Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование института банковской тайны'

Гражданско-правовое регулирование института банковской тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / СПРАВКИ ПО ОПЕРАЦИЯМ / ПО СЧЕТАМ И ВКЛАДАМ / СВЕДЕНИЯ О КЛИЕНТЕ БАНКА / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ВЫЕМКИ / BANK SECRECY / TRANSACTION INQUIRIES / INVOICES AND DEPOSITS INQUIRIES / BANK CUSTOMERS DETAILS / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / EXECUTION OF SEIZURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина А. В.

В статье затронут исторический аспект развития института банковской тайны; подняты вопросы коллизии в законодательном регулировании данного института, существующие на сегодняшний день; приведены различные доктринальные подходы, содержащиеся в юридической литературе; представлены данные судебной практики. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательного закрепления объема банковской тайны; круга субъектов, имеющих право получения сведений, составляющих банковскую тайну; детализации механизма запроса и получения указанной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil regulatory activity of bank secrecy

The article discusses the historical aspect of bank secrecy evolution; concerns questions of conflicts in legislative regulation of this institute; introduces different doctrinal approaches; presents judicial practice data. It is concluded that there is the necessity of legislative improvement in the sphere of bank secrecy.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование института банковской тайны»

УДК 347.4 А. В. Смагина

кандидат политических наук; доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин юридического факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

В статье затронут исторический аспект развития института банковской тайны; подняты вопросы коллизии в законодательном регулировании данного института, существующие на сегодняшний день; приведены различные доктринальные подходы, содержащиеся в юридической литературе; представлены данные судебной практики. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательного закрепления объема банковской тайны; круга субъектов, имеющих право получения сведений, составляющих банковскую тайну; детализации механизма запроса и получения указанной информации.

Ключевые слова: банковская тайна; справки по операциям, по счетам и вкладам; сведения о клиенте банка; органы предварительного следствия; производство выемки.

A. V. Smagina

PhD. in Law, Associate Professor, Chair of Theoretic Legal Disciplines, Faculty of Law, MSLU; e-maiL: [email protected]

CIVIL REGULATORY ACTIVITY OF BANK SECRECY

The articLe discusses the historicaL aspect of bank secrecy evoLution; concerns questions of confLicts in LegisLative reguLation of this institute; introduces different doctrinal approaches; presents judicial practice data. It is concluded that there is the necessity of legislative improvement in the sphere of bank secrecy.

Key words: bank secrecy; transaction inquiries; invoices and deposits inquiries; bank customers details; preliminary investigation bodies; execution of seizure.

Понятие «банковская тайна» является одним из ключевых понятий в банковском законодательстве. В настоящее время указанное понятие регулируется в первую очередь нормами Гражданского кодекса РФ (часть вторая) (Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ РФ), а также нормами Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»). Как отмечает А. Ю. Викулин, банковская тайна

представляет собой центральную категорию всего банковского законодательства, так как имеет отношение ко всем сделкам банка и иных кредитных организаций [Викулин 1998].

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению понятия «банковская тайна», существующему в настоящее время, следует отметить, что зарождение института банковской тайны связано с Декретом СНК РСФСР от 30 июня 1921 г. «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операции». В ст. 4 указанного Декрета определялось, что справки о состоянии текущих счетов и вкладов и о переводах выдаются только владельцам или судебным и следственным органам.

Впоследствии указанные нормы получили развитие в ст. 87 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (утв. Законом СССР «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» от 08 декабря 1961 г.), согласно которой государство гарантирует тайну вкладов, их сохранность и выдачу по первому требованию вкладчика.

Также гарантии банковской тайны содержались и в ст. 23 Устава государственных трудовых сберегательных касс СССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1948 г. № 43339 «Об утверждении Устава государственных трудовых сберегательных касс СССР»). Здесь отмечалось, что сведения о вкладчиках и других клиентах, о совершаемых ими операциях и состоянии счетов по вкладам государственные трудовые сберегательные кассы должны сохранять в тайне. Справки о вкладчике и об операциях по вкладу, а также справки о других операциях, совершаемых в сберегательных кассах, должны выдаваться кроме самих клиентов и их законных представителей, только судебным и следственным органам по находящимся в их производстве уголовным делам. Никакие другие государственные органы не имели права требовать такие справки.

Таким образом, институт банковской тайны находил законодательное закрепление в течение существования кредитных организаций с советских времен, претерпевая лишь изменения в объеме сведений, составляющих банковскую тайну, и составе субъектов, получающих при соблюдении определенных условий, доступ к информации, содержащей банковскую тайну. Следует отметить, что расширение указанных перечней связано, прежде всего, с ростом экономических преступлений и, соответственно, появлением необходимости

у правоохранительных и иных органов в доступе к сведениям, составляющим банковскую тайн.

Так в Законе РСФСР от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» в круг организаций, имеющих право доступа к банковской тайне, входили уже вышестоящие организации, суды, следственные органы, органы арбитража, налоговые организации, аудиторские организации, органы нотариата, что было обусловлено, видимо, прежде всего ростом экономических преступлений в стране и, в частности, преступлений непосредственно в кредитно-финансовой сфере. Указанное подтверждается и мнением А. Е. Самсоновой, отмечающей, что увеличение круга лиц, имеющих право доступа к информации, содержащей банковскую тайну, объясняется борьбой с финансированием терроризма, многочисленными налоговыми преступлениями, коррупцией и т. д. [Самсонова 2011].

Рассматривая современный подход к определению понятия «банковская тайна», следует привести точку зрения ученого А. С. Селива-новского, который определяет банковскую тайну как особый режим информации, которая становится известной банкам в ходе реализации своей деятельности, а также различным органам, имеющим право на получение данной информации только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности [Селивановский 2006].

Как было отмечено ранее, основа регулирования института банковской тайны - это Гражданский кодекс РФ (ст. 857) и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 26). В указанных актах определения банковской тайны не идентичны, что приводит к существованию различных подходов к определению содержания данного института.

Согласно п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Из приведенных норм следует, что в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» круг сведений, составляющих банковскую тайну шире - сюда относятся и «иные сведениях, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону». Шире также состав субъектов, обязанных хранить банковскую тайну, - не только банки, но и все кредитные организации, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов.

При этом в ст. 857 Гражданского кодекса РФ отдельно уточняется, что к банковской тайне относятся сведения о клиенте банка.

В юридической литературе вопрос о соотношении приведенных норм рассматривается по-разному.

С одной стороны, предлагается рассматривать ст. 857 Гражданского кодекса РФ как специальную норму, которая регулирует вопросы банковской тайны исключительно в рамках заключаемого договора банковского вклада и банковского счета. В то время как в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится «более полное регулирование отношений, связанных с банковской тайной, не ограничивающееся рамками договора банковского вклада и договора банковского счета» [Фаткина 2015].

Существующая судебная практика предлагает и более кардинальный подход. Так, Верховный суд в деле В. Д. Махова против ЮжноСахалинского отделения № 8567 Сберегательного банка РФ делает вывод о невозможности применения ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», поскольку указанный закон был принят до принятия и вступления в силу части второй Гражданского кодекса РФ, а в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативных актах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (Бюллетень Верховного суда РФ. 1998. № 6).

Наибольшего внимания заслуживает позиция, согласно которой коллизия между рассматриваемыми статьями «должна быть решена в пользу Закона о банках, как акта специального, регулирующего исключительно вопросы банковской деятельности, в отличие от ГК РФ, нормы которого в данному случае носят общий характер» [Алексеева 2007, с. 357]. Аналогичного мнения придерживается И. В. Смолькова, указывающая, что ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской

деятельности» является специальной нормой по отношению к ст. 857 Гражданского кодекса РФ [Смолькова 1998].

Следует отметить, что на данный момент содержание ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» значительно расширилось и наиболее детально регулирует вопросы, связанные с институтом банковской тайны, по сравнению с предыдущими годами. В нормах указанной статьи определяются субъекты и случаи предоставления кредитной организацией в их адрес справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отдельно справок по вкладам и счетам физических лиц (при этом необходимо принимать во внимание, что всё же список субъектов, имеющих право на получение данной информации, не полон; право на доступ к банковской тайне имеют и иные субъекты, определенные в отдельных законодательных актах, например в определенных случаях временный управляющий согласно Закону о банкротстве и т. д. С другой стороны, существует позиция, согласно которой перечень субъектов, имеющих право получать информацию, составляющую банковскую тайну, является исчерпывающим. Оба представленных мнения имеют подкрепление в судебной практике). Немаловажным достижением законодателя являются, содержащиеся в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» нормы о том, что указанные субъекты не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в рамках данной статьи от кредитных организаций. На необходимость указанных норм давно указывалось в юридической литературе, и существующее законодательное закрепление указанной обязанности является очень существенным.

Отдельным интересным моментом является вопрос о понятии «справки по операциям, по счетам и вкладам». В настоящее время ни банковское законодательство, ни законодательные акты о государственных органах, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, не определяют понятия «справки по операциям, по счетам и вкладам».

Форма предоставления кредитной организацией информации, содержащей банковскую тайну, определена только в отношении запросов налоговых органов. Согласно ч. 3 ст. 86 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. (часть первая) данная форма устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию

с Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время это Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/519 «Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2012 № 25770). При этом в правовых системах не содержится указания на согласования данного акта с Центральным банком РФ (по аналогичному вопросу см. Письмо АРБ Председателю Центрального банка РФ С. М. Игнатьеву № Ф-02.5-434 от 23 августа 2007 г. «О согласовании ФНС России с Банком России формы и порядка представления банками информации по запросам налоговых органов»).

В целом необходимо отметить, что понятие «справки по операциям, по счетам и вкладам» не подлежит расширительному толкованию, на что, в частности, было указано в судебной практике. Так, согласно Постановлению ФАС Центрального округа от 16 июня 2003 г. № А64-5035/02-16 «Ответственность банков за непредставление копий каких-либо документов, надлежащее оформление справок» суд пришел к выводу о недопустимости расширенного толкования понятия «справка по операциям и счетам клиентов банка», определяя ее не как конкретный документ, а как информацию, необходимую налоговому органу для проведения мероприятий налогового контроля.

На недопустимость отнесения к справкам по операциям и счетам таких документов, как копии банковских карточек, учредительных документов и платежных поручений также указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 2338/05 по делу № А53-7152/2004-С6-46 «Требования о признании недействительным решения налогового органа о взыскании с банка».

Кроме того, согласно письму Центрального банка Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 011-31-1/4286 в адрес Ассоциации региональных банков России ввиду отсутствия законодательно определенного содержания понятия «справки по операциям и счетам» конкретный перечень информации, а также способ ее представления определяется банками самостоятельно. По мнению Центрального

банка Российской Федерации под справкой «по операциям и счетам» в контексте ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» следует понимать любой выданный и удостоверенный банком документ, который должен содержать следующую информацию:

а) о наличии в банке счетов (и их номеров) юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в значении понятия «счет», содержащегося в ст. 845 Гражданского кодекса РФ, т. е. счетов, на которых учитываются средства клиентов и по которым по их распоряжению проводятся расчетные операции;

б) о совершаемых юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, операциях принятия и зачисления средств на счет, перечисления и выдачи средств со счета в контексте п. 1 ст. 845 и ст. 849 Гражданского кодекса РФ.

Иная информация понятием «справки по операциям и счетам» либо «по счетам и вкладам» не охватывается.

Следует также остановиться на вопросе порядка предоставления органам внутренних дел сведений, содержащих банковскую тайну. Так в указанном письме Центрального банка Российской Федерации отмечается, что «органам внутренних дел при осуществлении ими соответствующих функций, на основании мотивированного требования, выдаются лишь справки (выписки) по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а документы (либо их копии), содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, в соответствии с действующим законодательством, могут быть предоставлены только органам предварительного следствия в ходе расследования уголовного дела в процессе производства выемки с соблюдением требований статей 183 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 011-31-1/4286].

Следует отметить, что органы дознания и предварительного следствия пробовали требовать от Центрального банка Российской Федерации в рамках проведения инспекционной деятельности Банка России запроса сведений, интересующих данные органы. Однако проверки Центральным банком Российской Федерации кредитных организаций (их филиалов) лишь исследуют вопрос соответствия проведения банковских операций инструкциям Банка России, носят,

как правило, плановый характер и не могут проводиться по запросам правоохранительных органов.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что различная по характеру судебная практика стимулирует законодателя к более детальному регламентированию вопроса банковской тайны. Предполагается, что этому же должны способствовать и сильно разнящиеся доктринальные подходы к решению вопроса объема банковской тайны и порядка доступа к ней.

Как отмечает Р. А. Майоров, кредитные организации при предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, оказываются в крайне непростой ситуации: они обязаны предоставить такую информацию по запросу лиц, указанных в законе, иначе будут вынуждены нести меры административной ответственности; в то же время они рискуют потерять клиентов и вызвать их недоверие [Майоров 2008].

Таким образом, можно констатировать назревшую необходимость более детального правового регулирования как объема сведений, составляющих банковскую тайну, так и непосредственного механизма предоставления кредитными организациями и иными субъектами, указанными в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», различным государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Викулин А. Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7. С. 66-72. Самсонова А. Е. К вопросу о современном состоянии банковской тайны //

Юрист. 2011. № 3. С. 23-29. Селивановский А. С. Банковская тайна: состояние и проблемы // Бухгалтерия

и банки. 2006. № 8. С. 32-35. Фаткина Е. В. Правовая охрана банковской тайны в условиях развития законодательства о национальной платежной системе // Банковское право. 2015. № 5. С. 71-76. Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право. М. : Юрист. 2007. 357 с.

Смолькова И. В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. 256 с. Майоров Р. А. Институт банковской тайны: понятие и проблемы его практического применения // Гражданское право. 2008. № 2. С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.