Научная статья на тему 'Гравированные изображения середины i тыс. Н. Э. На севере Минусинской котловины'

Гравированные изображения середины i тыс. Н. Э. На севере Минусинской котловины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ / РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухарева Анна Николаевна

В статье представлены некоторые результаты полевых исследований петроглифов на горе Маяк (она же гора Яновская), расположенной на левом берегу Енисея в Новоселовском районе Красноярского края. В ходе документирования этого памятника, начатого в 2015 г., были выявлены новые наскальные изображения, среди которых заслуживает внимание сцена охоты, выполненная в технике гравировки на одной из плоскостей горы. Учитывая стилистические особенности изображений и аналогии среди петроглифов расположенного рядом комплекса памятников наскального искусства Улазы, композицию можно датировать эпохой раннего средневековья и соотносить с населением, испытавшим определенное влияние таштыкской изобразительной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гравированные изображения середины i тыс. Н. Э. На севере Минусинской котловины»

КГПУ - Красноярский государственный педагогический университет

КемГУ - Кемеровский государственный университет

КМАЭЭ - Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ

МАЭ РАН - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

САИПИ - Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства

УДК 902/904

ГРАВИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. Н.Э. НА СЕВЕРЕ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-31-01271а2 «Комплексное изучение наскальных изображений эпохи раннего средневековья на памятниках Алтае-Саянского региона и Монголии»).

Мухарева Анна Николаевна,

к.и.н., доцент кафедры археологии Кемеровского государственного университета (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: [email protected]

В статье представлены некоторые результаты полевых исследований петроглифов на горе Маяк (она же гора Яновская), расположенной на левом берегу Енисея в Новоселовском районе Красноярского края. В ходе документирования этого памятника, начатого в 2015 г., были выявлены новые наскальные изображения, среди которых заслуживает внимание сцена охоты, выполненная в технике гравировки на одной из плоскостей горы. Учитывая стилистические особенности изображений и аналогии среди петроглифов расположенного рядом комплекса памятников наскального искусства Улазы, композицию можно датировать эпохой раннего средневековья и соотносить с населением, испытавшим определенное влияние таштыкской изобразительной традиции.

Ключевые слова: петроглифы, раннесредневековые наскальные изображения, Минусинская котловина.

ENGRAVED DEPICTION OF THE MIDDLE OF 1ST MILLENNIUM AD THE NORTH MINUSINSK BASIN

Mukhareva Anna Nikolaevna,

Candidate of History, Assistant Professor at the Department of Archaeology, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article presents some of the results of field studies of petroglyphs on the Mayak mountain (it also Yanovskya mountain), situated on the left bank of the Yenisei River in the Novoselovskyy district of the Krasnoyarsk region. In the documentation of the monument , which began in 2015, revealed new rock carvings, among which deserves the attention of a hunting scene, made in the art of engraving on one of the planes mountain. Given the stylistic features of images and analogies among petroglyphs adjacent complex of monuments of rock art Ulazy, the composition can be dated to the early Middle Ages, and to correlate with the population, have experienced some impact Tashtyk pictorial tradition. Keywords: petroglyphs, early medieval rock art, Minusinsk Basin.

Памятники наскального искусства, расположенные на севере Минусинской котловины, одними из первых привлекли внимание исследователей. Во время Первой академической экспедиции Д.Г. Мессершмидта 18 февраля 1722 г. крашеные рисунки на утесе Городовая стена напротив старого с. Новоселово были скопированы художником экспедиции К. Шульманом и вошли в научную лите-

ратуру как Новоселовская писаница. Упоминания об изображениях на скалах, известных в этой местности, встречаются в работах середины и второй половины XIX столетия (М. Кастрен, Н.И. Попов, И.Т. Савенков и др.), после чего возобновление интереса к памятникам севера Минусинской котловины происходит лишь в 60-е гг. ХХ века в связи с подготовкой ложа будущего водохранилища

(обзор истории изучения наскальных рисунков Новоселовского района Красноярского края см.: Журавков, Заика, 2006). Многие из памятников наскального искусства, зафиксированные здесь в те годы, ныне затоплены водами Красноярского водохранилища. Между тем, на скальных выходах небольших горок, расположенных чуть дальше от береговой линии, можно обнаружить петроглифы, не представленные в научной литературе. Один из таких памятников расположен поблизости от современного районного центра с. Новоселово на горе Яновской, называемой местными жителями Маяк. Поскольку местное название данной горы уже вошло в научную литературу, представляется целесообразным в дальнейшем придерживаться именно его.

Гора с петроглифами находится на левом берегу Енисея, севернее п. Новоселово, на расстоянии около 1 км от него. Одна дорога, ведущая из села к памятнику, проходит через глубокий овраг и тянется вдоль береговой линии, другая - по вершине горы. Будучи относительно небольшой, гора выделяется на местности как наиболее высокая точка, а на ее вершине установлен геодезический знак. На весьма крутых восточном и южном склонах несколькими ярусами расположены скальные обнажения. В значительной степени плоскости, удобные для нанесения рисунков, разрушены, а у подножия горы в нескольких местах имеются скопления крупных блоков камней, вероятно, упавших сверху.

Упоминания о том, что на горе Маяк есть петроглифы, неоднократно встречаются в научной литературе (Боковенко, Леонтьев, 1985; Заика и др., 2004, с. 256; и др.). Однако, насколько нам известно, эти рисунки подробно не описывались и не публиковались. Впервые обследование местонахождения осуществили Н.В. Леонтьев и Н.А. Боковенко (Петроглифический отряд Средне-Енисейской экспедиции ЛОИА АН СССР) в ходе разведочных работ летом 1983 г. (Боковенко, 1983, с. 5). Исследователями были зафиксированы «две грани с рисунками на среднем (2) ярусе, обращенном на восток, к Енисею» (Там же, с. 6).

Повторное обследование памятника было предпринято экспедицией Лаборатории археологии КГПУ под руководством А.Л. Заики в октябре 2004 г., в ходе которого были выявлены изображения на южном и восточном склонах горы (Заика и др., 2004, с. 256). К сожалению, результаты этих исследований также остались неопубликованными.

Нами разведочные работы на горе Маяк были выполнены в июне 2013 г., а в 2015 г. начато документирование петроглифов этого памятника. К настоящему времени выявлено несколько плоскостей с выбитыми и гравированными изображениями, расположенных на восточном и юго-восточном

склонах. Большая их часть, очевидно, была создана в середине I тыс. н.э.

Среди рисунков горы Маяк привлекает внимание сцена охоты двух конных всадников на копытное животное, зафиксированная в отчете Н.А. Боковенко (Боковенко, 1983, рис. 10, 11). Выполнена она на расположенном у самой земли длинном скальном выходе высотой 44 см и длиной 174 см (измерения сделаны по центру плоскости). Изображения находятся в верхней правой части грани, ориентированной на ЮЮВ (аз. 145°), выполнены тонкими гравированными линиями и по цвету не отличаются от скальной поверхности. Сохранность плоскости удовлетворительная, над ней уцелел небольшой естественный навес, предотвращающий попадание дождевых вод, тем не менее, по всей ее площади имеются трещины, из-за которых верхняя часть гравированной сцены прослеживается значительно хуже. Фигура первого всадника заштрихована, в его руке изображен лук. Судя по посадке всадника, его нога упирается в стремя. Идентичными изобразительными приемами передан второй всадник, хотя контуры седока сохранились несколько хуже. Наличие лука у второго всадника проследить не удалось.

Лошади под седоками изображены стремительно скачущими. Передняя нога одного из коней подогнута в характерной для таштыкского изобразительного стиля манере, тогда как ноги других животных - коня под вторым всадником и убегающего копытного - раскинуты в разные стороны, чем напоминают эталонные древнетюркские рисунки. В целом сцена динамична, наполнена движением, пропорции и позы фигур отличаются реалистичностью. Фигуры композиции довольно крупные, не перекрывают друг друга и, вероятно, были нанесены на скалу одновременно.

Гравированной композиции на горе Маяк имеются аналогии в петроглифах комплекса Улазы, расположенного на противоположном берегу Красноярского водохранилища. Выполненные в технике выбивки, но в идентичной изобразительной манере, всадники на лошадях, преследующие копытных, часто встречаются на плоскостях различных пунктов этого комплекса. Как и улазинские, всадники горы Маяк могут быть датированы эпохой раннего средневековья и соотнесены с населением, испытавшим определенное влияние таштыкской изобразительной традиции.

Думается, что дальнейшее документирование наскальных изображений на горе Маяк позволит пополнить репертуар раннесредневекового творчества населения региона новыми персонажами и продвинуться в вопросе идентификации петроглифов региона с конкретными группами населения.

Рис 1. Расположение горы Маяк на карте в контексте памятников наскального искусства

Улазы и Городовая стена.

Рис 2. Гора Маяк, вид с юго-востока. Стрелка указывает на местонахождение плоскости со сценой охоты.

Рис. 4. Сцена охоты, прорисовка.

Рис 5. Фрагмент композиции с изображением первого всадника.

Рис. 6. Фрагмент композиции с изображением первого всадника

Источники и литература

1. Боковенко, Н. А. Отчет об обследовании петроглифов в Новоселовском, Краснотуранском районах Красноярского края и в Хакасской АО в 1983 году / Н. А. Боковенко. - Ленинград, 1984. - 49 л. // Научно-отраслевой архив ИА РАН, Р-1, № 10103.

2. Боковенко, Н. А., Леонтьев, Н. В. Обследование петроглифов на юге Красноярского края / Н. А. Боковенко, Н. В. Леонтьев // АО 1983 года. - М.: Наука, 1985. - С. 192.

3. Журавков, С. П., Заика, А. Л. История изучения наскальных рисунков Новоселовского района Красноярского края / С. П. Журавков, А. Л. Заика // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2006. - № 3. - С. 172-176.

4. Заика, А. Л., Дроздов, Н. И., Березовский, А. П., Кержаев, А. М. Археологические исследования на севере Минусинской котловины (предварительное сообщение) / А. Л. Заика, Н. И. Дроздов, А. П. Березовский, А.М. Кержаев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - С. 255-256.

References

1. Bokovenko, N. А. Otchet ob obsledovanii petroglifov v Novoselovskom, Krasnoturanskom rayonah Krasnoyarskogo kraya i v Hakasskoy AO v 1983 godu. [The report on the survey petroglyphs Novoselovsky, Krasnoturansky district of the Krasnoyarsk region and Khakassia in 1983]. - Leningrad, 1984, l. 49. Nauchno-otrasievoy arhiv IA RAN. [Research and Industry archive IA RAS], Р-1, no 10103. (In Russ.).

Рис. 7. Фрагмент композиции с изображением второго всадника

2. Bokovenko, N. A., Leont'ev, N. V. Obsledovanie petroglifov na yuge Krasnoyarskogo kraya. [Examination of petroglyphs

in the south of the Krasnoyarsk region]. AO 1983 goda. [Archaeological Discoveries in 1983]. - M.: Nauka [Science], 1985. - p. 192. (In Russ.).

3. Zhuravkov, S. P., Zaika, A. L. Istoriya izucheniya naskalnyh risunkov Novoselovskogo raiona Krasnoyarskogo kraya.

[The history of studying petroglyphs Novoselovo district of the Krasnoyarsk region]. Vestnik Krasnoyarskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva]. - Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU, 2006. - no 3, pp. 172-176. (In Russ.).

4. Zaika, A. L., Drozdov, N. I., Berezovsky, A. P., Kerzhaev, A. M. Arheologicheskie issledovaniya na severe Minusinskoy

kotloviny (predvaritelnoe soobschenie). [Archaeological research in the north Minusinsk Basin (Preliminary Report)]. Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri I sopredelnyh territoriy. [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories]. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004. - pp. 255-256. (In Russ.).

УДК 902/904

ПЛОСКОСТЬ 8 ТОМСКОЙ ПИСАНИЦЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Русакова Ирина Дмитриевна, к.и.н.,

научный консультант музея-заповедника «Томская Писаница», научный сотрудник лаборатории археологии Института экологии человека СО РАН (Кемерово, Российская Федерация). Email: [email protected]

С введением в научный оборот новых графических и фотоматериалов по петроглифам Томской писаницы появилась возможность проследить, какие изменения произошли с древними рисунками со времени первых публикаций.

В настоящей статье анализируется состояние петроглифов плоскости 8 (по современной нумерации), где зафиксирована наибольшая концентрация петроглифов и имеется большое количество палимпсестов. Приводятся имеющиеся в настоящее время прорисовки и фотографии рисунков плоскости, которые сравниваются с современной прорисовкой, выполненной на основе микалентного эстампажа и многочисленных фотографий. Выводы: площадь утрат на плоскости 8 превышает площадь сохранившихся фрагментов древней скальной поверхности с изображениями. Значительные повреждения плоскость получила в ХХ веке, как в результате влияния природных факторов, так и вследствие большого количества современных граффити. Серьёзные утраты появились на плоскости из-за попытки уничтожить современные надписи с помощью электроинструмента, в ходе чего была утрачена и часть древних рисунков. Несмотря на это, удалось обнаружить новые изображения, ранее не известные. В настоящее время назрела необходимость повторной публикации петроглифов Томской писаницы в целом.

Ключевые слова: Томская писаница, петроглифы, наскальное искусство, реставрация, сохранность, повреждения, подновления, прорисовки.

PLANE 8 TOMSKAYA PISANITSA: THE MODERN STATE

Rusakova, Irina Dmitriyevna, Candidate of History,

scientific Consultant of the Museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa», Researcher at the Laboratory of Archaeology of the Institute of Ecology, SB RAS (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

With the introduction of new graphical materials and photographs ofTomskayaPisanitsa's petroglyphs we have opportunity to see what changes have ancient drawings from first publicationstime.This article examines the shape of petroglyphs of plane 8 (in modern numbering), which have the greatest concentration of petroglyphs and large number of palimpsests. The author compares modern drawing of petroglyphs with earlier photos and sketches. The conclusionsare: area of disturbances is more thanarea ofancient surfaceswith petroglyphs.The large disturbancesgetplane 8in the 20th century. The causative factors are naturalfactors, large number of modern inscriptions and theattemptto destroythemodern inscriptions. Despitethe greatdisturbanceswe found newinterestingpetroglyphs.Currently there is a need to newpublication of TomskayaPisanitsa's petroglyphs.

Keywords: Tomskaya Pisanitsa, petroglyphs, rock art, restoration, preservation, disturbances.

Из всех плоскостей Томской писаницы больше всего изображений в древности было нанесено на плоскость 8 площадью 1,8 на 5 м (плоскость 7 по нумерации Окладникова, Мартынова [14, с. 24]) (фото 1). Но их сохранность значительно хуже, чем на других плоскостях памятника. Причин этому несколько: здесь множество естественных повреждений - трещин, сколов, много участков с отслаивающейся скальной коркой. Однако сильнее всего петроглифы пострадали от антропогенного воздействия. Плоскость вся испещрена современными надписями, которые часто выбивались очень

глубоко прямо по древним рисункам. Особенно большой ущерб памятнику был нанесен в 1953 году, когда вандалы выбили в центре плоскости крупное изображение якоря вместе с датой. В процессе выбивки отслоились большие участки скальной поверхности вместе с петроглифами. Через 10 лет, вероятно, в дату была внесена корректировка, цифра «5» была исправлена на «6», что привело к новым утратам (цв. вкл. фото 2).

И ещё один вид антропогенного вмешательства, в результате которого были серьёзно повреждены древние рисунки в нижней части плоскости: в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.