Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ПУБЛИЧНЫЕ) ИНТЕРЕСЫ / ЗАКОННОСТЬ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриева Ольга Викторовна, Заря Александр Андреевич

В статье рассматриваются меры гражданско-правового характера, направленные на защиту национальных интересов в условиях санкций, введенных иностранными государствами, в частности, меры в отношении «брошенных» юридических лиц, а также в области интеллектуальной собственности. Проводится анализ этих мер с позиций баланса законности и целесообразности. Вносятся предложения по совершенствованию гражданского законодательства, подлежащего применению в условиях санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS IN THE EPOCH OF POLITICAL UPHEAVALS

The article considers civil law measures aimed at protecting national interests under the sanctions imposed by foreign states, in particular, the measures against ‘abandoned’ legal entities, as well as in the field of intellectual property. The analysis of these measures is carried out from the standpoint of the balance of legality and expediency. Proposals are made to improve the civil legislation to be applied under sanctions.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 347.1

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-15

Дмитриева Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: prok.dmitriev@yandex.ru

Заря Александр Андреевич,

студент 4-го курса, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: aazarya777@yandex.ru

Dmitrieva, Olga V.,

PhD in Law, Associate Professor,

Associate Professor at the Department of Civil Law,

Law Faculty, Southern Federal University,

88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation,

email: prok.dmitriev@yandex.ru

Zarya, Alexander A.,

Fourth Year Student,

Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: aazarya777@yandex.ru

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

CIVIL LAW PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS IN THE EPOCH OF POLITICAL UPHEAVALS

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются меры гражданско-правового характера, направленные на защиту национальных интересов в условиях санкций, введенных иностранными государствами, в частности, меры в отношении «брошенных» юридических лиц, а также в области интеллектуальной собственности. Проводится анализ этих мер с позиций баланса законности и целесообразности. Вносятся предложения по совершенствованию гражданского законодательства, подлежащего применению в условиях санкций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санкции; национальные (публичные) интересы; законность; целесообразность; юридические лица; интеллектуальная собственность.

ABSTRACT. The article considers civil law measures aimed at protecting national interests under the sanctions imposed by foreign states, in particular, the measures against 'abandoned' legal entities, as well as in the field of intellectual property. The analysis of these measures is carried out from the standpoint of the balance of legality and expediency. Proposals are made to improve the civil legislation to be applied under sanctions.

KEYWORDS: sanctions; national (public) interests; legality; expediency; legal entities; intellectual property.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: FOR CITATION:

Дмитриева, О. В. Гражданско-правовая за- Dmitrieva, O. V. Civil Law Protection of National

щита национальных интересов в эпоху полити- Interests in the Epoch of Political Upheavals [Text] /

ческих потрясений [Текст] / О. В. Дмитриева, O. V. Dmitrieva, A. A. Zarya. Bulletin of the Law Faculty,

А. А. Заря // Вестник Юридического факультета Юж- SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 2. - P. 127-133 (in Russian). -

ного федерального университета. - 2022. - Т. 9, № 2. - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-15. С. 127-133. - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-15.

© О. В. Дмитриева, А. А. Заря, 2022

I. Общие подходы к проблеме. В настоящее время Российская Федерация испытывает огромное санкционное давление со стороны западных стран, формально обоснованное проводимой ею специальной военной операцией на территории Украины, но фактически направленное на максимальное ослабление нашей страны в экономическом, политическом, социальном плане. В таких условиях возникает острая необходимость противостоять этому давлению, отстаивать и защищать свои национальные интересы и само существование нашего государства, социально-культурного уклада всеми возможными способами, в том числе гражданско-правовыми.

Для того чтобы выяснить, как наиболее эффективно защитить гражданско-правовыми способами национальные интересы, имеет смысл прояснить значение данной категории. Если не вдаваться в терминологическую дискуссию, то национальные интересы можно определить как симбиоз внутренних и внешних интересов народа России [7, с. 2-7]. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [4], к национальным интересам относятся:

1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;

5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;

6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;

7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение

культурного и исторического наследия народа России;

8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

В праве существует и активно используется также понятие «публичный интерес», который трактуется как неперсонифицированный интерес общества и государства, признанный государством и охраняемый правом, представляющий собой конституционно значимую ценность. В широкое понятие «публичный интерес» входят понятия «государственный интерес» (интересы РФ, субъектов РФ), «муниципальный интерес» (интересы муниципальных образований), а также «общественный интерес» (интересы социальных групп и неопределенного круга лиц, который может быть назван национальным интересом).

В дальнейшем мы будем исходить из понимания публичного интереса как совокупности государственного и общественного (национального), а учитывая очевидную неразделимость последних и ориентируясь на перечень, содержащийся в Стратегии, считаем допустимым использование понятий «публичный» и «национальный» интерес в качестве синонимов.

Рассуждение о юридической стороне обеспечения национального (публичного) интереса в эпоху политических потрясений закономерно порождает вопрос о значении и сохранении стабильности в такие времена общеправового принципа законности. Можно ли, учитывая экстремальный характер развития общественных отношений, пренебречь требованиями законности и заменить их целесообразностью?

В соответствии со сложившимися в современной юридической науке представлениями о законности, она характеризует не только процесс реализации правовых идей путем строгого соблюдения и исполнения действующего законодательства, но также и процесс правотворчества [3, с. 22-37], который предполагает обеспечение верховенства закона, соблюдение иерархии нормативных правовых актов, порядка их принятия и вступления в силу, изменения, отмены т. п. В связи с этим приобретают особое значение правила правотворческой деятельности. Каждый субъект правотворчества должен принимать, изменять и отменять акты

в установленном законодательством порядке и формах, с соблюдением требований иерархии и в рамках своей компетенции.

Законность является основой правопорядка. Г. Ф. Шершеневич писал в связи с этим, что применение норм права «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях» [8, с. 705], есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка. Правопорядок -это результат действия права, основной формой которого является закон, а назначением законности выступает установление правопорядка.

Основным содержанием целесообразности является цель, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, указывает, что произойдет в будущем, какими средствами можно достичь этого желаемого будущего. Норма права всегда преследует определенную цель, а средством ее достижения является предписываемое правило поведения. В этом смысле законность и целесообразность взаимосвязаны.

Тем самым закон целесообразен тогда, когда достигает цели, которая поставлена перед ним законодателем. Однако кто осуществляет целеполагание? Как понять, в каких целях создать закон? Самым логичным, на наш взгляд, является ответ, определяющий в качестве цели удовлетворение публичных (национальных) интересов.

Исходя из сказанного, кажется, что принцип законности и принцип целесообразности не могут вступить в конфликт друг с другом, так как один является определяющим для другого. Тем не менее возникают ситуации, когда действующий закон перестает соответствовать национальным интересам, и возникает вопрос о том, что нужно делать в такой ситуации? Логичным является внесение изменений в закон или принятие нового закона. Ни в коем случае не допускается простое неисполнение закона, так как данное поведение противоречит принципу законности, следовательно, даже если стало целесообразным другое регулирование, оно должно быть введено через определенную, закрепленную в национальном праве, процедуру.

Однако при использовании указанной логики появляется следующая проблема: может ли законодатель, преследуя цель обеспечения

национальных интересов, вводить любые, даже самые бесчеловечные законы? Предположим, что на страну напал неприятель и не хватает рабочих рук: почему бы не возродить рабство, которое позволяет быстро сконцентрировать трудовые ресурсы? Мы видим, что такое решение, несмотря на его целесообразность, соответствие национальному интересу быть в безопасности, наталкивается на некий внутренний моральный барьер, наше правовое чувство протестует против введения такого регулирования.

Что же ограничивает введение формально целесообразного, но противоречащего основным принципам морали и права, закона? Можно выделить несколько таких ограничителей:

Во-первых, это другие национальные интересы. При чрезмерном потакании одному интересу возможно ущемление другого, что недопустимо. В приведенном примере происходит нарушение такого интереса, как повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Во-вторых, основополагающие принципы права. Еще римляне говорили, что право есть искусство доброго и справедливого, и совершенно очевидно, что в современное понимание добра и справедливости рабство не укладывается. Указанные принципы устанавливаются Конституцией Российской Федерации как основным законом страны, имеющим высшую юридическую силу. Поэтому достижение национальных интересов способами, не допускаемыми данными принципами, невозможно в силу того, что это просто незаконно.

Таким образом, выстраивается следующий методологический подход к решению вопроса о защите национальных интересов гражданско-правовыми способами в эпоху политических потрясений:

- принципы, закрепленные в Конституции, формируют общий облик национального права;

- национальные интересы являются целями, ради которых создаются законы, при этом эти цели не могут противоречить принципам;

- законы, реализующие эти цели, должны достигать состояния целесообразности при условии соответствия указанным принципам.

Исходя из этого проанализируем некоторые из планируемых к введению или уже введенных нашим государством мер гражданско-правового характера, в ответ на недружественные

действия других государств, отметив при этом, что дальнейшее развитие событий может привести к тому, что перечень этих мер может как расшириться, так и сузиться.

II. Анализ гражданско-правовых мер

1.«Национализация» «брошенных» юридических лиц

Предлагается закрепить механизм внешней администрации по управлению организацией. Введение этой меры предполагает несколько условий:

- больше 25 % активов принадлежит иностранным лицам из недружественных государств;

- активы превышают 1 млрд рублей;

- среднесписочная численность работников - больше 100 человек.

Кроме того, внешняя администрация может быть назначена в случае, если руководитель, иные органы управления и (или) акционеры (участники) организации фактически прекратили управление ею. В частности, когда указанные лица покинули территорию Российской Федерации, уклонившись от осуществления своих полномочий и оставив организацию без управления вопреки ее интересам, публично заявили о прекращении деятельности организации при отсутствии для этого очевидных экономических оснований.

Подать заявление о введении данной процедуры вправе руководитель организации или налоговый орган. Внешняя администрация вводится на 3 месяца, управление организацией осуществляет назначенное Правительством РФ лицо.

По истечении этого срока в отношении компании принимают одно из решений: либо о замещении ее активов (в этом случае создается новая компания, в которую в качестве уставного капитала вносят имущество «брошенной» компании), либо о ее банкротстве и ликвидации.

При оценке данной меры, по нашему мнению, следует учитывать, в каких отношениях находится акционер и корпорация, в которой он участвует. Если фактически он является ее создателем, довольно часто предлагается применять гоголевскую логику: «Я тебя породил -я тебя и убью» (то есть имею право ликвидировать) [1]. Представляется, что данный принцип применим, пока ликвидация компании не соз-

дает серьезного публичного негативного эффекта, ведь от ее деятельности зависят работники, потребители: вряд ли они выиграют, если она уйдет с рынка.

Можно провести аналогию с домом в деревянном дачном поселке: недопустимо сжигать свой дом, оправдывая это наличием на него права собственности, так от данного пожара неминуемо загорится весь поселок. Если же собственник идет на это, то содеянное представляет собой злоупотребление правом, правонарушение, на которое государство должно как-то отреагировать.

В случае с прекращением деятельности организации такой реакцией выступает введение внешней администрации, в результате чего данная мера приобретает характер ответственности. А ответственность в гражданском праве наступает, за определенными исключениями, за вину.

В сложившейся ныне ситуации законопроект не предполагает исследование причин, по которым акционер передумал вести бизнес в Российской Федерации. Он опирается исключительно на формальные показатели: численность работников, величина иностранного участия и т. д. Но ведь владелец предприятия мог прекратить его существование просто потому, что он больше не хочет заниматься данной деятельностью в принципе из-за ее убыточности, усложнения логистических аспектов и т. п.

В связи со сказанным представляется, что основным недостатком рассматриваемого законопроекта является то, что в нем не предусматривается необходимость учета вины, связанной с предполагаемым злоупотреблением акционером своим правом на прекращение деятельности созданного им юридического лица.

Следует отметить, что даже если в законопроект будут внесены соответствующие поправки и наличие вины владельца бизнеса будет включено в качестве обязательного условия для введения внешней администрации, останется проблема быстроты реагирования на сложившуюся ситуацию. Установление вины (а она, на наш взгляд, в данном случае не может презюмироваться) - довольно долгий процесс, и он может не завершиться в течение срока, когда некоторые уходящие компании обещали продолжать платить заработную плату работникам. Поэтому имеет смысл вводить

внешнюю администрацию на срок судебного разбирательства с владельцем бизнеса, в течение которого назначенные управленцы будут вести предпринимательскую деятельность организации так, как ее вел бы первоначальный владелец, чтобы обеспечить работникам тот же уровень дохода, а потребителям - количество товаров. По итогам судебного разбирательства будет приниматься обоснованное решение: допустить уход компании или приступить к ликвидационным/замещающим процедурам.

2. Меры в области интеллектуальной собственности

Их введение связано с отзывом иностранными правообладателями лицензий на результаты интеллектуальной деятельности, используемые на территории Российской Федерации. Принимаемые нашим государством меры напрямую направлены на обеспечение национального интереса, заключающегося в устойчивом развитии российской экономики на новой технологической основе.

Во-первых, по сообщениям СМИ, в отношении владельцев патентов из недружественных стран размер выплаты за нарушение их прав составит 0 % фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг [6]. Данную меру мы можем оценить как положительную, так как она способствует стабилизации российской экономики. Однако она создает опасность ухода с российского рынка тех лиц, которые не осуществляли действий, направленных на ограничение распространения своего результата интеллектуальной деятельности в РФ, но зарегистрированы на территории недружественного государства. Получается, что такие лица фактически понесут ответственность не за свои противоправные действия, а за недружественные действия своего государства.

Во-вторых, для поддержки российских информационных технологий предлагается механизм принудительного лицензирования в отношении программного обеспечения, баз данных и топологий интегральных микросхем [2]. На них может быть распространено действие ст. 1360 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации имеет право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопас-

ности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

Для реализации этой меры необходимо внести изменения в ГК РФ, расширив круг объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется данная норма, а также заменив правило о выплате патентообладателю компенсации на противоположное - исключающее такую выплату.

В-третьих, нельзя не отметить разрешение параллельного импорта, введенное постановлением Правительства РФ [2]. Данное изменение, безусловно, положительное, к нему можно было бы прийти и до введения санкций в отношении РФ, так как большинство развитых государств отошли от принципа национального исчерпания и используют правило международного исчерпания исключительных прав.

Несмотря на очевидные плюсы вводимого регулирования, постановление Правительства имеет два серьезных недостатка. Первый заключается в том, что при буквальном прочтении постановление Правительства отменяет действующий принцип национального исчерпания, но ничем его не заменяет: то есть, даже приобретя товар у правообладателя на территории РФ, лицо не вправе его перепродавать. Также указанный акт издан за рамками компетенции Правительства поскольку подпункт 13 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ делегирует Правительству право отмены норм ГК о защите интеллектуальных прав, но не об их ограничении (исчерпании), поэтому формально-юридически здесь имеется дефект, требующий исправления.

III. Итог

Времена политических потрясений существенно обостряют проблему соотношения законности и целесообразности, особенно в сфере гражданско-правового регулирования, являющегося наиболее стабильной сферой правового регулирования.

Анализ некоторых контрсанкционных мер, принятых в России, показывает, что далеко не все из них соответствуют приведенному в первом разделе статьи методологическому подхо-

ду к решению вопроса о защите национальных интересов гражданско-правовыми способами в сложные исторические периоды.

При этом нельзя сказать, что только в Российской Федерации допускаются не соответствующие принципам и духу права ограничения: например, власти Великобритании заявили, что примут все меры, чтобы российские граждане и юридические лица не смогли получить надлежащую правовую помощь в Великобритании. Общеизвестны и другие, просто поразительные по степени своего противоречия правовым ценностям, меры, принятые зарубежными странами.

Каким же образом можно, оставаясь в рамках законности, отреагировать на недружественные действия других стран?

Институты, имеющие подобную цель, имеются в российском праве: это реторсии, предусмотренные ст. 1194 ГК РФ. Однако недостаток механизма реторсий в современной ситуации заключается в том, что он предусматривает применение в отношении зарубежных лиц, действующих на территории РФ, зеркальных мер, принятых в отношении отечественных лиц за рубежом. Однако некоторые ограничения, установленные западными странами, зеркально отразить не всегда возможно, например, на заморозку активов российских крупных предпринимателей за рубежом трудно ответить аналогичной мерой в силу отсутствия такого количества имущества зарубежных акторов в России.

Наиболее логичным шагом была бы разработка общего закона, который регламентировал возможности введения контрсанкционных мер, учитывая общее мнение экспертов о том, что санкции «пришли» в нашу жизнь всерьез и надолго, если не навсегда. Главное - найти адекватные такому положению вещей принципы, которым должны быть подчинены принимаемые законодательные акты, чтобы они не были отражением только лишь «голой» политической воли, всецело заменяющей законность целесообразностью. Если такая замена произойдет, это неминуемо приведет к кризису права, в добавление к кризисным явлениям в экономике, политике и других сферах общественной жизни, что крайне нежелательно.

Представляется, что таких принципов можно выделить несколько:

- верховенство защиты прав и законных интересов населения Российской Федерации, юридических лиц, зарегистрированных на ее территории;

- верховенство защиты интересов Российской Федерации.

Если первый принцип сомнений не вызывает, так как он фактически уже закреплен в Стратегии национальной безопасности, то второй может подвергнуться критике из-за неясности содержания понятия «интересы Российской Федерации».

Перед примерным формулированием интересов Российской Федерации, которые могут быть положены в основу правового регулирования общественных отношений, в том числе гражданско-правовых, в эпоху политических потрясений, сделаем оговорку о тесной взаимосвязи прав и законных интересов граждан РФ и юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, с интересами самой РФ. Если наилучшим образом реализуются потребности суверена, можно предположить, что и интересы граждан и юридических лиц будут защищаться и обеспечиваться на более высоком уровне. Несмотря на то, что связь внешней политики и благосостояния граждан не относится к юриспруденции, невозможно игнорировать теснейшую связь права с экономикой и политикой, поэтому, исходя из этого, интересы РФ могут быть выделены следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сохранение территориальной целостности;

- устойчивое экономическое развитие;

- внешняя и внутренняя безопасность.

Если меры иностранных государств посягают на данные интересы, то РФ вправе принять меры, которые будут направлены на их защиту и восстановление. При этом эти меры должны подчиняться основным конституционным принципам, чтобы быть законными.

Главная цель, которая преследуется установлением данных принципов, классификаций, ограничений, - это недопущение сведения правового регулирования в эпоху политических потрясений к простому «око за око, зуб за зуб», поскольку сущностью права, в том числе гражданского, является не месть за нарушение, а регулирование жизни общества наиболее справедливым и благоприятным для его членов образом.

Литература

1. Бевзенко, Р. День, когда корпорация остановилась. Какие недостатки есть в законопроекте о судьбе брошенных иностранных компаний? [Электронный ресурс] / Р. Бевзенко // Шортрид. Юридический онлайн-журнал. - 11.03.2022. - URL: https://shortread. ru/den-kogda-korporaciya-ostanovilas-kakie-nedostatki-est-v-zakonoproekte-o-sudbe-broshennyh-inostrannyh-kompanij-kolonka-romana-bevzenko/ (дата обращения: 15.05.2022).

2. Геец, К. О легализации пиратского ПО (не пират, а корсар) [Электронный ресурс] / К. Геец // Закон. ру. - 05.03.2022. - URL: https://zakon.ru/blog/2022/3/5/o_ legalizacii_piratskogo_po_ne_pirat_a_korsar (дата обращения: 15.05.2022).

3. Залоило, М. В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели [Текст] / М. В. Залоило // Журнал российского права. - 2020. - № 6. - С. 22-37.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271 (дата обращения: 13.05.2022).

5. О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы: Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_413173 (дата обращения: 13.05.2022).

6. Обнулен размер компенсации, выплачиваемой патентообладателю из недружественных стран при принятии Правительством РФ решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - 08.03.2022. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73886.html (дата обращения: 15.05.2022).

7. Туранин, В. Ю. Национальные интересы: подходы к определению понятия [Текст] / В. Ю. Туранин // Российская юстиция. - 2021. - № 1. - С. 2-7.

8. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. Вып. 4 [Текст] / Г. Ф. Шершеневич. - Москва, 1912.

References

1. Bevzenko, R. The day when the corporation stopped. What are the shortcomings in the draft law on the fate of abandoned foreign companies? [Electronic resource] / R. Bevzenko // Shortrid. Legal online journal. - 11.03.2022. -URL: https://shortread.ru/den-kogda-korporaciya-ostano-vilas-kakie-nedostatki-est-v-zakonoproekte-o-sudbe-bro-shennyh-inostrannyh-kompanij-kolonka-romana-bevzenko (date of application: 15.05.2022) [in Russian].

2. Geets, K. On the legalization of pirated software (not a pirate, but a corsair) [Electronic resource] / K. Geets // Zakon. ru. - 05.03.2022. - URL: https://zakon.ru/blog/2022/3Z5/o_ legalizacii_piratskogo_po_ne_pirat_a_korsar (date of application: 15.05.2022) [in Russian].

3. Zaloilo, M. V. Legality and expediency in post-sod society: revision of the established classical model [Text] / M. V. Zaloilo // Journal of Russian Law. - 2020. - No. 6. -P. 22-37 [in Russian].

4. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271 (date of application: 13.05.2022) [in Russian].

5. On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of Intellectual Activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marked cannot be applied: Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 of 29.03.2022 [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_413173 (date of application: 13.05.2022) [in Russian].

6. The amount of compensation paid to the patent holder from unfriendly countries has been reset when the Government of the Russian Federation makes a decision on the use of an invention, utility model or industrial design without the consent of the patent holder [Electronic resource] // SPS Consultant Plus. - 08.03.2022. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73886.html (date of application: 15.05.2022) [in Russian].

7. Turanin, V. Yu. National interests: approaches to the definition of the concept [Text] / V. Yu. Turanin // Russian Justice. - 2021. - No. 1. - P. 2-7 [in Russian].

8. Shershenevich, G. F. General theory of law. Issue 4 [Text] / G. F. Shershenevich. - Moscow, 1912 [in Russian].

Поступила в редакцию 16.05.2022 Received May 16, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.