Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ'

ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ИИНОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукавова Ирина Владимировна

Современное общество нуждается в образованных, предприимчивых людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения за будущее России, готовых к сотрудничеству и стабилизации современного общества. В статье раскрывается понятие «гражданское общество» и отмечается, что общество во многом зависит от постоянного развития и стабильности системы образования. Формирование гражданских качеств подрастающего поколения в процессе гражданской социализации будет способствовать его реализации в обществе, помогать в решении сложившихся ситуаций в изменяющемся мире, что является основой стабилизации российского общества. Формированию гражданских качеств способствуют инновационные технологии: ток-шоу, круглые столы, корпоративы, социальное проектирование, кейс-технологии, арт-технологии, шоу-технологии, диалоговые технологии. Гражданская социализация подрастающего поколения решает задачи, направленные на формирование человека как гражданина с теми качествами, которые помогут ему принимать активное участие в жизни общества, что и способствует стабилизации общества. Результатом гражданской социализации является гуманистически ориентированная личность, обладающая чувством собственного достоинства, имеющая твердую жизненную позицию, признающая высокую ценность свободы и демократии, уважающая закон, обладающая юридическими знаниями, необходимыми для успешной самореализации в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION AS THE BASIS FOR THE STABILIZATION OF MODERN SOCIETY IN RUSSIA

Modern society needs educated, entrepreneurial people who are able to adopt independent and responsible decisions for the future of Russia, who are ready for cooperation and stabilisation of modern society. The article explains the concept of "civil society", which allows you to understand its essence and note that it largely depends on the constant development and stability of the education system. The formation of the civic qualities of the younger generation in the process of civic socialization will contribute to their implementation in society, help in solving current situations in a changing world, which is the basis for stabilizing Russian society. Innovative technologies like talk shows, round tables, corporate events, social projection, case technologies, art technologies, show technologies, dialogue technologies contribute to the formation of civic qualities. Civil socialization of the younger generation pursues objectives aimed at the formation of a person as a citizen, with qualities that will help to take an active part in the life of society, which is the stabilization of such. The result of socialisation is a humanistic personality, possessing a sense of his/her own dignity, with a strong attitude, recognizing high value of freedom and democracy, respecting the law, possessing legal knowledge necessary for a successful self-realisation in society.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ»

УДК 316.66

Безрукавова Ирина Владимировна

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА РОССИИ

Аннотация:

Современное общество нуждается в образованных, предприимчивых людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения за будущее России, готовых к сотрудничеству и стабилизации современного общества. В статье раскрывается понятие «гражданское общество» и отмечается, что общество во многом зависит от постоянного развития и стабильности системы образования. Формирование гражданских качеств подрастающего поколения в процессе гражданской социализации будет способствовать его реализации в обществе, помогать в решении сложившихся ситуаций в изменяющемся мире, что является основой стабилизации российского общества.

Формированию гражданских качеств способствуют инновационные технологии: ток-шоу, круглые столы, корпоративы, социальное проектирование, кейс-технологии, арт-технологии, шоу-технологии, диалоговые технологии.

Гражданская социализация подрастающего поколения решает задачи, направленные на формирование человека как гражданина с теми качествами, которые помогут ему принимать активное участие в жизни общества, что и способствует стабилизации общества.

Результатом гражданской социализации является гуманистически ориентированная личность, обладающая чувством собственного достоинства, имеющая твердую жизненную позицию, признающая высокую ценность свободы и демократии, уважающая закон, обладающая юридическими знаниями, необходимыми для успешной самореализации в социуме.

Ключевые слова:

гражданин, гражданские качества, гражданское воспитание, гражданская позиция, гражданское общество, свобода, равенство, справедливость, ииновационные технологии воспитания.

Bezrukavova Irina Vladimirovna

S enior L ectur er d ep artm ents of soci al p ed agogy and psychology FSBEI HE «Astrakhan State University»

CIVIL SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION AS THE BASIS FOR THE STABILIZATION OF MODERN SOCIETY IN

RUSSIA

Summary:

Modern society needs educated, entrepreneurial people who are able to adopt independent and responsible decisions for the future of Russia, who are ready for cooperation and stabilisation of modern society.

The article explains the concept of "civil society", which allows you to understand its essence and note that it largely depends on the constant development and stability of the education system. The formation of the civic qualities of the younger generation in the process of civic socialization will contribute to their

implementation in society, help in solving current situations in a changing world, which is the basis for stabilizing Russian society.

Innovative technologies like talk shows, round tables, corporate events, social projection, case technologies, art technologies, show technologies, dialogue technologies contribute to the formation of civic qualities.

Civil socialization of the younger generation pursues objectives aimed at the formation of a person as a citizen, with qualities that will help to take an active part in the life of society, which is the stabilization of such.

The result of socialisation is a humanistic personality, possessing a sense of his/her own dignity, with a strong attitude, recognizing high value of freedom and democracy, respecting the law, possessing legal knowledge necessary for a successful self-realisation in society.

Keywords:

citizen, civil qualities, civil education, civil position, civil society, freedom, equality, justice, innovative technologies.

Проблема стабильности в России, укрепления современного общества в настоящее время стновится все более актуальной. Современное общество постоянно стремится к новому качеству жизни, что подтверждают данные социологических опросов россиян, и в то же время они готовы к переменам и реформам, ведущим к стабильности государства и общества.

Эффективное развитие гражданского общества зависит не только от требований граждан к государству, но и от готовности самих членов общества соблюдать моральные и этические принципы и нормы, установленном данным государством.

В свою очередь российское государство постоянно ищет новые пути и способы стабилизации государственных и общественных отношений. Одним из

таких путей является построение правового государства и становление гражданского общества.

Важно отметить, что становление гражданского общества во многом зависит от постоянного развития и стабильности системы образования как социального института.

Развитие и стабильность системы образования как социального института, в свою очередь, зависят, во-первых, от государственного законодательства и государственной политики в сфере образования, экономической, политической, социальной стабильности общества, материально-технической базы образовательных учреждений, стабильного финансирования данной сферы; во-вторых от профессиональной подготовки преподавательского состава, обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой; в-третьих, от улучшения демографической ситуации в стране, обеспечения социальной безопасности детей и взрослых в образовательных учреждениях.

Формирование гражданских качеств реализуется в процессе гражданской социализации подрастающего поколения. В содержание данного процесса входит пропаганда здорового образа жизни, установление межличностных отношений, знакомство с правовой культурой, развитие свободной личности, воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности за поступки.

Понятие «гражданское общество» встречается в философской, социальной, правовой, политической и других областях знания.

Изучая понятие «гражданское общество», мы увидели, что данную категорию рассматривают наряду с такими понятиями, как «свобода», «справедливость», «равенство», «демократия».

Остановимся подробнее на определениях понятия «гражданское общество».

По словам Н.И. Матузова, гражданское общество - это «более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности. Открытое, демократическое, антитоталитарное,

саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность» [1, с. 83].

С.Е. Жичкина понимает гражданское общество как «социальное пространство, независимое от государства и призванное контролировать его деятельность при помощи общественных организаций, учреждений, объединений, направленных на реализацию и обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина» [2, с. 17].

Е.С. Никитина рассматривает следующие состовляющие гражданского общества: «комплекс добровольно сформировавшихся объединений индивидов (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и др. объединения), не входящих в государственные структуры»; «совокупность негосударственных экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных и других отношений в обществе»; «производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы»; «сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти» [3, с. 147].

Таким образом, гражданское общество - это более высокая ступень развития социальной общности, где самопроявление свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законом от вмешательства и контроля со стороны государства, носят более зрелый характер, проявляющийся в разумности, справедливости, честности [4, с. 65].

В становлении гражданского общества особая роль отводится направлению государственной политики и правовому регулированию отношений в сфере образования.

Данное направление должно носить гуманистический характер, приоритет отдается жизни и здоровью человека, соблюдению прав и свобод личности, развитию свободной личности, воспитанию взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,

бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [5].

Все это говорит о формировании гражданских качеств личности, проявление которых способствует развитию и стабилизации общества в целом.

Формирование гражданских качеств личности будет эффективно осуществляться в процессе гражданской социализации, в результате которого сформированные качества будут способствовать реализации личности в обществе, помогать в решении сложившихся ситуаций в изменяющемся мире.

Показателями стабилизации общества являются формирование высоконравственных качеств человека, знание правовой культуры, активное участие в жизни государства, проявление активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, самореализация в обществе.

В педагогическом аспекте содержание и способы формирования гражданских качеств подрастающего поколения не всегда одинаковы: одни говорят о патриотизме, другие об активной гражданской позиции, третьи о знаниях правовой культуры, четвертые об ответственном соблюдении своих обязанностей.

Н.М. Воскресенская и И.Д. Фрумина гражданские качества характеризуют как «умение реализовывать свои права и свободы, способность к диалогу с гражданами и властью, ответственность за свои поступки и свой выбор, критическое отношение к социальной действительности и стремление к преобразованию» [6, с. 23-24].

В.И. Горбатов утверждает что модель формирования гражданина в соврременном российском обществе должна включать духовность, патриотизм, нравственность, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, адекватную самооценку, навыки самостоятельного принятия решений, проявления ответственности, чувство общечеловеческой солидарности, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества и укрепления государства [7, с. 62-63].

Гражданские качества учащихся включают в себя множество характеристик, присущих взрослому гражданину. Главное здесь заключается в понимании того, что эти качества следует начинать формировать как можно раньше. Гражданские качества учащегося - это комплекс мотивационной готовности, способностей и свойств личности, основанные на приняти гражданских ценностей, проявление активной гражданской позиции, необходимый для эффективного функционарирования в системе отношений общества и государства [8, с. 15].

По нашему мнению, гражданские качества подрастающего поколения могут эффективно формироваться именно в процессе гражданской социализации.

Российское гражданское общество способно активно влиять на социальные процессы, в том числе и на процесс гражданской социализации личности, группы, организации.

Основным институтом гражданской социализации подрастающего поколения остается институт образования, который обеспечивает процесс передачи знаний, норм и правил поведения, установленных обществом.

Гражданская социализация - это осознанное, произвольное усвоение и активное воспроизводство гражданских з аний, норм, ценностей, традиций, опыта и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности, позволяющих им функционировать и самореализовываться в жизни общества как полноценных граждан.

Одной из основных задач гражданской социализации подрастающего поколения является установление таких взаимоотношений между личностью и обществом, при которых личность влияет на развитие общества, а общество, в свою очередь, позволяет ему сохранять свою индивидуальность и помогает успешной самореализации в настощем и будущем [9, с. 239].

Как говорилось ранее, формирование гражданских качеств личности происходит в процессе гражданской социализации, в содержание которого входит пропаганда здорового образа жизни, установление межличностных

отношений, знакомство к правовой культурой, развитие свободной личности, воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности за поступки.

Гражданская социализация помогает подрастающему поколению осознать личную значимость и ответственность за происходящее в окружающей его действительности.

Эффективность процесса гражданской социализации заключается в усвоении человеческим инди идом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

В процессе гражданской социализации учащиеся должны освоить знания и научиться свободно ориентироваться в различных аспектах жизнедеятельности: нравственных, экологических, правовых, политических, экономических и др.

От организации процесса гражданской социализации подрастающего поколения будет зависеть полноценное формирование качеств личности гражданина. Основными показателями гражданского развития являются социализированность, эпансипация (способность самостоятельно решать проблемы), самоопределение, самореализация.

Отметим, что в процессе гражданской социализации важным является выбор эффективных видов деятельности, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия с подрастающим поколением.

Педагогу важно знать, что личность проявляет себя не только через самосознание (ее суждение, оценка, убеждения), эмоции и чувства (реакция на окружающий мир, переживания), поведение (поступки, привычки, стиль поведения), но и в процессе самореализации.

В результате гражданской социализации сформированные гражданские качества подрастающего поколения будут способствовать его реализации в обществе, помогать в решении сложившихся ситуаций в изменяющемся мире, что и является основой стабилизации российского общества.

В процессе самореализации происходит выявление и осуществление личностью своих возможностей в достижении намеченных целей, что позволяет подрастающему поколению в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

Задачи гражданской социализации подрастающего поколения решаются посредством учебно-познавательной и внеклассной деятельности в рамках инновационных и личностно-ориентированных технологий, которые способствуют эффективной реализации процесса гражданской социализации подрастающего поколения.

Инновационные и личностно-ориентированные технологии гражданской социализации подрастающего поколения направлены на решение современных задач формирования гражданских качеств личности, готовности учащихся реализовать свои возможности в окружающем социуме, используя новые, более эффективные методы и формы работы [10, с. 18-19].

В рамках рассматриваемой проблемы к инновационным можно отнести технологии, представленные в таблице.

Таблица «Инновационные технологии гражданской социализации

подрастающего поколения»

Название Характеристика

Национально- образовательные технологии Основаны на концепциях народной педагогики, этнопсихологии, культурологии, философии, социальной деятельности и ряда иных пограничных отраслей науки. Характеризуются наличием обширного, глубокого содержания, представляющего богатство и разнообразие национальной, народной культуры, этнические особенности региона, жизненный уклад, традиции, обычаи, социальные нормы поведения, нравственные ценности и цели

Личностно- ориентированные технологии Специальная методика организации воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы воспитания, соответствующие индивидуальным способностям, возможностям и интересам ребенка.

Технология коллективного планирования Совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи

Технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества Система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих учащемуся в реализации его творческих способностей, создании собственного образа жизни, решении художественной задачи

Проектные технологии Организация самостоятельной познавательной и практической деятельности, формирование широкого спектра личностных результатов, овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствуют формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации различных видов деятельности, реализации творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности

Технология мастер-класса Мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу слушателей. Мастер-класс дает возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. «Учениками» могут быть как педагоги, так и учащиеся, т. к. мастер-класс позволяет увидеть и работу над конкретным материалом, и более общие принципы, и подходы воспитательной деятельности

Телевизионные технологии Ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы, организация публичных конкурсов, КВН и т. п.

Информационно- коммуникативные технологии Создание сайтов, банка идей, видеосюжетов, интернет-портал, медиотеки

Нестандартные технологии Импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон

Социальное проектирование Конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам

Здоровьесберегаю щие технологии Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащихся на всех этапах его воспитания и развития

Диалоговые технологии

Реализация личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося. Диалоговые технологии могут быть реализованы в виде дидактических игр, аналитической работы, дискуссий, постановки проблемно-поисковой ситуации, эвристической беседы, дебатов, диспутов_

Наиболее важной из перечисленных является личностно-ориентированная технология, которая в процессе гражданской социализации направлена на формирование целостной личности, стремящейся к самоактуализации и самореализации своих возможностей, способной к восприятию нового опыта, а также умению ответственно подходить к решению и выбору жизненных ситуаций.

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать процесс гражданской социализации подрастающего поколения, вовлекая всех субъектов общества (образовательные учреждения, общественные организации, дополнительные образовательные учреждения и др.) с целью развития самостоятельности, творчества, способности критически мыслить в современном обществе.

Таким образом, процесс гражданской социализации подрастающего поколения может стать источником его личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Гражданская социализация подрастающего поколения является важнейшим компонентом всего образовательного процесса, действующим компонентом в интересах человека, общества, государства.

Появление новых требований общества, государственного социального заказа, формирование человека - все это требует от системы образования по-новому посмотреть на проблемы и найти пути решения, способствующие достижению поставленных целей и задач образования в целом.

Гражданская социализация подрастающего поколения решает цели и задачи, направленные на формирование человека как гражданина, с присущими

ему качествами, которые помогут в дальнейшем принимать активное участие в жизни общества, что и является стабилизацией такового.

В результате гражданской социализации сформированные гражданские качества подрастающего поколения будут способствовать его реализации обществе, помогать в решении сложившихся ситуаций в изменяющемся мире, что и является основой стабилизации общества. Ссылки:

1. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83-93.

2. Жичкина С.Е. К вопросу о понятии гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. № 18 (194). С. 15-19.

3. Никитина Е.С. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть. 2010. № 12. С. 145-148.

4. Орлова В.А. Особенности становления гражданского общества в России // Московский государственный открытый университет. 2012. № 2. С. 62-76.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.09.2020).

6. Иоффе А.Н. Роль образования в гражданском становлении личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 8. С. 9-25.

7. Горбатов В.И. Модель формирования гражданина в современном российском обществе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 1. С. 61-67.

8. Поносов Д.П., Попов А.Ю., Суслов А.Б., Черемных М.В. Формирование гражданских качеств учащихся начальной школы с учетом нового образовательного стандарта: методическое пособие для педагогов. Пермь, 2013. С. 85.

9. Красная М.А. Особенности гражданской социализации молодежи всовременном обществе: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. С. 469.

10. Инновационная программа патриотического воспитания обучающихся в ГБОУ Школа № 429 «Соколиная гора» на 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cog429mskobr.ru (дата обращения: 09.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.