Научная статья на тему 'Гражданско-правовая политика'

Гражданско-правовая политика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1437
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / СИСТЕМНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ / ЗАЩИТА ПРАВ / МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / ВЕЩНОЕ ПРАВО / THE CONCEPT OF CIVIL-LEGAL POLICY / SYSTEMATIC CIVIL RIGHTS / THE EXERCISE OF THE RIGHTS / PROTECTION OF RIGHTS / THE MECHANISM OF EXERCISING THE RIGHTS / PRINCIPLES OF LAW / CORPORATE LAW / REAL ESTATE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилин Евгений Валерьевич, Челышев Михаил Юрьевич

В статье исследуются некоторые концептуальные вопросы гражданско-правовой политики; рассматриваются основные тенденции развития действующего гражданского права России. Представлено обоснование одного из важнейших разделов Концепции гражданско-правовой политики Российской Федерации системы гражданско-правовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вавилин Евгений Валерьевич, Челышев Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Civil Legal Policy

The article explores some of the conceptual issues of civil and legal policy. There are considered the basic tendencies of development of the civil law of Russia. Describes the rationale one of the most important sections of the Concept of civil-legal policy of the Russian Federation the system of civil legal industry.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая политика»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Е.В. Вавилин, М.Ю. Челышев

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

В статье исследуются некоторые концептуальные вопросы гражданско-правовой политики; рассматриваются основные тенденции развития действующего гражданского права России. Представлено обоснование одного из важнейших разделов Концепции гражданско-правовой политики Российской Федерации — системы гражданско-правовой отрасли.

Ключевые слова: концепция гражданско-правовой политики, системность гражданского права, осуществление прав, защита прав, механизм осуществления прав, принципы права, корпоративное право, вещное право.

E.V. Vavilin, M.Yu. Chelyshev THE CIVIL LEGAL POLICY

The article explores some of the conceptual issues of civil and legal policy. There are considered the basic tendencies of development of the civil law of Russia. Describes the rationale one of the most important sections of the Concept of civil-legal policy of the Russian Federation — the system of civil legal industry.

Key words: the concept of civil-legal policy, systematic civil rights, the exercise of the rights, protection of rights, the mechanism of exercising the rights, principles of law, corporate law, real estate law.

На современном этапе развития отечественного гражданского права довольно остро стоит вопрос о его модернизации. Думается, что отмеченный процесс должна сопровождать глубоко проработанная правовая концепция, основанная среди прочего и на Концепции гражданско-правовой политики. Одной из составляющих подобной Концепции, вне всяких сомнений, является учет преемственности в гражданско-правовой сфере, в т. ч. и в доктрине.

Правовая политика выступает гарантирующей разновидностью политики, ибо направлена на упорядочение правовой сферы, несущей цивилизованность и порядок экономическим, социальным, национальным и иным отношениям. Поэтому непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с неконкретными приоритетами, ведет к неизменным сбоям в осуществлении политики экономической, значительно затрудняет гражданский оборот, препятствует развитию государства. Это актуализирует задачу осмысленного, планомерного формирования последовательной деятельности государственных и муниципальных органов по регулированию отношений в сфере предпринимательства1.

© Вавилин Евгений Валерьевич, 2012

Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия). © Челышев Михаил Юрьевич, 2012

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права (Казанский (Приволжский) федеральный университет). 125

Гражданско-правовая политика — это законодательно установленная, основанная на Конституции РФ и национальной юридической доктрине системная, последовательная и стабильная деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма гражданско-правового регулирования, механизма осуществления и защиты гражданских прав2. Она характеризуется комплексным подходом по оптимизации гражданско-правовой базы, сближением отечественного правопорядка с правилами регулирования соответствующих имущественных и неимущественных отношений в развитых европейских государствах, имплементацией положительного зарубежного опыта трансформации гражданского законодательства в российскую правовую доктрину.

Цель правовой политики в гражданско-правовой сфере — обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальную гарантированную возможность осуществления и защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, создание целостной системы правового регулирования этих отношений.

Период формирования нового гражданского законодательства РФ влечет как концептуальные теоретические проблемы, так и трудности в создании отдельных структурных элементов правовых конструкций и юридических механизмов, обусловленные объективными основаниями. В частности, существуют определенные коллизии «духа» (смысла) новых нормативно-правовых актов с некоторыми исторически сложившимися принципиально иными традициями правоприменительной практики, с предшествующим опытом хозяйственной деятельности, со сформировавшимся ранее правовым сознанием; остаются противоречия современных 2 юридических конструкций с обычаями делового оборота, установившимися за ? многие десятилетия административно-плановой экономической деятельности; не-£ которые гражданско-правовые институты являются новыми и требуют своего из-| учения специалистами и апробации в правоприменительной деятельности и пр.

1 Эти противоречия призвана решить российская гражданско-правовая поли-| тика, основы комплексного развития которой заложены Указом Президента РФ | от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Россий-§ ской Федерации»3. Идеи оптимизации экономических отношений в пределах Рос-| сийской Федерации, развития международных экономических и гуманитарных

2 связей определяют в Указе круг задач, способствующих решению поставленной ° цели: развитие основных принципов гражданского права, отвечающих совре-£ менному этапу развития рыночных отношений; отражение в Гражданском ко-| дексе РФ (далее — ГК РФ) опыта его применения и толкования судом; сближе-I ние положений ГК РФ с соответствующими правилами регулирования в евро-1 пейском праве; использование новейшего положительного опыта совершенство-

0

° вания гражданских кодексов ряда европейских стран; унификация регулирова-¿5 ния гражданско-правовых отношений в государствах — участниках СНГ; обеспе-

1 чение стабильности гражданского законодательства РФ (п. 1). В соответствии с | этим Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств разработал ряд проектов по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства: «Концепцию совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации», «Концепцию совершенствования общих положений обязательственного права России», «Концепцию развития законодательства о вещном праве», «Концепцию развития гражданско-

126

го законодательства о недвижимом имуществе», «Концепцию развития законо-

дательства о юридических лицах», «Концепцию совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации"», «Концепцию совершенствования Раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации "Международное частное право"», «Концепцию развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках»4.

В результате обобщения данных проектов концепций Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была сформирована и 7 октября 2009 г. одобрена Концепция развития гражданского законодательства5. Главной особенностью предложенных в ГК РФ изменений является детализация гражданского законодательства и в ряде случаев его унификация с зарубежными правопорядками. Эти трансформации направлены на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, смещение баланса в пользу частных элементов по отношению к публичным, обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота, упорядочение всей системы гражданского законодательства (ч. I). Такой опыт оперативного реагирования стал первым для отечественного законодателя. Он интересен в первую очередь с точки зрения эффективности содействия развитию российской экономики и оправданности предложенных путей реформирования.

Данный документ содержит серьезные инновации по трем основным блокам гражданского законодательства: по общим положениям части первой ГК РФ, в некоторой степени Особенной части ГК РФ, а также федеральным законам, основанным на указанном Кодексе. ш Первый этап работы связан с совершенствованием общих положений ГК РФ. н Одним из принципиальных изменений Общей части ГК РФ является необходи- С

а

мость включения в круг отношений, регулируемых гражданским правом и опре- т

о

деляющих его предмет, корпоративных отношений. Под корпоративными отно- к

о

шениями понимаются «отношения, связанные с «правом участия» в корпора- О' ции, а также соответствующие обязательственные отношения между учредите- | лями (участниками) и корпорацией» (п. 1.2 ч. II Концепции). Подобное понима- в ние отграничивает эти отношения от иных (вещных, обязательственных, исклю- нн

о

чительных, личных, неимущественных) гражданских прав и сужает их до вну- Ю тренних правоотношений. I

Во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108, предпи- С

к

сывающего «дальнейшее развитие основных принципов гражданского законо- а дательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития д

е

рыночных отношений», в Концепции подвергнуты пересмотру общие положе- и ния ГК РФ, и в частности, состав принципов гражданского права. Своевремен- • ным представляется введение в гражданское законодательство принципа добро- 8 совестности в качестве одного из наиболее общих и важных начал. Это позволит • соответствующим образом конкретизировать более частные положения ГК РФ: § об иных формах злоупотребления правом, введения института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, многих норм о недействительности сделок. Такой подход соответствует развитым зарубежным правопорядкам. Определены сферы его действия: установление прав и обязанностей, приобретение прав и обязанностей, осуществление прав и исполнение обязанностей, защита прав (п. 1.1 ч. II Концепции). 127

Второе направление работы — модернизация отдельных специальных норм Кодекса (в особенности в отношении возмездного оказания услуг, финансовых сделок). Предложено внести в п. 1 ст. 307 ГК РФ в понятие обязательства такие действия, как оказание услуг. Это позволит, по мнению разработчиков, отграничить в ряде случаев обязательство от иных видов относительных правоотношений (реституционных и корпоративных) (п. 1.1 Ч. V Концепции). Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ основаниями возникновения обязательств служат договор, причинение вреда и иные основания, указанные в Кодексе. Представляется своевременным и необходимым предложение расширить перечень оснований возникновения обязательств и сделать его по возможности исчерпывающим.

Третий блок изменений — приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов. Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к установлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развитие цивилизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. В связи с этим особое внимание в Концепции уделено проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов. Во-первых, предложено ликвидировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц как неэффективных в практическом применении. На данном этапе создается система норм о статусе юридического лица, общих положений, регламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать выработка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существен-12 ные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринима-? тельскую деятельность при условии полного соответствия этой организации ее це-£ левому назначению, добросовестного ведения предпринимательской деятельности ! и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся I коммерческой деятельностью, должна подчиняться принципу равенства участни-

1 ков гражданско-правовых отношений. Неравенство здесь возможно только в сфе-| ре налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом слу-§ чае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во | многом способствуют формированию такого механизма.

2 Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридиче-° ских лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и « статуса отдельных видов юридических лиц, так и неурегулированностью скла-

0

| дывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повыше-

1 нию их гражданско-правовой ответственности.

1 Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной некоммерческим

0

° организациям деятельности. Целесообразно унифицированно подходить к виду ¿5 деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, нацеленной на

1 получение прибыли. Нет необходимости усложнять нормы ГК РФ иными уста-| новлениями, характеризующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпринимательскую деятельность, обязанности формирования соответствующего уставного капитала.

Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляю-128 щих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность «снятия корпора-

тивных покровов» независимо от наступления несостоятельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в разд. II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и т.д.

Серьезным изменениям подвергается Общая часть вещного права, а именно: сформирована отдельная глава, посвященная владению, которая предшествует общим положениям о вещных правах и включает в себя определение, виды и признаки владения, перечень законных владельцев, положения, регламентирующие владельческую защиту. Владение признается авторами Концепции не только правом, но и фактом (фактическим отношением).

Трансформация также связна с предложениями о переносе в ГК РФ правил о правах на землю и другие природные ресурсы из иных кодифицированных нормативно-правовых актов (Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ). Справедливо, что субъективные по своей сути права на землю и другие природные ресурсы будут реализовываться по единым для всех гражданских прав принципам. Таковы наиболее значимые изменения, предложенные авторами Концепции.

В целом можно констатировать, что самые продуктивные изменения гражданского законодательства связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления гражданских прав (вещных, обязательственных, корпоративных), когда система норм регламентирует выверенную ш последовательность действий, приводящих субъекта к фактическому получению н блага. Это задача любого развитого правопорядка, связанная с колоссальными С

а

интеллектуальными, материальными, временными затратами6. Концепция раз- т

о

вития гражданского законодательства РФ является прямым отражением право- к

о

вой политики государства в сфере имущественных и личных неимущественных О' отношений. И если Концепция развития гражданского законодательства РФ, пре- | жде всего, направлена на формирование текущей нормативной правовой базы, то в Концепция гражданско-правовой политики в целом определяет стратегию раз- нн

о

вития частного права, обобщает развивающуюся цивилистическую доктрину, Ю закрепляет основные приоритеты в развитии гражданско-правовых институтов. и Так, одной из составляющих предлагаемой Концепцией гражданско-правовой С

к

политики является раздел, касающийся вопросов системности в области действия а гражданского права. Данный раздел должен быть специально посвящен систе- | ме гражданско-правовой отрасли, в т. ч. существующим внутриотраслевым свя- | зям, а также межотраслевым связям гражданского права. Конечно, чисто тех- • нически это могут быть три смежных подразделения Концепции. Тем не менее, 8 думается, что это должен быть единый блок, где будет комплексно рассмотрена • проблематика системности в гражданско-правовой сфере. 2

Представляется верным рассматриваемый раздел Концепции гражданско-правовой политики отнести к ее Общей части. Данный подход обусловлен тем, что проблематика системности касается всего гражданского права, затрагивает все его составляющие. Названная проблематика выражается в т. ч. и в единой гражданско-правовой терминологии, которая нуждается в комплексном изучении. Естественно, исследования терминологического аппарата гражданско-правовой 129

отрасли постоянно ведутся в рамках тех или иных работ в цивилистической науке. По сути, например, каждая диссертация в различной мере опирается на изучение той или иной части этого аппарата, что можно признать в качестве одного из приемов исследования. Есть и отдельные, скажем, терминологические правовые исследования7. Однако представляется целесообразным скорейшее проведение общего исследования терминологического аппарата гражданско-правовой отрасли, что уже делается (или сделано) в некоторых правовых науках8.

Для чего нужен предлагаемый раздел Концепции гражданско-правовой политики? Что следует в нем предусмотреть? Здесь стоит выделить несколько взаимосвязанных аспектов:

1. Значение такого раздела Концепции гражданско-правовой политики видно, прежде всего, с позиции проводимой в настоящее время реформы гражданского законодательства. Эта реформа, превращение Концепции развития гражданского законодательства РФ в полноценный законопроект и далее его воплощение в действующее гражданское право происходит не очень быстро. Иногда даже высказываются мнения о торможении этой реформы.

Однако, думается, что дело в другом. Скорее, следует вести речь о процессе поиска правового баланса между имущественными и иными интересами различных социальных групп. В рамках такого баланса должен быть найден и баланс в системе межотраслевых связей гражданского права и иных правовых отраслей. Здесь, действительно, необходимо согласиться с тем, что гражданское право — это во многом стабильная, хотя и динамичная, область правовой регламентации. Вместе с тем множество существующих правовых проблем лежит непосредственно за пределами этой сферы, однако в силу известной системности самого права, влияя тем или иным образом на гражданско-правовое регулирование.

2. При помощи обозначенного раздела Концепции гражданско-правовой политики возможно уяснить пути повышения эффективности гражданско-правового регулирования. Такие пути, безусловно, должны быть приняты во внимание при формировании целостной Концепции гражданско-правовой политики. Одним из подобных традиционных путей выступает учет в законодательстве тех новых общественных отношений, которые постоянно появляются в социуме. Например, к ним можно отнести связи, возникающие в процессе использования сети Интернет. Пока очевидно, что гражданское право не вполне полно отражает данную «виртуальную реальность». Изучение этой области правовой регламентации довольно активно ведется в отечественной цивилистике9. Тем не менее, законодатель по разным причинам не торопит события в данной сфере.

3. На основе предлагаемого раздела Концепции гражданско-правовой политики возможно сформировать целостное представление о направлениях развития гражданско-правовой отрасли и ее отдельных подразделений — вещного права, обязательственного права и др. Зная, как будет развиваться система гражданского права, можно отчасти спрогнозировать будущие проблемы и показать пути их устранения. Для решения этой задачи нужны современные комплексные исследования системы гражданско-правовой отрасли.

4. Проектируемый раздел Концепции гражданско-правовой политики должен включать положения о комплексном регулировании в экономической сфере. Речь, конечно же, идет о подобном регулировании с гражданско-правовой составляющей. Здесь важно познать, как осуществляется подобное регулирование, в чем его суть, что происходит с чисто отраслевой регламентаций под влиянием «чужерод-

ных» правовых факторов. Такие исследования постоянно ведутся в современной правовой науке гражданского и предпринимательского права10, в т. ч. изучается и дискуссионная проблематика комплексных правовых отраслей11. Тем не менее, существует довольно острая потребность в выработке общей части учения о комплексном регулировании с гражданско-правовой составляющей.

5. В рассматриваемом разделе Концепции гражданско-правовой политики должно быть показано решение коллизионных вопросов, возникающих в рамках гражданско-правового регулирования и в связи с ним. В Концепции должны быть представлены положения, направленные на развитие т. н. внутреннего коллизионного регулирования с гражданско-правовой составляющей. Хорошо известно, что в области действия гражданского права, как, впрочем, и в иных правовых сферах, имеет место значительное число разного рода правовых коллизий. С одной стороны, это «внутренние» коллизии, существующие непосредственно внутри гражданско-правового регулирования. С другой стороны, есть и коллизии, так сказать, внешнего свойства — между гражданско-правовым и иным отраслевым регулированием.

Как уже отмечалось12, коллизионное регулирование, осуществляемое между гражданским правом и иными правовыми отраслями, — это свод установленных правом правил (коллизионных норм, обычно закрепляемых в нормативных правовых актах, не являющихся источниками гражданского права), которые позволяют согласовывать действие норм гражданского права и иных правовых образований. Данное регулирование включает 4 основных компонента: 1) правовое оформление общего терминологического поля гражданского права и других правовых отраслей; 2) использование приема (метода) правового заимствования; 3) нормативное определение отраслевого приоритета, т. е. определение того, какие нормы подлежат применению в приоритетном порядке в сравнении с другими, какие нормы должны быть применены в случае расхождения положений правовых норм разных правовых отраслей, составляющих конкретный участок межотраслевого правового регулирования (такой приоритет, как правило, закрепляется не в пользу гражданского права, а отдается нормам иной отраслевой принадлежности); 4) нормативное разграничение смежных сфер регулирования между гражданским правом и иными правовыми отраслями.

Отмеченное установление отраслевого приоритета (части коллизионного регулирования между гражданским правом и иными правовыми отраслями) происходит в двух формах: 1) в виде правила о прямом применении гражданско-правовых норм, но с возможными ограничениями, установленными в другой правовой отрасли; 2) в форме предписания о субсидиарном применении норм гражданского права, в т. ч. и по аналогии (о применении данных норм в строго определенной последовательности после иных отраслевых норм).

Думается, что схожим образом следует рассматривать и коллизионное регулирование, осуществляемое внутри гражданского права. С учетом изложенного исследуемый раздел Концепции гражданско-правовой политики должен содержать комплексное и развернутое представление о коллизионном регулировании — его сущности, видах и возможных формах, моделях совершенствования.

1 См.: Вавилин Е.В., Малько А.В. Гражданско-правовая политика в сфере предпринимательства // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2009. № 4. С. 10-16.

2 См.: Вавилин Е.В. Основные направления развития российского гражданского законодательства // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 3. С. 90-93.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 29, ч. 1, ст. 3482.

4 URL: http://www.privlaw.ru/vs_info.html (дата обращения: 11.10.2011).

5 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009.

6 См.: Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 4-5.

7 См., например: Селивановский А.С. Проблемы совершенствования понятийного аппарата валютного законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Туранин В.Ю. Проблемы формирования и функционирования юридической терминологии в гражданском законодательстве Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2002 и др.

8 См., например: Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998; Шайхутдинова Н.В. Терминологические проблемы трудового права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

9 См., например: Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Филатова О.А. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003 и др.

10 См., например: Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008; Нуриев А.Г. Гражданско-правовые нормы в нотариальном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007; Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. М., 2005 и др.

11 См., например: Челышев М.Ю. Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер. «Право». Вып. 14. 2008. № 2 (103). С. 47-54.

12 См.: Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2008. С. 17.

В.А. Вятчин

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье анализируются понятие гражданско-правовой ответственности, ее признаки, функции и виды. Исходя из отличительных особенностей и признаков гражданско-правовой ответственности, а также ее основополагающих принципов, формулируется определение ответственности.

Ключевые слова: правонарушение, санкция, имущество, должник, штраф, убытки, неустойка.

V.A. Vyatchin

THE CONCEPT AND DISTINCTIVE PECULIARITIES OF CIVIL LAW RESPONSIBILITY

In this article the author analyses the concept of civil law responsibility, its features, functions and types. Coming from the distinctive peculiarities and the sings of the civil law responsibility as well as from its basic principles, the author formulates the definition of responsibility. Key words: offence, sanction, property, debtor, fine, damages, forfeit.

В литературе юридическая ответственность подразделяется на ретроспективную (негативную), т. е. ответственность за прошлое поведение субъекта, нарушающее требование правовых норм, влекущее осуждение и неблагоприятные последствия для нарушителя, и ответственность перспективную (позитивную), т. е. ответственность за будущее поведение субъекта, за надлежащее исполнение им своих обязанностей, морально — правового долга1.

© Вятчин Владимир Анатольевич, 2012

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин (Астраханский филиал Саратовской государственной юридической академии); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.