Научная статья на тему 'ГРАНТЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

ГРАНТЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
NON-PROFIT ORGANIZATIONS / CULTURAL POLICY / CULTURE GRANTS / MURMANSK REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова А.В., Евтушок О.М.

В настоящей статье проводится анализ оснований взаимодействия государства и некоммерческих организаций, определяется роль художественной культуры в целостной социокультурной динамике, выявляются основные федеральные и региональные источники грантовой поддержки некоммерческих организаций Мурманской области в сфере художественной культуры. Также в публикации приводятся данные по грантовой поддержке проектов Мурманской области фондом Президентских грантов в 2022 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE GRANTS AS A COMPONENT OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Еhe bases of interaction between the state and non-profit organizations, the main sources of grant support by non-profit organizations in the field of culture are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «ГРАНТЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

УДК 338.2

Федотова А.В.

канд.культурологии, доцент ЧОУ ВО «МАЭУ»

г.Мурманск, РФ

Евтушок О.М. магистрант 1 курса ОУ ВО «ЮУТУ» г. Челябинск, РФ

ГРАНТЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В настоящей статье проводится анализ оснований взаимодействия государства и некоммерческих организаций, определяется роль художественной культуры в целостной социокультурной динамике, выявляются основные федеральные и региональные источники грантовой поддержки некоммерческих организаций Мурманской области в сфере художественной культуры. Также в публикации приводятся данные по грантовой поддержке проектов Мурманской области фондом Президентских грантов в 2022 году.

Ключевые слова

Некоммерческие организации, культурная политика, гранты в сфере культуры, Мурманская область.

Fedotova A.V.,

PhD in Cultural Studies, Associate Professor of MAEM

Yevtushok O.M.

1st-year master's student of South Ural University of Technology

CULTURE GRANTS AS A COMPONENT OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Abstract

Еhe bases of interaction between the state and non-profit organizations, the main sources of grant support by non-profit organizations in the field of culture are discussed in this article.

Keywords

Non-profit organizations, cultural policy, culture grants, Murmansk region.

Понимание и интерпретация проблем развития культуры, как специфической деятельности, порождаемой человеческим сообществом, стремящимся к совместной жизнедеятельности, позволяет рассматривать культуру как систему принципов и правил группового существования. Согласно исследованиям А.Я. Флиера, именно культура обеспечивает «конструктивное протекание процесса социального сожительства людей». По мнению ученого, это исторически сложившаяся система взаимоотношений между людьми «по поводу нормативных порядков их совместной жизнедеятельности, средство поддержания и регулятивного обеспечения основных принципов такого соседства и взаимодействия»[13]. Таким образом, культура, как средство поддержания и регулятивного обеспечения основных принципов соседства и взаимодействия людей, представляет собой крайне широкое, всеобъемлющее понятие, охватывающее все сферы человеческой жизни.

Значимой частью культуры является её художественная сфера, которая являет собой не только творческий процесс. Художественная культура это процесс информационный, смыслосозидающий, это механизм формирования психофизического состояния человека, а, следовательно, это регулятивный механизм, определяющий базовые концептуальные основания существования и развития конкретного общества.

С различными проявлениями художественной культуры человек взаимодействует непрерывно: архитектура, музыка, цифровое искусство, киноиндустрия, литература, в меньшей степени театр, выставки. Всё это является неотъемлемой частью жизни современного человека, и, в идеале, призвано повышать общекультурный уровень народа, участвовать в создании атмосферы подъема гражданско-патриотических чувств, в снижении преступности, и, как результат в усилении экономической динамики в стране [1]. Именно культура, пишет Фатова С. А., способна «обеспечить формирование ценностно-смысловой идеологии и мировоззрения людей, консолидацию интересов личности и государства на решение важнейших национальных задач» [12].

Осознавая значимость художественной культуры для многостороннего развития общества, Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N° 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» данная сфера возведена в ранг национальных приоритетов и определена важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности РФ. Важно отметить, что в нормативных правовых актах понятие «культура» применяется в узком ведомственном смысле и подразумевает под собой исключительно сферу художественной культуры.

В настоящее время политика государства в области культурного развития представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Иными словами, государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие те или иные вопросы в области культуры.

Ввиду сложности и многогранности такого явления, как художественная культура, включенности в нее всех членов общества, в рамках реализации культурной политики, государство активно привлекает к сотрудничеству гражданское общество. В частности, в настоящее время значительная роль в реализации проектов в рассматриваемой сфере принадлежит некоммерческим организациям. Как справедливо отмечает Т. Б. Якимова, «некоммерческие организации являются основными институтами гражданского общества, которые выступают как основной партнер органов государственной власти в решении стоящих перед обществом проблем» [15]. В отличие от организаций государственного и частного сектора, в ряде случаев, именно они могут более оперативно определять динамику культурных потребностей населения, выявлять или формировать тренды, быстро реагировать на формирующиеся потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять широкое разнообразие программ. Являясь непосредственными участниками этих изменений, они способны быстро и адекватно подстраиваться под новые условия и создавать новый вектор для развития культуры в целом.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», основой деятельности некоммерческих организаций (НКО) является ориентация на достижение целей через коллективные действия самих граждан, не имеющее своей основной целью извлечение прибыли. Таким образом, некоммерческие организации представляют собой сформированные объединения инициативных заинтересованных граждан, которые готовы к достижению общей цели и призваны урегулировать те проблемы, которые не могут быть полностью решены государственным и частным секторами [3]. Для реализации эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями государством создаются правовые, организационные, финансовые и иные условия.

В целом за последние годы в России накопился разнообразный инструментарий поддержки творческих инициатив и проектов. Одним из востребованных инструментов прямой государственной поддержки некоммерческих, в т.ч. социально ориентированных организаций в сфере культуры является грантовая поддержка, которая реализуется и функционирует на постоянной основе как на общегосударственном уровне, так и во всех субъектах Российской Федерации [10].

Гранты (и/или субсидии) представляют собой безвозмездную и безвозвратную финансовую помощь, которая оказывается представителям сферы культуры (как юридическим, так и физическим

лицам) на осуществление конкретных исследований и проектов, на поддержку профессионального развития и раскрытие творческого потенциала, на развитие добровольчества и обновление материально-технической инфраструктуры творческой деятельности. Расходование средств гранта допускается строго по назначению с предоставлением грантополучателем отчета о целевом его использовании.

Единым оператором грантов Президента РФ на развитие гражданского общества с 2017 г. является фонд Президентских грантов. Задачи фонда:

- создание условий для продуктивного взаимодействия органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации и активных граждан для поиска наиболее эффективных способов решения социокультурных проблем;

- стимулирование партнерства для распространения апробированных результативных инициатив, имеющих потенциал тиражирования и масштабирования;

- содействие формированию и распространению системы грантовой поддержки некоммерческих организаций, освоению лучших практик грантовой деятельности государственными, муниципальными структурами и бизнесом;

- содействие развитию региональных систем поддержки некоммерческих организаций с учетом накопленного опыта и специфики подходов фонда;

- обеспечение возможности получения грантовой поддержки на реализацию проектов некоммерческими неправительственными организациями по направлениям, соответствующим их основным сферам деятельности и инициативам и др.

Тематика направлений поддержки фондом Президентских грантов проектов в области культуры относительно широка и охватывает направления по сохранению и популяризации культурного наследия России, по расширению роли организаций культуры, библиотек и музеев как центров развития местных сообществ, по созданию пространств притяжения, по поддержке развития современных форм продвижения культуры и объяснению художественными средствами новых возможностей человека, появляющихся благодаря развитию технологий, по социальной адаптации населения к восприятию технологического развития, а также на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры.

В 2022 году фондом Президентских грантов было поддержано около 30 заявок от Мурманской области, из них около 25 % - это проекты в области культуры или сохранения исторической памяти. Данные проекты направлены как на развитие народного творчества, на создание музеев (проект «Музей 10-го судоремонтного завода»), так и на современное искусство, на развитие точек притяжения (проект «Арт-резиденция "Терский берег"»), на переосмысление традиций и создание на их базе современных культурных мероприятий (проект «Заполярный офицерский бал»), на поддержку значимого для региона мероприятия в области киноискусства Международный культурный проект «Северный характер» и др.

Также взаимодействие государства с некоммерческими учреждениями в сфере художественной культуры осуществляется в рамках реализации национального проекта «Культура», утвержденного указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и скорректированного в соответствии с указом от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». На данном ресурсе саккумулированы гранты в области художественной культуры со всех субъектов РФ.

В целях поддержки инициатив граждан Министерством культуры РФ совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Центр культурных стратегий и проектного управления» и Автономной некоммерческой организацией «Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума» был разработан и введён в эксплуатацию интернет-портал «Культура. Гранты России», где также генерируется информация о грантах и субсидиях в сфере культуры.

В целях проведения конкурсного отбора в рамках реализации национального проекта «Культура», общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры» - одна из крупнейших организаций Российской Федерации в области художественной искусства, также открыла

электронную площадку конкурсов и грантов.

В Мурманской области грантовая (и/или субсидиарная поддержка) в сфере художественной культуры оказывается Министерством культуры. В частности государственным органом проводятся конкурсы для физических лиц, как возможность получить финансовую поддержку на реализацию конкретных проектов индивидуальным деятелям культуры региона; осуществляется государственная поддержка компаний и предпринимателей, осуществляющих производство, прокат и показ фильмов на территории Мурманской области; субсидируется деятельность региональных отделений профессиональных творческих союзов на реализацию программ по пропаганде ценностей, связанных с сохранением регионального культурного и исторического наследия. Развитие художественной культуры находится также в поле зрения высшего должностного лица региона. Так, на издание произведений писателей Мурманской области, способствующих сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей предоставляются гранты Губернатора Мурманской области.

Особое внимание уделяется грантовой поддержке некоммерческих организаций. В рассматриваемой сфере приоритетными признаются проекты по организации семейного досуга, продвижению чтения, развитию культуры в небольших населенных пунктах, развитию современного искусства, онлайн-проекты и проекты, направленные на интеграцию культурного наследия в современный контекст.

В настоящее время в Мурманской области вновь проводится конкурс грантов на проекты в сфере культуры и искусства для некоммерческих организаций. Поддержку в рамках конкурса смогут получить некоммерческие организации, которые предложат проекты, направленные на сохранение, развитие и популяризацию культуры региона.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время государство заинтересовано в развитии взаимодействия с некоммерческими организациями в сфере художественной культуры. Разработаны меры грантовой поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях, что позволяет расширить возможности получения поддержки на реализацию значимых для культуры региона инициатив, которые направлены на улучшение качества жизни населения, на развитие творческих способностей и потенциала.

Из этого можно сделать вывод, что государство и некоммерческие организации являются взаимодополняющими, сильными компаньонами, которые способствуют решению многих вопросов в данной сфере. Используя сильные стороны данного взаимодействия, анализируя и корректируя слабые, возможно повысить инвестиционную привлекательность и конкурентные преимущества региона, а главное - создать благоприятные условия для гармоничного развития самого человека в Мурманской области.

Список использованной литературы:

1. Бирюкова, Т.С. Управление сферой культуры в регионе / Т.С. Бирюкова, И.А. Кох. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/upravlenie-sferoy-kultury-v-regione (дата обращения: 27.01.2022).

2. Интернет-портал «Культура. Гранты России» - Обновляется в течение суток. - Режим доступа: https://grants.culture.ru/ (дата обращения: 20.02.2022). - Текст: электронный.

3. Московкина, Ю.А., Грантовая поддержка некоммерческих организаций как мера для развития «третьего сектора»/ Ю.А.Московкина// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 11 (126). - С. 108-110. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека Elibrary.ru [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44151354 (дата обращения: 17.02.2022).

4. Национальный проект «Культура». - Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России). - Обновляется в течение суток. - Режим доступа: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/(дата обращения: 18.02.2022). - Текст: электронный.

5. О грантах Губернатора Мурманской области на поддержку проектов современного искусства от 16 марта 2020 года N 48-ПГ (с изменениями на 6 декабря 2021 года) (в ред. постановлений Губернатора

Мурманской области от 04.08.2020 N 126-ПГ, от 30.10.2020 N 169-ПГ, от 18.05.2021 N 61-ПГ, от 02.07.2021 N 94-ПГ, от 06.12.2021 N 167-ПГ)/ Постановление Губернатора Мурманской области// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/570718196 (дата обращения: 06.02.2022).

6. О некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)/ Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

7. О предоставлении грантов в форме субсидии из областного бюджета на реализацию проектов в области культуры и искусства в Мурманской области от 04.06.2020 N 388-ПП (ред. от

17.11.2021)/Постановление Правительства Мурманской области// Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2022)

8. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 // Собрании законодательства РФ от 29.12.2014 № 52 (часть I). - Ст. 7753

9. Объявляется конкурс на предоставление грантов некоммерческим организациям в рамках национального проекта «Культура». - Обновляется в течение суток. - Режим доступа: https://konkurs.rcfoundation.ru/public/news/ 250cd96f-1d77-4902-91b6-8b4fea4bd842 (дата обращения:

18.02.2022). - Текст: электронный.

10.Петрулев Д.С., Гусарова М.С. Государственное регулирование грантовой политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2019. - №6. - С. 241-254.

11. Российский фонд культуры. - Обновляется в течение суток. - Режим доступа: https://konkurs.rcfoundation.ru (дата обращения: 18.02.2022). - Текст: электронный.

12. Фатова С.А., Развитие многоканальной системы финансирования сферы культуры в современных условиях/ С.А. Фатова. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mnogokanalnoy-sistemy-finansirovaniya-sfery-kultury-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.02.2022).

13. Флиер А.Я. Природа культуры и закономерности ее развития / А.Я. Флиер. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-kultury-i-zakonomernosti-ee-razvitiya (дата обращения: 27.01.2022).

14. Фонд Президентских грантов: официальный сайт. - Обновляется в течение суток. - Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/ public/home/about (дата обращения: 12.02.2022). - Текст: электронный.

15.Якимова Т. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России / Т. Б. Якимова . - Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskie-organizatsii-kak-osnovnoy-institut-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 03.03.2022).

© Федотова А.В., Евтушок О.М., 2022

УДК 336.1

Яхина Ю.В.

студент БашГУ Россия, г.Уфа

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПРОЦЕССА В РОССИИ

Аннотация

В данной статье основное внимание уделяется процессам взаимодействия финансовых институтов, которые аккумулируют свободные денежные средства и инвестируют в экономику страны. Цель статьи - провести анализ структуры и динамики инвестиций в основной капитал и определить роль финансовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.