Научная статья на тему 'Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области'

Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич, Салганова Елена Ивановна

В статье на теоретическом и конкретно-социологическом материале рассматривается проблема гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи, противоречия, особенности и факторы ее формирования, предлагаются конкретные рекомендации по повышению гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи в современных российских условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 116-119.

Б. Н. козлов, Е. И. Салганова

ГрАЖдАНСкАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье на теоретическом и конкретно-социологическом материале рассматривается проблема гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи, противоречия, особенности и факторы ее формирования, предлагаются конкретные рекомендации по повышению гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи в современных российских условиях.

Ключевые слова: учащиеся, студенты, гражданская культура, проблема гражданской культуры, противоречия гражданской культуры, особенности гражданской культуры, факторы формирования гражданской культуры, рекомендации.

В условиях социальной трансформации российского общества, реформы системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложняется процесс адаптации молодежи, поиска ею социально приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. Возникают новые проблемы с формированием ее гражданской культуры.

В Челябинской области в 2007-2008 гг. нами опрошены 910 школьников 9-11 классов, 430 учащихся профтехучилищ, 430 студентов учреждений средне-специального и 420 студентов учреждений высшего образования (выборка многоступенчатая, квотная); 111 экспертов из числа учителей, завучей, директоров, заместителей директоров по учебновоспитательной работе, преподавателей, деканов. По результатам опросов оценивается состояние гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи, особенности и факторы ее формирования, разработаны конкретные рекомендации по повышению гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи в современных российских условиях.

В составе опрошенных школьников 43 % юношей и 57 % девушек, среди опрошенных учащихся профессиональных училищ - 50 % и 50 % соответственно, среди студентов средних специальных учебных заведений (далее по тексту ссузов) - 26 % и 74 % соответственно, среди студентов вузов - 27 % и 73 % соответственно. Возраст опрошенных школьников от 14 до 17 лет, учащихся профессиональных училищ - от 15 до 21 года (включительно), студентов ссузов - от 14 до 21 года (включительно), студентов вузов - от 17 до 23 лет (включительно).

Важной характеристикой гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи выступает интерес к гражданственности1. Исследование показало, что большинство -71 % школьников, 80 % учащихся профессиональных училищ, 79 % студентов ссузов, 75 % студентов вузов - считают гражданственность важным качеством личности. В то же время только у трети учащейся и студенческой молодежи есть интерес к приобретению этого качества. Выявилось отсутствие единства во мнениях об изучаемом явлении и среди экспертов. В этом, на наш взгляд, видится одно из противоречий формирования гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи: между пониманием необходимости приобщения к ценностям гражданственности и реальными действиями по их освоению.

Негативное влияние на состояние гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи в настоящее время оказывают ряд факторов, во-первых, недостаток знаний о том, что характеризует гражданина, какими чертами он должен обладать; во-вторых, реальное наличие данных гражданских качеств. В сознании учащейся и студенческой молодежи, так же, как и в самой науке, произошло разделение мнений по основным характеристикам гражданина: большинство школьников в качестве отличительных признаков гражданина называют патриотизм (69 %), законопослушность (66 %), готовность защищать Родину (61 %); учащиеся профессиональных училищ указывают на готовность защищать Родину (64 %), ответственное отношение к учебе, труду (60 %), законопослушность (57 %); студенты ссузов - законопослушность (67 %), патриотизм (65 %), готовность защищать Родину (63 %); студенты вузов - патрио-

тизм (78 %), законопослушность (76 %), готовность защищать Родину (60 %).

В то же время реально есть установка на законопослушность только у 45 % опрошенных школьников; на патриотизм - у 40 %. Интересуются общественной жизнью 39 % школьников и учащихся профессиональных училищ. У учащихся профессиональных училищ ответственное отношение к учебе, труду проявляется у 50 %, законопослушность

- у 36 % и интерес к общественной жизни

- у 33 %. У студентов ссузов сформированы ответственное отношение к учебе, труду (указали 48 %), законопослушность (48 %), патриотизм (37 %) и интерес к общественной жизни (37 %); у студентов вузов - законопослушность (62 %), патриотизм (54 %) и готовность голосовать (44 %). Исследованием выявлено, что ориентация на освоение гражданской культуры в равной степени присуща как юношам, так и девушкам. В сознании большинства учащихся и студентов сложилась «идеальная модель гражданина», однако отсутствует целостность представлений

о выполнении гражданских ролей, они пока не являются нормой в сознании и поведении учащейся и студенческой молодежи3.

Основными источниками получения информации, знаний о гражданственности учащейся и студенческой молодежью являются: телевидение (указали 63 % школьников, 62 % учащихся профессиональных училищ, 62 % студентов ссузов, 58 % студентов вузов), газеты, журналы (31 %, 28 %, 34 %, 38 % соответственно), радио (13 %, 19 %, 19 %, 18 % соответственно), Интернет (21 %, 11 %, 14 %, 18 % соответственно), друзья, знакомые (8,1 %, 12 %, 7,0 %, 7,4 % соответственно).

Восприятие целей, ценностей, норм общественной деятельности, степень их интерио-ризации находится под влиянием общечеловеческих ценностей, личных жизненных ориентаций, социального опыта учащейся и студенческой молодежи3. Ведущими гражданскими ценностями для учащейся и студенческой молодежи выступают: свобода (отметили 35 % школьников, 25 % учащихся профессиональных училищ, 31 % студентов ссузов, 36 % студентов вузов), уважение к людям других национальностей (21 %, 31 %, 25 %, 17 % соответственно), безопасность (19 %, 18 %, 25 %, 24 % соответственно), законопослушность (11 %, 12 %, 13 %, 7,4 % соответственно), общественная работа (3,2 %, 5,3 %, 4,9 %, 2,9 % соответственно).

С позиций деятельностной составляющей были охарактеризованы основные гражданские нормы учащейся и студенческой молодежи: учеба, труд, общественная работа, уважение к людям других национальностей, законопослушность, патриотизм. Исследование подтверждает, что для большинства учащейся и студенческой молодежи учеба уже не является первоочередным делом в жизни. На это обращают внимание и эксперты. Низкая заинтересованность учащихся и студентов учебой, прежде всего, связана с их личностными качествами. Особое влияние здесь оказывают не только и не столько возможности, условия образовательного процесса, сколько способности и желание самого учащегося. В этом мы видим еще одно из противоречий гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи: между интересом к учебе как гражданской норме и не соблюдением этой нормы в практической деятельности. Установлено, что не у всей учащейся и студенческой молодежи есть интерес и к труду. Совмещают с учебой работу чаще учащиеся профессиональных училищ и студенты вузов (47 % и 49 % соответственно), нежели школьники и студенты ссузов (23 % и 32 % соответственно). Для учащейся и студенческой молодежи характерна низкая общественная активность: четверть опрошенных среди учащейся молодежи и треть среди студентов не участвуют в общественной жизни. Выявлены причины низкой общественной активности учащейся и студенческой молодежи: «нет времени» (34 % школьников, 35 % учащихся профессиональных училищ, 46 % студентов ссузов, 40 % студентов ввузов), «меня это не интересует» (20 %, 20 %, 18 %, 16 % соответственно) и «никто не предлагает этим заниматься» (17 %, 14 %, 12 %, 20 % соответственно). Тем самым налицо еще одно из противоречий гражданской культуры современной учащейся и студенческой молодежи: между потребностью общества в формировании «гражданина -общественника» и реальными действиями по приобретению личностью значимого опыта общественной активности. Вместе с тем при определенной противоречивости проявления общественной активности подавляющее большинство учащейся и студенческой молодежи положительно относятся к молодежным группам, объединениям, организациям. Однако членами их являются только 9,5 % школьников, 10 % учащихся профессиональных училищ, 6,5 % студентов ссузов и 7,6 %

студентов вузов. Очевидно, в сознании учащейся и студенческой молодежи пока еще отсутствует системное видение общественной активности. Недостаточная работа института образования по повышению общественной активности молодежи ведет к формированию своеобразного стиля жизни учащейся и студенческой молодежи, характеризующегося пассивностью, равнодушным отношением к общественной деятельности.

Исследование обнаружило, что учащаяся и студенческая молодежь в целом положительно относится к срочной военной службе. Не собираются служить ни при каких условиях только 6,4 % школьников, 6,0 % учащихся профессиональных училищ, 5,1 % студентов ссузов и 5,5 % студентов вузов. Для учащейся и студенческой молодежи характерна ориентация на западный образ жизни: 27 % школьников, 21 % учащихся профессиональных училищ, 24 % студентов ссузов, 24 % студентов вузов хотели бы жить и родиться в другой стране, 81 %, 75 %, 70 %, 76 % соответственно готовы (при возможности) уехать туда учиться и работать. Таким образом, Запад по-прежнему играет для многих, в том числе и для учащейся и студенческой молодежи, роль общественного идеала. Еще одной из важных гражданских норм является «уважение к людям других национальностей»: для подавляющего большинства учащейся и студенческой молодежи совершенно не важно, какой национальности их сверстники; у 77 % школьников, 85 % учащихся профессиональных училищ, 88 % студентов ссузов и 89 % студентов вузов есть друзья другой национальности.

Проведенное исследование позволяет высказать ряд рекомендаций по формированию и повышению гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи.

Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации:

- государственную молодежную политику сделать одним из приоритетов федеральных и региональных органов власти, в том числе обратить внимание на учащуюся и студенческую молодежь, на распространение гражданских ценностей среди молодежи, на совершенствование законодательства по молодежи;

- разработать целостную и системную концепцию гражданского становления для

всех групп молодежи и программу формирования и развития гражданской культуры молодежи;

- считать первоочередной и решать проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, в том числе путем государственного заказа и бизнес-заказа.

- сформировать систему государственного и общественного признания и поощрения социально ответственных добровольных действий молодежных общественных объединений, организаций, движений по формированию и развитию гражданской культуры молодежи, используя систему конкурсов, номинаций, рейтингов, а также государственных грантов;

- повышать информационную культуру учащейся молодежи как условия развития гражданской культуры, обратить здесь особое внимание на роль СМИ, Интернета и т. п.

Общественной палате Российской Федерации, Общественной палате Челябинской области, общественным организациям:

- в целях интеграции воспитательных сил общества в формировании гражданской культуры молодежи организовать деятельность городских, районных советов содействия семье, учебным заведениям;

- расширять сеть учреждений дополнительного образования, использующих инновационные формы работы с учащейся и студенческой молодежью по их социокультурному развитию, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

- поддерживать семьи в духовнонравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработать и реализовать мероприятия, способствующие включению семей в гражданско-патриотическую, краеведческую, спортивно-массовую и культурно-массовую деятельность; привлекать родителей к делам учебных заведений (школ, учреждений профессионального образования), помогать им овладевать основами семейного воспитания, решения проблем гражданской культуры;

- осуществлять общественный контроль за использованием средств, выделяемых на мероприятия по повышению гражданской культуры молодежи;

- признать приоритетность и выработать меры по борьбе с девиантным поведением

молодежи, безнадзорностью, за здоровый образ жизни; по эффективной организации ее разумного досуга, занятости в объединениях по интересам, самодеятельного творчества, спортивных секциях и т. д.; по обеспечению доступности образования для каждого молодого человека; по действенной социальной помощи молодым семьям, бедным молодым людям и молодежи с ограниченными физическими и социальными возможностями.

- разработать и создать механизм общественного контроля с участием родительских комитетов, попечительских советов при образовательных учреждениях за деятельностью государственных органов и бизнеса в решении проблем формирования и развития гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи;

- развивать диалог общественности, научного сообщества, общественных организаций и властных структур региона по формированию и развитию гражданской культуры молодежи, прежде всего учащихся и студентов.

Образовательным учреждениям и учреждениям культуры, научным организациям:

- активизировать деятельность в сфере культуры и дополнительного образования по оказанию помощи семье и учебным заведениям в организации свободного времени учащейся и студенческой молодежи по месту жительства;

- привлекать семьи к традиционным праздничным мероприятиям, посвященным дням воинской славы России, юбилейным датам, традициям районов, городов, области;

- создать условия для усвоения учащимися и студентами гражданских знаний, формирования умений и навыков, приобретения ими позитивного социального опыта;

- усилить гражданские и патриотические аспекты в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

- проводить экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования и развития гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи;

- организовать систему подготовки кадров в учебных заведениях, способных эффективно решать задачи гражданско-патриотического воспитания; внедрять дистанционное обучение кадров в системе гражданско-патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи;

- воспитывать потребность в саморазвитии на личностном уровне, а также создавать условия для саморазвития учащейся и студенческой молодежи;

- создавать условия формирования качественно новых отношений педагогов и учащихся, которые обеспечивают реальное равенство прав участников совместной общественной деятельности;

- осуществлять комплексные исследования для научного и информационноаналитического обеспечения состояния и проблем гражданской культуры различных групп молодежи, в том числе учащейся и студенческой молодежи.

Средствам массовой информации:

- регулярно публиковать материалы об опыте работы территорий, органов власти и управления, предприятий, образовательных, культурно-просветительных учреждений, семей по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;

- проводить дискуссии с участием научной общественности, представителей органов власти по современным проблемам гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи и поискам выхода из сложных ситуаций;

- рассмотреть вопрос о выделении на областном телевидении и радио эфирного времени программам, посвященным гражданским знаниям, ценностям и нормам;

- учредить региональные гранты по поддержке средств массовой информации, освещающих проблемы гражданской культуры.

Примечания

1 См.: Соловьев, А. И. Культура гражданственности. К новой парадигме // Свобод. мысль. 1998. № 7. С. 66.

2 См.: Омеличкин, О. В. Гражданская культура : теоретико-методологические проблемы). Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. С. 114.

3 Гражданское общество и гражданин / под ред. В. Д. Мехедова. Брянск, 1998. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.