Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КРИПТОВАЛЮТЫ: СООТНОШЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КРИПТОВАЛЮТЫ: СООТНОШЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / БЕЗНАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ СРЕДСТВО / СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ким Михаил Сергеевич

Вопрос квалификации криптовалюты в системе гражданских прав стал предметом ожесточённых дискуссий последних лет среди правоведов. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав имеет ключевое значение, так как это оно определяет характер прав на криптовалюту, квалификацию сделок с криптовалютой, а также возможные способы защиты прав обладателей криптовалют. Признание криптовалюты безналичным денежным средством представляется одной из наиболее интересных моделей правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES: THE RATIO OF CRYPTOCURRENCIES AND NON-CASH MONEY

The qualification of cryptocurrencies in the civil rights system has been the subject of discussions in recent years among legal scholars. The place of cryptocurrency in the system of objects of civil rights is a great importance, as it determines the nature of the rights to cryptocurrency, the qualification of transactions with cryptocurrency, as well as possible ways of protection rights of cryptocurrencies holders. The recognition of cryptocurrencies as non-cash money seems to be one of the most interesting models of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КРИПТОВАЛЮТЫ: СООТНОШЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ»

вопросы российской юстиции выпуск № 20

УДК 347.211

Ким Михаил Сергеевич Московский государственный юридический университет имени

О.Е. Кутафина Институт частного права Россия, Москва www. misha.kim@mail .ru Kim Mikhail Kutafin Moscow State Law University Institute of Civil Law Russia, Moscow

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КРИПТОВАЛЮТЫ: СООТНОШЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ

СРЕДСТВ

Аннотация: вопрос квалификации криптовалюты в системе гражданских прав стал предметом ожесточённых дискуссий последних лет среди правоведов. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав имеет ключевое значение, так как это оно определяет характер прав на криптовалюту, квалификацию сделок с криптовалютой, а также возможные способы защиты прав обладателей криптовалют. Признание криптовалюты безналичным денежным средством представляется одной из наиболее интересных моделей правового регулирования.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, блокчейн, безналичное денежное средство, средство платежа.

CIVIL LAW REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES: THE RATIO OF CRYPTOCURRENCIES AND NON-CASH MONEY

Annotation: the qualification of cryptocurrencies in the civil rights system has been the subject of discussions in recent years among legal scholars. The place of cryptocurrency in the system of objects of civil rights is a great importance, as it determines the nature of the rights to cryptocurrency, the qualification of transactions with cryptocurrency, as well as possible ways of protection rights of cryptocurrencies holders. The recognition of cryptocurrencies as non-cash money seems to be one of the most interesting models of legal regulation.

Key words: cryptocurrency, digital currency, blockchain, non-cash money, payment method.

XXI век ознаменован веком информационных технологий, весь мир переживает чрезвычайно сложный период своей истории - время глобальных перемен, связанных со стремительным развитием науки и технологий, с так называемой 4-ой промышленной революцией.

Внедрение инновационных технологий в наш быт настолько стремительно, что право попросту не знает механизмов, которые в должной степени регулировали бы эти отношения. Ярким примером является криптовалюта, концептуально новая альтернатива традиционным платежным единицам. В ее основе лежат не привычные праву системы, основанные на доверии к посредникам — финансовым учреждениям, а криптографические методы, обеспечивающие криптовалюте полную автономность и независимость от внешних регуляторов.

Некоторые из объектов гражданских прав, указанных в ст. 128

Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), имеют сходные черты с

криптовалютой [1], однако очевидно криптовалюту нельзя признать вещью

(вещь может быть исключительно материальным объектом, криптовалюта же

виртуальна), результатами работ и услуг (в отношениях, связанных с созданием

или использованием криптовалют отсутствует обязательственная

составляющая), интеллектуальной собственностью (криптовалюта не связана с

143

творческой деятельностью), нематериальными благами (по своей природе нематериальные блага неотчуждаемы неразрывно связаны с личностью) [2, с. 83].

Другим объектом гражданских прав в соответствии со статьей 128 ГК РФ являются имущественные права: безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права и иные. Представляется целесообразным соотнести криптовалюту именно с имущественными правами, так как по своей сущности они наиболее близки к криптовалюте.

В первую очередь морфологическое строение слова «криптовалюта» наталкивает на мысль о ее видовой принадлежности к деньгам (безналичным денежным средствам). Помимо этого, криптовалюта де-факто является эквивалентном денежных средств, что также говорит о сходстве с безналичными денежными средствами.

Под безналичными денежными средствами понимается денежное требование лица, предоставившего денежные средства, к банку, осуществляющему учет этих средств на счете. В отличие от наличных денежных средств, безналичные являются не вещью, а имущественным правом. Безналичный расчет является списанием средств со счета плательщика и зачисление их на счет получателя, а не передачей вещи (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Таким образом, безналичные денежные средства, как и криптовалюта лишены материальности, их главное преимущество заключается в том, что они позволяют производить расчет или транзакции в системе блокчейн между лицами оперативно и удаленно.

С правовой точки зрения деньгами могут быть российский рубль и иностранная валюта. Иностранная валюта ограничена в обороте на территории России, порядок ее использования на территории Российской Федерации установлен ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 140 ГК РФ) [3]. Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» установлен запрет на введение и оборот на

144

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20

территории РФ других денежных единиц, помимо рубля (ст. 27) [4]. Криптовалюта не является законным платежным средством, так как им может выступать только рубль, однако по отношению к иностранной валюте вопрос не так однозначен.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранной валютой являются:

1) денежные знаки, являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств);

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Поскольку иностранной валютой признаются «безналичные средства на банковских счетах и во вкладах, выраженные в денежных единицах зарубежных стран», возникает вопрос, можно ли признать криптовалюту иностранной валютой в случае, если иностранное государство признало ее своим национальным платежным средством? Так, в июне 2021 года впервые биткоин был признан законным платежным средством в государстве Сальвадор [5]. С 2001 года в Сальвадоре отсутствовала национальная валюта, расчеты производились в долларах США. В настоящий момент наравне с американским долларом законным платежным средством стал биткоин, в таком случае формально-нормативно криптовалюта может быть рассмотрена как иностранная валюта, если иностранное государство законодательно признает ее своей денежной единицей. В силу того, что наличность криптовалюты исключена, она выступает именно безналичным денежным средством, выраженным в иностранной валюте.

Стоит заметить, что биткоин не включен в Общероссийский классификатор валют, в котором указано, что денежными единицами Сальвадора являются американским доллар и сальвадорский колонн

145

(фактически он выбыл из оборота еще в 2004 году) [6]. Однако в силу особенностей криптовалюты, ее признание иностранной валютой не только некорректно, но и в значительной степени опасно:

1. Факт признания криптовалюты законным платежным средство носит единичный характер, в настоящий момент только Сальвадор принял соответствующие изменения в законодательство. Более того распространение биткоина внутри страны затруднено, так как далеко не все сальвадорцы имеют смартфон, а также доступ в интернет, без которых крипто транзакции невозможны. Криптовалютный кошелек «Chivo», обеспечиваемый сальвадорскими властями, функционирует не стабильно, сервис показывает неверный баланс, а техподдержка не в силах разрешать технические трудности

[7].

Представляется, что криптовалютное регулирование в Сальвадоре свидетельствует о непродуманной финансовой государственной политике, целью которой является не реальный ввод в оборот биткоина, а создание информационного повода для популяризации государства с целью привлечения иностранных инвестиций.

2. Государство наделяет определенные вещи силой платежного средства, называя их деньгами. Монополия государства на эмиссию денег является одним из ключевых признаков государственности, а эмиссия выступает важнейшим финансово-валютным инструментом [8]. В случае с криптовалютой эмиссия децентрализована, государство не может воздействовать на нее — экономическое значение эмиссии дискредитируется.

3. В силу того, что криптовалюта не имеет централизованного регулятора, а также ничем не обеспечивается, она имеет высокий уровень волатильности. Это во многом затрудняет использования ее в качестве платежного средства поскольку дестабилизирует гражданский оборот. В частности, в случае заключения соглашений, обязанности по которым должны быть исполнены в

криптовалюте, определение реальной цены сделки осложнено, так как буквально за сутки курс может изменить более чем на 75%.

Нельзя не упомянуть, что к сделкам с криптовалютами можно применять режим «узуальных денег» (вещей, в силу обыкновения принимаемых в качестве средства платежа). Подобные сделки можно квалифицировать как мену, если оба предоставления вещи, либо как атипичную сделку, если одно из предоставлений нематериально [9, с. 106]. В любом случае, такая концепция не дает оснований для квалификации криптовалюты как денег в их общеправовом значении.

Таким образом, признание криптовалюты безналичным денежным средством представляется неточным. В научной литературе отмечается, что «криптовалюту нельзя отнести к деньгам, но ее нельзя и однозначно отнести к денежным суррогатам (незаконное средство платежа)» [10, с. 60]. При заключении сделок с криптовалютой денежные обязательства также не возникают, так как средством платежа могут быть только деньги — иные формы не могут быть платежами по определению.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Егорова М.А., Кожевина О.В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. №1. С. 7985

3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

5. Биткоин впервые официально признан платежным средством, [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/60c07ed39a794749b9a45080 (Дата обращения: 22.06.2022)

6. Общероссийский классификатор валют ОК (МК(ИСО 4217) 003-97) 014-2000 (ОКВ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2000 г. № 405-ст) // М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

7. «Экономическую политику властей можно описать одним словом — импровизация»: пригодился ли биткоин в Сальвадоре [Электронный ресурс] // URL: https://vc.ru/crypto/382375-ekommicheskuyu-poHtiku-vlastey-mozhno-opisat-odnim-slovom-improvizaciya-prigodilsya-li-bitkoin-v-salvadore (Дата обращения: 22.06.2022)

8. Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. 2017. № 8. С. 142-148.

9. Толкачев А.Ю., Жужжалов М.Б. Криптовалюта как имущество — анализ текущего правового статуса // Вестник экономического правосудия РФ. 2018. № 9. С 106-112.

10. Янковский Р.М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 43-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.