Научная статья на тему 'Гражданские установки студентов аграрных вузов'

Гражданские установки студентов аграрных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / CIVIC ATTITUDES / CIVIC IDENTITY / CIVIL ACTIVITY / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Владимир Алексеевич, Балабаев Алексей Сергеевич

Features of civic consciousness and civic engagement of students of agrarian higher education institutions are studied in the article on the basis of inter-regional case study. The authors examine how the students themselves define their civic identity, in which political, social and cultural context, they perceive themselves. Important and interesting information that is obtained in the survey of students in a number of key issues - the problem to do with the future of Russia, the issue of trust in political institutions, etc. - is represented in the work. Following a number of sociologists, the authors identify two continua: oneself's geographical and socio-cultural assignment either to the "citizens of the world" or to "the citizens of a particular country" and self-distinguishing through the identification of such concepts as "state" and "society, community". The tables, which assess the social and political forms of student participation in the life of Russia, the participation in the activities of socio-political structure, the readiness of students for certain actions in case of worsening life situations, are compiled by the authors on the basis of surveys and the obtained data. The authors conclude on the difference of civic sets of students of a megalopolis and periphery in modern Russia on the basis of the obtained data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Владимир Алексеевич, Балабаев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic attitudes of students of agrarian higher education institutions

Features of civic consciousness and civic engagement of students of agrarian higher education institutions are studied in the article on the basis of inter-regional case study. The authors examine how the students themselves define their civic identity, in which political, social and cultural context, they perceive themselves. Important and interesting information that is obtained in the survey of students in a number of key issues the problem to do with the future of Russia, the issue of trust in political institutions, etc. is represented in the work. Following a number of sociologists, the authors identify two continua: oneself's geographical and socio-cultural assignment either to the "citizens of the world" or to "the citizens of a particular country" and self-distinguishing through the identification of such concepts as "state" and "society, community". The tables, which assess the social and political forms of student participation in the life of Russia, the participation in the activities of socio-political structure, the readiness of students for certain actions in case of worsening life situations, are compiled by the authors on the basis of surveys and the obtained data. The authors conclude on the difference of civic sets of students of a megalopolis and periphery in modern Russia on the basis of the obtained data.

Текст научной работы на тему «Гражданские установки студентов аграрных вузов»

УДК 316.34

Смирнов Владимир Алексеевич

доктор социологических наук, доцент Костромская государственная сельскохозяйственная академия

kano_igt@mail.ru

Балабаев Алексей Сергеевич

Костромская государственная сельскохозяйственная академия

aleksei_balabaev@mail.ru

ГРАЖДАНСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ

На основе данных межрегионального социологического исследования в статье изучаются особенности гражданского сознания и гражданской активности студентов аграрных вузов. Авторы статьи исследуют, каким образом сами учащиеся определяют свою гражданскую идентичность, в каком политическом, социокультурном контексте они себя воспринимают. В работе представлена важная и интересная информация, полученная в ходе опроса студентов по ряду ключевых проблем: отношения к будущему страны, доверию политическим институтам и др. Вслед за рядом социологов, авторы выделяют два континуума: географическое и социокультурное отнесение себя либо к «гражданам мира», либо к «гражданам конкретной страны» и идентификацию себя через призму таких понятий как «государство» и «общество, сообщество». На основе опросов и полученных данных авторами составлены таблицы, позволяющие оценить формы общественно-политического участия студентов в жизни страны, участие в деятельности какой-либо общественно-политической структуры, готовность студентов на определенные действия в случае ухудшения жизненной ситуации. На основе полученных данных авторы делают вывод о различии гражданских установок студентов мегаполиса и периферии в современной России.

Ключевые слова: студенты, гражданские установки, гражданская идентичность, гражданская активность, молодежная политика.

Одна из серьезных проблем современной молодежной политики - это вопрос о гражданской идентичности и патриотизме молодого поколения. В условиях активного проникновения в российскую действительность ценностей индивидуализма, консюмеризма, возникает необходимость в разработке эффективных социальных технологий развития гражданственности и патриотизма молодого поколения. Думается, что попытки решить данную проблему посредством проведения одноразовых, ярких акций [4], которые стали сегодня едва ли не главным инструментом реализации молодежной политики в нашей стране, являются неэффективными, поскольку не учитывают тот факт, что процесс становления гражданина и патриота - это длительный и системный процесс, который необходимо начинать с изучения особенностей гражданского сознания и гражданской идентичности молодежи, и на основе такого изучения моделировать и проектировать инновационные технологии, способные трансформировать некоторые деструктивные гражданские практики типичные для определенных групп российской молодежи [5]. Данная статья посвящена изучению гражданских установок студентов аграрных вузов. В основу статьи положены данные, полученные в ходе проведения межрегионального социологического исследования «Жизненные стратегии и планы студентов аграрных вузов России» летом 2014 года. Выборка исследования составила 2512 человек. Выборка репрезентативная, квотная, стратифицированная по полу и возрасту. Участие в исследовании приняли студенты из 25 регионов России.

Гражданская самоидентичность студентов

Говоря о гражданском сознании, важно понять, каким образом сами учащиеся определяют

свою гражданскую идентичность, в каком политическом, социокультурном контексте они себя воспринимают. Следуя логике целого ряда российских социологов [1], укажем, что можно выделить два континуума, отражающих разные проявления гражданской идентичности. Первый - это географическое и социокультурное отнесение себя либо к «гражданам мира», либо к «гражданам конкретной страны». Второй - идентификация себя через призму таких понятий как «государство» и «общество, сообщество». В данном случае речь идет об этатическом и общественном гражданском сознании. В первом случае объектом реализации гражданской активности выступает государство, во втором - Родина. В некоторых случаях эти два понятия идентичны, в некоторых существенно различаются. На основе полученных результатов, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, большинство опрошенных идентифицируют себя с тем государством, в котором они родились и живут, не воспринимая себя как «граждан мира». При этом среди тех, кто родился в провинции (небольшие города, сельская местность), почти на 10% больше молодых людей (91,5%), указавших, что они являются гражданами своего государства, и не идентифицируют себя с гражданами мира. Это подтверждается исследованиями, в которых обосновывается особый тип гражданского сознания провинциальной молодежи, в большей степени ориентированный на традиционный государственный тип гражданственности [3].

Во-вторых, более 85% опрошенных полагают, что предназначение человека - реализовывать свой потенциал ради своих близких, своего города и региона. Это свидетельствует о том, что респонденты ориентированы в своей гражданской активности

© Смирнов В.А., Балабаев А.С., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014

229

Таблица 1

Оценка будущего России

Возможные сценарии будущего России Варианты реализации сценария, %

В ближайшие 5 лет В ближайшие 10-15 лет При жизни моего поколения это вряд ли произойдет

Россия станет экономически процветающей страной 30,9 51,4 17,7

Россия станет демократически развитым государством 35,3 45,5 19,2

Россия станет мощной державой, пользующейся авторитетом во всем мире 44,8 40,1 15,1

Россия станет страной, раздробленной на части 10,9 11,8 77,3

Россия объединится в новый союз со странами СНГ 23,8 34,8 41,3

на осуществление «малых дел», на развитие, в первую очередь, того сообщества, в рамках которого они проживают. При этом процент молодых людей, выбравших этот вариант ответа из провинции выше и статистически отличается от родившихся и выросших в столице и мегаполисе. Таким образом, здесь мы можем наблюдать сохранение в сознании провинциальной молодежи традиционного типа гражданской идентичности, ориентированного на общину, ближайшее окружение, связанные только с тем государством, в котором протекает жизнедеятельность человека.

В-третьих, основную массу тех, кто не согласен с позицией, что предназначение человека служить тому государству, в котором он живет, составляют студенты, родившиеся в столице и мегаполисе. Если в среде молодежи села и малых городов с данной позицией не согласны 38%, то уже в среде столичной молодежи этот процент достигает 55,3%. Гражданское сознание студентов, родившихся в столице и мегаполисе, более дифференцировано. Речь, по всей видимости, идет о различении в их сознании понятия «государство» и понятия «Родина», что не характерно для молодежи, чья первичная социализация протекала в социокультурном пространстве российской провинции. В целом, можно сказать, что первая категория студентов (столица, мегаполис) демонстрирует типичный для российской молодежи тип гражданской самоидентификации, в то время как вторая категория (провинция) - в большей степени ориентирована на идентификацию себя логике традиционной гражданской культуры.

Отношение к будущему страны как индикатор гражданского сознания

Отношение к будущему того государства, в котором живет человек, определяет его гражданскую позицию и гражданскую активность. В рамках нашего исследования участникам было предложено оценить возможные сценарии будущего нашей страны (табл. 1).

Значительная часть опрошенных в целом позитивно рассматривает будущее России. В то же время, количество молодых людей, считающих, что положительные изменения произойдут в ближайшие пять лет, значительно меньше. Лишь при оценке сценария, в котором Россия станет мощной державой, количество выбравших его, достигает почти 45%. Думается, что это во многом связано с активной внешней политикой нашей страны в связи с событиями на Украине.

Представляет интерес группа молодых людей, составляющая чуть менее 20% от числа респондентов, которая настроена по отношению к будущему России менее оптимистично. Это в частности те, кто не считает возможным реализацию оптимальных для России сценариев при жизни своего поколения, а также те, кто полагает, что будущее России - это быть страной раздробленной на части. Отметим, что на выбор сценария будущего существенное влияние оказывает материальное положение учащихся. Более бедные студенты в целом настроены менее оптимистично, чем их сверстники с более высоким достатком. Такая ситуация типична для всех жителей нашей страны и достаточно легко объяснима.

Доверие политическим институтам

Важным аспектом гражданского и патриотического сознания молодежи является доверие к политическим институтам. В рамках исследования респондентам был задан вопрос - «Каким политическим институтам в нашей стране Вы доверяете?». Ответ на него распределились следующим образом (табл. 2).

Респонденты демонстрируют достаточно высокий уровень доверия политическим институтам, при этом отметим, что наибольший процент доверия у Президента РФ, что подтверждается и другими социологическими исследованиями и характерно для россиян в целом. Проанализируем подробнее, какие категории студенчества

Таблица 2

Доверие политическим институтам

Политические институты Ответы Процент от случаев

Кол-во Процент

Администрация моего региона 1402 16,4% 68,5%

Администрации моего населенного пункта 1389 16,2% 67,9%

Правительство РФ 1622 19,0% 79,2%

Государственная Дума РФ 1339 15,7% 65,4%

Президент РФ 1884 22,0% 92,0%

Политические партии 917 10,7% 44,8%

* В данном случае сумма процентов в столбе больше ответа.

демонстрируют большее доверие политическим институтам. Во-первых, большую степень доверия как региональным, местным, так и федеральным органам власти демонстрируют молодые люди из провинции. Так, в частности, 57,3% молодых людей периферии доверяют администрации региона и 57,4% - администрации своего населенного пункта (аналогичные показатели для молодежи столицы и мегаполиса - 46,8% и 44,4% соответственно). Что касается доверия федеральным органам власти, то и здесь можно наблюдать ту же самую тенденцию. Во-вторых, не менее важным фактором, оказывающим влияние на уровень доверия к политическим институтам, является материальное положение молодого человека. К сожалению, социальная политика российского государства не всегда позволяет молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, рассчитывать на реальную и быструю помощь со стороны государственных органов и институтов. Это, безусловно, сказывается на уровне субъективного доверия. Проведенное исследование демонстрирует устойчивую тенденцию снижения уровня доверия политическим институтам вместе со снижением материального положения учащихся. Можно констатировать тот факт, что степень доверия политическим институтам во многом определяется особенностями социализации молодого человека,

Формы общественно-поли

100%, поскольку респонденты могли выбрать более одного

а также его материальным положением, что ставит вопрос о необходимости учета данного обстоятельства при разработке программ и мер социальной поддержки молодежи.

Характеристики гражданской активности студентов

Говоря об особенностях гражданственности студентов аграрных вузов, необходимо проанализировать не только особенности гражданского сознания молодых людей, но и характеристики их гражданской и общественно-политической активности, что позволит понять, каким образом гражданские установки реализуются в конкретной деятельности. Для решения данной задачи вначале проанализируем отношение молодых людей к людям, реализующим себя в сфере социальной активности, затем выясним в каких формах общественно-политической и гражданской жизни студенты принимали участие, оценим их готовность к более активному участию, и, наконец, проанализируем то, на какие действия готовы пойти молодые люди, в случае серьезного ухудшения жизни.

Большинство опрошенных положительно относятся к людям, имеющим активную жизненную позицию и реализующим себя в социальной деятельности. Данный показатель свидетельствует о достаточно высокой готовности студенчества

Таблица 3

ческого участия студентов

Формы участия Ответы Процент от случаев

Кол-во Процент

Приходилось ли Вам: участвовать в выборах в органы власти различного уровня 1185 18,5% 47,3%

участвовать в проведении избирательной кампании 411 6,4% 16,4%

участвовать в митингах, демонстрациях, пикетах 990 15,5% 39,5%

участвовать в забастовках 133 2,1% 5,3%

участвовать в деятельности общественных организаций 940 14,7% 37,5%

участвовать в подписании петиций, обращений 449 7,0% 17,9%

участвовать в коллективном благоустройстве подъездов, домов, детских площадок 737 11,5% 29,4%

участвовать в работе домовых комитетов, ТОС 163 2,6% 6,5%

участвовать в сборе средств, вещей для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 966 15,1% 38,5%

не приходилось участвовать ни в чем подобном 415 6,5% 16,6%

аграрных вузов включаться в реализацию общественно-полезной деятельности, социальных проектов, акций и т.д. В целом необходимо отметить, что полученные результаты типичны для всего российского студенчества, которое на протяжении последних десятилетий достаточно лояльно относится к людям с активной жизненной позицией [3]. Если говорить о распределении данного параметра среди разных категорий студенчества, то можно сказать, что девушки чаще положительно воспринимают людей с активной жизненной позицией. Оказывает влияние на отношение к социально-активным людям и материальное положение студентов. В целом можно указать, что со снижением уровня материального благополучия снижается положительное отношение к социальной активности. Вероятно, это связано с тем, что такие студенты вынуждены совмещать работу и учебу, и такая ситуация провоцирует негативное отношение к любой деятельности, которая не приносит материального, финансового результата.

Продолжая анализ, выясним, в каких формах общественно-политической деятельности приходилось участвовать респондентам (табл. 3).

Более глубокий анализ данного параметра позволяет нам выделить три группы студентов, различающихся по опыту участия в разных формах общественно-политической жизни. (Данные получены на основе факторного анализа. ФА проводился методом главных компонент, метод вращения -варимакс. Полученные результаты объясняют 63% дисперсии.)

К первой группе относятся студенты, которые имеют опыт участия в таких формах, как: выборы органов власти, проведение избирательной компании, участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Студенты данной группы - это те, кто имеет опыт участия в традиционных политических процессах, протекающих в нашей стране, происходящих в рамках конкретного избирательного цикла.

Ко второй группе относятся студенты, которые имеют опыт участия в таких формах, как: участие в забастовках, участие в подписании петиций и обращений, участие в работе домовых комитетов и ТОС. Данная группа включает в себя студентов, для которых характерно то, что сегодня часто обозначается таким понятием, как гражданский активизм. Гражданские активисты - это особое

Участие в деятельности какой-либо

движение, которое не связано с политическими процессами, как прогосударственными, так и про-тестными, и также дистанцируется от социально-одобряемых форм реализации гражданской активности, таких как добровольчество, волонтерство, помощь людям в сложной жизненной ситуации. Гражданские активисты ориентированы на актуализацию и решение наиболее «острых» проблем общества, таких как ЖКХ, дороги, нарушение прав человека и т.д. Важным отличием людей данной категории является то, что они объединяются не под влиянием каких-либо общественно-политических институтов, а по собственной инициативе.

Наконец, к третьей группе относятся студенты, которые имеют опыт участия в таких формах, как: «участие в деятельности общественных организаций», «участие в благоустройстве подъездов, домов, детских площадок», а также «участие в сборе средств для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации». Данную группу можно охарактеризовать как людей, чья социальная активность вписывается в понятие традиционного добровольчества, которое развивается и поддерживается российским государством.

Продолжая анализ данного вопроса, рассмотрим включенность студентов в различные общественно-политические и представительные молодежные структуры. Данный вопрос является достаточно важным, поскольку для молодого поколения характерно стремление выражать свои мысли и настроения. И если такая возможность не реализуется в рамках социально-одобряемых форм, это может привести к экстремизации молодежи, ее вовлечению в радикально-ориентированные группы и движения. Участникам исследования был задан вопрос - являются ли они членами какой-либо общественно-политической структуры. Варианты ответа на него распределились следующим образом (табл. 4).

Укажем, что основные варианты участия студентов в деятельности социально-одобряемых институтов связаны с работой общественных организаций и органов студенческого самоуправления. Достаточно слабо студенчество аграрных вузов включено в работу некоммерческих организаций, молодежных правительств (парламентов) региона, политических партий, практически нет участвующих в работе общественной палаты региона. Отме-

Таблица 4

щественно-политической структуры

Общественно-политические структуры Ответы Процент от случаев

Кол-во Процент

общественная организация 744 39,4% 45,7%

некоммерческая организация 107 5,7% 6,6%

молодежное правительство (парламент) 127 6,7% 7,8%

общественная палата региона 51 2,7% 3,1%

студенческий совет вуза 752 39,9% 46,2%

политическая партия 105 5,6% 6,4%

тим и еще один факт. Думается, что такое распределение форм участия студентов аграрных вузов связано с особенностями гражданского сознания (о чем мы говорили выше), ориентированного на традиционные формы выражения своей социальной и гражданской активности. Именно данное обстоятельство определяет вовлеченность студентов, в первую очередь, именно в создаваемые для них государством, администрацией вуза возможности для реализации своей социальной активности.

В этой ситуации важно оценить - существует ли у молодых людей потребность в расширении форм участия в общественно-политической жизни региона.

Полученные данные наглядно демонстрируют тот факт, что определенной части студенчества аграрных вузов не хватает тех форм и вариантов общественно-политического участия в жизни региона, которые им предлагаются в настоящее время. Так, более 40% опрошенных хотели бы более активно участвовать в тех процессах, которые происходят в их области. При этом, безусловно, важно, что чуть более 35% затруднились дать ответ на этот вопрос, что может свидетельствовать не только о несформированности позиции в отношении данного вопроса, но и об отсутствии информации о тех возможностях общественно-политической самореализации, которые имеются в регионе.

Полученные данные демонстрируют наличие статистически-значимой связи между исследуемым параметром и субъективной оценкой собственного благосостояния. В данном случае, желание более активно включиться в жизнедеятельность региона демонстрируют обеспеченные молодые люди и те, кто находится за чертой бедности, определяя свое материальное положение как очень сложное (51,4% и 43,2% соответственно). Вероятно, первые видят в этом возможность для дальнейшей самореализации или построения карьеры, в то время как вторые пытаются найти в расширении своей активности возможности изменить свое материальное положение. Мы уже неоднократно отмечали, что проведенные нами исследования, а также исследования санкт-петербургской школы социологии молодежи [2] демонстрируют тот факт, что зачастую такое стремление молодых людей из низко-обеспеченных социальных слоев приводит к вовлечению

На что готовы в случае

их в разнообразные деструктивные социально-политические движения. Именно поэтому данная категория молодых людей требует к себе особого внимания со стороны преподавателей и администрации вуза. Те же, кто имеет средний достаток, в меньшей степени ориентированы на расширение своей социальной активности, поскольку, по всей видимости, основные временные ресурсы они тратят на учебу и на подработку.

Отметим еще один немаловажный факт. Наше исследование продемонстрировало устойчивую статистическую связь между стремлением студентов к расширению своего участия в жизнедеятельности региона и их включенностью в деятельность каких-либо общественных структур. Все те, кто включен в работу каких-либо общественно-политических структур (за исключением некоммерческих организаций) чаще, чем их сверстники, демонстрируют потребность в расширении своей социальной активности. Значительная часть из числа тех, кто уже и так вовлечен в работу различных структур, хотели бы принимать более активное участие в жизни региона. Это значит, что предлагаемые форматы не позволяют им в полной мере реализовать свои социальные и гражданские потребности. Сегодня необходим поиск новых форм организации работы общественно-политических структур, которые позволят использовать весь потенциал и устремления молодого поколения в полной мере.

В завершении, оценим еще один важный параметр гражданственности. Проанализируем, на что готовы пойти студенты в случае значительного ухудшения их жизни (табл. 5).

Значительная часть респондентов будет демонстрировать тип поведения, типичный для российской нации, ориентированный на приспособление к новым социально-экономическим условиям. Так, более 55% говорят о том, что будут искать варианты нового заработка и способы выживания в новой ситуации. Это типичная форма реакции, присущая русской ментальности. Значительная часть респондентов будет ориентироваться на своих родителей и близких друзей, примерно столько же из числа опрошенных приняли бы решение покинуть страну и «попытать счастья» в другом государстве. Чуть меньшее количество (24,5%) приняло бы участие в каких-либо митингах, забастовках и т.д.

Таблица 5

ухудшения ситуации

На что готовы Ответы Процент от случаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N Процент

вступить в политическую партию 370 8,4% 14,9%

принять участие в акции протеста 607 13,8% 24,5%

взяться за оружие для отстаивания своих интересов 331 7,5% 13,4%

покинуть Россию и уехать в другую страну 762 17,3% 30,7%

изыскивать способы дополнительного заработка 1371 31,1% 55,3%

поступлю как мои родители, близкие друзья 789 17,9% 31,8%

не буду никак реагировать, буду терпеть дальше 183 4,1% 7,4%

Представляет интерес тот факт, что политические инструменты изменения ситуации как легитимные (вступление в политическую партию), так и нелегитимные (взяться за оружие для отстаивания своих интересов) рассматриваются незначительной частью опрошенных.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях гражданской социализации провинциальной молодежи, определенная часть которой обучается в аграрных университетах. Исследование подтверждает полученные ранее данные, демонстрирующие различие ценностных установок и жизненных траекторий молодежи мегаполисов и российской периферии. Данное обстоятельство ставит вопрос о разработке системных мер молодежной политики, ориентированных на провинциальную, сельскую молодежь, использование ее ценностного потенциала для реализации модернизационных проектов современного российского государства и общества.

Библиографический список

1. Козлов А.А. О гражданственности и патриотизме // Будущее России в молодежном сознания: опыт социофилософского анализа / под ред. Р.А. Зобова и А.А. Козлова - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.

2. Козлов А.А., Теплов Э.П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности. - СПб.: «Элексис Принт», 2007. - 302.

3. Савченко Д.С. Гражданское сознание студентов мегаполиса и провинции: опыт сравнительного анализа // Вопросы культурологии. -2013. - № 9. -С. 40-44.

4. Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 72-80.

5. Смирнов В.А. Провинциальная молодежь России: амбивалентная социализация, жизненные стратегии, деструктивные социальные практики // Социология образования. - 2014. - №2 9. - С. 25-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.