязанность должна выполняться органами местного самоуправления.
Другой стороной в рассматриваемых договорах является специализированная организация, осуществляющая деятельность в сфере обращения с отходами, в зависимости от вида договора она именуется «Исполнитель» - в договоре возмездного оказания услуг, либо «Перевозчик» - в договоре перевозки. При этом, как упоминалось выше, такая деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии. В соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1-У класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов У класса опас-
ности) (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности.», 2001).
На классы опасности отходы подразделяются в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (статья 4.1 Закона №89-Ф3, Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511).
В соответствии со статьей 1 3акона №89-Ф3 под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Использование отходов подразумевает их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Обезвреживание отходов предполагает их обработку, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах. При этом транспортирование отходов должно осуществляться на специально оборудованном и снабженном специальными знаками транспортном средстве, а также с соблюдением иных требований законодательства. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов, при этом хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. 3аконодательством также предусмотрен ряд требований к объектам размещения отходов, в частности, о внесении таких объектов в государственный реестр.
Для устранения возникавших ранее спорных ситуаций, статья 1 3акона №89-Ф3 была дополнена определением понятия накопление отходов, которое подразумевает временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица по образованию и накоплению отходов лицензированию не подлежит. На практике субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой, связанной с необходимостью лицензирования деятельности по размещению отходов, например ртутных ламп. Такая ситуация возникает при накоплении хозяйствующими субъектами ртутных ламп, относящихся, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов
•— научно-технический журнал
^^ Георесурсы 5 (41)
Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации..., 2003), к отходам I класса опасности. Таким образом, по истечении шести месяцев такая деятельность трактуется контролирующими органами как «размещение отходов» и в связи с этим она подлежит лицензированию. Между тем малые организации и индивидуальные предприниматели зачастую не располагают средствами для того, чтобы каждые шесть месяцев оплачивать вывоз отходов. Необходимо также учитывать, что у таких хозяйствующих субъектов указанные отходы образуются в небольших количествах. По действующему же законодательству упомянутым хозяйствующим субъектам необходимо организовывать вывоз таких отходов каждые полгода, даже в случае, если по истечении этого времени у них накоплена одна ртутная лампа. В связи с этим необходимо внести изменения в действующее законодательство, с целью учета указанных особенностей хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей.
Права и обязанности сторон в рассматриваемых договорах определяются в зависимости от предмета договора. В анализируемых договорах, как правило, предусматривается условие о том, что специализированная организация вправе отказать в приеме отходов в случае отсутствия паспорта отходов. То есть обязанность по составлению паспорта отходов с целью подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (статья 14 Закона №89-ФЗ) лежит на собственнике отходов. Кроме того специализированная организация осуществляет прием отходов согласно заранее оговоренному перечню, и вправе не принимать отходы, отсутствующие в таком перечне. Собственник же отходов имеет право в любое время проверять ход и качество исполняемой услуги.
Стороны договора обязуются соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Кроме того в обязанности специализированной организации, как правило, входит предъявление по требованию собственника отходов лицензии в сфере обращения с отходами, проведение входного контроля отходов, подтверждение приема отходов актом приемки-сдачи. Может быть также предусмотрена обязанность специализированной организации по предоставлению собственнику отходов справки об обезвреживании или использовании отходов (с подтверждением класса опасности обезвреженных отходов аккредитованной лабораторией). Собственник отходов, в свою очередь, обязуется предоставить паспорта на отходы 1-1У класса опасности, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (согласно статье 18 Закона №89-ФЗ), вести учет образовавшихся отходов (статья 19 Закона №89-ФЗ), не перемешивать отходы производства и потребления, а также отходы, подлежащие различным способам использования и обезвреживания, оплатить услуги специализированной организации. Зачастую в анализируемых договорах предусмотрена также обязанность собственника отходов самостоятельно осуществлять складирование отходов в согласованном со специализированной организацией месте, что обязывает собственника отходов, в соответствии со статьей 15 Закона
№89-ФЗ, обеспечивать профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1-1У класса опасности. Собственник отходов также обязуется нести ответственность за сохранность контейнеров для сбора отходов, не загружать контейнеры сверх установленного объема, производить их своевременную замену.
Как правило, договоры в сфере обращения с отходами заключаются сроком на один год, а вывоз отходов производится в соответствии с согласованным сторонами графиком. Действие договора автоматически продлевается на каждый последующий год, если стороны не заявят о расторжении договора в установленный сторонами срок до окончания срока действия договора.
Учитывая изложенную специфику анализируемых отношений можно сделать следующие выводы. При заключении договоров в сфере обращения с отходами необходимо четко формулировать предмет договора в строгом соответствии с выполняемыми по нему работами, оказываемыми услугами. Во избежание спорных ситуаций представляется целесообразной также разработка типовых договоров в сфере обращения с отходами.
Литература
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. № 32. Ст. 3301. Собрание законодательства РФ. 1994.
Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2006 г. N 04-09/599. Нормативные акты для бухгалтера. № 18. 2006.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» от 15 июня 2001 г. № 511. Природно-ресурсные ведомости. № 45. 2001.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» от 2 декабря 2002 г. № 786. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 2003.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. № 26. Ст. 3009. Собрание законодательства РФ. 1998.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ. № 33 (ч. I). Ст. 3430. Собрание законодательства РФ. 2001.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ. № 40. Ст. 3822. Собрание законодательства РФ. 2003.
A.R. Shagidullina. The civil-law treaties in the sphere of waste handling.
In the work is held the analysis of civil law treaties in the sphere of waste handling, subject matter, the parties, and the content of such treaties. The legislation in the sphere of waste handling is reviewed, the problems of law regulation of business entities in the collection, transportation, use, disposal, waste placement are identified. Separate directions for improvement of legislation are formulated.
Keywords: waste management, the contract for chargeable services, the contract of carriage, mixed contract, activities in the sphere of waste handling.
Айгюль Рифгатовна Шагидуллина младший научный сотрудник лаборатории правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования АН РТ.
420087, Казань, ул. Даурская, 28. Тел.: (843) 275-96-35.
5 (41) 2011
^научно-техническим журнал
Георесурсы