Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №3,2011
ГРАНИЦЫ И ПЕРЕХОДЫ: СОЦИОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Границы и переходы: социальные инновации в культурном процессе. Междунар. науч. конф. (2010, Самара).
Материалы 5-ой Междунар. науч. конф. «Границы и переходы: социальные инновации в культурном процессе», 25-26 марта. 2010 г. [Текст] / СГОО «Самарское культурологическое общество - «Артефакт - культурное разнообразие» / Отв. ред. В.И. Ионесов. Самара: ООО «ВЕК#21», 2010. 474 с.
Человек существует в мире неоднородной культуры, ее структура определена границами и переходами. Конфликт культурных ценностей или взаимодействие разных культурных систем заставляют преодолевать рамки привычной социальной жизни. Противостояние и диалог культур выражается на границах и в условиях трансформаций (перехода). Но пограничное сознание характерно для человека в целом. Ведь наш духовный мир невозможен без границ, мы существуем в рамках определенных стереотипов, имеющих бинарное содержание. Например: «нравственность-безнравственность», «свой-чужой», «добро-зло», «красота-уродство», «бог-дьявол», «жизнь-смерть». Этот бинарный ряд можно продолжать до бесконечности. Очевидно, что исследование феномена «граница» как особой культурологической категории в тесной взаимосвязи с явлением «перехода» актуальна. В поликультурном глобализированном мире, ломающем границы и стереотипы мышления, особый смысл приобретает поиск переходов к новому состоянию цивилизации, чьи границы еще не сформированы.
Рецензируемый сборник научных статей представлен статьями культурологического, исторического, психологического и социологического содержания. Здесь опубликованы материалы международной конференции, участниками которой стали ученые из России, Румынии, Индии, Великобритании, США.
В разделах сборника представлены достаточно широкие взгляды, но можно выделить несколько магистральных идей:
- граница как способ идентификации культуры;
- преодоление границ и поиск переходов в условиях глобализации;
- роль традиций и инноваций во взаимодействии границ и переходов;
- границы и переходы в формировании генерализации культуры;
- психолого-педагогические аспекты восприятия границ и переходов;
- границы и переходы как способ структурирования культуры.
Вот только некоторые из научных проблем, исследуемых авторами статей. Немаловажно, что
категории «граница» и «переход» рассматриваются как явления не только духовной и социальной жизни, но и в контексте материальной культуры в археологических исследованиях (статьи Р.К. Писипати, А. Комса). Исследование феномена границ и переходов на примере погребального обряда позволяет нам осмыслить фундаментальную бинарную оппозицию «жизнь-смерть».
Интересен первый раздел сборника «Границы и переходы в пространстве культуры». Здесь предпринята попытка определения смысла и содержания понятий «граница» и «переход» как теоретической антропологической и философской категории. Статьи второй главы «Границы и переходы в эпоху глобализации» актуализируют внимание на остроте столкновения границ и переходов в процессе современных социокультурных трансформаций. Смена старых культурных норм выражается в цивилизационном разломе, социальных и личностных кризисах, конфликтах. Поэтому поиск моделей преодоления такого кризиса путем осознания разрушающейся границы и осуществления глобального перехода немаловажен. Эти аспекты затронуты в статьях Д. Банзла, К.Н. Ермолаевой, Л.В. Немцева и пр.
Но не следует забывать, что именно границы позволяют нам сформировать собственную идентичность, а диалог в момент перехода раскрывает сущность родной культуры, позволяет заявить о себе. Поэтому идеи конструктивного смысла границы, а также перехода как некоего необходимого «пограничного пункта», важного структурного элемента культуры актуализированы в ряде статей. Так, позитивистское восприятие границы предложено в работе А.И. Белкина «Динамика девиантного поведения и психологические границы личности». Граница и переход в контексте школы структурализма рассмотрены как единое целое, способ самораскрытия и толчок для эволюционного развития в работе В.И. Ионесова «Границы и переходы: мультикультур-ные основания глобальных трансформаций».
Наконец, практическая направленность характерна для третьей главы сборника «Границы и переходы в дискурсе социального и педагогического знания». Здесь авторы предприняли попытку найти способы «безболезненного» преодо-
Рецензии
ления социальных, национально-религиозных границ, старых стереотипов в условиях информатизации и глобализации.
В целом «оптимистическая» концепция данного сборника позволяет осмыслить границы и социокультурные трансформации как органичное явление культуры человечества. Магистральная идея книги: создание адекватных форм идентификации своих культур в процессе диалога, принятие многополярности мира - это не
просто условие выживания культуры, но и элемент нового «сознания» культуры.
Кандидат культурологии, доцент кафедры философии и общегуманитарных наук Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, майор внутренней службы А.Г. Ипполитова