Научная статья на тему 'Гражданско-национальная идентичность современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций (на примере Республики Хакасия)'

Гражданско-национальная идентичность современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций (на примере Республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИУМ / NATIONAL IDENTITY / RELIGIOUS IDENTITY / VALUE ORIENTATION / CULTURE / YOUTH / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочина Елена Александровна

В данной статье рассматривается проблема гражданско-национальной идентичности современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций (на примере Республики Хакасия), даётся сравнение современных теоретических подходов к понятиям идентичность, гражданская и национальная идентичность. В статье приводится социологическое исследование, направленное на изучение составляющих гражданско-национальной идентичности (патриотизм, социальная активность, религиозная идентичность, ценности и.т.п.). Выявлены особенности и направления формирования гражданско-национальной идентичности у молодёжи. Социологическое исследование проведено методом опроса (анкетирования). На основе анализа полученных данных, по результатам опроса, установлено, большинство молодых респондентов рассматривают себя скорее как объект воздействия со стороны государства, чем как активных субъектов данного процесса. К особенностям гражданско-национальной идентичности у молодёжи можно отнести отождествление себя с социокультурными измерениями такими как патриотизм, социальная активность, религиозная идентичность и.т.д. Исходя из полученных данных, можно сказать, что гражданско-национальная идентичность социальна по своей природе, т.е. формируется в результате взаимодействия и общения с другими людьми и социальными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кочина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL NATIONAL IDENTITY OF TODAY’S YOUTH IN THE CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION (EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

This article considers the problem of civil-national identity of today’s youth in the conditions of sociocultural transformation (on the example of the Republic of Khakassia), a comparison of modern theoretical approaches to the concepts of identity, civic and national identity. The article provides a sociological research aimed at the study of components of civil national identity (patriotism, social activities, religious identity, values, etc.). The peculiarities and tendencies of formation of civil national identity among the youth. Based on the analysis of the obtained data, the results of the survey established that most of the young respondents consider themselves rather as the object of influence from the state, rather than as active subjects of the process. The special features of civil and national identity among the youth can be attributed to identification with the socio-cultural dimensions such as patriotism, social activities, religious identity, etc. Based on our data, we can say that civil national identity is social in nature, i.e. is formed as a result of interaction and communication with other people and social institutions.

Текст научной работы на тему «Гражданско-национальная идентичность современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций (на примере Республики Хакасия)»

зтносоциология и социология культуры

(ETHNo & CULTURAL SOCIOLOGY)

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-64 УДК316.012

ГРАЖДАНСКО-НАЦИОНАЛЬНАЯ идентичность современной

МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Кочина Е.А.

В данной статье рассматривается проблема гражданско-национальной идентичности современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций (на примере Республики Хакасия), даётся сравнение современных теоретических подходов к понятиям идентичность, гражданская и национальная идентичность. В статье приводится социологическое исследование, направленное на изучение составляющих граждан-ско-национальной идентичности (патриотизм, социальная активность, религиозная идентичность, ценности и.т.п.). Выявлены особенности и направления формирования гражданско-национальной идентичности у молодёжи. Социологическое исследование проведено методом опроса (анкетирования). На основе анализа полученных данных, по результатам опроса, установлено, большинство молодых респондентов рассматривают себя скорее как объект воздействия со стороны государства, чем как активных субъектов данного процесса. К особенностям гражданско-национальной идентичности у молодёжи можно отнести отождествление себя с социокультурными измерениями такими как патриотизм, социальная активность, религиозная идентичность и.т.д. Исходя из полученных данных, можно сказать, что гражданско-национальная идентичность социальна по своей природе, т.е. формируется в результате взаимодействия и общения с другими людьми и социальными институтами.

Ключевые слова: гражданская идентичность; религиозная идентичность; ценностные ориентации; национальная идентичность; культура; молодёжь; социум.

CIVIL NATIONAL IDENTITY OF TODAY'S YOUTH IN THE CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION (EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

Kochina E.A.

This article considers the problem of civil-national identity of today S youth in the conditions of sociocultural transformation (on the example of the Republic of Khakassia), a comparison of modern theoretical approaches to the concepts of identity, civic and national identity. The article provides a sociological research aimed at the study of components of civil national identity (patriotism, social activities, religious identity, values, etc.). The peculiarities and tendencies of formation of civil national identity among the youth. Based on the analysis of the obtained data, the results of the survey established that most of the young respondents consider themselves rather as the object of influence from the state, rather than as active subjects of the process. The special features of civil and national identity among the youth can be attributed to identification with the socio-cultural dimensions such as patriotism, social activities, religious identity, etc. Based on our data, we can say that civil national identity is social in nature, i.e. is formed as a result of interaction and communication with other people and social institutions.

Keywords: national identity; religious identity; value orientation; national identity; culture; youth; society.

В последнее время в современной России - особым трендом является «гражданско-наци-ональная идентичность» данный термин активно вводится не только в научный оборот, но и в общественную практику.

Изначально, как показывает теоретический анализ научной литературы, в «понятийный обиход» термин «идентичность» «вошёл» во второй половине XX что подтверждают словари социогуманитарных, философских наук. В последние годы, понятие идентичность всё чаще можно встретить в научных, периодических изданиях, статьях, западной, а также Российской литературе [1]. Само понятие идентичность, несмотря на обильное количество теоретических и эмпирических исследований является одним из противоречивых и многозначных. И в зависимости от проблемы исследования понятие «идентичность» приобретает своё значение. Первоначально рассмотрим термин гражданская идентичность. Наиболее распространённая

интерпретация термина гражданская идентичность в отечественной социологической литературе рассматривается как осознание собственной причастности к сообществу граждан определённого государства. Наиболее полное его значение излагается в работах Р.Ю. Шиковой, в работах автора, содержательно гражданская идентичность представляет собой лояльность населения государству, которая достигается через оформление отношений прав и обязательств между властью и гражданином, эмоциональную привязанность к стране, включает в себя отождествление с гражданами страны, подкреплённую политической и общественной самоорганизацией (язык, ментальность, картина мира, социокультурные ценности, нормы поведения, солидарность, гордость, обиды и.т.п) [6].

Термин национальная идентичность базируется на синтезе социальных, культурных, политических идей и ценностей, достигаемом в результате взаимодействия различных конкурирующих моделей идентичности. В зарубежной социологической литературе, указано, что важной составной частью национальной идентичности являются этническая и религиозная идентичности. А именно основополагающее национальной идентичности является культура и менталитете как мощный интегрирующий символический (духовный) ресурс [2]. При этом, изначальная интерпретация термина «национальный» может трактоваться как обозначенный обществом и государством и, как связанный с тем или иным народом (этносом), то есть - это чувство со принадлежности и самоидентичности человека к определенному государству или нации, разделяемое с группой людей независимо от гражданства индивида.

Одним из актуальных вопросов порождаемых современным обществом и является проблема формирования гражданско-национальной идентичности молодёжи, так как социализация современной молодёжи происходит в непростых, противоречивых, условиях. Молодые люди с одной стороны выступают как субъект смены поколений, способный к самореализации в результате собственной сознательной активности, приобретает социальный опыт, обновляет его и передаёт последующим поколениям. С другой стороны молодёжь является одним из потенциальных ресурсов, от идентичности которой зависит и жизнеспособность и мобилизация данной социальной группы и всего социума впоследствии, это стратегический ресурс изменений России, поскольку наследует степень развития общества и формирует образ будущего.

Следовательно, целью нашего исследования являлось изучение и анализ гражданско-наци-ональной идентичности современной молодёжи в условиях социокультурных трансформаций, на примере Республики Хакасия.

В настоящее время, в Республике Хакасия численность молодёжи составляет 118346 человек (возраст от 14 до 30 лет) [3]. В данной статье приведены данные только по наиболее

активной страте молодёжи (в приведённом исследовании возрастной состав респондентов от 18 до 30 лет) данная возрастная стратификация отражает не только возраст, но и определённое социальное положение, социальный статус, диапазон социальных ролей человека, социальную активность, общественно-трудовую деятельность, определённый уровень сознательного самоопределения человека, самостоятельность.

В качестве инструментария исследования, нами был использован опрос. В 2014 году (май-декабрь) в Республике Хакасия был проведён массовый социологический опрос (анкетирование) общее количество опрошенных - 1150 чел.). В данном материале отражены результаты, которые дают представление о становлении гражданско-национальной идентичности современной молодёжи.

Важнейшим аспектом гражданско-национальной идентичности является мысли и чувства о стране, в которой проживает молодёжь.

На вопрос «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране», были получены следующие ответы: на первом месте место, где родился и вырос (56,6%), на втором, государство в котором я живу (33,7%), на третьем, наше прошлое наша история (29,3%), на четвёртом наша земля и территория (26,3%). Для нас было важно также выяснить насколько современная молодёжь испытывает патриотические чувства к своей стране, поэтому следующий вопрос был: «Можете ли Вы сказать, что Вы гордитесь своей страной?» Ответы респондентов распределились следующим образом: молодые люди в возрасте от 18-24, ответили очень горжусь (45,4%), далее в общем горжусь (41,4%), не очень горжусь 7,3%. Молодые респонденты в возрасте от 25-30 лет ответили: в общем горжусь 42,1%, очень горжусь 34,3%, не очень горжусь 15,7%.

Подобным образом ответы респондентов распределились относительно чувства гордости к Республике Хакасия, на вопрос «Можете ли Вы сказать, что Вы гордитесь своей республикой?» респонденты в возрасте 18-24 года ответили очень горжусь 46,8%, в общем, горжусь 36,6%, вовсе не горжусь 3,4%. Респонденты в возрасте от 25-30 очень горжусь 44,1%%, в общем горжусь 30,7%, вовсе не горжусь 5,9%.

Одним из более существенных показателей влияющих на процесс гражданско-националь-ную идентичность является оценка молодыми людьми перспективы будущего России. Социологический опрос показал, что половина молодёжи, а именно 50%, считают, что Россию ждёт великое будущее, а 3,9% ответили, что Россия может стать великой державой при определённых обстоятельствах.

Далее следовал вопрос о социальном самочувствии молодых людей проживающих на территории Республики Хакасия (табл. 1). Если говорить об актуальных проблемах, то респондентов беспокоят проблемы связанные с ростом цен на товары и услуги, безработица, межнациональные конфликты и преступность, низкая зарплата, пенсии. Можно сказать, что респондентов беспокоят общероссийские проблемы институционального характера. Меньше всего молодые люди обеспокоены положением дел в сельском хозяйстве, промышленном производстве, а также проблемы бюрократического произвола.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие проблемы волнуют Вас больше всего в последнее время?

Проблемы Возраст 18-24 Возраст 25-30

Рост цен и товары и услуги 42,4% 44,5%

Наркомания, алкоголизм 35,6% 31,1%

Преступность 21,5% 21,7%

Межнациональные конфликты 27,3% 15,4%

Терроризм 5,9% 13,8%

Безработица 25,9% 31,1%

Качество социального обеспечения, медицинского обслуживания 17,1% 12,6%

Ситуация в сфере образования 10,2% 11,0%

Экологическая ситуация 7,8% 7,5%

Положение дел в сельском хозяйстве, промышленном производстве 2,4% 4,3%

Бюрократический произвол 7,3% 7,1%

Низкая зарплата, пенсии 23,4% 22,0%

Отсутствие нормального жилья 7,8% 7,9%

Состояние дорог 15,6% 9,8%

Падение нравов 7,8% 8,3%

Озлобленность людей по отношению друг к другу 11,7% 11,4%

Другое 2,0% 1,6%

Затрудняюсь ответить 3,9% 5,5%

Итого: 100,0 100,0

* В «Итого» указанна не сумма. За 100% взято число ответивших/опрошенных. ** Коэффициент Крамера [0..1]: 0,130, вероятность ошибки: 0,10%.

Кроме того, респондентам было предложено несколько групп, к которым нужно было отнести себя:

• принимаю нынешнюю ситуацию как необходимый этап развития - 23,4%;

• смирился со своей судьбой - 19%;

• активно пытаюсь улучшить свое положение (дополнительный доход) - 43,3%;

• готов протестовать, «идти на баррикады» - 2,9%;

• другое - 0,5%;

• затрудняюсь ответить - 12,2%.

Отличительным является то, что молодые люди ожидают изменения своего будущего в лучшую сторону, своё материальное положение они оценивают в будущем как более ли менее перспективным, пытаются улучшить своё благосостояние и положение. Отчасти это можно объяснить и тем, что молодые люди в основной своей массе легче адаптируются к общественным трансформациям и быстрее находят способы заработать и улучшить своё положение, либо принять сложившиеся условия как определённый жизненный этап, который нужно «переждать» для дальнейшего своего развития. Однако, немалая часть респондентов рассматривают себя скорее как объект воздействия со стороны государства, чем как реальных участников с активной жизненной, политической, гражданской позиции.

Также, в рамках исследования гражданско-национальной идентичности, мы посчитали необходимым изучить особенности религиозной идентичности молодых людей проживающих на территории республики. Следовательно, следующие вопросы были направлены на выявление определённых закономерностей в формировании мировоззрения респондентов и их отношение к религиозной идентичности. Большинство молодых людей проживающих в республике исповедуют православную религию 48,8%, буддизм (ламаизм) 24,9%, никакую 10,7%, считают себя атеистами - 12,7%. При этом, верят в Бога и исполняют основные обряды и ритуалы всего 12,2% из 48,8% числа опрошенных, остальные 36,6% верят в Бога, но не исполняют религиозные обряды и ритуалы, а 9,3% респондентов отмечают, что не верят в Бога но положительно относятся к религии, то есть, религия является важной составляющей жизни молодых людей. Есть основания религиозную идентичность рассматривать, как составляющую гражданской идентичности, так как подчёркивается эстетическая и нравственные стороны религии.

При этом, на вопрос «Как вы оцениваете отношения между представителями различных религий в вашем регионе в настоящее время?», 40,5% респондентов ответили, что отношения благоприятные, а 28,3% отметили, что имеется скрытая напряжённость.

Далее следовал вопрос: «Если есть межконфессиональная (межрелигиозная) напряженность, то что, на Ваш взгляд, чаще всего ее вызывает?» (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если есть межконфессиональная (межрелигиозная) напряженность, то что, на Ваш взгляд, чаще всего ее вызывает?»

Если есть межконфессиональная (межрелигиозная) напряженность, то что, на Ваш взгляд, чаще всего ее вызывает? Возраст 18-24 Возраст 25-30

Ухудшение ситуации в экономике 2,5% 9,4%

Политические процессы в стране 11,1% 17,6%

Деятельность религиозных организаций 7,4% 10,6%

Миграция из других регионов страны и из-за рубежа 29,6% 11,8%

Деятельность отдельных служителей различных конфессий 12,3% 16,5%

Другое 1,2% 2,4%

Затрудняюсь ответить 35,8% 31,8%

Итого: 100,0 100,0

* Пропущено 663 из 1150 объектов (57,7%).

** Коэффициент Крамера [0..1]: 0,257, вероятность ошибки: 0,10%.

Как видно из полученных данных, большинство респондентов затрудняются ответить, что может вызвать межконфессиональную (межрелигиозную) напряженность в регионе, можно предположить, что молодые люди либо вообще не задумываются над таким вопросом, либо недоинформированы в данных аспектах. Как вариант предположения причин, что может вызывать межконфессиональную напряжённость были указаны: миграция из других регионов страны и из-за рубежа, политические процессы в стране, деятельность отдельных служителей различных конфессий.

Также в исследовании был задан прямой вопрос: «Есть ли конфессии, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» 86,2% респондентов ответили, нет, 13,8% ответили согласием на данный вопрос.

Значительную роль в формировании гражданской идентичности современной молодёжи играют ценности и ценностные ориентации, результаты исследования свидетельствуют о том, что в ценностных ориентациях молодёжи большее значение имеют семья и брак, здоровье и любовь, материальное благополучие и карьера, образование и личное достоинство (табл. 3).

Таблица 3

Влияние «Какие ценности имеют для Вас большее значение?»

Какие ценности имеют для Вас большее значение? Возраст 18-24 Возраст 25-30

Власть 6,3% 4,3%

Вера, религия 5,9% 7,5%

Выносливость 6,3% 7,5%

Государство как ценность 6,3% 9,4%

Гостеприимность 7,8% 10,2%

Демократия 3,9% 6,3%

Духовное развитие 16,6% 7,9%

Законность 5,4% 7,1%

Здоровье 62,9% 55,5%

Карьера 22,4% 22,8%

Любовь 43,4% 44,1%

Личное достоинство 20,5% 21,3%

Материальное благополучие 21,5% 30,3%

Мой народ, как ценность 7,3% 8,7%

Настойчивость в достижении цели 9,8% 5,9%

Образование 29,3% 18,1%

Перемены (новизна) 2,9% 3,1%

Постоянство (устойчивость) 5,9% 8,3%

Порядок 10,7% 11,0%

Помощь другим людям 17,1% 11,0%

Природа как Родина 5,9% 6,7%

Предприимчивость 2,0% 3,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа 11,7% 16,5%

Родина 11,7% 5,9%

Республика как ценность 3,4% 4,3%

Семья 66,8% 63,0%

Свобода 17,1% 13,8%

Справедливость 15,1% 15,0%

Честь 7,8% 6,3%

Честность 13,7% 14,2%

Итого: 100,0 100,0

* В «Итого» указанна не сумма. За 100% взято число ответивших/опрошенных. ** Коэффициент Крамера [0..1]: 0,127, вероятность ошибки: 0,10%.

Наименее значимыми для респондентов являются: власть, демократия, перемены, предприимчивость, Республика Хакасия как ценность.

Итак, особенно перспективной частью общества в формировании гражданско-националь-ной идентичности, является молодежь, находящаяся в стадии личностного становления. Поэтому во все времена основное внимание уделялось «взращиванию» патриотических, гражданских качеств именно у молодежи. Согласно данным социологического опроса, в целом, большинство молодых респондентов рассматривают себя скорее как объект воздействия со стороны государства, чем как активных субъектов данного процесса. К особенностям граж-данско-национальной идентичности у молодёжи можно отнести отождествление себя с социокультурными измерениями такими как патриотизм, социальная активность, религиозная идентичность и т.д.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что гражданско-национальная идентичность социальна по своей природе, т.е. и формируется в результате взаимодействия и общения с другими людьми и социальными институтами.

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6.

Список литературы

1. Аксютин Ю.М., Верещагина Е.А. Специфика трансформаций надэтнической идентичности жителей Южной Сибири // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч. I. С. 21-23.

2. Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национальнокультурной идентичности // Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. С. 223-241.

3. Официальный портал Республики Хакасия [Э/р]. - Р/д: http://www.r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/programmy-i-plany/ 2049/(дата обращения 09.03.2015).

4. Попков Ю.В., Персидская О.А. Сравнительное исследование этносоциальных процессов и этнонациональной политики в регионах Сибири [Э/р]. // Новые исследования Тувы. 2014, № 4. Р/д:: http://www.tuva.asia/joumal/issue_24/7539-popkov-persidskaya.html (дата обращения 09.03.2015).

5. Попов М.Е. Социокультурная идентичность советского человека: опыт формирования над-этнической общности // Толерантность и проблема идентичности: Материалы Междуна-

родной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. / Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. - Москва-Ижевск., 2002. Т. 9. Вып. 4. С. 26-32.

6. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея: Автореф. дис. Канд. соц. наук. - Майкоп, 2010. 29 с.

References

1. Aksjutin Ju. M., Vereshhagina E. A. Specifika transformacij nadjetnicheskoj identichnosti zhitelej Juzhnoj Sibiri // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. 11 (37): v 2-h ch. Ch. I. Рр. 21-23.

2. Astaf'eva O.N. Restrukturizacija i demarkacija kollektivnyh identichnostej v uslovijah globali-zacii: budushhee nacional'no kul'turnoj identichnosti // Voprosy social'noj teorii. 2010. Vol. 4. Рр. 223-241.

3. Oficial'nyj portal Respubliki Hakasija [Je/r]. - R/d:http://www.r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/programmy-i-plany/2049/ (accessed: 09.03.2015).

4. Popkov Ju.V., Persidskaja O.A. Sravnitel'noe issledovanie jetnosocial'nyh processov i jetno-nacional'noj politiki v regionah [Je/r]. - R/d: http://www.tuva.asia/journal/issue_24/7539-pop-kov-persidskaya.html (accessed: 09.03.2015).

5. Popov M.E. Sociokul'turnaja identichnost' sovetskogo cheloveka: opyt formirovanija nadjetnicheskoj obshhnosti // Tolerantnost' i problema identich-nosti: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ezhe-godnik Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva / Otv. red. N.I. Leonov, S.F. Sirotkin. Moskva-Izhevsk: Izd-vo Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva, 2002. Vol. 9. Vyp. 4. Р. 26. Рр. 26-32.

6. Shikova R.Ju. Grazhdanskaja identichnost' sovremennoj molodezhi: sociokul'turnyj analiz: na primere Respubliki Adygeja: Avtoref. dis. Kand. soc. nauk. - Majkop, 2010. 29 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кочина Елена Александровна, канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы, Медико-психолого-социальный институт

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова ул. Хакасская, 68, г. Абакан, 655017, Россия E-mail: vereschaginaea@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kochina Elena Aleksandrovna, candidate of sociology, associate Professor of social work, Medical-psychological-social Institute

Khakass state University named N.F. Katanov St. Khakass, 68, Abakan, 655017, Russia E-mail: vereschaginaea@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.