Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ КОЛОНИСТОВ В РОССИИ ВТ. ПОЛ. XVIII В.: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ КОЛОНИСТОВ В РОССИИ ВТ. ПОЛ. XVIII В.: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
колонист / иностранец / политика переселения / Свод законов Российской империи / привилегия / льгота / российское законодательство / Канцелярия Опекунства иностранных колонистов / политика меркантилизма / подданство / религиозная толерантность / гражданские права / Манифест.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пасько Е.А.

Вопросы миграционной политики актуальны в современном мире. Право гражданина на миграцию современной России закреплено Конституцией РФ. В течение длительного времени государство целенаправленно занималось колонизационной политикой, уделяя ей особое внимание. Потребности общества вынуждали правительство, время от времени, активизировать законодательство о переселенцах. Итогом колонизации стало: разрешение проблемы дефицита населения на новых территориях, укрепление обороноспособности юго-западных границ от внешних врагов, сокращение экономического отставания России от стран Западной Европы, внедрение передовых технологий в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности и земледелии, расширение торгового сектора экономики. В последующие годы государство занималось кодификацией законодательства о колонистах, которое стало неотъемлемой частью российского права. Таким образом, можно подчеркнуть, что колонизационная политика оставила глубокий след в истории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ КОЛОНИСТОВ В РОССИИ ВТ. ПОЛ. XVIII В.: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ПИСКУССИЯ

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-202-212 NIION: 2021-0079-11/22-219 MOSURED: 77/27-025-2022-11-219

кандидат исторических наук, доцент,

ПАСЬКО Елена Александровна,

Ростовский институт (филиал) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

РФ, г. Ростов -на- Дону,

e-mail: len.markovic2017@yandex.ru

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ КОЛОНИСТОВ В РОССИИ ВТ. ПОЛ. XVIII В.: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Вопросы миграционной политики актуальны в современном мире. Право гражданина на миграцию современной России закреплено Конституцией РФ. В течение длительного времени государство целенаправленно занималось колонизационной политикой, уделяя ей особое внимание. Потребности общества вынуждали правительство, время от времени, активизировать законодательство о переселенцах. Итогом колонизации стало: разрешение проблемы дефицита населения на новых территориях, укрепление обороноспособности юго-западных границ от внешних врагов, сокращение экономического отставания России от стран Западной Европы, внедрение передовых технологий в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности и земледелии, расширение торгового сектора экономики. В последующие годы государство занималось кодификацией законодательства о колонистах, которое стало неотъемлемой частью российского права. Таким образом, можно подчеркнуть, что колонизационная политика оставила глубокий след в истории страны.

Ключевые слова: колонист, иностранец, политика переселения, Свод законов Российской империи, привилегия, льгота, российское законодательство, Канцелярия Опекунства иностранных колонистов, политика меркантилизма, подданство, религиозная толерантность, гражданские права, Манифест.

CIVIL RIGHTS OF FOREIGN COLONISTS IN RUSSIA VT. PAUL. XVIII CENTURY: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

Annotation. The state pursued the policy of colonization purposefully, paying special attention to it. From time to time the society's needs made the government activate the legislation concerning colonists. Colonization resulted in solving the problem of deficit in population on the new territories, strengthening the defense capability of the South-Western borders from external enemies, reducing Russia's economic lag from the countries of Western Europe, deploying advanced technologies in some branches of manufacturing industry and agriculture, expanding the trade sector of the economy.

In the subsequent years the state proceeded with codification of legislation concerning colonists, which became an integral part of Russia's law. Thus, it can be underlined that colonization policy made a profound impact on the history of the country.

Key words: a colonist, a foreigner, migration policy, code of laws of the Russian Empire, privilege, benefit, Russian law, Office of the Guardianship of Foreign colonists, the politics of mercantilism, citizenship, religious tolerance, civil rights, manifesto.

Россия - уникальная страна, история естественно: она является частью мировой циви-которой тесно связана с историей мно- лизации. Благодаря своему геополитическому гих государств и народов мира. И это вполне положению Россия тесно интегрированна в исто-

PASKO Elena Aleksandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Rostov Institute (branch) VGUYU (RPA OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF Russia) of the Russian Federation, Rostov-on-Don

рию Европы и Азии. Это многонациональное государство, которое территориально постоянно расширялось. Для закрепления и освоения новых территорий, которые по большей части являлись малонаселенными, потребовались специальные политические, экономические и юридические меры. Одним из основных инструментов решения проблемы становится переселенческая политика. Российское правительство избрало планомерное и целенаправленное заселение пустующих земель и создание благоприятных условий для проживания иностранных переселенцев.

Подобные задачи в разные периоды своей истории решали многие европейские державы, испытывавшие дефицит людских ресурсов. В этом вопросе Россия опиралась на опыт государств, корнями уходящий в XVII век. Развитие европейской научной мысли в данном направлении не могло не привлечь внимания российских политических деятелей и интеллектуалов. В XVII - XVIII вв. примером такой политики служили: Голландия, Англия, Пруссия, Дания и США. Комплекс плановых переселенческих мероприятий в мировой практике получил название колонизационной политики.

Популярные теории запада, проникающие в Россию, преимущественно через дипломатические ведомства и «пример других держав» сыграли большую роль в создании концепции колонизационной политики. Слухи о пользе, принесённой французскими эмигрантами развитию промышленности Голландии и Англии, известия о колонизационных мероприятиях Пруссии, Австрии и Дании не могли пройти бесследно для русского правительства. Наблюдая за ходом колонизационной политики в вышеупомянутых государствах, русские государственные деятели начинают склоняться к мысли о ее пользе и своевременности для России.

Право гражданина современной России на миграцию определяет ст. 27 Конституции Российской Федерации «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства... может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» [17]. Внимание к процессам миграции населения в мире значительно возросло в связи с их масштабами, особенно остро они обсуждается в последние десятилетия. Миграция - это термин, означающий переселение, перемещение. Каждый день на протяжении сотен лет миллионы людей ежегодно пересекают границы в поисках «новой Родины». Например, по сводным данным основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года Министерства внутренних дел РФ число лиц, в отношении которых принято решение о приоб-

ретении гражданства Российской Федерации, составляет 656 347 чел., а за аналогичный период 2021 г. такое решение принято в отношении 735 385 чел. [36]. Четко видна динамика ежегодного роста за последние несколько лет. Соответственно, возникла необходимость сформировать понимание миграционных процессов. В современной российской научной литературе имеется множество определений регулирования перемещения миграционных групп, меры по адаптации к условиям жизни и др. Миграционная политика России - это совокупность российских нормативно-правовых актов и международных соглашений по регулированию миграционных потоков. Вопросы демографии, миграции волнуют государства мирового сообщества и решение их неизбежно. Политик Питер Сазерленд считал, что миграция современного мира - это развитие, решающая динамика для экономического роста в некоторых странах и сдвиг парадигмы происходит «от государств, выбирающих мигрантов, к мигрантам, выбирающим государства» [38].

Вопросы национальной безопасности, максимальной защищенности, благополучия населения, увеличения численности, модернизации и стабилизации развития экономики - это приоритеты и цели государственной миграционной политики. Въезд в Россию и нахождение на ее территории иностранных граждан, участвующих в развитии экономических, деловых, профессиональных, научных, культурных и иных связей, а также изучение языка, истории и культуры нашей страны - это признак успешной государственной политики. Россия заинтересована в добровольном переселении на постоянное место жительства тех, кто способен успешно интегрироваться в российское общество. Заинтересована в мигрантах, которые отличаются своим трудолюбием и способностью содействовать экономическому, социальному и культурному развитию страны. В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики разрабатываются основные направления миграционных потоков современной России [35]. Эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, от практического применения законодательства, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства России и мерах ответственности за их нарушение. Необходимо создавать условия по адаптации иностранцев, при этом, конечно же использовав ценный опыт, приобретенный государственными деятелями на этапе формирования геополитики России и миграционных потоков.

Демографическая проблема существовала и по сей день существует во многих странах. Нехватка народонаселения влекла за собой экономические

проблемы. Для России, которая обладала огромными земельными пространствами, недостаток населения ощущался особенно остро. В.О.Ключевский утверждал, что история России -есть история страны, которая колонизуется, и на основе изучения процессов, связанных с ней, построил оригинальную периодизацию [13, с. 24]. Конечно, В.О.Ключевский имел в виду миграции, прежде всего русского населения, но к этому мы можем добавить ещё один момент - колонизацию позднего периода, которая реализовалась посредством вызова иностранных колонистов. Такая политика целенаправленно осуществлялась практически 100 лет. Именно тогда были заселены юго-восточные пределы страны, особенно Нижнее Поволжье и Новороссийский край. Вопрос о заселении некоторых местностей России выходцами из Германии, Голландии, Швеции, Греции... возник в середине XVIII в. Правительство пришло к выводу о том, что решит ситуацию сохранения окраинных территорий, создание культурных сельских хозяйств и тем самым возможно подадут пример местным народам. По мнению российских учёных, колонизация - один из основных факторов, позволивших России успешно справиться с масштабными проблемами.

Неудивительно, что в обширной сфере того своеобразного общения с Западной Европой, каким отличалась русская жизнь в XVIII в., популяционист-ские теории, к тому же подкрепляемые положительным примером других государств, нашли в России второй половины этого столетия благоприятную почву не только для усвоения их теоретической сути, но и практического применения. Население любой страны, как правило, имеет тенденцию к увеличению за счет естественного прироста. По достижении определенной точки такой рост является стимулом, заставляющим людей повышать качество труда, необходимое для поддержания жизни. Чем выше плотность населения, тем больше труда оно может и должно вложить, чтобы обеспечить себя всем необходимым, тем лучше между собой оно может распределить этот труд, тем больше оно может накопить сбережений, чтобы усовершенствовать орудия труда, улучшить качество жизни и тем самым извлечь наибольшую пользу из минимума затраченного труда. От количества населения и его состава, имея ввиду экономическую деятельность, зависит статус страны и качество жизни её жителей.

Тема использования зарубежного опыта в преобразованиях Петра I является дискуссионной уже не одно столетие. В вопросах миграции также имелся некий опыт европейских стран, который изучался. Манифест «О вызове иностранцев в Россию», имевший целью «побудить иноземцов... к нам приезжать, и как в нашей службе, так и в нашей земле оставаться» [22, с. 192]. До Петра I не было никаких указов приглашения на вызов иностранцев с обещанием им

свободы вероисповедания. Манифест 16 апреля 1702 г. обозначил государственное управление таким образом, чтобы «все подданные приходили в лучшее и благополучнейшее состояние» [22, с. 286]. Петр Великий всегда понимал, что Россия по составу является полиэтническим государством и целостность страны можно сохранить только если учитывать это обстоятельство в законодательной деятельности. Добиться государственного порядка можно через систематизацию российского законодательства. Отношение к иностранцам было прагматичным, т.е. изучив курировавшие иностранцами вопросы, от их услуг стали отказываться, контракты с ними, за редким исключением, не продлевали. Во всех странах мира XVIII - XIX вв. существовали различия в правах между иностранцами и коренными гражданами. В гражданских и политических правах проявлялись особенности отдельного государства. Что касается России, то в правительственных кругах бытовало мнение, что «нигде не благоприятствуют законы иностранцам столько, как в России» [30, л. 176]. Для сравнения рассмотрим общее содержание законов, существовавших на этот счет во Франции, Пруссии, Англии и Австрии, т. е в тех странах, на опыт колонизационной политики которых, в исследуемый период, более всего опиралась Россия. Французское законодательство позволяло иностранцам пользоваться только гражданскими правами, причем, если они переезжали во Францию по разрешению правительства. Права сохранялись за ними до тех пор, пока они оставались во Франции. Без разрешения правительства иностранцы не могли приобретать недвижимое имущество и торговать, а россиянин, как иностранец, во Франции не мог получить наследство по завещанию. Английское законодательство было подобным французскому. Оно делило иностранцев на состоящих и не состоящих в подданстве. Им запрещалось покупать земли и другое недвижимое имущество. Иностранцы - поданные «неприязненной державы» не пользовались никакими правами и преимуществами, разве что по особому разрешению короля. Они не могли наследовать недвижимого имущества. Владение подданного-иностранца после его кончины поступало в казну. В отличие от предыдущих примеров, по прусскому законодательству иностранцы пользовались почти всеми правами, что и подданные. Однако прусские законы существенно ограничивали право наследования. Что касается австрийского законодательства, оно сходно с прусским. Иностранцы пользовались всеми личными правами наравне с коренными жителями, но до тех пор, пока «сделаются недостойными покровительства законов» [30, л. 176]. Государственные чиновники всех времён и народов согласны с тем, что чело-

вечество требует приобщения иностранцев ко всем тем правам, употребление которых, не могло быть оскорбительным для коренных подданных. По общему правилу всякий иностранец в пределах страны пребывания подчинялся её законам, и мог быть освобождён от этой обязанности только особым «благоволением» [5, с. 155]. В России к иностранцам относились благосклонно, с сопереживанием, сочувствием, с желанием помочь, предполагая веские причины переселения.

Известно, что Пётр I пытался привлечь в Россию как можно больше иностранцев и всевозможными путями удержать тех, служба которых была бы полезна государству. С этой целью он наделял их привилегиями. Его правопреемники действовали также. Императрица Елизавета Петровна указом 1743 г. разрешила иметь деревни и крепостных людей только тем иностранцам, которые присягали на вечное подданство. В случае эмиграции из России иностранцы по указу 1746 г. обязаны были продать крепостных российским подданным. Первый опыт поселения колонистов и кодификации существующих законов был сделан тоже во время царствования Елизаветы Петровны. Можно сделать некий вывод о том, что идеи пополнения населения в России впервые пришли Петру Великому, Елизавета Петровна их поддержала и получила первый опыт переселения. А основательницей масштабной целенаправленной политики привлечения семей иностранцев, занимающихся преимущественно земледелием, по праву считалась Екатерина Алексеевна. Как указано выше, она издала в 1762 - 1763 гг. Манифесты, определила правила и условия вызовов колонистов. Одновременно с изданием Манифеста 1763 г. правительство учредило Канцелярию Опекунства иностранных, а 30 апреля 1766 г. - Контору Опекунства иностранных в Саратове. Этим органам Российское правительство предоставило особые инструкции и старалось делать все возможное, чтобы колонисты процветали. Источники доказывают, что организаторы колонизационной политики старались учесть всё. На первом этапе колонизационной политики практически ничего не было упущено. Важно отметить, что первые колонисты подтверждали попечение, которое «принято было не только по удостоверению» их гражданских прав, но и сохраняя обычаи и привычки [30, л. 173]. Со времени обращения внимания на иностранцев со стороны законодательной власти, отношение правительства к ним на протяжении многих десятилетий сохранялось на одном уровне. Они получили возможность стать российскими подданными и пользоваться широкими гражданскими и политическими правами. С 60-х годов XVIII в. колонистам даны некоторые преимущества даже

по сравнению с коренными жителями. Они сохранили свободу возвращения на родину, но при условии, уплаты 10 % с вывозимого ими имущества. Такова суть первых законов об иностранцах. Первая глава Устава называется «О вступлении в звание колонистов», таким образом, этому вопросу уделялось особое внимание, давалась присяга на верность и подданство. При вступлении в колонисты иностранец должен был дать подписку об исполнении «внутренних узаконений колонии», [23, с. 313]. а также обязательно принять присягу на вечное подданство Российской империи по своим обрядам и вере. 26 марта 1764 г. была определена форма этой присяги. Однако законодатель и в данном случае проявил необходимую гибкость: меннонитов и виртембергских колонистов из секты сепаратистов присягать по общим правилам не заставляли, делали они это «сообразно правилам их вероисповедания», произношением слова «да». Если же колонисты отказывались присягать на подданство, то всё предоставленное должно было передаваться в казну, а противники присяги, по распоряжению Министерства внутренних дел, высылаться за пределы Российской империи [21, с. 841]. С 1792 г. у иностранцев появилась возможность приписываться к казённым селам.

Исходя из стремления увеличить поток колонистов из Европы, Россия приступила к созданию специальной правовой основы жизни и деятельности колоний на своей территории. Основополагающим актом в этом законотворческом процессе явился Манифест 1763 г. Его содержание позволяет утверждать, что законодатель руководствовался долгосрочными интересами государства. Екатерина II полагала, что для привлечения иностранцев правительство должно предоставить не только льготы материального характера, но и свободу вероисповедания. Это стало весьма привлекательным шагом для колонистов. Иностранцы-колонисты получили и другие обширные права. Последующие императоры придерживались основных принципов колониальной и религиозной политики Екатерины II, наполняя их конкретным содержанием, внося некоторые изменения, в основном конъюнктурного характера. Основа гражданского положения колонистов в России была определена законодательством второй половины XVIII века. С 1763 г. колонистами признавали только тех, кто переселялся в казённые или частные владения и были необходимыми России, приглашали «земледельцев или ремесленников в земледельческом состоянии нужных» [9, с. 14]. В эту категорию не попадали иностранцы, «приходящие поодиночке или семьями для торговли и промыслов, или для приписки в какое-либо звание по городам». «Верстать в число колонистов» [18, с. 110], разреша-

лось сельских ремесленников: портных, кузнецов, медников, сапожников, плотников, ткачей и каменщиков. Мастера, которые для деревенской жизни считались бесполезными, колонистами стать не могли, колонистами «признаваемы быть не могут» [20, с. 76]. Среди множества законов Екатерины II есть Городовое положение, изданное в 1785 г. Фактически в известной мере оно обобщило опыт законодательства об иностранцах предшествующего периода. В §§ 86, 125, 129, 130, 131, подробно определены гражданские права иностранцев, в том числе относительно собственности, способов её приобретения, образ выбора состояния и промысла, преимущества [33, с. 67], но следует отметить, что, несмотря на то, что иностранцы, в том числе и колонисты, были облагодетельствованы, дворянского права на владение деревнями для них не существовало. Правительство России исходило из того, что неограниченный прием иностранцев может принести некоторые выгоды, но также чётко для себя усвоило и то, что не всегда можно обогатиться за счёт въезжающих переселенцев и что она может иногда сделать «гибельный подарок» [12, с. 5]. В этот период приезжающих разделили на: 1) российских подданных; 2) иностранных поселенцев, а их, в свою очередь, на 3 группы: 1) «состоящих» на общих правах; 2) с «особыми правами»; 3) поселенцев, «водворённых» на помещичьих землях [29, л. 7].

На поселение в Россию могли выезжать иностранцы, которые могли вывезти товаров на сумму 300 червонцев, считались хорошими земледельцами, виноградарями, садоводами или овцеводами. К иностранным колонистам, состоявшим на общих правах, причислялись колонисты: 1) Санкт-Петербургские; 2) Саратовские; 3) Астраханские; 4) Лифляндские; 5) Новороссийские; 6) Кавказские. К Новороссийским колонистам относились: поселённые в г. Феодосии, Херсоне, Севастополе; кавказские, поселённые в Крыму, г. Херсоне; поселенные в Херсонском уезде; ямбургская колония - в Новороссийском крае; проживавшие в Таврической области; одесские поселенцы. К иностранцам, имеющим особые права, относились: сарептские колонисты; шотландские колонисты на Кавказе; меннонит-ские колонии в Екатеринославской губ.; греческое Нежинское братство; Таганрогское греческое общество; армянские общества; католическое общество в Старом Крыму; общество Иозештальских христиан. В период царствования Екатерины II все перечисленные группы колонистов пользовались одними и теми же правами. Один из главных моментов российского законодательства, привлекавший внимание иностранцев - гарантированное наделение землёй. Права и привилегии колонистов можно сгруппировать сле-

дующим образом. Колонисты имели право селиться там, где кто пожелает: не только в резиденции Канцелярии опекунства иностранных, но и в пограничных городах, на территориях, подчиненных губернаторам и городским начальникам [1, л. 14].

Переселенцы, не имеющие средств, могли обращаться к русским дипломатическим агентам, а они были обязаны отправлять их в Россию, обеспечивая «путевыми деньгами» [1, л. 14]. Они могли свободно провезти в Россию товаров на сумму до 300 руб. на семью с условием, если проживут в России 10 лет. Им выдавались кормовые деньги и подводы; К примеру, мужчине - 15 коп, женщине - 10, а детям - по 6 коп. в сутки. Взрослым меннонитам, переселявшимся в 1787-1788 гг., удалось получать даже по 25 коп. на душу для взрослых и по 12 копеек на малолетнего [3, с. 194]. Расход на путевые издержки меннонитов был прощён. Предоставлялся лес, как топливо и строительный материал. На постройку домов, покупку скота из казны выделялась беспроцентная ссуда. На основе Манифеста 1763 г. «просительные статьи» предоставляли каждой менонитской семье «для заведения хозяйства» по 500 рублей [3, с. 194]. На территории Российской империи они могли записаться в купечество или цехи, поселиться колонией и заниматься предпринимательством, сельским хозяйством, отраслями промышленности [1, л. 13]. Иностранные капиталисты, на свои деньги строившие «заводы и фабрики» [29, л. 8], имели право покупать для работы на них крепостных крестьян.

Колонисты получали право свободной торговли [29, л. 20]. На своё усмотрение они выбирали места для торговли не только в губернских, но и в остальных городах, получая билеты, а во втором случае паспорта из Конторы. Им предоставлялось право беспошлинной реализации продукции за рубежом, «дозволялось внутри колоний устраивать ярмарки с правом беспошлинных сборов» [3, с. 192]. С открытием портов на Чёрном море, колонисты Кавказской губернии по указу от 14 июля 1787 г получили право свободной торговли в этих портах. Также они имели право свободной рыбной ловли в реках и озёрах, прилегающих к местам их поселения, «с запрещением чужим пользоваться» этой привилегией [3, с. 192]. Предоставлялось право «выговаривать себе особые преимущества» [1, л. 13], чем воспользовались меннониты. В апреле 1787 г. перед тем, как переселиться в Россию, они составили «просительные статьи», которые и были утверждены императрицей 5 июля 1787 г Любопытна ст. 20 этого документа о том, «чтобы строжайше повелено было об них и о имении их, покуда они выстроются, иметь попечение, дабы они обижены, обкрадены и ограбленные не были» [1, л. 13].

Кроме того, следует отметить, что колонистам и их потомству предоставлялись гражданские права, действовавшие не только в колониях, но и на

всей территории России. Они обязаны были повиноваться гражданскому праву России [34, с. 124]. К гражданским правам относили вопросы наделения и владения колонистов землёй, опеки и попечительства, браков и разводов, права колонистами землёй, приобретения земель в собственность, наследства имущества, обязанностей колонистов.

Закон особенно подробно регламентировал порядок наделения и владения землей. Колонисты получали от казны участки земли «в количестве, сообразном с заключёнными при их поселении условиями» [34, с. 124]. Создавалась общинная организация, право собственности на землю принадлежало ей как юридическому лицу. Земля общины делилась на участки и передавалась членам общины в пожизненное пользование. Семья колонистов, не зависимо от того, большой или маленькой она была, по закону имела право на надел в 30 дес. удобной земли. Но в действительности участки составляли от 30 до 65 дес. [10, с. 52]. А меннониты по соглашению 1787 г. получали «для всякой семьи по 65 дес.» удобной земли [3, с. 192]. При наделении колонистов землей в расчет принималась только удобная земля, все прочие угодья, например, реки, болота, трясины, солончаки и т.д. относились к неудобьям. Земельная собственность семьи колониста составляла норму в 30 дес. Наделение сопровождалось межеванием, в результате семья получала формальное подтверждение собственности в виде межевого плана с описанием участка. Все отведённые под поселение колонистов земли, давались им в «неоспоримое и вечно потомственное владение» [34, с. 159], но не в личную кого-либо, а в общественную каждой колонии собственность. Поэтому колонисты не могли ни под каким видом эти земли «без воли учреждённого над ними начальства, продавать» [29, л. 18]. Ясно, что правительство позаботилось о целевом использовании этих земель, которые, таким образом «никогда в посторонние руки доставаться не могли» [23, с. 124]. Что касается строений, то все постройки на этой земле считались собственностью колонистов. Хозяином земельного участка мог быть только женатый мужчина. Большое внимание законодатель отводил и вопросам наследования имущества. В гражданском своде законов Российской империи сказано о том, что «переносить наследство, есть самое нужное для человека, живущего на земле чужой» [29, л. 18]. На самом деле, вопрос наследования имущества - это спорный вопрос. Порядок наследования колонистами движимого имущества был установлен ещё в 1762 году. Имущество каждый колонист мог завещать по своему желанию, без ограничений. Право наследования земли, отведённой колонистам казной, принадлежало младшему сыну, и только в случае его недееспособности, отец мог назначить другого наследника (одного из своих старших сыновей или родственников) [34, с. 169-170]. Если отец

не указал их при жизни, то «за совершенной неспособностью законного наследника», местное начальство отдавало участок тем из близких родственников, которые не имели собственных участков, а если их было несколько человек равных в правах, то тогда проводилась жеребьевка. Таким образом, хозяином недвижимого имущества мог быть только один человек. В том случае, если после смерти колониста оставалась вдова с дочерьми, они могли являться владельцами земельного участка до того момента, пока не выходила замуж сама мать или одна из дочерей. Первый мужчина, вошедший в дом посредством брака, по закону получал наследственную землю во «всегдашнее владение» [32, л. 11]. Однако, до брака он должен был дать письменное обязательство за свидетельством пастора и старшин селения о том, что он должен был содержать в своём доме и кормить тёщу пожизненно. Падчерицы и сестры жены содержались до замужества. Сенат в Инструкции Саратовской конторе опекунства предписал, что «бракосочетание колонистов отдал их воле» с тем, чтобы при женитьбе мужчины брали на себя долг и обязательства невесты [32, л. 11]. В случае смерти колониста, не оставившего завещания, имущество делилось таким образом: вдова - сохраняла право управления четвёртой частью, такой же часть могли управлять все вместе дочери, а остальное имущество, поделённое поровну доставалось сыновьям [34, с. 178]. Следовательно, перед нами стремление государства не допустить дробления земель, предназначавшихся для конкретной цели, майорат наоборот. Колонисты не могли распоряжаться своим имуществом «внутри государства по своему произволу» [34, с. 125]. Статья 32 инструкции, данной Новороссийским колониям, запрещала продавать своё имущество колонистам, разрешалось сдавать или продавать только тем, которые не имели детей и наследников и не могли управлять «по старости» [32, л. 122]. Окружные головы и шульцы были обязаны назначать опекунов над вдовами, сиротами, ленивыми и нерадивыми хозяевами, но, правда, с согласия родственников, так как те имели право «главной опеки» [32, л. 122]. Управлять наследством малолетних могли и опекуны. Ст. 29 инструкции внутреннего устройства и управления Новороссийских иностранных колоний обязывала голову доносить на опекунов Конторе [32, л. 121]. Опека прекращалась только по исполнении 25-летия «малолетнего». «Малолетний» вступал в права совершеннолетнего, опекун обязан был дать полный отчёт по управлению его собственностью, а в награду за свои труды, получал % часть всего имущества [34, л. 153]. Шульцы и окружные головы обязывались наблюдать за рачением опекунов и предоставлять начальству 2 раза в год отчёты с описанием действий опекунов и опекаемых. Только меннониты получили право свободы выбора опекунов «по собственным своим правилам» [34, л. 154].

Бракоразводные дела колонистов производились в местных консисториях. Обществам колонистов даровался льготный срок, освобождающий от несения всякого рода повинностей, платы всех податей и налогов [34, л. 187]. Манифестом 1763 г. поселенцам предоставлялась 30-летняя льгота, но из частных условий жалованных грамот видно, что срок льготы для каждой колонии устанавливался разный. Например, Саратовские и Сарептские колонисты пользовались 30 летней льготой [23, с. 240]. Санкт-Петербургские колонисты: (Среднерогатские, Ижорские и Новосаратовские) - 5-тилетней льготой; Ямбургские - 13-тилетней; Ораниенбаумские, Крон-штадские, Царскосельские колонисты и фабриканты получили 10-тилетнюю льготу [26, с. 220]. Те Лифляндские колонисты, которые получили во владение обрабатываемые земли, освобождались на 4 года; тем, которым достались наполовину необработанные земли - на 6 лет; доставшимся % обработанной и 3/4 необработанной земли - 8 лет; ну, а поселившимся на пустой, невозделанной земле предоставили льготных 9-10 лет [34, л. 188]. Новороссийские и Бессарабские колонисты тоже пользовались 10 летней льготой. Из-за того, что Хортицкие менно-ниты находились в «бедном состоянии», та часть, которая не переселялась освобождалась ещё на 5 лет, а переселявшиеся колонисты -на 10 лет. По рескрипту 1775 г греческие колонисты, служившие на флоте под командованием гр. Орлова-Чесменского и поселённые в Таганроге, получили от государства 30-летний льготный срок. Греки, которые получали земли в Азовской губернии, могли пользоваться 15 летним льготным сроком, ну а льгота греков Новороссийского края составляла 10 лет. Вновь прибывающим грекам назначали 10-летнюю льготу [31, л. 2]. Как удалось выяснить в ходе исследования, властные лица, управлявшие колонистами, нередко «путали поселенцев, давали 15 летнюю льготу тем, кому не нужно» [31, л. 16], поэтому теперь выявить тенденцию покровительства тем или иным колонистам сложно. Колонисты освобождались и от натуральных повинностей, то есть тех, которые должны были нести «наравне с прочими обывателями, между коими они водворялись». К таким повинностям относились строительство и ремонт дорог, мостов, плотин и содержание перевозок [34, с. 200], квартирная повинность. Некоторые колонии вообще освобождались от всякого рода постоев и «квартирования», например: Братья Евангелического общества Сарепты и Прибалтики, Меннониты, греческое Нежинское братство, Среднерогатские, Ижорские, Новосаратовские, Ямбургские и фабриканты-колонисты Царского Села [34, с. 207]. Освобождались от постоев дома армян Дербентского и Маскурского обществ, выделывавших шёлк. Все остальные колонисты несли эту повинность в случае прохождения войск, тогда им предоставлялись на время места для ночлега и отдыха [23, с. 422].

По прошествии льготных лет, все колонисты обязывались выплачивать и поземельную подать. Она зависела от зоны и количества земли, ее размер мог колебаться от колонии к колонии. Например, сарептское общество обязывалось платить с каждой десятины земли по 25 коп. в год, меннониты - по 15 коп., армянские общества - по 5 коп. По условиям, заключённым с колонистами, срок выплаты долга полностью казне был разным: Сред-нероргатские и Ижорские колонисты в течение 15 лет, в 5 сроков; Новосаратовские колонисты - 10 лет, в 6 сроков; Ямбургские - в течение 3 последних лет (13 льготных лет) [26, с. 42], меннониты Екатери-нославля - в течение 3 лет (по истечении 10 льготных лет); Таганрогские греческие колонисты в течение -15 лет [26, с. 42]. Как правило, они выплачивалось только за удобную землю [34, с. 248]. С некоторых колонистов как, например, с черниговских, взималась сумма, равная податям, выплачиваемым государственными крестьянами.

Наконец, помимо всех перечисленных прав и льгот, колонистам предоставлялось право внутренней юрисдикции без вмешательства русских властей при решении гражданских дел [1, л. 13]. Уголовные преступления рассматривались в обыкновенных судах на основании общих государственных законоположений [29, л.60].

Важнейшее место в колонизационной политике рассматриваемого периода занимала проблема отношения к иноверцам. Полагаем, что именно переход к этой политике существенно повлиял на достаточно резкое изменение позиции государства в данном вопросе. Как раз в период привлечения в Россию колонистов происходят заметные изменения в отношении государства к иностранным исповеданиям, быстрыми темпами развивается соответствующая законодательная база. Делается многое, чтобы колонисты чувствовали себя достаточно комфортно в духовном отношении. Екатерина II отказалась от наследия предшествующих монархов (Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны): преследований и притеснений по вероисповедному признаку, а в ряде случаев - и насильственного обращения в христианство [8, с. 25]. Екатерина II считала, что ради сохранения мира и спокойствия в стране государство должно функционировать с учетом реального многообразия вероисповеданий. Она придерживалась принципа согласия и любви её подданных и в политических интересах не проводила «никакого различия между верой греческой и лютеранской». Некоторые авторы даже высказывают убеждение, что именно потому она так легко решилась сменить религию и приняла православие для того, чтобы править страной, где абсолютное большинство подданных были православными [2, с. 112]. Ею был провозглашён принцип веротерпимости, доведенный до покровительства всем, в том числе и языческим вероисповеданиям.

Камер-фурьерский журнал сообщает, что после поездки императрицы на Волгу и встречи с абызами, ею был признан реальный статус неофициального мусульманского духовенства [11, с.189], разрешено строительство каменных мечетей [37, с. 374]. Идеология мирного сосуществования различных конфессий реализована в ее указе от 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов», а также в ряде других законов [28, с. 433]. Вместе с тем отметим, что толерантность Екатерины II укладывается в четкие границы. Православие осталось государственной религией со всеми вытекающими последствиями. Какие-либо отступления от православия были неприемлемы и наказывались так же строго, как и в предшествующие царствования. Императрица следовала принципу: уважая религию, не допускать ее в государственные дела. Руководствуясь правилами веротерпимости, она гарантировала подданным свободу вероисповедания и неприкосновенность их духовных обрядов [27, с. 126]. Правда, в некоторых случаях политический интерес брал перевес над внутренними убеждениями и общими принципами новой вероисповедной политики [17, с. 42]. Думается, не совсем справедливо утверждение, что «происхождение и прежнее протестантское вероисповедание императрицы оказывало влияние на её политику» [16, с. 12]. Колонизационная политика Екатерины II и приток в Россию преимущественно немцев, как показано в диссертационном исследовании, зависели от других причин, прежде всего -желания в короткий срок умножать её мощь. Другими словами, не религия, а тем более не религиозное прошлое императрицы влияли на колонизационную политику. Подтверждением служит то, что колонизационная политика родилась в правление Елизаветы Петровны, а Екатерина II сумела удачно продолжить начинание.

В России конца XVIII в. существовали такие крупные группы инославных христиан, как католики, армяно-григориане и протестанты. Управление ими происходило посредством создания высших органов церковного управления по инициативе и под контролем государства. После того, как Петром I был фактически упразднен институт патриаршества, и для управления Православной Церковью создан Св. Синод, в отношении новых для России конфессиональных организаций, в смысле реорганизации их управления в государственных интересах, применялся своего рода шаблон: на них в той или иной мере переносилась схема синодального управления. Так, Екатерина II создала Духовное собрание для управления мусульманами Поволжья, выстроила системы «инославного» церковного управления, а Павел I - Римско-Католический департамент для католической и униатской церквей и

духовное правление для мусульман южных губерний. В правление Александра I шла активная работа по унификации управления протестантами. Особым вниманием, в силу известных исторических причин, в екатерининскую эпоху пользовалась Католическая церковь. До 60-х годов XVIII в. количество проживавших в России католиков считалось малочисленным, а вскоре быстро возросло, но не столько за счет колонистов, а в связи с известными разделами Польши. Формально католики подчинялись Конгрегации Пропаганды Веры, в соответствии с законами, регулировавшими правовое положение католиков и Римко-Католической церкви в России. Основными из них являлись: указ Екатерины II от 6 ноября 1766 и «Регламент для Католической Церкви в Петербурге», от 12 февраля 1769 г. [4, с. 122]. Екатерина II лично определила основные условия. Юстиц-коллегия должна была контролировать Лифляндских, Эстляндских и Финляндских католики. Закон гарантировал «свободу отправления богослужений» и закрепил за приходами выделенные ранее земельные участки [6, с. 12]. Регламент регулировал жизнь не только Санкт- Петербургского прихода, но и всей Католической Церкви в России на протяжении почти двух веков.

В России лютеране появились почти одновременно с распространением лютеранства в Западной Европе. Лютеранские общества существовали только в Москве и управлялись «сами собой, без участия правительства» [4, с. 126]. Наиболее благоприятное для них время началось с вступления на престол Петра I. Главными постановлениями для управления Остзейских губерний считались: Устав 1634 г. и общий шведский церковный Устав 1686 г. Лютеранская церковь пользовалась покровительством Петра I. Он даровал лютеранам свободу вероисповедания Манифестом от 30 сентября 1710 г., 10 артикулом Нейштадского мирного договора 1721 г. и указом от 29 сентября 1721 г [7, с. 45]. Вообще, по правилам Евангелическо-Лютеранской церкви, духовенство «не имело ни правовой, ни судебной, а тем более, законодательной власти» [19, с. 4]. Сначала Русское правительство обращало на лютеран мало внимания [19, с. 5]. Управление ими предоставлялось все той же Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских, Финляндских дел.

Численность лютеран России значительно увеличилась при Екатерине II, после обнародования манифестов 1762 - 1763 гг., по которым иностранцы приглашались в Россию. По указу от 31 января 1765 г. церкви в колониях должны были строиться на «казённом иждивении», правда сумма, затраченная на строительство по прошествии льготных лет «по равному числу» взыскивалась с каждого двора [14, с. 11]. Первые колонии на российской земле, появились в Поволжье. В протестантских церквях России консистории играли роль высшего коллегиального управления и состояли из светских и духовных лиц

[24, с. 4]. Такие консистории имели только исконно протестантские земли, вошедшие в состав Империи в XVIII веке (Прибалтика и Финляндия). Таким образом, Сенату предоставлялись большие полномочия в решении колонизационных вопросов. Как известно, именно в 1782 г. Юстиц-коллегии запрещено было вмешиваться в дела Католической церкви, а жалобы на рассмотрение всех дел архиепископской консистории, поступали в Сенат.

Религиозный фактор был одним из самых действенных. Не в последнюю очередь благодаря законодательным актам о веротерпимости в Россию прибыло большое число католиков и протестантов, особенно меннонитов. Строго-настрого колонистам запрещалось «склонять и привлекать в согласие своей веры или сообщества кого-либо из живущих в России» и исповедовавших христианство [34, с. 122].

Из всего выше сказанного можно заключить, что, издавая Манифесты 1762 - 1763 гг., Екатерина II надеялась в первую очередь на отклик православных, желающие найти пристанище и вторую Родину, но и не исключала той возможности, что переселятся католики и лютеране. Но получилось так, что в первые годы колонизационной политики преобладал поток эмигрантов из германских государств. Екатерина II поняла, что для привлечения иностранцев им необходимо было дать не только землю и льготы материального характера, но также и свободу вероисповедания, ввела принцип веротерпимости. Эта политика импонировала колонистам. Последующие императоры придерживались основ-

ных принципов колонизационной и религиозной политики Екатерины II, наполняя их конкретным содержанием. Выбор, сделанный российской властью, как показала история колонизации, себя оправдал.

Там, где заселялись греки, армяне, немцы, меннониты, болгары, сербы, французы... - интенсивно обрабатывась земля, в результате применена новая аграрная система севооборота и появилось несколько новых культур земледелия, расширялся круг сбыта, а значит строились фабрики и заводы, магазины, появлялись рынки, торговые площадки, это все привлекало еще к более интенсивному заселению земель, а значит появилась необходимость в школах, больницах и университетах. Безусловно иностранцы в России оказали влияние на духовное, культурное развитие страны.

Во всех странах мира в XVIII в. существовали различия в правах между иностранцами и коренными гражданами. В гражданских и политических правах проявлялись особенности отдельного государства [23, с. 175]. Что касается России, то в правительственных кругах бытовало мнение, что «нигде не благоприятствуют законы иностранцам столько, как в России» [23, с. 175]. Для сравнения было рассмотрено общее содержание законов, существовавших на этот счет во Франции, Пруссии, Англии и Австрии, т. е в тех странах, на опыт колонизационной политики которых в исследуемый период более всего опиралась Россия.

Список литературы:

[1] АВПР. Ф. 33. Оп. 33/2. Д. 16. Л. 13.

[2] Бильбасов В.А. История Екатерины II. Т.1. - СПб., 1890. - С. 112-117.

[3] Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России. - Петроград, 1916. - С. 194.

[4] Варадинов Н. История Министерства Внутренних Дел. Кн. 1. Ч. 2. - СПб., - 1858. - С. 122

[5] Велицын А. Иностранная колонизация в России// Русский вестник. - 1889. Январь. Т. 200. -С. 155.

[6] Дремлюга А.И. Эволюция католицизма на северо-западе России: Автореф. дис. канд. филос. наук. - СПб, 2000. - 12 с.

[7] Журнал министерства внутренних дел. Ч. 19. кн. 8. - СПб., 1856. - С. 45.

[8] Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. - Казань, 1999. - С. 25-29.

[9] Кабузан В.М. Заселение Новороссии в ХУШ - перв. пол. Х1Х вв. - М., 1976. - С. 14.

[10] Каменецкий П.В. Вопрос или недоразумение? - М., 1895. - С. 52.

[11] Камер-фурьерский журнал 1767 г. - СПб., 1767. - С. 189

[12] Кизеветтер А.А. Городовое положение Екатерины II. - М., 1909. - С. 5.

[13] Ключевский В.О. Сочинения. Курс русской истории. Т. 5. Ч. 1. -М., 1959. - С. 476.

[14] Князева Е.Е, Соловьёва Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII - XIX вв. - СПб., 2001. - С. 351.

[15] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок,

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.

[16] Курило О.В. Лютеране в России (XVI -XX вв.): дис. ... канд. истор. наук. - М., 1995. - С. 12.

[17] Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч.1. -СПб., 1867. - С. 32.

[18] Наказ ея Императорского Величества Екатерины II... Гл. XIII. - СПб., 1770. - С. 334.

[19] Неустроев А.Н. О Евангелическо-Лютеранской церкви в Российской империи. - СПб., 1856.

- С. 4.

[20] Полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1765 гг. - СПб., 1830. Т.3 Ст. № 112.

- С. 76; № 1579. - С. 286.

[21] Полное собрание законов Российской империи. - СПб, 1830, Т. 32, № 25622, - С. 841-843.

[22] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. IV. 1857. - Ст. 122. - С. 192195, 286.

[23] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 16. № 11880, № 12095.

[24] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 21. № 15356.

[25] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 28. № 21837.

[26] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 38. № 29541

[27] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 19. №№ 13807, 13808, 13850.

[28] Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Т. 22. С. 433.

[29] РГИА, ф. 1260, оп. 1, д. .524, л. 6-20, 59-60.

[30] РГИА, ф. 1260, оп. 1, д. 208, л. 12. 173-176.

[31] РГИА, ф. 383, оп. 29, д. 254, л. 2, 16, 26.

[32] РГИА, ф. 821, оп. 6, д. 1, л. 11, 121.

[33] Российское законодательство периода расцвета абсолютизма. - М., 1987. - С. 67.

[34] Свод законов Российской империи. Т. 12. Ч. 2. - СПб., 1857. - Ст. 124, 125, 152, 153, 159, 169, 170, 178, 187, 188, 200, 201, 207.

[35] Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»// Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, - Ст. 6917.

[36] Электронный ресурс: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689548/; https://rosinfostat.ru/naselenie-rostovskoj-oblasti/.

[37] Marcani S. Mostafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar. - Kazan, 1989. - С. 374.

[38] Sutherland Р. EU should 'undermine national homogeneity' says UN migration chief. [Электронный ресурс] - Официальный сайт BBC News- Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/news/ uk-politics-18519395.

Spisok literatury:

[1] AVPR. F. 33. Op. 33/2. D. 16. L. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Bil'basov V.A. Istoriya Ekateriny II. T.I. - SPb., 1890. - S. 112-117.

[3] Bondar' S.D. Sekta mennonitov v Rossii. - Petrograd, 1916. - S. 194.

[4] Varadinov N. Istoriya Ministerstva Vnutrennih Del. Kn. 1. CH. 2. - SPb., - 1858. - S. 122

[5] Velicyn A. Inostrannaya kolonizaciya v Rossii// Russkij vestnik. - 1889. YAnvar'. T. 200. - S. 155.

[6] Dremlyuga A.I. Evolyuciya katolicizma na severo-zapade Rossii: Avtoref. dis. kand. filos. nauk. - SPb, 2000. - 12 s.

[7] ZHurnal ministerstva vnutrennih del. CH. 19. kn. 8. - SPb., 1856. - S. 45.

[8] Islaev F.G. Pravoslavnye missionery v Povolzh'e. - Kazan', 1999. - S. 25-29.

[9] Kabuzan V.M. Zaselenie Novorossii v HUSH - perv. pol. H1H vv. - M., 1976. - S. 14.

[10]KameneckijP.V. Vopros ilinedorazumenie? - M., 1895. - S. 52.

[11] Kamer-fur'erskij zhurnal 1767 g. - SPb., 1767. - S. 189

[12] Kizevetter A.A. Gorodovoe polozhenie Ekateriny II. - M., 1909. - S. 5.

[13] Klyuchevskij V.O. Sochineniya. Kurs russkoj istorii. T. 5. CH. 1. -M., 1959. - S. 476.

[14] Knyazeva E.E, Solov'yova G.F. Lyuteranskie cerkvi iprihody v RossiiXVIII -XIX vv. - SPb., 2001. - S.

351.

[15] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakon-ami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 01.07.2020, № 31, st. 4398.

[16] Kurilo O.V. Lyuterane v Rossii (XVI -XX vv.): dis. ... kand. istor. nauk. - M., 1995. - S. 12.

[17] Moroshkin M. Iezuity v Rossii s carstvovaniya Ekateriny II i do nashego vremeni. CH.1. - SPb., 1867. - S. 32.

[18] Nakaz eya Imperatorskogo Velichestva Ekateriny II... Gl. XIII. - SPb., 1770. - S. 334.

[19] Neustroev A.N. O Evangelichesko-Lyuteranskoj cerkvi v Rossijskoj imperii. - SPb., 1856. - S. 4.

[20] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 po 1765 gg. - SPb., 1830. T.3 St. № 112. - S. 76; № 1579. - S. 286.

[21] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb, 1830, T. 32, № 25622, - S. 841-843.

[22] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. IV. 1857. - St. 122. - S. 192-195, 286.

[23] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 16. № 11880, № 12095.

[24] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 21. № 15356.

[25] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 28. № 21837.

[26] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 38. № 29541

[27] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 19. №№ 13807, 13808, 13850.

[28] Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1830. T. 22. S. 433.

[29] RGIA, f. 1260, op. 1, d. .524, l. 6-20, 59-60.

[30] RGIA, f. 1260, op. 1, d. 208, l. 12. 173-176.

[31] RGIA, f. 383, op. 29, d. 254, l. 2, 16, 26.

[32] RGIA, f. 821, op. 6, d. 1, l. 11, 121.

[33] Rossijskoe zakonodatel'stvo perioda rascveta absolyutizma. - M., 1987. - S. 67.

[34] Svodzakonov Rossijskoj imperii. T. 12. CH. 2. - SPb., 1857. - St. 124, 125, 152, 153, 159, 169, 170, 178, 187, 188, 200, 201, 207.

[35] Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 N 622 "O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody»// Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.11.2018, N 45, - St. 6917.

[36] Elektronnyj resurs: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689548/; https:// rosinfostat.ru/naselenie-rostovskoj-oblasti/.

[37] Marcani S. Mostafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar. - Kazan, 1989. - S. 374.

[38] Sutherland R. EU should 'undermine national homogeneity' says UN migration chief. [Elektronnyj resurs] - Oficial'nyj sajt BBC News- Rezhim dostupa: http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-18519395.

vmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmimmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.