Научная статья на тему 'Гражданская идентичность как объект социолого-коммуникативного исследования: эволюция научных подходов'

Гражданская идентичность как объект социолого-коммуникативного исследования: эволюция научных подходов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / THE PROBLEM OF PRESERVATION OF IDENTITY / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / FORMATION OF CIVIC IDENTITY / ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ / SHARED VALUES / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / СОХРАНЕНИЕ ЕДИНСТВА СТРАНЫ / THE UNITY OF THE COUNTRY / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / RUSSIAN NATION / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / РОССИЯНЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тория Жанна Нодаровна

В современном мире, в условиях всемирной глобализации, практически все страны, столкнулись с проблемой сохранения своей идентичности. Вполне очевидно, что идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейших государствах с полиэтническими и поликонфессиональным составом, каковым является современная Россия, безусловно, невозможна. Автор обращает внимание на то, что формирование гражданской идентичности должно базироваться на общих ценностях, патриотическом сознании, гражданской ответственности и солидарности, уважении к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями. Это и является необходимым условием сохранения единства страны. Автор подчеркивает, что идея российской нации и российской гражданской идентичности, впервые была высказана акад. В.А. Тишковым в начале 1990-х гг., а В.А. Ядов и Е.Н. Данилевская уже вскоре осуществили изучение состояния социальных идентификаций, в том числе гражданской и этнической, у населения РФ в сопоставлении с польским. Автор подчеркивает, что поддержка и укрепление региональных и этнических сообществ россиян есть одно из важнейших условий формирования российского народа исторической и социально политической общности, которая представляет собой «единство в многообразии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тория Жанна Нодаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil identity as an object of sociology and communication studies: the evolution of scientific approaches

Institute of Public Administration and civil service, Ranepa, Moscow, the Russian Federation Abstract. In the modern world, in a world of globalization, almost all countries are faced with the problem of preserving their identity. It is impossible to consider the identification solely through ethnicity, religion, in the largest countries with a multiethnic and multi-religious composition, which is modern Russia. The author expresses the fact that the formation of civic identity should be based on shared values, a Patriotic consciousness, civic responsibility and solidarity, respect for the law, belonging to the fate of the homeland without losing their ethnic and religious roots. It is essential to preserve the unity of the country. The author emphasizes that firstly V. A. Tishkov proposed the idea of the Russian nation and the Russian civil identity in the early 1990s. V. A. Yadov and E. N. Danilevskaya studied social identity, including civil and ethnic, the population of the Russian Federation in comparison with the Polish in 1998 and 2002. The author expresses that the support and strengthening of regional and ethnic communities of Russians is one of the most important conditions of formation of the Russian nation historical and socio political community, which represents “unity in diversity”.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность как объект социолого-коммуникативного исследования: эволюция научных подходов»

■ ■ ■ Гражданская идентичность как объект социолого-коммуникативного исследования: эволюция научных подходов

Тория (Агрба) Жанна Нодаровна

Институт государственной службы РАНХиГС

Аннотация: В современном мире, в условиях всемирной глобализации, практически все страны, столкнулись с проблемой сохранения своей идентичности. Вполне очевидно, что идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейших государствах с полиэтническими и поликонфессиональным составом, каковым является современная Россия, безусловно, невозможна. Автор обращает внимание на то, что формирование гражданской идентичности должно базироваться на общих ценностях, патриотическом сознании, гражданской ответственности и солидарности, уважении к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями. Это и является необходимым условием сохранения единства страны. Автор подчеркивает, что идея российской нации и российской гражданской идентичности, впервые была высказана акад. В.А. Тишковым в начале 1990-х гг., а В.А. Ядов и Е.Н. Данилевская уже вскоре осуществили изучение состояния социальных идентификаций, в том числе гражданской и этнической, у населения РФ в сопоставлении с польским.

Автор подчеркивает, что поддержка и укрепление региональных и этнических сообществ россиян есть одно из важнейших условий формирования российского народа - исторической и социально - политической общности, которая представляет собой «единство в многообразии».

Ключевые слова: глобализация, проблема сохранения идентичности, формирование гражданской идентичности, общие ценности, патриотическое сознание, сохранение единства страны, российская нация, российская гражданская идентичность, россияне.

Для цитирования: Тория (Агрба) Ж. Н. Гражданская идентичность как объект социолого-коммуникативного исследования: эволюция научных подходов. Коммуникология. Том 5 №4. 2017. С. 103-110

Сведения об авторе: Тория (Агрба) Жанна Нодаровна, аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

В современном мире, который в условиях всемирной глобализации, все больше становится открытым, прозрачным и взаимосвязанным, практически все страны, столкнулись с необходимостью выработки новой стратегии сохранения своей идентичности. Не стала исключением и Россия, где, по словам, В.В. Путина, -вопрос «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» звучат все громче и громче [Путин: 8].

Становится очевидным, что движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, что только оно способно про-

тивостоять внешним и внутренним вызовам, добиться позитивных результатов в условиях глобальной конкуренции.

При этом Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия двух общенациональных катастроф XX в., приведших в 1991 гг. к распаду государственности. Их разрушительные последствия не могли не отразиться на культурном и духовном коде нации, стали причиной разрыва традиции и единства истории демократизации общества, утраты взаимного доверия и ответственности.

Это особенно рельефно проявилось после 1991 г, когда государство, власть, интеллектуальное и политическое сообщества практически самоустранились от выработки идеологии развития, питали иллюзии, что такая идеология возникла сама по себе. Более того, - отмечает В.В. Путин, - «грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, и к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера [Путин: 9].

Далее, он с предельной откровенностью подчеркнул, что «формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны» [ Путин: 13].

Другой серьезный вызов российской идентичности связан с неоднозначными событиями, происходящими в окружающем мире. Ныне ведущие страны Запада открыто демонстрируют отказ от своих духовных корней, включая христианские ценности, составляющие основу западной цивилизации. Ими отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная, проводится политика уравнивающая многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану. Многие европейцы стыдятся говорить о своей религиозной принадлежности, отменяются или называются как-то иначе общепризнанные традиции, стыдливо замалчивая нравственную основу традиционных праздников. И такая модель, агрессивно навязываемая всему миру, осознается во все большем числе стран как прямая дорога к примитивизации и деградации, демографической и нравственной катастрофе.

Вполне очевидно, что идентификация исключительно через этнос, религию в таком крупнейшем государстве с полиэтническими и поликонфессиональным составом, каковым является современная Россия, безусловно, невозможна. Ныне формирование гражданской идентичности и самоощущения на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери своих этнических и религиозных корней - рассматривается как руководством страны, большинством ее граждан как условие сохранения единства страны [Путин: 8-15].

С учетом приведенных выше важных методологических особенностей возникновения потребностей глубокого исследования проблем гражданской идентичности, рассмотрим эволюцию понятий, структуру и процессы этого социального феномена.

В отечественной и зарубежной научной мысли идентичность изначально рассматривается как психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъектным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; а также как отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.) [Культурология...: 136].

В социальных науках обычно различается социальная идентичность (отождествление себя с социальной позицией, или статусом), культурная идентичность (отождествление себя с культурной традицией), этническая идентичность (отождествление себя с определенной этнической группой), групповая идентичность (отождествление себя с той или иной группой, общностью). Используется также термин «психосоциальная идентичность», интегрирующая различные аспекты индивидуальной самоидентификации [Культурология.: 136-137].

С несколько иных позиций рассматривается термин «идентичность» зарубежными учеными. Так, составители Большого толкового социологического словаря (Collins) под этим термином рассматривают смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отдаляется от родителей и семьи и занимает место в обществе [Большой толковый социологический словарь: 226]. Другие западные ученые под этим термином видят понятие «обозначающее осознание индивидом себя, того, кем он является, при этом идентичность всегда предполагает как сходство с другими людьми, так и отличие от них» [Аберкромби: 155].

Думается, что весьма показательным ответом россиян в этом плане могут служить данные международного социологического опроса Globe Scan/ BBC по вопросу «Считаете ли вы себя гражданином мира?», согласно которому отрицательно идентифицировали себя 74,0 % опрошенных, «да» и «скорее да» ответили соответственно 20,0 и 4,0%.

Следует отметить, что напряженная интеллектуальная деятельность в этом направлении началась давно и проявилась в выступлениях первых лиц государства, и прежде всего, в президентских выступлениях. Так, понятие нации стало употребляться не в этнокультурном значении, а в смысле государственной общности - политической нации. В таком значении понятие нации и производное от него определение «национальный» (доход, интересы и т. п.) в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, по некоторым данным, в 2000 г. употреблялось 10 раз, в 2007 г. -18. С 2008 г. в Посланиях Президента РФ само упоминание нации стало приводиться в значении государственной общности [Дробижева: 116-117].

Определенные усилия предпринимались для формирования образа России, идентичности россиян через эффективные коммуникации - электронные и печатные издания СМИ, образование, проблемы ее формирования обсуждались на многочисленных научных форумах. Важно подчеркнуть идея российской нации, и, соответственно, российской гражданской идентичности, впервые была высказана акад. В.А. Тишковым в начале 1990-х гг. Состояние социальных идентификаций, в том числе гражданской и этнической, у населения РФ в сопоставлении с польским изучалось социологами В.А. Ядовым и Е.Н. Даниловой в 1998 и 2002 гг. [Данилова].

Ими была разработана формулировка «мы - идентификаций», включающая «мы - граждане России», которая в дальнейшем стала применяться в научных исследованиях других ученых страны.

Почти одновременно, в 1998, 2004 и 2007 гг. на основе общероссийских социологических опросов было проведены исследования акад. М.К. Горшковым, В.В. Пастуховым, Н.Е. Тихоновой. В 2008 г. обширное исследование с использованием социологических методов было осуществлено Институтом этнологии и антропологии РАН под руководством акад. В.А. Тишкова.

Оно содержит важное заключение: «мы делаем фундаментальный вывод, что поддержка и укрепление региональных и этнических сообществ россиян есть одно из важнейших условий формирования российского народа - исторической и социально-политической общности, которая представляет собой «единство в многообразии». И далее: «Среди множества идей и проектов по поводу, что есть Россия, наиболее актуальной и адекватной является стратегия утверждения российской идентичности среди граждан страны, прежде всего, в форме воспитания патриотизма, обретения знания о стране, ее истории и культуре. В этом и состоит исходная предпосылка формирования российской нации» [Российская нация: 3-4].

Таким образом, для всех становится очевидным, что если для акад. М.К. Горшкова распространение идентификации с гражданами России, - отмечает Л.М. Дробижева [Дробижева: 4], - свидетельство «возможности в обозримой перспективе формирования в России гражданской нации», то для акад. В.А. Тишкова «процесс формирования гражданской нации достаточно давно и усиленно идет в России, а в каком-то смысле или в какие-то событийные моменты можно говорить о российской нации как о свершившемся факте общественного сознания».

Несомненно, столь заметная разница подходов и оценок состоит в том, что исследователи, работающие в разных дисциплинах, хотя и относящихся в целом к сфере социально-гуманитарных наук, вкладывают разные смыслы в одни и те же понятия. На наш взгляд, это в значительной мере актуализирует

потребность в дальнейшей разработке и уточнении междисциплинарных параметров настоящего исследования, включая терминологическую базу.

Действительно, глобализация, приведшая в движение системообразующие принципы общества и личности, перевела в плоскость трудноразрешимости и

острых проблем многие, прежде устоявшиеся представления. Динамика смысловых инвариантов базового характера, среди которых такие, как национальность, характер религиозных ценностей, роль пространства и времени, релятивизация представлений об истине, нации, образовании, ставит перед философской мыслью концептуальные вопросы фундаментального свойства [Дело-каров: 24]. В подобной ситуации «впечатляющее возрастание интереса к «обсуждению идентичности», - считает З.Бауман, - может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления».

Вместе с тем, отечественные философские школы справедливо отмечают, что современная глобализация, в рамках которая ставится и осмысливается проблема идентичности, при всей ее сложности и многоаспектности - продукт законодательной мысли. По сути она представляет собой попытку универсализации тех моделей цивилизационного развития, которые сделали индустриально развитые страны Запада лидером современного мира. В более узком смысле глобализация выступает как стремление унификации мира на основе капиталистических отношений американского типа [Делокаров: 24-25].

В этой связи полагаем, что концептуализация статуса идентичности вообще и идентичности России в современном глобализирующемся мире не только теоретически значима, но имеет и прикладную ценность, поскольку от того, как люди, особенно студенты и молодежь, воспринимают свою идентичность, зависит их сопричастность и отношение к жизни и событиям, которые происходят в стране [Назарова: 33-43]. Тем самым, явно или неявно представления об идентичности влияют на формирование идеала, сценариев будущего России, а тем самым категориальный анализ сути идентичности позволяет глубже осознать место нашей страны в глобализирующемся мире, понять общее и особенное в цивилизационных процессах России и остального мира.

Нельзя не отметить озабоченность некоторых экспертов, что существует ряд факторов, которые серьезно усложняют понимание сути российской идентичности [Делокаров: 27]. Во-первых, адекватному пониманию своей идентичности России мешает систематическая и многовековая «война» со своим прошлым, своей историей. Характерно, что не только каждая радикальная социально-политическая трансформация в стране, будь то СССР или современная Россия, но зачастую даже смена политического лидера начинается с резкой критики своего недавнего прошлого. Показательны в этом плане социально-политические трансформации 1990-х гг, которые создали у народа такой нелицеприятный образ о стране и самих себе, что его состояние оказалось близко к аномии.

Этот результат, впрочем, был в свое время предсказан в работе Патрика Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»: «Уничтожьте записи о прошлом народа, оставьте его жить в невежестве относительно деяний предков - и опустевшие сосуды душ легко будет заполнить новой историей, как это было описано в «1984». Развенчайте народных героев - и вы деморализуете целый народ» [Бьюкенен: 237].

Во-вторых, адекватной интерпретации происходящих процессов, равно как и процессов прошлого, мешает привычка искать источники проблем не у себя, а со стороны.

Между тем, как считают отечественные ученые, многие проблемы России порождены не «происками» извне, а собственными ошибками1, которые начинают исправляться. Немаловажное обстоятельство зафиксировали российские исследователи - сейчас фиксируется самые высокий уровень общероссийской гражданской идентичности с момента начала измерения этого показателя Институтом социологии РАН. Как цитирует в своей статье руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. В. Баринов: «Ныне, 75% опрошенных причисляют себя к гражданам России, а в одном из опросов на вопрос «в наше время человеку нужно ощущать себя частью общероссийской нации «россиянином» около 80% опрошенных респондентов согласились с этим. Думается, что это является свидетельством того, что россияне чувствуют себя единым народом, живущим в едином большом государстве, объединенным, как территорией, так и общим историческим прошлым, и государственным языком [Королев]. С этим выводами трудно не согласиться.

Источники:

1. Аберкромби Н. 2004.Социологический словарь. Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издатльство «Экономика».

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (A- O): Пер. С англ. - М.: Вече, АСТ 1999.

3. Бьюкенен П. Дж. 2003.Смерть Запада. М.

4. Гранин Ю. От самосознания к идентичности: Проект «Российская нация» должен быть завершен // Независимая газета. 2017. - 29 марта.

5. Данилова Е.Н. 2005.Через призму социальных идентификаций // Россия реформирующая. Ежегодник 2004 / Ответ. Ред. Л.М. Дробижева. М.

6. Делокаров К.Х. 2011.Проблема идентичности в эпоху глобализации: российская специфика / Северный Кавказ в фокусе российской идентичности / Под общ. ред. А.Ю. Шадже. - М.: Российское философское общество; Майкоп: Издательство «Магарин О.Г.».

7. Дробижева Л.М.. Рыжова С.В. 2017. Российская идентичность и межэтническая толерантность: Электронный ресурс https://www.civisbook.ru/files/File/Ros ident.pdf (дата обращения 5 июня 2017 г.)

8. Королев В. Игорь Баринов: ключевое слово для нас всех - Родина//Комсомольская правда. Спецвыпуск «Многонациональная Россия. - 2017. - 9 июня.

9. Крецул Р. 2017. Российской нации дали определение: Ученые РАН создали словарь понятий, в котором россиян охарактеризовали как политическую, а не этническую общность// Известия - 2017. - 20 апреля.

1 Напр. См.: Гранин Ю. От самосознания к идентичности: Проект «Российская нация» должен быть завершен // Независимая газета. 2017. - 29 марта; Крецул Р. Российской нации дали определение: Ученые РАН создали словарь понятий, в котором россиян охарактеризовали как политическую, а не этническую общность//Известия - 2017. -20 апреля; Тишков В.А. Единство России - в многообразии культур: Пора подумать ни только о «дружбе народов», но и о «дружном народе» // Независимая газета. - 2017. -30 мая.

10. Культурология. XX век. Словарь. Санкт- Петербург. - Университетская книга.2017.

11. Назарова Е. А., Тория Ж. Н. 2017. Особенности формирования гражданской идентичности в студенческой среде Карачаево-Черкесской Республики: социологический анализ// Социология образования.№1. C.33-42

12. Путин В.В. 2013. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» // Вестник Российской нации. №6.

13. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Отв.ред. В.А. Тиш-ков.- М., 2008.

14. Тишков В.А. 2017. Единство России - в многообразии культур: Пора подумать ни только о «дружбе народов», но и о «дружном народе» // Независимая газета. - 2017. - 30 мая.

■ ■ ■ Civil identity as an object of sociology and communication studies: the evolution of scientific approaches

Toriya (Agrba) J.N.

Institute of Public Administration and civil service, Ranepa, Moscow, the Russian Federation

Abstract. In the modern world, in a world of globalization, almost all countries are faced with the problem of preserving their identity. It is impossible to consider the identification solely through ethnicity, religion, in the largest countries with a multiethnic and multi-religious composition, which is modern Russia. The author expresses the fact that the formation of civic identity should be based on shared values, a Patriotic consciousness, civic responsibility and solidarity, respect for the law, belonging to the fate of the homeland without losing their ethnic and religious roots. It is essential to preserve the unity of the country. The author emphasizes that firstly V. A. Tishkov proposed the idea of the Russian nation and the Russian civil identity in the early 1990s. V. A. Yadov and E. N. Danilevskaya studied social identity, including civil and ethnic, the population of the Russian Federation in comparison with the Polish in 1998 and 2002. The author expresses that the support and strengthening of regional and ethnic communities of Russians is one of the most important conditions of formation of the Russian nation - historical and socio - political community, which represents "unity in diversity".

Keywords: globalization, the problem of preservation of identity, the formation of civic identity, shared values, a Patriotic consciousness, the unity of the country, the Russian nation, the Russian civil identity.

For citation: Toriya (Agrba) Janna N. Civil identity as an object of sociology and communication studies: the evolution of scientific approaches. Communicology. Vol. 5 No. 4. 2017. Р. 103-110.

Inf. about author: Toriya (Agrba) Janna Nodarovna, postgraduate student, Department of public relations and media policy, Institute of Public Administration and civil service, Ranepa, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

References

1. Abercrombie N. Sociologicheskii slovar. Pereod s angl. Yaz./ N. Aberrombie, S. Hill, B. S. Terner/ pod red. S.A. Erofeeva.- 2-e izd., pererabotannoe I dop. - M.: ZAO "Izdatelstvo Ekonomia", 2004.

2. Bolshoy tolkovii sotciologicheskii slovar (Collins). Tom 1 (A-O): Per. S angl. - M.: Veche, AST 1999.

3. Biujkenen P. Dj. Smert Zapada. M., 2003.

4. Granin Yu. Ot samosoznaniya k identichnosti: Proekt "rossiskaya natciya" doljen bit zavrshen // maya Gazeta.2017. - 29 marta.

5. Danilova E.N. Cherez prizmy sotcialnih identifikatcii // Rossiya refoemiruujayasya. Ejegodnik 2004 / Otvet. Red. L.M. Drobijeva.- M., 2005.

6. Delokarov K.H. Problema identichnosti v epohu globalizatci: spetcifika / Severnii Kavaz v fokuse rossiiskoy identichnosti / Pod objei red. A.Yu. Shadge.- M.: Rossiskoe filosofskoe objestvo; - Maiop: Izdatelstvo Magarin O.G, 2011.

7. Drobijeva L.M. Rijova S.V. Rossiskaya identichnost I mejetnicheskaya tolerantnost. Eletronnii resurs https://www.civisbook.ru/files/File/Ros ident.pdf

8. Korolev V. Igor Barinov: kluchevoe slovo dlia nas vseh - Rodina // omsomolskaya pravda. Spetcvipusk «Mnogonatcionalnaya Rossiya. - 2017. - 9 lun.

9. Kretcul R. Rossiskoy natcii dali opredelenie: Ucenie RAN sozdali slovar poniyatii, v otorom rossiyan oharakterizovali kak politichesuyu, a ne etnicheskuyu obshnost // Izvestiya - 2017. -20 Apreliya.

10. Kulturologiya. XX vek. Slovar. Sant Peterburg. - Universitetskaya kniga.

11. Nazarova E.A., Toriya J.N. Osobennosti formirovaniya grajdanskoy identichnosti v studenchesoy srede KCHR // Sociologiya obrazovaniya - 2017. - №1. - s..33-42

12. Putin V.V. Vistuplenie na zasedanii mejdunarodnogo diskussionnogo luba Valdai // Vestnik Rossisoy natcii. - 2013.- №6

13. Rossiskaya natciya: stanovlenie I etnokulturnoe mnogoobrazie / Otv. Red. V.A. Tishkov. - M., 2008.

14. Tishkov V.A. Edinstvo Rossii - v mnogoobrazii kultur: Pora dumat ni tolko o drujbe narodov, no I I o drujnom narode // Nezavisimaya gazeta. - 2017. - 30 Maya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.