Научная статья на тему 'Гравировальная мастерская Морской типографии в XVIII веке'

Гравировальная мастерская Морской типографии в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
858
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ГРАВЮРА / КУЛЬТУРА XVIII В / МОРСКАЯ ТИПОГРАФИЯ / РУССКИЕ ГЕО- ГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ / RUSSIAN ENGRAVING / CULTURE OF THE 18TH CENTURY / MARINE PRINTING HOUSE / TYPOGRAPHY / RUSSIAN GEOGRAPHIC MAPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишина Елена Александровна

Гравировальная мастерская Морской типографии начала свою работу в Петер- бурге в 1722 г. Она относилась к числу т. н. ведомственных учреждений, работавших в пер- вую очередь для нужд военно-морского флота. На протяжении всего XVIII в. в ней испол- няли гравированные карты, атласы и другие издания, необходимые для русского флота и для обучения мореплавателей. Несмотря на сугубо прикладной характер, каждую карту мастера превращали в настоящее произведение искусства, украшая ее виньетками и картушами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engraving workshop Marine printing house in the 18th century

Engraving workshop of the Marine printing house started its work in St. Petersburg in 1722. It was among the so-called departmental institutions, working first of all for the needs of the Navy. Throughout the 18th century it produced engraved maps, atlases and other publications necessary for the Russian Navy and for the training of seafarers. In spite of a purely practical nature, each map master turned into a real work of art, decorating it with vignettes and cartouches.

Текст научной работы на тему «Гравировальная мастерская Морской типографии в XVIII веке»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ВЫБЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб)., 2014

Е. А. Мишина

ГРАВИРОВАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ МОРСКОЙ ТИПОГРАФИИ

В XVIII ВЕКЕ

Гравюра на протяжении многих веков была единственным способом тиражирования и распространения различных изображений. Гравировали ноты, модные картинки, узоры для вышивания, азбуки, учебные пособия, географические карты, ботанические и зоологические атласы и многое другое. Именно эти гравюры и издания, благодаря своему назначению, в наше время являются самыми редкими. Они все время были в употреблении и их быстро зачитывали до дыр.

Изучение русской гравюры на металле в наши дни подошло к новому этапу. До недавнего времени внимание исследователей было сосредоточено на самых крупных явлениях в жизни этого вида искусства — таких, как гравюра Петровского времени, гравировальная мастерская Академии Наук, гравировальный класс Академии Художеств. Но гравюра никогда не была ограничена только рамками этих крупных учреждений. Существовали мелкие ведомственные гравировальные мастерские, которые работали для нужд своих учреждений и исполняли чаще всего гравюры прикладного характера. Работали также и частные мастера.

Именно таким ведомственным заведением была гравировальная мастерская при типографии Морского шляхетного кадетского корпуса. Потребность новых морских учреждений, основанных Петром I, в гравюрах была чрезвычайно велика. Моряки нуждались и в большом количестве морских карт, и в лоциях, и в таблицах с изображениями флагов и сигналов (илл. 7) , и в чисто прикладных гравюрах вроде компасных картушек (илл. 1), и в наглядных учебных пособиях для обучения морских офицеров. После выхода России к Балтийскому морю эта потребность стала еще больше.

33

Е. А. Мишина

Морская Академия, в свою очередь, возникла не на пустом месте. Так была переименована знаменитая Магемагико-навигацкая школа, открытая в Москве в 1701 г., когда в 1715 г. ее перевели в Петербург. В 1752 г. Морская Академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус.

В самом начале XVIII в. все гравюры для морского ведомства и для Математико-навигацкой школы исполняли в Гравировальной мастерской Оружейной палаты. Из документов известно, что компасные картушки гравировал даже руководитель этой мастерской Адриан Шхонебек. После перевода Математико-навигацкой школы в Петербург издания для нее в течение ряда лет продолжали исполнять в Москве в Оружейной палате и в Московской Гражданской типографии. Поскольку подобная система, из-за больших расстояний между городами, оказалась весьма неудобной, от нее пришлось отказаться.

В 1721 г. при Морской Академии в Петербурге была основана Морская типография. Типография эта работала не только для Морской Академии. В ней исполняли издательские работы для всего морского ведомства. За разрешением на издание той или иной книги нужно было обращаться в Адмиралтейскую коллегию. В том же 1721 г. при Морской академии была создана и гравировальная мастерская. За время своего существования и Морская академия, и типография несколько раз меняли свое название и неоднократно меняли местоположение в Петербурге.

Поиск архивных материалов за ранний период работы типографии очень сложен, так как архивы Математико-навигацкой школы и Морской академии полностью сгорели во время большого пожара в Кадетском корпусе в 1771 г. Основная масса архивных сведений по типографии относится к последней трети XVIII в. Таким образом, характер работы, репертуар исполненных произведений, имена граверов, работавших в этом учреждении, устанавливаются только косвенным образом, путем выявления и анализа сохранившихся произведений, либо через поиск документов в смежных (и не смежных) архивах.

Практически свою работу Морская академическая типография (как ее в то время называли) и гравировальная мастерская при ней начали в 1722 г. В 1720-х - 1730-х гг. штат был очень невелик. Среди сотрудников числились: 1 «грыдыровщик» (т. е. гравировальный мастер) и 5 его учеников. Необходимо отметить, что слово «ученик» в XVIII в. имело иное значение, чем в наши дни. Оно не было только обозначением ребенка,

34

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

которого чему-то обучают. Это было название должности, которую мог занимать (иногда до самой старости) взрослый человек, хорошо обученный и подготовленный сотрудник, самостоятельно исполняющий серьезные задания. Уровень такого «ученика» можно определить по его жалованию.

В типографии исполняли издательские работы не только для Морской Академии, но для всего морского ведомства. Первоначально их деятельность была сугубо ведомственной. Типография издавала инструкции, приказы, лоции, карты, атласы, корабельные сигналы и тому подобные сугубо морские издания. Решения о печатании той или иной книги принимали в Адмиралтейств-коллегии.

Иллюстрации в таких изданиях исполнены на хорошем техническом уровне. Гравированные чертежи и таблицы исполняли по предварительно сделанным специалистами-картографами оригинальным чертежам. Награвированы они в технике чистого офорта в одно травление. Главное требование к таким гравюрам было — линия в линию, точка в точку, с соблюдением всех масштабов и пропорций передать оригинал (илл. 3, 4). Особое внимание уделяли качеству печати. Когда один из преподавателей попросил разрешения напечатать свой труд в Академии Наук, поскольку там лучше оборудование, Адмиралтейств-коллегия распорядилась срочно выделить необходимые суммы для замены станов и приведения всего оборудования в наилучшее состояние.

Первым гравером, работавшим в гравировальной мастерской, был Иван Овсов. По мнению В. К. Макарова, он был учеником П. Пикарта1. Именно он исполнил иллюстрации к двум первым изданиям этой типографии. Эти копии с голландских гравюр представляют собой сугубо специальные изображения, поясняющие текст. Они награвированы в технике чистого офорта в одно травление (илл. 2).

Однако попытки украсить издание сюжетными гравюрами давали плачевный результат. Таковыми оказались две гравюры — фронтиспис и заставка — в издании «Светильник морской» (1738 г.). Они исполнены абсолютно непрофессионально: нарисованы слабо и плохо награвированы. Граверы Морской типографии на первом этапе своей деятельности, к исполнению художественных произведений не были готовы (илл. 5).

1 Макаров В. К. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. Л., 1978. С. 112.

35

Е. А. Мишина

В 1750-х гг. в Гравировальной мастерской работал учитель нашего знаменитого видописца Михаила Махаева гравер Георг Унферцахт. Он не был выдающимся мастером. Его гравюры отличаются некоторой сухостью и механистичностью исполнения, но задачи, которые стояли перед исполнителями карт и различных учебных чертежей, были ему вполне по плечу.

Судя по документам, новый этап в существовании Морской типографии начался с назначением в середине 1762 г. директором Морского кадетского корпуса Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова. Осенью того же 1762 г. он направил на обучение во вновь образованную Академию Художеств Петра Антипьева (18-ти лет), который в то время служил в типографии на должности гравировального подмастерья. С начала деятельности Морской типографии это был единственный случай, когда гравера отправили на обучение в другую организацию, да похоже и за весь XVIII век. Все остальные проходили обучение в гравировальной мастерской Морской типографии. По возвращении из Академии в 1768 г. Петр Антипьев был назначен на должность гравировального мастера.

В 1763 г. была проведена реорганизация всей деятельности типографии. Согласно новому штатному расписанию и ведомости расходов, в типографии полагалось иметь 4 печатные стана и один фигурный. Для исполнения гравировальных работ количество граверов было увеличено в два раза. По положению прежнего штата полагалось иметь 1 гравировального дела мастера с окладом от 120 до 200 руб. в год и двух учеников: старший получал 48 руб. в год, младший — 27 руб. в год. Документы свидетельствуют, что в 1763 г. по штату в типографии определено иметь: 1 гравировального мастера с окладом 200 руб.; 1 подмастерья — оклад 120 руб.; 4 учеников: двум оклад по 60 руб. и двум — по 36 руб. Для середины XVIII в. — вполне достойное жалование. Полагались также деньги на квартиру и дрова. В этом документе интересны условия, на которых должна была теперь вести свою работу типография. Сумма, выделенная по ведомости расходов, предназначалась только для приведения типографии в надлежащий порядок, то есть на приобретение оборудования и на первые текущие расходы. На дальнейшее содержание денежные суммы не определялись. Впредь типография «должна содержаться собою от печатания книг и карт». Практически она была переведена, говоря современным языком, на «хозрасчет». Теперь и Морской кадетский корпус, и Морское ведомство должны были оплачивать из своих средств издание

36

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

в Морской типографии книг и гравюр. Но свобода действий типографии была сильно ограничена. За разрешением на печатание книг авторы обращались в дирекцию Морского корпуса. Жалование работники, как и раньше, получали вместе с сотрудниками Морского корпуса. За разрешением на покупку оборудования и необходимых расходных материалов также обращались к руководству корпуса.

Чтобы типография могла существовать, ее руководство начало активно принимать заказы со стороны на издание книг. Поскольку качество печати было весьма высоким, заказов поступало вполне достаточно. Теперь почти половину продукции составляли книги, изданные по частным заказам. Такое положение дел сразу же сказалось на репертуаре изданий. Среди изданных мы видим либретто опер, которые ставили в придворном театре, книги по домоводству, любовные романы, переводы трагедий Вольтера и комедий Мольера, сборники эпиграмм, научные труды по медицине и экономике и т. д. На фигурном стане печатали пригласительные билеты на различные мероприятия, иностранные паспорта, патенты и другую продукцию. В ряде случаев книги сопровождались иллюстрациями. Большую часть этих иллюстраций исполняли граверы самой типографии. В некоторых случаях заказчики приносили уже готовые доски с награвированными иллюстрациями, а в типографии только печатали оттиски с них.

Типография принимала также заказы на отпечатывание гравюр. Так, 4 июня 1771 г. поступило доношение от гравировального подмастерья Морской типографии Федора Антипьева. В этом доношении Ф. Антипьев просит разрешение на то, чтобы отпечатать в типографии «на собственном моем коште и на собственной бумаге прописей российских букв и слогов сто книг». Такое разрешение было им получено. Издание состояло из гравированного титульного листа, наборного печатного текста и восьми гравированных таблиц с образцами букв, слогов и различных текстов (илл. 6).

В начале 1770-х гг. гравировальным мастером типографии Петром Антипьевым был исполнен ряд портретов, среди которых были парные портреты директора Морского корпуса Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова и его жены. Эти произведения, несомненно, связаны работой П. Антипьева в Морской типографии и с его личным знакомством с директором Морского кадетского корпуса (илл. 8).

37

Е. А. Мишина

В октябре 1773 г. к директору Кадетского корпуса обратился с доношением крепостной графа П. Б. Шереметева, живописец Иван Аргунов. Он просил разрешения на отпечатание в типографии гравированного портрета Бориса Петровича Шереметева. Гравюра эта исполнена по оригиналу И. Аргунова гравировальным мастером Морской типографии Петром Антипьевым. Но поскольку П. Антипьев награвировал два портрета Б. П. Шереметева с оригинала И. Аргунова, мы не можем сказать, о каком из них идет речь, и какую из гравюр можно в результате датировать 1773 г. Из документов также выясняется ряд новых подробностей, связанных с изданием портрета. Иван Аргунов пишет, что портрет этот он хочет отпечатать на своей собственной бумаге и за его собственный счет тиражом 310 экземпляров. Всего в 1774 г. было отпечатано 900 экземпляров портрета, за которые было заплачено 90 руб. Поскольку в документе сказано, что Аргунов хочет напечатать гравюру за свой счет, можно высказать предположение, что и заказчиком гравюры был сам Иван Петрович Аргунов.

В документах 1774 г. мы встречаем интересные сведения о работе гравировальной мастерской, показывающие, как обращались в ней с гравированными ранее досками (попутно нужно отметить, что подобная практика была принята во всех гравировальных заведениях). В январе 1774 г. поступает приказ, согласно которому медные доски, с которых печатали чертежи в полное собрание о навигации, употребить для гравирования фигур в первоначальные основания рисовального художества для обучения кадетов рисованию. К декабрю месяцу с шести медных досок были счищены первоначальные изображения, и они были готовы для дальнейшего использования. Кто исполнил оригинальные рисунки для гравирования в документе не указано. Но по нашему мнению, эта работа была связана с именем Ивана Федоровича Урванова. Именно после того, как в Морской типографии начали подготовку досок для гравирования рисовальных образцов, его имя впервые появляется в документах Морского кадетского корпуса. В доношении, которое Иван Урва-нов подал в мае 1774 г. на имя директора Морского кадетского корпуса, он предложил себя в учителя рисования цветов, проспектов и с натуры в типографии Морского кадетского корпуса в свободное от дел время. Этот документ он подписал «Императорской академии художеств художник Иван Урванов». При приеме на службу учли, что он также может обучать рисованию и учеников кадетского корпуса. В конце концов, через месяц

38

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

«вольного мастера» (так он назван в документе. — Е. М.) Ивана Федоровича Урванова приняли на службу с условием, что он будет обучать трех гравировальных учеников потребному рисованию цветов, проспектов и с натуры. Учить будет по 15 часов в неделю за 250 руб. в год. Надо заметить, что по тем временам это было вполне достойное жалование.

Позже, параллельно с работой в гравировальной мастерской, Урва-нов начал преподавать рисование кадетам Морского кадетского корпуса. Он проработал в этих организациях до 1807 г., затем ушел на пенсию. Все это время он благополучно совмещал две должности, получая жалование сразу в двух местах. Мы останавливаемся на личности Ивана Урванова и его работе в гравировальной мастерской и кадетском корпусе в связи с тем, что он является автором первого русского пособия по обучению рисованию и живописи. В документах за июнь 1792 г. удалось обнаружить следующие сведения: «По прошению рисовального мастера Ивана Урванова напечатать при типографии Морского кадетского корпуса книгу его сочинения под названием краткого руководства к живописи. А во что станет понапечатанию рапортовать». В январе 1793 г. покупают бумагу для напечатания тиража. В свет книга вышла также в 1793 г. Во что обошлось автору издание своего труда, сведений найти не удалось. Это и было то самое «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанного на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И. У» — первое русское пособие по обучению рисованию и живописи. Странно то, что пособие по рисованию было издано без иллюстраций.

С приходом на службу в Морскую типографию Ивана Урванова связаны не самые хорошие события в жизни гравировального мастера Петра Антипьева. Поскольку должности рисовального мастера в штатном расписании не существовало вовсе, дирекция приняла неожиданное решение о понижении в должности гравировального мастера. В мае 1775 г. Петр Антипьев был переведен в подмастерья с окладом 100 руб. в год (на самом деле такого оклада в штатном расписании не существовало, оклад подмастерья составлял 120 руб. на год). В 1777 г. Петр Антипьев был отставлен из типографии «по болезни». Скорее всего, это был только благовидный предлог2. Возможно, подобные действия руководства были вызваны какими-то внутренними трениями. Как бы то ни было, сразу же

2 После увольнения Петр Антипьев вполне успешно и активно работал по частным заказам и скончался в 1797 г.

39

Е. А. Мишина

после увольнения Петра Антипьева в штат типографии был принят — и именно на должность гравировального мастера — Степан Фадеевич Иванов. Он проработал в Морской типографии до 1784 г. Далее вплоть до 1792 г. в типографии не было ни гравировального мастера, ни гравировального подмастерья. Работу производили только силами гравировальных учеников. Зато в типографии получали жалование рисовальный мастер и 4 рисовальных ученика, которых в штатном расписании вообще не было. Затем некоторые рисовальные ученики благополучно переходили в Морской кадетский корпус на должности учителей рисовального класса.

С официальным недостатком граверов в Морской типографии и с частой необходимостью исполнения срочных правительственных заказов связан довольно хитрый способ дать возможность приработка для штатных сотрудников. Особенно ярко эта схема видна в документах 1780-х -1790-х гг. Когда возникала необходимость срочно издать книгу или атлас с большим количеством иллюстраций, руководство типографии каждый раз обращалось в дирекцию корпуса с просьбой разрешить нанять на временную работу вольных мастеров, которые за сдельную плату быстро исполнят необходимые гравюры. При этом директор типографии обычно ссылался на то, что все штатные граверы уже заняты исполнением большого числа других заказов. Далее вели переговоры о величине платы за работу. После исполнения заказа мастерам выплачивали оговоренную сумму. Ни в одном из таких документов ни разу не указаны имена этих граверов. Обычно при выплате денег тщательно прописывали имена, должности, род занятий получателей. Мы точно знаем, какой оброчный крестьянин какого помещика чистит трубы и чинит печи, у кого покупают рукавицы и валенки для сторожей и т. д. Здесь же, при исполнении сложных, дорогостоящих и зачастую секретных работ (морских сигналов, карт с точным обозначением глубин и фарватеров), их исполнители фигурируют просто с обозначением «вольные мастера», которые «работу свою выполнили и по своим домам были отпущены». По нашему мнению, это были граверы самой типографии, которые исполняли срочный заказ и в рабочее, и в свободное время. В ином случае в документах были бы указаны имена, звания и какую конкретно гравюру каждый мастер исполнил.

О том, что у сотрудников типографии в 1790-х гг. действительно возникли большие денежные проблемы, свидетельствует ходатайство

40

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

1796 г. (единственное в XVIII в.), в котором руководство типографии просит прибавить всем служащим жалование: «По причине увеличившихся цен на все съестные припасы и протчие вещи служители Типографии Морского Шляхетного кадетского Корпуса по малому своему жалованью в содержании себя претерпевают крайний недостаток, тем паче что они не получают казенного провианта».

В 1783 г. Морскую типографию, согласно документам, передали в Адмиралтейство. Передача была чисто формальной. В действительности никаких изменений не произошло. Все дела типография продолжала вести через Морской кадетский корпус, туда же сдавали отчеты, жалование сотрудники получали также через кадетский корпус. Окончательно типография была переведена в ведение Адмиралтейства только в 1803 г. В XIX в. внешний вид карт очень сильно изменился. Постепенно исчезли пышные аллегорические картуши и виньетки, бывшие их украшением. Время, когда любое вспомогательное изображение гравер превращал в настоящее произведение гравировального искусства, закончилось. Гравированные карты стали простыми чертежами.

На протяжении всего XVIII в. граверы, работавшие в Морской типографии, исполнили большое количество произведений чисто прикладного характера. Это были карты, лоции, морские атласы, таблицы сигналов и тому подобные гравюры, насущно необходимые для жизни флота. Все они, особенно в первой половине XVIII в., были украшены картушами, виньетками, символами и аллегорическими фигурами. В результате такие гравюры превращались в подлинные произведения искусства, ярко отражающие вкусы времени. Но деятельность Гравировальной мастерской не была ограничена чисто служебными нуждами. В ней были исполнено значительное число гравюр, представляющих собой весьма интересную часть русской культуры XVIII в.

СПИСОК ГРАВЕРОВ,

РАБОТАВШИХ В МОРСКОЙ ТИПОГРАФИИ В XVIII В.

Поскольку в Морском кадетском корпусе было в XVIII в. несколько больших пожаров, документы сохранились фрагментарно, в основном в писарских копиях. Практически основная масса документов относится к концу XVIII в. (начиная с 1770-х гг.).

41

Е. А. Мишина

Андреев Егор Михайлович. Родился в 1767 г. Умер в середине 1821 г. Поступил в Академию Художеств в 1773 г. (6-ти лет). Выпущен из Академии Художеств 5 апреля 1788 г. В 1796 и 1797 гг. ему платят деньги за наем квартиры. «Находящемуся при типографии морского кадетского корпуса граверу Егору Андрееву выдать за наем квартиры» (Собко Н. П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). Т 1. СПб., 1893. Стб. 158; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1796-1797 гг.).

Антипьев Петр Антипьевич. Родился около 1744 г. в Екатерингофе3. Скончался в конце 1784 г. (после сентября 1784 г. и до начала 1785 г.). Сын кузнеца Морского ведомства Антипа Афанасьевича (род. 1708) и его жены Авдотьи Константиновны (род. 1718). Племянник гравировального подмастерья Морской типографии Федора Антипьева. Обучался гравированию в гравировальной мастерской Морской типографии. В 1762 г. в возрасте 18 лет служил там в должности подмастерья. В ноябре 1762 г. был направлен начальником Морского кадетского корпуса И. Л. Голенищевым-Кутузовым на обучение во вновь образованную Академию Художеств с просьбой о разрешении посещать рисовальные классы «для достижения совершенства в его искусстве» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 39). По возвращении был назначен на должность гравировального мастера с окладом 120 руб. в год (хотя по штатному расписанию в то время это был оклад подмастерья). В 1771 г. ему повысили жалование до 200 руб. в год. В мае 1775 г. переведен на должность подмастерья с окладом 100 руб. в год. В 1777 г. отставлен от службы «за болезнью».

Кроме гравировальных работ в Морской типографии Петр Антипьев исполнял гравюры у себя на дому частным образом. После отставки из Морского кадетского корпуса работал самостоятельно. В марте 1784 г. Синод покупает у бывшего гравера Морского корпуса Петра Антипьева доску с изображением царя Давида для печатания фронтисписов в четвертные Псалтыри. В сентябре того же 1784 г. Синод заказывает Петру Антипьеву вырезать на медных досках четыре заставки для четвертных Псалтырей. Очень важным фактом в изучении русской гравюры XVIII в. является то, что все ранее известные нам гравюры П. Антипьева исполнены в технике офорта. Заставки же для Псалтырей исполнены в технике

3 В Екатерингофе у родителей П. Антипьева был свой дом в приходе церкви св. Екатерины (по приходу дом № 12). У Петра Антипьева был брат Василий, родившийся в 1745 г., и сестра Елена 1754 г. р. (Исповедные росписи 1761 г. Кн. № 51. Церковь св. Екатерины).

42

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

высокой резьбы (в этой технике обычно вырезали изображения на деревянных досках). Таким образом, оказывается, что граверы работали как в технике углубленной резьбы, так и в технике высокой резьбы, что ранее не было известно исследователям.

Был женат на Марии Семеновне и имел 5 детей, которые родились между 1768 и 1782 гг. Имел деревянный дом во второй Адмиралтейской части, в 4-м квартале.

В 1797 г. его вдова Мария Семеновна обратилась в канцелярию Морского кадетского корпуса с просьбой о выдаче ей паспорта. В это время Марии Семеновне было 55 лет, а их дочери Наталье — 17 лет.

Встречающиеся в литературе сведения о том, что П. Антипьев был крепостным графов Шереметевых, а в Академии Художеств обучался у Е. П. Чемесова, не находят документального подтверждения (Собко Н. П. Словарь русских художников... Т 1. Стб. 191-193; Ровин-ский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т 1. СПб., 1895. Стб. 24-27 (Д. А. Ровинский пишет: «не был ли Антипьев учеником Д. Герасимова?»); Мишина Е. А. О трех рисунках А. П. Антропова // Русская графика XVIII - первой половины XIX века. Новые материалы. Л., 1984. С. 54-66; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1797 гг.).

Антипьев Федор Афанасьевич (у Собко — «Антипьевич?»). По данным Собко родился в 1729 или 1730 году. Согласно исповедным книгам родился в 1734 году. Умер около 1790 г. Работал в Морской типографии с 1746 г. В 1771 г. гравировальный подмастерье Федор Антипьев напечатал в Морской типографии на свои деньги и на своей бумаге прописи российских букв и слогов. В 1777 г. «отставлен за слабостью зрения». Но согласно документам, в 1779 г. он служит в типографии в должности гравировального подмастерья и получает 120 руб. в год. В 1781 г. был переведен в санкт-петербургскую русскую школу для обучения малолетних учеников (Собко Н. П. Словарь русских художников. Т 1. Стб. 193; Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 1. Стб. 27; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1784 гг. ЦГИАСПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 167. Л. 386; Д. 211. Л. 465).

Васильев Григорий. Родился около 1750 г. В службе с 1762 г. В 1770 г. — гравировальный ученик с окладом 30 руб. в год. В конце 1773 г. получает 36 руб. в год. В 1777 г. получает 48 руб. (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1783 гг. ЦГИАСПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 211, 1769 г. Л. 465).

43

Е. А. Мишина

Васильев Михаил. Родился около 1766 г. Сын маляра. В службе в Адмиралтействе с 1778 г. С 1784 г. служил писарем в Ластовой команде. 19 апреля 1787 г. определен в рисовальные ученики в типографию с окладом 36 руб. в год. Переведен «по желанию его и по знанию нарочитого основания в рисовальном художестве...». В 1791 г. его называют в документах гравировальным учеником. В сентябре 1792 г. ему повысили жалование, и он стал получать 42 руб. в год. В 1793 г. переведен вахтером в магазин при Адмиралтействе. В 1793 г. был женат (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1778-1793 гг.).

Воронов Афанасий. В службе находился с 1775 г. Впервые в документах упоминается в 1784 г., как гравировальный ученик с жалованием 60 руб. в год. 5 сентября 1786 г. «по отменному ево знанию в рисовании и гравировании написать в штатное число того художества подмастерей с жалованием по сту рублев в год». Дальше дела пошли хуже. 10 декабря 1790 года был подан рапорт о пьянстве и худом поведении гравировального дела подмастерья Афанасия Воронова: «.часто бывает пьян и весма редко трезв, а от того к должности не рачителен <...> премно-гажды был увещеван и неоднократно содержан на хлебе и воде.». В рапорте просили в наказание перевести его в ученики с окладом 36 руб. в год. Просьба была удовлетворена, и с 19 июня 1791 г. он был понижен в должности. В 1792 г. у него был сын 3-х лет от роду. В 1793 г. оклад был повышен до 60 руб. в год. 2 ноября 1794 г. дирекция типографии просила снова перевести А. Воронова в подмастерья с окладом 120 руб. в год, поскольку «он исправился и должность свою исправляет тщательно». Но в 1795 г. его в документах пишут гравировальным учеником и платят то жалование подмастерья, то жалование ученика. А 28 мая 1796 г. «гравировального подмастерью Афанасия Воронова за пьянство, неисправление должности и за худое поведение разжаловать в ученики <.> с жалованьем по шестидесяти рублей в год». 10 января 1797 г. «той типографии гравировального дела ученику Воронову за успешные труды его в вырезании карты Каспийского моря, в награждение и поощрение к дальнейшему совершенству в его художестве выдать ему из типографской суммы 50 рублей.» (весьма редкий, если не единственный случай, когда гравер типографии получает дополнительную награду за свою работу). 11 февраля 1799 г. он получил прибавку к жалованию 12 руб. в год. Скончался Афанасий Воронов 26 мая 1801 г. У него остались жена Фекла Васильевна, двое сыновей и дочь (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1783-1801 гг.).

44

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

Воронов Николай. Упоминается в делах типографии сначала как «обучающийся рисовать до точного определения», затем как ученик гравировального дела с окладом 30 руб. в год (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792-1796 гг.).

Диганов Василий. Родился около 1747 года. В службе находился с 1762 г. Впервые упомянут в делах 1770 г. в качестве гравировального ученика с окладом 42 руб. в год. В начале 1777 г. получает 54 руб. в год. В

1783 г. его дважды посылают с поручениями из типографии в кадетский корпус, который в то время находился в Кронштадте. В 1784 г. Диганов получает 72 руб. в год. Скончался 15 июня 1790 г. (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1790 гг. ЦГИАСПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 211, 1769 г. Л. 465).

Дружинин Дмитрий. Согласно документам, в службе состоял с 1780 г. В 1781 г. числился при типографии рисовальным школьником с окладом 4 рубля в год. 22 июня 1783 г. «Рисовального ученика Дмитрия Дружинина исключа из школы оставить при типографии. По прилежности и успехам в рисовании на первый случай жалование производить по 24 рубля в год». Жалование производилось с 1 мая 1783 г. В начале

1784 г. он — рисовальный ученик с окладом 36 руб. в год. 5 сентября 1786 г. «ученика Дмитрия Дружинина которой рисует карандашем тушью и красками изрядно написать к гравировальному делу в ученики с прибавкою жалования к тритцати шести рублям двенадцать рублев». 23 августа 1792 г., поскольку в типографии не оказалось ни гравировального мастера, ни гравировального подмастерья, он получил чин подмастерья с окладом 120 руб. в год. В 1796 г. вырезает вместе с А. Вороновым карту Каспийского моря. В 1797 г. получает 146 руб. в год. В начале 1801 г. получил 44 руб. прибавки к годовому жалованию (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1781-1803 гг.).

Ермолаев Иван Нефедович. 9 января 1798 г. сын боцмана гребного флота Нефеда Ермолаева определен для обучения в типографию, поскольку «способен к рисовальному и гравировальному художествам». В 1802 г. он гравировальный ученик и получает жалование 36 руб. в год (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1798, 1802, 1803 гг.).

Зернов Михаил Михайлович. Родился около 1758 года. В службе в кадетском корпусе состоял с 1 мая 1763 г. Впервые упомянут в делах типографии в 1770 г. как гравировальный ученик с окладом 24 руб. в год. В конце 1773 г. получает 42 руб. в год. В середине 1775 г. находился в

45

Е. А. Мишина

Москве. В начале 1777 г. он уже гравировальный подмастерье с жалованием 84 руб. в год. В 1778 г. был переведен в учителя рисовального класса Морского кадетского корпуса с окладом 120 руб. в год. В 1781 г. получал 140 руб. в год. В 1783 г. получил 20 руб. прибавки к жалованию. В конце 1784 г. получает 180 руб. 6 мая 1786 г. переведен, по его собственному прошению, в военную службу. Был переведен в корабельный флот в комиссары и определен на корабль «Дерис» (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т 1. Стб. 350; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1786 гг. ЦГИАСПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 211, 1769 г. Л. 465).

Иванов Николай Григорьевич. Родился в 1779 г. Умер после 1830 г. Сын бывшего воспитанника АХ. В службе и в корпусе с 1 января 1793 г. С 10 ноября 1793 г. ему было дозволено учиться рисованию и гравированию в АХ. Первое упоминание в документах Морского кадетского корпуса 11 февраля 1799 г., когда школьника Николая Иванова переводят в ученики гравировального художества и определяют жалование 36 руб. в год. В 1801 г. получает прибавку к жалованию 6 руб. в год поскольку «...хорошего поведения, к должности прилежен и понятен...». В конце того же 1801 г. уже получает жалование 60 руб. в год. 17 апреля 1810 г. «за известную степень достигнутого искусства» произведен в граверы. 12 декабря 1816 г. произведен в 14 класс, 21 апреля 1830 г. — в 12 класс (Собко Н. П. Словарь русских художников. Т 2. СПб., 1895. Стб. 392393; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1799-1803 гг.).

Иванов Степан Фадеевич. Родился в 1749 г. Умер 29 мая 1813 г. Сын солдата Семеновского полка. В апреле 1763 г. был принят в АХ. Учился гравированию у Е. П. Чемесова. Принят на службу в типографию Морского кадетского корпуса на должность гравировального мастера 17 марта 1777 г. с окладом 200 руб. в год. С января 1782 г. его оклад резко понижен — до 50 руб. в год (в документах нет сведений, по какой причине произошло такое понижение). С января 1784 г. выдача жалования не производилась «за исключением из корпуса» (Собко Н. П. Словарь русских художников. Т 2. Стб. 429-430 (о службе С. Ф. Иванова в Морском кадетском корпусе в этом справочнике сведений нет); Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т 1. Стб. 400-403; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1777-1784 гг.).

Иванов Федор. В штатах Морской типографии такой гравер не значится. Но в Морском кадетском корпусе преподавал рисование Федор

46

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

Иванов, данные которого позволяют предположить, что гравер Федор Иванов и учитель рисования Федор Иванов — одно и то же лицо. Согласно документам, Федор Иванов поступил на службу в 1735 г. учеником. 30 марта 1738 г. ученик Адмиралтейской Академии был прислан в Академию Наук для обучения «рисовальному и штыховальному художеству». Во время обучения в АН принимал участие в гравировании коронационного альбома имп. Елизаветы Петровны и в других работах Гравировальной палаты. В 1743 г. Федор Иванов получил должность рисовального подмастерья. В 1747 г. отозван обратно в Адмиралтейскую коллегию для гравирования иллюстраций к нескольким изданиям, в том числе и к книге И. С. Мордвинова «Книга полного собрания о навигации». Исполнил иллюстрации к изданию «Искусство военных флотов» и к ряду других изданий конца 1740-х - 1760-х гг. В должности учителя рисования Федор Иванов состоял с 1758 г. В 1770-х гг. получал жалование 200 руб. в год. 5 января 1779 г. был уволен в отставку «за слабостью здоровья и старостью». Скончался учитель рисования Федор Иванов в начале 1781 г. После него остались вдова Мария Ильинична 55-ти лет и две дочери: Екатерина — 15 лет, Анна — 10 лет. В 1788 г. управа благочиния сообщила в Морской кадетский корпус, что вдова Федора Иванова Мария была задержана за прошение милостыни (Собко Н. П. Словарь русских художников... Т 2. Стб. 439; Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 1. Стб. 403; Алексеева М. А. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века. Сборник документов. Л., 1985. С. 89 (№ 35), 216; РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1782 гг.).

Козлов Дмитрий. В 1792 г. обучается рисовать до точного определения. Получает в это время 30 руб. в год. В начале 1796 г. числится гравировальным учеником с тем же жалованием (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792-1796 гг.).

Кулмаметев Василий. Родился около 1739 года. Впервые упомянут в делах 1770 г. как гравировальный ученик с окладом 48 руб. в год. В 26 апреля 1771 г. получает прибавку к жалованию в 12 руб. «за то что должность исправляет с ревностью и прилежностию». 15 ноября 1776 г. гравировального дела ученик Василий Кулмаметев просит определить его 5-ти летнего сына Бориса в адмиралтейскую школу для обучения грамоте. В начале 1777 г. «отставлен из службы» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1770-1777 гг. ЦГИАСПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 211, 1769 г. Л. 465).

47

Е. А. Мишина

Лапшин Иван. В 1792 г. был переведен из переплетного дела в гравировальные ученики (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792 г.).

Лобанов Яков. В службе и в корпусе с 11 декабря 1797 г. 30 января 1801 г. «инструментального дела ученика Якова Лобанова оказавшего изрядные успехи в Гравировальном деле написать к сему делу в ученики с жалованием по тридцати шести рублей в год» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1801-1803 гг.).

Мордвинов Яков Сидорович. Родился в 1699 г. В 1745 г. «грыдоро-вального дела ученик» Морской академии (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 2. СПб., 1895. Стб. 665).

Мушкин Василий. В службе и в корпусе находился с 1786 г. В начале 1792 г. он числится учеником «до определения» и получает 18 руб. в год. Затем обучался переплетному делу. В конце 1792 г. он уже гравировальный ученик и получает 36 руб. в год. В конце 1796 г. его оклад 48 руб. в год. 11 февраля 1799 г. ему прибавляют к жалованию 12 руб. в год. В конце 1801 г. получает 90 руб. в год. Умер 20 октября 1802 г. (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 2. Стб. 680 (по мнению Ровинского, Василий Мушкин был учеником Академии Художеств. Ему была известна одна гравюра с изображением женской головки и с подписью «Грав. У В. Мушкинъ»); РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1791-1802 гг.).

Нефедьев (Нефедов) Тимофей. В 1777 г. при типографии обучается рисовальному художеству и получает жалование 18 руб. в год. С 10 декабря 1782 г. по 23 января 1783 г. находился на лечении в Адмиралтейском госпитале. С начала 1784 г. по 1786 г. числится гравировальным учеником. В это время получает 40 руб. в год. 5 сентября 1786 г. его переводят в Морской кадетский корпус на должность подмастерья рисовального класса с жалованием 84 руб. в год «для обучения кадет рисованию». В начале 1792 г. он получает 120 руб. в год. В 1793 г. его называют в документах «Заучитель рисования» с окладом 150 руб. в год. В 1794 г. его оклад составляет 180 руб. в год. В 1803 г. в кондуитном списке офицерского состава о нем написано: «Должность исправляет с отменным прилежанием и ревностью. К исправляемой должности весьма способен. Поведения приличного благородным людям. Французский язык разумеет хорошо. Рисовальное искусство знает весьма хорошо. В словесности и в математике довольно сведущ. Порядочен» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1777-1802 гг.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

Овсов Иван. Первый гравер Морской типографии в 20-х гг. XVIII в. (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 2. Стб. 709; Макаров В. К. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. Л., 1973. С. 112 (В. К. Макаров пишет, что, судя по манере гравирования, Овсов был учеником П. Пикарта)).

Петров Иван. В службе и в корпусе с 1 января 1798 г. В начале 1802 г. в документах упомянут гравировальный ученик Иван Петров, получающий жалование 36 руб. в год (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 18011803 гг.).

Пономарев Артамон. В сентябре 1792 г. числится при типографии учеником, обучающимся рисовать до конечного определения, и получает жалование 36 руб. в год. В 1794 г. получает 25 руб. в год. В начале 1796 г. он числится учеником гравировального дела. 3 сентября 1796 г. гравировальный ученик Артамон Пономарев был задержан в придворном маскараде за кражу золотой табакерки. «За таковой его проступок и прежде чиненные неоднократно шалости, написать в корпусные работники, наказать пред собранием всей команды <...> в Петербург никогда и ни под каким предлогом его <...> невыпускать» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792-1796 гг.).

Савельев Илья. В сентябре 1792 г. числится гравировальным учеником, куда был переведен из переплетного дела (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792 г.).

Спушилов Василий. Рисовального дела ученик при типографии Василий Спушилов с 3 по 19 мая 1777 г. находился в больнице. В 1781 г. находился в Адмиралтейском госпитале с 20 по 31 мая. В 1782 г. с 28 мая по 17 июня лежал в госпитале. В апреле 1783 г. лежал в госпитале. В начале 1784 г. он числится гравировальным учеником с жалованием 30 руб. в год. В конце 1786 г. гравировальный ученик Василий Спушилов по его просьбе переведен в матросы. Ему дана следующая характеристика: «Рисует и гравирует весьма посредственно; поведения нехорошего, почасту бывает пьян» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1777-1786 гг.).

Тараданов Василий. 11 февраля 1799 г. школьника Василия Тара-данова переводят в ученики гравировального художества с жалованием 36 руб. в год. 30 января 1801 г. «гравировального дела ученика Василия Тараданова за неспособностью ево быть при оном, написать к инстру-

49

Е. А. Мишина

ментальному делу в ученики с получаемым прежде окладом» (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1799-1801 гг.).

Унферцахт (Унферцагт) Георг-Иоганн (Георг Иванович). Родился в 1701 г. в Копенгагене. Умер 30 января 1767 г. в Петербурге. В 17191720 гг. находился с посольством Л. В. Измайлова в Китае. С 1726 г. по 1745 г. с небольшими перерывами служил в Гравировальной палате Академии Наук мастером ландкартно-словорезного дела. Учитель М. И. Махаева. После 1745 г. работал для АН сдельно. В 1746 г. поступил на службу в типографию Морского кадетского корпуса. В 1755 г. занимал должность гравировального мастера. В 1762 г. уволен по старости (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 2. Стб. 1037; Алексеева М. А. Гравировальная палата Академии Наук XVIII века. С. 232).

Чернобаев Александр. Родился в 1784 г. 11 ноября 1797 г. гребного флота трубач Чернобаев просит определить его сына 13-ти лет в типографию для обучения художествам. До этого он учился в школе при гребном флоте. Александр Чернобаев оказался способен к гравировальному художеству и был принят на должность ученика с окладом 24 руб. в месяц. В январе 1801 г. ему дана следующая характеристика: «гравировального дела ученик Александр Чернобаев хорошего поведения, к должности прилежен и понятен. Чего ради <...> прибавить жалования 6 рублей в год». 21 апреля 1801 г. Александр Чернобаев умер (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1797-1801 гг.).

Ширяев Филипп. В 1792 г. обучается рисовать «до точного определения». Получает 36 руб. в год. В начале 1796 г. он числится учеником гравировального дела с тем же окладом. 8 мая 1796 г. был задержан в театре за кражу золотой табакерки; «.и он Ширяев похудому поведению примеченному и прежде сего при типографии быть негоден». В результате Филиппа Ширяева определяют в гребной флот матросом (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1792-1796 гг.).

Яковлев Василий Яковлевич. В службе и в корпусе находился с 1776 или 1778 г. Первое упоминание в документах — 5 сентября 1786 г., когда распоряжаются перевести Василия Яковлева, «которой рисует, и на меди вырезывает изрядно, к гравировальному делу в ученики», и к 33 руб. жалования прибавить 15 руб. В 1792 г., в связи с переводом Д. Дружинина на должность подмастерья, получил прибавку и стал получать 60 руб. в

50

Гравировальная мастерская морской типографии вXVIII веке

год. Осенью 1797 г. получил очередную прибавку и стал получать 84 руб. в год. 31 декабря 1798 г. переведен «...за успехи показанные им в должности и хорошее поведение» в подмастерья с жалованием 100 руб. в год. В начале 1803 г. получал жалование 132 руб. в год (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1786-1803 г.).

Информация о статье

ББК 85.15; УДК 769.2

Автор: Мишина Елена Александровна — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела гравюры Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Название: Гравировальная мастерская Морской типографии в XVIII веке Аннотация: Гравировальная мастерская Морской типографии начала свою работу в Петербурге в 1722 г. Она относилась к числу т. н. ведомственных учреждений, работавших в первую очередь для нужд военно-морского флота. На протяжении всего XVIII в. в ней исполняли гравированные карты, атласы и другие издания, необходимые для русского флота и для обучения мореплавателей. Несмотря на сугубо прикладной характер, каждую карту мастера превращали в настоящее произведение искусства, украшая ее виньетками и картушами. Ключевые слова: Русская гравюра, культура XVIII в., Морская типография, русские географические карты

Литература, использованная в статье

Алексеева, Мария Андреевна. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века. Сборник документов. Ленинград, 1985. С. 89 (№ 35), 216.

Макаров, Владимир Кузьмич. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. Ленинград, 1978. Ротапринт ГПБ. 367 с.

Мишина, Елена Александровна. О трех рисунках А. П. Антропова // Русская графика XVIII -первой половины XIX века. Новые материалы. Ленинград: «Искусство», 1984. С. 54-66. Собко, Николай Петрович. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). Т. 1. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1893. 350 стб.; Т. 2. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1895. 536 стб.; Т 3. Вып. 3. Санкт-Петербург, 1899. 508 стб.

Ровинский, Дмитрий Александрович. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.: В 2 т. Т. 1-2. Санкт-Петербург, 1895. 1-я пагинация 344 стб.; 2-я пагинация 1248 стб.

Information about the article

Author: Mishina Elena Aleksandrovna — Doctor in Art History, leading researcher of the Department of Engraving of the State Russian Museum, St. Petersburg, Russia, [email protected] Title: Engraving workshop Marine printing house in the 18th century

Summary: Engraving workshop of the Marine printing house started its work in St. Petersburg in 1722. It was among the so-called departmental institutions, working first of all for the needs of the Navy. Throughout the 18th century it produced engraved maps, atlases and other publications necessary for the Russian Navy and for the training of seafarers. In spite of a purely practical nature, each map master turned into a real work of art, decorating it with vignettes and cartouches.

Keywords: Russian engraving, culture of the 18th century, Marine printing house, typography, Russian geographic maps

51

Е. А. Мишина

References

Alekseeva, Mariya Andreevna. Graviroval’naya Palata Akademii nauk XVIII veka. Sbornik dokumentov [The Engraving Chamber of the Academy of Sciences of the 18th century. Collected documents], Leningrad, 1985. P. 89 (№ 35), 216.

Makarov, Vladimir Kuz’mich. Russkaya svetskaya gravyura pervoy chetverti XVIII veka. Annotirovannyy svodnyj katalog [The Russian secular engraving of the first quarter of 18th century. Annotated summary catalog]. Leningrad, 1978. Rotaprint GPB. 367 p.

Mishina, Elena Aleksandrovna. O trekh risunkakh A. P. Antropova [On the three drawings of A. P. Antropov], in Russkaya grafika XVIII - pervoy poloviny XIX veka. Novye materialy [Russian graphics of the 18th century and the first half of the 19th century. New materials], Leningrad: «Iskusstvo» Publ., 1984. P. 54-66.

Sobko, Nikolay Petrovich. Slovar' russkikh khudozhnikov s drevneyshikh vremen do nashikh dney (XI-XIX vv.) [Dictionary of Russian artists from ancient times to the present day (11th-19th cc.)]. Vol. 1. Issue 1. St. Petersburg, 1893. 350 stb.; Vol. 2. Issue 1. St. Petersburg, 1895. 536 stb.; Vol. 3. Issue 3. St. Petersburg, 1899. 508 stb.Rovinskiy, Dmitriy Aleksandrovich. Podrobnyj slovar' russkikh graverov XVI-XIX vv. [A Detailed dictionary of the Russian engravers from 16th to 19thcenturies]: In 2 vols. Vol. 1-2. St. Petersburg, 1895. 1st pagination 344 stb.; 2nd pagination 1248 stb.

Илл. 1. Неизвестный гравер. Компасная картушка. Начало 1720-х гг. Гравюра офортом.

52

Гравировальная мастерская морской типографии в XVIII веке

Илл. 2. Овсов И. Как вынуть оторвавшийся якорь. 1723 г. Гравюра офортом. Ил. к кн. К. Зотова «Разговор у адмирала с капитаном о команде». СПб., 1724.

Илл. 3-4. Неизвестный гравер. Фрагмент карты Балтийского моря из атласа «Светильник морской». СПб., 1738. Гравюра офортом.

53

Е. А. Мишина

Илл. 5. Неизвестный гравер. Фронтиспис к кн. «Экстракт штурманского искусства». СПб., 1739. Гравюра офортом.

Илл. 6. Антипьев Ф. А. Титульный лист к кн. «Пропись показывающая Основание, совершенство и Красоту российских букв и слогов...». СПб., 1771. Гравюра офортом и резцом.

54

Гравировальная мастерская морской типографии в XVIII веке

Илл. 7. Иванов Ф. Галерные флаги и вымпелы. 1740-е - 1750-е гг. Гравюра офортом.

Илл. 8. Антипьев П. А. Портреты И. Л. Голенищева-Кутузова и его жены А. И. Голенищевой-Кутузовой. Гравюра офортом и резцом.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.